Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.


Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.


Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

В нашей жизни мы часто употребляем слово «идеал». Но задумываемся ли мы о его значении. Давайте заглянем в толковый словарь. Синонимом слова идеал является слово «совершенство». Если описать значение, то получится, что это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии. Человек может обладать идеальной красотой, характером. Но все

Трактовка термина

Проведя небольшое исследование, мы не смогли найти единого мнения по вопросу "что такое идеалы?". Определение бывает абсолютно разным и неоднозначным.

Проблема в том, что для каждой личности, которая живет в определенном обществе, трактовка термина «идеал» уникальна. Человек следует своим представлениям, которые заложены у него в подсознании. Для кого-то это идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные. Но нельзя относиться к ним как к статическому явлению. Например, в детском возрасте могут быть идеалы принца или принцессы. Они будут обладать определенными чертами характера, внешностью.

По мере взросления ребенка, эти идеалы начинают меняться. Вот к этому нужно отнестись вполне серьезно. Многие дети принимают за идеалы образы, которые ими совсем не являются. Особенно серьезны идеалы, которые определяют для себя подростки. Например, который нарушает закон. Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторить судьбу своего кумира.

Иногда в качестве идеала выбрают успешного человека. Следуя его советам можно и самому достичь успеха в бизнесе. Старшее поколение считает идеалом и ветеранов, героев, спасших свою Родину и тысячи жизней. Но каждый человек воспринимает идеалы по-своему. Потому что система ценностей у каждого своя.

Примеры идеала

Описание идеала можно найти в художественной литературе, живописи, архитектуре. Но проблема в том, что в разную эпоху за высшую точку совершенства принимался определенный стереотип. может быть внешним или внутренним. В произведениях литературы, можно найти множество примером того, как человек, который обладает внешней красотой, например Элен в «Войне и мире», может быть далеко не идеален, если говорить о его духовном содержании. Таким образом, единой точки зрения о том, что такое идеалы, мы вряд ли найдем.

Представление об идеале с точки зрения философии

Вопрос о том, что такое идеалы, интересовал людей еще с древнейших времен. Сегодня понятие о нравственности и культуре постепенно утрачивает свое значение. В умах взрослый, не говоря уже о детях, происходит настоящее смешение самых разных культур и ценностей. В то же время, общество не может нормально развиваться, если нет возвышенных целей, идеалов. Понятие нравственного идеала присутствует в православной религии, на которой строилась Детей, в те времена, воспитывали в соответствие с представлением о догматах православной церкви.

Позже многие философы, например, Ломоносов, изучали идеалы со своих точек зрения. Именно их представления закладывали в систему воспитания детей. Понятие об идеале можно найти в трудах Канта, Песталоцце, Ушинского. Система духовных ценностей заложена во многих произведениях художественной литературы. Но дело в том, что в разное время на вопрос, что такое идеалы, люди отвечали по-разному. В каждой культуре свои ценности.

О нравственных идеалах

Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал - это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.

  1. С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
  2. На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.

Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.

Культурные ценности человека

Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.

В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу - сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.

Идеальная жизнь человека

Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.

Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.

Можно ли достичь идеала

Если рассматривать идеал, как цель, к которой следует стремиться, то можно обратиться к психологии. Многое здесь зависит от ответа на вопрос, что такое идеалы человека, а также от его человека. Если есть желание, то поставленной перед собой цели можно достичь. Что для этого нужно? В первую очередь, нужно определить для себя, чего именно нужно добиться. Это может быть идеальная семья, или идеальная работа. После этого на листке бумаги, следует составить для себя план.

Во-вторых, важно определить для себя срок, за который следует достичь поставленной задачи. Не стоит сразу планировать свои действия на несколько лет вперед. Это может быть небольшой промежуток времени, за который можно добиться определенных результатов, которые приблизят реализацию цели.

Очень важно найти правильную для себя мотивацию, или причину. Нужно поддерживать себя положительными мыслями. Очень часто на пути достижения своего идеала возникают препятствия. Не стоит забывать о том, что без них достичь цели нельзя. Нужно правильно к ним относиться. Очень важно выйти из зоны привычного комфорта.

В заключение

Рассмотрев вопрос, что такое идеалы человека, можно сделать выводы. В погоне за материальными ценностями не стоит забывать о нравственности и духовности. Основа заложена во многих религиях. Должна быть система, которая основывается на культуре. Душа должна быть на первом месте. Именно о развитии духовных качеств следует заботиться в первую очередь. Тогда и жизнь общества может стать идеальной.

1. Святослав, князь Киевский.
2. Феврония, княгиня Муромская.
3. Александр Невский.
4. Царевна Фелица.

Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям их прямое благо.
Д. И. Фонвизин

Во все времена людям было свойственно надеяться на то, что мудрый и справедливый правитель (князь, царь, барин) сумеет решить их насущные проблемы. В древности во многих странах даже существовало поверье, что удача правителя, дарованное ему богами благословение, переходит и на территорию, которой этот человек управляет. Конечно, взваливать ответственность за все происходящее в рамках объекта управления только на одного-единственного человека не совсем правильно. В то же время нельзя отрицать несомненную значимость личных качеств руководителя. Сопоставляя реальное и желаемое, писатели создавали образы идеального правителя: нередко идеализации подвергалась личность реального исторического лица, что вообще характерно для такого жанра, как житие.

Мечта о мудром и справедливом правителе не миновала и устного народного творчества. Так, герои многих сказок, чтобы решить какой-либо запутанный вопрос, идут на царский суд. Однако далеко не всегда решение правителя оказывается разумным и беспристрастным — народное творчество оказалось чуждо излишней идеализации. Со сходной ситуацией мы сталкиваемся и в былинах: хотя сказители именовали Владимира, князя Киевского, Красным Солнышком, то есть своего рода олицетворением мудрости и благородства, на поверку поступки и решения князя далеко не всегда оказывались достойными. В былинах неоднократно упоминается о ссорах князя с богатырями, о его недостаточном уважении к их заслугам, лучшего из богатырей, Илью Муромца, он даже посадил на три года в темницу по ложному навету, запретив кормить и поить его. Если бы не доброта и рассудительность княжеской племянницы, тайком приносившей богатырю еду, Илья Муромец так бы и погиб бесславно в княжеском подземелье. Относительно княжеской храбрости и доблести тоже нельзя сказать ничего лестного. В былинах нет и упоминания о каких-либо воинских подвигах князя.

Однако в ряде произведений русской литературы мы можем отыскать образ идеального, с точки зрения автора, правителя. Пожалуй, одним из подобных руководителей мы можем считать князя Святослава Всеволодовича Киевского, каким его изобразил автор «Слова о полку Игореве». Как и подобает правителю, князь Святослав заботится о благоденствии своего народа, о том, чтобы русские люди не страдали от набегов половцев. Князь достаточно мудр, чтобы понимать: в одиночку с такой грандиозной задачей не справиться. Поэтому-то он и старается объединить усилия как можно большего числа русских князей, призывает их прекратить междоусобицы и сплотиться для того, чтобы дать отпор половцам. Чтобы усилить впечатление от мудрости князя, автор «Слова...» вводит мотив вещего сна, из которого Святослав узнает о грозящей Руси опасности. Речь князя сказитель называет «золотым словом». Успехи князя в борьбе с врагами Руси снискали ему славу и похвалу не только русских, но и многих других народов: «Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу...».

В русской литературе можно найти и образы женщин, мудрых правительниц. В качестве примера можно рассмотреть образ Февронии, о которой рассказывается в «Повести о Петре и Февронии». Эта женщина была родом из простого народа, однако благодаря своей мудрости она стала женой князя Петра, правителя города Мурома. Бояре и их жены невзлюбили княгиню за то, что она была незнатного рода, и потребовали, чтобы она покинула город, предоставив ей право взять с собой то, что она захочет. Женщина взяла лишь то, что принадлежало ей по закону — своего мужа, князя Петра. Вскоре после того как они покинули Муром, в городе началась смута, и горожане позвали их обратно. Мудрость княгини ярко проявилась в одном случае, произошедшем во время изгнания. Княгиня заметила, что один человек из ее свиты смотрит на нее с вожделением. У этого человека была жена, которая тоже сопровождала князя и княгиню. Княгиня предложила тому человеку сравнить вкус воды, зачерпнутой с разных сторон корабля, тем самым дав ему понять, что не следует увлекаться чужой женой, а нужно быть верным своей. Однако вот что важно: Феврония объяснила это, не унижая человека, напротив, в его душе пробудилось осознание недостойности своих мыслей и раскаяние. Не менее возвышенный идеал благородного правителя мы находим в «Житии Александра Невского». Описывая внешность и высокие личностные качества князя, автор жития сравнивает его с героями библейской и римской истории, без колебаний ставя Александра в один ряд с этими прославленными деятелями: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую». Автор жития прославляет князя Александра как храброго воина, милосердного и справедливого правителя, верного сына православной церкви: «Не прельщаясь богатством, не забывая О крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран».

