Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Кто такие друиды?

Кто такие друиды?

Древние кельтские жрецы назывались друидами. Согласно легендам, они были хранителями не только тайных знаний, но и всех героических преданий, которые хранил их народ. Кроме того, друиды были и хорошими знахарями, способными вылечить многие заболевания. Для этого они собирали и сушили целебные травы, такие, как, например, омела. Друиды использовали её не только для лечения больных, но и для предсказания будущего. Правда, не всякая омела подходила для столь торжественных случаев – сначала подходящее растение долго и тщательно выбирали.

Древние жрецы кельтов друиды обладали огромной властью и имели большое влияние на других людей.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Друиды Друиды (лат. Droides, по-галльски druich, dravid) – так наз. жрецы у кельтических народов в древней Галлии и Британии. В Галлии, во времена Цезаря, они составляли замкнутое, но не наследственное сословие, которое, наравне с знатью, отличалось от остального народа тем, что было

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такие друиды? По правде говоря, о друидах нам известно совсем немного - они не оставили после себя никаких записей, так что когда умер последний из них, все их знания и учения навсегда ушли из этого мира. Множество обычных недоразумений, связанных с друидами, возникло

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Кто такие квакеры? В 1650 году в Англии судили человека по имени Георг Фокс за его религиозные убеждения. Он посмотрел на своих судей и сказал им: «Трепещите при слове «Господь»! Один из судей за это прозвал его «квакером», что означает «трясущийся». И с той поры Фокса и его

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Друиды - лесные мудрецы древности Философами и пророками, магами и целителями называли древние авторы друидов - могущественных обладателей тайного знания, на протяжении многих веков полновластно хозяйничавших в бескрайних лесах Европы. И это вполне справедливо, ведь

Из книги Популярный звездочет автора Шалашников Игорь

Кто такие НАСА Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) Печать НАСА Эмблема НАСА Девиз: «Во благо всех» (For the Benefit of All)Общая информацияДата создания – 29 июля 1958 года Национальное управление по воздухоплаванию и

Из книги Я познаю мир. Ботаника автора Касаткина Юлия Николаевна

Такие разные, такие похожие Растения, грибы, лишайники, бактерии, вирусы, простейшие – все они так сильно отличаются друг от друга, что на первый взгляд кажется – между ними нет ничего общего. Ну, по крайней мере, в одном эти организмы сходны – все они являются живыми

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Кто такие насекомоядные? Само название уже говорит о том, что на Земле существуют животные, которые в основном питаются насекомыми. В большинстве случаев эти животные совсем не похожи между собой, но ученые объединяют их по одному общему признаку и относят к группе

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Кто такие изюбры? Все животные, живущие на земном шаре, принадлежат к определенному семейству, группе или отряду. Изюбры относятся к большому семейству оленей, Своими ветвистыми рогами, строением тела они напоминают других своих близких родственников – северных оленей и

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Кто такие термиты? Многие считают термитов разновидностью муравьев, и они внешне немного напоминают этих насекомых. Их так и называют «белые муравьи» из-за белого цвета и из-за того, что они так же, как и муравьи, живут большими колониями. Но термиты не муравьи и совершенно

Из книги автора

Кто такие броненосцы? Само название «броненосец» вызывает в представлении образ сильного мощного животного. Но этого не скажешь, если посмотреть на броненосцев вблизи и понаблюдать за тем, как они живут. Свое название броненосцы получили по трем костным пластинам, одна

Из книги автора

Кто такие амфибии? Слово «амфибия» в переводе с греческого означает «живущие двойной жизнью». Другое название амфибий – земноводные. Так называются животные, которые живут и на суше, и в воде.Все земноводные, которых насчитывается 1040 видов, делятся на три группы: лягушки,

Из книги автора

Кто такие лемуры? Так называется целый отряд приматов, к числу которых относятся и обезьяны. Лемуров можно считать родственниками обезьян, хотя они по многим признакам отличаются от них.Лемуры – очень древние животные, когда-то они жили во многих местах земного шара, где

Из книги автора

Кто такие моллюски? Каждое живое существо представляет собой удивительное и уникальное явление. С одной стороны, все они похожи по устройству организмов, у них одинаковые внутренние органы. У всех есть пищеварительная и кровеносная система, у многих из них есть нервная

Из книги автора

ТАКИЕ ЖЕ Вопреки своему названию, ТАКИЕ ЖЕ, питерская бит-группа второй половины 60-х, никогда не стремилась походить на других, играла тяжелый и жесткий ритм-энд-блюз своих британских современников-модов, как и они, старалась зрелищно выглядеть на сцене и участвовала

В древности существовал особый род людей, которым приписывали различные паранормальные способности. Называли их друидами – людьми дуба. Именно данное растение считалось символом мудрости, божественности, знаний и силы. Друиды отличались особыми умственными способностями, знали принципы сотрудничества с духами леса, имели определенные магические таланты. Без них не принимали решений короли, к ним обращались за помощью больные и прокаженные, они нередко влияли на исходы войн.

Возникли друиды в европейских лесах. Их учением было уникальное сочетание философии, магии и религии. Магические системы, созданные данными мудрецами, были настолько уникальными и гармоничными, что по сей день над ними продолжают ломать голову.

Как появились первые друиды

В 400 году до нашей эры состоялась «Великая битва Деревьев». Именно так гласят кельтские легенды, в которых друиды описывались особенно часто и красочно. Вышесказанную дату принято считать годом рождения первых магов-друидов. Почему именно «люди дуба»? Дуб у кельтов имел особое значение, как говорилось ранее. Кроме кельтов, данной древесине приписывали магические способности язычники. Даже в современное время различные экстрасенсы и маги считают дуб своим покровителем, производят из него амулеты и талисманы.

Друиды не имеют ничего более священного, чем дуб и омела, которая растет на нем. Без листьев данных растений не изготавливается ни одно друидское снадобье. Друиды считают, что все произошло от дуба. Именно на его ветвях зародилась жизнь, так как это дерево было выбрано Богами.

Основной магией, которую практиковали друиды, была «зеленая магия»

Чаще всего друиды практиковали магию леса, так как именно из него они вышли. Зеленая магия примечательна тем, что позволяет человеку сотрудничать с природой максимально гармонично и продуктивно. Природа – это самое ценное, что мы имеем. Если научиться ее правильно использовать и беречь, то она отблагодарит нас.

Друиды считали, что верхняя часть древесины, которой служат ее ветви и листья, притягивает солнечную энергию, опуская ее по стволу к корням. В корнях она преобразовывается, становится доступной для земли и человека. Если использовать данную энергию правильно, то можно постоянно получать заряд жизненных и магических сил.

Друиды часто вершили судьбу королевств

Древние маги обладали глубочайшими познаниями во всех сферах деятельности человека. Именно поэтому правители различных королевств обращались к ним за советами, особенно если дело касалось политики. Друидов воспринимали как посредников между Богами и людьми. О них писали философы и поэты.

