Портрет дочери художника, в детстве. Картина, портрет маленькой девочки, фото - Картина, рисунки,
Магические сны Василия Сурикова
"Разумеется, Суриков - русский художник. Он не чувствует и не любит абсолютной красоты форм, и он в погоне за общим поэтическим впечатлением подчиняет чисто формальную сторону содержательной. Несомненно, это слабое место в его творчестве. Но уже за то ему спасибо, что он сумел пренебречь ложной, академически понятой красотой форм, а главное, за то, что он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи." (А.Н.Бенуа) Его долго ценили за идейно-передвижническую правду. Теперь мы знаем: ценное в нем - глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова - магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников. Может быть, этим и объясняются его недостатки - ограниченностью вкуса и сознательного умения в сравнении с надсознательною прозорливостью. Уайльд сказал о Браунинге - он заикается тысячью ртов. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. В его творчестве - повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души...
читать полностью...Суриков в хорошем и великом, равно как и в несуразном, был самим собой. Был свободен. Василий Иванович не любил делиться своими замыслами, темами ни с кем. Это было его право, и" он им пользовался до того момента, когда творческие силы были изжиты, когда дух его переселялся в картину и уже она жила им, а Василий Иванович оставался лишь свидетелем им содеянного - не больше.
Все права защищены. Пишите письма: mail (собака) сайт
Копирование или использование материалов - только с письменного разрешения Василия Сурикова
Суриков В.И. Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве. 1888. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Трогательный «Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве» Суриков написал в 1888 году, тогда же с успехом показав его на 16-й передвижной выставке.
«Миловидное круглое
личико, в обрамлении темных пышных волос, серьезно. Но это не характер, это
отношение к труду отца - она позирует деловито и спокойно. Мягкость и
добродушие таятся в углах твердо очерченного рта: вот-вот улыбнется весело и
лукаво! Глаза, умные, пытливые, глядят из-под густой челки, а под ней
угадывается чистый высокий лоб. В этом портрете так четко увиден и схвачен весь
ее счастливый, мгновенно откликающийся на все, пылкий и веселый нрав.
Ножки ее в красных
чулочках на фоне белого кафеля по-хозяйски устойчивы, и в том, как они
расставлены, чувствуется ее уверенность и некоторая своенравность. Их контуры,
мягкие, не очерченные твердой линией, в то же время дают ощущение крепких и
плотных мышц под чулками. Детская, без талии, фигурка - в низко повязанном
кушаке, и стоит девочка, слегка подавшись вперед. Круглый белый воротник
оттеняет розовую матовость лица. И нет в этой девочке ни малейшего девчоночьего
кокетства, хоть вся она пластична и грациозна - залог будущей женственности.
Ладошка левой руки прижата к белому кафелю, и пальцы написаны так, что кажутся
теплыми. Правой рукой Оля прижала к себе неизменную куклу Верочку, уставившуюся
голубыми глазами куда-то в пространство. Белокурая шапка куклиных волос играет
золотом на красном фоне, и пышное розовое платье и бархотка на шее выдают в ней
парижанку.
Дивный портрет! В нем
вся прелесть и живость девочки, вся чистота и гармония ее ума и души и вся
любовь и восхищение отца и художника останутся жить навсегда». (Источник: Кончаловская Н. Дар бесценный:
Романтическая быль./ Наталья Кончаловская. – Красноярск: Красноярское книжное
издательство, 1978. – 300с.)
Из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» об истории создания портрета http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=185
В соседней столовой молодая учительница-курсистка занималась с Олей грамматикой, готовя ее в первый класс гимназии.
Ну вот, какой на тебе воротник - красный? - спрашивала она Олю.
Нет… Не красный, а белый.
Василий Иванович вдруг представил себе дочь в белом воротнике поверх красного, белым горошком платья. Как оно мелькало, это платьице, в зарослях ивняка на Енисее, гасло в густой тени, а потом выпархивало на солнце и летело по песчаной отмели…
А как ты напишешь - «не» или «ни»?
Не красный.
Верно. А у меня какой воротник? Красный или белый?
А у вас… А у вас никакого - ни красного, ни белого!
А как ты напишешь это?..
Оля думает и потом твердо решает:
Молодец, правильно!
Василий Иванович слушает, улыбаясь: «Ишь ты, соображает головенок-то!»
А теперь встань и пойди туда, - говорит учительница. Слышно, как Оля отодвигает стул и торопливо шагает.
Так! Куда ты пошла?
К печке.
Какую букву поставишь в конце?
Пауза. Оля думает.
Букву «е» поставлю. Дательный здесь - кому, чему.
Хорошо! - радуется учительница. - А где ты стоишь?
Опять пауза.
Возле печки. «И» здесь будет, - торопится объяснить Оля, - потому что здесь родительный - кого, чего!..
Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью.
«Вот как написать бы ее нужно», - подумал Василий Иванович и закрыл дверь…
Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Оля была терпелива - умела позировать. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять.
