«Василий Теркин»


Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо воды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка - юмор, которым так богат русский фольклор.

Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных испытаний.

После небольшого вступления «От автора» в поэме следует глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.

Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.

Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непринужденный характер, показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вторую, брат, войну На веку воюю», - говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.

Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом. Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений. И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы

Самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелюбием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой».

В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком пробираться в родную хату. С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невос-полнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное - решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.

Антигуманистический характер войны подчеркивается писателем в главе «Теркин ранен», которая открывается картиной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жилья, а орудийным дымом. Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для захватчиков мороз становится тяжелым испытанием. Если сюжет этой главы, в которой герой получает ранение, динамичен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы повтор «Смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.

В главе «Два солдата» переосмысливается известный сказочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Василий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику-хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сделать яичницу с салом.

Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в поэме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц военной летописи.

В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций. Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но незабываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»). Контраст множественного и единичного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.

На войне самые обычные сцены мирной жизни кажутся сказочными, обрастают мечтами. Ностальгией по малой родине пронизаны строки главы «О себе». Герой свято хранит в душе мир утерянного детства: лес, куда ходил с друзьями за орехами, глобус в школе, разговоры с земляками и, конечно, образ матери.

Завершает поэму глава «От автора», в которой поэт говорит о том, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной. А.Т. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину нелегких испытаний помогал не только читателям, но и самому автору, придавая его жизни смысл и отраду.

Конспект урока по литературе

Предмет : русский язык

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Газизова Анастасия Ильясовна

Учебник, по которому работает учитель «Литература, 8 класс» Г.И.Беленький

Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Цель : познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Задачи:

Обучающие :

    Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;

    Проанализировать главу «Переправа»;

Воспитательные:

    Активизировать интерес учащихся к чтению.

    Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

    Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

    Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

    Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький

План урока:

1.Организационный момент.

2. Чтение отрывка из поэмы наизусть

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «Переправа»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

21 минута

7 минут

13 минут

2 минуты

Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей. Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя. После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.

Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и проанализируем главу «Переправа». А также, я расскажу вам о жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностях поэмы.

Чтение наизусть отрывков из поэмы

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Прежде чем перейти к анализу главы «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди будем его рассказывать. Не забывайте, что мы должны рассказывать отрывок выразительно. Если вы расскажете его без ошибок, то получите «5», если несколько раз собьетесь, то получите «4», если будете часто сбиваться и забывать текст поэмы, то я поставлю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил, я поставлю «2». Когда один человек будет читать наизусть отрывок, все остальные должны слушать его внимательно и не создавать шум в классе.

Итак, начинаем выразительное чтение отрывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать первым?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Выразительное озвученное чтение.

Подготовка к первичному восприятию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

Первая глава – «На перевале» - начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны.

Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Анализ главы «Переправа»

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте теперь обсудим эту главу.

На какие части разделяют главу слова « Переправа, переправа…» подобные рефрену?

Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?

- Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?

Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Чтение.

Примерные ответы учеников:

Слова « Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.

Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.

Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий.

- В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.

Объяснение домашнего задания

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваше задание – дома прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял». Открываем дневники и записываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами выразительно прочитали наизусть отрывок из главы «Переправа», а также проанализировали ее. Дома вы прочитаете дальше главы из поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо за урок.

Глава «Переправа», разбираемая па первом уроке, позволяет увидеть эту идейно-художественную многогранность поэмы. Чтобы выявить своеобразие главы, можно предложить учащимся сравнить два варианта ее начала: черновой и окончательный. Один из черновых вариантов «Переправы», по свидетельству самого поэта, начинался так:
Кому смерть, кому жизнь, кому слава,
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой.
И, угрюмый, зубчатый,
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый.
А под нами лежал берег правый,
Снег укатанный, втоптанный в грязь
Вровень с кромкою льда.
Переправа
В шесть часов началась…

Это почти очерковое начало было отброшено Твардовским и заменено строками, проникнутыми глубоким лиризмом. «Первой строкой «Переправы», - рассказывал поэт,- строкой, развившейся в ее, так сказать, «лейтмотив», проникающий во всю главу, стало само это слово - переправа, повторенное в интонации, как бы предваряющей то, что стоит за этим словом:

