Тема любви в литературе нашла своё наиболее полное раскрытие в цикле рассказов А. Бунина «Темные аллеи». Весь цикл состоит из тридцати восьми рассказов. Все рассказы сборника объединяет тема несчастной любви. В своих рассказах он показывает любовь откровенно и смело. Любовь у Бунина в некотором смысле преступна, она переступает нормы, выходят за рамки обыденности. В его творчестве любовь – это особый синтез духа и плоти.

Дух – это высокая и прекрасная любовь, которая проникает в души и связывает их друг с другом. А любовь плоти, по-другому плотские утехи. Такая любовь дарит лишь физическое наслаждение. В качестве примера проанализируем рассказ Бунина «Темные аллеи».

Рассказ «Темные аллеи» был написан Буниным в эмиграции, под влиянием стихотворения «Обыкновенная повесть». В основе сюжета встреча двух пожилых людей после многолетней разлуки. Точнее в рассказе говорится о тридцати годах.

Со времени их последней встречи прошла уже целая жизнь, которую они прожили раздельно. В молодости Николай Александрович оставил Надежду, которая потом получила вольную и стала хозяйкой постоялого двора.

Встреча главных героев поднимает целую бурь чувств, воспоминаний и переживаний. После разговора с Надеждой Николай Александрович понимает, что прошлого вернуть не удастся. Вскоре он уезжает. Уезжая, он понимает, что если бы он не бросил эту горничную, то сейчас бы мог иметь счастливую семью.

Так композицию рассказа можно поделить на три композиционные части: приезд героя на постоялый двор, встреча бывших возлюбленных, размышления в пути после встречи.

Первая часть произведения – эпизод показывающий встречу возлюбленных, как они узнают друг друга. В этом эпизоде показана портретная характеристика героев. Так же показано социальное различие между героями.

Вторая часть произведения – основная часть. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний героев. Социальные ограничения отбрасываются. Теперь герои предстают друг перед другом не как хозяйка гостиницы и военнослужащий, а как влюблённые мужчина и женщина. Эта часть позволяет лучше узнать героев. Автор нам ясно показывает, как относятся герои к этой любви. Надежда ни разу не была замужем, она сохранила себя для возлюбленного. А Николай женился на другой женщине и был ей предан, так же был предан своим сыном.

Третья часть произведения – это отъезд Николая. Для него важны социальные нормы, которыми он не может пренебречь. Но при этом его терзают мысли о том, что его жизнь могла быть намного лучше останься он с ней.

Все рассказы Бунина пронизаны несчастной любовью, выходящей за рамки обыденности. Будь то искренняя любовь или лишь страсть, но она всегда несчастна. Герои рассказов вынуждены расстаться по тем или иным причинам. Это может быть различие в социальных слоях, возрасте или же просто вынужденная разлука. Так или иначе любовь по Бунину остается драмой, а иногда и трагедией.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема: И.А. Бунин «Темные аллеи»

ТДЦ: Раскрыть идейное содержание рассказа, используя ТРКМЧП

Развивать культуру речи, память, мышление, творчество

Совершенствовать навыки анализа произведения, умения составлять ОК,

характеристики, сравнивать и делать выводы.

Воспитывать нравственные качества учащихся, философское осмысление

места человека в мире и смысла в жизни., интерес к творчеству И.А. Бунина.

«Всякая любовь великое счастье,

даже если она не разделена»

И.А.Бунин

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о любви, самом прекрасном чувстве на земле.

Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви.

Эпиграф нашего урока «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена».

А что есть любовь для вас?

С чем ассоциируется это слово?

Давайте составим кластер и сделаем выводы

(составление кластера)

Любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это и вечная тема искусства, литературы, живописи, музыки…

Назовите, с какими произведениями о любви вы уже познакомились?

Дайте характеристику любви в этих произведениях.

Вспомните слова генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

А теперь наша с вами задача рассмотреть это на примере произведения «Темные аллеи».

Вначале познакомимся с историей создания рассказа и цикла «Темные аллеи» .(опер зад, ученик)

Проблемный вопрос: Почему рассказ назван «Темные аллеи?»

