На основании соображений, высказанных мною выше, я не стану приводить здесь никакого инвентаря эмоций, никакой классификации их и никакого описания их симптомов. Почти все это читатель может вывести сам из самонаблюдения и наблюдения окружающих. Впрочем, как образчик лучшего описания симптомов эмоции, я приведу здесь дарвиновское описание симптомов страха:

«Страху нередко предшествует изумление и так тесно бывает c ним связано, что оба они немедленно оказывают действие на чувства зрения и слуха. В обоих случаях глаза и рот широко раскрываются, брови приподнимаются. Испуганный человек в первую минуту останавливается, как вкопанный, задерживая дыхание и оставаясь неподвижным, или пригибается к земле, как бы стараясь инстинктивно остаться незамеченным. Сердце бьется быстро, с силою ударяясь в ребра, хотя крайне сомнительно, чтобы оно при этом работало более усиленно, чем обыкновенно, посылая больший против обыкновенного приток крови ко всем частям тела, так как кожа при этом мгновенно бледнеет, как перед наступлением обморока. Мы можем убедиться в том, что чувство сильного страха оказывает значительное влияние на кожу, обратив внимание на удивительное мгновенно наступающее при этом выделение пота. Это потоотделение тем замечательнее, что поверхность кожи при этом холодна (откуда возникло и выражение: холодный пот), между тем как при нормальном выделeнии пота из потовых желез поверхность кожи бывает горяча. Волосы на коже становятся при этом дыбом, и мышцы начинают дрожать. В связи с нарушением нормального порядка в деятельности сердца, дыхание становится учащенным. Слюнные железы перестают правильно действовать, рот высыхает и часто то открывается, то снова закрывается. Я заметил также, что при легком испуге появляется сильное желание зевать. Одним из наиболе характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно прежде всего замечается на губах. Вследствие этого, а также вследствие сухости рта, голос становится сиплым, глухим, а иногда и совершенно пропадает. «Obstupui steteruntque comae et vox faucibus haesi » …

Когда страх возрастает до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо покрыто мертвенной бледностыо; дыхание затруднено, крылья ноздрей широко раздвинуты, губы конвульсивно двигаются, как у человека, который задыхается, впалые щеки дрожат, в горле происходят глотание и вдыхание, выпученные, почти не покрытые веками глаза устремлены на объект страха или безостановочно вращаются из стороны в сторону. «Huc illuc volvens oculos totumque pererra » .

Говорят, что зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют или приходят в конвульсивные движения, кулаки попеременно то сжимаются, то разжимаются, нередко эти движения бывают судорожными. Руки бывают или простерты вперед, или могут безпорядочно охватывать голову. Г-н Гагенауер видел этот последний жест у испуганного австралийца. В других случаях появляется внезапное неудержимое стремление обратиться в бегство, это стремление бывает столь сильно, что самые храбрые солдаты могут быть охвачены внезапной паникой .

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема 3. О страшном и страхе

Сюжет, фабула, мотив и лейтмотив в литературном произведении

Понятие «мотив» тесно связано с понятиями «сюжет» и «фабула», поэт о му напомним вам, что в литературоведении под сюжетом понимают « последов а тельную цепь всех изображенных и выраженных в слове движений, действий, состояний, событий, поступков, переживаний, отношений, внешних и вну т ренних жестов » 1 . Именно поэтому сюжет невозможно пересказать, в отличие от фабульной схемы – экспозиции, завязки, эпизодов развития действия, кульминации, развязки. Литературовед В.В.Прозоров сравнил сюжет с «живой многоцветной тканью воспринимаемого нами произведения», а фабулу – с «рельефно явленными узорами и рисунками на этой ткани». Мотивы ученый назвал « нитями, составляющими ткань текста, специальным образом окр а шенными и умело сплетенными, сопряженными друг с другом». Мотив – н е изменная составляющая, целостный элемент словесно-художественного с ю жета. Любой сюжет составляет переплетение мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе самых разных сюжетов и обладать самыми различн ы ми смыслами. Мотив можно назвать микросюжетом, который проявляется в целом, самостоятельно существующем сюжете.

Вспомним фольклорные волшебные сказки: в них легко выделить мотивы. Например, в сказке о царевне-лягушке есть мотивы выбора невесты (сыновья по велению отца стреляют из лука), мотив испытания невест (задания, кот о рые трижды даются невестам), нарушения запрета (царевич сжигает лягуш а чью шкурку), поиска невесты и испытаний царевича, погони, свадьбы. Эти мотивы повторяются в многих волшебных сказках, но при этом царевич может стать крестьянским сыном, братья превратиться в сестер, запреты и испыт а ния героев будут разными.

