«Искусство и ремесло» Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год.

Обзор темы итогового сочинения по литературе

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Аспекты направления:

  1. Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  2. Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  3. Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  4. Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  5. Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

ИСКУССТВО
Определение:
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
2. Умение, мастерство, знание дела.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО — одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно.

Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом. По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией (литературой). Более того, в 19 веке последняя расценивалась многими теоретиками как «высший» вид искусства.

Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д.

Искусство — совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).

Синонимический ряд:
умение, мастерство, художество, занятие, знание, артистизм, квалифицированность, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство;

Каким может быть искусство (определения):
Изобразительное, кулинарное, прикладное, сценическое, монументальное, древнерусское, художественное, драматическое, изящное, актёрское, театральное, декоративное, ювелирное, вокальное, цирковое, врачебное, балетное, античное, абстрактное, современное, музейное, оперное.

Устойчивые выражения и словоупотребление:
Военное искусство, изобразительное искусство, изящные искусства, прикладное искусство, произведение искусства, обучаться искусству, упражняться в искусстве, постигать искусство, покровительствовать искусству, служить искусству, владеть искусством, осваивать искусство, осмысливать искусство, практиковаться в искусству, преуспеть в искусстве, высокое искусство, по всем правилам искусства, из любви к искусству, памятники искусства.

РЕМЕСЛО
Определение:
1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд :
дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Каким может быть ремесло (определения)?:
Кузнечное, прибыльное, ювелирное, актёрское, искусное, доходное, швейное, журналистское, традиционное, оружейное.

Устойчивые выражения и словоупотребление :
Обучить ремеслу, осваивать ремесло, постигать ремесло, зарабатывать ремеслом, кормиться ремеслом, ремесло процветает, заниматься ремеслом, перенять ремесло, преуспеть в ремесле, учиться ремеслу, владеть ремеслом, избрать ремесло.

Сочинения в школе - обязательные задания, которые выполнял каждый ученик. Но чтобы научиться правильно писать сочинения, обязательно следует знать ряд теоретических правил, которые помогут справиться с поставленной задачей.

Но если излагать свои мысли на привычные темы «Как я провел лето» или по школьным произведениям не так сложно, то рассуждать на более серьезные уже становится сложнее. Одной из таких тем является тема искусства. Подобное рассуждение требует от ученика глубоких размышлений и некоторых исторический знаний. Давайте попробуем написать сочинение на тему искусства.

Что нам потребуется?

Прежде всего, следует конкретизировать тему. Ведь очень широкое, и говорить о нем в общем смысле будет не так просто. Если тема творчества затрагивает какой-то определенный период времени, народ, вид, то вам потребуется тщательно изучить необходимую информацию.

Но поскольку нам нужно только научиться излагать свои мысли, то мы рассмотрим общее сочинение на тему искусства. Приготовьте черновик и начинайте.

Вступление

Как лучше начать свое сочинение? Мы можем пойти несколькими путями:

  1. Первый из них - это дать определение понятию «искусство». Что же это такое? Пример: «Искусство - это то, что вызывает сильные эмоции и заставляет человека ярче и сильнее чувствовать окружающий мир». Не следует использовать в сочинении сложные определения, которые могут быть попросту непонятны. Сначала самостоятельно задумайтесь о том, что для вас истинное творчество, после чего сделайте наброски на черновике.
  2. Обратный вариант - начать с того, что относят к искусству. Пример: «В наши дни понятие искусства очень широко. К нему относят архитектуру, художественную деятельность, музыку, танцы и многое другое. Список можно продолжать бесконечно. Но почему?» Задавая интригу во вступлении, вы подготавливаете себе почву для основной части, в которой будете высказывать все свои рассуждения, отвечая на вопрос «Что же такое искусство?»
  3. Постановка проблемы - один из самых лучших вариантов для начала. Пример: «В наши дни границы понятия искусства начинают стираться. И это является настоящей проблемой, потому что порой безвкусица граничит с произведением творчества. Так ли это на самом деле?» В этой теме вам потребуется написать сочинение на тему «Что такое настоящее искусство?»

