Александр Николаевич Островский создал целый мир российского купечества и чиновничества. Довольно долго казалось, что мир драматурга безвозвратно ушел в прошлое. Но судьба России в ХХ веке показала, что его обладают удивительной жизненной силой. Характеры, созданные мастером, оказались настолько типичны, как типичны и ситуации, в которых они действуют. Например, брежневское время сделало актуальным вопрос, как в этой реальности существовать интеллигенту, и тогда по-новому зазвучали пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и » Доходное место». Сегодняшняя Россия, в которой определенный тип людей представлен «новыми русскими», заставляет вспомнить купцов-самодуров из его пьес, персонажей зарождающейся буржуазии периода первичного накопления капитала.

Герои произведений Островского

Итак, герои пьес драматурга — купечество и чиновники. Островский создает определенный тип купца-самодура, человека, который считает, что, имея деньги, он все может купить. От этого человека, как правило, страдают близкие люди.

Таковы, например, Кабаниха и Дикой в драме «Гроза», они чувствуют зависимость других людей и пользуются ею, они не терпят противостояния, но могут уступить силе (Дикой в столкновении с военным). Более цивилизованны Кнуров, Возжеватов из «Бесприданницы», но и для них главное — деньги, нажива. Они искренне считают, что могут купить все. Недаром Кнуров предлагает Ларисе не любовь, а содержание, которое заставит людей забыть о нравственности.

«Темным царством»

— назвал мир самодуров-купцов.

Типичность образов, индивидуальность характеров

Однако следует сказать, что, создавая тип самодура, Островский в каждом конкретном случае создает индивидуальный характер. Так Кабаниху и Дикого объединяет многое, но Савел Прокопьевич — ругатель, от него достается всем и родным и служащим, он знает это за собой и говорит, что просто иногда не может удержаться. Кабаниха же названа Кулигиным ханжой

(«нищих оделяет, а домашних совсем заела»),

она внешне благочестива, в ее речи много старинных слов, но ее поведение противоречит тому, какой она бы хотела казаться.

Индивидуальность характеров проявляется и тогда, когда в пьесе появляются характеры- двойники. Так похожи Тихон и Борис: оба не могут противостоять силе самодурства, оба любят Катерину, оба не могут защитить ее, но Борис более цивилизован, он умеет говорить о любви так, как не умеет Тихон. А Тихон в конце пьесы восстает против тиранства матери, обвиняя ее в смерти Катерины

(«Это вы ее убили, маменька!»),

Борис же предлагает Катерине смириться.

Авторское отношение Островского

Александр Николаевич в разные времена по-разному относился к изображаемым характерам: ему нравилась независимость этих людей, удаль жизни и размах предприятий, но постепенно драматург осознает, что погоня за наживой вытесняет в человеке человеческое. По-разному проявляется и авторская оценка в разные периоды творчества драматурга. Героини «Грозы» и «Бесприданницы» во многом похожи. Симпатии автора и зрителя на стороне героинь. Но и Лариса живут в разной России, поэтому верный видению мира Островский показывает, как различаются финалы этих пьес. После смерти Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон бросает матери обвинение в смерти жены. Убийство Ларисы не вызывает подобного отклика: поет цыганский хор. Автор как бы утверждает, что настало время коммерческих сделок, эпоха негоциантов, холодных, ищущих свою выгоду.

Сюжеты и композиционные решения

Островского строится на замедленной экспозиции, создании ситуаций, в которых изначально заложена конфликтность.

Так, основан на противостоянии патриархального, домостроевского уклада и веяний нового.

Персонажи делятся на два лагеря:

  • самодуры (Кабаниха, Дикой)
  • и несогласные — (Тихон, Борис),
  • приспособившиеся (Варвара, Кудряш)
  • и бунтующие (Катерина).

Конфликт обостряется признанием Катерины в связи с Борисом. Завершается самоубийством Катерины, которое представляется не смертным грехом (на фоне религиозности героини), а протестом против лжи «темного царства», победой над ним, так как пьеса утверждает близость конца царства Кабанихи и Дикого.

Во всех пьесах Островского велика роль второстепенных и внесценических персонажей, которые вносят дополнительные акценты в развитие действия.

Образ Феклуши, например, является гротескным обоснованием абсурда жизни власть предержащих в городе Калинове. Ее рассказы об огненных чудовищах становятся единственным, что связывает «темное царство» с остальным миром. Судьба сестры Бориса во многом определяет и объясняет его поведение и его отношения с Диким.

Художественные средства драматурга

Для создания сценического образа Островский использует монологи персонажей, которые позволяют не только узнать о прошлом героев, но и узнать о том главном, что волнует их (монологи Катерины).