Лейтмотивом называют образ, повторяющийся как в одном произвед е нии, так и в нескольких произведениях автора. Иногда лейтмотивы называют мотивами. Но следует различать мотивы – элементы сюжета и мотивы-образы.

Читая произведения, включенные в тему «О страшном», вы будете набл ю дать за тем, как в каждом из них создается образ страха и какую роль он игр а ет в реализации авторского замысла.

Раздел 1. Страшное и страх в лиро-эпических произведениях

Лиро-эпические произведения. Баллады

Лиро-эпическими называют произведения, в которых сочетаются признаки и эпоса, и лирики. Основу таких произведений составляет повествование, однако здесь автор стремится не столько проанализировать событие, сколько выразить то, как его переживают герои. Вы уже знакомы с такими произведениями. Это баллады. Вещий Олег в балладе А.С.Пушкина тоскует в разлуке с конем, три пальмы в балладе М.Ю.Лермонтова ропщут на бесцельность своего существования, чувством опасности наполнен мир баллады Ф.Шиллера «Перчатка». Событие и чувства в балладах так тесно переплетены между собой, что их невозможно рассматривать в отдельности.

В балладе всегда есть тайна. Как все неизведанное, необъяснимое, она рождает волнение и даже страх – и у героев, и у читателя. Страх смерти – один из самых древних и самых сильных. Ещё люди боятся потерять то, что им особенно дорого – близких, любимых людей, честь, свободу. Страх один из признаков баллады как жанра.

Задание. Вспомните уже прочитанные вами баллады. Что в каждой из них вызывает страх? Кто и чего боится?

Василий Андреевич Жуковский (29 января (9 февраля) 1783 – 12 (24) а п реля 1852)

Рис 1. А.А.Воейкова. Портрет В.А. Жуковского

В начале XIX века в России было много хороших переводчиков, которые знакомили русскую публику с достижениями европейской литературы и кул ь туры. Занимался переводами и В.А. Жуковский. Он увлёкся творческой зад а чей – перевести на русский язык немецкие баллады и открыть русскими чит а телям жанр, мало им знакомый. За 25 лет В.А. Жуковский создал 39 баллад, каждая из них была замечательным произведением, так что современники ст а ли называть В.А. Жуковского «балла д ником».

Поэт начал эту работу в 1808 году с перевода баллады немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», дав ей русское название «Людмила». Для достоверн о сти В.А.Жуковский перенёс действие из Европы в Россию XVI века, когда страна участвовала в Ливонской войне: жених Людмилы, явившись к н е весте, говорит, что оста л ся под Наровой (Нарвой).

Заметки на полях. Ливонская война

Нарва – город на территории современной Эстонии у самой границы с Росс и ей. В XVI в. Нарва принадлежала Ливонскому рыцарскому ордену. С ним в 1558 году начал войну Иван IV Грозный за выход к Балтийскому морю. На п у ти к морю лежали земли Ливонского ордена – германских рыцарей-крестоносцев. В результате войны в 1560 году Ливонский орден распался, его земли отошли Швеции и Литве. Завершилась Ливонская война только в 1583 году: завоевать выход к морю России так и не удалось.

«Людмила» удалась В.А.Жуковскому благодаря не столько переводу с ю жета, сколько переделкам, которые внёс поэтом в текст. Людмила стала ближе русскому читат е лю, чем немецкая Ленора.

В 1812 году поэт создал «Светлану». В сюжете этого произведения читат е ли могут увидеть некоторое сходство с «Людмилой» и «Ленорой», но образы «Светланы» и смысл баллады совершенно оригинальны. В произведении в о площены русские характеры, традиции, ценности.

Написав «Светлану», В.А. Жуковский проложил дорогу таким поэтам, как А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов и многим другим, потому что до В.А. Жуковск о го никто не создавал произведений, в такой степени обладавших наро д ностью.

Задание. Вспомните, что такое народность в литературе, какие произведения называют народными.

Заметки на полях. История «Светланы»

История создания «Светланы» непосредственно связана с историей личной жизни В.А.Жуковского. Его сестра по отцу Е.А. Протасова осталась вдовой с двумя детьми. Достаток семьи Протасовых был скромен. Екатерина Андрее в на попросила В.А. Жуковского стать учителем её дочерей – Маши и Саши. Живые любознательные девочки оказались благодарными ученицами. Когда спустя время младшая из сестёр, Саша, вышла замуж за друга В.А. Жуковск о го и стала А.А. Воейковой, поэт посвятил ей балладу «Светлана».

