Литература к главе I

1. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М., 1991, С.46.
2. Богословский М.М. Петр I. М., 1940, С.207-208.
3. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. C.40-41.
4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С.77.
5. Бобровский П.О. История лейб-гвардии Преображенского полка. СП б., 1900, С.281.
6. Очерки истории СССР. XVIII в. Первая четверть. М., 1954, С.441.
7. Россия в период реформ Петра I. М., 1973, С.72.
8. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., М-Л., 1887- 1972, С.1, 335.
9. Епифанов П.П. “Рассуждение” П.П.Шафирова о войне со Швецией. Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей. М., 1963, С.300.
10. Тарле Е.В. Карл XII в 1708-1709 гг./“Вопросы истории”, 1950, № 6, С.30; Павленко Н.И. Петр Первый. М., 1975, С.131.
11 . Епифанов П.П. Начало организации русской регулярной армии Петром I (1699-1705). С.71.
12. Под скипетром Романовых. Исторические очерки. СПб. 1912. С.96.
13. Советская военная энциклопедия. М., 1979, С.7, 285.

К главе II

1. История Северной войны. 1700-1721 гг. М., 1987, С.45.
2. Шутой В.Е. Северная война (1700-1721 гг.). М., 1970, С.32.
3. Журнал или поденная записка блаженные и вечно достойные памяти государя-императора Петра Великого с 1698 даже до заключения Нейштадского мира. СПб., 1770, Ч.1, С.23-24. (далее Журнал или поденная записка императора Петра Великого. - Авт.).
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, С.224.
5. Епифанов П.П. Россия в Северной войне. “Вопросы истории”. 1971, № 6.
6. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1837-1840. С.2, 58. (Далее - Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России).
7. Объединения ряда воеводств и поветов Речи Посполитой, образованное в августе 1702 г.
8. Труды императорского русского военно-исторического общества. СПб., 1908, С.1, 15.
9. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991.
10. Епифанов П.П. Начало организации регулярной армии Петром I. МГУ. История СССР. Вып. 7. М., 1946.
11. Шутой В.Е. Северная война (1700-1721). М., 1970.
12. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

К главе III

1. Развитие тактики русской армии XVIII в. - начало XIX в. М., 1957, С.48-49. 2. Стилле А. Карл XII как стратег и тактик в 1707-1709 гг. Пер. со швед. СПб., 1912, С.25. 3. Павленко Н.И. Петр Первый. С.150-151. 4. ЦГВИА. Фонд ВУА. Д.25. л.2. 5. Бутурлин Д. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1820. Ч.1. С.174-175. 6. Шпек В. Инженерное обеспечение Полтавской битвы. М., 1939, С.9. 7. Тарле Е.В. Северная война. М., 1958, С.354. 8. ЦГАДА. Ф. Кабинет Петра I. Отд. II. 1709. Кн. I. Д.10. С.247- 248. 9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. VIII. С.267-268. 10. Журнал или поденная Записка императора Петра Великого. СПб., 1770. 11. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991. 12. История Северной войны 1700-1721 гг. М., 1970. 13. Васильев М.В. Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1700 г. М., 1953. к главе IV
1. Павленко Н.И. Петр Первый. С.165. 2. ЦГАДА. Ф. Кабинет Петра I. Отд. II. 1709. Кн. II Д.10. С.88, 89. 3. Государственная Публичная библиотека им. М.Е.СалтыковаЩедрина. Рукописное отделение. Фонд - древне хранилище

