Специфика музыкального искусства. Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка - это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни.

Музыка - язык чувств сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить, чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство и родилась опера.

Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения. Чувства, звуки, зарисовки окружающей жизни, движение Но разве не подвластен музыке мир идей? У каждого подлинно музыкального произведения есть идея утверждал Бетховен.

Идею, выраженную в его знаменитой Пятой симфонии, сам автор сформулировал так От мрака к свету, через борьбу к победе. Совсем не обязательно, чтобы в воплощении идей музыке помогало слово - будь то литературная программа, оперное либретто, поэтический эпиграф или авторские пояснения. Мы не знаем программы 6-й симфонии Чайковского, которая, по признанию самого композитора, существовала в его воображении, весьма немногим известны отрывочные высказывания Чайковского, конкретизирующие образное и идейное содержание сочинения.

Однако вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что эта музыка - о жизни и смерти, о смятении человеческого духа, постигающего трагическую неотвратимость ухода. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Эмоции и ощущения, движение и изменение, идеи и представления, быт и природа, реальное и фантастическое, тончайшие нюансы колорита и грандиозные обобщения - все доступно музыке, хотя и не в равной степени.

Какими средствами располагает музыкальное искусство, какие закономерности положены в ее основу, в каких формах выражает она столь многообразное содержание? Музыка существует в особой системе координат, важнейшими измерениями которой являются звуковое пространство и время.

Оба измерения составляют первичные, родовые свойства музыки, хотя специфическим для нее является только первое - звуковысотность. Из тысяч звуков окружающего мира музыкой могут стать только музыкальные звуки шумовые и ударные эффекты используются весьма избирательно даже в произведениях современных композиторов-авангардистов. Но музыкальный звук сам по себе не может быть воспринят ни эмоционально, ни эстетически. Еще не музыка - и совокупность музыкальных звуков, которую можно уподобить палитре художника или набору слов, находящемуся в распоряжении у поэта.

Считается, что основными выразительными средствами музыки являются мелодия, гармония и ритм. Носителем смысла и мельчайшей структурной единицей музыкального языка является интонация, существование которой вновь подтверждает глубинную связь двух миров - словесного и звукового - и доказывает, что в начале музыки тоже было слово. Однако здесь понятие интонации приобретает иное, гораздо более глубокое и всеобъемлющее значение.

Об этом очень точно сказал академик Б.Асафьев Музыка - это искусство интонируемого смысла курсив мой Л.А Напомним, что одно из значений слова тон - звук, характер звучания. Отсюда и некоторые музыкальные термины - тоника, тональность, интонация, интонирование. Прародителями многих музыкальных интонаций стали интонации человеческой речи, но только не обыденные, а те, которые проявляются в моменты наиболее яркого выражения страстей или эмоций.

Интонации плача, жалобы, восклицания или вопроса пришли в музыку из жизни и, даже не будучи связанными со словом например, в инструментальных жанрах, сохраняют свой первичный эмоционально-психологический смысл. Плач Дидоны из оперы Г.Перселла Дидона и Эней, плач Юродивого из оперы М. Мусоргского Борис Годунов столь же определенно выражают скорбную эмоцию, сколь и четвертая часть 6-й симфонии Чайковского или Траурный марш из 2-й сонаты Ф.Шопена. Восходящая секста - так называемый мотив вопроса - и в самом деле прекрасно отражает вопросительную интонацию человеческой речи. Не случайно она столь часто использовалась композиторами-романтиками и нашла широкое применение в произведениях эмоционально-лирического характера, таких как известная миниатюра Шумана Отчего? из фортепианного цикла Фантастические пьесы. Обязательным атрибутом героического начала в музыке являются повелительные, призывные интонации - в частности, восходящая кварта, на последний звук которой падает метрическое ударение.

Правда, своим происхождением она связана не только с речью, но также с военной и сигнальной городской музыкой которая писалась главным образом для духовых инструментов. Войдя в профессиональное музыкальное творчество и утратив прикладную функцию, эти интонационные элементы претерпели значительные изменения, однако самая суть их выразительности осталась той же - именно энергичные квартовые и трезвучные мотивы определяют характер главного образа аффекта в героических ариях итальянской оперы-seria, в революционных песнях и торжественных гимнах, в Героической симфонии Бетховена и симфонической поэме Рихарда Штрауса Дон Жуан. Далеко не вся музыка обнаруживает непосредственную связь с речевыми интонациями. Будь это так - спектр ее выразительных возможностей не был бы столь широк.

