1. Общий замысел романа.
2. Образ Евгения Онегина
3. Образ Татьяны Лариной
4. Сравнительная характеристика героев.
5. Авторское отношение к высшему обществу.

Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первое стихотворное произведение, соответствующее реалистической направленности. В нем автор произведения, блистательный поэт и прозаик мировой известности представил широкую панораму общественной жизни высшего общества Москвы и Петербурга первой четверти XIX века. Критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман «энциклопедией русской жизни» — в нем блистательно и живо показана жизнь общества, приведены основные человеческие типы того времени, выведен характер отношений представителей высшего света и простолюдин.

Большая роль в романе принадлежит изображению русского провинциального дворянства, весьма характерного для пушкинской эпохи. Часто в произведениях этого времени автором сознательно или бессознательно на первое место выдвигался конфликт между двумя стихиями — европеизированным, блестяще образованным и воспитанным обществом Петербурга и простым, патриархальным, незатейливым, хранящим «привычки милой старины» уездным или провинциальным дворянством. В «Евгении Онегине» также стоит подобный конфликт, отраженный в отношениях главного героя и Татьяны Лариной. Первая глава романа повествует читателю о повседневной, обыденной жизни главного героя. Подробно описаны его день, привычки в еде и вкусы в одежде, литературные предпочтения. Автором дан анализ воспитанию, полученному Онегиным в детстве и типичному для представителей дворянства того времени: герой не получил должной пищи для сердца

... бранил Гэмера, Феокрита...
и ума
...мы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь...

но зато с блеском усвоил правила поведения в обществе:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!

Автор очень точно и детально описывает времяпрепровождение юного повесы, быт и интересы героя. Не удивительно, что при такой жизни молодого человека настиг «сплин» или «вечная русская хандра». Эта болезнь стала естественной реакцией мыслящего человека на пустоту и никчемность подобной жизни.

В начале произведения надо отметить положительное, сочувствующее отношение автора к своему герою, более того, читатель может встретить и открытое признание: «мне нравились его черты...» отмечаются черты характера, сближающие поэта с героем, например, привычка к частоте

«быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,

любовь к театру и дамам.

Но при этом автор не устает разграничивать свой голос с голосом героя, повторяя о различиях между ним и Евгением. И главным таким различием становится отношение к природе. Онегина к ней, как и ко всему остальному, по началу привлекала новизна: «...и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь». Но скоро она исчезает:

Два дня ему казались новы
Уединенные поля...
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон... —
уступив место привычной хандре.

У автора сохранилось чистое отношение к природе, как к положительному началу, дающему силу для вдохновения. Он говорит о себе как о «простом воспитаннике природы», рожденном «Для жизни мирной, для деревенской тишины». Подобное трепетное отношение к природе наблюдается у героини романа, Татьяны Лариной. Именно в ней она видит успокоение и путь к спокойной жизни. Перед ее переездом в Петербург звучат строки:

Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.

Потому, попав в высший свет, в «шум блистательных сует», героиня более всего тоскует о своей прежней, «полевой» жизни. Сам Пушкин считал, что все истинно русское, народное, должно находиться в гармонии с национальной природой, уметь находить в ней красоту и любить ее. Потому и Татьяна Ларина, несмотря на ее «неспособность» говорить на родном языке, изображена с «русской душой».

Героиня «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», была гораздо ближе к народной жизни, чем испорченный светом Евгений. Она общалась с народом, со своими крепостными. Ее няня тоже из крестьян. Стала Татьяне второй матерью и лучшей подругой, которая доверяла ей все свои сердечные тайны. И гадает героиня по старому русскому обычаю вместе со своими крепостными девками:

Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.

Неторопливый и размеренный деревенский уклад, однако, дает ничуть не больше возможностей для реализации, чем высший свет. Этому в подтверждение дана Ольга, красивая девушка, воплощение образа того времени («глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные»), совершенно лишенная духовного содержания.

Она не стремилась к духовному росту, к новым знаниям, ей хватало для комфортной жизни «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем» с соседями. Не долго плакала Ольга после гибели Ленского, смога быстро утешиться и выйти замуж за проезжего улана. Читатель может догадаться, что в будущем ее ждет такая же судьба, которой оказалась достойна ее мать. Татьяне же «романы заменили все, она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». При этом героиня чужда окружающим ее людям:

Она в семье своей родной казалась девочкой чужой...
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей...