Погодина, рукопись № 1732. Журнал великославных дел. С.40, 41.
4. Павленко Н.И. Петр Первый. С.183. 5. Васильев М.В. Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1710 г. М., 1953, С.73. 6. Голиков И.И. Деяния Петра Великого. С.228. 7. Веселаго Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1876. Ч.I. С.224, 225. 8. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. 9. Журнал или поденная записка Петра Великого. Ч.1. к главе V
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. 2. Бутурлин Д. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1820. Ч.1. 3. Труды императорского Русского военно-исторического общества. СПб., 1909. 4. Тарле Е.В. Северная война. М., 1958. 5. Письма и бумаги императора Петра Великого. Вып.1. М.-Л., 1950. 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн.VIII. 7. История Северной войны 1700-1721 гг. М., 1987. 8. Мышлевский А.З. Петр Великий. Война в Финляндии в 1712- 1714 гг. СПб., 1896. 9. Веселаго Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1876. Ч.1. 10. Новиков Н.В. Гангут. М., 1944. к главе VI
1. Никифоров Л.А. Русско-английские отношения в 1718-1719 гг. и Аландский Конгресс. Исторические записки. М., 1949, С.30, 258. 2. Баилов А.К. Курс истории Русского военного искусства. Вып. III. С.-Петербург, 1909, С. 6. 3. ЦГИАЛ. Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 5017. С. 744. 4. История русской армии и флота. Т. 2. М., 1911, С. 5. 5. Очерки истории СССР. XVIII в. Вторая четверть. С. 298. 6. Коробков Н.М. Русский флот в Семилетней войне. М., 1946, С. 15, 16.

К главе VII

1. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1837-1840. 2. Бутурлин Д.П. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1820. 3. Журнал или поденная записка императора Петра Великого. 4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 8. М., 1962. К главе VIII
1. Банов А. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоановны. Войны России с Турцией в 1736-1739 гг. Т. 1,2. СПб., 1906. 2. Строков А.А. История военного искусства. Т. 1,2. М., 1955. 3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 9. М., 1962. 4. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 5. История Польши. 2-е изд. М., 1956. К главе IX
1. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 9. М., 1962. 3. Банов А. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоановны. Войны России с Турцией в 1736-1739 гг. Т. 1,2. СПб., 1906. К главе X
1. Германская история в новое и новейшее время. Т. 1. М., 1970. 2. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 4. М., 1938. 3. История Швеции. М., 1974. 4. Шиплевская Н. Описание войны между Россией и Швецией в Финляндии в 1741, 1742 и 1743 гг. СПб., 1859. 5. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962.

К главе XI
1. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 2. Румянцев А.А. Документы. Т. 1. 1756-1763. М., 1953. 3. Строков А.А. История военного искусства. Т.1. М., 1955. 4. Коробков Н. Семилетняя война (Действия России в 1756- 1762 гг.). М., 1940. 5. Масловский Д.Ф. Русская армия в семилетнюю войну. Т. 1-3. М., 1886-1891 гг. К главе XII
1. Война России с Турцией и польскими конфедератами 1769- 1774 гг. Т. 1-5. СПб., 1866-74. 2. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 1. М., 1999. 3. Петров А.Н. Вторая турецкая война в царствование императрицы Екатерины II 1787-1791 гг. Т. 1-3. СПб., 1806. 4. Петров А.Н. Влияние турецких войн с половины прошлого столетия на развитие русского военного искусства. Т. 1, 2. СПб., 1893-94. 5. Адмирал Ушаков. Сборник документов. Т. 2-3. М., 1952-56. 6. История военно-морского искусства. Т. 1. М., 1953. 7. Свечин А.А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. Т. 1. М.-Л., 1927. 8. Суворов А.В. Документы. М., 1953. 9. Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов. М., 1989. 10. Кавтарадзе А.Г. Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова в 1799 году. Новая и новейшая история. № 2, 3 1981. 11. Орлов Н.А. Поход Суворова в 1799 г. СПб., 1898. 12. Военная энциклопедия. Т. 3. М., 1995. 13. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958. 14. Клаузевиц К. 1799 год. М., 1938. 15. Милютин Д.А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. 2-е изд. СПб., 1857. Т.1-3.

Литература Петровского времени

Общие черты, присущие литературе данного периода

Неотъемлемой частью российского общества стал процесс европеизации. Литература сохранила связи с устным народным творчеством, с древнерусской литературой, развивала патриотические и гражданские мотивы, свойственные ей. Но наряду с этим в Россию проникали идеи западноевропейской литературы, и существовавшие литературные формы и жанры постепенно вытеснялись новыми.

