Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Деление литературы на "высокую" и "низкую" появилось достаточно давно. Еще в Средние века в разных странах существовала фольклорная словесность и ее переделки, книжки с картинками "для простецов", лубочные издания, сборники назидательных текстов для повседневного обихода, то есть народная или популярная литература, а рядом с ней была литература придворная, аристократическая, "ученая". В наши дни дифференциация не устранилась, хотя, по статистике, сегодня около десяти процентов россиян вообще не читают художественную литературу, двадцать процентов читают только детективы, остальные, судя по опросам, предпочитают легкое чтение, не требующее специальной подготовки и больших мыслительных усилий. Наиболее традиционно деление литературы на массовую и элитарную, некоторые классификации добавляют также третье звено - беллетристику, хотя достаточно часто эта последняя разновидность сливается с массовой литературой. Достаточно распространено представление о том, что массовая литература - произведения, где нет ни содержания, ни формы. Определяющим критерием является стиль произведения, а элитарная литература направлена более всего на поиск новых форм художественной изобразительности, сложна для восприятия простого читателя, не заинтересованного в чисто авторских замыслах. Таким образом, подавляющее большинство книг, которые выпускаются в настоящее время издательствами и которые занимают почетное место на полках в книжных магазинах, могут заслуживать только пренебрежительного, а то и презрительного отношения читателя, не видящего за яркими обложками и многообещающими аннотациями настоящей, качественной литературы, имеющей определенную ценность. К сожалению, такой взгляд распространяется зачастую на весь класс массовой литературы, не делая различий между жанрами, авторами, отдельными произведениями. Отношение к определенной книге может проецироваться и на её читателя, и человек, держащий в руках "любовный роман", детектив или "фэнтези", вызывает в ряде случаев весьма негативную реакцию. Разумеется, никто не спорит, что художественная ценность отдельных произведений, читаемых "в дороге", "перед сном", "чтобы отдохнуть от серьёзных занятий", достаточно сомнительна, однако, в ряде случаев, некоторые произведения, имевшие "несчастье" выйти из под пера автора в форме детективного романа, например, либо же фантастического произведения, лишаются права на реабилитацию и возможности быть прочитанными теми самыми читателями - ценителями "высокой литературы".

Место фантастики среди прочих литератур

Больше всего нареканий вызывает фантастическая литература. Следует сделать уточнение, что фантастическая литература так называемая , поскольку этим термином обозначается любое произведение, имеющее отношение к чему-то нереальному, запредельному. А в то же время литература, относящаяся к этому разделу весьма разнопланова. Это и научная фантастика, и уже упомянутая выше "фэнтези", и литература "сверхъестественного ужаса", или, как её просто и коротко называют, просто "ужасы". К литературе фантастической всегда относились с подозрением. Существует много точек зрения касательно предназначения этого жанра, об основных характеристиках его аудитории. Так, наиболее распространена теория о том, что фантастика - чтиво, предназначенное исключительно для подросткового возраста, а почитатели творчества тех же братьев Стругацких, Толкина, Льюиса - это люди, страдающие ностальгией по своему отрочеству. Теория эта поясняется тем фактом, что герои стандартизованы, их психологические переживания как бы вынесены "за скобки", а автор склонен к обобщениям Существует также мнение о фантастике как о гибриде направления "роман-миф" с ныне покойным авантюрным романом, но гибриде неудачном, "бракованном", поскольку фантастическое произведение не может быть "многоплановым произведением, в котором авторы обобщают вечные закономерности человеческого бытия". Эти доводы ярко иллюстрируют то самое негативное, принижающее отношение, распространяющееся на весь жанр. А. Сапковский называет фантастику "невидимой литературой", то есть характеризует её как "нечто среднее между Литературой и не-Литературой", что, на его взгляд, является похвалой, поскольку говорит о том, что фантастика является достоянием небольшой, но обладающей сформировавшимися взглядами группы читателей, и в этом случае может ставиться в один ряд с "хорошей литературой". Ц. Тодоров понимает фантастику более широко: в его понимании, фантастическое - это атрибут не только и не столько специфического направления, сколько полифункциональный элемент: "Фантастическое возникает лишь в момент сомнения - сомнения как читателя, так и героя, которые должны решить, принадлежат ли воспринимаемые ими явления к "реальности" в том виде, как она существует в общем мнении. В конце повествования читатель, если только не сам герой, все же принимает то или иное решение и тем самым покидает сферу фантастического. Если он решает, что законы реальности не нарушены и позволяют объяснить описанные явления, тогда мы относим произведение к иному жанру - жанру необычного. Если же, наоборот, он решает, что следует допустить существование иных законов природы, с помощью которых можно объяснить явление, то мы вступаем в сферу чудесного. <...> Фантастическое - не автономный жанр, а скорее граница между двумя жанрами: чудесным и необычным".

Литература "сверхъестественного ужаса"