Каждый из героев говорит своим языком:

  • поэтический язык Катерины противопоставлен купеческому языку Кабанихи,
  • городской язык Бориса языку Тихона,
  • в речи Кулигина много научных слов.

В речи героев много пословиц и поговорок, да и для названия самих пьес автор выбирает пословицы.

Мир этого драматурга — это мир Замоскворечья, мир, ушедший в прошлое.

Пьесы Островского являются прекрасным учебником русского быта второй половины ХIХ века. Но мир Александра Николаевича настолько реален, что в нем можно увидеть настоящее.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

«Средняя образовательная школа № 14»

Характеристика героев пьес

А.Н. Островского с позиции народной нравственности

МОУ СОШ № 14 г. Нягань

Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна

Нягань2011

Введение………………………………………………………………………………3

Краткое содержание в тезисах и выводах……………………………………….4

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности …………………………………………………………………….6

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры………………………………………………………………..9

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»…………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список изученной литературы……………………………………………………12

Россия

Тюменская область

Г. Нягань

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14»

Научная статья

Введение

Актуальность данной исследовательской работы определяется тем, чтобы привлечь внимание читателя к драматургии А.Н.Островского как драматургу, чьё творчество является творчеством «пословичной мудрости».

Проблема в том, что увлечённые процессом вовлечения в мировую культуру, мы мало знакомы с культурой своего народа.

Чтобы понять это, объектом данного исследования стали публикации о творчестве А.Н.Островского и его драмы.

Предметом изучения стали произведения А.Н. Островского и статьи о нём, которые дают представление о драматурге как обличителе порока в свете народной мудрости.

Цель – узнать, какие нравственные и гуманные ценности утверждал А.Н. Островский и понять, насколько они важны для современной молодёжи.

Задачи:

а) изучить по возможности подробно творчество с позиции народной мудрости;

б) найти то, что может заинтересовать современного юного читателя;

в) предоставить вниманию учащихся своей школы исследование избранных произведений драматурга.

В качестве метода исследования принят герменевтический подход к изучаемым текстам, т. е. осмысление и индивидуальная трактовка с позиции личного опыта.

Новизна состоит в попытке через данную исследовательскую работу привлечь внимание к нравственным проблемам современного общества.

Практическая значимость в попытке внести материалы исследований в школьный учебный процесс.

Гипотеза: юные читатели смогут оценить предоставленные им произведения А.Н.Островского и выразят желание обратить внимание на другие произведения автора.

Краткое содержание в тезисах и выводах

«Каков строитель, такова и обитель».

Фигура Большова трагична: «все мошенники».

«Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел».

Народная мудрость гласит:

1.Худые дела не доведут до добра.

2.Грехи любезны доводят до бездны.

3.Без причины нет кручины.

4.«Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология

Большов не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны .

И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его.

СВОИ:

Подхалюзин

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

1.Не всё золото, что блестит.

2.Красна ягодка, да на вкус горька.

3.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные:

«Видно, не бывать-с по вашему желанию»

Липочка — дочь Большова

«

Не «безвредная дурочка», а барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

1. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

2.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

3. Неразумная опека хуже безнадзорности.

Эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

«Не доставляют пользы сокровища неправедные»,

«Воздаяние человеку – по делам рук его»,

«Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — это библейские истины.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Жестокость познаётся там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане.

Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

«

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, она в первую очередь и несёт ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил.

Отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, Катерина впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусстванаполняют Божью землю расплясавшимися харями ».

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков .

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, потерявших силу и уверенность Дикого и Кабанихи.

Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом.

Не в состоянии он создать и полноценную семью.

В Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо»

Героем новой эпохи становится Хлынов, более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы.

Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка.

«Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум».

Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей.

Только вот желания истратить деньги с пользою для народа у Хлынова нет.

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности

Лучший критик Островского – Н.А. Добролюбов в статьях «Тёмное царство», «Луч света в тёмном царстве» оставил замечательную характеристику его пьес первого периода деятельности: от драматического первенца – комедии «Свои люди – сочтёмся!» и до «Грозы». Суждения и оценки Добролюбова, относившиеся к ранним пьесам Островского, зачастую просто переносили на последующие его сочинения.

Я же хочу рассмотреть великие творения драматурга с позиции народной культуры, ведь написанные им в разные годы пьесы, при видимой их «неизменности», отмечались «пословичной мудростью», нравственным самостоянием и должны пониматься так, как хотел бы того автор, т. е. в « добросовестном обличении порока…» .

Напомним её суть. Купец первой гильдии Самсон Силыч Большов надумал объявить себя банкротом, или, иначе говоря, несостоятельным должником, хотя таковым не являлся.