В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.

В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка.

Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной - авторская.

Основные жанры

Основные произведения

Приключенческие повести

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Елеоноре».

Это полностью светские повести. Новым в этих произведениях стало развитие любовной сюжетной линии, повести несли просветительские идеи.

Переводные повести

«История о Меландре, королеве Французской и о курфюрсте саксонском Августе», «Гистория об английском милорде Гереоне».

Стихотворство

Связано с появлением новых жанров: канта и любовной лирики. Кант - вид словесно-музыкального непрофессионального искусства. В поэзии появились метафоры, образы, символы, связанные с традициями европейского Возрождения

Народное творчество

События эпохи нашли отражение в былинах, сказах, притчах (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра» и другие). В народных песнях отражалась демократичность Петра, его простота в общении с народом. В то же время в фольклоре сохранилась враждебность против Петра, особенно в старообрядческой поэзии.

Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.

Развитие архитектуры при Петре I

Характерные черты градостроительства

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу - Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля - петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко

· Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.

· Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.

· Вертикальные «лопатки» - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.

· Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» - имитацией крупных выступающих камней.

· Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.

· Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

· Внутренне убранство решалось по принципу анфилады - ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.

Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.

Архитекторы

Основные сооружения и проекты

Доменико Андреа Трезини

По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови

Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель

По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор.

Готфрид Шедель

Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный

Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

Изобразительное искусство первой четверти XVIII века

Общие черты развития живописи

· Живопись по характеру стала преимущественно светской.

· Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.

· Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.

· Бурное развитие гравюрного искусства.

Художники

Основные произведения

Иван Никитич Никитин

«Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны», «Напольный гетман», «портрет канцлера Г. И. Головкина»

Андрей Матвеевич Матвеев

«Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора.

Алексей Федорович Зубов

«Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»

Скульпторы

Основные произведения

Карло Бартоломео Растрелли

Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.

Театр и музыка при Петре I

Театр

1701 г. - школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.

1702 г. - первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.

1702-1707 г. - постройка в Москве на Красной площади публичного театра.

1705 г. - студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича «Владимир», первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.

Музыка

1721 г. - создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.

Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош - танцы, пришедшие с Запада.

Итоги преобразований Петра I в культурной сфере

Произошел подъем просвещения, науки и культуры. Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами. Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.

«Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии», - писал Пушкин, отлично зная при этом, что ее истоки уходят в глубокую древность. Словом «вдруг» Пушкин подчеркивал особый, беспримерный характер динамического развития России в ту пору. XVIII в. - это эпоха стремительного становления новой русской литературы. За несколько десятилетий русская литература наверстала свое отставание от западной. Литературные явления этого периода так спрессованы во времени, что уже в эпоху классицизма возникают элементы сентиментализма; новое силлабо-тоническое стихосложение (см. об этом ниже) сосуществует с архаическими виршами. Говоря о литературе XVIII в., мы часто сталкиваемся с такими явлениями, которые, не представляя собой интереса с эстетической, художественной точки зрения, имеют большое значение с точки зрения историко-литературного процесса. Стихи В.К. Тредиаковского почти невозможно читать, но он является создателем современного стихосложения. И никто иной, как Пушкин заступился за Тредиаковского, когда И.И. Лажечников в своем историческом романе «Ледяной дом» вывел поэта XVIII в. в образе ничтожного шута: «Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихосложении обширнейшие понятия... Вообще изучения Тредиаковского приносят более пользы, нежели изучение прочих наших писателей».

Периодизация русской литературы XVIII в. традиционно опирается на ведущие стилистические направления в художественной культуре того времени. В целом ее можно представить в виде следующей таблицы:

1. Литература петровского времени

Первая четверть XVIII в. ознаменовалась крупнейшими преобразованиями в экономической, политической и культурной жизни России. Петровские реформы положили начало процессу европеизации России, и этот процесс захватил и область литературного творчества. Литература нового времени решительно выходила из-под церковного влияния, усваивала европейскую концепцию просвещенного абсолютизма, имея перед своими глазами живой пример Петра I. Петр I, в свою очередь, стремился использовать литературу для государственных нужд, для пропаганды новых идей. Особо учительный, открыто дидактический характер русской литературы петровской эпохи сохранится в течение всего XVIII в. и приобретает новое качество в русской классике века XIX.