Рис. 2. А.А.Воейкова. 1829

В балладе отразились личные переживания поэта: он испытал первое, сил ь ное и чистое, чувство к Маше Протасовой. Из-за близкого родства между Ж у ковским и Машей Е.А.Протасова отказала поэту в руке дочери, а без согласия матери молодые не захотели создавать семью. В.А. Жуко в ский несколько лет ждал и пытался убедить Екатерину Андреевну, что он составит счастье её д о чери. Когда поэт работал над «Светланой», он тоже жил страхом и надеждой, как и его героиня. В светлой балладе поэт выразил и свои надежды на счастье.

Произведение очень понравилось читателям. На слова баллады совреме н ники писали музыку, в 1836 г. К.П. Брюллов сделал иллюстрацию «Гадающая Светлана».

Рис. 3. К.Брюллов. Гадающая Светлана

Вопросы и задания. Прочитайте балладу В.А.Жуковского «Светлана» и о п ределите, в чем заключается ее народность. Подумайте о том, что вызывает страх у героини, что – у читателя.

В.А.Жуковский

Светлана

А. А. Воейковой

Раз в крещенский 2 вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны 3 .

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой 4 ;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою 5 ;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы 6 ;

У ворот их санки ждут;

С нетерпеньем кони рвут

Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут... пусто все вокруг,

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий;

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил 7

Тускнет в фимиаме 8 ;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!» 9

Пуще девица дрожит,

Кони мимо; друг молчит,

Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Ворон каркает: печаль\

Кони торопливы

Чутко смотрят в черну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися... и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали.

Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться — следу нет...

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась;

В дверь с молитвою стучит...

Дверь шатнулася... скрыпит...

Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт

Белою запоной 10 ;

Спасов лик 11 в ногах стоит;

Свечка пред иконой...

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке

Под святыми 12 в уголке

Робко притаилась.

Все утихло... вьюги нет...

Слабо свечка тлится,

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится...

Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье...

Чу, Светлана!., в тишине

Легкое журчанье...

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси 13 тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом...

Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвец шевелится...

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь — на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг... в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы...

Что же девица?.. Дрожит...

Гибель близко... но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась...

Глядь, Светлана... о творец!

Милый друг ее — мертвец!

Ах! ...и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы 14 ;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит... Светланин дух

Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий...

Чу!., в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет...

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Отворяйся ж, божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты 15 ;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава — нас учили — дым;

Свет — судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо — бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Вопросы и задания

  1. В сети Интернет найдите информацию о святочных гаданиях и расск а жите в классе, как гадали девушки в балладе В.А. Жуковского и что предск а зывали их песни.
  2. Какой стихотворный метр использовал поэт? Понаблюдайте, как черед у ются размеры строк в одной строфе. Какую закономерность вы обнаружили? Какой эффект создает этот ритмический рисунок?
  3. В чём особенности рифмовки в каждой строфе? На какой стихотворный жанр похожа каждая строфа баллады? Обоснуйте свое мнение.
  4. *Перечитайте речь Светланы в третьей строфе. Каково внутреннее состо я ние героини баллады?
  5. *В описании гадания появляются образы белого плата, песни, церкви, зе р кала, свечи. Найдите, где еще в балладе встречаются эти о б разы. Остаются ли они неизменными? Чем это можно объяснить? Можно ли эти образы назвать лейтмотивами, почему?
  6. Проследите, как меняется пейзаж в сцене гадания и во сне Светланы. О чем говорят Светлане и читателю эти изменения? Какие чувства вызывают?
  7. Проследите, как течет время в балладе? *Что помогает автору создать о б раз времени?
  8. В какие цвета и с какой целью окрашивает поэт балладу?
  9. *Какие образы-символы есть в балладе? Пользуясь Энциклопедией «Си м волы, знаки, эмблемы» (http://slovari.yandex.ru/dict/encsym), раскройте их зн а чение.
  10. Какие фольклорные образы есть в балладе В.А.Жуковского? Какова их роль в произведении?
  11. * Кто и чего боится в балладе? Страх в «Светлане» мотив или лейтмотив? Как он создается поэтом?
  12. Почему опасности миновали Светлану?
  13. Можно ли назвать Светлану р о мантической героиней, почему?
  14. *К кому обращается повествователь в конце баллады? Как вы понимаете выражение:

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье.