Переправа, переправа…

Я так долго обдумывал, представлял себе во всей натуральности эпизод переправы, стоившей многих жертв, огромного морального и физического напряжения людей и запомнившейся, должно быть, навсегда всем ее участникам, так «вживался» во все это, что вдруг как бы произнес про себя этот вздох-возглас:

Переправа, переправа…

И «поверил» в него. Почувствовал, что это слово не может быть произнесено иначе, чем я его произнес, имея про себя все то, что оно означает: бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей, идущих на смерть за Родину». Об одном из эпизодов Великой Отечественной войны Твардовский пишет как лирик, перестраивая материал действительности в соответствии со своим восприятием, прерывая повествование лирическими раздумьями и освещая его светом своего личного отношения. Слова «Переправа, переправа…», произносимые в разной тональности в зависимости от заключенного в них смысла, появляются в главе неоднократно. Ставим вопросы: на какие части разделяют главу эти слова, подобные рефрену? Какие чувства выражает поэт в каждой такой части главы?

Отвечая на вопросы, думая над идейным содержанием и художественным своеобразием главы, Читатели готовятся к выразительному чтению (глава может быть на следующем уроке, после тщательной подготовки дома, выразительно прочитана несколькими учениками - по частям). Вначале слова «Переправа, переправа» звучат как «вздох-возглас» погруженного в воспоминания человека. В его сознании всплывают пока разрозненные, наиболее впечатляющие детали пережитого:

Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…

Картина, связанная с драматическими переживаниями, окрашивается в грустные, скорбные тона:
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,
Ни приметы, ни следа.

И только из дальнейшего повествования мы узнаем, как начались и развернулись события. Прыжок в неизвестность, который совершают солдаты, ритмически передан короткой, «оборванной» четвертой строкой строфы, звучащей словно команда:
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны
Первый взвод.

Как изображены молодые Русские солдаты? Почему поэт сравнивает молодых солдат с их отцами - героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых веков? Эти вопросы могут стать канвой для беседы о главе «Переправа». Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это простые «мы» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими глазами»:

Поглядеть - и впрямь - мы!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.

Совсем «по-домашнему» воспринимаются сначала и детали боевой обстановки.
Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул одни, другой Басовым, железным тоном, ТОЧНО крыша под ногой. Не в испытаниях жестокой битвы показаны в начале главы «наса», а в тяжелом труде, требующем напряжения всех физических сил:
Налегли, гребут, потея,
Управляются с шестом.

Победа нелегка. И строками, полными тревоги и недобрых предчувствий, заканчивается первая часть главы:
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Снова звучат слова: «Переправа, переправа»

Но теперь они приобретают трагическую экспрессию:
Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.
Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели «наших стриженых нас», тем сильнее потрясает создаваемая им картина:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадежности. В третьей части главы, открываемой тем же рефреном: «Переправа, переправа…»,- мотивы трагизма противоборствуют и переплетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу:
Переправа, переправа…
Темень, холод. Ночь, как год.
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод.

Перед нами проходят картинки фронтового быта. Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Поэт на мгновение изменяет строфику (опоясанная рифма) и размер стиха (перебивы четырехстопного хорея трехстопным)-и строки начинают звучать неизбывной грустью, печальной песней. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Поэма «Василий Тёркин» А.Твардовского заняла выдающееся место в истории советской поэзии. Поэт впервые прочувствовал необходимость и действенность поэтического слова в выполнении общенародных задач. «Книга про бойца», - пишет Твардовский, - каково бы ни было её собственно литературное значение, в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда…».

Своеобразие жизненного материала и творческого замысла, условий написания и бытования поэмы «Василий Тёркин» определили жанровые её особенности, композицию и сюжет. Ведущим началом в «Книге про бойца» является судьба родины и её народа. Поэт не только воспроизводит картину исторической борьбы нашего народа за свободу родины, но раскрывает в конкретных событиях и характерах – это главное достоинство поэмы.

Тёркин – только один из конкретных носителей поэтической идеи произведения. Замысел поэмы, идея, воплощённая в ней, гораздо шире, чем содержание образа Тёркина. В Тёркине Твардовский раскрывает те основные положительные качества русского народа, которые обеспечили победу над врагом. Для раскрытия главной идеи было необходимо широкое отражение больших исторических событий. В соответствии с этой задачей изменялся в процессе работы и сам образ Тёркина, приобретая всё более широкий смысл.