Однако русская литература первой четверти XVIII в. по своим художественным возможностям явно отставала от потребностей времени, от размаха петровских преобразований. Недаром петровскую эпоху часто называют самой «нелитературной эпохой» в русской истории. Литература 1700-1720-х гг. представляет собой странную картину смешения старого и нового, она в целом еще носит переходный характер. В петровское время продолжает существовать и развиваться старая рукописная традиция древнерусской литературы - она сохраняется на периферии общего литературного процесса в России до конца XVIII в., а некоторые ее явления доживут и до наших дней (старообряднические эстахологические сочинения и публицистика).

Секуляризация культуры повлекла за собой освобождение художественного творчества; другое дело, что писатель зачастую не знал, как этой свободой распорядиться. Литература при Петре не только служит практическим целям, она еще и развлекает, осваивает новые, некогда запретные для нее темы. Древнерусская литература почти не знала любовной темы (за редкими исключениями любовь трактуется как наваждение дьявола; признавалась только супружеская любовь). В петровскую эпоху распространяется любовная лирика (так называемые «канты»), в которой фольклорные образы из народной поэзии мирно сосуществовали с античными мифологическими мотивами. Особую популярность приобрели светские повести с увлекательным приключенческим сюжетом. Эти повести распространялись в рукописях, были анонимны и строились по типу популярных в конце XVII - начале XVIII вв. переводных новелл и авантюрных романов. Однако героем этих повестей становился молодой человек, типичный для петровской эпохи. Обычно незнатный, но получивший образование, энергичный и предприимчивый, он добивался славы, богатства, признания исключительно благодаря своим личным заслугам. Такова «История о российском матросе Василии Кориотском и королевне Ираклии Флорентийской земли». Стиль этой повести отличается поразительной эклектикой - наряду с традиционной галантной лексикой переводных рыцарских романов - варваризмы и канцеляризмы, восходящий к деловой письменности петровского времени, языку газет «Ведомостей» и «Курантов» и даже языку переводных учебников по естествознанию и точным наукам. Эти повести наиболее ярко обнаруживали ахиллесову пяту петровской культуры в целом: отсутствие литературного языка, который бы смог адекватно передать те новые понятия в области культуры, философии, политики, что принесла с собой эпоха петровских преобразований. Задачу создания нового литературного русского языка писатели петровской эпохи завещали новому поколению литераторов.

В петровской литературе продолжали развиваться традиции школьной драмы. Тут большую роль сыграло возникновение школьного театра в стенах Славяно-Греко-Латинской академии. Религиозные сюжеты в этом драматическом жанре вытеснялись светскими, повествующими о политических злободневных событиях, содержащими панегирики Петру I и его сподвижникам. В дальнейшем публицистический и панегирический характер драматургии еще более усиливается. Жанр школьной драмы занял центральное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736) - блестящего оратора, публициста, драматурга и поэта. Центральное место в его творчестве занимает трагикомедия «Владимир» (1705 г.). Изображая в этой пьесе события, связанные с принятием на Руси христианства при Владимире, Феофан аллегорически прославлял преобразования Петра и сатирически высмеивал его противников. Трагикомедия «Владимир» несла в себе черты будущей классицистской драматургии: конфликт между страстью и разумом, единство действия и времени, четкость и ясность композиции.

Фольклор

Преобразования Петра I в области культуры увеличили разрыв элиты с народом в мировоззренческом плане. Но благодаря позиции Петра простой народ избавился от давления церкви на народную культуру. Гонения на языческие праздники хороводами и гуляниями уменьшились.

Северная война заняла свой пласт в народной культуре. Ее события оставались в былинах, солдатских исторических песнях, сказках и т.п. Чаще всего отражали Нарву и Полтавскую битву.