Например, в темах песенного склада речевые элементы оказываются как бы растворенными, сглаженными, а часто они не присутствуют вовсе - в подобных случаях внимание слушателя приковывает прежде всего сама мелодическая линия, красота ее рисунка, гибкая, а порой причудливая пластика звуковых форм. Такова итальянская оперная кантилена классический пример - каватина Нормы из одноименной оперы В.Беллини, лирические темы Чайковского или Рахманинова вспомним медленную часть его 2-го фортепианного концерта. Интонация в музыке обладает определенным выразительным смыслом, однако не раскрывает всех граней художественного образа и не может выполнять конструктивной, формообразующей роли. Эти функции берет на себя музыкальная тема - основная смысловая и конструктивная единица любого музыкального произведения, не отождествляемая с мелодией.

Мелодия, сколь бы важна она ни была, лишь одна сторона темы. Более того, существуют произведения без мелодии в привычном понимании этого слова прелюдии и токкаты эпохи барокко, вступление к опере Вагнера Золото Рейна, симфоническая картина Лядова Волшебное озеро, прелюдии Дебюсси или сочинения композиторов современности - О.Мессиана, К.Штокхаузена, А.Шнитке и многих других. Однако музыки без темы не бывает.

Тема в наиболее глубоком и универсальном понимании представляет собой некое музыкальное единство, в котором взаимодействуют все средства музыкальной выразительности мелодия, лад и гармония, метр и ритм, фактура, тембровые, регистровые и формообразующие компоненты.

Каждый из этих элементов обладает специфическими, только одному ему присущими свойствами и имеет свое поле деятельности, то есть выполняет определенные образные и композиционные задачи. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Мелодия.

Не случайно она оказалась на первом месте в нашем перечне.

Одноголосная последовательность звуков, одноголосно выраженная музыкальная мысль - таковы теоретические определения мелодии. Но есть и другие трактовки. Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения сказал Шостакович. Его слова прекрасно дополнил Асафьев Мелодия была и остается самым преимущественным проявлением музыки и самым понятно-выразительным ее элементом. Действительно, во все времена ничто не ценилось среди музыкантов так высоко, как талант сочинять мелодии из всех элементов музыкального языка ничто не запоминается так хорошо, как мелодия так мелодии Россини уже на следующий день после премьер его опер насвистывали на улицах извозчики и мелкие торговцы ничто не воздействует на эстетическое чувство человека столь непосредственно и ничто не может более полно, нежели мелодия, восстановить в нашем сознании целостный образ музыкального произведения.

Но мелодия не может существовать сама по себе. Звуки, составляющие мелодию, должны быть организованы в определенную систему, которая называется ладом вспомним другие значения русского слова лад - порядок, согласие, разумное, правильное устройство. Действия всех элементов лада согласованы, каждый из них функционально связан с другими есть центральный элемент - тоника и элементы, подчиненные ей. Благодаря этому в музыке возникает тяготение - некое поле притяжения и отталкивания, которое заставляет нас слышать одни звуки как устойчивые, спокойные, уравновешенные, а другие - как неустойчивые, динамично устремленные и требующие разрешения аналогов этому свойству музыки мы не найдем ни в одном другом искусстве, его можно уподобить лишь силе всемирного тяготения. Есть у музыкальных звуков и другая особенность.

Они могут сочетаться друг с другом не только последовательно, но и одновременно и образовывать разного рода сочетания - интервалы, аккорды.

Напротив - звуковые сочетания и способность нашего слуха улавливать их как нечто целостное порождают дополнительные выразительные свойства музыки, важнейшим из которых является гармония. Сочетания звуков воспринимаются нами по-разному то как благозвучные - консонансы с лат согласие, созвучие, гармония, то как неблагозвучные, внутренне противоречивые - диссонансы.

Яркий пример ладогармонической организации - классический мажор или минор, ставшие основой для музыки многих эпох и стилей. В этих семиступенных ладах центром притяжения и главным устойчивым элементом, подчиняющим себе неустойчивые ступени, интервалы и аккорды, является тоническое трезвучие аккорд, стоящий на первой ступени лада. С основами классической ладотональной системы знаком любой дилетант, умеющий играть на гитаре три фирменных аккорда - тоническое T , субдоминантовое S и доминантовое D трезвучия.

Помимо мажора и минора, существует множество других ладов - мы находим их в музыкальных системах древнего мира, в старинной музыке, в фольклоре, их спектр существенно расширило творчество композиторов XX века. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 В условиях лада, то есть определенным образом организованного звукового пространства, возникает гармония.

