Четверка коней, взметнувшаяся в небо, и покровитель муз, который ими управляет. Совсем скоро знаменитая скульптурная композиция вновь появятся на фасаде Большого театра. Квадрига Аполлона, как ее называют специалисты, готова, как и прежде, украсить главный театр страны. Реставрация скульптуры Клодта полностью закончена. По словам реставраторов, для восстановления символа Большого театра проделана колоссальная кропотливая работа, результаты которой сегодня смогли оценить журналисты. Рассказывают .

В руки реставраторов Аполлон попал очищенным от грязи, подтеков и коррозии. Правда, без фигового листа и лаврового венка. Каркас хоть и сохранился, но время не пощадило небожителя.

«Масса трещин. В частности, по лире, на пальцах, в голове дыра была и не одна», - сетует руководитель группы реставраторов Владимир Никифоров.

Лавровый венок для Аполлона выбирали из пяти эскизов. Каждый листик - а их пятьдесят восемь - чеканили вручную. Почти сто лет Аполлон обходился без фигового листа, но реставраторы на фотографиях XIX века эту деталь туалета обнаружили. Лист сделали заново.

«Изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане "Адам и Ева"», - замечает Владимир Никифоров.

После пожара 1853 года гипс поменяли на медь. В 1941 году в фасад Большого театра попала бомба. Кони и Аполлон чудом уцелели - толщина фасада ослабила удар, но осколок угодил в голову Аполлону и повредил колесницу. Реставраторы спасли Квадригу... Пробоины и вмятины устранили в 1958 году. В 1992 году была последняя реставрация. Каркас Квадриги пережил двадцатый век и для своих лет неплохо сохранился.

«Не хотелось трогать ту историческую работу, которая была произведена. Поэтому было решено Квадригу оставить на месте, работы производить на месте», - поясняет руководитель Дирекции по реконструкции, строительству и реставрации Алексей Супрунов.

Взявшись за коней, реставраторы были потрясены точностью работы Клодта. На высоте двадцати пяти метров этой филигранности не видно, но вблизи каждая деталь играет.

«До последнего ноготка, до последнего зуба все скрупулезно сделано», - заверяет Владимир Никифоров.

«Такие элементы, как пасть, сделаны анатомично четко. Язык, удила, даже зубы стерты», - подчеркивает реставратор Вадим Марков.

Реставраторы Эрих Кенстлер и Вадим Марков не выходили отсюда четыре месяца. Мастерскую устроили прямо на шатких лесах. Залезли в самую пасть лошадей. Коллеги по цеху назвали их стоматологами.

«Нужно было старую пайку не затронуть, но при этом запаять все утраты, а утраты были большие», - поясняет Марков.

«В этой области очень тонкий слой меди. Это было сделано методом гальванопластики, и нарастили очень тонкий слой. Дотрагиваешься - и получается отверстие», - добавляет Эрих Кенстлер.

Работали в четыре руки. Диагностировали и оперировали на месте. Вадим Марков говорит, что больше всего пострадал первый конь. Испорченную коррозией медь с колесницы заменили на новые пластины. Те, что датируются 1856 годом, уже стали историей.

Ко дню города защитную оболочку снимут с Квадриги Аполлона, и тогда шедевр Клодта предстанет во всем своем великолепии. Это будет окончание второго этапа реставрации Большого. Потом все силы бросят на зрительный зал и театральные технологии.

Четверка коней, взметнувшаяся в небо, и покровитель муз, который ими управляет. Совсем скоро знаменитая скульптурная композиция вновь появятся на фасаде Большого театра. Квадрига Аполлона, как ее называют специалисты, готова, как и прежде, украсить главный театр страны. Реставрация скульптуры Клодта полностью закончена. По словам реставраторов, для восстановления символа Большого театра проделана колоссальная кропотливая работа, результаты которой сегодня смогли оценить журналисты. Рассказывают .

В руки реставраторов Аполлон попал очищенным от грязи, подтеков и коррозии. Правда, без фигового листа и лаврового венка. Каркас хоть и сохранился, но время не пощадило небожителя.