Фигура Петра I обросла легендами, что является традиционным для фольклора. Другим стандартным образом стала фигура врага и изменника (шведы и гетман Мазепа).

При этом, литература, которой пользовались крестьяне, в основном оставалась традиционной – это жития и другие поучительные сочинения, всяческие сборники наговоров, лечебники, народные календари и пр. Кроме того, были популярны полемические сочинения.

Развитие литературы

Жители городов сильнее замечали быстрый рост книжного дела. В особенности речь идет о светской литературе, научной и житейской.

Пример 1

Например, в $1708$ г. вышел т.н. формулярник, т.е. сборник образцов, как правильно использовать в письмах обороты и новейшую лексику.

Здесь отметим, что при Петре лексика стала тяготеть к Западу, появилось множество иностранных словечек. Вообще элита при Петре I говорила на смеси русского с огромным количеством голландских, немецких, английских и др. слов, выражений, терминов.

В литературе шло зарождение классицизма. Публицистические ораторские произведения заняли свою нишу в литературе. Самыми известными из таких сочинений являются труды Феофана Прокоповича . Прокопович был последовательным идеологом абсолютизма, несмотря на то, что он прошел и принятие униатства, и переезд в Европу, иезуитскую школу и католический монастырь. В конце концов, он вернулся в Россию, т.к. разочаровался в католицизме, глубоко его изучив. Лейтмотивом его трудом было восхваление Петра I, его дел и России в целом.

Также в эпоху Петра I получила развитие проза. Особо популярной темой в жанре стало описание реалий жизни и ее новшеств. Наиболее известные произведения в этом жанре: «Повесть о Фроле Скобееве», «История о Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» .

Учитывая петровское «окно в Европу», в области литературы это также сказалось – западноевропейская литература стала пользоваться высочайшим спросом.

Театр

Замечание 1

В $1702$ г. в Москве на Красной площади появился театр. Посетить его мог любой желающий.

В труппе театра были немецкие актеры, а репертуар состоял из европейских пьес. Известно, что еще Алексей Михайлович покровительствовал театру, но все-таки в России на тот момент это было еще в новинку.

При Алексее Михайловиче популярен был театр для приближенных. Такой типа театра, который открывали представители знати, продолжал существование и при Петре I. Особенно увлекались театром при Петре ученики академий, духовных семинарий, т.е. образованные люди.

Репертуар частных театров продолжал носить нравственно-религиозный характер в основном. Однако популярность набирали исторические пьесы и отражение современных событий. Ярким примером исторической пьесы является написанная Феофаном Прокоповичем трагикомедия «Владимир» .

Славяно-греко-латинская и Киево-Могилянская академии стали центрами театральной деятельности.

Кроме Феофана Прокоповича в связи с театральной деятельностью известны имена доктора Бидлои, Федора Жуковского .

Вместе с театром возрастал интерес к музыке светского содержания, а также обучению игре на музыкальных инструментах. Также развивалось искусство хорового пения. Популярной стала военно-строевая музыка.

Реформы Петра I и русская культура

3.1 Литература петровского времени

В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иностранная культура внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу -- учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои -- энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском. В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, как пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был Ф.Прокопович.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

3.2 Развитие театрального искусства

В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

3.3 Живопись

Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А. Матвеева, И. Никитина, Р. Никитина, гравера С. Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

3.4 Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений -- палат, дворцов.

3.5 Образование

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности - служить была добавлена еще одна - учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, "цифири" (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. - Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины - со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: "а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был".

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил "Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим", а в 1703 г. вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука численная" Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него "вратами учености".

3.6 Наука

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. "В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии", - писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

Заключение

литература образование петровский преобразование архитектурный

В заключении следует отметить, что преобразования в области культуры были ограничены частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся отдельных сторон жизни общества и государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения, памятники архитектуры и искусства, которыми страна гордится и сегодня.

Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по -разному оценивали личность Петра и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

Список литературы

1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

3. Большая Советская Энциклопедия, -- М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.