Будучи неплохим человеком, Большов не чувствует никаких угрызений совести, потому что живёт в обществе с ложной нравственностью, где, по его мнению, «все мошенники». Хочется тут же вспомнить пословицу: «Храни себя от бед, пока ещё их нет», — гласит народная мудрость, то есть упреждай беду, то есть думай о последствиях заранее.

Самсон Силыч просто стремился, как он объясняет, урвать побольше для себя за счёт других: «Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел». Его вполне устраивают доводы стряпчего Рисположенского:

«Не вы первый, не вы последний; нешто другие-то не делают?»

«Как не делать, брат, и другие делают, — охотно подхватывает Большов

Характерно, что, хотя почти каждый из этих банкротов должен и самому Большову, но Самсон Силыч не очень сердится на то, что «этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет». «Сочтёмся как-нибудь», — примирительно роняет он.

Пока он скорее завидует им, чем возмущается, — ведь он сам собирается ту же «механику подсмолить», не осознавая, что «рубит сук, на котором сидит».

Самсон Силыч потерпит огромное нравственное поражение, когда Липочка и некогда мальчик на побегушках, а теперь Лазарь Елизарыч обманет «обманщика». И здесь самое время вспомнить народную мудрость:

    Худые дела не доведут до добра.

    Грехи любезны доводят до бездны.

    Без причины нет кручины.

    «Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология велит Большову думать, что, самой природой определено, что своим доверять можно, что они будут подчиняться его воле и пребывать в послушании.

Он не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны.

«Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня? (Молчит.) Любишь, что ли? Что ж ты молчишь? (Молчание.) Поил, кормил, в люди вывел, кажется».

Молчание Лазаря многое объясняет. Ему неведомо, что значит любить, хотя в ответ и произнесёт он слова, которые будут милы сердцу Самсона Силыча: «Мне, Самсон Силыч, окромя вашего спокойствия, ничего – с. Как жимши у вас с малолетства и видемши все ваши благодеяния; можно сказать, мальчишкой взят-с лавки подметать, следовательно, должен я чувствовать». Но вряд ли понял смысл слов Подхалюзина Самсон Силыч Большов.

«Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая тут совесть!» — это слова того же Подхалюзина Лазаря Елизарыча, в преданности которого Самсон Силыч не сомневается, хотя должен бы понимать: «Каков строитель, такова и обитель».

Какой была жизнь Подхалюзина, когда он был мальчишкой можно понять из слов Тишки, которого, как когда-то Подхалюзина взяли лавки подметать: «всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская!»

Готовый обмануть всех кругом, Большов проявляет доверчивость к Подхалюзину, и тот использует слабость хозяина – «чтобы ему не перечили ни в чём». Он стелется перед ним, поддакивает, угодничает, заискивает, льстит. О таких подхалюзиных народ сложил немало пословиц:

1.На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

2.Не всё золото, что блестит.

3.Красна ягодка, да на вкус горька.

4.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные.

«Видно, не бывать-с по вашему желанию», — лицемерно разогревает Большова Подхалюзин. И Самсон Силыч, мгновенно разъярившись, силой отдаёт Липочку за своего приказчика, услаждая себя сознанием своей власти: «Моё детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю».

Большов отказывает своему будущему зятю дом и лавки и попадает в расставленную ему западню, хотя мог бы вспомнить пораньше: «сколько раз замечал», что тот на руку нечист. «Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город», — тщетно призывает к совести Подхалюзина Большов.

Фигура Большова трагична. И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его, когда в последнем акте пьесы является он из «ямы», опозоренный и несчастный., потому что возмездие Большову несёт ещё больший плут и негодяй, для которого нет ни «СВОИХ», ни «ЧУЖИХ», а только личный интерес.

Если Большов – самодур патриархального склада, то Подхалюзин с Липочкой представляют отвратительную разновидность «мещанского» самодурства.

Отвратителен образ дочери Самсона Силыча Липочки. Не удивительно, что она столь безжалостна к отцу. Поначалу дочь Самсона Силыча может кому-то показаться «безвредной дурочкой». Но это не так. Липочка — барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

Вспомним её жуткий разговор с матерью, когда Большов униженно просит Подхалюзина так необходимые ему деньги.

«Аграфена Кондратьевна Подхалюзину . Варвар ты, варвар! Разбойник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник!

Олимпиада Самсоновна встаёт на сторону Подхалюзина. Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклясть в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то бог не дал.

Аграфена Кондратьевна. Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя бог в наказание послал».

Мы видим прозрение купца Большова, когда он произносит слова: «Сама себя раба бьёт, коли не чисто жнёт!»

Липочка, родная дочь, самый близкий, «свой человек», оказывается самой чужой отцу.

Такой беды могло не быть, если бы родители придерживались народной мудрости:

1. Неразумная опека хуже безнадзорности.

2. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

3.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

Итак, эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

1.Сердце родителей в детях, сердце детей в камне.

2.У каждого плода свои семена.

Но торжество Подхалюзина не вечно. Ведь, обманывая всех вокруг, легко самому стать жертвой нового обмана, потому что уже недоброй завистью горят глаза выглядывающего из-за плеча Подхалюзина и жадно считающего свои медяки Тишки.

Думаю, Островский ещё раз хотел нам напомнить, что истина проста. «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай», то есть не зарься на чужое добро, а довольствуйся тем, что сам заработаешь. Об этом же и пословица: «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели». Воровство не приносит вору прибыли – дурно приобретённое непрочно. Неправедно нажитое впрок не идёт. Воровское стяжание впрок не пойдёт.

«Не доставляют пользы сокровища неправедные», «Воздаяние человеку – по делам рук его», «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — эти библейские истины были хорошо знакомы Островскому.

Народ наш всегда придерживался истины:: «Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи». Поговорка настаивает на том, чтобы долги уплачивались возможно скорее. Лучше отказаться от ржи и питаться репою, чем пользоваться чужим добром. И уж, конечно, не мог не знать этого Самсон Силыч. Поддавшись же ложным нравственным понятиям, он оказался у «разбитого корыта». Во лжи живущий и не думающий, чем может

обернуться такая жизнь, он не сумел воспитать дочь по совести, что и породило жестокость в её сердце.

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры

Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — из хорошо знакомой нам пьесы «Гроза», в которой драматург наглядно показал, что жестокость познаёт там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане. Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

Образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский предупреждает нас о неминуемой грозе, что непременно произойдёт, если жестокосердие не уступит место милосердию.

Думаю, что Островский хотел обратить своих читателей прежде всего к библейскому писанию: «Не имеющий любви – не от Господа. Имей всё, что хочешь, но если только ты не будешь иметь любви, ничто тебе не поможет. Если ты даже не будешь иметь ничего иного, имей любовь, и ты исполнишь закон. Следовательно, раз навсегда тебе предписывается краткое правило: возлюби и делай, что хочешь (Св. Августин Блаженный).

Умеющий любить не совершит безнравственного поступка, потому что любовь к ближнему не позволит ему этого совершить.

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь. «Или не учи, или учи своим образом жизни. Не привлекай одной рукою (т.е. словами), а другою же (т.е. делами) не отталкивай от себя. Делая то, что должно, ты менее будешь нуждаться в речи», — учит нас Григорий Палама.

Лишённая человеческого участия, сочувствия, любви Катерина воспринимает даже жалость Варвары как любовь.

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась для неё смертью, т.о есть тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Не смерть желанна, а жизнь невыносима в семье, где законы Божии подменяются диктатом родителей, не считающихся с достоинством детей.

Жизнь лишь бы жить – нехорошо, это недостойно человека. Жить – это значит быть самой собой. Не быть собой – это значит не жить.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза» предстают в освещении, лишённом какого бы то ни было авторского сочувствия.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, они в первую очередь и несут ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил. Это они провоцируют трагедию Катерины, ибо, отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, она впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Мудрый Островский раскрывает в «Грозе» глубинные истоки великой религиозной трагедии русского народа, разыгравшейся в начале 20 века, когда он в «прельщении» своём увидел «святость» там, где не было.

В этом качестве «Гроза» Островского имеет пророческий смысл, который не был понят ни современниками, ни потомками национального драматурга.

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями».

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»

По мнению литературоведа В Лакшина, в пьесе «Горячее сердце», где действие происходит в знакомом нам городе Калинове, особенно наглядна перекличка с «Грозой»: место Дикого занимает здесь Курослепов, Катерины – Параша, Бориса – Вася и т. п.

В основе пьесы – своего рода уездный детектив, загадочная кража денег, расследование которой оборачивается разоблачением скандальной любовной интрижки хозяйки дома.

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом. Не в состоянии он создать и полноценную семью .

А в Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо».

Жена же Курослепова Матрёна вступает в греховную связь с приказчиком и ворует для него деньги.

«Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения» (Даниил Заточник).

Расслабленный вином и бездействием, дошедший до умопомрачения, Курослепов большую часть времени проводит в состоянии среднем между сонной одурью и белой горячкой. Его дочь Параша самовольно уходит из дому.

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, и потерявших силу и уверенность Дикого Кабанихи.

Теперь героем новой эпохи становится Хлынов. Более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы , Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка. Он возит с собой как декоративное украшение барина с усами, богатого на выдумку Аристарха, суля ему «капитал» И очень плохо, что Аристарх в «Горячем сердце», в котором литературовед Лакшин видит Кулигина из «Грозы», талантливого учёного-самоучку, острого наблюдателя обывательского быта, проделал печальную эволюцию и оказался теперь на службе у Хлынова. Его талант, его выдумка, которая раньше шла на изобретение громоотвода и «вечного двигателя», тратятся нынче на невероятные потехи загулявшего барина, в шуты попадает купчик Вася, что напоминает нам безвольного Бориса из «Грозы».