Первый вариант вашего ответа?

Давайте послушаем его. (подг. ученик)

Итак, первое, название из стихотворения Огарева,которое читал Н.А.Надежеде

А чтобы предложить другие варианты, нам нужно произвести исследование текста

Анализ

Начнем с краткого содержания рассказа. Какова фабула произведения?

Расскажите о героях произведения

Кто из героев вам симпатичен, почему? А как к героям относится автор? Что позволяет вам сделать подобные выводы?

Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый? (Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)

Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”?

(Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)

Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)

Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича

Задания группам-парам для самостоятельной работы прием «двойного дневника».

1 гр. Сравните портретные характеристики героев и сделайте выводы)

2гр. Какова роль пейзажных зарисовок в стихотворении и рассказе –сравнить и сделать выводы.

3.гр - Выписать высказывания о прошлой любви Н.А. и Надежды)

Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги.

Как построен диалог бывших влюбленных?

Давайте зачитаем диалог.

Какие выводы мы делаем?

Задание: составьте синквейн со словом любовь для Н.А., любовь для Надежды.

Сравните Любовь Надежды и Желткова.

Какую роль в жизни Николая Алексеевича играет встреча с Надеждой? Что он понял?

Каков нравственный выбор произведений? Правильно ли поступила Надежда, храня в себе память о первой любви, живя одними воспоминаниями?

Обратите внимание на пространство, в котором живет героиня?

Что говорит кучер, когда Н.А. отъехал от домика Надежды.

4. Рефлексия,

Перекрестная дискуссия «Защита своего мнения».

Я хочу оправдать моего героя, его поступки.

1 группа –Надежду, которая поступила верно

2группа- Нельзя жить воспоминаниями и хранить обиду на всю жизнь.

Выводы. Рассказ назван так: 1. По названию стихотворения Огарева

2.темные лабиринты любви, воспоминания, не дающие человеку жить полной жизнью, у этой любви нет будущего.

Вывод: раскрытие содержание эпиграфа.Подтвердите словами ге

Прекрасно все в любви - несет ли нам

Страдания она или бальзам.

Страданья ради истинной любви

Блаженством, о влюбленный, назови.

Саади

Песня «Ты на свете есть»

5.Какой вывод ребята,вы сделали для себя?

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» И.А. Бунин написал вдали от родины, находясь во Франции и переживая о последствиях Октябрьской революции и тяжёлых годах Первой мировой войны. Произведения, входящие в этот цикл, наполнены мотивами трагической судьбы человека, неизбежности событий и тоски по родному краю. Центральная тема сборника рассказов «Тёмные аллеи» – это любовь, которая оказывается тесно связанной со страданием и роковым исходом.

Центральным в понимании замысла писателя является одноимённый рассказ сборника «Тёмные аллеи». Он был написан в 1938 году под влиянием стихотворения Н.П. Огарёва «Обыкновенная повесть», где как раз и употребляется образ тёмных аллей, а также философских мыслей Л.Н. Толстого о том, что счастье в жизни недосягаемо, а человек улавливает лишь его «зарницы», которые нужно ценить.

Анализ произведения И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

В основе сюжета произведения – встреча двух уже пожилых людей после многолетней разлуки. Если быть точными, то в рассказе говорится о 35 годах с последнего расставания. Николай Алексеевич приезжает на постоялый двор, где его встречает хозяйка Надежда. Женщина называет героя по имени, и он узнаёт в ней свою бывшую возлюбленную.

С тех пор прошла целая жизнь, которую любимым суждено было провести раздельно. Всё дело в том, что Николай Алексеевич в молодости оставил красавицу-горничную, получившую затем вольную от помещика и ставшую хозяйкой постоялого двора. Встреча двух героев поднимает внутри их целую бурю чувств, размышлений и переживаний. Однако прошлого не вернуть и Николай Алексеевич уезжает, представляя то, как могла сложиться жизнь иначе, если бы он не пренебрёг чувствами Надежды. Он уверен, что был бы счастлив, размышляет о том, как она стала бы его женой, матерью детей и хозяйкой дома в Петербурге. Правда, всё это так и останется несбыточными мечтами героя.