Об исследованиях

Теперь, от общего обзора основных точек зрения на фантастику, необходимо вернуться к рассмотрению её разновидностей. Как уже говорилось, самыми крупными "подразделениями" этого жанра можно назвать научную фантастику, "фэнтези", литературу "сверхъествественного ужаса" или просто "литературу ужасов" (необходимо, впрочем, отметить, что ряд литературоведов, например, Лестер дель Рей, считает, что "фэнтези" в некотором смысле -- мать фантастики, т.е. от этого жанра позже возникли другие ответвления). Первые два вида достаточно известны. Трудно найти человека, не знакомого с именами братьев Стругацких, С. Лема, Д. Толкина. А вот с последним видом дело обстоит иначе. Вот что пишет С. Логинов: "Следует признать, что отечественное литературоведение безусловно и полностью обошло своим вниманием феномен литературы ужасов. Сама литература существует, имея в арсенале произведения, которые смело можно назвать гениальными, но литературоведение, и официозное, и андеграунд, и даже самопальная критика не предпринимают абсолютно ничего, чтобы хоть как-то теоретически осмыслить данное явление". Таким образом, литература эта, не имея никакой защиты в форме литературоведческих исследований, обречена на непонимание и отчасти негативное отношение. Необходимо отметить, что в последнее время критические работы всё-таки появляются. Это касается как общей характеристики направления, так и анализа произведений отдельных авторов. В частности, существуют исследования, ставящие своей целью выявление основных моментов, которые характеризуют литературу ужасов и, хотя не являются общепринятыми нормами сверхъестественной жанра, тем не менее, совершенно необходимы для создания по-настоящему страшного произведения, а также основополагающих принципов построения повествования. Конечно, нельзя ожидать, что все повествования о сверхъестественном будут точно следовать какой-то одной теоретической модели, однако нельзя не согласиться с мыслью о существовании определенных канонов, так или иначе влияющих на форму и содержание художественного текста. С. Логинов предлагает следующую систему элементов, большинство которых в той или иной степени присутствует в произведениях "сверхъестественного ужаса": * Читатель должен ассоциировать себя с героем произведения. При этом герой может ничуть не напоминать читателя и даже вовсе не быть человеком. * Второй, ещё более важный фактор: обыденность происходящего. Ужасы, происходящие в экзотической обстановке, являются как бы частью этой обстановки и уже не пугают. Собственно говоря, требование обыденности превращает большинство произведений в бытовые романы, сдобренные небольшим количеством "ужасных" событий. Происходит это оттого, что читателя невозможно слишком долго держать в напряжении и, значит, автору требуются ни к чему не обязывающие отступления. Поэтому идеальной формой для исследуемого жанра оказывается короткий рассказ. * Почти необходимым условием оказывается "виновность" героя. Это вовсе не означает, что герой получает "по заслугам", однако, поводом к началу событий обязательно должны служить какие-то действия главного персонажа. "Виновность" персонажа приводит разом к двум следствиям: а) неотвратимость приближения того страшного, что было вызвано исходным поступком; б) моральная обречённость персонажа. * Отсутствие концовки также весьма характерно для произведений этого жанра. Разумеется, замечает Логинов, узко очерченный жанр требует для решения своих задач специфических литературных методов. В своей статье он приводит основные из них: . Вялое течение времени не выдерживает авторской экспрессии, и "литература ужасов" немедленно гибнет. . Недопустимо употребление "сильных" слов, таких как: "вдруг", "страшный", "ужасный". В крайнем случае, запретное слово может относиться к чему-то совершенно второстепенному и, прозвучав в контексте, отражённым светом подействовать на психику читателя.

