Шуман - Новелетты для фортепиано

1. Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка, - прислушайся, какие звуки они издают.

2. Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за механическими упражнениями. Это похоже приблизительно на то, как если бы стараться ежедневно все быстрее и быстрее произносить азбуку. Употребляй свое время с большей пользой.

3. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример.

4. Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

5. Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они приветливо пойдут тебе навстречу, если ты сделаешь по отношению к ним то же самое.

6. Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим чувством играй вещь до конца, никогда не бросай на половине.

7.Тянуть и спешить - одинаково большой недостаток.

8. Добивайся того, чтобы играть легкие вещи правильно и хорошо; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

9. Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

10. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также и напевать ее для себя без инструмента. Развивай свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию произведения, но и относящуюся к ней гармонию.

11. Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха от этого будет все возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли и минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

12. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.

13. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

14. Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер.

15. Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.

16. Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдохнуть, чем работать без охоты и бодрости.

17. Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

18. На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею.

19. Ты не должен способствовать распространению плохих произведений; наоборот должен всеми силами препятствовать этому.

20. Ты не должен ни играть плохих произведений, ни слушать их без крайней необходимости.

21.Никогда не увлекайся блеском, так называемой бравурностью. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, какое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, - искажение.

22. Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, выпускать или, того хуже, добавлять в них новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

23. Выбирая вещи для работы, советуйся со старшими: ты этим сбережешь себе много времени.

24. Постепенно знакомься со всеми значительными произведениями всех выдающихся композиторов.

25. Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Одобрение художника пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

26. Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает.

27. Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре - в дуэтах, трио и т. д. Это придаст твоей игре свободу, живость. Почаще аккомпанируй певцам.

28. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

29. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его лучшим, единственным. Помни, что существуют и другие, притом столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов: не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре.

30. Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

31. Играй усердно фуги больших мастеров и, прежде всего, Иоганна Себастьяна Баха. "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

32. Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

33. Отдыхай от своих музыкальных занятий за чтением поэтов. Чаще бывай на лоне природы!

34.У певиц и певцов можно кое-чему научиться, но не доверяй им во всем.

36. Изучение истории музыки, подкрепленное слушанием образцовых произведений различных эпох, быстрее всего излечит тебя от самонадеянности и тщеславия.

37. Не упускай случая поупражняться на органе; нет ни одного инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении, как орган.

38. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.

39. Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с усилием доигрываешь свою вещь до конца; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, - остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой вещи приблизительно чувствуешь, что должно быть дальше, а в знакомом произведении знаешь это на память, - словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце.

40. Но как можно стать музыкальным? Милое дитя, главное - острый слух, быстрое восприятие - дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Этого не достигнешь, если, отшельнически уединяясь, играть целыми днями механические упражнения; необходимо живое, многостороннее музыкальное общение: особенно важно иметь дело с хором и оркестром.

41. Уясни себе рано объем человеческого голоса в его главных четырех видах; прислушивайся к голосам, особенно в хоре; исследуй, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

42. Прислушивайся внимательно ко всем народным песням; это сокровищница прекраснейших мелодий; они откроют тебе глаза на характер различных народов.

43. Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

44. Рано начинай обращать внимание на звук и характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.

45. Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.

46. Высоко чти старое, но иди с открытым сердцем также и навстречу новому. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

47. Не суди о произведении по первому впечатлению: то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным только в зрелые годы.

48. В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области искусства или служит лишь для целей любительского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

49. "Мелодия" - боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии - не музыка. Пойми, однако, что они под этим имеют в виду; они признают только мелодию легковоспринимаемую, с внешне привлекательным ритмом. Но ведь есть и много других, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, ты увидишь тысячу различных мелодических видов; жалкое однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, тебе скоро наскучит.

50. Если ты подбираешь на рояле маленькие мелодии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся еще больше - значит в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот.

51. Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть ее на инструменте. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, - она так же подействует и на других.

52. Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь часто сидеть как прикованный за инструментом, пытаясь излить в гармонии свое внутреннее я; и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя вовлеченным как бы в волшебный круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это самые счастливые часы юности.
Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который побуждает тебя тратить время и силы на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Отдавай поэтому больше времени записи, чем импровизации.

53. Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать и сам. Это принесёт тебе ясность.

54. Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.

55. Законы морали те же, что и законы искусства.

56. Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.

57. Из фунта металла, стоящего гроши, можно сделать тысячи часовых пружин, которые ценятся очень высоко. "Фунт", данный тебе свыше, используй как можно добросовестнее.

58. Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

59. Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Становись все более совершенным художником, остальное придет само собою.

60. Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным содержание.

61. Быть может, только гений понимает гения до конца.

62. Некто высказал мысль, что законченный музыкант должен уметь впервые услышанное оркестровое произведение представить себе в виде партитуры. Это высшее, о чем можно помыслить.

63. Ученью нет конца.

Роберт Шуман Жизненные правила для музыкантов (1850) Перевод с немецкого А.Г.Габричевского и Л.С.Товалевой Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают. Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой. Изобрели так называемую "немую клавиатуру"; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. У немых нельзя научиться говорить. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера! Изучи как можно раньше основные законы гармонии. Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т.п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же. Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине. Тянуть и спешить - одинаково большие ошибки. Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные. Всегда проявляй заботу о чистоте настройки своего инструмента. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию. Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает. Играй всегда так, словно тебя слушает мастер. Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами. Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости. Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете. На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь. Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям. Ты не должен распространять плохие сочинения: наоборот, должен всеми силами препятствовать их распространению. Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают. Никогда не ищи спасения в технике, в так называемой бравурности. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого - искажение. Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству. Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени. Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров. Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы. Все модное становится со временем немодным, и если ты до старости будешь модничать, из тебя получится фат, которого никто не уважает. Частая игра в обществе приносит больше вреда, чем пользы. Присматривайся к людям, но никогда не играй того, чего ты должен был бы внутренне стыдиться. Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. Это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре. Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами. Играй усердно фуги больших мастеров, особенно Иог. Себ. Баха. "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом. Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты. Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Чаще бывай на лоне природы. У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им. За горами тоже живут люди. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то рассматривай это как дар свыше, который ты должен разделить с другими. Изучение истории музыки, подкрепляемой живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего излечит тебя от самомнения и тщеславия. Прекрасная книга о музыке - "О чистоте музыкального искусства" Тибо. Читай ее почаще, когда повзрослеешь.* Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и послушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие пальцы и подивись этому всемогуществу музыки. Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность. Но что значит быть музыкальным? Ты немузыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты немузыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце. Но как стать музыкальным?Милое дитя, главное - острый слух, быстрая восприимчивость дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и с оркестром. Как можно раньше уясни себе объем человеческого голоса в его главных четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности. Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов. Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого. Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску. Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу. Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам. Не суди о сочинении, прослушав его один раз; то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным лишь в глубокой старости. В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся! "Мелодия" - боевой клич дилетантов. И действительно, музыка без мелодии - не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада; и где бы ты не раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, тебе, надо надеяться, скоро наскучит. Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше - значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот. Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал - она также подействует и на других. Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я; и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это самые счастливые часы юности. Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше пиши, чем фантазируй. Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность. Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками. Законы морали те же, что и законы искусства. Старанием и выдержкой ты всегда достигнешь более высокого. Из фунта металла, стоящего гроши, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно. Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего. Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Становись все более крупным художником, остальное придет само собою. Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание (der Geist)* Быть может, только гений понимает гения до конца. Некто утверждал, что законченный музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее, о чем можно помыслить. Ученью нет конца. Дополнения к "Жизненным правилам" Каждой эпохе воздадим по заслугам! Новое время также имеет блестящие достижения. Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили. Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись. Ты должен любить не только одного мастера. Их было много. Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка. Представляй себе всю пьесу так, как если бы она была перед твоими глазами. Афоризмы Ты должен изобретать новые, смелые мелодии. "Понравилось" или "не понравилось",- говорят люди. Как будто нет ничего выше, чем нравиться людям! Проливать свет в глубины человеческого сердца - таково призвание художника! Никто не может больше того, что он знает. Никто не знает больше того, что он может. Тот, кто не знает самых значительных явлений в литературе, считается необразованным. В музыке мы должны были бы достигнуть такого же положения. Разве дилетанты не норовят в один миг разделаться с тем, над чем художники размышляли днями, месяцами и годами? * Тибо Антон Фридрих - немецкий ученый, профессор права в Гейдельбергском университете, любитель и знаток классической музыки. Упоминаемая книга "Uber Reinheit der Tonkunst" посвящена вопросам музыкальной эстетики. . свое в р жение в х р и р ес р. Когда по р стешь, общайся больше с п р ит р ми, чем с в р уозами. И р й ус р но фуги больших маст р в, особенно Иог. Себ. Баха. "Х р шо темп р р ванный. всем н р дным песням; это целая со р вищница р р снейших мелодий, они от р ют тебе глаза на х р кт р различных н р дов. р ктикуйся с р ннего во р ста в чтении ст р х ключей. Иначе для тебя. Р б р Шуман Жизненные р вила для музыкантов (1850) П р вод с немецкого А.Г.Га р чевского и Л.С.Товалевой Р звитие слуха - это самое важное. Ст р йся с юных лет р спознавать