Ограничьте рамки своего вступления. Оно не должно быть большим, а должно просто включать в себя главную мысль вашего рассуждения.

Основная часть

Чтобы написать хорошее грамотное сочинение на тему "Настоящее искусство", необходимо, чтобы основная часть была правильно структурирована. Это значит, что вам необходимо разложить свои мысли, рассуждения и примеры по полочкам. Основная часть должна начинаться с вашего рассуждения и плавно раскрывать поставленную тему. Каким образом можно это сделать?

Человек-творчество

Если ученик является творческой личностью или же просто занимается в какой-либо творческой секции, то он может рассматривать тему искусства на личном примере (кроме того, данный вариант развития темы подходит под любой вариант вступления).

К примеру: «Об искусстве спорить можно вечно, отвергая одно и утверждая иное, но, бесспорно, каждый согласится, что музыка - настоящий оплот творения. Моя жизнь тесно связана с этим видом искусства». Далее вы можете продолжать направлять рассуждение в нужное русло и приводить личные примеры из жизни.

История искусства

В случае если ученик не является приверженцем творчества, он может писать сочинение на тему "Искусство", обращаясь к истории.

«Сравнить искусство прошлых веков и современности чрезвычайно сложно. К примеру, если несколько веков назад истинное восхищение вызывали картины, музыка, архитектура в реалистическом или классическом стиле, то сегодня, посетив любую галерею искусств, вы увидите, что оно претерпело значительные метаморфозы».

Психология человека

Чтобы написать сочинение-рассуждение на тему "Что такое настоящее искусство?", ученик может изучить ее с психологической точки зрения, а точнее, описать влияние и «Научно доказано, что творчество позволяет улучшить психическое состояние личности. Ведь все, что создается руками человека, в какой-то степени можно считать искусством. А создание прекрасного позволяет выразить эмоции, как положительные, так и отрицательные».

Используйте любое течение темы, которое близко вам. Сочинение на тему "Искусство" может выражать любые ваши мысли и взгляды на поставленное направление, потому ученик не должен бояться размышлять и высказывать свое мнение.

По объему основная часть должна быть самой крупной и занимать не меньше половины от общего размера сочинения.

Заключение

Порой случается, что закончить сочинение-рассуждение на тему «Искусство» значительно сложнее, чем на более простые темы. Это объясняется тем, что само понятие искусства достаточно размыто, и дать ему точное определение сложно. Потому и вывод сделать не так легко, как кажется. Но и из этого положения можно выйти победителем:

  • Поскольку заключение должно составлять всего несколько предложений, сочинение на тему искусства может заканчиваться личным мнением ученика касательно поставленной темы. «Я считаю, что искусство всегда будет присутствовать в жизни человека и никогда из нее не исчезнет, преобразовываясь и проходя множество метаморфоз, подстраиваясь под изменение личности».
  • Также вы можете оставить тему не до конца закрытой. «Казалось бы, мы разобрались, что можно считать искусством. Однако будет ли это рассуждение актуальным через 10 или 20 лет? Этого пока что мы знать не можем».
  • Заканчивая сочинение на тему искусства на позитивной ноте, ученик может сделать вывод в форме призыва. «Замечайте прекрасное вокруг. Утреннее пение птиц. Медленно падающие снежинки или лучи яркого солнца в лужах. Все это - творчество природы, которое мы порой не замечаем».

Как видите, рассуждать о столь непростой сфере оказалось не так сложно. Сочинение на тему «Настоящее искусство» может включать в себя любые ваши мысли, главное правильно изложить их, и тогда ваше рассуждение будет интересным и грамотным.

(421 слов0) Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь о разрешении отправить прощальное письмо. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019. 100 ТЕМ для подготовки к итоговому сочинению.
Какова роль искусства в жизни общества?
В чем заключается «миссия» художника?
Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не грозит, а другое чревато всяческими опасностями».
В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?
Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?
Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее в себе смутное биение его мечты»? (П. Неруда)
Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?
Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?
Каково предназначение художника?
В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени»
Может ли «ремесленник» стать творцом?
Какова роль труда в жизни человека?
Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?
Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?
Кого можно назвать обывателем?
Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?
Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?
Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?
Кого можно назвать талантливым человеком?
Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?
Что является необходимыми условиями для создания шедевра?
Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?
Для чего нужно сохранять памятники искусства?
Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества. Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?
Что такое искусство?
Что такое ремесло?
Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?
Можно ли измерить «талант»?
В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
Для чего обществу нужны художники?
Что такое «творчество»?
Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
Нужно ли гениям «трудиться»?
Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель».
Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла»?
Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им?
Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза»? (Платон)
Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?
Важно ли чувство меры в искусстве?
Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)
Почему говорят, что искусство вечно?