  1. *О каких переживаниях повествователя вы узнали, прочитав балладу? Что вам помогло это сделать?
  2. Покажите, как в балладе сочетаются лирическое и эпическое начала. К а кой эффект создает это сочетание?
  3. Вспомните, какие произведения называются романтическими, какие – ре а листическими. К каким из них относится «Светлана»? Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как связано содержание баллады с литературным методом.
  4. Подготовьтесь в выразительному чтению эпизодов баллады по своему в ы бору. Подумайте, как вы будете передавать голосом атмосферу эпизода и п е реживания повествователя и героини.

Дополнительные вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию К.Брюллова «Гадание Светланы». Расскажите, какой увидел художник героиню баллады. Что в балладе подсказало ему такое решение образа? Сохранил ли художник на иллюстрации атмосферу таинс т венности? Докажите свою мнение.

2. Какие эпизоды «Светланы» выбрали бы вы для иллюстрирования, почему? Опишите одну из иллюстраций, которую вы бы сделали к этой балладе.

Вопросы и задания для сопоставления произведений

1. Прочитайте балладу «Людмила» и сравните ее со «Светланой» по теме и художественной идее.

2. Перечитайте балладу В.И.Гёте «Лесной царь». Сопоставьте образ страха в этом произведении с образом страха в балладах «Светлана» и «Людмила». Для этого установите, с чем связаны страшное и страх в каждой балладе, к а кие эмоции вызывает у героев, как каждый поэт создает образ страха. Сдела й те вывод о том, что сближает эти произведения и чем они различ а ются.

1 Прозоров В.В. «Другая реальность: очерки о жизни в литературе». – Саратов: Лицей, 2005

2 Крещенский вечерок – вечер на 19 января. Крещенье – христианский праздник в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Крещением завершались святки – период между Рождеством и Крещением. В это время разрешалось гадать.

3 Песенки подблюдны – подблюдные песни, народные песни, связанные с гаданием. Название объясняется тем, что при пении таких песен из блюда или чаши с водой наугад вынималось кольцо или другая вещь, принадлежащая кому-то из гадающих. Содержание песни предсказывало судьбу. Подробнее см.: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3985.htm

4 Круговая песня – разновидность застольных песен.

5 Белая пелена – здесь белая скатерть

6 Ворота тесовы – ворота из тесаных бревен.

7 Паникадило – центральная люстра в православном храме.

8 Фимиам – благовонные вещества, которые сжигают во время религиозных обрядов

9 «Буди взят могилой» – т.е. умрет.

10 Белая запона. – Запона – пряжка, заколка. Но у Жуковского используется более ранее значение слова. Запоною называлась в Древней Руси холщевая девичья одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам, с отверстием для головы. Отсюда можно предположить, что поэт называет запоной белых холст или ткань, которая и покрывает гроб.

11 Спасов лик – икона с изображением Христа Спасителя.

12 Под святыми – т.е. под иконами

13 Перси –грудь (устар.).

14 Денница – утренняя заря

15 Обеты – клятвы

PAGE \* MERGEFORMAT 269

Тема страха в литературе. «Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого» - это слова основоположника отдельного жанра фантастики который получил название «мифология ужаса» Г.’Ф. Лавк-рафта. Литература, в которой главенствует тема страха, давно стала очень популярной, прочно заняла свое место в культуре.

Что представляет собой литература ужасов как жанр? Литература ужасов - это разновидность фантастической литературы. Главной особенностью является тематика. Произведения подобного рода обязательно предполагают упоминание о потусторонних явлениях, предметах, существах. Обязательно присутствие персонажей, которые известны из фольклора и мифологии - мертвецов, привидений, вампиров, колдунов, оборотней. У разных народов мира есть множество волшебных сказок, каждая из которых приоткрывает для нас дверцу в мир потустороннего. Литературные сказки разных народов также опираются на фольклорные мотивы. Вот, например, в сказке В. А. Жуковского о спящей царевне злая колдунья пожелала принцессе:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!

Некоторые сказки гораздо более оптимистичны. Главный герой успешно справляется с опасностями, преодолевает трудности. И побеждает злых врагов, тем самым, спасаясь от смерти. Например, в сказке А. С. Пушкина о спящей царевне добрая волшебница противопоставляет свое мастерство злым козням колдуньи.

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

Но в других произведениях неотвратимость вмешательства потусторонних сил так очевидна, что приходится смириться с чем-то страшным и неведомым. «Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморочит!» (Н. В. Гоголь «Заколдованное место»). В произведениях, где главенствует тема страха, мир реальный тесно соприкасается с миром нереальным, сказочным, потусторонним. Эти миры очень тесно переплетаются. Где вымысел, где правда, бывает трудно разобрать. Мир, в котором есть нечто загадочное, непознанное, кажется очень интересным, даже если потусторонние силы выглядят опасными. Читатель прекрасно понимает, что все, о чем говорится в произведении, - это вымысел. Однако как бы рациональны и скептичны мы ни были, все равно у нас остается интерес к тому, что нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла.