Феномен страха в литературе

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что основой всех произведений, написанных в жанре "сверхъестественного ужаса", является страх, обнаруживающий себя нам всех уровнях текста. Как отмечает Г.Ф. Лавкрафт в своём эссе "Сверхъестественный ужас в литературе", "Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого. Вряд ли кто-нибудь из психологов будет это оспаривать, и в качестве общепризнанного факта сие должно на все времена утвердить подлинность и достоинство таинственного, ужасного повествования как литературной формы. <...> У призрачного ужаса, как правило, небольшая аудитория, поскольку он требует от читателя вполне определенной способности к фантазиям и отстранению от обычной жизни <....> Главные инстинкты и чувства человека сформированы его ответом на окружающую обстановку. Вполне определенные чувства, основанные на удовольствии и боли, растут вокруг феноменов, причины и следствия которых он понимает, тогда как вокруг тех, которые он не понимает - в ранние времена вселенная кишела ими, - появлялись, естественно, всякие персонификации, чудесные интерпретации, ощущения ужаса и страха, которые только и могло придумать человеческое сообщество с немногими и простыми идеями и ограниченным опытом. Феномен грез (сна) тоже способствовал формированию представления о нереальном или призрачном мире; в целом все условия дикой низшей жизни пробуждали в человеке ощущение сверхъестественного". Поняв это, пишет Лавкрафт, не стоит удивляться существованию литературы, насыщенной космическим страхом. Она всегда была и всегда будет. Одной из главных проблем, встающих перед писателями, критиками и просто любителями "литературы ужасов", является обоснование того рода эстетического удовольствия, которое испытывает человек при контакте (написание, чтение, слушание) с пугающими произведениями мировой литературы. Более широко вопрос можно поставить следующим образом: 1. Почему людям нравится пугать других людей? 2. Почему людям самим нравится бояться? Вопросы эти из числа риторических, и каждый автор пытался ответить на них по-своему, в чем-то соглашаясь, а в чем-то отрицая мнения предшественников. В реализации креативного начала эмоции страха, как пишет М. Парфенов, писатели шли различными путями, очевидно, преследуя при этом различные цели. Точнее говоря, цель была одна - вызвать страх, но различались методы, формы достижения главной цели, и, учитывая достаточную широту спектра страха, различался достигнутый результат. Так, например, А. Радклифф говорила о чувстве страха двух родов: terror и horror (о разделении страха на виды писал, кстати, и Лавкрафт: "литературу ужаса не следует смешивать с внешне похожим, но с психологической точки зрения совершенно другим типом; с литературой, которая пробуждает обыкновенный физический страх и земной ужас"). Первый означал у нее страх-боязнь, страх-опасение, чувственный страх, "священный ужас", в то время как второй был страхом-отвращением, страхом-неприязнью. Читатели и критики отмечают, прежде всего, искусство создания определенной (суггестивной) атмосферы в ее романах, в которых, помимо всего, всякий намек на сверхъестественное должен был реалистично "объясниться" в финале. Объяснение при этом часто оказывалось "притянутым за уши" настолько, что "реалистичная" развязка казалась едва ли не более невероятной, чем допущение сверхъестественного. Нагнетание ужаса (terror) с последующим финальным разоблачением его "потусторонней" составляющей Радклифф и ее единомышленники объясняли нежеланием потворствовать средневековым суевериям. Аристотелевый катарсис, вызываемый глубочайшими потрясениями души, сопереживающей трагическому герою, в применении к готике проявляется в частичном отождествлении читателя или читательниц с главными героями произведения, которые подвергаются ударам судьбы, преследованиям, суггестивным кошмарам, но при этом в финале сверхъестественное и пугающее разоблачается, порок (персонифицированный, обыкновенно, в образе какого-нибудь средневекового злодея - монаха или дворянской особы; при этом заметим, что персонификация каких-либо отрицательных качеств или же их совокупности - прием, позаимствованный Уолполом и его продолжателями у т.н. "народного" средневекового театра) наказан, тайны раскрыты, а положительные герои оказываются в ситуации "традиционного хеппи-энда", нередко сопровождающегося свадьбами, неожиданными наследствами и т.п. Это не катарсис Аристотеля, но уходящий корнями к этому понятию способ психологической релаксации, когда реципиенту сначала предложено испытать условный, литературный страх, а потом избавиться от этого страха. Парфенов предлагает и другую точку зрения на природу страха в произведениях, на истоки интересующей нас литературы. Он приводит точку зрения, что человеком, создавшим первую технологию страха, был Артур Конан Дойл. Готические романы, написанные до него, как правило, были результатом мучительных озарений, терзаний духа, романтических переживаний, это были штучные произведения, и мало кому из авторов удавалось повторить свой успех. Формально Конан Дойл никогда не работал в жанре ужасов, но в рассказах о Шерлоке Холмсе изобрел некий метод, сумму приемов, позволявших раз за разом безошибочно программировать читательские эмоции. Он был первым в истории культуры профессионалом страха. Вот типичная модель рассказа о Шерлоке Холмсе. К знаменитому сыщику является посетитель и излагает историю, которая может не содержать ничего пугающего или даже криминального. Но она обязана быть странной, алогичной, необъяснимой (момент манифестации "жуткого", который позднее в кинематографе ужасов укоренится в снах или видениях героя). Словно нарисованные детской рукой человечки, велосипедист, регулярно возникающий на пустынной сельской дороге и исчезающий неизвестно куда, -- сами по себе эти события еще не несут опасности. Но они непонятны, необъяснимы и потому тревожат. Маленький сбой в привычном порядке вещей заставляет подозревать присутствие зловещего Нечто, опасности, не персонифицированной и оттого непредсказуемой и грозной. Итальянский искусствовед Карло Гинзбург в работе "Приметы: уликовая парадигма и ее корни" отмечает сходство между дедукцией Шерлока Холмса и методами психоанализа, фактически ставя знак равенства между понятиями "расследование" и "лечение". Такую же аналогию можно провести между "тайной" и "болезнью". Герои рассказов Конан Дойла словно заболевают тайной, их поведение напоминает симптомы паранойи, и они обращаются к сыщику-доктору за излечением. Известное высказывание Юнга: "По старинному поверью, божество или демон говорит на символическом языке спящему, а толкователь снов имеет своей задачей разгадать эту странную речь", - идеально описывает построение действия в этих рассказах, если за "символическую речь" принять язык улик, "божество или демон", говорящее на этом языке, - есть тайна (лавкрафтовское Неназываемое), ну а толкователем выступает, разумеется, Шерлок Холмс. В этом случае формула, изобретенная Конан Дойлом, выглядит так: тайна - расследование -- выздоровление. Таким образом, кроме радклифианского метода нагнетания страха для осуществления релаксации, выраженной в последующем избавлении от этого страха путем простейшего "счастливого конца" и развенчания сверхъестественного, в "культуре ужасов" преобладает метод, в котором эмоциональное поле страха не "распадается", а, напротив, эмоциональный пик достигается в пределах этого поля. Причем пиком является не "удивление-испуг" или "страх-ужас" согласно приведенной выше упрощенной классификации, но достижение (временное, "литературно-ограниченное") маниакально-невротической степени ужаса. Кроме того, Парфенов приводит цитату Шопенгауэра о том, что "панический страх не сознает своих причин, в крайнем случае за причину страха выдает сам страх". Приведенное высказывание Шопенгауэра перекликается с некоторыми рассказами А. Бирса, персонажи которых погибают не от встречи с чем-то ужасным, а от самой боязни этой встречи или от иллюзии этой встречи, вызванной в сознании персонажа, опять-таки, страхом. Таким образом, писатель заставляет читателя испытывать ужас перед самим ужасом. Страх, защитная реакция человеческой психики, оказывается причиной смерти или безумия. Этот уровень постижения эмоционального поля страха выглядит в ближайшем рассмотрении более глубоким, нежели сентименталистский взгляд на проблемы страха у Радклифф. Можно предположить, что, с одной стороны, выход на этот уровень в произведениях американских и европейских романтиков (Ирвинг, Гофман) и "черных романтиков" (По, Бирс, Лавкрафт) является следствием общеисторического литературного развития, а с другой - тесно связан с достижениями в области познания психического в философии и психологии к концу XIX века (Ницше, Юнг, Фрейд и др.). Еще одна тенденция, ярко представленная на протяжении всей истории литературы: интерпретация страха перед сверхъестественным или страха перед неведомым. Более всех эту концепцию развивал Г. Ф. Лавкрафт в конце XIX - начале XX веков. Лавкрафт разработал собственную художественную систему, способствующую, на его взгляд, художественной передаче этой области эмоционального поля страха. Лавкрафт использовал специфическую, безошибочно узнаваемую современниками и позднейшими читателями систему художественной атрибуции сюжета. При этом, по словам исследователя, писатель считал сам сюжет вторичным по отношению к атмосфере. "Важнее всего атмосфера, ибо конечный критерий достоверности - не подогнанный сюжет, а создание определенного настроения". Знаменателен вывод Лавкрафта о том, что "мы должны судить повествование о сверхъестественном не по авторскому замыслу и не по сюжетной механике, а по эмоциональному уровню, которого оно достигает в наименее "земном" пункте". Здесь писатель вплотную подходит к пониманию "коллективного бессознательного" мифологического мышления и специфике его реализации в искусстве и литературе в области эмоционального поля страха.