«Масса трещин. В частности, по лире, на пальцах, в голове дыра была и не одна», - сетует руководитель группы реставраторов Владимир Никифоров.

Лавровый венок для Аполлона выбирали из пяти эскизов. Каждый листик - а их пятьдесят восемь - чеканили вручную. Почти сто лет Аполлон обходился без фигового листа, но реставраторы на фотографиях XIX века эту деталь туалета обнаружили. Лист сделали заново.

«Изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане "Адам и Ева"», - замечает Владимир Никифоров.

После пожара 1853 года гипс поменяли на медь. В 1941 году в фасад Большого театра попала бомба. Кони и Аполлон чудом уцелели - толщина фасада ослабила удар, но осколок угодил в голову Аполлону и повредил колесницу. Реставраторы спасли Квадригу... Пробоины и вмятины устранили в 1958 году. В 1992 году была последняя реставрация. Каркас Квадриги пережил двадцатый век и для своих лет неплохо сохранился.

«Не хотелось трогать ту историческую работу, которая была произведена. Поэтому было решено Квадригу оставить на месте, работы производить на месте», - поясняет руководитель Дирекции по реконструкции, строительству и реставрации Алексей Супрунов.

Взявшись за коней, реставраторы были потрясены точностью работы Клодта. На высоте двадцати пяти метров этой филигранности не видно, но вблизи каждая деталь играет.

«До последнего ноготка, до последнего зуба все скрупулезно сделано», - заверяет Владимир Никифоров.

«Такие элементы, как пасть, сделаны анатомично четко. Язык, удила, даже зубы стерты», - подчеркивает реставратор Вадим Марков.

Реставраторы Эрих Кенстлер и Вадим Марков не выходили отсюда четыре месяца. Мастерскую устроили прямо на шатких лесах. Залезли в самую пасть лошадей. Коллеги по цеху назвали их стоматологами.

«Нужно было старую пайку не затронуть, но при этом запаять все утраты, а утраты были большие», - поясняет Марков.

«В этой области очень тонкий слой меди. Это было сделано методом гальванопластики, и нарастили очень тонкий слой. Дотрагиваешься - и получается отверстие», - добавляет Эрих Кенстлер.

Работали в четыре руки. Диагностировали и оперировали на месте. Вадим Марков говорит, что больше всего пострадал первый конь. Испорченную коррозией медь с колесницы заменили на новые пластины. Те, что датируются 1856 годом, уже стали историей.

Ко дню города защитную оболочку снимут с Квадриги Аполлона, и тогда шедевр Клодта предстанет во всем своем великолепии. Это будет окончание второго этапа реставрации Большого. Потом все силы бросят на зрительный зал и театральные технологии.

Большой театр - главный театр страны. Сложно пройти мимо Большого и не остановиться хотя бы на минуту – настолько впечатляют портик с восемью колоннами и гордая квадрига бога искусств Аполлона. Больше 150 лет эта колесница украшает историческое здание театра. Она стала визитной карточкой не только Большого, но и российской столицы. В1856 году архитектор Императорских театров Альберт Кавос восстановил сгоревшее здание Большого театра. Новая квадрига Аполлона украсила портик театра - та самая, которая до сих пор «несется» над Театральной площадью.
До квадриги была тройка Здание Большого театра, построенное в 1825 году по проекту архитекторов Андрея Михайлова и Осипа Бове, тоже венчала скульптура Аполлона на колеснице. Эта композиция была изготовлена из гипса по модели скульптора Степана Пименова. Она была ниже нынешней на полтора метра, кроме того, коней было не четыре (как сейчас), а три.
Тогда, в 1856 году, было решено выполнить композицию из листовой меди - чтобы на века. В большинстве книг по истории здания Большого театра указывается, что квадрига выполнена из красной меди. «Над портиком - Аполлон в колеснице, запряженной четырьмя конями. Эта прекрасная группа выбита из штамповой меди на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе» («Русский художественный листок», №15 от 20 мая 1857 года). На самом деле, исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что скульптурная группа исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем. Основная часть деталей выполнена методом выколотки меди, а в углублениях деталей сложных форм толщина оболочки часто не превышает 0,3 мм. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу.
Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.

Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.

Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.
Последняя реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года, сразу после постановки здания театра на новый фундамент. Было решено проводить восстановление скульптурной группы, не снимая квадриги с фронтона. На этом настояли эксперты-реставраторы. Тонкая медная оболочка квадриги могла подвергнуться деформации при любой транспортировке, тем более при сложной процедуре снятия и подъема ее краном. Также в случае реставрации «не на месте» могли бы возникнуть повреждения и трещины медной оболочки при установке ее на фронтон здания.

Умельцы из Санкт-Петербурга под руководством Владимира Никифорова выполнили целый комплекс специальных процедур. В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы смогли приступить к работам по восстановлению скульптурной группы. И уже через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали. После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Была усилена конструктивная часть квадриги, в том числе опорные узлы скульптур коней и фигуры античного бога.

Все работы контролировались специальной комиссией, следившей за точным соблюдением требований научной реставрации. Обновленную квадригу москвичи увидели летом 2010 года.
Сохранилось упоминание архитектора Большого Альберта Кавоса о том, что скульптурную группу изготовили по модели скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге. Скульптураня группа, венчающая портик Большого театра, пожалуй, самая загадочная работа Клодта. Долгое время его авторство считалось спорным. Большинство исследователей, занимавшихся творчеством скульптора, не упоминали эту работу в своих научных трудах. Лишь недавно факт творческой биографии Клода был признан официально.

ВЛАДИМИР НИКИФОРОВ, руководитель группы реставраторов компании НЕВИСС-Комплекс: «Реставрация квадриги Аполлона стала для нас уникальным проектом. Мы прикоснулись к истории Большого театра и к тайне создания квадриги - ее исполнению и материалу. Мы смогли прочувствовать технологию того времени, понять, как мастера творили в позапрошлом веке. Особенно поразило то, насколько детально выполнены скульптуры. У коней зубы с потертостями. Как будто они знали, что такое упряжь..."

Почти сто лет древнегреческий бог простоял без этой детали туалета и даже Сталин почему-то не велел скрыть аполлонову наготу, хотя славился тем, что любил приодеть статую-другую. Нагим древнегреческий бог изображен даже на сторублевой купюре. Но реставраторы оказались непреклонны. Владимир Никифоров, руководитель реставрационной бригады Большого театра, утверждает, что фиговый листок у Аполлона был и раньше (эту деталь, по словам Никифорова, можно разглядеть на найденных фотографиях конца XIX века), но исчез в начале прошлого столетия. Хорошо, что под фиговым листком оказалось тщательно вылепленное мужское достоинство... Мы решили поинтересоваться у экспертов, стоило ли прикрывать «божественный срам» или следовало сохранить бога в уже привычном виде.

Владимир Петрович Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии древнего мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина:

Эта скульптура была создана в XIX веке, примерно во второй половине, тогда было не принято изображать мужчин без фиговых листов, поэтому его так и изобразили. Не могли сделать иначе. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур обязательно есть фиговые листы. Странно, что раньше фигового листа не было, потому что в Советском союзе не поощрялись такие вещи, даже в нашем музее в 50-е годы все слепки античных статуй были снабжены фиговыми листами, которых у них раньше не было, а затем уже в 60-70-е их сняли.

Алла Щипакина, историк моды, модельер:

В Пушкинском музее, конечно, тоже стоит Аполлон с фиговым листом, поэтому наличие фигового листка вполне возможно. Большой театр должен быть скромным и не вызывать эротических чувств, порнографических, как сейчас говорит молодежь. Однако вылепить фиговый лист Аполлону у нас не забыли, а вот Фемида спокойно стоит без повязки. Нигде в мире такого больше нет, только у нас (статуя древнегреческой богини правосудия Фемиды расположена на здании Верховного суда РФ. По канонам богиня изображается с весами в левой руке, обоюдоострым мечом в правой и повязке на глазах. Весы при этом являются символом справедливости, меч - символом духовной силы и воздаяния, а повязка на глазах символизирует беспристрастность. У статуи на здании суда отсутствуют два из трех основных атрибутов - меч и повязка, - Прим. ред.).