В процессе работы над поэмой Твардовский боялся размельчить большой замысел, чтобы не свести «книгу к какой-то частной истории», не лишить её «всеобщности» содержания. Автор говорит, что на войне нельзя прожить «без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей». Показать «правду сущую» - это значило раскрыть правду, «как бы ни была горька» она, об одном из самых трудных и ответственных этапов борьбы нашего народа за свободу и независимость родины, это значило передать, с одной стороны, великую историческую правду о победе социализма над фашизмом, а с другой – показать главного двигателя этой исторической победы – советского человека. Для того чтобы выполнить эту большую сложную задачу, Твардовский нашёл оригинальное решение вопроса о сюжете и композиции поэмы, подсказанное самой жизнью.

Твардовский поставил перед собой задачу правдиво раскрыть основой смысл и особенности войны и одновременно воплотить в образах конкретное свойство нашего народа, ярко проявившееся в этой битве . Целостность произведения достигается благодаря органическому единству и взаимообусловленности изображения хода войны и развития главного героя. Поэтический образ родины, проходящий через всю поэму, раскрывается по-разному, в соответствии с особенностями того или иного периода войны, что даёт возможность ощутить живую историю развития событий.

В поэме «Василий Тёркин» показано развитие Отечественной войны – от периода отступления наших войск на восток и до победоносного шествия Советской Армии по Европе.

Действие поэмы начинается примерно со второго года войны, когда враг был разбит под Москвой и в основном приостановлен по всему фронту. Главной задачей, которую ставил перед собой Твардовский, работая над поэмой, было не только запечатлеть исторические события в большом эпическом произведении, но и помочь советским людям на войне, как-то облегчить преодоление трудностей. Поэтому он большое значение придавал шутке, фронтовой по басенке, присказке. Появление героя должно было быть «радостным» и настраивать читателя на восприятие поэмы как произведения глубоко оптимистического. Суровость, трудность фронтовой жизни, по замыслу автора, должна сразу же смягчиться в поэме «шуткой самой немудрой».

В главе «Перед боем» поэт показывает, как советские люди поняли глубину опасности, которая угрожает нашей стране, какие черты характера проявил советский человек и, что явилось главным стимулом в жестокой борьбе народа с врагом. Воины преодолевали трудности и лишения, пробирались к фронту, веря в силу и могущество советской родины. Отсюда и глубочайшая уверенность в том, что:

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали – всё вернём .

С реалистической силой Твардовский рисует картину разорения родной земли, беспорядочного отступления наших войск, тяжёлые думы и переживания остающихся в неволе советских людей. С болью рассказывает поэт о худых, голодных, потерявших связь и часть солдатах, пробирающихся на восток. Обобщает этот период войны, поэт со всей прямотой и мужеством делает глубоко правдивый вывод:

То была печаль большая,

Как брели мы на восток .

Эта правдивость как определяющая черта поэтического повествования на протяжении всей поэмы делает произведения Твардовского исключительно ценным и с точки зрения историко-познавательной.

Вторая глава имеет задачу раскрыть духовный и моральный облик главного героя поэмы Василия Тёркина, который ярко проявится в следующей главе – «Переправа». Главным мотивом первой и частично второй части поэмы является горькое чувство нависшей над родиной опасности и осознание необходимости мобилизации всех духовных и физических сил советских людей на борьбу.

И бойцу за тем порогом

Предстояла путь-дорога

На родную сторону

Прямиком через войну .

Первая часть поэмы, написанная до декабря 1942 года, то есть до того, когда наши войска приостановили войска противника по всему фронту, правдиво отражает напряжённость битвы именно первого этапа войны, процесс укрепления единства народа, осознания ответственности, которая легла на его плечи. В главах «О себе» и «Бой в болоте» передана высшая напряжённость борьбы. Время действия 1942-1943 годы, то есть период всемирно-исторических боёв под Сталинградом. В главе «О себе», своеобразном лирическом монологе, обращённом к родине, от имени советского человека высказывается вера в то, что час окончательной победы «не за горами», и выражается решимость «вернуть» родину. Если в предшествующих главах победа над врагом была как бы потенциальной –

Будем живы – не помрём.