По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие». Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?
Как «человечность» связана с искусством?
Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?
Как связаны концепты «красота» и «искусство»?
Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?
Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра»?
Без чего невозможно творчество?
Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)

Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение»?
Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет»?
Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?
Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?
Способен ли каждый человек познать искусство?
Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к прекрасному»?
Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками»? (Рерих)
Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»?
Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?
Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?
Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь»?
Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?
Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»? (Ливрага)


Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».
Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?
Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил». (Кант)
Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?
Можно ли лишиться таланта?
Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?
Кого можно назвать «врагами таланта»?
Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?
Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)
Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их».
Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?
Важно ли смелость в творчестве?
Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?
Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?
Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».
Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку»?
Только ли избранные способны понять искусство?
Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое устройство и перемешать касты друг с другом»?
Можно ли измерить талант?
Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.
Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?
Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
В чем заключается феномен «творчества»?
Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется непризнанным»?
Кого обычно называют «филистерами»?

Направление «Искусство и ремесло»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»

    Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

    Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

    Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

Размышления по теме

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

Что такое ИСКУССТВО

Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Умение, мастерство, знание дела.

Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Что такое РЕМЕСЛО

Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

Аспекты направления:

Искусство, деятели искусства.

Их роль в жизни общества.

Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

Талант/бесталанность.

Истинный/мнимый талант.

Ремесло/искусство.

Общее и различия в целях и т.д.

Граница между ремеслом и искусством.

Ремесленники/художники.

Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

Примерные темы для подготовки к итоговому сочинению 2018-2019 учебного года по направлению «Искусство и ремесло»