Александр защищает свою землю от нашествий врагов: с противниками, пришедшими с Запада, сражается в открытом бою, но в то же признает власть Орды, для борьбы с которой пока нет необходимых условий и ресурсов. У князя нет недостатка в храбрости. Мудрость его проявляется в понимании, когда доблесть необходима, а когда — неуместна. Автор «Жития...» неоднократно подчеркивает заботу князя о подданных: «Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды». О кончине же князя Александра автор «Жития...» пишет, как о величайшем горе, — «зашло солнце». Настолько велико было доверие и уважение народа к своему князю, что, узнав о его смерти, люди воскликнули: «Уже погибаем!», словно и впрямь мир накрыла вечная тьма.

Образ идеального правителя присутствует и в произведениях более позднего периода русской литературы. Ярким примером может служить ода Г. Р. Державина «Фелица», где под именем царевны Фелицы автор прославляет императрицу Екатерину II. Понятно, что поэтический образ мудрой и гуманной правительницы весьма далек от реальной правительнице. В царстве Фелицы народ благоденствует, как в сказочной стране:

О! коль счастливы человеки
Там должны быть судьбой своей,
Где ангел кроткий, ангел мирный,
Сокрытый в светлости порфирной,
С небес ниспослан скиптр носить!

За время существования человечества минуло много исторических эпох. Бурные ветры перемен сметали песочные замки старинных устоев и повесть жизни начинала новый виток спирали. Каждое время формировало свой идеал человека, которого прославляли в веках современники. Поскольку сегодня наш взор обратился в сторону тех лет, которые историки называли средневековьем, попытаемся сначала определить, что же такое средневековье.

Согласно словарю Брокгауза и Эфрона средневековьем называется тысячелетие 476 - 1492г., от падения западной Римской империи до открытия Америки. Развитие феодализма и католицизма. С одной стороны, короли в союзе с горожанами вступают в войну с феодалами и побеждают, с другой, гуманизм эпохи Возрождения выдвигает против католической духовной тирании идеи о правах личности, начала свободной мысли против начал авторитета слепой веры, античную жизнерадостность против христианского аскетизма. Развивается наука - изобретено книгопечатание, открыт порох, плывут в сторону американского материка корабли. Противоречивое и романтическое время, не правда ли?

Каким же должен быть идеал человека - личности в такой момент, каким его видят служители лиры и простые люди? Конечно, прежде всего свободным. Свободным физически и духовно. Герои отправляются в дальние странствия, ищут славы, удачи, счастья. Им чужд затхлый мир феодального подворья, пусть даже сами они - феодалы. Князь Игорь отправляется в Половецкие земли. Кто он - завоеватель, освободитель? Современнику это почти неважно, главное, князь - великий Воин, готовый бросить вызов любому грозному врагу.

Бесстрашный Тристан едет в далекую Ирландию, не смотря на грозящие ему опасности. Безусловно, средневековый герой храбр и легок на подъем. Если раньше примером для подражания должны были служить жития святых, то сейчас у мальчишек горят глаза при упоминании о живых людях из плоти и крови.

К цели ведет не фанатичная вера в некие нематериальные и абстрактные идеалы. В образе героя появилась новая отличительная черта, присущая опять-таки живому человеку - любовь. Любовь, как самое возвышенное и сильное из всех чувств, толкает на еще более дерзкие и отчаянные поступки, чем жажда приключений.

Вспомним Ромео и Джульетту. Любовь заставляет забыть многолетнюю кровавую вражду двух родов. И, как ни парадоксально, хотя трагичнее конец для этой потрясающей истории придумать трудно, в читателе, помимо грусти, к последней странице рождается какое-то огромное светлое чувство, готовое подхватить человека на свои могучие крылья и сделать во сто крат сильнее.

Честь звания, мундира, рода, имени много значит для нашего героя. Любое неосторожное слово и даже взгляд могут стать основанием для кровавого поединка. Здесь прослеживается довольно странное противоречие. С одной стороны, власть любви, с другой стороны, власть силы. Не секрет, что далеко не всякий, кто лучше других владеет шпагой, на самом деле также часто оказывается прав. Но противоречие это только видимое. На самом деле, потому и нередко заканчиваются литературные произведения счастливым концом, что автор вкладывает всепоражающий меч в руки правого с единственной целью - покарать виноватого.

По всей Европе идет охота на ведьм, свирепствуют болезни и невежество, горят костры инквизиции. В такой ситуации людям жизненно необходима спасительная соломинка, ухватившись за которую можно спастись от безумства окружающего мира. И вот приходит он, герой. Сильный, отважный, честный, добрый, справедливый, всепобеждающий. И все сразу же становится на свои места. Трепещет поверженный злодей, в мире воцаряется порядок и справедливость. Множество примеров такого чудесного спасения от всех напастей можно найти в историях времен войны Алой и Белой розы.