С градоначальником у Хлынова налажены самые тёплые отношения, поскольку за всякое своё безобразие он готов платить штраф по сто рублей серебром. Да что там говорить, если с самой губернаторшей Хлынов чай и кофей пьёт – « довольно равнодушно». Хлынов не знает, в чём найти спасение от скуки, когда всё перепробовано, он «безобразничает» , пускаясь в самые нелепые затеи.

Суть этого этого персонажа верно выражает пословица: «Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум». Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей. Только вот желания истратить деньги с пользою для большинства тех, у кого они есть, мы не видим. И в этом можно увидеть недоброе, что может обернуться катастрофой, что в будущем и произошло.

Заключение

Конечно, кому-то «добропорядочный морализм» Островского покажется в чём-то отжившим, старомодным. В самом деле, само действие пьес драматурга раскрывается в пределах резко полярных и несколько отвлечённых противоположностей: богатства – бедности, счастья – несчастья, лицемерия – прямоты, жадности – бескорыстия и т. п. Но в прямоте и безусловности моральных аксиом у Островского есть своя сила: стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве и справедливости, которые всегда живут в народе и противостоят болезненной изощрённости и искушённой лжи.

«Пьесами жизни» называл пьесы Островского Добролюбов.

Возможно, сегодня мы станем свидетелями нового прочтения, нового истолкования творчества Островского и новой жизни его пьес, которые дадут нам образное представление о народной мудрости.

Как известно, когда человек поступил плохо, ему говорят: «Ты человек или нет?» или «Будь человеком!»

Наш народ всегда видел в нравственности залог безопасности граждан и понимал, что безнравственность приводит к разрозненности и слабости; объединение же в нравственности даёт силу.

Вместе мы – громадная сила, а порознь – ничто.

При отсутствии единодушия даже знаменитейшие герои не могли предохранить себя от поражений. «В согласном стаде и волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен»,- именно к дружбе, согласию, объединению сил призывает нас народная мудрость. Как известно, силён лишь тот народ, который способен создать прочную семью, где каждый друг друга поддержит и поможет в трудных обстоятельствах, в том числе поможет справиться и с соблазнами, которых немало в обществе. На мой взгляд, пьесы А. Н. Островского – благодатный материал, который укрепит в нашем сознании народную мудрость и предохранит нас от бездуховности.

Список изученной литературы

1.Холодов Е. А.Н.Островский. – Ярославль, 1968г.

2.Журавлёва А.И. Театр А.Н. Островского. – М. Изд-во «Просвещение». 1986г.

3. Влащенко В.И. «Гроза» Островского X классе. – Литература в школе №3, 1995г.

4.Лебедев Ю.В. У истоков «русской трагедии». — Литература в школе №3, 1995г.

5. Островский А.Н. Свои люди – сочтёмся.

6. Островский А.Н. Гроза.

7. Островский А.Н. Горячее сердце.

8. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. – Ростов на Дону, изд-во «Феникс», Москва, изд-во «Цитадель», 2005г.

9. Великие мысли великих людей. — Лениздат, 2007г.

Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Александр Николаевич Островский. Краткая биография

Александр Николаевич родился весной 31 марта (12 апреля) 1823 года. Он вырос на Малой Ордынке в Москве. Его отец был сыном священника, а звали его Николай Федорович. Получив семинаристское образование в Костроме, он пошел учиться в Московскую духовную академию. Но священником так и не стал, а начал практиковать стряпчим в судебных учреждениях. Со временем он дослужился до титулярного советника и получил дворянский титул.

Биография Островского (краткая) рассказывает, что мама Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство

Практически все свое детство Островский провел в Замоскворечье. У его отца была большая библиотека, мальчик рано приступил к изучению русской литературы и почувствовал тягу к писательству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

С 1835 по 1940 год Александр учился в Московской гимназии. Потом он поступил в Московский университет и стал учиться на юриста. Но ссора с преподавателем не дала ему закончить последний курс университета. И тогда отец устроил его на службу в суд. Первое жалованье он получил в размере 4 рублей, но потом оно выросло до 15 рублей.

Творчество

Дальше биография Островского (краткая) указывает, что известность и популярность Александру Островскому как драматургу принесла пьеса «Свои люди - сочтемся!», изданная в 1850 году. Эту пьесу одобрили И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Но московскому купечеству она пришлась не по нраву, и купцы пожаловались государю. Тогда по личному распоряжению Николая I ее автора уволили со службы и взяли под полицейский надзор, снятый только при Александре II. А в 1861 году пьеса опять увидела театральные подмостки.