Заключение

Литература "сверхъестественного ужаса" родилась не вчера и не сегодня. Первые образцы её, пишет Лавкрафт, можно отыскать уже в текстах древнего мира ("Книга Еноха", "Claviculae" Соломона). Примеры трансцендентального ужаса известны и классической литературе, а после и средневековой. Большая часть силы западного фольклора связана со скрытым, но часто подозреваемом присутствием ночного культа. На плодородной почве произросли мрачные мифы и легенды, которые сохраняются в литературе о сверхъестественном и по сей день, более или менее замаскированные или подвергнутые изменениям в соответствии с нашим временем. Таким образом, в основе произведений "литературы ужасов", как можно сделать вывод из вышесказанного, лежат древнейшие представления людей о неведомом. Трудно представить душевное состояние древнего человека, каждый день сталкивающегося с необъяснимыми явлениями, некоторые из которых не нашли рационального объяснения по сей день. Чувство страха было естественной реакцией на загадочный и ужасный мир, однако во многих случаях именно это чувство помогло человеку выжить. Страх породил табуирование некоторых понятий, что сделало отдельные области знания запретными. Впоследствии, когда причины тех или иных табу исчезли из памяти, а сами запреты были равноценны соблазну, люди устремились к их изучению. Однако страх - это самая естественная эмоция, присущая человеческому организму, и отрицать её роль в развитии истории человека значило бы отрицание роли и других чувств - любви, ненависти, например. Страх присутствовал на всех стадиях развития человеческой личности. Сначала человек боялся необъяснимых явлений природы, начиная с восхода и заката солнца и заканчивая наводнениями и землетрясениями, после - богов, не говоря уже о том, что человек боялся и своего собрата как врага и соперника. Таким образом, возвращаясь к "литературе ужасов", писатели, по крайней мере, определенная их часть, не выражали и не выражают в своих произведениях исключительно собственные фантазии, воспринимаемые зачастую как бред не вполне здорового психически человека. Они обращаются к тем областям человеческого сознания, которые остаются неконтролируемыми. Несмотря на технический прогресс, с помощью которого удается разгадать многие загадки, тайны остаются, и человек поневоле испытывает страх перед ними. Страх порождает две противоречивые реакции - повышенный интерес, желание докопаться до истины и раздражение, поскольку найти истину так и не удается. Это раздражение проецируется и на его источники - книги. Может быть, это частично объясняет то снисходительное отношение, испытываемое к литературе "сверхъестественного ужаса". Любое художественное произведение имеет определенную цель - принести эстетическое удовольствие, дать дидактические наставления, отдохнуть и так далее. Также свою задачу имеет и фантастическая литература, и задача эта не только развлекать, хотя по общепринятому мнению именно так эту задачу и следует обозначить. На примере жанра "литературы ужаса" была сделана попытка показать, что за "развлекательной" формой содержится несколько другое содержание, и обращение к нему стимулирует читателя и в какой-то мере приравнивает его к человеку, жившему несколько столетий, а то и тысячелетий назад, поскольку на некоторое - хоть и небольшое - время заставляет его почувствовать себя столь же беспомощным и одиноким перед лицом сверхъестественных явлений. В ходе написании эссе были прочитаны и частично использованы следующие статьи: Лавкрафт Г.Ф. Сверхъестественный ужас в литературе. Логинов С. Какой ужас! Парфенов М.С. Литература ужасов - что это такое. Сапковский А. Утилизированная крыса. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. И т.д.

Чтобы составить оптимальный сюжет для страшного рассказа, вам надо выбрать один или несколько страхов и придумать, как они могут воплотиться в жизнь. Но что такое страх?

Страх - это осознание потенциальной опасности. Если мы замечаем ее признаки, тело помимо нашей воли реагирует на это (волосы дыбом, мурашки по коже, внутри все сжалось и т.п.). Плюс, мы пытаемся как-то предотвратить надвигающуюся беду.

Если мы хотим написать страшный рассказ или страшный эпизод в романе, нам надо разобраться в природе человеческих страхов.

Рациональные и иррациональные страхи

Страхи бывают рациональные и иррациональные (последние называется фобиями). Разница заключается в реалистичности угрозы здесь и сейчас. Например, страх темноты в кровати под одеялом - иррационален, а страх темноты в джунглях - это совсем другое дело (при условии, если вы действительно находитесь в джунглях, а не в Большом театре, например).

Иррациональный страх может быть заразным. Широко известны случаи, когда “все побежали - и я побежал”, “все боятся ядерной войны - и я тоже буду”. Кстати, страх “быть, как все” - это весьма любопытная фобия сама по себе.

Некоторые из страхов, которые сейчас считаются иррациональными, можно объяснить логически. Например, страх перед мышами и насекомыми вынесен человечеством из глубокой древности, когда и те, и другие являлись переносчиками опасных болезней.

Человеческие страхи и сюжет ужастика

Самый распространенный страх - это страх перед неизвестным. Если у вас нет всей полноты данных о ситуации, вы не можете принять адекватное решение. Именно неизвестность и непредсказуемость результата порождает стресс, паралич воли, а также лень и прокрастинацию. Так что собираем данные, т.е. учимся, и ваши страхи пройдут сами собой.

Основные страхи современного общества - это террористическая угроза, война, бедность, криминал, одиночество, старость, увечье и смерть как таковая. Также большую роль играют страхи ошибки, “потери лица”, неудачи и страх за близких людей.

Страх оказаться в определенной ситуации

Самые распространенные страхи - это боязнь ситуации, которая кажется нам опасной и из которой мы не можем быстро выбраться. Например, человек может бояться ездить на общественном транспорте или находиться в толпе. Сюда же относятся панические атаки, когда кто-то из близких людей уезжает, умирает или уходит из семьи.

Примеры страхов, связанных с определенной ситуацией:

  • Страх перед неизвестным
  • Забыли, потеряли, бросили
  • Клаустрофобия, боязнь очутиться в закрытом пространстве
  • Боязнь очутиться в открытом пространстве
  • Плен, тюрьма, похищение
  • Безработица и бедность
  • Преследование, слежка, шпионаж, заговор
  • Одиночество и изоляция
  • Беспомощность
  • Боязнь перемен
  • Война
  • Природные катаклизмы

Пример использования ситуативного страха - роман Стивена Кинга «Мизери», в котором обыгрывается страх плена и беспомощности.

Попав в автомобильную катастрофу, известный писатель получает серьёзные увечья. Поклонница привозит его в свой дом и начинает лечить, но вскоре герой понимает, что он - узник, которому никуда не деться от своей тюремщицы.

Смакуйте фобии!

При разработке сюжета ставку надо делать как на широко распространенные страхи, так и на фобии, любопытные с точки зрения психологии и психиатрии. При правильном подходе именно эта комбинация дает наилучшие результаты.

Подробный список фобий можно найти в Википедии , а ниже мы разберем наиболее интересные случаи.

Специфические фобии

Специфические фобии - это когда человек боится конкретного объекта или явления.