Диодор Сицилийский писал о друидах следующее:

Друиды невероятно мудры. Некоторые из них представляют собой верховную власть Кельтии. Ни одно дело государственной важности не проходит мимо них. К советам друидов прислушиваются и не смеют им перечить. Авторитетность этих жрецов сохраняется благодаря их магическому таланту.

Почему именно кельты так боготворили друидов?

Изначально друидов описывали как старых людей – отшельников, колдунов и мыслителей, которые обитали в густых лесах. Их основным предназначением являлась забота о духовных ценностях общих Кельтии. Кельтами, в свою очередь, называли группы самобытных племен. Они на протяжении нескольких веков управляли половиной всего известного в те времена мира. Характер кельтов отличался романтичностью, суеверностью, бесстрашностью и справедливостью.

Один из знаменитых историков Древнего Рима Полибий писал о данном народе следующее:

Кельты – люди необычайно сильные и выносливые. Одновременно с этим, они обладают прекрасной внешностью: высокие, голубоглазые, стройные. Они стремятся повышать и развивать культуру своих поселений, для чего сооружают в своих городах образовательные центры. Воины-кельты являются искусными всадниками, смелыми, храбрыми, добросовестными.

Кельтские племена создали уникальную культуру, которая базируется на знаниях древних друидов. Основным аспектом данной культуры принято считать веру в духовное бессмертие. Друиды часто говорили о том, что после смерти тела душа переселяется в иное тело. Они предполагали, что подобная вера укрепит характер воинов, заставит их не бояться смерти.

Друиды проводили разнотипные обряды, среди которых были весьма ожесточенные жертвоприношения. Также они практиковали врачевание, предсказывали будущее, устно передавали предания.

Каждый друид принадлежал отдельному ордену посвященных. Во главе подобных общин всегда был самый мудрый жрец, которого уважали и защищали. Верховным жрецам был противопоказан физический труд, который мог негативно сказаться на их здоровье. Возможно, именно поэтому среди друидов наблюдалось так много долгожителей, которые существовали веками. Верховные жрецы, по приданиям, проживали в пещерах и питались только тем, что растет в лесу. Другого имущества у них не было, да и они сами большего не желали. Отшельнический образ жизни позволял им сохранять важнейшую информацию и не отвлекаться на обычные людские роскоши.

Некоторые общины друидов создавали союзы «гетерии». Таким образом, они обменивались знаниями со своими «коллегами». Ни одно жертвоприношение не осуществлялось кельтами без присутствия друида, который следил за правильностью выполнения всех действий.

Нередко в качестве жертвы для жертвоприношения использовали человека, которым мог быть преступник либо предатель, а также враг. Жестокие жертвоприношения, по мнению друидов, помогали задобрить злых духов и Богов, которые, в свою очередь, переставали вредить людям.

Кроме всего вышесказанного, следует отметить, что без друида не происходили даже роды. Имя новорожденного определяли только после того, как его покажут друиду. Он, в свою очередь, предсказывал судьбу ребенка. Если малыша ожидали беды, то друид предотвращал их с помощью заговоров и иных магических ритуалов.

К помощи друидов прибегали тогда, когда необходимо было разрешить спор

Древние маги использовали три основных метода для того, чтобы разрешить любой спор: котел правды, дерево и касание жертвенника. Первым инструментом называли сосуд определенной формы, произведенный их золота либо серебра. Он, как принято было считать, отличает правду от вранья. В котел правды наливали кипящую воду, после чего опускали в нее руку подсудимого. Если на ней появлялись ожоги, то подсудимого считали виновным. Рука невинного человека, по мнению жрецов, должна была остаться невредимой. Также подсудимому предлагали поклясться на дереве либо жертвеннике. Клятва для всех кельтов была особым ритуалом, нарушать который ни в коем случае нельзя. По звукам, исходящим из ствола деревьев и жертовника, друиды определяли, правду говорит человек или нет.

В некоторых легендах описывается невероятная способность друидов распознавать недуг по дыму, исходящему из жилища больного. Друиды использовали в своей работе около 350 растений, среди которых были кустарники, травы, цветы и деревья.

Кто они - друиды? Откуда они пришли в нашу «цивилизацию» и почему за десять веков до нас покинули ее?

«Я посланник божественной мудрости, что прячется за сотнями покровов и живет среди суетных народов. Из века в век мы возрождаемся и облекаем древнюю истину в новые слова. Нас редко обожествляют, еще реже нас прославляют, но мы продолжаем исполнять свой долг. Все знания мира собраны в мудрости, свет которой мы несем. Я знаю, что рождался много раз... Я маг. Это тот, кто владеет мудростью, волей и силой. Объединив эти три силы, он повелевает стихиями. Но он может даже больше: он повелевает душами».

Все индоевропейские народы в начале своего развития имели похожую структуру - кастовую систему, включавшую три основных группы: жрецов, воинов и ремесленников (землепашцев). При этом изначально во главе народа стояли именно жрецы - самые мудрые и справедливые. История донесла до нас свидетельства об индийских брахманах, славянских волхвах, но, пожалуй, самыми известными сегодня являются друиды - жрецы кельтского народа. Считается, что той силой, которой обладали кельты (судя по историческим фактам и легендарным свидетельствам), они были обязаны друидам. Друиды были и жрецами, и учителями, и целителями, и поэтами, и музыкантами, и хранителями древних знаний. Ни одно событие в жизни кельтов не происходило без их участия. Мы знаем о них много, но даже то, что мы знаем, не отвечает на главный вопрос: в чем их тайна?

Немного этимологии

Плиний говорит о том, что drus, греческое слово, означающее «дуб», является этимологическим корнем слова «друид». В литературе часто можно встретить эту же связь, идущую от названий дуба в других языках: dervo- (галльское), daur (ирландское), derw (валлийское), derv (бретонское). По поводу происхождения слова «друид» есть и множество других мнений. Возможно, ближе других подошла к этой загадке Франсуаза Леру, которая в своей книге о друидах называет их dru-wid-es, «весьма ученые». Латинский глагол videre («видеть»), готский witan и германский witan («знать») показывают суть понятия «друид». Итак, друид это тот, кто знает.

Как говорит древняя мудрость, повторенная Френсисом Бэконом, знать - значит мочь.

Что же могли друиды?

Они могли одним своим присутствием или несколькими словами усмирить разъяренных вооруженных людей, готовых ринуться в битву.

Вот что об этом говорит Диодор Сицилийский, греческий историк I в. до н.э.: «Часто они выходят между войсками, выстроившимися в боевом порядке, грозящими мечами, ощетинившимися копьями, и умиряют их, как будто укрощая каких-то диких зверей».

Еще пример из ирландских сказаний: «Перед нами, на востоке, снаружи видел я другое войско. Спокойный почтенного возраста человек, седой до белизны, шел во главе него. Он облачен в ослепительные белые одежды с каймой из чистого серебра; на теле его прекрасный белейший хитон; под плащом видна светлая серебряная рукоять его меча, и он несет на плече бронзовый жезл. Его голоc нежен, как музыка; речь его сильная и ясная... Гнев всех мужей на свете, от восхода до заката, он смирил бы тремя добрыми словами...»