В опальный период Островского первая поставленная пьеса в Петербурге называлась «Не в свои сани не садись». Биография Островского (краткая) включает информацию о том, что на протяжении 30 лет его пьесы ставились в Петербургском Александринском и Московском малом театрах. В 1856 году Островский начинает работать в журнале «Современник».

Островский Александр Николаевич. Произведения

В 1859 году Островский при поддержке Г. А. Кушелева-Безбородко выпускает первый сборник сочинений в двух томах. В этот момент русский критик Добролюбов отметит, что Островский - точный изобразитель «темного царства».

В 1860 году, после «Грозы», Добролюбов назовет его «лучом света в темном царстве».

Действительно, умел пленять своим недюжинным талантом Александр Островский. «Гроза» стала одним из самых ярких произведений драматурга, с написанием которой связана и личная его драма. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Павловна Косицкая, с ней его долгое время связывали близкие отношения, хотя они оба были несвободными людьми. Она же первой исполнила эту роль. Островский образ Катерины сделал по-своему трагичным, так он отобразил в нем все страдания и мучения души русской женщины.

Колыбель талантов

В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии и стал избранным членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Позже, в 1865 году, он организовал Артистический кружок, который стал колыбелью многих талантов.

Островский принимал у себя в доме таких именитых гостей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и т. д.

В 1874 году писателем-драматургом было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого до самой смерти оставался Островский. Он также работал в комиссии, связанной с пересмотром законоположений театрального управления, приведшим к новым преобразованиям, благодаря которым положение артистов было значительно улучшено.

В 1881 году в Мариинском театре состоялся бенефис оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Биография Островского (краткая) свидетельствует, что в эти минуты Островский был несказанно доволен музыкальным оформлением великого композитора.

Последние годы

В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.

2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.

Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.

Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.

Заключение

Островский создал свою театральную школу с ее целостной концепцией театральной постановки. Главная составляющая его театра заключалась в том, что в нем не было экстремальных ситуаций, а изображались жизненные ситуации, уходящие в быт и психологию человека того времени, которые очень хорошо знал Александр Николаевич Островский. Краткая биография описывает, что в театре Островского было много идей, но для их претворения в жизнь нужны были новая сценическая эстетика и новые актеры. Все это уже потом доводили до ума К. С. Станиславский и М. А. Булгаков.

Драмы Островского послужили основой для экранизации кинофильмов и телесериалов. В их числе фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый в 1964 году по пьесе «За чем пойдешь, то и найдешь» режиссером К. Войновым, фильм «Жестокий романс», снятый в 1984 году по «Бесприданнице» режиссером Эльдаром Рязановым. В 2005 году Евгений Гинзбург снял фильм «Анна» по пьесе «Без вины виноватые».

Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.

островский драма бесприданница психологический

Заслуги Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром огромны. За почти сорок лет творческой деятельности А.Н. Островский создал богатейший репертуар: около пятидесяти оригинальных пьес, несколько пьес, написанных в соавторстве. Он занимался также переводами и переделками пьес других авторов. В свое время, приветствуя драматурга в связи с 35-летием его творческого пути, И.А. Гончаров писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского» Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. - М.: Искусство, 1986, с. 8..

Талант Островского, продолжавшего лучшие традиции классической отечественной драматургии, утверждавшего драматургию социальных характеров и нравов, глубокого и широкого обобщения, оказал определяющее влияние на все последующее развитие прогрессивной русской драматургии. В большей или меньшей степени у него учились и из него исходили и Л. Толстой, и Чехов. Именно с той линией русской психологической драматургии, которую так великолепно представлял Островский, связана и драматургия Горького. Драматургическому мастерству Островского учатся и долго будут учиться и современные авторы.

Справедливо будет отметить, что и до Островского прогрессивная русская драматургия обладала великолепными пьесами. Вспомним «Недоросля» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Бориса Годунова» Пушкина, «Ревизора» Гоголя и «Маскарад» Лермонтова. Каждая из этих пьес могла бы обогатить и украсить, о чем справедливо писал еще Белинский, литературу любой западноевропейской страны.

Но этих пьес было слишком мало. И не они определяли состояние театрального репертуара. Образно говоря, они возвышались над уровнем массовой драматургии как одинокие, редкие горы в бескрайней пустынной равнине. Подавляющую часть пьес, заполонивших тогдашнюю театральную сцену, составляли переводы пустых, легкомысленных водевилей и душещипательных мелодрам, сотканных из ужасов и преступлений. И водевили, и мелодрамы, страшно далекие от реальной жизни, тем более, от реальной российской действительности не были даже ее тенью.