Элеонора Шулепова, председатель специализированного совета «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов»:

Фиговый лист у Аполлона был еще до революции, а то, что было ранее и теперь восстанавливается, можно воспринимать только одобрительно. Ведь мы постоянно что-то в здании теряем. Человек растет, меняется внешне, то же самое происходит и с любым зданием. Настоящие архитекторы и реставраторы, когда работают с историческими зданиями, они воспринимают образы, которые были созданы архитекторами изначально и возвращаются к этим образам. То же самое произошло с Аполлоном. Все время, сколько мы занимаемся в Российском институте культурологии, вопросами архитектурного наследия, мы об этом говорим: очень важно восстанавливать утраченное.

Конечно, зданию, как и человеку, изменения бывают просто необходимы. Когда я узнала, что под Большим театром построили еще шесть этажей, мне было немного не по себе: там ведь воды… Но старым зданиям приходится приспосабливаться к новым нуждам. Сейчас, например, еще стартует проект с Пушкинским музеем: из него сделают комплекс, наподобие Лувра - несколько объединенных зданий, стеклянный вход. От этого никуда не денешься, жизнь заставляет перестраиваться, приспосабливаться, но желательно, чтобы общий облик или, как еще говорят, образ не менялся. Что изменилось в Аполлоне над Большим театром? Я считаю, ничего.

Патриарх Алексий и «жена Горбачева» были упомянуты среди присутствующих на открытии Большого театра после реконструкции

Как оповестило мир ведущее российское информагентство РИА Новости , «первый концерт начался после приветственной речи президента России Дмитрия Медведева. На открытие театра после реконструкции прибыли первый вице-премьер , вице-премьер Александр Жуков , спикер Совета Федерации , руководитель МХТ им. Чехова Олег Табков , Михаил Горбачев с женой . В числе гостей - экс-премьер Михаил Фрадков, министр культуры , певица Елена Образцова, руководитель Большой театр Большого симфонического оркестра Федосеев, патриарх всея Руси Алексий II »: http://news.rufox.ru/texts/2011/10/28/216045.htm 00:52 29/10/2011

И пусть этот пост тут же «снесли» с новостной ленты, тем не менее, именно он как фокус вобрал в себя всю ту гамму эмоций, захлестнувшую культурное сообщество, узревшее вечером 28 октября 2011 г. долгожданное открытие после 6 лет реконструкции исторической (основной) сцены Большого театра России. Администрация театра, видимо, хотела заработать немало денег, судя по ценам на билеты, которые доходили до 2 млн рублей в партере:-) После повальной критики сего прайс-листа в ЖЖ, руководство театра объявило, что «самый дорогой билет стоит 50 000 рублей ». В зале присутствовали директор Центра оперного пения , балерина Майя Плисецкая и Родион Щедрин, вместе с которыми в ложе на первом этаже с левой стороны сидела супруга первого президента РФ Наина Ельцина с семьей …

В своей речи на открытии Дмитрий Медведев выдал очередной тренд, назвав Большой театр «главным брендом » страны: «Я убедился в том, что все сделано по последнему слову техники, театральной техники , по последнему слову подходов к такого рода очень сложным сооружениям. Я уверен, что в этом смысле театр будет безукоризненным, но самое главное, чтобы в нем остался дух Большого театра ». Однако не успели зрители покинуть старинное театральное здание, повергнутое новомодному ребрендингу, как на рабочего сцены в 22 часа … упали декорации ! В правоохранительных органах Москвы перепуганным журналистам сообщили, что «пострадал рабочий сцены, он получил ушиб грудной клетки и был госпитализирован в институт Склифосовского. На место выезжала бригада "Скорой помощи"» …

Кстати, украшением гала-концерта 28 октября, по мнению многих критиков, был номер из балета «Спартак» Хачатуряна, где главную партию исполнил Иван Васильев - самый молодой Спартак в истории балета. Однако 14 ноября 2011 г. стало известно, что премьер балетной труппы Большого театра Иван Васильев и прима-балерина Наталья Осипова написали заявление об уходе, хотя оба артиста - востребованы и танцуют во многих спектаклях Большого …