Татьяна также одинока в своем окружении, насколько одинок и не принят обществом Онегин. Но Татьяна ближе к простому народу, у нее есть отдушина, где героиня может быть счастлива. Не случайно именно с образом этой девушки связано большое количество фольклорных элементов в тексте. Ее сон, важный для основных событий романа, напоминает русскую сказку с чередой странных героев. С типичным для фольклора изображением нечистой силы: полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница.

Заслуга Пушкина как автора романа заключается и в создании нового, не виданного доселе в русской литературе образа истинно русской героини. Таким образом, отношение общества и героя понимается на сравнении образов Евгения и Татьяны. Если девушка, сознательно огораживает себя от суеты высшего света, то Онегин, устав от общества, вытесняется самим обществом. При этом блеск высшего света Татьяной отрицается, она близка природе и народу, поэтому более полноценна, чем герой, далекий от родного народа.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение универсальное. Недаром Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни» — этот роман рассматривает практически все важные вопросы, с которыми человек сталкивается на своем жизненном пути. Одним из таких вопросов является проблема влияния общества на жизнь личности — положительно оно или отрицательно, должен ли человек следовать законам социума и до какой степени? Пушкин, как человек своего времени и своего социального круга, исследовал, прежде всего, дворянское — «высшее» — общество. Он показал, как оно влияет на главных героев произведения — Онегина, Татьяну, Автора. Евгений Онегин — центральный персонаж романа в стихах. Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырёх главах произведения. В авторском отступлении, вслед за этим описанием, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами. Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом. В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни. Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина. В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создаётся такими людьми, как бывший «глава повес» и «картёжной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова — это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего. Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали. В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включённой в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ. Контраст славного исторического прошлого этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску. Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. «Между людей благоразумных» Онегин слывёт «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, отказываться от всего, что так притягательно для большинства — значит притворяться. Онегин, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), начал преодолевать свой эгоистический подход к людям. Он вновь «встречается» со светским обществом, однако на этот раз оказывается отвергнутым им. И это весьма закономерно — тот, кто живет истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом. Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной. Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, воспитывалась вдали от общества. Следуя голосу своей души. Татьяна искала одиночества, дичилась людей: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Да и что она могла найти в обществе петушковых, пустяковых, гвоздиных? Татьяну воспитывали французские романы и «преданья старины глубокой». Поэт показывает, что и это — не самые лучшие воспитатели, однако благодаря своей «дикости» и внутренней целомудренности Татьяна смогла вырасти цельной и естественной натурой. Именно поэтому она решается первой признаться в своей искренней любви к Онегину («светская» девушка так никогда бы не поступила). Именно поэтому в дальнейшем Татьяна, выйдя замуж за нелюбимого мужчину, остается до конца верной ему. Лишь внутренне чувство героини подсказывает ей, как надо поступить в той или иной ситуации — Татьяна не следует законам высшего общества, хотя является «светской львицей»: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Подтверждает мнение поэта о губительном воздействии светского общества на человека и история жизни Автора — полноценного члена романа. Мы узнаем, что он, как и Онегин, когда-то был рабом высшего света. Однако вскоре, как и главному герою, Автору стало пусто и неинтересно жить так, как проповедует светское общество. Именно поэтому в романе Автор иронизирует над установками и законами, которые царят в высшем свете. У него вызывают отторжение и презрение зависть, недоброжелательность, лицемерие, пошлость, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью («Чем меньше женщину мы любим…»; «Врагов имеет в мире всяк…»; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом…»; «Блажен, кто смолоду был молод…»). Автор искренне верит в подлинные жизненные ценности - в свободу, дружбу, любовь, честь. Больше всего он ценит в людях душевную искренность и простоту. Таким образом, общество в жизни героев романа «Евгений Онегин» играет, главным образом, отрицательную роль. Пушкин показывает нам, что высший свет «до мозга костей» лицемерен, неестествен, извращен. Он губит людей, которые зачастую являются рабами светского мнения, мнения окружающих людей. Только освободившись от влияния «людской молвы» и прислушиваясь к своим истинным потребностям, можно стать по-настоящему свободным и счастливым, обрести любовь, дружбу, душевную гармонию.

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.


Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?


Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.


Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?


Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.


В отношениях с Татьяной проявил себя как рассудительный, рациональный человек. послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден –

Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе - поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.
Так, в образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь.
Автор знакомит читателя с героем уже на первых страницах романа. Он подробно рассказывает о его воспитании, типичном для того времени:
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur lAbbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя...
Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний”, по поводу которой иронизирует автор:
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Однако упоминание автором “нежданных эпиграмм” характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. В легкой, шутливой форме сказано о других интересах Онегина:
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы
героя.
Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к
книгам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была
одарена:
Воображением мятежным.
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.
Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.
Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:
Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.