  • Животные, птицы, насекомые, пауки, рыбы. Особенно это касается собак, акул, мышей, крыс, тараканов, змей, пауков, пчел и ос.
  • Природные явления: вода, высота, гроза, землетрясение, огонь и т.п. Сюда же относится боязнь утонуть или сгореть во время пожара.
  • Темнота
  • Высота
  • Прогресс и технологии
  • Мосты, самолеты, корабли, машины
  • Вождение автомобиля
  • Повреждение здоровья и внешнего вида: кровь, пытки, старение, увечье, слепота, удушье и т.п.
  • Микробы и болезни
  • Безумие
  • Кошмары или невозможность уснуть
  • Врачи, дантисты, инъекции, операции
  • Тип людей: женщины, священники, старики, солдаты, врачи и т.п.
  • Острые предметы: когти, кости, лезвия, колючки, ножи и пр.
  • Суеверия: порча, сглаз, ад, одержимость дьяволом
  • Каннибализм, страх, что тебя съедят
  • Клоуны, ряженые
  • Статуи, изображения
  • Смерть: мертвецы, кладбища, морги, гробы, катафалки и пр.
  • Иностранцы или представители других народов или вероисповеданий

Пример использования специфических фобий - роман «Дракула» Брэма Стокера: в нем переплетаются суеверные страхи, страх смерти, а также боязнь крови и острых предметов - клыков вампира.

Социофобии

Социофобия - это когда человек боится, что другие люди будут его осуждать или игнорировать. В этом плане людей больше всего пугает следующее:

  • Публичные выступления
  • Критика
  • Судебная система
  • Страх быть отвергнутым
  • Страх дурацких ситуаций
  • Страх показаться смешным или беззащитным
  • Страх остаться без работы и без денег и тем самым вызвать осуждение и насмешки
  • Страх успеха
  • Ответственность, страх не справиться, страх принятия решения
  • Конфликт
  • Толпа
  • Вечеринки
  • Начальство

В литературе социофобии обычно используются не для того, чтобы нагнать леденящий ужас, а для того, чтобы осложнить жизнь персонажа. Пример - роман Стивена Кинга «Кэрри», в котором личные социофобии главной героини приводят к трагическим последствиям.

Реакция на страх

Реакция на страх бывает трех типов:

  • Мы сражаемся
  • Мы убегаем
  • Мы замираем

Вот этим и будут заниматься герои вашей страшной истории.

Тема. И.С. Шмелев. «Страх». Образ исторического события в литературном произведении.

Цель : познакомить учеников с произведением И.С. Шмелёва «Страх» и историческим событием – убийством российского императора Александра II .

Задачи: Образовательные:

Продолжить работу с малым литературным жанром- рассказом

Формировать знания об историческом событии- убийстве императора Александра II , исторической ситуации в России этого периода

Обучать самостоятельному анализу художественного текста

Развивающие :- развивать навыки выразительного чтения, устной речи;

Формировать навыки коммуникативного характера

Развивать навык свободно выражать свои мысли и чувства на уроке.

Воспитательные: -воспитывать в растущем поколении духовные понятия как любовь к Родине, к народу.

Воспитывать чувство патриотизма

Воспитывать интерес и уважение к прошлому нашей Родины.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись

Ход урока

    Организационная часть

(слайд ____)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня мы проводим необычный урок. Урок интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. А поэтому и вести этот урок будут сразу два учителя, я и Владимир Владимирович- учитель истории.

(слайд ____ )

Мы говорили, что литература может изображать многие образы. И с сегодняшнего урока мы поговорим ещё об образе исторического события в литературе. Образ исторического события в художественном произведении- это всегда в той или иной степени условное изображение исторических фактов из жизни людей.

Писателю в передаче той или иной эпохи важно понять характеры и поступки людей прошлого.

Подготовка к восприятию материала

Мы будем говорить о произведении И.С.Шмелёва, в котором отражен историческая эпоха, а в частности, факт из биографии русского императора.

Каждый из вас должен был познакомиться с содержанием рассказа И.С.Шмелёва «Страх».

Мы с вами уже говорили о писателях- эмигрантах, которые покинули Родину после революции 1917 года. И.С.Шмелёв был одним из таких писателей. Но, даже уехав за границу, писатели не переставали изображать родину, говорить о своих чувствах в родной земле. Прежде чем начать работу с текстом, давайте познакомимся с некоторыми этапами биографии писателя

(слово подготовленному ученику).(слайд ____)

    Основная часть

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

УЧЕНИК (МИРОНОВА)

Родился 3 октября 1873 г. в Москве в патриархальной религиозной семье.

Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались рабочие-строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки - всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой шмелёвской прозе.

(слайд _____)

Будущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет Московского университета (1898 г.).

(слайд _____)

После года военной службы восемь лет работал чиновником в глухих уездах. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в 1895 г. в журнале «Русское обозрение».

Знаменитым Шмелёва сделала повесть «Человек из ресторана» (1911 г.), увидевшая свет в одном из сборников товарищества «Знание», издававшихся М. Горьким.

В 10-х гг. писатель тесно сотрудничал с московским Книгоиздательством писателей, в котором выходили его рассказы и повести. В период Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял, и Гражданской войны Шмелёв выступал с осуждением войны.

(слайд _____)

В 1922 г. писатель, после расстрела в Феодосии без суда и следствия его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Берлин, потом в Париж. Гибель сына он так и не простил новой власти, хотя мечтал вернуться в Россию, пусть даже после смерти.

(слайд______)

В эмиграции образы и картины старой России, яркие впечатления детства, воспоминания о любимой Москве оформились в книги, ставшие вершиной творчества Шмелёва. «Родное» (1931 г.), «Богомолье», «Лето Господне» (обе 1948 г.) - произведения, удивительные по поэтичности, духовному свету, прекрасному живому народному языку, подобного которому до Шмелёва русская литература ещё не знала.

(слайд ______)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассказ «Страх» был создан Шмелёвым в Париже в 1937 году. Тоска по родине, воспоминание о прошлом подводят писателя к написанию рассказа, освещающего историческую эпоху. И содержание рассказа переносит нас в далёкий 1881 год. Так какое историческое событие положено в основу сюжета рассказа «Страх»? Ведь когда-то Френсис Бекон, английский философ, историк, политик, говорил, что нет ничего страшнее самого страха. О каком страшном факте истории вспоминает Шмелёв. Давайте дадим слово историкам.