Считается, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Цицерон, например, писал, что галатский король-друид Дейотар понимал знаки, подаваемые птицами. В легендах часто говорится о чудесном даре друидов по знакам определять исход сражений и видеть будущее сквозь пелену времени.

Есть свидетельства (которые, конечно, могут быть вымыслом, но могут и не быть) о потрясающей власти друидов над стихиями: землей, водой, воздухом, огнем. В преданиях говорится о том, что друиды могли общаться с душами деревьев и сотрудничать с эльфами и гномами. Они могли остановить землетрясение и вызвать бурю.

...Тотчас же выступил Талиесин и сказал: «Ты не убьешь моего господина...» Вдруг в зал ворвался ужасный смерч. Казалось, что рушится замок, и никто в зале не решился сойти со своего места... Никто не посмел пошевелиться, а буря нарастала и ревела, как водопад.

Из книги Э. Шюре «Великие легенды Франции»

Они были врачами и целителями. Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже присутствием. Плиний пишет: «Они называли омелу именем, означающим „тот, что все исцеляет“... Они верят, что омела, если сделать из нее напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов». Olliach, «все исцеляющий», - так называет омелу валлийская традиция.

Они верили в целебные свойства сна, знали множество целительных заклинаний и при этом, как свидетельствует миф о боге Нуаду, использовали хирургию. В одной из ирландских легенд говорится: «Этот человек обладает силой и мудростью целителя, искусством заживления ран, умением побеждать смерть и преодолевать любое недомогание... Он распознавал недуг человека по одному дыму, выходящему из его дома, или по одним лишь его выдохам».

Как стать учеником друидов?

Друиды выбирали своих учеников по качествам сердца и по знамениям, которые сопровождали их судьбу. Мудрость мог принять только человек с благородной душой, который не способен использовать знания для своей власти и не исказит их, поэтому записывать учение было запрещено. В результате, когда друиды примерно в X–XI веках вообще исчезли из поля зрения европейской цивилизации, они унесли с собой и свою мудрость, и свою магию.

Были у друидов, возможно, свои ступени обучения и посвящения. Древнегреческий географ и историк I в. н.э. Страбон пишет: «У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: , предсказатели и друиды. Барды - певцы и поэты, предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой...» Есть источники, которые говорят, что барды, предсказатели (которых иногда называют оватами) и друиды - это три этапа посвящения.

Барды, согласно легендам, имели силу молчать и силу говорить. Они изучали ритмы, звуки и пропорции. Они познавали энергетические потоки в природе, чувствовали ее музыку и имели способность эту музыку передавать. Они знали магию звука, магию слова и образа. Они учились у природы и впитывали ее звучание всем своим существом.

«Ты видишь арфу, что заставляет рыдать людей и ангелов? Это знак божественного вдохновения. С ней ты будешь чаровать людей, вести короля и предсказывать судьбу народа. Когда ты коснешься ее, ты ощутишь мой вздох. С помощью этой арфы я буду говорить с тобой. Никто не узнает моего имени. Ни одному человеку не будет дано увидеть меня».

Из книги Э. Шюре «Великие легенды Франции»

Предсказатели, или оваты, могли представлять вторую ступень посвящения в друиды. Помимо таинств природы они изучали великую силу мысли, которая пробивает границы пространства и времени, уничтожает препятствия и открывает новые горизонты. Они предсказывали будущее по знакам и символам, могли ловить мельчайшие знамения в жизни и состоянии человека, в природе и вселенной. Мы можем смеяться над нелепыми рассказами о возможности предсказывать будущее, как это делали римляне, однако в I веке нашей эры кельтские прорицатели, если верить Корнелию Тациту, предсказали конец Рима: «Одержимые нелепыми суевериями, друиды твердили им, что... губительное пламя уничтожило Капитолий, а это ясно показывает, что боги разгневаны на Рим и господство над миром должно перейти к народам, живущим по ту сторону Альп».

Сами друиды - это высшая ступень, которую человек заслуживал после многих лет обучения (по разным источникам - не менее 20).

Множество форм я сменил, пока не обрел свободу.
Я был острием меча - поистине это было;
Я был дождевою каплей, и был я звездным лучом;
Я был книгой и буквой заглавною в этой книге;
Я фонарем светил, разгоняя ночную темень;
Я простирался мостом над течением рек могучих;
Орлом я летел в небесах...
И сам взволновался Господь, увидев мое рожденье, -
Ведь создан я магом из магов еще до творенья мира;
Я жил и помню, когда из хаоса мир явился.
О барды! Я вам спою, чего язык не расскажет...

Из кельтской поэмы «Битва деревьев»

Они были советниками и наставниками королей. Об этом говорят разные мифы, самый известный и почитаемый из которых - миф о Великом Мерлине.

Великий Мерлин

По легендам Британии и Галлии, по свидетельству Гальфрида, архидьякона из Монмута, Мерлин был великим друидом - магом, ясновидящим и предсказателем. Он был наставником легендарного Короля Артура, который стал символом правителя, осуществляющего волю Неба на земле.

Вот что пишет Гальфрид Монмутский в «Истории бриттов» (нач. XII в.) о происхождении Мерлина: «Пораженный король приказал вызвать к нему Мауганция, дабы тот разъяснил, возможно ли то, о чем поведала женщина. Доставленный к Вортегирну Мауганций, выслушав все по порядку, сказал ему так: „Из книг наших философов и многих исторических сочинений я узнал, что немало людей появилось на свет именно так. Ибо, говоря о божестве Сократа, Апулей сообщает, что между луной и землей обитают бесплотные духи, которых мы именуем инкубами. Частично они обладают естеством человека, частично - ангелов и, когда пожелают, присваивают себе человеческое обличие и сочетаются с нашими женщинами. Один из них, быть может, и предстал пред этою женщиной и породил в ней вот этого юношу“».

Но дар Мерлина, как гласят легенды, не был основан на личных способностях или на упражнениях. В одном из диалогов в «Истории бриттов» Мерлин говорит о духе, который ведет его по жизни ради великой миссии и великих дел: «Тайны этого рода не подлежат раскрытию, если того не потребует крайняя необходимость. Ибо, если бы я изложил их ради забавы или теша свое тщеславие, во мне бы умолк просвещающий меня дух, и, буде в нем явилась бы надобность, он бы меня покинул».

«Вчера в бурном мраке ночи там творилась воля богов во имя некоей далекой цели, которая лишь иногда приоткрывалась моему глазу. И я, Мерлин, сын Амброзия, внушающий людям трепет как прорицатель и провидец, был в ту ночь всего лишь орудием в руках богов. Ради этого и был ниспослан мне дар провидения, дарована сила, которую люди понимают как колдовство».
Из книги М. Стюарт «Полые холмы»

Ушли ли друиды?

