Год написания:

1833

Время прочтения:

Описание произведения:

Интересно, что назван роман был издателями в 1841 году, когда состоялась его первая публикация, потому что сам Пушкин в рукописи вместо названия написал дату начала работы над романом "21 октября 1832 года".

Читайте краткое содержание романа Дубровский.

В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застаёт больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застаёт кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников - Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наёмного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.

Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский.

Каким же образом попал Дубровский в дом Троекурова под видом учителя? На почтовой станции встретил он едущего к Троекурову француза, дал ему 10 тысяч рублей, получив взамен бумаги учителя. С этими документами он приехал к Троекурову и поселился в доме, где все его полюбили и не подозревали, кто он такой на самом деле. Оказавшись в одной комнате с человеком, которого не без основания он мог считать своим врагом, Дубровский не удержался от искушения отомстить. Утром Спицын покидает дом Троекурова, ни словом не обмолвившись о ночном происшествии. Вскоре разъехались и остальные гости. Жизнь в Покровском течёт по-обыкновенному. Марья Кириловна чувствует любовь к Дефоржу и досадует на себя. Дефорж держится с ней почтительно, и это успокаивает ее гордость. Но однажды Дефорж украдкой передаёт ей записку, в которой просит о свидании. В назначенное время Маша приходит в условленное место, и Дефорж сообщает ей о том, что он вынужден скоро уехать, но перед этим должен сказать ей нечто важное. Неожиданно он открывает Маше, кто он такой на самом деле. Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца. Что это именно она спасла Кирилу Петровича, что дом, в котором живёт Марья Кириловна, - священ для него. Во время признаний Дубровского раздаётся негромкий свист. Дубровский просит Машу дать ему обещание, что в случае несчастья она прибегнет к его помощи, и исчезает. Вернувшись в дом, Маша застаёт там тревогу, и отец сообщает ей, что Дефорж, по словам приехавшего исправника, не кто иной, как Дубровский. Исчезновение учителя подтверждает справедливость этих слов.

На следующее лето в своё поместье Арбатове, расположенное в 30 верстах от Покровского, возвращается из чужих краёв князь Верейский. Он наносит визит Троекурову, и Маша поражает его своей красотой. Троекуров с дочерью наносят ответный визит. Верейский устраивает им замечательный приём.

Маша сидит в своей комнате и вышивает. В открытое окно протягивается рука и кладёт ей на пяльцы письмо, но в это время Машу зовут к отцу. Она прячет письмо и идёт. У отца застаёт она Верейского, и Кирила Петрович сообщает ей, что князь сватается к ней. Маша замирает от неожиданности и бледнеет, но отец не обращает внимания на ее слезы.

В своей комнате Маша с ужасом думает о браке с Верейским и считает, что лучше выйти за Дубровского. Внезапно вспоминает она о письме и находит в нем только одну фразу: «Вечером в 10 часов на прежнем месте».

Во время ночного свидания Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Маша надеется тронуть сердце отца мольбами и просьбами. Но если он окажется неумолим и принудит ее к замужеству, она предлагает Дубровскому явиться за ней и обещает стать его женой. На прощание Дубровский даёт Маше кольцо и говорит, что, если случится беда, ей достаточно будет опустить кольцо в дупло указанного дерева, тогда он будет знать, что ему делать.

Готовится свадьба, и Маша решает действовать. Она пишет письмо Верейскому, умоляя его отказаться от ее руки. Но это даёт обратный результат. Узнав о письме Маши, Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день. Маша со слезами просит его не выдавать ее за Верейского, но Кирила Петрович неумолим, и тогда Маша заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Заперев Машу, Кирила Петрович удаляется, приказав не выпускать ее из комнаты.

На помощь Марье Кириловне приходит Саша. Маша поручает ему отнести кольцо в дупло. Саша исполняет ее поручение, но видящий это какой-то оборванный мальчишка пытается завладеть кольцом. Между мальчиками завязывается драка, на помощь Саше приходит садовник, и мальчишку ведут на барский двор. Внезапно они встречают Кирилу Петровича, и Саша под угрозами рассказывает ему о поручении, которое дала ему сестра. Кирила Петрович догадывается о сношениях Маши с Дубровским. Он велит запереть пойманного мальчика и посылает за исправником. Исправник и Троекуров о чем-то договариваются и отпускают мальчишку. Тот бежит в Кистеневку, а оттуда тайком пробирается в кистеневскую рощу.