(слайд _____)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

1 марта 1881 г. в России произошло очередное политическое убийство. Причиной этого подлого убийства стала реформаторская активность Александра II , направленная на преобразование российского государства.

(слайд ______)

Это д ень покушения на императора Александра II , закончившийся его гибелью . Каким же был император? Попрошу помочь моих ассистентов (Надёжкина В.)

(слайд ______)

УЧЕНИК . Старший сын Николая I и Александры Фёдоровны (дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III).

Родился 29 апреля 1818 г. в Москве. Воспитателем наследника был поэт В. А. Жуковский.

После смерти отца вступил на престол.

Его первым важным решением стало заключение Парижского мира (30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне. Воцарение Александра II отмечено «оттепелью» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) он объявил амнистию декабристам. Несмотря на о, что Александр II по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.

3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная - публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.

При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877-1878 гг.).

Однако положение крестьянства существенно не улучшилось. Несмотря на либеральные реформы, в России нарастало революционное движение. На жизнь императора неоднократно покушались (1866, 1867, 1879 и 1880 гг.). (УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И УЧЕНИК САДЯТСЯ)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Таким предстаёт перед нами император Александр II в исторической справке, а давайте обратимся к тексту рассказа и посмотрим, какой портрет даёт нам Шмелёв.

(слайд ________)

(стр. 51) Это тот царь, с хохлом… портрет его, в золотой раме, висит в столовой. Тот, особенный, кто всё может… может и казнить, и миловать? Его помазал сам Бог, -- рассказывал мне Горкин, -- и он не простой человек, а как угодник и святые люди. Его поставил Бог, и он особенно близкий к Богу. Ходит в золоте, и ест на золоте, и ест не то, что едят все люди. Что же он может есть? – я не могу придумать.

Найдите в тексте слова Антипушки, который даёт оценку царствованию Александра II .

(с. 52) Да, преставился наш царь-батюшка, царство ему небесное, вечный покой. Не простой он был царь, а отец родной, царь - Освободитель… нас, крестьянский народ на волю выписал, выкупил у господ… и крепостных теперь нету, и меня выкупил… годов двадцать как выкупил… царь благой, наш Ослободитель…, а его лихие губители вчера в Питере убили, лиходеи…, что нас вот ослободил…

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слад ____)

После крестьянской реформы 1861 года не все слои российского общества были удовлетворены её итогами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражало недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно.

Во второй половине 1860 – начале 70 годов зарождаются народнические организации, главной целью которых было организовать крестьянскую революцию в России. Её члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.

(слайд _________)

Одной из народнических организаций была организация «Народная воля». В июле 1878 года её членами был вынесен смертный приговор Александру II . Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на императора. Тщательно проследив маршруты царских выездов, народовольцы по возможному пути следования самодержца, на Малой Садовой улице, сняли лавку для торговли сыром. Из помещения лавки был сделан подкоп под мостовую и заложена мина. Неожиданный арест одного из лидеров партии Желябова в конце февраля 1881 г. заставил ускорить подготовку покушения, руководство которым взяла на себя Софья Перовская. Разрабатывался еще один вариант: были срочно изготовлены ручные снаряды на тот случай, если Александр II проследует по другому маршруту - по набережной Екатерининского канала. Там его ждали бы метальщики с ручными бомбами.

1 марта 1881 года царь поехал по набережной. Взрывом первой бомбы, брошенной Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Александр II скончался через несколько часов.

(слайд _______)

(Любишкина) УЧЕНИК «…Грянул взрыв

С Екатеринина канала,

Россию облаком покрыв.

Всё издалёка предвещало,

Что час свершится роковой,

Что выпадет такая карта…

И этот века час дневной –

Последний – назван первым марта»

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Именно это событие и отразил в своём произведении И.С.Шмелёв. Он не показывает нам цареубийство, но мастерски передаёт атмосферу в обществе.

(слайд _______)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе «Страх»?

Опишите героя- рассказчика. Что можно сказать о характере героя, воспитании и отношении к жизни и людям?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Приведите фрагменты, которые показывают переживаемые героями рассказа чувство страха.

В рассказе мы встречаемся с упоминанием о НИГИЛИСТАХ. Как называют их простые люди? (ЭНТИ, МИГИЛИСТЫ)

(слайд ________)

Кто же такие были эти новые люди? Слово УЧИТЕЛЮ ИСТОРИИ.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слайд ________)

Нигилисты , Нигилизм… Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же это понятие отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия. Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать все, за чем утверждена вековая давность.

МАЛАХОВ. УЧЕНИК Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм – что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества – это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.

ШАВЕЛЬКИН. УЧЕНИК Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма – это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, - сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Почему простые люди боятся нигилистов? Найдите в рассказе отрывки, в которых показан страх перед ними.

(слайд _________)

Какая тональность преобладает в начале рассказа?

Как постепенно меняется настроение его главных героев?

Страх перед неизвестностью мучает население. Вдох облегчения раздаётся только тогда, когда «Присягу» успели поцеловать. На смену умершему императору пришёл новый.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слайд ________)

Этим новым императором становится сын Александра II . АЛЕКСАНДР III . Он вступил на престол 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными подданными российского государства.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ : Спокойствие приходит только тогда, когда государство обретает нового императора.

Найдите в рассказе портрет императора. Можно ли сказать, что народ возлагает надежды на спасителя? Как это показывается портретом?

У нас опять царь, и враги не придут нас резать. Прежнего царя перенесли на боковую стенку, рядом с бисерной барыней, а над столом повесили нового царя. Все у нас говорят, что этот царь очень сильный, может даже сломать подкову. Это хорошо: враги будут его бояться. Новый царь весело глядит, глаза у него синие, большие, лицо большое, как у Василь Василича, и борода такая же, широкая, золотая. А лоб высокий, с залысиной, «мудреющий».

(слайд ________)

Обратите внимание на стилистику произведения, на его синтаксис. Почему в рассказе «Страх» так много просторечных слов, восклицательных предложений, вопросительных предложений и многоточий?