В большом мягком кресле сидела сильно исхудавшая Елизавета Августовна и занимала Олю чтением или разговором. После поездки в Сибирь здоровье ее настолько сразу ухудшилось, что ей нужно было постоянное наблюдение врача. Лечил ее профессор Черинов. Он заходил к Суриковым почти каждый день. А Василий Иванович так доверял ему и так постоянно нуждался в его советах, что даже решил написать с него портрет, чтоб он подольше бывал у них в доме. Портрет этот висел у Суриковых в гостиной, как бы охраняя хозяйку, когда Черинова не было.
Вести хозяйство Елизавета Августовна уже не могла, гулять с дочерьми тоже ей было не под силу, и Василий Иванович все делал сам, чувствуя себя виноватым в том, что потащил жену в Сибирь. Только теперь понял он, что поездка эта «съела» Лилю. Нельзя было ей неделями плыть по воде в осенних туманах, нельзя было с больным сердцем трястись по ухабам, нельзя было испытывать его в борьбе с крутой неприязнью мамы. Ах, мама, мама!.. Торгошинская повадка - или душу отдаст тебе, или твою душу вымотает!.. Всего этого нельзя было Лиле. Вот теперь и не узнать прежней, красивой, веселой, распорядительной хозяйки дома. Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как той самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала.
И в это холодное декабрьское утро, укутав ноги пледом, сидела Елизавета Августовна в кресле. Под розовой фланелевой кофточкой обрисовались ее похудевшие узкие плечи, а из-под белого чепца глядело изнуренное болезнью лицо. Она всячески старалась поддержать в себе бодрость, ей, как никогда раньше, хотелось принимать участие в их общей жизни, хотелось помочь дочке позировать, развлекать ее беседой. Разложив ящик с красками на табурете, сидя на венском стуле, Василий Иванович писал Олин портрет. Для работы он надевал старый черный пиджак, весь заляпанный красками, старые серые брюки, тоже все в пятнах. В этой одежде он чувствовал себя свободным - он не терпел специальных «блуз» и халатов, в которых обычно работают художники. Тут же бегала со своей куклой семилетняя Лена. В передней позвонили. Оля насторожилась:
Это учительница… Анна Михайловна. Где будем заниматься?
Веди ее в детскую, я еще здесь попишу, - сказал отец.
Оля, топая ножками, помчалась открывать дверь, усадив куклу прямо на пол возле печки…
И вот они остаются втроем. Нет, все-таки не втроем. Оля смотрит на них с холста, словно и не выбегала из комнаты.
Суриков никогда не писал заказных портретов. Моделями ему служили чаще всего его родные или близкие. На этом портрете изображена старшая дочь художника - Ольга. Портрет создавался зимой 1887-1888 годов в Москве, в доме Кузьмина на Смоленском бульваре, где в это время жила семья Суриковых.
В письмах Сурикова сохранилось упоминание о работе над этим произведением:
«Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске» (Письмо П.Ф. и А.И. Суриковым от 9 сентября 1887 года // Письма. Воспоминания о художнике. – Л., 1977. С. 75.).
Крепкая, живая десятилетняя девочка, по-детски неуклюжая, стоит у белой печки. Ее прямой и открытый взгляд смотрит прямо на зрителя. Вся фигура дочери схвачена художником весьма характерно. Как всегда, в суриковских портретах нет попыток придать модели нарочитую красивость.
По семейным воспоминаниям, портрет писался при следующих обстоятельствах. «Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью... Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки... Оля была терпелива - умела позировать. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтобы Оле не скучно было стоять... Дивный портрет
В картине чувствуется атмосфера семейного уюта и покоя. Портрет дочери завершает самый счастливый в личном и творческом отношении период в жизни Сурикова. В феврале 1887 года на 15-й Передвижной выставке он экспонировал «Боярыню Морозову». Картина принесла ему всеобщее признание и славу первого русского живописца в историческом жанре. Но в конце 1888 года тяжело заболевает и умирает жена художника. Начинается длинная полоса депрессии и кризиса. Он надолго уедет в Красноярск, где возродится к творчеству в работе над «Взятием снежного городка».
А дочери художника Ольге Васильевне (1878-1958) предстоит большая и интересная жизнь. Она станет женой знаменитого живописца Петра Кончаловского. Их дочь и внучка Сурикова - Наталья - выйдет замуж за Сергея Михалкова, известного баснописца, драматурга, автора двух гимнов: Советского Союза и Российской Федерации. В этом браке родятся два сына - известные кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Михалков-Кончаловский, правнуки великого художника.(http://artclassic.edu.ru/)
Ей вскоре горе предстоит –
Она останется без мамы.
Отец ее боготворит,
Но жизнь вмешается упрямо.Ей много в жизни предстоит –
Болезни, голод, холод, войны.
Пока же девочка глядит
На мир доверчиво, спокойно.Она пока что под крылом
Отца, родительского дома,
Но вскоре все пойдет на слом
И ей не избежать разлома.Но все она перенесет
И род продолжится ее,
С годами девочка войдет
В культуры русской бытие.И в двадцать первый век шагнут
Ее далекие потомки,
И свет культуры понесут
Сквозь лет не мерянных потемки.
