Авилов Михаил Иванович

Michael Avilov

(1882 - 1954)

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Авилов Михаил Иванович — русский советский живописец, график, сценограф.


Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903-1904). В 1904-1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо , с 1910 — Н. С. Самокиша . В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» .

Жил в Петербурге (Петрограде — Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников» , Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники» . Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе , Ленинградском художественно-промышленном техникуме . С 1923 — член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны» , 1926; , 1926; , 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 — Государственной премии СССР за картину (1943), в 1953 — народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в , профессор. С 1947 — действительный член .

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов — один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей — снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.


Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , , ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
___________________________

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского , известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры - это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в .

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Руб о , автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой» , а также Николай Семенович Самокиш , тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее - «Переход Красной Армии через Сиваш" . От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след - Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.

Начал он все-таки издалека, с полотна . Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны» , созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника - . Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение - это шаг к новой, более значительной работе.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами - это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», - без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

Начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба - и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга , сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов .

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина - народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее .

Михаил Иванович Авилов (1882-- 1954)

Биография

Авилов Михаил Иванович -- русский советский живописец, график, сценограф.

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет. Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903-1904). В 1904-1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 -- Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

Жил в Петербурге (Петрограде -- Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А.И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914-1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след - Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки. После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).

Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами - это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», - без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина - народным художником СССР. Преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.

Работы автора находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее (Украина), историческом музее им. Д.И. Яворницкого (Украина), Николаевском художественном музее им В.В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

  • · «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913)
  • · «Опричники» (1916)
  • · «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва)
  • · «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943, Русский музей)

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре.

Авилов Михаил Иванович

Живописец, график, сценограф

Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1903), посещал школу Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 в качестве вольнослушателя продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 - Н. С. Самокиша. В 1913 получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

Жил в Петербурге (Петрограде - Ленинграде). Работал преимущественно в области батальной живописи, обращался к книжной иллюстрации, плакату. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники». Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917); публиковал в журналах военные зарисовки.

После демобилизации жил в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздничным мероприятиям. Сотрудничал в издательствах, выполнял театральные декорации.

В 1921 возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 - член и экспонент АХРР. Создал ряд произведений на темы гражданской войны («Сибирские партизаны», 1926; «Разоружение частей колчаковской армии», 1926; «Прорыв польского фронта Первой конной армией», 1928).

В 1944 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1946 - Государственной премии СССР за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943), в 1953 - народного художника РСФСР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор. С 1947 - действительный член Академии художеств СССР.

Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.

Авилов - один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. В своем творчестве выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства; большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок с предметов, моделей, лошадей. Манере Авилова присущи звучность колористического решения и ясность композиции.

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

18 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге появился на свет Михаил Иванович Авилов. С юных лет мальчик любил рисовать, и родители поощряли это занятие. Они же стали инициаторами поступления сына в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», случилось это, когда Михаилу не исполнилось и 11 лет.

После окончания гимназии Михаил оказался перед дилеммой: продолжить занятия рисованием или поступить в институт. Но любовь к кисти все-таки перевесила. Он поступил в студию Льва Евграфьевича Дмитриева-Кавказского, известного своими многочисленными офортами картин и гравюрами. Учеба у мастера-гравера продолжалось в течение года, а потом Михаил понял, что гравюры – это не его путь, и поступил в качестве вольнослушателя в Академию художеств.

Здесь ему повезло больше. Опеку над юношей взяли мастер панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо, автор появившихся в период учебы Авилова батальных полотен «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» и «Бородинский бой», а также Николай Семенович Самокиш, тоже любитель батальной живописи, оставшийся в истории самым известным своим полотном, созданным гораздо позднее – «Переход Красной Армии через Сиваш. От каждого из этих мастеров Михаил взял что-то свое, но в годы учебы в Академии художеств, которая продолжалась 10 лет, Авилов особое внимание уделял точному изображению деталей снаряжения, мундиров, оружия. А «коньком» начинающего баталиста стали наброски стремительного бега лошади. Не случайно Михаил Иванович очень много времени посвящал зарисовкам с натуры, часто пропадая на ипподроме.