1. Какова роль искусства в жизни общества?
2. В чем заключается «миссия» художника?
3. Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Фаулза: «Ремесленник и настоящий художник тем и
различаются, что один знает, на что способен, а другой - нет; вот почему одно занятие ничем не
грозит, а другое чревато всяческими опасностями».
4. В чем заключается разница между «искусством» и «ремеслом»?
5. Как связано понятие «талант» с искусством и ремеслом?
6. Кого можно назвать подлинным деятелем искусства?
7. Согласны ли вы с тем, что «ни один ремесленник не испытывает того пьянящего чувства, какое
один раз в жизни испытывает поэт оттого, что впервые создал своими руками нечто, заключающее
в себе смутное биение его мечты»? (П. Неруда)
8. Как отношение к искусству и ремеслу характеризует человека?
9. Согласны ли вы с тем, что самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи?
10. Каково предназначение художника?
11. В чем разница между «истинным» и «мнимым» талантом?
12. Какова роль созидания в жизни человека (общества)?
13. В чем заключается разница между «ремесленниками» и «художниками»?
14. Где заканчивается ремесло и начинается искусство?
15. В чем причины конфликта между талантом и посредственностью?
16. Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Иванова: «Художник должен стоять в уровень с понятиями
своего времени»
17. Может ли «ремесленник» стать творцом?
18. Какова роль труда в жизни человека?
19. Как соотносятся понятия «энтузиаст» и «филистер»?
20. Почему литературу часто относят к «высшему» виду искусств?
21. Кого можно назвать обывателем?
22. Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Великие таланты чужды мелочности»?
23. Что отличает произведение искусства от других продуктов практической деятельности человека?
24. Можно ли утверждать, что искусство нуждается в личностном начале?
25. Кого можно назвать талантливым человеком?
26. Согласны ли вы с тем, что талантам нужно помогать?
27. Что является необходимыми условиями для создания шедевра?
28. Как вы понимаете устойчивое словосочетание «военное искусство»?
29. Для чего нужно сохранять памятники искусства?
30. Согласны ли вы с утверждением В. Микушевича: «Талант – это условие, а не критерий творчества.
Чтобы разрушать, тоже нужен талант»?
31. Что такое искусство?
32. Что такое ремесло?
33. Согласны ли Вы с тем, что без жизненного опыта невозможно творчество?
34. Можно ли измерить «талант»?
35. В чем различие между словами «гениальность» и «талант»?
36. Для чего обществу нужны художники?
37. Что такое «творчество»?
38. Раскройте смысл высказывания Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
39. Нужно ли гениям «трудиться»?
40. Как вы понимаете смысл высказывания И. А. Гончарова: «Поэт без творчества уж не поэт, а
сочинитель».
41. Согласны ли вы с тем, что талантливыми не рождаются, а становятся?
42. Согласны ли вы с утверждением Л. Зорина: «Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство,
низведённое до ремесла»?
43. Как вы понимаете утверждение: искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот
владеет им?
44. Согласны ли Вы с тем, что «каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет
муза»? (Платон)
45. Какова роль воображения в процессе создания произведения искусства?
46. Важно ли чувство меры в искусстве?
47. Почему, на ваш взгляд, существует мнение, что тот, «кто испытал наслаждение творчества, для того
уже все другие наслаждения не существуют»? (А.П. Чехов)
48. Почему говорят, что искусство вечно?
49. По мнению Брехта, «искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие».
Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
50. Согласны ли вы с тем, что искусство требует знаний?
51. Как «человечность» связана с искусством?
52. Согласны ли Вы с тем, что «искусство требует жертв»?
53. Как Вы понимаете выражение: «искусство требует жертв»?
54. Как связаны концепты «красота» и «искусство»?
55. Согласны ли вы с тем, что «искусство – универсальный язык мира»?
56. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Раскина: «Когда соединились любовь и мастерство, можно
ожидать шедевра»?
57. Без чего невозможно творчество?
58. Согласны ли вы с высказыванием: «Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство - всякий человек» (Ж. Грюн)
59. Согласны ли вы со словами Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать
вдохновения. Это глубокое заблуждение»?
60. Согласны ли Вы с мнением Эренбурга: «Высокое искусство не только отображает жизнь, оно,
участвуя в жизни, ее меняет»?
61. Согласны ли Вы с утверждением Гёте: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»?
62. Раскройте смысл высказывания К.Г. Паустовского: «Порыв к творчеству может также легко
угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»?
63. Способен ли каждый человек познать искусство?
64. Как вы понимаете высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
65. Согласны ли вы с утверждением Н.В. Гоголя: «В руках таланта все может служить орудием к
прекрасному»?
66. Согласны ли Вы с тем, что «каждое достижение должно пройти через суровое испытание
отрицанием и насмешками»? (Рерих)
67. Согласны ли вы с утверждением П.И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не
любит посещать ленивых»?
68. Как вы понимаете смысл высказывания Роллана: «Творить - значит убивать смерть»?
69. Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Искусство - мед, хранимый человеческими
душами и собираемый на крыльях лишений и труда»?
70. Согласны ли вы с утверждением Ф. Шаляпина: «Искусство может переживать времена упадка, но
оно вечно, как сама жизнь»?
71. Можно ли утверждать, что «всякое творение свидетельствует о творце»?
72. Можно ли утверждать, что «искусство должно быть прекрасным»?
73. Согласны ли вы с утверждением: «Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту»?
(Ливрага)
74. Раскройте смысл высказывания Шопенгауэра: «Талант попадает в цели, в которые обычные люди
попасть не могут, а гений попадает в цели, которые обычные люди не видят».
75. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Почти все таланты хоть капельку, да поэты,
даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта»?
76. Согласны ли вы с тем, что «гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких
определённых правил». (Кант)
77. Как вы понимаете смысл высказывания: «Что у таланта – средство, у посредственности – цель»?
78. Можно ли лишиться таланта?
79. Как вы понимаете фразу «растрачивать свой талант»?
80. Кого можно назвать «врагами таланта»?
81. Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?
82. Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?
83. Согласны ли Вы с мнением: «Великие таланты навлекают на себя ненависть - так железо
подвергается ржавчине; одна посредственность не имеет врагов». (Ж. Даламбер)
84. Согласны ли Вы с утверждением Лессинга: «Художники пишут глазами любви, и только глазам
любви следует судить их».
85. Согласны ли Вы с утверждением Родена: «задача художника – отделить правду от притворства»?
86. Важно ли смелость в творчестве?
87. Согласны ли Вы с утверждением А.Ф. Лосева: «Настоящий художник тот, у которого мы не
замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает»?
88. Согласны ли вы с мнением: художник отличается от ремесленника тем, что «ремесленник всю
жизнь ходит по одной и той же дороге, а художник всегда ищет новый путь»?
89. Раскройте смысл высказывания И.А. Гончарова: «Искусство само по себе, ремесло само по себе, а
творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть».
90. Согласны ли Вы с мнением К.Г. Паустовского: «Писатель не может пренебрегать ничем, что
расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель
ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют
американскую жевательную резинку»?
91. Только ли избранные способны понять искусство?
92. Согласны ли Вы с утверждением: «Кто родился философом, тот сделан из золота, кто родился
стражем, тот сделан из серебра, а ремесленник - из железа и сплавов. Как невозможно, говорит
Платон, сплавить все эти металлы, так невозможно будет когда-либо уничтожить кастовое
устройство и перемешать касты друг с другом»?
93. Можно ли измерить талант?
94. Стремление к вечности как одна из предпосылок к творчеству.
95. Как отличить «истинных» ценителей искусства от мнимых?
96. Как нравственные качества художника влияют на его произведения?
97. Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?
98. В чем заключается феномен «творчества»?
99. Согласны ли Вы с утверждением М. Пришвина: «Без чувства современности художник останется
непризнанным»?
100. Кого обычно называют «филистерами»( Человек с узким, ограниченным умственным кругозором и ханжеским поведением; мещанин, обыватель. - Вы не будете отрицать, что он - филистер до мозга костей? Вересаев, На повороте.) ?