В большинстве сказок все-таки добро обязательно побеждает зло, каким бы страшным и пугающим это зло не было. И у читателя остается ощущение. что он сам избежал реальной опасности. Конечно, не всегда все так просто. Некоторые сказки зловещий по своей сути. Пусть в конце добро и побеждает. Но если прочитать внимательнее, то в этой победе все равно много зла. Например, положительный главный герой, победив своих врагов, жестоко им мстит. Тут варианты могут быть самыми разными. Врагов могут убить, причем довольно жестоко. Им могут отомстить и магическими методами, то есть превратить в животное, растение или даже предмет, например камень. Фольклорные традиции разных народов, упоминающие о сверхъестественном, напрямую связаны с чем-то темным и злым. Неведомое представлялось опасным, грозящим человеку злом. Мистическая литература как особый жанр ведет свое начало от готического рыцарского романа середины XIII века. Если говорить о готическом романе как о разновидности мистического произведения, то к характерным особенностям данного вида жанра можно отнести место действия - средневековый замок, где обязательно есть призраки. Люди попадают под воздействия демонических сил. Фаталистическая предопределенность победы зла делает человека слабым, уязвимым, абсолютно беззащитным. Мистические темы готического романа становятся очень популярными в период с XVI по XVIII век. Впрочем, если говорить о мрачном Средневековье, то придется признать, что традиции готического романа здесь имели свои особенности.

В Средневековье было особое понимание смерти. Голод, массовые эпидемии, низкий уровень медицины и другие обстоятельства были причиной того, что продолжительность жизни оказывалась очень невелика. Смерть была для людей чем-то обыденным, что привело к особому ее восприятию. В культуре была очень популярна тема «Пляски Смерти». На картинках и гравюрах часто изображалось, как Смерть уводит за собой в танце людей разного сословия. Это мог быть крестьянин или король, священник или зажиточный господин. К «Пляске Смерти» обращались такие художники, как А. Дюрер, Г. Гольбейн Младший.

В XIX веке жанр литературы ужасов можно считать уже полностью сформированным. В частности, именно в это время появилось культовое произведение Б. Стокера (1847-1912) «Дракула». Это произведение стало классикой литературы ужасов. Оно послужило началом появления целого ряда произведений о существах с особенным инфернальным магнетизмом - вампирах. Из фольклора разных народов мира мы знаем, что вампир - это оживший мертвец, питающийся кровью живых. Легенды, которые были распространены в Европе, говорили, что вампиры днем спят, а ночью отправляются на охоту. Вампиры могут днем пребывать в могиле. Но чаще излюбленным местом их дневного обитания являются уединенные подземелья (идеально подходят для них старые замки с многочисленными подземными помещениями). Согласно народным поверьям, вампирами могут стать самоубийцы, ведьмы, колдуны, некрещеные или незаконнорожденные дети, преступники. Также и обычный покойник, если на него вдруг прыгнула кошка. Если вампир кого-то укусит, то жертва, разумеется, сама обязательно превратится в вампира. Русская классика также не обошла своим вниманием тему вампиризма. Например, у А. К. Толстого есть интересные произведения на эту тему - «Упырь» и «Семья вурдалака».

В повести «Семья вурдалака» дается такое объяснение: «…вурдалаки, как называются у славянских народов вампиры, не что иное в представлении местных жителей, как мертвецы, вышедшие из могил, чтобы сосать кровь живых людей. У них вообще те же повадки, что у всех прочих вампиров, но есть и особенность, делающая их еще более опасными. Вурдалаки… сосут предпочтительно кровь у самых близких своих родственников и лучших своих друзей, а те, когда умрут, тоже становятся вампирами, так что со слов очевидцев даже говорят, будто в Боснии и Герцеговине население целых деревень превращалось в вурдалаков». Мистическая литература всегда опирается на мрачные легенды и мифы. Н. В. Гоголь часто использовал в своих произведениях подобные мотивы. Например, в повести «Страшная месть» есть такая сцена: «Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец. Борода до пояса; на пальцах когти длинные, еще длиннее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо все задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он. «Душно мне! душно!» - простонал он диким, не человечьим голосом».