- Какие слова и почему выделены в тексте рассказа особым шрифтом- курсивом?

- Вернёмся к теме нашего урока. Соответствует ли название рассказа замыслу писателя?

ИНТРЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

В рассказе Шмелёв употребляет слово СТРАХ и его синонимы – 33 раза

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- 25

ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- 45

МНОГОТОЧИЙ- 100

    Заключительная часть

(слайд _______)

1. Итог урока

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

- Ребята, скажите, удалось ли И.С.Шмелёву создать образ исторической эпохи в своём поизведении?

И.С. Шмелёв, рисуя картину жизни, обращается к исторической эпохе и через вымышленных героев, чьи судьбы он показывает на фоне исторического времени, раскрывает образ исторического события.

Шмелёв глазами главного героя- ребёнка показывает конкретную историческую эпоху. Страх- движущая сила рассказа.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Ребята, как вы думаете, можно ли оправдать убийство Александра II ?

(слайд ________)

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлён и испуган. Крестьяне и обыватели Александра II жалели. Народническое движение зашло в тупик. Александр II вошёл в русскую историю как царь- освободитель, а его гибель оказалась напрасной неоправданной жертвой политических разногласий в российском обществе второй половины XIX века.

2. Д/з. Подготовить устное выступление по вопросам

(слайд _________)

Точка зрения: Какие образы русских людей вам особенно запомнились?

Какие черты национального характера раскрываются в рассказе?

«Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу»
К. Берне

Очень часто начинающие Авторы уделяют таким моментам в произведениях, как описанию персонажа, его чувств, природы его эмоций, окружению, недостаточное внимание. Возможно, это связано с тем, что самому автору хочется скорее перейти к делу, непосредственному действию, к главному в истории – сюжету. Но именно качество описаний, качество эмоций героя дают одному сюжету жизнь, а другому не дают ничего, и тогда читатели отмечают отличную идею рассказа, но пишут, что тема не раскрыта, герой непонятен. То есть читатель на эмоциональном уровне не прочувствовал ваше произведение, он его не увидел перед глазами, не ощутил то, что чувствует герой. В этой статье мне хотелось бы поднять именно эту сложную тему эмоций, чувств персонажа по отношению как к миру и его окружению, так и к самому себе. Давайте представим, что вы уже создали своего персонажа, продумали его и его род деятельности, подметили личностные особенности, выявили привычки и маленькие причуды. Этот персонаж зажил в вашей голове, вы увидели его, а теперь необходимо показать его читателю.

Часто авторы начинают именно с этого момента: буквально только начав рассказывать свою историю, они тут же стремятся показать своего персонажа с помощью описания его внешности, и иногда мы встречаем вот такие вот описания.

Пример:

Я направился в школу, на дворе стояла золотая осень, и еще светило солнышко. В такой прекрасный день совершенно не хочется сидеть за партой в душном классе, но, к сожалению, лето кончилось, и меня ждут тяжелые школьные будни. Ах, да, я забыл представиться, меня зовут Семеном, мне шестнадцать лет, мой рост 1,70, у меня светло-зеленые глаза, и светлые, до плеч волосы. Телосложение, конечно, подкачало, я очень худой, и сколько ни пытался накачать мышцы, все тщетно. Школу я не люблю с тех пор, как там появился Вадим, а было это в седьмом классе, меня почти все возненавидели, неизвестно за что. Вадим рослый парень, под 1,90, он брюнет, с длинной спадающей на глаза челкой, его синие глаза всегда смеются надо мной, как только наши взгляды пересекаются. Сколько я ни пытался понять, отчего вдруг взялся его негатив ко мне, который впоследствии перенял и весь класс, я понять так и не смог.

В подобных случаях описания автор совершенно не оставляет читателям простора для воображения, читатели, на самом деле, не видят этого героя. Главная ошибка: все слишком просто, слишком явные критерии мерки героя, только веса точного не хватает, хотя отдельные индивиды описывают и это. То, что здесь написано, должно оставаться в вашем блокноте или заготовке о герое, но не должно идти в описания. Пусть читатель видит героя постепенно, ничего страшного, если только на десятой странице появится его четкий образ, который, что немаловажно, читатель сформирует сам из тех крупиц, которые вы дали ему.

Непосредственно касательно описания: уделяйте внимание мелочам, именно они показывают вашего героя, если вы пишите от третьего лица, то возможности в этом отношении не ограничены. Подметьте походку персонажа, например, с завалочкой в одну сторону. Уделите внимание грязным ногтям, если вы описываете негативного и неприятного героя. Отметьте наклон головы воображаемого человека, когда он особо внимательно слушает. Вспомните, как, может быть, друг иногда заламывает пальцы до хруста, в каких моментах он это делает? Возможно от скуки, или когда нервничает. Все эти особенности показывают вашего героя именно с той стороны, которая близка вашим читателям. Читателям всегда будет близко то, что рядом с ними: то, что встречается в собственном характере или характере близких ему людей, и, даже если герой инопланетянин, у него тоже могут быть те чувства и повадки, по которым можно узнать только его. Теперь об эмоциональной составляющей персонажей.

Ваш герой живой, а значит испытывает калейдоскоп эмоций ежеминутно: у него меняется настроение в зависимости от ситуации, и поведение его каждый раз может быть разным, как и реакция на различные внешние и внутренние раздражители.
Итак, основных эмоций у человека шесть: страх, гнев, радость, печаль, удивление, отвращение. С тем, как выглядят эти эмоции, не трудно ознакомиться в любой книге по психологии, также об этих основных видах эмоций полно информации и картинок в интернете, потому я не буду заниматься описанием механизма лицевых мышц при испытании разных эмоций. Однако эта информация полезна для автора, потому рекомендую с ней ознакомиться. Нас волнует не внешнее проявление, а внутреннее, что чувствует человек в момент страха? У него замирает сердце, пропуская удары, прошибает холодный пот, встают волосы дыбом.

Пример:

В комнате одиноко горела лампа, желтым светом освещая клочок пространства вокруг себя. Ален, сглотнув и промочив сухой рот, сделал шаг вперед. Хруст раздался под его ногой, и сердце на секунду пропустило удар. Он тут же посмотрел вниз и увидел лишь раздавленную пластмассовую розу, что некогда бабушка Тина держала на кухне в хрустальной вазе. Невольно передернув плечами, молодой человек двинулся дальше.