Еще один официально утвержденный список сочинений по направлению итогового сочинения "Искусство и ремесло"
Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди путают искусство и ремесло?
В чём ценность искусства?
Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
Над каким искусством время невластно?
Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
Что такое талант?
Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
Почему искусство называют вечным?
Можно ли научиться искусству?
Кого можно назвать истинным творцом?
Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
Что можно считать подлинным искусством?
В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
В чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества?
Чем настоящее искусство привлекает человека?

В зале, переполненном людьми, звучит органная музыка, от чего у лирического героя возникают различные ассоциации. Он анализирует эти звуки, сопоставляет их то с высокими и звонкими звуками природы, то с шипящими и низкими раскатами грома. В одночасье у него перед глазами возникает вся его жизнь - и душа, и земля, и мир. Он вспоминает войну, боль, потери и, пораженный звучанием органа, готов преклонить колени перед величием прекрасного. - Несмотря на то что зал полон людей, лирический герой продолжает ощущать себя одиноким. Вдруг у него мелькает мысль: он хочет, чтобы все рухнуло, все палачи, убийцы, а в душах людей звучала музыка. Он рассуждает о людском существовании, о смерти, о жизненном пути, о значимости маленького человека в этом большом мире и понимает, что Домский собор - это место, где живет нежная музыка, где запрещены все рукоплескания и другие возгласы, что это дом тишины и спокойствия. Лирический герой преклоняет свою душу перед собором и от всего сердца благодарит его. Мелодичность музыкального инструмента заставляет героя забыть все неурядицы и боль утраты, все неприятные воспоминания улетучиваются, оставляя лишь мысли о приятных и счастливых моментах в жизни. Герой хочет приклониться, поблагодарить этот музыкальный инструмент и собор – место душевного спокойствия.

Рассказ "Домской собор" имеет глубокий философский смысл. Он даёт понять читателю, что музыка способна на многое. Она может излечить глубокие душевные раны, исцелить людские сердца, дать необходимые силы и наполнить жизнь необходимым смыслом .