Встреча с какими-то потусторонними существами вообще-то ничего доброго за собой не влечет. Эта ситуация однозначно считается опасной. Однако существа могут очень маскироваться. Например, им ничего не стоит притвориться обычным барашком, как это написано в рассказе Тургенева. Вот ехал однажды некий человек поздно ночью. И лежал его путь рядом с тем местом, где был давным-давно похоронен утопленник. Сразу ясно, что место это нехорошее. Но Ермиле (так звали героя) все равно деваться было некуда. Вот ехал он, ехал и вдруг рядом с могилой увидел хорошенького белого, кудрявого барашка. Ермил решил барашка взять. Слез с лошади, поймал животное и снова собирался залезть на лошадь. Но не тут-то было.

«Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, - говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».

Как тут не вспомнить сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь мы видим полный «набор» того, что могло испугать не только человека XIX века, но и современного читателя. Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Сон Татьяны - это яркий пример предвидения будущего. Мысль о возможном предвидении будущего всегда вызывает страх. В поэме В. А. Жуковского «Светлана» в крещенский вечерок девушки решили погадать. Одна из подруг, Светлана, рассказала о своей печали. Ее милый друг далеко, девушка о нем ничего не знает. Это заставляет ее грустить и тосковать. Подруги подумали, что Светлане стоит погадать.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она В зеркало глядится…

По-видимому, девушка заснула. И ей привиделось, как кто-то вошел в дверь и посмотрелся в зеркало. Светлана увидела своего любимого: Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами.

Светлана вместе с женихом поскакали в ночи. Возлюбленный девушки был молчалив. Вдруг в церкви Светлана увидела черный гроб и попа, совершающего обряд погребения:

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Все исчезло. Девушка осталась одна. По дороге она вдруг увидела избушку, в которой был белый гроб и свечка перед иконой. В гробу оказался жених девушки. Мертвец было встал, но белый голубь вспорхнул ему на грудь и тот упал обратно в гроб. Сон Светланы оказался жутковатым. Но она проснулась, и увидела, как ярко светит солнце. И к дому подъезжает ее жених, живой и здоровый. Конец произведения очень оптимистичный:

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье - лживый сон;

Счастье - пробужденье».

Тема страха в литературе сложна и многогранна. Интерес к ней не угасает, и это вполне объяснимо. Бурное развитие науки и техники все-таки не может вытеснить интереса к потустороннему. И пусть для большинства современных читателей мистические мотивы кажутся чем-то несерьезным, они по сути своей являются очень важной и неотъемлемой частью мировой литературы.

Тема. И.С. Шмелев. «Страх». Образ исторического события в литературном произведении.

Цель : познакомить учеников с произведением И.С. Шмелёва «Страх» и историческим событием – убийством российского императора Александра II .

Задачи: Образовательные:

Продолжить работу с малым литературным жанром- рассказом

Формировать знания об историческом событии- убийстве императора Александра II , исторической ситуации в России этого периода

Обучать самостоятельному анализу художественного текста

Развивающие :- развивать навыки выразительного чтения, устной речи;

Формировать навыки коммуникативного характера

Развивать навык свободно выражать свои мысли и чувства на уроке.

Воспитательные: -воспитывать в растущем поколении духовные понятия как любовь к Родине, к народу.

Воспитывать чувство патриотизма

Воспитывать интерес и уважение к прошлому нашей Родины.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись

Ход урока

    Организационная часть

(слайд ____)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня мы проводим необычный урок. Урок интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. А поэтому и вести этот урок будут сразу два учителя, я и Владимир Владимирович- учитель истории.

(слайд ____ )

Мы говорили, что литература может изображать многие образы. И с сегодняшнего урока мы поговорим ещё об образе исторического события в литературе. Образ исторического события в художественном произведении- это всегда в той или иной степени условное изображение исторических фактов из жизни людей.

Писателю в передаче той или иной эпохи важно понять характеры и поступки людей прошлого.

Подготовка к восприятию материала

Мы будем говорить о произведении И.С.Шмелёва, в котором отражен историческая эпоха, а в частности, факт из биографии русского императора.

Каждый из вас должен был познакомиться с содержанием рассказа И.С.Шмелёва «Страх».

Мы с вами уже говорили о писателях- эмигрантах, которые покинули Родину после революции 1917 года. И.С.Шмелёв был одним из таких писателей. Но, даже уехав за границу, писатели не переставали изображать родину, говорить о своих чувствах в родной земле. Прежде чем начать работу с текстом, давайте познакомимся с некоторыми этапами биографии писателя

(слово подготовленному ученику).(слайд ____)

    Основная часть

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

УЧЕНИК (МИРОНОВА)

Родился 3 октября 1873 г. в Москве в патриархальной религиозной семье.

Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались рабочие-строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки - всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой шмелёвской прозе.

(слайд _____)

Будущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет Московского университета (1898 г.).