Впрочем, он и предположить не мог, что вскоре его жизнь круто изменится. Начало войны Михаил Иванович встретил в столице Российской империи и вполне мог избежать мобилизации, так как уже тогда подавал большие надежды. Но он решил, что в такие трудные минуты нельзя отсиживаться за спинами других и добровольцем ушел на фронт. Почти четыре военных года провел Авилов в солдатской шинели, протопав все военные дороги рядовым бойцом. Но зато, когда он вернулся в Северную Пальмиру, это уже был уже не восторженный молодой человек, а тертый жизнью мужчина.

Такое изменение не могло не сказаться и на его творчестве. Теперь он смело брался за то, к чему раньше не решался подступиться. И три года, с 1918 по 1921, проведенные в Тюмени, где он фактически отвечал за оформление города во время всех празднеств, тоже оставили свой след – Михаил Иванович освоил «размах», ему уже тесно стало в рамках обычного портрета или зарисовки.


Рабочие привозят пушки Пугачеву


Начал он все-таки издалека, с полотна «Рабочие привозят пушки Пугачеву». Но темы гражданской войны, темы мужества пролетариата уже «стучались в двери». Тюменские воспоминания послужили хорошим подспорьем в написании полотна «Сибирские партизаны», созданные в 1926 году, а год спустя появилась одна из знаковых картин художника – «Прорыв польского фронта армией Буденного». Остается добавить, что все эти годы (вплоть до 1930-го) Михаил Иванович преподает в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. Правда, некоторым студентам было невдомек, почему наряду с батальными полотнами их кумир создает еще и плакаты, но Авилов терпеливо отвечал, что любое произведение – это шаг к новой, более значительной работе.


Прорыв польского фронта конницей Будённого. 1927 г.


Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Ивановичу было уже почти 60. Во второй раз «фокус» с добровольным вступлением в армию не прошел, ему мягко намекнули в военкомате, что его оружие не винтовка, а кисть. «Вот если Вы напишете что-то патриотичное, значительное, способное поднимать советских людей на беспощадную борьбу с фашистами – это и будет ваш важный вклад в победу. А врага мы, дедушка, и без Вас разобьем», – без обиняков сказал ему годящийся во внуки молодой военный. Эта мысль не давала покоя и самому Авилову. Он задумал работу над полотном, которое и принесло ему наибольшую славу.

«Поединок Пересвета с Челубеем» начал создаваться в те времена, когда враг рвался к Сталинграду. Весь советский народ с замиранием следил за тем, как сражаются красноармейцы-герои, цепляясь за каждый клочок родной земли. И эта героическая оборона придавала Авилову новые силы.



«Поединок» стал своеобразным подарком советским воинам, которые разгромили врага у Курска и Орла, и погнали фашистов далеко на запад. Конечно, не обошлось и без образных сравнений. Многие «рассмотрели» в образе Пересвета самого Иосифа Виссарионовича, а в предводителе темных сил, естественно, фюрера. Правда, историки скрывали от широких масс, что в этом поединке практически сразу после его начала пали оба – и Пересвет, и Челубей.

Но полотно Авилова, без всякого преувеличения, стала таким же символом Великой Отечественной, как репортажи Ильи Эренбурга, сообщения Совинформбюро или карикатуры Кукрыниксов.

Спустя год после окончания Великой Отечественной войны за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаил Иванович Авилов получил Сталинскую премию. В следующем году он становится действительным членом Академии художеств СССР, в год смерти Сталина – народным художником СССР. Преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Михаил Иванович скончался 14 апреля 1954 года на 72-м году жизни. Он похоронен в Александро-Невской лавре. А картину «Поединок Пересвета с Челубеем» любой желающий может увидеть в Государственном Русском музее.


Царевич Иван на прогулке



Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта



Взятие станции Касторная



Конь, запряженный в санки



Московская тройка.



На Мамонтова!



Опричники в Новгороде



Партизаны в белорусских лесах



Разоружение частей Колчаковской армии. 1926



Танки на манёврах. 1934 г.



Выбор места для боя

Биография

Выдающийся русский и советский живописец, график, иллюстратор и педагог. Один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник РСФСР (1953).

Работал главным образом в батальном жанре, мастер масштабных исторических полотен посвящённых ратным подвигам и героическим победам русского народа. В основном творчество Авилова посвящено знаменательным страницам российской истории; гражданской и Великой Отечественной войне. Много занимался книжной графикой, автор многих революционных и антифашистских плакатов 1920–1940-х годов («Революция 1905 года» 1930, «Руби гадов!» 1941, «Били, бьем и будем бить» 1942).