Таким образом, в рассказе «Тёмные аллеи» три главных сюжетных момента:

  • Остановка героя на постоялом дворе
  • Встреча бывших возлюбленных
  • Размышления в пути после произошедшего

Первая часть произведения – это эпизод до узнавания героями друг друга. Здесь преобладает портретная характеристика персонажей. Значимо именно социальное различие между людьми. К примеру, Надежда обращается к приезжему «ваше превосходительство», а вот герой позволяет себе «Эй, кто там».

Основополагающий момент – это встреча, которая знаменует вторую часть сюжета. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний. Социальные границы отброшены, что позволяет лучше узнать действующих лиц, противопоставить их мысли. Встреча с Надеждой для героя – это рандеву со своей совестью. Читатель понимает, что она сохранила внутреннюю цельность. Николай Алексеевич, напротив, ощущает свою жизнь бесполезной, бесцельной, видит только её обыкновенность и пошлость.

Третья часть рассказа – это непосредственно отъезд и разговор с ямщиком. Для героя важны социальные границы, которыми он не может пренебречь даже ради высоких чувств. Николай Алексеевич стыдится своих слов и откровений, жалеет о том, что поцеловал руку содержательницы постоялого двора и бывшей возлюбленной.

Такая структура сюжета даёт возможность представить любовь и былые чувства как вспышку, неожиданно озарившую обыденную и наскучившую самому себе жизнь Николая Алексеевича. Рассказ, построенный на воспоминаниях героя, – это художественный приём, который позволяет автору поведать о привычных вещах более волнующе и произвести на читателя дополнительное впечатление.

В тексте произведения не встречается поучительных интонаций, осуждения действий героев или, наоборот, проявления жалости к ним. Повествование основано на описании чувств и эмоций персонажей, которые открываются читателю и именно ему предстоит дать оценку случившемуся.

Характеристика главных персонажей рассказа «Тёмные аллеи»

В положительном свете предстаёт образ Надежды. Из рассказа мы узнаём о ней не так много, но этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы. Героиня – бывшая крепостная, которая теперь является хозяйкой казённой почтовой станции. Состарившись, она продолжает выглядеть красиво, чувствовать себя легко и «не по возрасту». Надежда смогла хорошо устроиться в жизни благодаря своему уму и честности. Кучер в разговоре с Николаем Алексеевичем отмечает, что она «богатеет, деньги в рост даёт», т.е. взаймы. Героине присущи практичность и предприимчивость.

Ей пришлось пройти через многое. Переживания от поступка Николая Алексеевича были так сильны, что Надежда признаётся – хотела наложить на себя руки. Однако она смогла пережить трудности и стать сильнее.

Женщина продолжает любить, но вот простить предательство любимого ей не удалось. Об этом она смело заявляет Николаю Алексеевичу. Вызывает симпатию читателя мудрость Надежды. Например, на попытки генерала оправдать свой поступок прошлого, она отвечает, что молодость проходит у всякого, а вот любовь никогда. Эти слова героини говорят и о том, что она умеет и может любить по-настоящему, но счастье ей это не приносит.

Образ Николая Алексеевича во многом противопоставлен Надежде. Он дворянин и генерал, представитель высшего света. Сделал хорошую карьеру, но вот в личной жизни герой несчастлив. Жена его бросила, а сын вырос наглецом и бесчестным человеком. Герой выглядит уставшим, тогда как его бывшая возлюбленная полна сил и желания действовать. Он когда-то давно отказался от любви и так не познал её, проведя всю жизнь без счастья и преследуя ложные цели. «Все проходит. Все забывается» – такова позиция героя по отношению к счастью и любви.

Николаю Алексеевичу уже около 60 лет, но при встрече с Надеждой он краснеет как юноша. Военный со стыдом вспоминает то, что бросил свою возлюбленную, но хватает ли у него сил исправить случившееся? Нет. Герой опять выбирает самый простой путь и уезжает.