Нигде открыто не написано, что герою страшно, нет, читателю это будет понятно из незначительно подмеченных деталей.

Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена.

В данном случае, помимо страха есть удивление и желание чудовища разорвать Алена. И снова напрямую эти моменты не показаны. Страх – расширенные глаза – внешне, чуть приоткрытый рот. Внутренне холодный пот, словно на секунду замершее сердце. Когда страх не является неожиданностью, а присутствует уже какое-то время, то сердце у человека бьётся гораздо быстрее, вырабатывается адреналин, но лицо при этом не становится красным. Кровь от головы отливает в ноги - это древняя реакция, заложенная природой. Человек должен успеть убежать. Эти знания важны при описаниях героя, если автор, учитывая физиологические особенности эмоции, описывает её, то это всегда заставит читателя сильнее прочувствовать произведение и в полной мере проникнуться.

Гнев – внешне: расширяются крылышки ноздрей, губы поджимаются в тонкую нить, чуть приподнимается подбородок. Внутренне сердце также отбивает удары быстрее обычного, вырабатывается тот же адреналин. От гнева человека может начать трясти, иногда в такие моменты эмоции застилают разум.
Гнев и страх физиологически очень близки.

Грусть, радость – эмоции другого характера, и та, и другая эмоция являются следствием сильнейшего переживания. Грусть - расстройство, разочарование. В описании следует уделить ей внимание. В этот момент, что-то надрывается внутри, человек может хвататься за волосы, может впасть в глубокую депрессию из-за этого, – в том случае если эмоция затянута. Но, как правило, в жизни за один день мы испытываем почти все перечисленные эмоции, но проявляются они не так остро, как в описании здесь. Однако в литературе стоит уделять особое внимание и смене этих эмоций. Еще раз напоминаю: эмоции у всех одинаковые, даже если вы описываете толстокожего человека, у которого, казалось бы, эмоциональный спектр, как у автобусной остановки. Помните о том, что человек не способен совершенно не испытывать эти эмоции – он может научиться их показывать гораздо сдержаннее других, он может очень быстро уметь переключаться с одной эмоции на другую и таким образом упрощать жизнь себе. Его эмоции могут - в силу темперамента/опыта и т.п. - быть менее острыми, но помните: эмоции в любом случае будут.

Гендерный фактор:

По сути, я бы его не учитывала в данном случае совершенно, по одной простой причине: проявление эмоций зависит от темперамента, но не от пола. От пола зависит проявление чувств. А о них чуть ниже.

Возраст.

Не секрет, что ребенок, не умея сдерживать свои эмоции, всегда очень открыт и откровенен с людьми. Подросток, как правило, испытывает множество стрессов связанных с формированием внутреннего я, окружения, и поиска жизненного пути. Отсюда следует, что ему тяжело справиться со своими эмоциями, плюс подрастающий организм и нестабильная, в связи с физиологическими новообразованиями, нервная система. Итог: смена эмоций происходит очень часто, контролировать проявления эмоций невероятно тяжело для всех типов темперамента. Взрослый человек проявляет эмоции в соответствии с принадлежащим ему типом темперамента. Старый человек сдержан в проявлении эмоций в силу своего опыта.

Темперамент:

Думаю ни для кого ни секрет, что это такое, и вряд ли будет открытием, что темперамент появляется в момент рождения и независим от воспитания совершенно, как и задатки (таланты) человека. Из этого можно сделать вывод о том, что у персонажа, даже если оба родителя спокойны и уравновешены, может быть взрывной темперамент, и наоборот.
Тут, пожалуй, стоит отдельно отметить воспитание героя: если изначально ваш герой меланхоличен, то нужно учитывать и среду, в которой он вырос. Например, при авторитарном воспитании меланхолик способен отказываться от учебы, любого выбора и т.п. – это часто маменькины сынки.
Авторитарный стиль воспитания холерика, наоборот, полезен, и воспитывает в нем дисциплину и целеустремленность.
Для чего вам все это знать? Для того, чтобы не получилось это: тихая семья воспитала маньяка-извращенца.

Эти примеры применимы в конкретных ситуациях и действиях. А как же насчет чувств?

Чувства отличаются от эмоций: чувство длительно, эмоция же мгновенна. Чувства приходят постепенно, они глубоки и живут в каждом человеке: печаль, зависть, любовь, и др. Каждое из них имеет под собой основания. Род эмоций несколько отличен в этом отношении: эмоции у всех людей одинаковы и проходят так же, как у всех, чувства у всех проявляются по-разному и напрямую зависят от характера персонажа и от социума, в котором он находится. Например, если мы берем мир будущего, в котором любовь под запретом, то проявление этого чувства будет совершенно иное. А эмоция, испытанная персонажем - например, тот же страх, - иным быть не может, то есть человек всегда будет ощущать, как сердце ухает в пятки, в какой бы мир вы бы его ни засунули.

Чувство же имеет окрас характера, хотя и существует понятие о том, как проявляется любовь у здоровых индивидуумов, но именно характер человека определяет проявление этого чувства. У авторитарной личности проявление любви будет отличным от проявления этого же чувства у демократичной личности. При разном темпераменте мы имеем тоже разное проявление: у холерика это чувство в поведении всегда ярко выражено по отношению к своей половинке, у флегматика скрыто тщательно, как и от предмета воздыхания, так и от него самого. Думаю, эти простые истины вам и так были известны и ясны, но напомнить о них я решила по той причине, что именно в произведениях авторы забывают о проявлениях этих особенностей персонажа при описании их чувств.

Писатель - это всегда актер и режиссер в одном лице. Создав мир, прописав идею и сюжет, выдумав персонажей, живите ими, примите на себя их личину, и, поверьте, вы начнете чувствовать то, что чувствует ваш герой; сможете увидеть мир его глазами. Даже если персонаж полностью противоположен вам, «войдите» в него и впустите в себя, и именно тогда читатель это увидит, и, возможно даже к негативному герою сможет проникнуться чувствами, понять его природу эмоций, особенно если в этих эмоциях сможет узнать самого себя.