Михаил Авилов начинал своё обучение в школе Общества поощрения художеств (1903), позже посещал студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 годах в качестве вольнослушателя обучался в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств (ИАХ) в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 года – у Н. С. Самокиша. По окончании получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913). В этом же году создаёт другое историческое полотно «Царевич Иван Иванович на прогулке».

Жил в Петербурге (Петрограде – Ленинграде). Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники».

Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917). Свои первые фронтовые зарисовки Авилов опубликовал в петроградских журналах «Солнце России» и «Нива». В это же время написал картину «Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта». После демобилизации жил в Иркутске, Тюмени, Барнауле, где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздникам. Работал иллюстратором в издательствах, выполнял театральные декорации спектаклей. В 1921 году Михаил Авилов возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 года член Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1922 по 1930 год являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

Создал ряд значительных произведений на упомянутые темы: «Рабочие привозят пушки Пугачеву», «Тарас Бульба с сыновьями» (1922), «Разоружение частей колчаковской армии» (1926), «Сибирские партизаны» (1926), «Прорыв польского фронта конницей Будённого» (1927), «Прорыв польского фронта Первой конной армией» (1928). Многие исторические картины художника отличаются особым динамизмом, сложной многофигурной композицией, большим количеством подробно проработанных деталей и аксессуаров. Большое внимание уделял точности исторических деталей - снаряжения, мундиров, оружия, достоверной передаче динамики движения, для чего выполнял множество натурных зарисовок и штудий моделей, лошадей. Живописной манере художника присущи колористическое разнообразие и ясность образов. Михаил Авилов участвовал в создании известной панорамы «Штурм Перекопа».

В годы войны создал одну из самых знаменитых батальных картин в русском искусстве – «Поединок Челубея с Пересветом» (1943). На этой картине запечатлена легендарная битва между двумя богатырями, которая показывает непобедимый дух русского народа, свергнувший татаро-монгольское иго. Картина «Поединок» стала своеобразным подарком бойцам Красной армии, которые разгромили врага под Курском и Орлом, и погнали фашистов на запад.

Работы М. И. Авилова находятся в крупных столичных и региональных музеях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пермской картинной галерее, Днепропетровском художественном музее и других.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 1 (461) от 16.01.2018

Последнее десятилетие XX века оценивается современниками весьма противоречиво: кто-то называет его «проклятыми 90-ми», а кто-то, наоборот, вспоминает как период свободы и возможностей. В 2018 году станут совершеннолетними те россияне, которые 90-е не застали совсем. «Газета недели» попросила саратовского предпринимателя Михаила Авилова (владельца салонов «Villeroy & Boch» и «Телепорт»), который занимается бизнесом ещё с конца 80-х, развенчать мифы о том времени и заодно сравнить его с нынешним.

Михаил Владиславович, бытует мнение, что чтобы разбогатеть в 90-х, нужно было обязательно нарушить закон или что-нибудь украсть. Это так?

Совершенно не так. У каждого были свои 90-е. Те, кто по своей природе был «заточен» под бандита, занимались рэкетом. А те, кто под создание дополнительной стоимости - торговлей, логистикой, ноу-хау, да чем угодно. Конечно, очень многие состояния действительно начинались с приватизации, когда заводы и недвижимость продавались за бесценок - хотя и на это деньги сперва нужно было заработать. Но всё равно такой сценарий был совершенно необязательным.

По моим весьма субъективным ощущениям, где-то половина капиталов того времени была заработана вполне честным путём. К тому же сделать капитал - это одно, совсем другое - сохранить его и приумножить. Вот здесь уже воровство не поможет, это творчество и бизнес. С этим справились единицы, и сейчас эти люди числятся в первых сотнях «Форбс» (списке самых богатых россиян, регулярно составляемом журналом «Forbes». - Прим. ред. ).

- Говорят, что 90-е были золотым временем для бизнеса, а сейчас всё наоборот. Это правда?

Никогда не бывает ничего золотого. Всё всегда взвешенно. Конечно, в 90-е ты посадишь ветку - вырастет дерево. Потому что, во-первых, конкуренция была гораздо меньше, чем сегодня. Бизнес только появлялся, и он был очень простым: купил на одном конце Москвы за рубль - продал на другом за пять. Во-вторых, рынок тогда проглатывал всё: любую чепуху, даже дорогущие вещи. В стране был тотальный дефицит, деньги бегали за товаром. Помню, когда в 95-м мы начали заниматься мебелью, к нам приезжала фура, и мы продавали прямо с колёс, не занося в зал.