Духовная слабость персонажа, невозможность различить истинные чувства от «истории пошлой, обыкновенной» обрекают на страдание его самого и Надежду. Николаю Алексеевичу остаётся только одно вспоминать прошлое, свою любовь, которая «дала ему лучшие минуты жизни».

Любовь между Надеждой и Николаем Алексеевичем оказывается обречённой, а история их взаимоотношений полна драматизма. Почему всё так произошло? Причин несколько. Это и слабость героя, который оттолкнул любимого человека и не увидел будущее в своих чувствах к ней. Это и роль предрассудков в обществе, исключающих возможность отношений и тем более брака между дворянином и обычной горничной.

Разница во взглядах на любовь также предопределила драматичность судеб героев. Если для Надежды чувства к любимому человеку – это верность себе, движущая сила, окрыляющая и помогающая ей в жизни, то для Николая Алексеевича любовь – это миг, история прошлая. Ирония заключается в том, что именно это мгновение, эта часть жизни, связанная с бывшей возлюбленной, стала самым лучшим моментом за все годы.

Котомина Ольга Александровна,

учитель МОУ лицей № 22 г. Иваново.

Конспект урока литературы.11 класс (1 час)

Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Тип урока : анализ художественного произведения.

Методические приёмы : аналитическая беседа, исследование ткани художественного произведения, дискуссия, выразительное чтение.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

И.А.Бунин.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Изучая творчество И.А.Бунина, нельзя не обратиться к вечной теме в литературе и к одной из основных в творчестве писателя - к теме любви. В последней книге Ивана Алексеевича «Тёмные аллеи» она стала доминирующей. Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу, обратиться к загадке любви мы сегодня и постараемся.

Книга «Тёмные аллеи» - итоговая в творчестве И.А.Бунина, она вобрала в себя всё, о чём писал, размышляя о любви, он ранее. Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены “вечной драмой любви”, Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

2. Целеполагание.

Какие цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

- разобраться, в чём же состоит загадка любви по Бунину

- проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» (содержание, образы героев, язык, идея)

- определить собственное отношение к произведению и его героям *

3. Аналитическая беседа .

Тридцать восемь рассказов «Тёмных аллей» написаны большей частью во время Второй мировой войны в годы эмиграции Бунина, с 1937 по 1944 годы. Почему, находясь на чужбине, во время войны писатель сочиняет книгу о самом сокровенном человеческом чувстве?

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Над чем заставил задуматься?

Как сам И.А.Бунин воспринимал любовь? Сравним несколько его высказываний об этом чувстве:

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она и не разделена».

«Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает».

«Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, … я был близок к самоубийству».

«Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?»

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем».

Как вы понимаете слова И.А.Бунина? Какие из них вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? (Высказывания И.А.Бунина заранее подобраны одним из учащихся).

(Любовь для Бунина счастье и катастрофа одновременно, для него любовь и смерть связаны неразрывно).

Попробуем понять бунинскую философию любви и приблизиться к её разгадке, опираясь на текст рассказа «Тёмные аллеи».

Настрой циклу дает стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», которое не очень точно цитирует герой рассказа «Тёмные аллеи». (Н.П.Огарёв (1813-1877) – общественный деятель, публицист, поэт и музыкант.) Но стихотворение заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:
... Осталось для людей закрыто.
Что было там говорено
И сколько было позабыто.
Бунин же пишет о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе. Вспомним сюжет рассказа: он очень прост, но в нём как будто сжата целая любовная драма. (Учащиеся кратко передают содержание рассказа).

4. Исследование стилистики текста (работа в группах).

Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Писатель заставляет нас слышать, видеть, ощущать всё происходящее. Насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей.

Проведём исследовательскую работу в группах, которая поможет глубже понять произведение. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения и т.д., проанализируйте детали пейзажа, интерьера, портретов героев, затем прокомментируйте свои наблюдения и сделайте вывод.

Выводы учащихся по исследованию стиля :

Пейзаж . Унылый осенний пейзаж, в котором много грязи, чёрного цвета, создаёт ощущение холода, неуютности в начале рассказа. В конце тот же пейзаж, но «проглянуло» солнце, хотя и бледное, оно «жёлто светило», стали видны «пёстрые поля». Автор меняет пейзаж после встречи героев не случайно: в их душах оживают воспоминания о былой любви, о «лучших минутах жизни». Но это только воспоминания, настоящее их счастье невозможно.