Про друидов больше легенд, чем правды, больше вымысла, чем фактов, больше сказок, чем научных данных. Но когда наступает кельтский новый год и вдохновленная модным движением молодежь спешит зажигать новые огни, сегодня, спустя тысячу лет после ухода последних магов кельтского народа, кажется, что открываются невидимые двери из нашего мира в священный мир друидов. В такие моменты хочется попросить у Мерлина и у великих друидов Арморики и Ульстера, чтобы они дали силы помогать тем, кого мы любим, и защищать то, во что мы верим.

Но друидов давно нет...

Наверное, это были великие люди, маги и учителя. По легендам и сказаниям, каждый из них дошел до Тулы, острова совершенства, и мог остаться там, в стране Блажества. Но легенды утверждают, что они вернулись. Ради тех, оставшихся, обычных людей, которые идут, тяжело двигаясь, через круг Абред - мир, где человеку предстоит пройти все степени испытаний и достигнуть Гвинвуда, круга света.

Кто они, друиды? Откуда они пришли в нашу «цивилизацию» и почему за десять веков до нас покинули ее? А может быть, не покинули? Может, сейчас произносит священное заклинание человек в белых одеждах где-то на далеком острове, куда не может добраться ни поезд, ни корабль, ни самолет? Может, ждет он нового ученика, нового барда и предсказателя? Может, просыпается уже Великий Мерлин, и звучит его арфа, и зовет куда-то...

Святой Патрик - наследник друидов

Патрик - самый почитаемый святой, креститель и покровитель Ирландии. Ирландские источники, правда, значительно более поздние, помечают начало деятельности Патрика 432 годом, смерть его - двумя датами: 461 и 493 годами. Согласно давней легенде, именно он на примере трилистника объяснял друидам значение Троицы - Бога Отца, Сына и Святого Духа. Однако, согласно другой трактовке, трилистник объяснял древнюю друидическую доктрину о существовании трех кругов мира - Суганта, Абреда и Гвинвуда.

Он был родом из богатой семьи в Галлии. Семнадцати лет он попал к разбойникам и был продан рабом в Ирландию. Бежав из Ирландии, Патрик оказался во Франции, где, живя в монастыре в течение 12 лет, изучал религию под началом французского епископа Святого Гермейна (St. Germain). По легендам, вернувшись в Ирландию, он побеждает друидов короля Лоэгайре в состязании: «первым зажигает священный огонь и побеждает их в магических состязаниях, демонстрируя свою высшую власть над миром света и тьмы, огня и воды». И, как говорилось в старинном манускрипте, когда беспорочность веры была признана людьми Ирландии, и когда Лоэгайре со своими друидами был поражен великими чудесами и дивами, творимыми Патриком, тогда они уверовали и стали исполнять волю Патрика.

С Патриком и кельтами связана одна важная загадка: почему на острове, где существовали сильнейшие центры друидизма и сильная королевская власть, была абсолютно бескровно и без сопротивления принята новая вера?

Ирландское христианство вообще стало особой страницей в истории и кельтского, и христианского миров. «Христианство на острове приняло свой, во многом отличный от распространенного облик. Ирландские монахи имели особую тонзуру и исчисляли пасхальный цикл не так, как это предназначалось из Рима и было общепринято. Но главное отличие коренилось в самой организации ирландской церкви и верующих, которая через короткий срок после принятия христианства утвердилась на единственном принципе - монастырях и их сообществах, или, как говорили ирландцы, „семьях“.

Св. Патрик был звездой первой величины в блистательной плеяде „странных кельтских святых“, странных настолько, что, например, св. Иероним называет ирландцев раскольниками, папы часто буллами увещевали английских королей истребить „этих нечестивых“, и епископы их не получали из Рима инвеституры до времен вторжения англичан» (Т. Мур).

Ирландские монахи были удивительно терпимы к старой вере; мало того, они кропотливо записывали в своих скрипториях легенды, саги своего народа. Если бы не их работа, то, вероятно, до нас эти сказания не дошли бы. Поразительно, что они поддерживали отношения с филидами (ирландскими жрецами и сказителями), школы которых существовали параллельно с этими монастырями, и их песни монахи записывали для потомков.

Напрашивается вывод: в Ирландии имело место сознательное сращивание двух традиций - древней и поздней, и организация островных друидов взяла форму новой религии, чтобы сохранить истину и знание в наступающей эпохе. В подтверждение этого можно привести много фактов: например, все ирландские монастыри возникли на местах бывших друидических центров, и часто огонь, горевший во имя древнего божества, даже не гасился, а продолжал поддерживаться монахами или монахинями, а божество обретало статус «святого».

«В Ирландии имел место не разрыв, а сращивание, правда очень своеобразное, двух традиций, наследие древнейшей из которых вписалось в систему новоявившейся, было урезано и преображено, но не отвержено и проклято. Все мы привыкли к тому, что божества поверженного язычества занимали в системе нового христианского мировоззрения место чертей, бесовских созданий и прочей нечистой силы. В Ирландии им была уготована иная, куда более почетная судьба - они становились святыми в ряду с самим Патриком. <...> На месте языческих святилищ располагались монастыри Имблех-Ибар, Бек-Эриу и др. Важно, что в Ирландии наследовались не только элементы предыдущей системы, но и целостная ее модель» (С. Шкунаев).

Благодаря этому шагу друиды смогли продлить жизнь древней традиции, передать часть ее в новый мир. Благодаря им в Европе появились мифы, которые стали основополагающими для европейской цивилизации, и в частности миф о Святом Граале, который Юнг назвал последним из великих мифов, поднявшихся на поверхность из глубин коллективного бессознательного, мифом, который стал основополагающим для западной цивилизации.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно

Философами и пророками, магами и целителями называли древние авторы друидов — могущественных обладателей тайного знания, на протяжении многих веков полновластно хозяйничавших в бескрайних лесах Европы. И это вполне справедливо, ведь друиды — не просто «древесные ведуны», владеющие секретами целебных сил растений.

Их учение — уникальное смешение естественной философии, магии и религии. А созданные этими жрецами магические системы настолько уникальны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними.

Около 400 г. до н.э. состоялась великая Битва Деревьев — так гласит древняя кельтская легенда. Эту дату уже давно принято считать годом появления величайших магов человечества — друидов. Слово «друид» в кельтских языках означает «человек дуба». Корень «дру» соответствует слову «дуб» — наиболее почитаемому дереву у кельтов, которое они называли «королем всего».

«У друидов нет ничего более священного, чем омела и дуб, на котором она растет. Только по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева... Они в самом деле полагают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом...» — писал Плиний в своей «Естественной истории».

Кельтские друиды были знатоками необъятного девственного леса, его свойств и возможностей. Они считали, что деревья связывают небо и землю. По их представлениям, листья и ветви «ловили» энергию солнца и переправляли ее вниз по стволу к корням. Благоговение перед этой формой жизни привело даже к тому, что кельтский народ, обращаясь к духовенству, использовал термин: «люди-деревья».

Друиды, обладая огромными познаниями во всех сферах деятельности человека, имели в жизни кельтов первостепенное значение. Целители, ученые, судьи — для простых смертных они были «посредниками между людьми и богами». Друиды держали в подчинении всех, включая королей, и пользовались безграничной властью.