В доме Троекурова идут приготовления к свадьбе. Машу везут в церковь, где ее ожидает жених. Начинается венчание. Надежды Маши нa появление Дубровского испаряются. Молодые едут в Арбатово, как вдруг на просёлочной дороге карету окружают вооружённые люди, и человек в полумаске отворяет дверцы. Он говорит Маше, что она свободна. Услышав, что это Дубровский, князь стреляет и ранит его. Князя хватают и намереваются убить, но Дубровский не велит трогать его. Дубровский вновь говорит Маше, что она свободна, но Маша отвечает, что уже поздно. Из-за боли и волнения Дубровский теряет сознание, и сообщники увозят его.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки, за небольшим валом - несколько шалашей. Из одного шалаша выходит старуха и просит караульщика, поющего разбойничью песню, замолчать, потому что барин почивает. В шалаше лежит Дубровский. Внезапно в лагере возникает тревога. Разбойники под командой Дубровского занимают определённые каждому места. Прибежавшие караульщики сообщают, что в лесу солдаты. Завязывается сражение, в котором победа оказывается на стороне разбойников. Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.

Вы прочитали краткое содержание романа Дубровский. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

В 1830-х годах возникает новая ветвь в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтизма он делает шаг в сторону реализма, описывает действительность окружающую его. Пушкин затрагивает наиболее острые проблемы современного ему общества, посвящает им один из своих самых известнейших романов «Дубровский».

Основано на реальных событиях

Идея произведения появилась, когда друг Пушкина поведал ему историю о простом дворянине белорусского происхождения, Островском, владевшим маленьким селом в Минской губернии. К несчастью, при пожаре его документы были охвачены пламенем огня. Состоятельный сосед юного дворянина воспользовавшись положением бедного дворянина, отнял у оного родной дом. Весть об этом событии дошла до простых крестьян, и те возмутившись, отказались повиноваться своему новому покровителю, устроили забастовку и стали разбойниками. Поговаривали молодой Островский после этого инцидента, сперва работал учителем, а позже встал на путь разбойничества. За разбой Островский был отдан под стражу, но смог увильнуть и благополучно уйти в подполье. Как развивались события дальше - неизвестно.

Вдохновившись этой историей, поэт принялся незамедлительно писать произведение о добром разбойнике, изначально назвав своего персонажа именем реального прообраза.

История создания

1832-й - год начала работы над произведением. События разворачиваются в Тамбовской губернии Козловского уезда. В данном месте как-то произошла история, оказавшая влияние на роман: полковник Крюков выиграет дело о принадлежности имения у бедного дворянина Мартынова. Данные инциденты не были новы. Небогатые помещики, по всей России бывали обобраны более состоятельными дворянами. Александр Пушкин детально описал данное явление, всю громадную несправедливость суда, возмущающую его. Не обошел стороной беспредел и помещика Дубровского. Данная фамилия показалась писателю звучной, и её он присвоил своему главному герою.

Год понадобился Александру Сергеевичу для создания романа.

Печать произведения

Александр Пушкин, к сожалению не окончил свое произведение о разбойнике Дубровском. Одолевали сомнения писателя насчет названия романа (в черновиках на месте заглавия лишь дата - 21 октября 1821 года). В 41 году впервые было напечатано великое произведение поэта, произошло это уже после его трагической гибели.

Немого погодя, в черновиках Александра Сергеевича Пушкина, была найдена завязка произведения. Так, по замыслу писателя пожилой князь умирает, а главный герой благополучно возвращается в Россию, скрывается, и снова бросается в бега из-за обнаружения. Если бы не оборвалась жизнь великого Александра Сергеевича, вполне вероятно, что финал произведения был бы счастливым.

Вариант 2

Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений. В итоге Дубровский из дворянина превратился в нищего, его сын стал грабить богачей на дорогах, вместе с принадлежащими ему крестьянами.

Многие критики и биографы, которые производили изучение творчества Пушкина, уверены, что прототипом Дубровского стал Павел Островский. Именно с ним произошла точно такая история, он стал нищим, а потом и пошел против закона, из-за ссоры с богатым соседом.

Эту историю автору произведения рассказал друг Павел. В архивах были найдены данные на основе, которых все документы на имение у Островского сгорели, та же история описана и в романее Пушкина. Дубровский не смог доказать свое право на владение поместьем, так как все документы были уничтожены огнем.

Островскому было 22, а Дубровскому 23 года, почти одинаковый возраст с разницей в один год. Только название имений и адреса, фамилии героев изменены. Кроме этого Островский стал участвовать в делах, которые противоречили тогдашнему правительству, его, назвали мятежником и подали в розыск.

Но в связи с тем, что герой хорошо был информирован о том, что его ищут, и имел, много поддерживающих его деятельность друзей, Островский не был пойман. Те же события видим в романе, Дубровский исчезает, найти его не могут, он так же является мятежником и его необходимо срочно задержать.

Видимо по причине того что события происходили в недавнем времени и полиция еще искала преступника, автор и изменил название романа, чтобы не навредить реальном персонажу.

Виновника же всех бед главного героя, богача Троекурова, точного героя из жизни современники сначала не нашли, но видя как его описывает, поет, многие понимают, что с таким дворянином был лично знаком автор произведения.

Просто ради того чтобы не указывать точного имени этого дворянина, влиятельного, жестокого и самовлюбленного Пушкин придумывает ему фамилию Троекуров.

