Нэлли Журавель
Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе

Учитель :

Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству . Устное народное творчество - это всё то , что передавали люди из уст в уста на протяжении веков. А ну-ка сами подскажите мне, что передавали из уст в уста? (Ответы детей)

Совершенно верно. Это сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки, прибаутки, песни. Вот сколько всего! И всё это относится к устному народному народному творчеству . Давайте начнём с пословиц.

1сказочница : Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

2сказочница : Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

3сказочница : Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей :

Давайте вспомним их, друзья.

1сказочница : Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

2сказочница : Что друг не тот, кто мёдом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет,

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего.

3сказочница : Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

Кто кричит : «Я помогу!»

А пришло время : «Не могу!»

1сказочница : Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И почитай учителя, как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

2сказочница : Грамотей не тот, что читать умеет,

А кто слушает, да разумеет.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

3 сказочница : Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

1сказочница : Согласитесь : лень и плут

До добра не доведут.

2сказочница : В общем всё вам расскажи, да укажи,

Разжуй, да в рот положи.

А «авось» , да «как-нибудь»

До добра не доведут.

Каждая группа ребят получает свою пословицу. Кто быстрее

справится, тот и победит в данном конкурсе.

(Учитель раздаёт командам конверты, в которых лежат разрезанные пословицы :

1. Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

2. Новых друзей наживай, а старых ни за что не теряй!

3. Без букв и грамматике не учатся и математике.)

Жюри подводит итоги первого конкурса. На доске нарисованы рыбки. Внутри каждой написан слог, а на хвосте написан номер.

Учитель : Здесь зашифрована пословица. Слушайте внимательно задание.

1сказочница : Эта рыба не простая,

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой.

Труд для разума и взгляда :

Слова все поставить надо

Друг за другом в чёткий строй.

2сказочница : Строчки ждут! Вникай в детали!

Слово то поставь в начале,

Где всего одна черта.

После то, где две скрестились.

Строго выбери места,

Вмиг прочтётся всё тогда!

(Зашифрована пословица : Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал)

Учитель : Ребята! Следующий раздел нашего устного журнала посвящён головоломкам и ребусам. Головоломки - это такие задачки, которые заставляют задуматься, поразмыслить, короче, поломать голову.

(На доске записаны буквосочетания в 3 ряда :

оз ма гр рт ой --

ап во ре до ль й --

тр ма ав й ой –)

(Ответ : Март - грозой, апрель - водой, май – травой.)

Каждая группа сообща решает, что зашифровано. В течение 5 минут записывает на листочке и сдаёт жури. Кто ответит верно и быстро, тот победитель. Жюри подводит итоги.

Учитель : К устному народному творчеству относятся и поговорки. Это маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление. Я расскажу вам о некоторых из них.

1сказочница : Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят : «Перестань бить баклуши» . Эта поговорка существует со времён, когда кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Для этого надо было в начале отколотить, отбить от бревна кусочек – «баклушу» . Заготавливать баклуши поручалось подсобным рабочим, подмастерьям. Это было лёгкое, пустяковое время, не требующее особого умения. Отсюда и выражение – «бить баклуши» - т. е. заниматься лёгким, пустячным делом.

2 сказочница : Другое крылатое выражение«белены объелся» . Оказывается «белена» - это ядовитое растение. И тот, кто съест плоды белены, становится как бы безумным : бредит, буйствует, нередко умирает. Теперь понятно, почему слова «Да ты, верно белены объелся» применяется в народе к людям , делающим всевозможные глупости, к буянам, к чудакам, к тем у кого «ум за разум зашёл» .

3 сказочница : А вам когда-нибудь говорили : «Некогда мне с тобой в бирюльки играть!» знаете, что это значит? Оказывается, бирюльки – старинная игра. Перед играющим лежит куча разных крошечных вещичек – бирюлек. Требуется маленьким крючком вытащить из груды одну бирюльку за другой так, чтобы остальные не потревожить. Прекрасное занятие для бездельников! Поэтому выражение «Играть в бирюльки» означает заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

1сказочница : Ещё одна поговорка : «В мутной воде рыбку ловить» . Раньше рыбаки специально старались замутить воду в реке, чтобы ослепить рыбу и побольше поймать её в свои сети. Так с тех пор говорят о человеке, который специально обманывает, придумывает, запутывает, т. е. как бы мутит воду для достижения своих целей, нечестным путём добивается собственного благополучия. Он действует как рыбак, ослепляющий рыбу мутной водой.

2 сказочница : И последняя на сегодня поговорка : «Заруби себе на носу!» означает : запомнить что- либо крепко- накрепко, навсегда. Но слово «нос» , в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка для записей» . В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки для памяти. Эти дощечки и звались носами. Запомнили, что поговорка «Заруби себе на носу» означает запомнить что – либо крепко – накрепко.