Вы не находите, что такая ситуация очень уж напоминает наш сегодняшний день? В момент, когда люди теряют моральные ориентиры, им обязательно нужен герой - избавитель. Однако, горький исторический опыт показывает, что чем дольше ждать чудесного избавления, тем тяжелее придется добывать его потом своими руками. Вот это как раз не мешало бы понять как можно раньше. Иначе может оказаться, что за шесть веков костры инквизиции не на столько остыли, как может показаться на первый взгляд.

Человечность - это одно из самых важных и в то же время сложных понятий. Ему невозможно дать однозначное определение, ведь проявляется оно в самых разных качествах человека. Это и стремление к справедливости, и честность, и уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать и опекать. Он может видеть в людях хорошее, подчеркивать их главные достоинства. Все это можно с уверенностью отнести к основным проявлениям данного качества.

Чем является человечность?

Существует большое количество примеров человечности из жизни. Это и героические поступки людей в военное время, и совсем незначительные, казалось бы, действия в обычной жизни. Человечность и доброта - это проявления сострадания к ближнему. Материнство также является синонимом данного качества. Ведь каждая мать фактически отдает в жертву своему младенцу самое дорогое, что у нее есть - собственную жизнь. Качеством, противоположным человечности, можно назвать зверские жестокости фашистов. Человек только в том случае имеет право называться человеком, если он способен делать добро.

Спасение собаки

Примером человечности из жизни является поступок человека, который спас собаку в метро. Как-то раз в вестибюле станции "Курская" Московского метрополитена очутилась бездомная собака. Она бегала вдоль платформы. Может быть, искала кого-то, а может, просто гналась за уходящим поездом. Но случилось так, что животное упало на рельсы.

На станции тогда было много пассажиров. Люди испугались - ведь до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты. Положение спас отважный сотрудник полиции. Он спрыгнул на рельсы, подхватил незадачливого пса под лапы и вынес его на станцию. Эта история - хороший пример человечности из жизни.

Поступок подростка из Нью-Йорка

Данное качество не обходится без сострадания и доброжелательности. В настоящее время в реальной жизни большое количество зла, и люди должны проявлять друг к другу сострадание. Показательным примером из жизни на тему человечности является поступок 13-летнего жителя Нью-Йорка по имени Нах Эльпштейн. На бар-мицву (или совершеннолетие в иудаизме) он получил в подарок 300 тыс. шекелей. Все эти деньги мальчик решил пожертвовать израильским детям. Не каждый день можно услышать о подобном поступке, являющимся истинным примером человечности из жизни. Сумма пошла на строительство автобуса нового поколения для работы юных ученых на периферии Израиля. Данное транспортное средство представляет собой мобильный класс, который поможет юным учащимся в будущем стать настоящими учеными.

Пример человечности из жизни: донорство

Нет более благородного поступка, чем подарить другому свою кровь. Это настоящая благотворительность, и каждый, кто идет на этот шаг, может быть назван настоящим гражданином и человеком с большой буквы. Доноры - это сильные духом люди, которые обладают добрым сердцем. Примером проявления человечности в жизни может служить житель Австралии Джеймс Харрисон. Почти каждую неделю он сдает плазму крови. Уже очень давно он был удостоен своеобразного прозвища - «Человек с золотой рукой». Ведь из правой руки Харрисона более тысячи раз брали кровь. И за все годы, что он занимается донорством, Харрисон сумел спасти более 2 млн. человек.

В юные годы донор-герой перенес сложную операцию, в результате которой ему пришлось удалить легкое. Жизнь ему удалось спасти только благодаря донорам, пожертвовавшим 6,5 литров крови. Спасителей Харрисон так никогда и не узнал, однако решил, что до конца жизни будет жертвовать кровь. Поговорив с врачами, Джеймс узнал о том, что его группа крови необычна, и может использоваться для спасения жизней новорожденных детей. В его крови присутствовали очень редкие антитела, которые способны решить проблему несовместимости резус-фактора крови матери и эмбриона. Благодаря тому, что Харрисон каждую неделю сдавал кровь, у врачей была возможность постоянно изготавливать новые порции вакцины для таких случаев.

Пример человечности из жизни, из литературы: профессор Преображенский

Одним из самых ярких литературных примеров обладания данным качеством является профессор Преображенский из произведения Булгакова «Собачье сердце». Он дерзнул бросить вызов силам природы и превратить уличного пса в человека. Его попытки потерпели поражение. Однако Преображенский ощущает ответственность за свои действия, и всеми силами старается превратить Шарикова в достойного члена общества. В этом проявляются высшие качества профессора, его человечность.