После более детального изучения один знаток творчества Пушкина нашел специальную карточку, в которой написано, что Троекуров это рязанский помещик Измайлов. В одном из музеев есть специальная картотека, в ней записаны имена людей, которые упомянуты в творчестве великого поэта.

Этот Измайлов был еще и генералом, но очень жестоким, подарив одному из подчиненных тройку лошадей, затем ее отобрал, а этого человека заставил идти пешком и вести лошадей. Одного человека измазал дегтем и перьями, водил по улицам, другого прикрепил к лопастям ветряной мельницы.

И никто не мог ему противоречить, так как они были ниже по званию, боялись потерять свои привилегии. Измайлов очень любил собак, разводил их для охоты, так же в имении у него были и медведи.

Гостей катал в телеге, запряженной медведями, все ехали и боялись, еще одним из его развлечений было запускать гостя в комнату с сидящим на цепи медведем. Вот именно этот эпизод описан в романе Дубровский, молодой человек убил животное.

Но барин ничем его не наказал, он любил людей, которые умеют за себя постоять и не унижаются перед имеющими большую власть друзьями. Единственное, что было положительной чертой Измайлова, его уважение к людям, которые храбрые и не позволяли над собой издеваться.

Вот главные два героя произведения Дубровский и Троекуров, найдены их прототипы в реальной жизни.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Алексея Каренина в романе Анна Каренина Толстого

    В произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» можно столкнуться с огромных количеством различных героев, их характерами и образами. Но одним из основных и наиболее ярких персонажей является Алексей Каренин, муж главной героини романа Анны.

  • Сочинение Анализ повести Пушкина Барышня-крестьянка

Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

Появление замысла романа

Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

«Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

кто он на самом деле?

Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Почему не устаревает роман?

Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.

Писательский замысел произведения основывается на реально происходящих событиях того периода времени, случающихся на территории России повсеместно. При работе над романом писатель использовал несколько историй, услышанных им от товарищей, герои которых стали прототипами персонажей произведения.

В одной из них рассказывался случай, произошедший с белорусским дворянином Островским, лишившимся собственного имения, отданное в руки богатого соседа. Совместно со своими крепостными крестьянами, нежелающими признавать нового хозяина, обнищавший Островский поселяется в лесной глухомани и занимается нападением на проезжающих путников, желая отомстить за жестокую несправедливость, за что впоследствии оказывается в тюремном заключении.

Кроме того, до сведения писателя доходят материалы судебного разбирательства, связанного со спором двух дворян, Ивана Яковлевича Муратова и Семена Петровича Крюкова относительно права собственности на имение Новоспасское. Усадьба вместе с несколькими сотнями крепостных душ продается более семидесяти лет назад отцу Муратова папашей Крюкова, однако документы по продаже имения в виде купчей крепости в результате пожара оказывается сожженными, а архивные копии, хранящиеся в уездном суде, чиновники не желают запросить. Судебный процесс длится шесть лет и решение выносится в пользу Семена Петровича Крюкова, являющегося более влиятельным господином в отличие от Муратова. Помимо этого, Крюков настаивает на возврате доходов Муратова, полученных им в течение прошедших лет, считая из незаконно полученными. Однако суд отказывается в удовлетворении денежных требований наглого дворянина, сочтя отобранное им у Муратова имение более чем достаточным. Выписка из несправедливого судебного решения попадает в руки писателя, который впоследствии вставляет ее в текст рукописи романа после литературной обработки.

Таким образом, в образах Дубровского и Троекурова писатель использовал жизненные перипетии реально существующих людей, судьбы которых произвели неизгладимое впечатление на писателя, решившего изложить несправедливые истории благородных разбойников на бумаге, максимально используя мельчайшие детали реальности.

Структура романа задумывалась писателем в трех частях, две из которых пишутся автором за один год, однако последняя часть так и не была начата, а издание произведения, оставшегося без авторского названия, происходит лишь через четыре года после смерти поэта. Первая публикация романа подверглась жесточайшей цензуре, в результате которой часть произведения пришлось вырезать.

Сюжетная композиция романа выстраивается вокруг описания исключительной, сильной, дерзкой личности, способной за восстановление попранного права на справедливое отмщение.

Будучи приверженцем к тем слоям общества, которые ратуют за права человека на свободомыслие, писатель применяет в качестве основы для произведения описание классовой непримиримой вражды общественных слоев населения, ярко выраженной в драматических, контрастных эпизодах романа, а также иллюстрируется душевными метаниями как основных героев, так и второстепенных персонажей произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Анализ рассказа Чехова После театра

    Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека

  • Анализ главы Максим Максимыч из романа Герой нашего времени для 9 класса

    Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

  • Сочинение Иван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Иван Петрович Берестов является героем повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Барышня-крестьянка». Из рассказа автора мы узнаем, что он является помещиком в Тугилове и родным отцом Алексея

  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)

    Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.