Вот что писал о друидах Диодор Сицилийский: «Друиды мудры и являют собой верховную власть в Кельтии. Все государственные дела обязательно вершатся при их участии, а правят они железной рукой. Жрецы сохраняют за собой полный авторитет благодаря своим сверхъестественным предписаниям».

Первоначально же друидами называли отшельников-ведунов, общественной обязанностью которых была забота о духовных ценностях кельтских общин. Кельты — группа самобытных племен — в течение нескольких веков владели едва ли не половиной всего известного тогда мира. Это были люди с романтической и суеверной душой, бесстрашные и искусные.

Древнеримский историк Полибий писал о кельтах: «Это люди рослые и выносливые, красивые и голубоглазые... Они стремятся развивать культуру и основывают в своих городах центры для образования. Они прирожденные всадники, храбрые, преданные и сильные».

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. на территории севернее от Альп кельтские племена первыми выделились из массы безыменных первобытных народов. Начальные страницы писаной истории кельтов были отмечены опустошительными набегами на богатейшие центры того времени. Образованный южный, в частности греческий и римский, мир был ошеломлен мужеством и отвагой кельтов.

Поэтому уже в IV в. кельты, которых римляне называли «галлами», считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Народ этот не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования — державы, которая объединила бы различные племена в организованное целое.

Зато он создал уникальную культуру, одной из важнейших составляющих которой были особые знания жреческого сословия — учение мудрых друидов.

Основной аспект этого учения — вера в бессмертие души. Диодор Сицилийский утверждал, что среди друидов было широко распространено учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны и способны обретать жизнь в другом теле. Это убеждение друиды всячески стремились укрепить в своих соплеменниках. Они полагали, что такая вера устранит страх смерти и возбудит храбрость в воинах.

Основным предметом забот друидов были духовные ценности кельтского народа: обряды, жертвоприношения, врачевание, предсказание будущего, устное сохранение преданий. Можно сказать, что община возлагала на отшельников ответственность за все основные знаковые системы их существования: друидам необходимо было следить за системами мер и весов, гаданиями и предзнаменованиями, календарем, обрядами и приметами.

Каждый друид являлся членом своеобразного ордена посвященных, во главе которого стоял жрец, пользовавшийся среди своих собратьев наибольшим авторитетом. Верховные друиды составляли верхушку всего сословия жрецов-отшельников.

Им было противопоказано заниматься физическим трудом, община обеспечивала их всем необходимым. Они обитали в священных дубовых рощах, а жилищем им служили пещеры. Каким бы то ни было имуществом друидам владеть не полагалось.

У друидов было принято объединяться в дружеские союзы (гетерии), чтобы совместно постигать секреты мастерства. Друиды наблюдали за правильностью проведения общественных жертвоприношений и толковали все вопросы, имевшие отношение к религии. Диодор Сицилийский свидетельствовал, что кельты приносили жертвы только при участии друидов.

Прибегать к посредничеству друидов было просто необходимо, поскольку кельты верили, что те знали нрав богов и умели говорить на их языке. Присутствие друида позволяло надеяться на то, что благодарственные жертвы будут приняты благосклонно и позволят добиться высшей милости. До христианизации кельтских народов их традиционное королевское жертвоприношение состояло из ритуального «спаривания» друида с конем, после чего животное приносили в жертву.

Нередкими были и человеческие жертвы. Обычно в жертву приносили преступников и военнопленных, но когда таковых не было, убивали и соплеменников. Несчастных сжигали, убивали стрелами или закалывали мечом. Это оставляло неизгладимое впечатление, заставляло безраздельно повиноваться воле жрецов.

Кровавые жертвоприношения, совершение которых являлось одной из главных функций друидов, были несовместимы не только с римскими представлениями о богослужениях, но и со сменившим их христианским культом. Поэтому уже в середине IV в. н э. епископы и пресвитеры Испании, Галлии и Британии стали запрещать обращенным в христианство кельтам проводить традиционные жертвоприношения.

А ведь как мы уже говорили, без участия друида в жизни кельта не обходился ни один обряд: начиная с рождения человека и до его погребения. Даже имена родившимся младенцам давали мудрецы-отшельники (они же называли реки, озера, города и даже деревья).

Обряд наречения младенца сопровождался предсказанием его будущего. В зависимости от открывшихся перспектив друид налагал на жизнь малыша запреты, призванные скорректировать неблагоприятные предзнаменования. Ритуальные табу — гейсы — имели право налагать только друиды. Они умело манипулировали запретами, чтобы подчинить жизнь своих соплеменников целой системе строгих правил.

Например, кому-то было предсказано, что он погибнет в схватке с собакой. Ясно, что такой человек всю жизнь избегал встречи с запретным животным. Бывало, что человек всю сознательную жизнь избегал путешествовать в повозке или переходить вброд реку.

Наряду с друидами у галльских племен существовали еще две группы людей, пользовавшихся особым уважением в обществе: барды и предсказатели. Барды были певцами и поэтами, прославлявшими подвиги знаменитых мужей; предсказатели ведали священными обрядами и изучали природу божественного.

Но друиды, по мнению Аммиана Марцеллина, образованностью и проникновением в тайны мироздания превосходили всех. Вот что писал Посидоний об этом: «Друидов признают наиболее чтимыми среди других жрецов и имеющими большой авторитет в вопросах мира и войны».

Действительно, кельтские отшельники, опытные в искусстве «прорицания и всякой другой мудрости», оказывали огромное влияние на политическую жизнь Галлии, в частности на институт королевской власти. Часто они не только ритуально санкционировали выбор нового короля, но и сами выдвигали кандидатов на королевскую должность.

При ирландском королевском дворе друидов окружали величайшим почетом. Старинный ирландский гейс воспрещал королю говорить прежде, чем свое слово скажет друид. Без совета друидов правители не осмеливались принять ни одно важное решение. Поэтому истинными правителями стран Кельтии были именно друиды, а короли, восседавшие на роскошных тронах, являлись лишь исполнителями их воли.

Друиды нередко исполняли роль послов и вели внешнеполитические дела своих племен и общин. Так, современник Цезаря друид Дивитиак просил помощи у римского сената в войне против секванов, союзников германцев. Обычно друиды не принимали участия в войне (они вообще были освобождены от всех служб и повинностей). Их основные функции на войне сводились к гаданию об исходе сражений и применению так называемой боевой магии: охранительной — для своего племени и вредоносной — для противников.

Имеются документальные подтверждения того, что друиды не раз предотвращали войну, просто прохаживаясь между двумя стоящими друг против друга армиями и шепча заклинания. Одним из самых эффективных средств в арсенале друида считалось проклятие, которое колдун направлял врагам перед решающим сражением: «Врагов прокляну я и стану хулить да порочить, отниму у них властью своей стойкость в сражении».

Однако не стоит представлять друидов исключительно как немощных благообразных старцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в анналы истории, прославились как отважные воины, возглавлявшие отряды и целые дружины.