В.П. Астафьева, к рассказу «Гимн жизни»

Мать, отец-инвалид, Лина

Героиня, двадцатилетняя Лина, неизлечимо больна. Она теряет волю к жизни, ходит по московским музеям, театрам, операм, и ничего ее не радует. Но когда в планетарии она услышала музыку Чайковского, ее душа расцвела, и нарисованные звезды засияли новыми красками. Пусть ей и оставалось прожить считанные недели, унывать было нельзя, чтобы в последний день не жалеть о бесполезно потраченном времени - и к этому осознанию ее привела музыка.

Влияние искусства на жизнь человека

Именно музыка П.И.Чайковского спасла героиню рассказа В.Астафьева «Гимн жизни». Смертельно больная девушка, не верившая в выздоровление, попадает в планетарий, где слышит музыку великого классика. Потрясенная ею, она принимает решение: «Жить!Только жить!»

Варлам Шарамов «Шерри-бренди»

поэт

На нарах умирает человек, которому прочили великое будущее на литературной стезе, он был талантливым поэтом двадцатого века. Он умирал мучительно и долго. В его голове проносились различные видения, путались сон и явь. Приходя в сознание, человек верил, что поэзия его нужна людям, что она даёт человечеству понимание чего-то нового. До сих пор в его голове рождались стихи.

Наступил день, когда ему дали пайку хлеба, которую он уже не мог жевать, а просто мусолил по гниющим зубам. Тогда сокамерники стали останавливать его, убеждая оставить кусок на следующий раз. И тогда поэту стало всё ясно. Он умер в тот же день, но соседи сумели ещё два дня использовать его мёртвое тело для получения лишней пайки.

Герой рассказа "Шерри-бренди” отличается от большинства героев "Колымских рассказов". Это поэт. Поэт, находящийся на краю жизни, и мыслит он философски. Словно со стороны наблюдает он происходящее, в том числе и то, что происходит с ним самим: "…он не спеша думал о великом однообразии предсмертных движений, о том, что поняли и описали врачи раньше, чем художники и поэты”. Как и любой поэт, о себе он говорит, как об одном из многих, как о человеке вообще. В его сознании всплывают стихотворные строки и образы: Пушкин, Тютчев, Блок… Он размышляет о жизни и о поэзии. Мир сравнивается в его воображении со стихами; стихи оказываются жизнью .

Перед нами человек, сохранивший свое человеческое лицо, и этот человек – поэт.

Предназначение художника

В рассказе «Шерри-бренди» автор показывает насколько человек выше обстоятельств и что любая жизнь наполнена смыслом и истиной.

Смерти противостоит поэзия не только как искусство, как часть бытия, как само бытие.

В.Шаламов «Галстук»

Маруся Крюкова, рассказчик, хирург

Маруся Крюкова приехала в Москву из Японии. Когда ее арестовали и осудили на двадцать пять лет, ей сломали ногу. На Колыме начальство сразу увидело ее талант к вышивке, но никогда не платило ей за работу. Вскоре Марусю отправили в Дальстрой вышивать занавески. Вместе с ней там работали еще две девушки. Наблюдать за ними была поставлена женщина, которая считала, что в любую секунду девушки могут что-то украсть. Но они не воровали. Все трое были арестованы и посланы в лагерь по пятьдесят восьмой статье.

Когда Маруся попала в больницу, ей поставили диагноз остеомиелит. Вскоре ее выписали, и она обещала вышить галстуки врачам. Когда Маруся вышивала, вошел Долматов и ото- брал галстуки. Она очень расстроилась, но сделать ничего не могла. На очередной киносеанс Дол матов пришел в одном из галстуков, и Маруся, жестикулируя, показала врачу, что это должен был быть его подарок.

Искусство/ремесло

Это история о нещадной эксплуатации таланта Маруси “начальниками” разных уровней, включая даже период нахождения в больнице, где она “вышивала врачихе”, что отчетливо раскрывает авторское видение духовной обреченности всякого искусства в лагерном мире.