Организация: МБУДО «ДШИ Всеволожского района»

Населенный пункт: Ленинградская область, пос. им. Морозова

Собрание педагогических афоризмов под названием «Musikalische Haus- und Lebensregeln» - самое популярное из литературных произведений Роберта Шумана. «Жизненные правила для музыкантов», труд написанные в последний период его жизни. Основное содержание «правил» - это многие излюбленные мысли Шумана, адресованы в данном случае молодым музыкантам. Изначально, автор планировал поместить эти заметки между отдельными пьесами своего фортепианного цикла - «Альбома для юношества» (1848, ор. 68). Отказавшись от этой идеи, Шуман продолжил работу над афоризмами и напечатал их отдельно – в специальном приложении к «Новому музыкальному журналу» (1850, № 36). На русском языке «Правила» впервые опубликованы в 1857 году В. Стасовым (журнал «Музыкальный и театральный вестник» 1857, № 49).С 1869 года они несколько раз издавались в переводе П.И. Чайковского, а в 1956 году «Правила» появились в новом уточненном переводе на страницах первого русского издания «Избранных статей о музыке» Шумана. Этот же перевод воспроизводится и в издании, которое появилось в России в …году. «Законы морали те же, что и законы искусства» - в этом кратчайшем афоризме (60) заключена основная идея многих суждений и оценок Шумана. По его мнению, подлинное искусство «обращено к правде жизни, воплощая нравственную силу, служит великим целям» (14, стр. 30). Автор «Правил» стремиться привить молодым музыкантам любовь к искусству мастеров- классиков. Афоризмы, затрагивающие эту тему (26, 34, 48, 51, 52, 54), не только соприкасаются с идеями ряда статей Шумана, но и отражают жизненный опыт композитора. Например, его совет по изучению творчества И. С. Баха: «Бах был в полной мере человеком; в нём не было ничего половинчатого, нездорового, все писалось и как бы на вечные времена», «Бах - мой хлеб насущный» (14, стр. 31).В «Правилах» Шуман неоднократно призывает к тому, что музыкант должен внимательно наблюдать жизнь, быть на уровне современной ему духовной культуры (науки и искусства), любить и знать народную песню, общаться с природой, прислушиваться к звукам природы (см. афоризмы 1, 36, 47, 53).Также значительное место в «Правилах» уделяется проблеме профессионального мастерства музыканта, затрагиваются сложные вопросы о роли интуиции и сознания в творчестве молодого композитора. Шуман высоко ценит дар воображения, силу непосредственного чувства в творческом процессе. Необходимо отдавать больше времени записи, чем импровизации, так как овладение формой, «сила воплощения» приходят только «вместе с нотными знаками». Правила указывают если не на все, то на многие важнейшие условия творческого роста. Например, композитор считает совершенно не обходимым овладение гармонией и полифонией, изучение истории музыки, подкреплённое слушанием образцовых произведений прошлого (5, 6,18, 26, 34, 39, 48, 50). Особое внимание Шуман уделяет развитию слуха и, в частности, внутреннего слуха музыканта. В одном из своих писем он советует молодому композитору: «Привыкайте свободно представлять себе музыку мысленно, без помощи инструмента, только таким образом откроются внутренние источники, появятся всё большие ясности и чистота. Записывайте из этого лишь немногое. Важнейшим является то, что музыкант ощутил своим внутренним слухом» (14, стр. 36) (см. афоризмы 11-13, 55, 56).Один из лейтмотивов шумановских педагогических высказываний – это призыв к скромности, взыскательности, неутомимому совершенствованию в искусстве. «Становись более совершенным художником, остальное придёт само собой» (64). И не случайно Шуман завершает свои «Правила» высказыванием «Учению нет конца». Речь идёт об «учении» в самом широко смысле этого слова, задачи познавать истины жизни, воздействия на жизнь - неисчерпаемы, следовательно, безграничны возможность и необходимость совершенствования искусства - его техники, методов. В предисловии к первой русской публикации «Правил» В. Стасов отметил, что на первый взгляд они адресованы юношеству, но в действительности «принадлежат несравненно обширнейшему кругу». Афоризмы Шумана действительно выходят за узкие рамки повседневных педагогических советов. Точнее говоря, они основаны на таком понимании художественной педагогики, которое представляет собой пропаганду идей и вопросов применительно к задачам воспитания. Вот почему по мере созревания музыканта педагогические советы Шумана не устаревают для него, но всё глубже обнаруживают свой смысл и жизненность. В предисловии В. Стасов писал: «раз узнав и полюбив этот маленький музыкальный кодекс, никогда уже больше его не забудешь и не разлюбишь» (14, стр. 40).