Сегодня это трудно себе представить: чтобы достучаться до потребителя, приходится прилагать огромные усилия, а это означает дополнительные издержки и уменьшение средств, которые ты можешь пустить на развитие.

Но при этом в 90-е были сумасшедшие ставки по кредиту: помню, «Сбербанк» выдавал займы под 360 процентов годовых, то есть под 1 процент в день. 240 процентов считалось уже верхом удачи. И если тогда было меньше налоговых проверок и контролирующих органов, то работали другие структуры, изымающие излишки - те же бандиты.

- Вы сами бандитам когда-нибудь платили?

Нет, хотя сталкивался с этим регулярно. Во-первых, я не обладал настолько большим бизнесом. Во-вторых, у меня в этой среде были и остаются друзья детства, так что все вопросы мы решали по-другому. Если люди для меня что-то делали, в ответ я предоставлял им взаимные услуги, обходились без откатов и оплат. Бандиты ведь тоже были частью общества и быстро интегрировались в бизнес.

- А ваши знакомые предприниматели платили?

Знаю, что некоторые платили, хотя лично я при этом не присутствовал. Но чтобы кто-то кому-то платил ежемесячно - об этом я даже не слышал. Понимаете, бандиты ведь тоже просто так не приходили. Они появлялись по каким-то наводкам: если ты где-то «накосячил», кого-то задел. Тогда с тебя уже могли спросить. А если ты нормально строил бизнес, уважительно относился к людям, на тебя никто не жаловался, ты не лез на рожон и не бычился - то какие к тебе могли быть претензии? Конечно, были и беспредельщики, но они быстро кончились, потому что на любой автомат находился свой пулемёт. Вся эта беготня с паяльниками очень скоро ушла в прошлое, вопросы стали решать более-менее вменяемые люди.

- А какие вопросы они решали?

Например, есть спорная ситуация между двумя предпринимателями: кто-то кого-то обманул, неправильно понял, взял дополнительные обязательства и не смог их вовремя выполнить и так далее. Договориться между собой они не могут, а вопрос требует срочного решения. Тогда подключается третий арбитр. Государство в виде полиции и судов в то время занималось совсем другими делами и не принимало никакого участия в этих процессах. А природа же не терпит пустоты. Вот тогда и появились такие решальщики - иногда это были действительно бандиты, а иногда просто авторитетные люди.

- То, что в двухтысячных бандиты стали заканчиваться, - это связано именно с приходом Путина к власти?

Мне кажется, здесь нет какой-то одной причины. Если рассуждать глобально: любой хаос стремится к порядку, а порядок - к хаосу. Хаос 90-х стремился к порядку, потому что в нём проще и понятнее жить. Но в идеальном состоянии система тоже не может долго находиться - и тогда порядок начинает разрушаться. Это движение бесконечно. Поэтому я не думаю, что уход эпохи 90-х был результатом конкретно чьей-то целенаправленной работы. Это произошло по целому ряду объективных и субъективных факторов.

Переломным моментом стал кризис 98-го года: наступило отрезвление, смыло пену, которая скопилась за все эти годы. И уже после этого началось какое-то вменяемое движение.

А когда пришёл Путин, действительно появилось ощущение, что у нас впереди что-то есть и за это стоит цепляться. Для бизнеса появилась новая формация - государство в виде регулятора. Решальщиков вытеснили люди в погонах. Стали лучше собираться налоги, вместо дикого рынка заработала бизнес-ткань, появилась какая-то деловая этика. Ведь в 90-е все ориентировались на ощупь. Никто не знал, что делать и как себя вести. Здесь потрогал - тебя ударили, пошёл туда. Выжили те, кто не свинничал и не заказывал своих партнёров. И не бегал по каждому поводу жаловаться бандитам.

- То есть приход Путина хорошо сказался на бизнесе?