Гармония в привычном понимании этого термина родилась только в эпоху барокко, обрела ясные формы в творчестве венских классиков и была доведена до предельной сложности, изысканности и разнообразия в романтической музыке, что пошатнуло ведущие позиции мелодии. В музыке XX века возникло множество новых систем ладогармонической организации например, у импрессионистов Дебюсси и Равеля, у Мессиана или Стравинского. Некоторые композиторы - среди них Рахманинов и Мясковский - остались верны классико-романтическим принципам, а такие художники, как Прокофьев или Шостакович, в сфере гармонических средств сумели органично сочетать традиции и новаторство.

Функции гармонии весьма разнообразны и ответственны. Во-первых, она обеспечивает горизонтальную связь созвучий в музыкальном произведении, то есть является одним из главнейших проводников музыкального времени. Благодаря смене устойчивых и неустойчивых, консонирующих и диссонирующих созвучий мы ощущаем моменты накопления напряженности, нарастаний и спадов - так проявляются экспрессивно-динамические свойства гармонии.

Во-вторых, гармония порождает чувство звукового колорита, так как способна привнести в музыку тонкие световые и цветовые градации, создать эффект сопоставления красочных пятен и плавной смены тонких колористических нюансов. В разные эпохи у разных композиторов те или иные свойства гармонии проявлялись неодинаково классики ценили в ней прежде всего способность логически связывать созвучия, активизировать процесс музыкального развития и выстраивать композицию что особенно ярко проявилось в сонатной форме романтики значительно усилили роль экспрессивно-эмоциональных качеств гармонии, хотя не были равнодушны и к звуковой красочности композиторы-импрессионисты всецело погрузились в любование звуковым колоритом - не случайно и само название этого направления непосредственно связано с аналогичным течением в европейской живописи.

Проявления выразительных свойств лада весьма многообразны.

Вполне определенную эмоциональную и колористическую окраску имеют знакомые всем мажор и минор мажор звучит светло, приподнято и ассоциируется с радостными, светлыми образами, музыка, написанная в миноре, как правило, сумрачна по колориту и связана с выражением печально-меланхолических или скорбных настроений. Каждая из 24-х тональностей воспринимается нами совершенно по-разному. Еще в эпоху барокко они наделялись особым символическим смыслом, который сохранился за ними вплоть до наших дней. Так, до мажор ассоциируется со светом, чистотой, сиянием божественного разума ре мажор лучше всего подходит для выражения чувств ликования и торжества - это тональность Торжественной мессы Бетховена, радостных, хвалебных хоров Высокой мессы Баха - таких, как Gloria Слава или Et resurrexit И воскрес си минор - сфера скорбно-трагических образов, не зря этой тональностью воспользовался Бах в тех номерах мессы, где речь идет о жертвенности и страданиях Иисуса.

Итак, лад и гармония обеспечивают существование музыки в звуковом пространстве.

Но музыка немыслима и вне второй оси координат - музыкального времени, выражениями которого являются метр, ритм и темп. Метр разбивает музыкальное время на равные отрезки - метрические доли, которые оказываются неодинаковыми по своему значению есть доли опорные сильные и неопорные слабые. В такой организации нетрудно увидеть аналогию с поэзией - это лишний раз подтверждает глубокое родство обоих искусств. Как и в поэзии, в музыке различаются двухдольные и трехдольные метры, которые во многом определяют характер движения и даже жанровые особенности того или иного произведения. Так, трехдольный метр, в котором акцентной оказывается первая доля, позволяет нам распознать вальс, а равномерное чередование длительностей в условиях двухдольности помогает уловить маршевое начало.

Однако при всей своей значимости метр является только основой, это лишь сетка, или канва, на которую наносится ритмический рисунок. Именно ритм конкретизирует в музыке тот или иной жанр и придает индивидуальность любой мелодии.

Значение ритма особенно наглядно проявляется в различных танцевальных жанрах, каждому из которых присуща особая ритмическая формула. Благодаря ритму, даже не слыша мелодии, можно безошибочно отличить вальс от мазурки, марш от польки, болеро от полонеза. Большое значение имеет в музыке темп - то есть скорость исполнения, которая зависит от частоты чередования метрических долей. Медленные, быстрые и умеренные темпы связаны не только с различными типами движения, но и с определенной сферой выразительности.