Эти слова актуальны и посей день. И не приходиться сомневаться, что «Жизненные правила для музыкантов» снова и снова будут находить своих благородный читателей и ценителей.

Роберт Шуман «Жизненные правила для музыкантов»

1. Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.

2. Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно тоже самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

3. Изобрели так называемую "немую клавиатуру"; попробуй немного поиграть на ней, чтоб убедиться в ее полной непригодности. У немых нельзя учиться играть.

4. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них пример!

5. Изучи как можно раньше основные законы гармонии

6. Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

7. Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим чувством играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.

8. Тянуть и спешить - одинаково большой недостаток.

9. Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

10. Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

11. Необходимо, чтоб пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение на столько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.

12. Старайся, даже если у тебя небольшой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

13. Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.

14. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

15. Играй всегда так, словно тебя слушает мастер.

16. Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.

17. Если ты выполнил повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

18. Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться со всем хорошим, что существует на свете.

19. На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

20. Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

21. Ты не должен распространять плохие сочинения: наоборот, должен всеми силами препятствовать их распространению.

22. Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

23. Никогда не ищи спасения в технике, в так называемой бравурности. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, - искажение.

24. Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

25. Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

26. Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.

27. Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее целой толпы. Все модное становится со временем не модным, и если ты до старости будешь модничать, из тебя получится фат, которого никто не уважает.

28. Все модное становится со временем не модным, и если ты до старости будешь модничать, из тебя получится фат, которого никто не уважает.

29. Частая игра в обществе приносит больше вреда, чем пользы. Присматривайся к людям, но никогда не играй того, чего ты должен был бы внутренне стыдиться.

30. Никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.д. Это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.

31. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

32. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

33. Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

34. Играй усердно фуги больших мастеров, особенно Иоганна Себастьяна Баха. "Хорошо темперированный клавир" должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты, безусловно, станешь основательным музыкантом.

35. Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше чем ты.

36. Отдыхай от своих музыкальных занятий за чтением поэтов. Чаще бывай на лоне природы!

37. У певиц и певцов можно кое-чему научиться, но не доверяй им во всём.

39. Изучение истории музыки, подкреплённое слушанием образцовых произведений различных эпох, быстрее всего излечит тебя от самонадеянности и тщеславия.

40. Хорошая книга о музыке « Uber Reinheitder Toukunst» («О чистоте музыкального искусства») Тибо. Читай её почаще, когда станешь старше.

41.Если тебе случится проходить мимо церкви, где играет орган. Войди и послушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие пальцы и подивись на это всемогущество музыки.

42. Не упускай случая поупражняться на органе; нет ни одного инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении, как орган.

43. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность.

44. Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с усилием доигрываешь свою вещь до конца; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернёт тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой вещи приблизительно чувствуешь, что должно быть дальше, а в знакомом произведении знаешь это на память,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце.