Интерьер. В горнице «тепло, сухо и опрятно», сладко пахнет щами, появляются белый и золотой цвета. Здесь настоящая жизнь, домашний уют, хотя несколько суровый. Интерьер противопоставлен пейзажу.

Портреты. Николай Алексеевич «ещё чернобровый, но с белыми усами» и бакенбардами (контраст), высокий, стройный, имеет сходство с Александром II , взгляд его «вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый» (снова контраст). У мужчины седые волосы, «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами» и следами оспы. Это человек, уставший от жизни, болезненный, мрачный, хотя и старается «выглядеть», он явно несчастен. И привёз его «темноликий» мужик, похожий на разбойника.

Надежда - «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту» женщина, лёгкая на ходу, но полная (контраст). Автор подчёркивает сходство героев, указывая на близость. Сравнивается с пожилой цыганкой и гусыней. Она одета в чёрное и красное (возможно, символы жизни и смерти).

5. Анализ образной системы и композиции произведения .

Бунин нигде прямо не характеризует своих героев, не выражает прямолинейно свою позицию. Он настраивает на раздумья читателя. Можно ли всё-таки определить авторское отношение к героям, понять его замысел? Как?

(Понять авторскую позицию помогают слова и выражения, характеризующие состояние, чувства, поступки героев, авторские ремарки в диалогах, описания, построение произведения. Отношение автора к героям передаётся и читателям.)

Самостоятельная работа над образами героев (по выбору).

Каково наше отношение к героям? Дайте им характеристику. (Мы уважаем истинность чувства Надежды, восхищаемся цельностью её натуры, её состоявшейся жизнью, несмотря на боль предательства любимого человека. Жалобам на неудачную жизнь Николая Алексеевича не хочется внимать, его оправдания неубедительны, он лишь цитирует, а не живёт по-настоящему. Надежда тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила»: для нее «все проходит, да не все, забывается».
А ее былой возлюбленный Николай Алексеевич случайно, нежданно вспоминает «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. И успокаивается тоже быстро. Тем не менее «заноза» из его сердца все равно не исчезнет. Если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда, а человека, не сумевшего рассмотревшего любовь, предавшего её, поддавшегося общественному мнению и сословным предрассудкам судьба жестоко наказывает. Не прощает его и Надежда.)

Как построен рассказ? С чего он начинается и чем заканчивается? Как называется такая композиция? (Композиция кольцевая, о чём свидетельствует мрачный осенний пейзаж, обрамляющий произведение. С ней связан мотив дороги как символа жизни).

Что даёт для понимания авторского замысла подобное построение? (Бунин воспринимал любовь как часть большого, гармоничного мира, и герои произведения тоже его часть). Какой момент сюжета можно назвать кульминационным? Почему? (Надежда узнала в приезжем своего возлюбленного. Как поведёт себя он?)

Какой художественный приём использует И.А.Бунин для создания рассказа? (Антитеза)

Как помогает антитеза понять идею произведения? (Бунин показывает два типа любви: гармоничную, искреннюю, естественную, настоящую и плотскую, увлечение. Любовь-счастье, но человек в ней не может быть счастливым до конца).

Обратимся к названию произведения. Как бы вы его объяснили? Сравним свои рассуждения с мнением самого автора.

23 февраля 1944 года Бунин писал Тэффи: “Вся эта книга называется по 1-му рассказу - «Тёмные аллеи», - в котором «героиня» напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”.

И имя главной героини, наверняка, выбрано не случайно. На что она даёт надежду автору и нам, читателям? (Она – надежда автора, трагически воспринимающего мироустройство, который видит единственную возможность просветлить человеческую жизнь духовной, светлой любовью).

6. Выводы.

Так в чём же бунинская загадка любви?