Друиды являлись главными вершителями человеческих судеб у кельтских племен и в мирное время. Народ считал жрецов справедливейшими и мудрейшими из людей, поэтому на них возлагали рассмотрение всех возникающих споров. Было ли совершено мелкое преступление или убийство, шла ли тяжба о наследстве — решение по всем этим вопросам выносили друиды.

Разрешая споры, жрецы преимущественно полагались на три вещи: «котел правды», дерево и прикосновение к жертвеннику. Котлом правды называли серебряный или золотой сосуд, который, как считалось, позволял отличить правду от лжи.

Его наполняли кипящей водой и погружали в нее руку подсудимого. Если тот был виновен, рука оказывалась ошпаренной, если же на нем не было вины, то кипяток не причинял ему никакого вреда. Можно было поклясться в правоте своих слов, прикоснувшись к дереву или жертвеннику. По звукам или другим знакам, исходившим от этих предметов, сведущие друиды судили о невиновности или вине подсудимого.

Славились друиды и как великолепные лекари. Ходили легенды, будто они обладали способностью распознать недуг человека по одному лишь дыму, струившемуся из его жилища. Только им, утверждали жрецы, были известны целебные свойства 350 растений: деревьев, кустарников и трав.

В течение года ученики друидов каждый день лунного месяца знакомились с новым целебным растением. Они стремились распознать целебные свойства растения, освоить разнообразные способы сбора, сушки, отваров и настоев лекарственных трав. Считается, что свой знаменитый эликсир забвения друиды получали исключительно на основе растений.

Всего друиды практиковали три архаических вида врачевания — огнем, железом и лекарством, — непременно сопровождая лечебные процедуры заговорами и колдовством. Так же, как и многие другие целители древности, друиды прибегали к лечению с помощью сна, вызванного особой музыкой.

В совершенстве владели друиды и искусством прорицания. Чаще всего общинников интересовали перспективы развития событий накануне войны, собственная судьба и прогнозы о том, кто станет очередным королем. Наилучшим способом для предсказания исхода битвы у друидов считался огонь из рябиновых дров: если пламя костра обращалось в сторону одного из участвующих в бою войск, ему следовало спешно отступать.

Друиды умели узнавать будущее также по приметам и предзнаменованиям, связанным с животным миром. Считалось, например, что полет и крики птиц имеют предвещающий характер. Друидам также приписывалась способность налагать заклятия на воды и «связывать» их так, что повсюду мелели водоемы, иссякали источники, пересыхали колодцы.

Иные умельцы, наоборот, могли «развязывать» воды: ударом острия копья они выводили подземные источники на поверхность и наполняли водоемы живительной влагой. Среди историй о могущественных друидах, повелевающих стихиями, особое место занимают легенды об их господстве над ветрами. К этому искусству друиды могли, например, прибегнуть, чтобы попытаться предотвратить приближение вражеских войск.

Пораженные страшным заклятием — «дуновением друидов» — воины врага переставали отличать своих от чужих и могли в ослеплении перебить друг друга.

У друидов, хранителей и толкователей древней мудрости, было не принято записывать какие бы то ни было знания, которыми они обладали. Священные тайны дендрологии, астрологии, природы и человеческой жизни мудрецы веками передавали из уст в уста. Свои тайные знания они раскрывали ученикам вдали от людей, в глубине пещер и лесов.

Отшельники много рассказывали о светилах и их движении, о мире, о природе, о могуществе и власти богов. Своими школами и университетами друиды были известны по всей Европе. Считалось, что лучшими среди этих учебных заведений были Тара в Ирландии, а также Оксфорд, Англси и Айона. Получать образование в таких заведениях могла лишь наиболее способная молодежь, преимущественно из высших классов.

«Друиды обладают великой силой образования, — писал Цезарь. — Тот, кто не получил образования, не допускается к ведению каких-либо публичных занятий. Все люди из высшего класса стремятся послать своих детей в обучение и выказывают желание оставить их в ордене. Университеты похожи на монастыри.

Обучаемая друидами молодежь уводится в наиболее уединенные места, в пещеры, леса или скалистые ущелья. Полный срок получения законченного образования составляет не менее двадцати лет. Молодые друиды обучаются по индивидуальным или общим программам, но, независимо от этого, каждый должен выучить около двадцати тысяч стихов».

Поскольку друиды никогда не записывали секретов своей мудрости,они оставили ничтожно малое количество письменных памятников, большинство из которых принадлежит Ирландии. В этой стране друидизм — исконная религия кельтов — сохранялся особенно долго, вплоть до Нового времени. На остальной же территории учение друидов просуществовало лишь до начала римской оккупации.

Друиды всячески боролись с романизацией, и поэтому римская власть была особо заинтересована в ликвидации кельтских мудрецов. Существует также предположение, что друиды исчезли не столько под давлением римской администрации или христианской религии, сколько в результате вырубки западноевропейских девственных лесов, служивших на протяжении многих веков пристанищем для друидов.

Кастовая система была свойственна большинству ранних цивилизаций. И не правители или воины, как ошибочно думают некоторые, а именно жрецы стояли во главе таких обществ. Они определяли направление развития, устанавливали законы, были хранителями традиций и духовными лидерами. В Древней Индии они Брахманами, у – волхвами, а у – древней европейской цивилизации, такими жрецами были друиды.

Стать друидом мог далеко не каждый кельт. Это звание не передавалось по наследству. Жрецы, внимательно наблюдая за подрастающим поколением, выделяли наиболее способных мальчиков, которым предстояло многолетнее обучение, прежде чем они смогут войти в круг жрецов. Определить, кто достоин стать учеником друидов, помогали знамения. Принимались во внимание также и душевные качества кандидата. Считалось, что только благородный и чистый сердцем человек достоин приобщиться к великим знаниям: он не сможет исказить их или использовать для корыстных целей.

Знания свои друиды передавали из уст в уста. Хотя у них существовала письменность, древняя мудрость не записывалась. Зашифрованная в и песнях, она передавалась от старших жрецов к ученикам, и непосвященным не было доступа к тайне.

У друидов существовала определенная иерархия, и стать жрецом можно было, лишь пройдя все ступени посвящения. Это был длительный и сложный . Согласно некоторым источникам, не менее 20 лет должно было проходить обучение жреца прежде, чем он получит звание друида.

Барды

Сначала ученики обучались слушать ритмы и природы, изучали формы и . Они овладевали магией звука, силой молчать и силой . Постигнув эти премудрости в полной мере, они получали звание барда. Барды изучали древние кельтские песни и сказания, прославляли богов и поднимали воинский дух сражавшихся во время боевых походов. Они облачались в одежды голубого цвета, что символизировало гармонию.

Оваты

Следующей ступенью жреческого обучения было познание тайн природы, овладение техниками врачевания и обретение власти над ментальным планом бытия. Силой мысли они могли остановить воина и возжечь священный огонь. Они осваивали предсказания будущего по знакам, известным и понятным только им. Такие ученики назывались оватами и носили одежду зеленого цвета, что символизировало знание.