Бурное развитие психологического реализма, которое мы наблюдаем во второй половине XIX века, проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому.

Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла - результатом такого эксперимента явился образ Катерины в «Грозе». Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме профессора и литератора СП. Шевырева. Следующая его пьеса «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») сделала его имя известным всей читающей России. С начала 50-х гг. он деятельно сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина «Москвитянин» и вскоре вместе с А.А. Григорьевым, Л.А. Меем и другими образует «молодую редакцию» «Москвитянина», пытавшуюся сделать журнал органом нового течения общественной мысли, близкого славянофильству и предварявшего почвенничество. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.

Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателями и зрителями, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией - борьбой влюбленных за свое счастье. На этой основе и был создан тип народной психологической комедии Островского Русская литература 19-20 веков/Сост. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2000, с. 202..

Важно понять, чем же предопределилось наличие именно психологической драмы в творчестве Александра Николаевича Островского. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что свои произведения он изначально создавал для театра, для сценического воплощения. Спектакль был для Островского наиболее полноценной формой публикации пьесы. Только при сценическом исполнении драматический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то психологическое воздействие, достижение которого автор ставил себе целью Котикова П.Б. Голос зрителя - современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. - 1998. - №3. - С. 18-22..

Кроме того, в эпоху Островского театральная публика была более демократичной, более «пестрой» по своему социальному и образовательному уровню, чем читатели. По справедливому мнению Островского, для восприятия художественной литературы нужен некоторый уровень образования и привычка к серьезному чтению. Зритель же может идти в театр просто для развлечения, и дело театра и драматурга, чтобы спектакль стал и удовольствием, и нравственным уроком. Другими словами, театральное действо должно оказать на зрителя максимальное психологическое воздействие.

Ориентация на сценическое бытие драмы обуславливает и особое внимание автора к психологическим характеристикам каждого героя: как главного, так и второстепенного персонажа.

Психологизм описания природы предопределял будущие декорации места действия.

А.Н. Островский значительную роль отводил заглавию каждого своего произведения, также ориентируясь на дальнейшую сценическую постановку, что в целом было не характерно для русской литературы эпохи реализма. Дело в том, что зритель воспринимает пьесу одномоментно, он не может, подобно читателю, остановиться и подумать, вернуться к началу. Поэтому он должен быть сразу психологически настроен автором на тот или иной тип зрелища, которое ему предстоит увидеть. Текст спектакля, как известно, начинается с афиши, то есть названия, определения жанра и перечня кратно охарактеризованных действующих лиц. Уже афиша, таким образом, говорила зрителю о содержании и о том, «чем кончиться», да нередко еще и об авторской позиции: кому сочувствует автор, как оценивает итог драматического действия. Традиционные жанры в этом смысле были наиболее определенными и ясными. Комедия - значит, для героев, которым сочувствует автор и зритель, все закончиться благополучно (смысл этого благополучия может быть, конечно, очень разным, иногда расходиться с общественным представлением) Журавлева А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене//Литература в школе. - 1998. - №5. - С. 12-16..

Но с усложнением жизни, изображаемой в пьесе, давать четкое жанровое определение становилось все труднее. И нередко отказываясь от названия «комедия», Островский называет жанр «сцены» или «картины». «Сцены» - такой жанр появился у Островского еще в молодости. Тогда он был связан с поэтикой «натуральной школы» и представлял собой нечто вроде драматизированного очерка, рисующего характерные типы в фабуле, являющейся отдельным эпизодом, картиной из жизни персонажей. В «сценах» и «картинах» 1860-1870-х годов мы видим иное. Здесь перед нами вполне развитая фабула, последовательное развертывание драматического действия, ведущего к развязке, вполне исчерпывающей драматический конфликт. Грань между «сценами» и комедией определить в этот период не всегда легко. Пожалуй, можно указать две причины отказа Островского от традиционного жанрового определения. В одних случаях драматургу кажется, что забавный случай, о котором идет речь в пьесе, недостаточно типичен и «масштабен» для глубокого обобщения и важных нравственных выводов - а именно так понимал суть комедии Островский (например, «Не все коту масленица»). В других же случаях в жизни героев было слишком много печального и тяжелого, хотя финал и оказывался благополучным («Пучина», «Поздняя любовь») Журавлева А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене//Литература в школе. - 1998. - №5. - С. 12-16..