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали – всё вернём .

Здесь уже победа вырисовывается как реальное и близкое дело.

Делая символом великого подвига не битву под Сталинградом, а смертельно трудные бои за некую безвестную деревушку, Твардовский снова и снова проводит мысль о том, что и героические дела, и тяжести и невзгоды проявляются везде одинаково – и в «малом» и в «большом». Принципу типизации в изображении человека соответствует принцип типизации в обрисовке обстоятельств. Как образ простого, непритязательного солдата становится в поэме воплощением народных качеств, так и этот «незначительный» эпизод постепенно перерастает в символическую картину великой исторической битвы, положившей начало новому этапу войны.

Третья часть поэмы уже целиком освящена победоносному наступлению Советской Армии. Прошло то время, когда Красная Армия отбивалась от вражеских войск под Москвой и Ленинградом, под Грозным и Сталинградом. Теперь уже наши войска громили врага в центре Германии.

В поэтическом вступлении в последней части поэмы Твардовский так характеризует этот новый этап войны и тем самым определяет пафос всех заключительных глав произведения:

Вся она – от Подмосковья

И от Волжского верховья

До Днепра и Заднепровья –

Вдаль на запад сторона, -

Прежде, отданная с кровью,

Кровью вновь возвращена.

Праздник близок, мать Россия,

Оберни на Запад взгляд:

Далеко ушёл Василий,

Вася Тёркин, твой солдат .

Лейтмотивом поэмы становится мысль о великой исторической миссии советского народа в освобождении не только своей родины, но и народов других стран от фашизма. В третьей части поэмы нашли глубокое поэтическое отражение значительнейшие исторические события последнего этапа войны, начиная с битвы на Днепре и кончая победоносным движением Советской Армии к вражеской столице (главы «На Днепре» и «По Дороге на Берлин»). В структуре поэмы эти главы играют роль своеобразной кульминационной развязки всех событий.

Главная мысль поэмы усиливается рефреном проходящим через всё произведение и определяющим его пафос:

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле .

Образ Тёркина – это подлинно реалистически образ, воплощающий лучшее качество Советского народа. Но многие черты сближают его, безусловно, с героями фольклора. Образ солдата в русском народном творчестве имеет ряд определённых устойчивых черт: выносливость, терпение, всепобеждающий юмор, находчивость; солдат обязательно мастер на все руки – умелец. Глубокое знание народного творчества помогло поэту лучше понять качества советского воина, которые он и воплотил в образе Тёркина.

Твардовский рисует Тёркина не просто как воина. Это мастер-«ухарь», умелец. Таким он предстаёт, например, в главе «Два солдата», когда Тёркин чинит старикам часы и точит пилу

Осмотрев часы детально, -

Всё ж часы, а не пила, -

Мастер тихо и печально

Посвистел:

Плохи дела… -

Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул, -

Что думаешь – пошли !

И такие черты сближают героя с многочисленными образами русских умельцев – волшебников труда, созданными в легендах и сказках. Вместе с тем в нём всегда не трудно заметить черты советского современника. Явно сказочная окраска в описании всего эпизода – и вдруг: словечко «инстру́мент», да ещё в народно-бытовом употреблении; «чудодейственное» во многих сказках «думал, плюнул». Этими, казалось бы, совершенно незначительными штришками поэт как бы «выводит» образ из той полусказочной атмосферы.

Создавая образ Василия Тёркина, щедро наделяя его чертами, близкими к фольклорным, Твардовский в то же время сделал его настолько жизненным, что многие читатели поэмы нисколько не сомневались в существовании его реального прототипа, так что поэту пришлось даже разубеждать в этом своих читателей: «Василий Тёркин, - писал Твардовский, - каким он является в книге, - лицо, вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нём, были наблюдаемы много у многих живых людей, - нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Тёркина» .