45. Но как можно стать музыкальным? Милое дитя, главное - острый слух, быстрое восприятие - даётся, как и всё, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Этого не достигнешь, если, отшельнически уединяясь, играть целыми днями механические упражнения; необходимо живое, многостороннее музыкальное общение: особенно важно иметь дело с хором и оркестром.

46. Уясни себе рано объём человеческого голоса в его главных четырёх видах; прислушивайся к голосам, особенно в хоре; исследуй, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

47. Прислушивайся внимательно ко всем народным песням; это сокровищница прекраснейших мелодий; они откроют тебе глаза на характер различных народов.

48. Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

49. Рано начинай обращать внимание на звук и характер различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их своеобразную звуковую окраску.

50. Не упускай никогда случая послушать хорошую оперу.

51. Высоко чти старое, но иди с открытым сердцем также и навстречу новому. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

52. Не суди о произведении по первому впечатлению; то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным только в зрелые годы.

53. В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области искусства или служит лишь для целей любительского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

54. "Мелодия» - боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии - не музыка. Пойми, однако, что они под этим имеют в виду; они признают только мелодию легко воспринимаемую, с внешне привлекательным ритмом. Но ведь есть и много других, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, ты увидишь тысячу различных мелодических видов; жалкое однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, тебе скоро наскучит.

55. Если ты подбираешь на рояле маленькие мелодии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся ещё больше - значит в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот.

56. Начиная сочинять, проделай всё мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть её на инструменте. Если твоя музыка вылилась из души, если ты её прочувствовал, - она так же подействует и на других.

57. Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь часто сидеть как прикованный за инструментом, пытаясь излить в гармонии своё внутреннее я; и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя вовлечённым как бы в волшебный круг, чем менее ясным будет для тебя ещё в это время царство гармонии. Это самые счастливые часы юности. Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который побуждает тебя тратить время и силы на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Отдавай поэтому больше времени записи, чем импровизации.

58. Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижёров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать и сам. Это принесёт тебе ясность.

59. Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.

60. Законы морали те же, что и законы искусства.

61. Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.

62. Из фунта металла, стоящего гроши, можно сделать тысячи часовых пружин, которые ценятся очень высоко. "Фунт", данный тебе свыше, используй как можно добросовестнее.

63. Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего.

64. Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Становись всё более совершенным художником, остальное придёт само собою.

65. Лишь тогда, когда тебе станет ясной форма, будет тебе ясным и содержание.

66. Быть может, только гений понимает гения до конца.

67. Некто высказал мысль, что законченный музыкант должен уметь впервые услышанное оркестровое произведение представить себе в виде партитуры. Это высшее о чём можно помыслить.

68. Ученью нет конца.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АФОРИЗМЫ

1.Каждой эпохе воздадим по заслугам! Новое время также имеет блестящие достижения.

2.Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.

3.Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.

4.Ты должен любить не только одного мастера. Их было много.

Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка. Представляй себе свою пьесу так, как если бы она была перед твоими глазами.

Список литературы:

  1. Амброс, А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество / Пер. с нем. А.Н. Серова. Коммент. Вл. Протопопова.- М.: Музыка,1988. – 62с.
  2. Галацкий В.С. Великий немецкий композитор Роберт Шуман /Ред. Е. Н. Конюхова. – М.: Знание, 1956.
  3. Грохотов С. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для Юношества» - М.: Издательский дом «Классика-21», 2006. – 240 с., ил.
  4. Егоров, П. Роберт Шуман: К 200-летию со дня рождения (1810-1856). – СПб. : Композитор Санкт-Петербург, 2010. – 24 с.
  5. Житомирский Д.В. Роберт и Клара Шуман в России / Ред. Е. Сазонова. – М. : Москва, 1962.
  6. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. Очерки из жизни и творчества. – М.: Московская государственная консерватория им. П.И Чайковского, Издательский дом Композитор, 2000. – 376 с.
  7. КрохмальМ.П. Роберт Шуман / Ред. А. Острецов. – М. : МУЗГИЗ 1937.
  8. Лосев О.В. Воспоминания о Роберте Шумане/ Ред. Н.О. Власова. – М. : Издательский дом Композитор, 2000.
  9. Попова Н.В. Симфонические этюды и «Карнавал» Шумана / Ред. Т. Соколова. – М. : Москва, 1957.
  10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в двух томах. Т. 1. / Ред. Д. Фришман. – М. : Музыка, 1975.
  11. Шуман Р. Письма. Т. 1. / Ред. В. Егорова. – М. : Музыка, 1970.
  12. Шуман Р. Письма. Т. 2./ Ред. В. Ерохин и И. Уварова. – М. : Музыка, 1982.
  13. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Ред. Т. Лебедева. – М. :Москва, 1956.
  14. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов / Ред. О. Соколова. – М.: Москва, 1959.