В пьесах 1860-1870-х годов происходит постепенное накопление драматизма и формируется герой, необходимый для жанра драмы в узком смысле слова. Этот герой, прежде всего, должен обладать развитым личностным сознанием. Пока он внутренне, духовно не чувствует себя противостоящим среде, вообще себя от нее не отделяет, он может вызывать сочувствие, но еще не может стать героем драмы, для которой необходима активная, действенная борьба героя с обстоятельствами. Становление личного нравственного достоинства и внесословной ценности человека в сознании бедных тружеников, городской массы привлекает пристальный интерес Островского. Вызванный реформой подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои российского населения, дает материал и составляет почву для драмы. В художественном мире Островского, с его ярким комедийным даром, драматический по характеру конфликт нередко продолжает разрешаться в драматической структуре. «Правда - хорошо, а счастье лучше» как раз и оказывается комедией, буквально стоящей на пороге драмы: следующая «большая пьеса», о которой идет речь в цитированном выше письме, - «Бесприданница». Задумав первоначально «сцены», которым не придавал большого значения, Островский в ходе работы почувствовал важность характеров и конфликта. И думается, дело тут прежде всего в герое - Платоне Зыбкине.

Друг молодости Островского, замечательный поэт и критик А.А.Григорьев «одно из высоких вдохновений» Островского увидел в Чацком. Он же назвал Чацкого «единственным героическим лицом в нашей литературе» (1862). На первый взгляд, замечание критика может и удивить: очень уж разные миры изображали Грибоедов и Островский. Однако на более глубоком уровне открывается безусловная правота григорьевского суждения.

Грибоедов создал в русской драме тип «высокого героя», то есть героя, через прямое, лирически близкое автору слово, открывающего истину, оценивающего происходящие в пьесе события и влияющего на их ход. Это был личностный герой, обладавший независимостью и противостоявший обстоятельствам. В этом отношении открытие Грибоедова повлияло на весь дальнейший ход русской литературы XIX века и, конечно, на Островского.

Установка на широкого, непосредственного в своих восприятиях и впечатлениях зрителя определила ярко выраженное своеобразие драматургии Островского. Он был убежден в том, что народному зрителю в драмах и трагедиях нужен «глубокий вздох, на весь театр, нужны непритворные теплые слезы, горячие речи, которые лились бы прямо в душу».

В свете этих требований драматург писал пьесы большого идейно-эмоционального накала, комического или драматического, пьесы, «захватывающие душу, заставляющие забывать время и место». Создавая пьесы, Островский исходил главным образом из традиций народной драмы, из требований сильного драматизма и крупного комизма. «Русские авторы желают пробовать свои силы, - заявлял он, - перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры».

Известный театральный критик Ф.А. Кони, славящийся своей непредвзятостью и смелостью, сразу же оценил высокое качество произведений Островского. Одним из достоинств драматического произведения Кони считал простоту содержания, и эту простоту, возведенную до художественности, он увидел в комедиях островского в обрисовке лиц. Кони писал, в частности о пьесе «Москвитяне»: «Драматург заставил полюбить созданных им героев. заставил полюбить и Русакова, и Бородкина, и Дуню, несмотря на свойственную им внешнюю неуклюжесть, потому что сумел выявить их внутреннюю человеческую сторону, которая не могла не затронуть человечность зрителей» Кони А.Ф. На пьесу «Москвитяне»// Репертуар и пантеон русской сцены. - 1853. - №4. - С. 34//См. Котикова П.Б. Голос зрителя - современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. - 1998. - №3. - С. 18-22..

Также А.Ф. Кони отмечал тот факт, что до Островского «в русской комедии не допускаются даже контрасты (психологические): все лица на одну колодку - все без исключения негодяи и дураки» Кони А.Ф. Что есть русская народность?// Репертуар и пантеон русской сцены. - 1853. - №4. - С. 3//См. Котикова П.Б. Голос зрителя - современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. - 1998. - №3. - С. 18-22..

Мы можем, таким образом, говорить о том, что уже во времена Островского критики отмечали наличие в его драматических произведениях тонкого психологизма, способного влиять на восприятие зрителями героев пьес.

Следует обратить внимание на то, что в своих комедиях и драмах Островский не ограничивался ролью сатирического обличителя. Он ярко, сочувственно изображал жертвы социально-политического и семейно-бытового деспотизма, тружеников, правдолюбцев, просветителей, горячих сердцем протестантов против произвола и насилия. Эти его герои являлись в темном царстве самодержавия «светлыми лучами», возвещавшими неизбежную победу справедливости Лакшин В.Я. Театр Островского. - М.: Искусство, 1985, с. 28..

Карая грозным судом власть имущих, «утеснителей», самодуров, сочувствуя обездоленным, рисуя героев, достойных подражания, Островский превращал драматургию и театр в школу общественных нравов.

Драматург не только сделал положительными героями своих пьес людей труда и прогресса, носителей народной правды и мудрости, но и писал во имя народа и для народа. Островский изображал в своих пьесах прозу жизни, обычных людей в повседневных обстоятельствах. Но эту прозу жизни он возводил в рамку художественных типов огромнейшего обобщения.