В научно-критической литературе о «Василии Тёркине» остаётся ещё открытым вопрос о его жанровом определении. Многие исследователи творчества Твардовского не считают это существенным. Так, по мнению А.М. Абрамова, это не столь важно для идеи произведения, важно, чтобы оно осмысляло «… мир, человека, природу в их связях и взаимоотношениях наиболее многосторонне…» , его поддерживают и авторы второй главы монографии «Василий Тёркин как народный характер». «Не важно, - отмечают они, - что это по форме, а важно, что это нужно воюющему народу…» . С этими высказываниями вступает в полемику П. Выходцев, считая их не состоятельными. По его мнению, Вопрос о принципах типизации в «Василии Тёркине» прямо и непосредственно связан с вопросом о жанре произведения» . Поэтому он с полной уверенностью утверждает, что « Книга про бойца» А.Т. Твардовского – народная героическая эпопея, с чем мы полностью согласны. И хотя чаще всего это произведение называют поэмой, это обозначение, на наш взгляд, является чисто условным, как произведение крупной поэтической формы. При этом в нём нет многого из того, что обычно характеризует эпический жанр – поэму. В действии отсутствуют завязка, кульминация, развязка; нет и развёрнутого сюжета (по словам автора, «на войне сюжетов нету»). Количество глав не обусловлено никакими рамками, их могло быть и больше. Что же касается точки зрения самого автора, то у него не было наперёд чётко обозначенного плана всего произведения. Вот как он об этом писал: «Жанровое обозначение, «Книга про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть». Это совпало с решением писать не поэму…» . Твардовскому хотелось создать своего рода поэтическую энциклопедию о воюющем народе, воине-освободителе или народную книгу, что бы слово «книга» в этом народном смысле зазвучало по-особому – значительно, чтобы, по словам поэта, «…её можно было читать с любой раскрытой страницы» . По его же воспоминаниям, литературные законы, жанровые определения ему только мешали в поисках нужной формы изложения. Лишь когда поэт махнул на них рукой, всё стало идти легко и свободно. Преодолевая и убегая от литературной условности, он с удовольствием использовал фольклорные условности. Читая эти признания поэта, мы отчётливее ощущаем несомненную связь «Василия Тёркина» с традициями народной художественной культуры.

В своей статье Ермолаева замечает: «правда поэмы – это правда о душе солдата, о том, что и как переживает он на войне. Для Твардовского главнейшим документом эпохи является душа русского солдата. Настроение, мысль, чувство, слово, заключенные в каждой отдельной главе, «подтверждали и закрепляли» состояние народного духа на том или ином этапе войны. С годами эти главы складывались в своеобразную летопись духовной жизни народа, отражали движение народного самосознания за весь военный период. «Книга про бойца» и в этом смысле явилась историческим произведением о современности» .

А. Твардовский утверждал в своём произведении величайшую ценность жизни нации и народа, также незыблемость извечных национальных, народных, общечеловеческих – идейно-этических ценностей. Своеобразие произведения Твардовского в том, что историческое бытие нации и народа неотрывны у него от исторического существования личности.

Литература

Список источников

    1. Твардовский,А.Т. Собрание сочинений в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

2. Твардовский, А.Т. Избранные произведения. В 3томах. / Сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Абрамов, А. М. «Василий Тёркин» А. Твардовского – народная эпопея / А. М. Абрамов. – Воронеж, 1981.

    Бессонова, Л.П. Фольклорные традиции в поэмах А.Твардовского / Л.П. Бессонова, Т.М. Степанова // Учебное пособие для студентов гумм. фак. – Майкоп, 2008.

    «Василий Тёркин» А. Твардовского – народная эпопея / под ред. А.М. Абрамова, В.М. Акаткина. – Воронеж, 1981.

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Гришунин, А.Л. «Василий Тёркин» Александра Твардовского / А.Л. Гришунин // под ред. Г.В. Степанова. – М.: Наука, 1987.

    Гришунин, А. Л. Творчество Твардовского / А. Л. Грушинин, С. И. Кормилов, И. Ю. Искржицкая: МГУ, 1998.

    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В четырёх томах. Том 3. - РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

    Ермолова, Н. Л. О правде войны в «Книге про бойца» А. Т. Твардовского /Н. Л. Ермолова // Литература в школе, 2005. - №5, с.2-6.