(слайд _____)

После года военной службы восемь лет работал чиновником в глухих уездах. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в 1895 г. в журнале «Русское обозрение».

Знаменитым Шмелёва сделала повесть «Человек из ресторана» (1911 г.), увидевшая свет в одном из сборников товарищества «Знание», издававшихся М. Горьким.

В 10-х гг. писатель тесно сотрудничал с московским Книгоиздательством писателей, в котором выходили его рассказы и повести. В период Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял, и Гражданской войны Шмелёв выступал с осуждением войны.

(слайд _____)

В 1922 г. писатель, после расстрела в Феодосии без суда и следствия его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Берлин, потом в Париж. Гибель сына он так и не простил новой власти, хотя мечтал вернуться в Россию, пусть даже после смерти.

(слайд______)

В эмиграции образы и картины старой России, яркие впечатления детства, воспоминания о любимой Москве оформились в книги, ставшие вершиной творчества Шмелёва. «Родное» (1931 г.), «Богомолье», «Лето Господне» (обе 1948 г.) - произведения, удивительные по поэтичности, духовному свету, прекрасному живому народному языку, подобного которому до Шмелёва русская литература ещё не знала.

(слайд ______)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассказ «Страх» был создан Шмелёвым в Париже в 1937 году. Тоска по родине, воспоминание о прошлом подводят писателя к написанию рассказа, освещающего историческую эпоху. И содержание рассказа переносит нас в далёкий 1881 год. Так какое историческое событие положено в основу сюжета рассказа «Страх»? Ведь когда-то Френсис Бекон, английский философ, историк, политик, говорил, что нет ничего страшнее самого страха. О каком страшном факте истории вспоминает Шмелёв. Давайте дадим слово историкам.

(слайд _____)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

1 марта 1881 г. в России произошло очередное политическое убийство. Причиной этого подлого убийства стала реформаторская активность Александра II , направленная на преобразование российского государства.

(слайд ______)

Это д ень покушения на императора Александра II , закончившийся его гибелью . Каким же был император? Попрошу помочь моих ассистентов (Надёжкина В.)

(слайд ______)

УЧЕНИК . Старший сын Николая I и Александры Фёдоровны (дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III).

Родился 29 апреля 1818 г. в Москве. Воспитателем наследника был поэт В. А. Жуковский.

После смерти отца вступил на престол.

Его первым важным решением стало заключение Парижского мира (30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне. Воцарение Александра II отмечено «оттепелью» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) он объявил амнистию декабристам. Несмотря на о, что Александр II по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.

3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная - публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.

При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877-1878 гг.).

Однако положение крестьянства существенно не улучшилось. Несмотря на либеральные реформы, в России нарастало революционное движение. На жизнь императора неоднократно покушались (1866, 1867, 1879 и 1880 гг.). (УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И УЧЕНИК САДЯТСЯ)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Таким предстаёт перед нами император Александр II в исторической справке, а давайте обратимся к тексту рассказа и посмотрим, какой портрет даёт нам Шмелёв.

(слайд ________)

(стр. 51) Это тот царь, с хохлом… портрет его, в золотой раме, висит в столовой. Тот, особенный, кто всё может… может и казнить, и миловать? Его помазал сам Бог, -- рассказывал мне Горкин, -- и он не простой человек, а как угодник и святые люди. Его поставил Бог, и он особенно близкий к Богу. Ходит в золоте, и ест на золоте, и ест не то, что едят все люди. Что же он может есть? – я не могу придумать.

Найдите в тексте слова Антипушки, который даёт оценку царствованию Александра II .

(с. 52) Да, преставился наш царь-батюшка, царство ему небесное, вечный покой. Не простой он был царь, а отец родной, царь - Освободитель… нас, крестьянский народ на волю выписал, выкупил у господ… и крепостных теперь нету, и меня выкупил… годов двадцать как выкупил… царь благой, наш Ослободитель…, а его лихие губители вчера в Питере убили, лиходеи…, что нас вот ослободил…

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слад ____)

После крестьянской реформы 1861 года не все слои российского общества были удовлетворены её итогами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражало недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно.

Во второй половине 1860 – начале 70 годов зарождаются народнические организации, главной целью которых было организовать крестьянскую революцию в России. Её члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.

(слайд _________)

Одной из народнических организаций была организация «Народная воля». В июле 1878 года её членами был вынесен смертный приговор Александру II . Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на императора. Тщательно проследив маршруты царских выездов, народовольцы по возможному пути следования самодержца, на Малой Садовой улице, сняли лавку для торговли сыром. Из помещения лавки был сделан подкоп под мостовую и заложена мина. Неожиданный арест одного из лидеров партии Желябова в конце февраля 1881 г. заставил ускорить подготовку покушения, руководство которым взяла на себя Софья Перовская. Разрабатывался еще один вариант: были срочно изготовлены ручные снаряды на тот случай, если Александр II проследует по другому маршруту - по набережной Екатерининского канала. Там его ждали бы метальщики с ручными бомбами.