Цели урока:

Музыкальный материал урока:

Ø Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Жизненные правила для музыкантов»

Р.Шумана.

w Знать:

О творчестве композитора Р.Шумана;

Правила для музыкантов;

Музыкальное произведение Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре.

w Уметь:

Анализировать музыкальное произведение.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

· Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка - прислушайся, какие звуки они издают.

· Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.

· Ищи среди твоих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

· Прилежанием и настойчивостью ты всегда достигнешь более высокого.

· Ученью нет конца.

¾ Вдумчиво прочтите «Жизненные правила для музыкантов « Р. Шумана. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

Вокально-хоровая работа.

Ø Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).

Разучить песню, исполнять с движением.

IV. Итог урока.

Мы познакомились с жизненными правилами для музыкантов.

V. Домашнее задание.

Стр.76-77 р/т.

Исполнить песню с другом в форме канона.

Вспомнить и записать названия известных канонов.

Вспомнить, как называется повторение музыкального мотива в другом голосе.

Произвести записи в рабочей тетради.Выполнить задание в дневниках по музыке.

Четвёртая четверть

Урок 28

Тема: Струнные смычковые инструменты

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.



Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Н.А. Римский-Корсаков.

Ø А. Дворжак. Мелодия (слушание).

Ø Е. Дога.

Ø Скрипка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Струнные смычковые инструменты

Запись на доске:

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СКРИПКА*АЛЬТ*ВИОЛОНЧЕЛЬ*КОНТРАБАС

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса».

w Знать:

Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, что общего у этих инструментов и чем они отличаются между собой;

Виртуозная техникасложная техника;

Ансамбль – по-французски «вместе»

w Уметь:

Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

Анализировать музыкальное произведение (Почему Н.Римский-Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полета шмеля? Можно ли было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?

Как вы считаете, почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе? Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «вальсе» Е.Доги?).

Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты - группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:



1. Первые скрипки

2. Вторые скрипки

4. Виолончели

5. Контрабасы.

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Источник звука у всех инструментов - струны, звукоизвлечение производится смычком (arco ) или пальцами (pizzicato )

Скри́пка (итал. violino , фр. violon , нем. Violine или Geige ) - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d 1 ,a 1 ,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Альт (англ. и итал. viola , фр. alto , нем. Bratsche ) или альт скрипичный - смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько бо́льших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных - c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон - от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Виолонче́ль (итал. violoncello , сокр. cello , нем. Violoncello , фр. violoncelle , англ. cello ) - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Контраба́с (итал. contrabasso или basso , фр. contrebasse , нем. Kontrabass , англ. double bass ) - самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E 1 , A 1 , D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E 1 (ми контроктавы) до g 1 (соль первой октавы) и выше.

¾ Что общего у этих инструментов? Чем они между собой отличаются?

¾ Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).

¾ Почему Римский- Корсаков выбрал тембр для передачи полёта шмеля? Можно было бы исполнить этот фрагмент на контрабасе?

¾ А. Дворжак. Мелодия (слушание).

¾ Почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»? Как звучит виолончель в этой пьесе?

¾ Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).

¾ Какие чувства выражает звучание струнного ансамбля в «Вальсе» Е. Доги?

Вокально-хоровая работа.

Ø Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение). Разучить песню, исполнять в умеренном темпе, с воодушевлением.

IV. Итог урока.

Сегодня мы говорили о струнных смычковых инструментах, о красоте их звучания в музыкальных произведениях.

V. Домашнее задание.

Стр.78-79 р/т.

Сравнить мелодии песен «Музыкант» и «Скрипка». Что их объединяет и в чем их отличие?

Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.

Обвести цветным карандашом группу струнных инструментов. Написать названия этих инструментов.

Произвести записи в рабочей тетради.