Глава «Переправа», разбираемая па первом уроке, позволяет увидеть эту идейно-художественную многогранность поэмы. Чтобы выявить своеобразие главы, можно предложить учащимся сравнить два варианта ее начала: черновой и окончательный. Один из черновых вариантов «Переправы», по свидетельству самого поэта, начинался так: Кому смерть, кому жизнь, кому слава, На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой. И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый. А под нами лежал берег правый, Снег укатанный, втоптанный в грязь Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась…

Это почти очерковое начало было отброшено Твардовским и заменено строками, проникнутыми глубоким лиризмом. «Первой строкой «Переправы», - рассказывал поэт,- строкой, развившейся в ее, так сказать, «лейтмотив», проникающий во всю главу, стало само это слово - переправа, повторенное в интонации, как бы предваряющей то, что стоит за этим словом: Переправа, переправа… Я так долго обдумывал, представлял себе во всей натуральности эпизод переправы, стоившей многих жертв, огромного морального и физического напряжения людей и запомнившейся, должно быть, навсегда всем ее участникам, так «вживался» во все это, что вдруг как бы произнес про себя этот вздох-возглас: Переправа, переправа… И «поверил» в него. Почувствовал, что это слово не может быть произнесено иначе, чем я его произнес, имея про себя все то, что оно означает: бой, кровь, потери, гибельный холод ночи и великое мужество людей, идущих на смерть за Родину».

Об одном из эпизодов Великой Отечественной войны Твардовский пишет как лирик, перестраивая материал действительности в соответствии со своим восприятием, прерывая повествование лирическими раздумьями и освещая его светом своего личного отношения. Слова «Переправа, переправа…», произносимые в разной тональности в зависимости от заключенного в них смысла, появляются в главе неоднократно. Ставим вопросы: на какие части разделяют главу эти слова, подобные рефрену? Какие чувства выражает поэт в каждой такой части главы? Отвечая на вопросы, думая над идейным содержанием и художественным своеобразием главы, Читатели готовятся к выразительному чтению (глава может быть на следующем уроке, после тщательной подготовки дома, выразительно прочитана несколькими учениками - по частям). Вначале слова «Переправа, переправа» звучат как «вздох-возглас» погруженного в воспоминания человека. В его сознании всплывают пока разрозненные, наиболее впечатляющие детали пережитого: Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда… Картина, связанная с драматическими переживаниями, окрашивается в грустные, скорбные тона: Кому память, кому слава, Кому темная вода, Ни приметы, ни следа. И только из дальнейшего повествования мы узнаем, как начались и развернулись события. Прыжок в неизвестность, который совершают солдаты, ритмически передан короткой, «оборванной» четвертой строкой строфы, звучащей словно команда: Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны Первый взвод. Как изображены молодые Русские солдаты? Почему поэт сравнивает молодых солдат с их отцами - героями гражданской войны и с русскими воинами прошлых веков? Эти вопросы могут стать канвой для беседы о главе «Переправа». Те, кто отправился на подвиг, отнюдь не титаны, не герои от рождения, это простые «мы» с «вихрастыми висками» и «мальчишьими глазами»: Поглядеть - и впрямь - мы! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ. Совсем «по-домашнему» воспринимаются сначала и детали боевой обстановки. Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул одни, другой Басовым, железным тоном, ТОЧНО крыша под ногой. Не в испытаниях жестокой битвы показаны в начале главы «наса», а в тяжелом труде, требующем напряжения всех физических сил: Налегли, гребут, потея, Управляются с шестом. Победа нелегка. И строками, полными тревоги и недобрых предчувствий, заканчивается первая часть главы: И чернеет там зубчатый, За холодною чертой, Неподступный, непочатый Лес над черною водой. Снова звучат слова: «Переправа, переправа» Но теперь они приобретают трагическую экспрессию:

Этой ночи след кровавый В море вынесла волна. Чем проще, сдержаннее говорит поэт о гибели «наших стриженых нас», тем сильнее потрясает создаваемая им картина: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… Невыразимо горька утрата, но она не расслабляет оставшихся в живых, не парализует их волю, не рождает чувства безнадежности. В третьей части главы, открываемой тем же рефреном: «Переправа, переправа…»,- мотивы трагизма противоборствуют и переплетаются с мотивами утверждения жизни и веры в победу: Переправа, переправа… Темень, холод. Ночь, как год. Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод. Перед нами проходят картинки фронтового быта. Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Поэт на мгновение изменяет строфику (опоясанная рифма) и размер стиха (перебивы четырехстопного хорея трехстопным)-и строки начинают звучать неизбывной грустью, печальной песней. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками. Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.