Изначально да. Начались более-менее вменяемые действия по наведению порядка в правовом поле, что всеми было воспринято позитивно. Путин с Кудриным (министром финансов России в 2000-2011 годах. - Прим. ред. ) смогли провести очень удачную налоговую реформу. Ведь тот груз налогов, который нёс на себе бизнес, не позволял ему развиваться, поэтому предприниматели стремились уходить в тень. А реформа дала экономике мощный толчок - бизнес вышел из тени, повысилась собираемость налогов, у государства появился неплохой бюджет, стали выстраиваться общественные институты.

Хотя, конечно, есть здесь и большая заслуга золотого нефтяного времени (с 2002 по 2008 годы цены на нефть выросли более чем в пять раз. - Прим. ред. ): это дало дополнительные сверхдоходы в бюджет, повлекло инвестиции в экономику и так далее.

- Когда начинать бизнес было проще: в 90-е или сейчас?

С формальной стороны тогда и сейчас всё примерно одинаково. Вообще, в таком вопросе в первую очередь важен внутренний настрой человека. Это и есть самое сложное. Остальное уже детали. В два окна тебе надо обращаться за справками или в пять - это не принципиально. Если человек внутренне не готов к бизнесу, ему в любое время всё будет мешать. На самом деле это миф - что тогда было какое-то особое время возможностей. Возможности есть всегда, просто когда-то их больше, а когда-то меньше. И всегда есть люди, которые ими пользуются либо не пользуются.

В 90-е, например, совершенно отсутствовала нормальная работа чиновников. Сейчас в каких-то моментах бюрократию даже можно похвалить, а тогда чиновничий беспредел был такой, что будь здоров. Никто ничего не хотел делать, кроме как ради своего кармана. Зато в худшую сторону изменился уровень подготовки кадров. Сегодня он никакой. Люди, которые приходят на вакантные должности, элементарно не обладают грамотной речью. В 90-е школы и институты ещё давали какие-то базовые знания, а теперь, мне кажется, там этого просто не требуют.

- Если бы вам предстояло начать бизнес сегодня, а не тогда, вы бы сделали это?

Если честно, я бы подумал. Очень крепко. Может быть, действительно чем-то другим бы занялся. Просто потому что в текущей экономической ситуации не вижу светлого горизонта. Время не то. Сегодня мы видим картину, обратную двухтысячным: налоги растут, инвестиции падают, бизнес схлопывается.

- А говорят, что российская экономика, наоборот, на подъёме. Президент недавно про это рассказывал...

Сейчас смеяться буду. В каком месте она на подъёме? Лично я чувствую, что становится только хуже и хуже. Основное показатель экономики - это платёжеспособный спрос населения. Но пока он падает, и падает стремительно. Период, когда платёжеспособность была такой же низкой, я помню только в кризис 98-го. Но тогда у людей всё равно оставались сбережения, и уже в 99-м началось какое-то движение. А сейчас те, у кого остались деньги, просто их не тратят.

- Сегодняшний кризис, по вашим ощущениям, тяжелее, чем кризисы 98-го и 2008-го?

Кризис 2008-го я даже как-то не заметил - были трудности, но не глобальные.

А вот с 98-м сложно сравнивать. Тогда все активы обесценились ровно в четыре раза, образовался экономический вакуум, никто не знал, что делать и что будет завтра. И это произошло одномоментно: просто раз - и всё, начинай с чистого листа. А сейчас идёт постепенное удушение - такая ползучая асфиксия. Чувство неопределённости и растянутости даже похуже, чем в 98-м. Вроде бы у тебя всё ещё что-то есть, и это работает, но дела идут всё хуже и хуже. Для того чтобы держаться на прежнем уровне, приходится прикладывать огромные усилия. Точек роста я не вижу, окончательное схлопывание может произойти очень быстро - в течение месяца-двух, и в этом состоянии мы живём уже долгое время.

- Так всё-таки хорошо, что 90-е ушли?

Скорее, да. С одной стороны, то время вспоминается как действительно интересное. Это был период позитивных ожиданий. Всё росло, развивалось, кто-то постоянно чем-то занимался и всегда был на волне удивления: «Вот это они сделали, давай так же или по-другому!». С другой стороны, как-то мутно всё было. Мы жили одним днём и не знали, что произойдёт завтра. Утром ты уезжал из дома и не мог даже предположить, когда вернёшься. Можно было попасть под раздачу просто потому, что ты проходил мимо. Сейчас порядка всё-таки больше. Пускай даже этот порядок несовершенен и не всем нравится.