Учитель : Вы знаете такую пословицу : «Испокон века книга растит человека» , т. е. книга углубляет наши знания, расширяет кругозор, заставляет человека обратить внимание на что – то очень важное. Вы читаете много книг на уроках чтения. А интересно, запоминаете ли вы авторов прочитанных книг? Сейчас мы проверим. (Каждая команда получает листочек, где на одной половине записаны авторы, а на другой- названия книг. Надо провести стрелочки от названия книги к фамилии автора, который её написал. 5-6 названий из изученного в течение учебного года материала.)

Учитель : Следующий вид устного народного творчества – загадки . Загадка – это такое изображение предмета, которое нуждается в разгадке, в истолковании. Сейчас мы проверим как вы умеете разгадывать загадки.

(Каждая группа получает листок, на котором написано по 5 загадок.)

1 группа :

1. Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось. (Жёлудь)

2. Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)

3. Чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают, кто их прочитает.

(Буквы)

4. Белая чайка по чёрному полю скакала, след за собой оставляла. (Мел)

5. Есть, друзья, такая птица, если сядет на страницу, очень рад бываю я,

а со мною вся семья. (Десятка)

2 группа :

1. Стою на крыше всех труб выше. (Антенна)

2. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два

блестящих огонька. (Машина)

3. Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу. Из-за этой баловницы

получил я единицу. (Клякса)

4. В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник)

5. Кругла как шар, красна как кровь, сладка как мёд. (Вишня)

3группа :

1. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

2. Если ему работу дашь, зря трудился карандаш. (Ластик)

3. Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

(Осёл)

4. На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывает страны,

реки, горы, океаны. (Глобус)

5. Ни зверь, ни птица – всего боится. Половит мух – и в воду плюх.

(Лягушка)

(Жюри оценивает последний конкурс и подводит итог соревнования.)

Учитель : Вот и закончился наш устный журнал , который познакомил вас с

устным народным творчеством . Надеемся, что журнал вам

понравился, а, главное, вы много узнали для себя нового. А сейчас-

награждение участников и победителей.

(Детям вручаются книги, а победителям ещё и фломастеры)

Урок литературного чтения в 3 А классе по теме

Устное Народное Творчество»

Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

    Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;

    Совместного проживания содержания художественного материала;

    Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;

    Совместной групповой и коллективной работы;

    Развития воображения и творчества учащихся.

    Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.

    Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся.

    Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.

    Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

анализ, сравнение, обобщение.

Раздаточный материал:

вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

    Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.

    Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.

    Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок

    Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.

    Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.

    Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.

    Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Ход урока

Организационный момент . Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Учитель.(слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

2. Тема урока.

Учитель. Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква.

Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?

-«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и другими народами.

«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.(слайд 2)

То что люди передавали из уст в уста, рассказывали, передавали из поколения в поколения. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

(Дети рассказывают своими словами).

Учитель. Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Давайте предоставим слово Дарье. Она приготовила нам доклад об УНТ.

Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, прибауток можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм. Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня мы убедимся в этом.


Учитель. Замечательно! Сегодня мы поведём разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Работать будем в парах, группами и индивидуально.

Дарья берёт лепесток цветка, на котором написано определение какого-то жанра. Мы должны отгадать вид жанра и выполнить данные задания по этому жанру. Поможем зацвести цветку?

1 лепесток: Краткое изречение с назидательным смыслом, в котором содержится народная мудрость (Пословица)

Учитель: 1задание Что обозначает это выражение? (работа в группах)(3 слайд)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях, о родине.

1)“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

2) “Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

3) «Родина – мать, умей за неё постоять». Человек должен защищать свою родину.

2 задание «Закончи пословицу» (индивидуальная работа)

Без труда не вытащишь …

Поспешишь …

Волков бояться, …

Как аукнется, так и …

Мороз не велик, а …

Век живи, …

Глаза боятся, а …

По одёжке встречают, …

Семь раз отмерь,..

Под лежачий камень … (и вода не потечет).

Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).

Делу время, … (потехе час).

Старый друг … (лучше новых двух).

Корень учения горек, … (да плод его сладок).

Ученье свет, … (а не ученье тьма).

Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).

Игра «Собери пословицу»(работа в парах)

Дрожит, осина, лист.

Дело, боится, мастера.

Чьё, знает, мясо, кошка.

Жить, кошка, собака.

Сани, зима, лето, телега.

Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.

Физминутка

Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной. Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость. (вывешивается лепесток на доску)

2 лепесток : - Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, требующее разгадки, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.(Это загадка)

Задание: Отгадать загадку.(работа в группах)(по 2 загадки каждой группе) (4 слайд)

1.Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2.Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух)

3. Рыжая, хвостом заметает следы. (Лиса)

4. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

5.С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком.(Собака)

6. По горам, по долам.

Ходит шуба, да кафтан (Овца)

О ком все загадки?

На какие группы можно разделить этих животных?