(У Бунина любовь всегда связана со смертью, хотя иногда эта смерть может быть не физической, а духовной. Любовь – счастье и трагедия одновременно. И это идёт от восприятия жизни Буниным. Любовь – вспышка, мгновение счастья, о котором помнят всю жизнь. Любовь – высший судья в человеческих отношениях).

7. Рефлексия.

О чём заставил размышлять рассказ «Тёмные аллеи» и урок по нему?

Какие приёмы анализа текста давались легко? Какие ошибки были допущены? Что следует доработать?

Работу какой группы можно выделить и почему?

8. Домашнее задание.

Напишите собственную интерпретацию одного из рассказов цикла «Тёмные аллеи».

Подумайте, что даёт циклизация произведений для восприятия каждого отдельного рассказа.


«Темные аллеи» - рассказ, давший название целому циклу произведений Ивана Бунина, который стал символом навсегда прошедшей молодости и приближающегося увядания старости.

Главными героями рассказа стали Николай Алексеевич, выходец из дворян, и женщина из народа, бывшая крепостная, Надежда, которой в прошлом дали вольную, а к моменту событий рассказа она стала хозяйкой постоялого двора и занимается ростовщичеством.

Однажды Николай Алексеевич случайно остановился на ночлег в постоялом дворе и внезапно узнал в хозяйке девушку, которую он 35 лет назад горячо любил, но потом бездушно бросил ее и исчез из ее жизни. Вроде бы типичная история для того времени, когда предрассудки делали недопустимыми отношения между разными сословиями. Представители высших слоев общества не обращали внимания на переживания простонародья, не принимая их всерьез, а свои забавы с человеческими чувствами и жизнями считали вполне нормальным явлением.

Однако выяснилось, что у обоих героев произведения жизненные пути сложились совсем не так, как они того хотели, а что-то менять уже слишком поздно, ведь жизнь уже близится к своему закату.

Супруга Николая Алексеевича давно бросила его в оскорбительной форме, их сын стал форменным негодяем и бездельником, а Надежда не смогла ни с кем связать свою судьбу, потому что слишком любила молодого Николая. Любовь оказалась сильнее памяти, она не смогла вычеркнуть его из головы, но и обиду не забыла, не в силах простить его предательства.

Герой рассказа начинает вспоминать былые годы и гадает, что его жизнь могла бы сложиться совсем по-другому, более счастливо, если бы их чудесные и волшебные отношения тогда не были разорваны его поступком. Но Николай Алексеевич не верит, что такое могло бы случиться по-настоящему. Встретив Надежду в зрелом возрасте, на закате жизни, он на короткое время смог почувствовать тепло, озарившее его душу, разбудившее его юношеские мечты и желания, когда он был охвачен настоящим, сильным чувством, которое больше никогда не повторилось.

У Надежды же ее любовь превратилась в жизненный стержень, который оказался крепче гранита.

Она не может согласиться, что все прошло, она верит, что несмотря на прошедшую молодость, любовь остается в человеке навсегда, что она сильнее безжалостного времени.

Когда эти два человека встретились спустя годы, можно было подумать, что в их жизни наступит перелом, который полностью изменит их, подарит шанс вернуть потерянное время. Но мир оказался жесток. Николай Алексеевич слишком скован рамками своего общества, где нужно всегда жить «правильно», оглядываясь на то, что делают все и не дай бог сделать что-то, что не вписывается в общие законы. Поэтому он быстро покидает постоялый двор, застыдившись своих раздумий о прошлом. Он не смог понять, что опять потерял свой шанс на лучшую, более радостную жизнь, которая могла бы дать ему второе дыхание. Николай Алексеевич уезжает обратно в свое тоскливое и безрадостное существование.

Автор мастерски показал, насколько быстро могут зачерстветь души людей, когда они закрываются не только от чужих страданий и переживаний, но и даже от собственных желаний счастливой и полноценной жизни. Основной мыслью рассказа стало выражение «у счастья нет завтрашнего дня». Нужно понимать, что если не начать жить и искренне любить в настоящем, отказаться от веры в большую любовь, то вся жизнь будет просто проходить мимо, оставив этому страдальцу только серость и бесконечную тоску, которая будет грызть его до самого конца.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.