Собственно, друидами, назывались те, кто поднялся до высшей ступени в овладении жреческими науками. Обладая знаниями и умениями оватов и бардов, друиды продолжали изучать тайны природы, анализировать эти знания и применять для служения своему народу. Они были доверенными лицами, наставниками и советниками и командующих армиями. Легендарный Мерлин, учитель и наставник короля Артура, также был не кем иным, как друидом.

Видео по теме

Друиды – жрецы кельтских племен, их магия была тесно связана с деревьями. Они были также королевскими советниками, знахарями, учеными, судьями и посредниками между богом и людьми. Важную роль для друидов играл посох. Он был не просто тростью, служившей опорой человеку, а магическим предметом, символом, означающим власть и силу.

Из какого материала создавался посох?

Посох был неотъемлемым атрибутом для мага. Жезл оказывал ему помощь и увеличивал духовную власть. В этот предмет вкладывались определенные заклинания. Друид определял дерево, которое ему нравилось, и сам занимался изготовлением посоха.

Материалом для создания посоха были деревья различных пород: ясень, орешник, дуб, бузина и другие. Больше для этой цели подходили деревья твердой породы. От древесного материала зависели магические свойства посоха.

Ясеню приписывали чародейство, с древности его применяли для гадания и волшебства. Трость из ясеня сравнивалась с жезлом бога Солнца. У главного бога Одина было копье, сделанное из этого светлого дерева. Оно способно отгонять темные силы, ясеневая опора считалась волшебной, хорошо помогала при лечении и использовалась для общей и солнечной магии.

Дуб – король среди деревьев, его считали священным многие народы, он был символом долголетия, огромной жизненной силы и мудрости. Ветви этого дерева служили сырьем для создания магического посоха.

Лещина (орешник) также считалась деревом мудрости и волшебства. Жезл из нее использовали как магическую защиту от злых духов. Орешник также рассматривают как символ справедливости.

Сосна считается деревом знаний, рябина служит защитой для дома, тис ассоциируют с вечной жизнью, бузина – хорошее средство от колдовства и зла. Ольха является деревом, которое защищает семью.

Порядок изготовления жезла

Основой для посоха было маленькое цельное дерево или ветка большого. У него надо было попросить позволения пожертвовать жизнью и стать помощником друида. Дерево срезалось с чувством сожаления и с уверенностью, что надобность в нем этого стоит. При потребности в ветви, у дерева просили разрешения срезать ее. Лишь получив согласие, дерево или ветвь срубали, приносили ему или земле дары в виде зерна, полудрагоценных камней или пива.

У посоха должны быть удобные вес, длина и форма. Жрецы могли нанести на него символы или оставить чистым. После срубания деревца или отрезания ветви нужно было сразу приступить к обработке дерева. Обдиралась кора с помощью ножа, затем посох шлифовался, его вывешивали в темном проветриваемом помещении для просушки в течение трех месяцев.

Посох украшался резьбой или на нем выжигались руны и другие письмена. В набалдашник посоха вставлялся камень, который обладал силой и помогал друидам. Они обязательно давали посоху имя, так как считали его живым и поэтому обращались к нему по имени.

Посох подсказывал жрецу, как лучше поступить конкретному человеку или как действовать для всеобщего блага.

Святой Грааль - символ достатка, бесконечной жизни и достатка. Предметы, схожие с ним по магическим свойствам, существуют в мифологии различных народов.

Символ Святого Грааля существует у многих , но легенды о нем разнятся. Общей для всех является Грааля. Эта чаша бессмертие, непрерывный источник жизни, плодородия и изобилия. Его обладатель обретает бесконечную жизнь и получает все, что пожелает. Испивший из Грааля излечивается от всех болезней. Он обладает даже способностью воскрешать.

Грааль в христианской традиции

По христианской легенде Грааль изготовили ангелы из изумруда, который упал со лба Люцифера, изгнанного с небес. Считается, что Грааль получил Адам, но оставил его в Эдеме после изгнания. Утрата Грааля потерю истинной духовности, внутренней целостности, чистоты и невинности. Считается, что нашедший в центре Райского сада чашу искупит человеческий грех и восстановит рай .

Также Святой Грааль трактуют как чашу, из которой пил Иисус Христос и во время Тайной Вечери, а после Иосиф Аримафейский собрал в нее кровь распятого Христа. Позже иудей перенес чашу в Англию, где спрятал ее на склоне холма. Веря в легенду и чудесные свойства чаши, многие авантюристы отправляются к возможным ее расположения. Для кого-то Грааль – это поиски вечной жизни, для кого-то – смысла существования.

Наследие древней религии кельтов

Прототипом Святого Грааля считают магический котел кельтского бога Дагды, «Доброго Бога», который являлся покровителем земли. Котел называли неиссякаемым и утолял голод всех страждущих.

Также у кельтов символом верховной власти являлась чаша, наполненная вином, пивом или медом, которую подносит молодая девушка королю, вступающему на престол. Позже это значение переносится на чашу Грааля, в поисках которой проводят долгие годы рыцари Круглого Стола. По преданию, найти его мог только самый достойный, с чистыми помыслами и сердцем.

В также есть , подобный Святому Граалю – это Рог изобилия. Миф гласит, что этот рог принадлежал козе по имени Амалфея, чье молоко пил Зевс во время того, как с матерью Реей скрывался на острове Крит от своего страшного отца Крона. Зевс Всемогущий позже придал рогу волшебное свойство наделять владельца всем, что можно пожелать.

Во времена, когда над кельтами в Британии правили друиды, их магическим предметом был котел. Они считали, что котел мог воскрешать умерших, дарить божественное озарение, являлся неиссякаемым источником пищи.

Тайна Святого Грааля всегда останется окутанной домыслами и вечно будет волновать воображение искателей приключений и исследователей.

Обычай наряжать елку уходит корнями в глубокую древность. Существовал такой обычай и у древних кельтов, и нёс в себе этот ритуал священный смысл. Как нарядить елку согласно доктрине друидов?

Инструкция

Еще в давние времена, чтоб умилостивить священных духов леса, друиды украшали растущие елки всевозможными дарами. Кстати, утверждение, что друиды наряжали на новый год любые деревья - современная выдумка, как и то, что Стоунхэндж - это друидское святилище. К слову, это круглое каменное сооружение считалось у друидов проклятым местом и логовом темных сил.

Первый ярус

На самую верхушку водружался тотем рода или друидского клана, в виде головы зверя или птицы. Но чаще всего елку украшали оленьими рогами, как главным тотемом, символизирующим дух всей природы в целом.
Со временем тотем заменила друидская пятиконечная звезда, или октограмма - крестострел. Эти символы были призваны охранять род и дом, а также они служили оберегами от темных и злых сил.