Здесь можно вспомнить высказывание Льва Николаевича Толстого: «По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла»

Нравственный выбор героини контрастно ассоциируется с судьбой другого "творца" – художника Шухаева. Он проделывает обратный путь: из интеллигента, самобытного мастера, автора "светлых пейзажей Бельгии и Франции", "автопортрета в золотом камзоле Арлекина", прошедшего затем через "магаданский период", результатами которого стали "портрет жены и автопортрет в мрачной коричневой гамме", – он вырождается в своего рода "чесальщика пяток", приходит к творческому самоуничтожению, создавая "подхалимский" портрет Сталина, картину "Дама в золотом платье", где уже нет никакой "меры блеска". В этом "блеске" – отражение попытки забыть о "скупости северной палитры", о пережитом лагерном опыте.

В.Шаламов «Афинские ночи»

Рассказчик, доктор

В рассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самых элементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем, потребность читать и слушать стихи.

В эпоху сталинского террора, мы обязательно

должны искать альтернативы оскудению человеческого в человеке, искать те

духовные и нравственные опоры, которые помогли бы не только понять трагедии прошлого, но

и выстоять в настоящем.

Роль иск-ва в жизни человека

Поэзия - это жизнь . Даже в нечеловеческих условиях формируется потребность слушать стихи

Стихи заставляют задуматься; они вдохновляют, пробуждают какие-то чувства. Поэзия дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Она возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее .

В.Шаламов «Детские картинки»

рассказчик

Заключенных выводили на работу по пять человек. Сегодня они пилили дрова. Закончив работу, заключенные стали копаться в куче мусора. Они нашли там рваные носки, замороженный хлеб и котлеты. Рассказчик особенно завидовал носкам. Ему посчастливилось найти лишь детскую тетрадку. Разглядывая рисунки, он вспомнил легенду о мальчике-боге, который создал тайгу.

Ребенок, судя по рисункам из тетради, в своей жизни видел очень мало. Все его рисунки были посвящены тюремным заграждениям и солдатам. Напарник, пощупав листы тетради, выкинул ее обратно в помойку и посоветовал искать газету, из которой можно было бы сделать папиросы.

Искусство отражает действительность

Детство ребёнка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
- тоталитаризм уничтожает в маленьком человеке личность.

Шукшин «Мастер»

Сёмка Рысь и неизвестный архитектор 17 в., с которым Сёмка ведёт душевный и профессиональный диалог

Рассказ Шукшина « Мастер » рассказывает о мастере , который решил отремонтировать красивую церковь в соседнем селе, но не нашёл поддержки ни у церкви, ни у государства.

Сёмка становится мастером, когда начинает ценить красоту, хочет возрадить церковь для людей.

- Единство, слияние душ Сёмки и безымянного создателя церкви.

- Мастер – значит творец.

- Мастер – создатель Талицкой церкви

Роль искусства

Значение настоящего произведения искусства в том, что оно помогает человеку отыскать идеал, найти свою дорогу в жизни. В. М. Шукшин в своих рассказах стремится к нравственным целям: к добру, правде и красоте.

Тургенев «Певцы»

Барин местного уезда, Яков Турок, Рядчик

Центральным событием рассказа является песенный конкурс между Яшкой-Турком, который работал черпальщиком на бумажной фабрике, и Рядчиком из Жиздры – рябым, курчавым парнем лет тридцати. Судьба занесла рассказчика в небольшое село под названием Котловка, а затем в кабак “Притынный”. На пороге заведения он встретил двух мужчин, обсуждающих предстоящее состязание певцов, и сам решил посетить мероприятие .

Влияние музыки на человека

В рассказе говорится о том, какое влияние оказывает пение на человека

Успенский «Выпрямила»

сельский учитель Тяпушкин

Рассказчиком в произведении является сельский учитель Тяпушкин, достаток которого был так низок, что у него была возможность проживать лишь в небольшой избе с сырыми дровами в печке и укрываться рваным полушубком. Он вспоминает события предыдущего дня, когда, посетив губернский город, становится свидетелем расставания новобранцев с родными на платформе вокзала. Вернувшись домой, он ощущает себя несчастным до глубины души.