Учитель:Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 лепесток : - Что это- шуточные, весёлые, забавные, короткие истории в стихах.(Потешки, шутки, прибаутки)

(5 слайд) (картинки)

(каждой группе по 1 потешке обыграть)

    Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Только на гору взобрался,

Ему красный повстречался.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не замазкой –

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

2) Повёз Небось на ярмарку овёс. Лошадь замаялась по дороге. Видит Небось, что лошадь совсем не идёт. Развязал воз, снял с него один мешок и положил себе на плечи. Потом опять уселся на воз и давай погонять лошадь.

Но! Но! Пошла! Теперь тебе не так уж тяжело. Я сам на себе целый мешок везу.

3) – Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг…

Можно зашить?

Да иглы нет…

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Учитель: Вот и ещё один лепесток раскрылся)

4 лепесток : - О чём идёт речь? Они бывают:колыбельные, шуточные, плясовые, заклички, (о песне)

Следущее задание: Определите тему песни (работа в группе)

1.А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

ворота-то: скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

Ответ: Колыбельная.

2. Жаворонушки

На соломушке

Прилетите к нам

Принесите нам

Лето тёплое,

Соху, борону.

Унесите от нас

Зиму холодную,

Нам зима надоела,

Весь хлеб поела.

Ответ: Песня-закличка

3. Берёзонька моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька

Травка шёлковая.

Близ тебя, берёзонька

Красны девушки

В семик поют.

Ответ: Плясовая-хороводная

Молодцы, ребята. У нас раскрылся ещё один лепесток.

5 лепесток . - Это - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких, для того чтобы водить. (Это считалка)

1 задание. Каждой группе вспомнить по одной считалке.

1) Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

2) Шёл баран –
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт

Тот и вон пойдёт.

3) На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!

Я очень довольна вашей работой. У нас появился ещё лепесток.

6 лепесток - Вымысел, лживое сообщение, шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (Небылицы) (слайд 6)

Прочитайте сначала про себя небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом вместе шёпотом и затем хором.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

Молодцы!

Мы помогли раскрыться ещё одному лепестку.

7 лепесток . - Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения. «Скороговорки»

Задание Мы сейчас проведём артикуляционную физ.минутку. Подготовимся к чтению текста. - Проговорите свою скороговорку 2 раза.

Выберите одного из вас, кто прочитает скороговорку, не запинаясь и скажет, какие звуки часто повторяются?

1. Слышала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

2. Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.

3. Нисколько не скользко,

Не скользко нисколько.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

8 лепесток . Эти произведения из большого жанра. Вымышленные истории с чудесами, в которых добро побеждает зло.(Это сказка)

(7 слайд)

Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка)(8 слайд)

- Определите зачины и концовки: (работа в группах)

«За тридевять земель, в тридесятом царстве…»

«Стали они жить – поживать и добра наживать…»

Следующее задание. По отрывку определить сказку.(по 3 сказки каждой группе)

Читать сказки по очереди

1) Жила-была на свете лягушка квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. "Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!" (Лягушка-путешественница)

2) Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. (Каша из топора)

3) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

- Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

- Отчего же! - сказала колдунья. - Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, посади-ка его в цветочный горшок - увидишь, что будет! (Дюймовочка)

Молодцы!

Ребята, вспомните кто из художников создал много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказкок.

(11 слайд)

(12 слайд)

Учитель: Красна песня ладом, а сказка – складом!

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

Что понравилось на уроке?

Оцените работу своей группы?

Все ли вам удалось?

Обсуждение результатов проходит по группам(вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Д/з Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажете сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Устное народное творчество В переводе с английского «народная мудрость, знание»

Найди виды народного творчества заклички прибаутка повесть потешка рассказ пестушка Литературная сказка поговорка считалка басня стихи

о к з л ё н р н о А ф о ч е к к а ш А л ё н у к о н ь у з д е ч к а Е л е а н з о л о т е ы п е р с т е н ь 1 2 3 4 5 6 7 8

Отгадай русские народные сказки

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. - Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко.

Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: - Ох! Медведище меня чуть не задавил! Внучка плачет: - Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! Курочка на печке кудахчет: - Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! А мышка из-под печи пищит: - Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась!

Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может. - Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение. Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу. - Бери ложку, хозяюшка. Стал кашу есть да похваливать.

Какое там, - отвечал Мороз-Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят. А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул шапку да рукавицы и на снег бросил.

Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают. - Вот это хорошо, - сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

Художники

Виктор Васнецов

Иван Билибин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

  • Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
    автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.

Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.

  • Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.

Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину .

  • Какие виды народного творчества ты знаешь?

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное творчество".

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, и многое другое. Устное народное творчество придает яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор - Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

Инструкция

Относительно появления частушки в мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная , впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские ихохошки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т.д. В разных краях эти песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т.д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство.

Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке обычной, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России. Каждая частушка несет в себе , секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке. Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это творчество.

Каким бы несерьезным жанром ни считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих:

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю ;

Частушка несет в себе массу позитива (даже саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Источники:

  • Премудрый пискарь