Второй ярус

Следующий, сверху вниз, ярус должен быть украшен тремя свечами на равном расстоянии друг от друга. Свечи - символы соответствующие Знанию, Природе и Правде. Об этих символах идет речь в одной из кельтских древних триад «Есть три свечи, которые разгонят любую тьму…»

Третий ярус

Третий ярус украшался шестигранниками в виде прозрачных кубиков, сделанных из тонких палочек с дном. Длина грани была примерно 25 см. Они подвешивались на равном расстоянии друг от друга и символизировали стихии, подвластные друидам. В «кубике» стихии воды была небольшая мисочка с водой, огня –зажженная свечка, земли - горстка чернозема или песка, и только «кубик» стихии воздуха был пустым.

Четвертый ярус

Четвертый ярус обильно украшался плодами природы – яблоками, орехами, гроздьями сушеных ягод. На ветках подвешивались пузырьки с разными винами. Вина были очень дорогим напитком, так как сами друиды вино не изготавливали, а закупали его или выменивали у других народов. Таким образом, друиды приносили дары своим духам-покровителям.

Пятый ярус

На пятом ярусе располагались многочисленные магические символы друидов, как правило - вырезанные из мягких пород деревьев.
Наиболее популярными были:
Большой палец (человеческий) – он символизировал дар предвидения, бабочка – жар солнца, кельтский топорик (миниатюрная деревянная копия кельтского оружия) – символ благодатного дождя, веревочные замысловатые узлы – символы долголетия, а также невероятное количество амулетов с резьбой знаменитых кельтских орнаментов на все случаи жизни.

Шестой ярус

Шестой, самый нижний, ярус украшался зодиакальными знаками - символами созвездий, или сухими веточками, связанными в пучки растений-символов. Если празднование было в узком кругу, то использовались только те символы, которые соответствовали дням рождений тех, кто присутствовал в доме.

Даты . Знаки. Деревья

15.03 - 24.03 Король. Бузина
25.03 - 4.04 Принцесса в цепях. Груша
5.04 - 14.04 Королева. Вяз
15.04 - 24.04 Треугольник. Дуб
25.04 - 4.05 Река жизни. Липа
5.05 - 15.05 Солнечный Герой. Пихта
16.05 - 25.05 Заяц. Бук
26.05 - 5.06 Охотник. Вишня
6.06 - 15.06 Возница. Омела
16.06 - 25.06 Медвежонок. Ель
26.06 - 5.07 Большая Собака. Инжир
6.07 - 16.07 Большая Медведица. Каштан
17.07 - 26.07 Щенок. Орех
27.07 - 6.08 Гидра. Ива
7.08 - 17.08 Корабль. Тис
18.08 - 27.08 Котёл. Рябина
28.08 - 6.09 Кентавр. Айва
7.09 - 17.09 Ворон. Можжевельник
18.09 - 27.09 Волопас. Ильм
28.09 - 7.10 Земной Герой. Тополь
8.10 - 17.10 Корона гипербореев. Лесной орех
18.10 - 27.10 Змей. Берёза
28.10 - 6.11 Дракон. Кизил
7.11 - 16.11 Волк. Ольха
17.11 - 26.11 Человек-Змей. Сосна
27.11 - 6.12 Алтарь. Самшит
7.12 - 16.12 Южная Корона. Боярышник
17.12 - 26.12 Лира. Граб
27.12 - 5.01 Орёл. Ясень
6.01 - 14.01 Стрела. Слива
15.01 - 24.01 Лебедь. Яблоня
25.01 - 3.02 Дельфин. Лиственница
4.02 - 13.02 Южная Рыба. Клён
14.02 - 23.02 Жеребёнок. Кипарис
24.02 - 4.03 Крылатый Конь. Мушмула
5.03 - 14.03 Кит. Дикий каштан

Значения этих символов можно легко найти в многочисленных публикациях интернет сети.

Украшение елки «по-друидски» - увлекательное и познавательное занятие, которое принесет массу удовольствия и незабываемые впечатления от встречи Нового Года.
Примечательно, что друиды старались в своих жилищах держать свежую хвою круглый год. Это способствовало хорошему здоровому сну, быстрому выздоровлению в случае болезни и - безусловным лекарством против головных болей, что подтвердила современная медицина.

Видео по теме

Источники:

  • Гороскоп друидов.// Звёзды и судьбы
  • Уранов В. Астрология древесных знаков
  • Ли Шин Го. Очарованный мир друидов
  • Ахрамович В. Какое вы дерево?// Наука и религия. - 1991.- №10
  • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова - М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996

Особенности религии кельтов

В культурной жизни кельтского общества важную роль играли жрецы – друиды. Они представляли собой достаточно замкнутое сообщество, которое обладало серьезным политическим и религиозным влиянием. Считается, что друиды происходили из древнего рода аристократов, именовавшегося всадниками. Власть жрецов распространялась на многие стороны жизни общества.

В функции входило руководство религиозными церемониями и ритуалами. Жрецы отвечали за воспитание подрастающего поколения. Длительное время среди кельтов существовал религиозный запрет на письменность, поэтому информация обычно распространялась в виде сказаний, передававшихся от человека к человеку. Чаще всего сказания принимали форму древних и легенд о сказочных существах, наделенных сверхъестественной силой. С большим уважением кельты относились к силам природы, которые обожествляли.

Искусство древних кельтов

Наследие кельтов в области искусства нельзя назвать многочисленным. В более или менее хорошем состоянии до настоящего времени дошли изделия из бронзы, золота и серебра. А вот предметы из дерева и кожи сохранились лишь частично, поскольку сильно разрушены временем. Но и дошедшие до современности предметы художественной культуры очень хорошо отражают жизнь варварского племени кельтов.

Своими корнями художественная культура кельтов уходит в представления о полной зависимости человека от сил природы. В украшениях преобладают изломанные формы, состоящие из геометрических фигур: кругов, ромбов, завитков. Подобные же мотивы, дополненные растительным орнаментом, характерны для гончарных изделий. На посуде кельтов можно встретить украшения в виде листков пальмы и лотоса, что указывает на связь племен с южными областями.

Кельты богато украшали свое оружие и ножны мечей, используя гравировку и штамповку. В более поздний период при оформлении вооружения стали использоваться образы живых существ: льва, оленя, лошади или сказочного сфинкса. К IV веку до новой эры на утвари стали появляться изображения человеческой маски, которую венчал элемент, по виду напоминавший корону.

Кельты – народ мегалитов

Религиозные представления и суеверия кельтов, находившихся под влиянием жрецов-друидов, нашли отражение в обрядах, которые непосредственно связаны с погребением мертвых. После кельтов остались многочисленные мегалитические сооружения, являвшиеся захоронениями. Разбросанные по всей Европе, такие строения имели вид величественных курганов и дольменов. Только на территории современной Франции ученые насчитали около трех тысяч дольменов, сложенных из массивных камней.

Дольмен по своему виду отдаленно напоминает нечто вроде дома, стенами которого становились стоящие прямо камни, которые обычно не подвергались обработке. В качестве крыши кельты использовали большие цельные каменные плиты. В плане дольмен чаще всего имел клинообразную форму. Довольно часто встречаются кромлехи – круги из отдельно стоящих массивных камней, в центре которых располагается дольмен.