Однако после ночного сна это состояние меняется. Теперь мужчина счастлив, но пытается понять причину такой перемены настроения. В памяти всплывают образы женщин, которых когда-то встречал. Они представляли то единство гармонии самопожертвования, то слияния природы. Следующий образ вызвал бурю эмоций в его душе - это была Венера Милосская из Лувра. Чтобы восстановить в памяти подробности, он мысленно вернулся в прошлое, когда двенадцать лет назад преподавал в доме Полумраковых. Несмотря на то, что семья воспринимала учителя как нигилиста, с детьми он обходился очень достойно, с добрыми чувствами. Поэтому ему не запрещали с ними работать.

Оказавшись в столице Франции, он сопровождал компанию Полумракова и его друзей. Они застали то время, когда в стране царили последствия окончания войны и коммуны. Тяпушкин нашел отличие местного француза, который был "человеческой личностью", без раболепства зарабатывая на кусок хлеба в ресторане, от русского мужчины, который даже "вспотел от умиления", прислуживая. Этот список он дополняет наблюдениями за женщинами легкого поведения.

Жизнь в Лондоне путешественники увидели настоящей, без преувеличений. Даже обед в виде обычных рыбных блюд, которые он отведал в Гринвуде, не давал ему покоя своей неподдельной правдивостью.

Наутро главный герой случайно приходит в Лувр. Остановившись перед Венерой Милосской, он чувствует необъяснимый внутренний надлом. Это был искренний порыв радости. Мужчина будто проснулся после долгого сна. С этого дня он ходил в Лувр только "с чистой совестью". Каждый день он пытался разгадать тайну, как каменная скульптура повлияла на его сознание, душу, смогла ее "выпрямить".

В памяти всплыло стихотворение А. А. Фета "Венера Милосская", в котором известный поэт уделил внимание ее неувядаемой красоте, которая привлекла " сияя наготой". Однако у учителя она вызвала другой интерес. На нее он смотрел так, чтобы душу "выпрямить". После этого рассказчик размышлял о человеческом достоинстве, которое с легкостью теряли одни и поддерживали другие.

Оказавшись в Париже спустя четыре года, сельский учитель принял решение обойти стороной Лувр. Он посчитал свою душу больше не способной "развернуться". Однако в деревне воспоминания о ней совершило чудо. В нем вновь проснулось ощущение радости, гармонии и счастья.

Истинные шедевры искусства играют огромную в становлении души человеческой.
Произведение искусства преображает человека.
Сила искусства настолько велика и настолько важна для человека, что произведения его необходимо ценить и беречь. Искусство способно сделать человека счастливым, вдохновить его на лучшие деяния, подарить ему радость и любовь к жизни, вселить в него веру в лучшее.

К.Паустовский «Картина с еловыми шишками»

дочь лесника Дагни, Эдвард Григ

В рассказе "Корзина с еловыми шишками" писатель К. Паустовский рассказывает чудесную историю о встрече в горном лесу двух главных героев - композитора Эдварда Грига и девочки по имени Дагни Педерсен. Композитору нечего было подарить ребенку, и тогда он пообещал, что сделает свой подарок к её восемнадцатилетию. Девочке было непонятно, почему нужно ждать целых десять лет. Григ объяснил, что такой подарок оценит только взрослый человек.

Вдохновленный встречей в лесу с девочкой, композитор в течение пяти дней написал красивую музыку о прелести девичества и счастья.

Писатель утверждает, что источник вдохновения для искусства всегда есть в обычной жизни, всегда есть чудо творения, только нужно увидеть его сердцем.

Искусство делает человека лучше

Трогательный рассказ учит нас верить в чудеса, в добро, в ту жизнь вокруг, которую стоит любить, в восхитительную музыку, которая творит в нашей душе добрые мысли и чувства.

Звуки прекрасной музыки могут отразить всю красоту нашего мира и унести нас в прошлые времена. Паустовский призывает нас ценить искусство, уметь различать настоящие шедевры от подделок. Он учит нас любить все прекрасное, которое способно открывать нам новые жизненные горизонты.

Искусство, музыка вечны и могут пробуждать в людях самые прекрасные эмоции, вдохновлять людей. И что в каждом человеке есть прекрасное, нужно только верить в это.