1 марта 1881 года царь поехал по набережной. Взрывом первой бомбы, брошенной Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги, от взрыва которой оба получили смертельные ранения. Александр II скончался через несколько часов.

(слайд _______)

(Любишкина) УЧЕНИК «…Грянул взрыв

С Екатеринина канала,

Россию облаком покрыв.

Всё издалёка предвещало,

Что час свершится роковой,

Что выпадет такая карта…

И этот века час дневной –

Последний – назван первым марта»

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Именно это событие и отразил в своём произведении И.С.Шмелёв. Он не показывает нам цареубийство, но мастерски передаёт атмосферу в обществе.

(слайд _______)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе «Страх»?

Опишите героя- рассказчика. Что можно сказать о характере героя, воспитании и отношении к жизни и людям?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Приведите фрагменты, которые показывают переживаемые героями рассказа чувство страха.

В рассказе мы встречаемся с упоминанием о НИГИЛИСТАХ. Как называют их простые люди? (ЭНТИ, МИГИЛИСТЫ)

(слайд ________)

Кто же такие были эти новые люди? Слово УЧИТЕЛЮ ИСТОРИИ.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слайд ________)

Нигилисты , Нигилизм… Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же это понятие отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия. Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать все, за чем утверждена вековая давность.

МАЛАХОВ. УЧЕНИК Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм – что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества – это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.

ШАВЕЛЬКИН. УЧЕНИК Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма – это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, - сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Почему простые люди боятся нигилистов? Найдите в рассказе отрывки, в которых показан страх перед ними.

(слайд _________)

Какая тональность преобладает в начале рассказа?

Как постепенно меняется настроение его главных героев?

Страх перед неизвестностью мучает население. Вдох облегчения раздаётся только тогда, когда «Присягу» успели поцеловать. На смену умершему императору пришёл новый.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

(слайд ________)

Этим новым императором становится сын Александра II . АЛЕКСАНДР III . Он вступил на престол 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными подданными российского государства.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ : Спокойствие приходит только тогда, когда государство обретает нового императора.

Найдите в рассказе портрет императора. Можно ли сказать, что народ возлагает надежды на спасителя? Как это показывается портретом?

У нас опять царь, и враги не придут нас резать. Прежнего царя перенесли на боковую стенку, рядом с бисерной барыней, а над столом повесили нового царя. Все у нас говорят, что этот царь очень сильный, может даже сломать подкову. Это хорошо: враги будут его бояться. Новый царь весело глядит, глаза у него синие, большие, лицо большое, как у Василь Василича, и борода такая же, широкая, золотая. А лоб высокий, с залысиной, «мудреющий».

(слайд ________)

Обратите внимание на стилистику произведения, на его синтаксис. Почему в рассказе «Страх» так много просторечных слов, восклицательных предложений, вопросительных предложений и многоточий?

- Какие слова и почему выделены в тексте рассказа особым шрифтом- курсивом?

- Вернёмся к теме нашего урока. Соответствует ли название рассказа замыслу писателя?

ИНТРЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

В рассказе Шмелёв употребляет слово СТРАХ и его синонимы – 33 раза

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- 25

ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- 45

МНОГОТОЧИЙ- 100

    Заключительная часть

(слайд _______)

1. Итог урока

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

- Ребята, скажите, удалось ли И.С.Шмелёву создать образ исторической эпохи в своём поизведении?

И.С. Шмелёв, рисуя картину жизни, обращается к исторической эпохе и через вымышленных героев, чьи судьбы он показывает на фоне исторического времени, раскрывает образ исторического события.

Шмелёв глазами главного героя- ребёнка показывает конкретную историческую эпоху. Страх- движущая сила рассказа.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Ребята, как вы думаете, можно ли оправдать убийство Александра II ?

(слайд ________)

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлён и испуган. Крестьяне и обыватели Александра II жалели. Народническое движение зашло в тупик. Александр II вошёл в русскую историю как царь- освободитель, а его гибель оказалась напрасной неоправданной жертвой политических разногласий в российском обществе второй половины XIX века.

2. Д/з. Подготовить устное выступление по вопросам

(слайд _________)

Точка зрения: Какие образы русских людей вам особенно запомнились?

Какие черты национального характера раскрываются в рассказе?