(Саприцкий Э.Б.)На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех.
Через портрет зритель легко чувствует с какой любовью и грациозностью изображена эта десятилетняя девочка. Она очень хороша собой и мила, хотя у нее еще немного несуразная и не пропорциональная фигура, но это с взрослением пройдет. Её выразительные глаза, но немного лукавые и игривые смотрят прямо на нас. Она любознательна. У нее круглое спокойное лицо и черные пышные короткие волосы.
Смотря на картину, мы чувствуем напряженность девочки, заключающаяся в позировании. Она старается, прижавшись к стене понравиться отцу. Ее ярко-красное платье в мелкий горох с белым кружевным воротничком и красные колготки грамотно оттеняют ее черные волосы. Автор очень правильно пользуется насыщенными цветами, которые позволяют показать яркий и живой портрет. На талии красный кушак, а на ногах темные черные туфли. Все многообразие красок дает нам ощущение тепла и жизни.
В руках у маленькой красавицы мы видим куклу. Очень видно как трепетно и любя она держит ее, которая в свою очередь немного похожа на свою хозяйку. Это и короткие светлые волосы, и круглое лицо, и фасон розового платья. Кукла ей дорога, возможно, она ее лучший друг после родителей.
По всему внешнему виду нам становится понятно, что девочке в доме хорошо живется. Она любит своих родителей и сама любима. Родители восхищаются ей и это видно через картину отца. Он любит её, показывая зрителю прекрасную детскую пору и ее легкий детский характер. У нас не создается ощущение, что ребенок капризный и вредный. Всё как раз наоборот. Она сдержанна и мила, возможно, немного не усидчива, как все нормальные дети.
Высокие отцовские чувства проявляет автор в этой картине, ведь Серов никогда не работал по заказу, он писал портреты только для родных и любимых людей. Ведь правильно говорят, что чем счастливей и радостней детство, тем лучше сложится будущая жизнь.
Описание настроения картины Портрет дочери художника Оли
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Заросший пруд Поленова
Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил
- Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс
В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.
- Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
- Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс
Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов
- Сочинение по картине Брюллова Всадница 8 класс
Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры
Портрет дочери
На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая. Ее фигурка смотрится немного неуклюжей, но с возрастом это пройдет. Ребенок превратится в очаровательную, грациозную барышню, которую будут учить танцам. Кругленькое личико ребенка обрамляют темные густые короткие волосы, до плеч. Ее губы улыбаются. Глаза у девочки, крупные, смотрят прямо и немного лукаво. Чувствуется, что девочка старательно позирует своему отцу. Левая пухленькая ладошка прижата к белой стене. Мне так и хочется подержаться за нее, кажется, что она теплая, живая.
Она одета в красное платье в белый горошек. Колготки у нее на ногах: под цвет платья. Талия подпоясана красным кушаком. Я тоже люблю одежду, такого цвета. Она смотрится нарядно и создает мне хорошее настроение. Платье украшено большим ажурным белым воротничком. Видимо, кто-то из родственников смастерил его для девочки.
Она прижимает к себе игрушку (куклу). Заметно, что ребенок очень любит ее. Кукла даже чем-то похожа на свою хозяйку. У нее белокурые волосы и голубые глаза. Она наряжена в розовое платье. Всем девочкам нравится играть в куклы и мне тоже.Лицо у девочки довольное и спокойное. Ей хорошо живется в этом доме, с близкими ей людьми. В семье она любимица. Отец тоже восхищается своей дочерью, поэтому и получился так хорошо у него этот портрет. Он хочет, чтобы его в памяти она навечно осталась милым маленьким ребенком. Мне кажется, что у девочки немного настырный характер, и она любит, чтобы исполняли все ее желания. Вот как своими крепкими ногами она опирается о пол. Также уверенно она идет по этой жизни. Говорят, если у ребенка счастливое детство, то такая же будет и взрослая жизнь. Хочется верить, что это сбудется.
2 класс
Маленькая барышня нарисована на картине: «как живая». Мне кажется, сейчас она сорвется оттуда и побежит со мной играть.
Дочь художника позирует на фоне белой печки. Черная дверца и такие же башмачки еще ярче подчеркивают наряд девочки.
У нас в деревне, у бабушки, тоже так отапливается дом. Когда я приезжаю к ней на каникулы я люблю греться у печки. Когда она натоплена, рядом уютно и тепло. Также хорошо в доме у художника.
Вообще, вся эта картина создает хорошее настроение. Мне бы хотелось, чтобы она висела в моей комнате. А я бы просыпалась по утрам и мысленно разговаривала с девочкой, загадывала бы ей свои желания и мечты.
- Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика, зрителя (описание)
- Рылов А.А.
Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства
- Левитан И.И.
Левитан Исаак Ильич - известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.
На картине я вижу маленькую девочку (она где-то мне ровесница). Эта родная дочь художника Сурикова. Девочка миленькая, крепенькая.
- Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс (описание)
Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.