Невозможно представить себе, например, романс-элегию в быстром темпе или краковяк в темпе адажио. Темп оказывает сильное воздействие на жанровое наклонение - именно медленный характер движения позволяет отличить траурный марш от марша строевого или марша-скерцо, а более радикальные изменения темпа способны и вовсе переосмыслить жанр - превратить медленный лирический вальс в головокружительное скерцо, а галантный менуэт в величественно-импозантную сарабанду.

Часто темп и метр играют решающую роль в создании музыкального образа. Сопоставим два известнейших произведения Моцарта - тему первой части 40-й симфонии и арию Памины из второго действия оперы Волшебная флейта. В их основе лежит одна и та же интонация жалобы - lamento, окрашенная в элегические тона соль минора. Музыка первой части симфонии сродни взволнованной речи, в которой непосредственно изливается чувство, она создает ощущение трепетного, почти романтического порыва. Лирика арии - это скорбь, глубокая, безысходная, как будто скованная изнутри, но полная скрытого напряжения.

При этом решающее воздействие на характер лирического образа оказывает темп в первом случае скорый, а во втором - медленный, а также размер в симфонии - двухдольный, с устремленными к сильной доле такта ямбическими мотивами, в арии Памины - с трехдольной пульсацией, смягченный и более текучий. Средства музыкальной выразительности - мелодия, метроритм, лад и гармония - должны быть определенным образом скоординированы и организованы, должны находить некое материальное воплощение.

За это в музыке отвечает фактура, которую можно определить как тип изложения музыкального материала, способ построения музыкальной ткани. Существует великое множество разновидностей фактуры. Мы выделим лишь два важнейших принципа в организации музыкальной ткани - полифонический и гомофонный. Первый возникает в результате сочетания нескольких самостоятельных мелодических голосов. Если во всех голосах поочередно или с некоторым наложением проводится один и тот же тематический материал, то возникает имитационная полифония - этот тип фактуры преобладает в светской и церковной хоровой музыке эпохи Возрождения, он широко представлен в творчестве мастеров полифонии эпохи барокко, в частности в фугах Баха и Генделя.

Если по вертикали сочетаются различные мелодии, то мы имеем дело с контрастной полифонией. Она не столь широко распространена в музыке, как имитационная, но встречается в произведениях самых разных эпох и стилей - от средневековья до наших дней. Так, в трио Командора, Дон Жуана и Лепорелло из оперы Моцарта Дон Жуан каждый из участников охвачен своим чувством, поэтому вокальные партии героев, сливающиеся в полифоническом ансамбле, ярко контрастны по отношению друг к другу боль и страдание выражены в ламентозных фразах Командора, жалость и леденящий душу страх смерти воплощены в проникновенно-кантиленной мелодии Дон Жуана, а трусливый Лепорелло вполголоса бубнит свою скороговорку.

Второй тип фактуры - гомофония - подразумевает наличие ведущего мелодического голоса и аккомпанемента.

Здесь также возможны разнообразные варианты - от простого аккордового склада, где мелодическую роль играет верхний голос аккорда хоралы Баха, до мелодии с развитым, индивидуализированным аккомпанементом ноктюрны Шопена, прелюдии Рахманинова. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Все то, о чем шла речь до сих пор, имеет основополагающее значение для музыки, но существует только на нотной бумаге до тех пор, пока не воплотится в звуках, ведь звучание - непременное условие существования музыкального искусства.

Как же материализуется звук, каким образом доносит до слушателя свой смысл музыка? Эта тайна заключена в особой сфере выразительных средств - целом мире тембров. Человеческие голоса и инструменты - деревянные духовые, медные духовые, струнные и ударные - придают музыке живое дыхание и удивительное разнообразие красок.

Они выступают и в отдельности, и в бесчисленных сочетаниях, каждое из которых обладает совершенно особыми экспрессивными качествами и колоритом. Вокальное соло раскрывает тончайшие эмоциональные нюансы, а монументальная, фресковая звучность смешанного хора способна сотрясать своды соборов и концертных залов звучание струнного квартета, удивительное по теплоте и слитности тембров, одновременно создает впечатление пластичности и графической четкости линий разноголосые деревянные духовые пленяют акварельной прозрачностью и ясностью красок.

Индивидуальность голосов и инструментов была замечена композиторами очень давно. Задушевные соло, подобные теме медленной части 4-й симфонии Чайковского, часто поручаются гобою блестящие и холодновато-прозрачные фиоритуры прекрасно удаются флейте - не зря ее использует Римский-Корсаков, характеризуя прекрасную, но лишенную человеческого тепла Снегурочку голос природы традиционно становится зовом валторны напомним, что в переводе с немецкого это слово и означает лесной рог - именно он исполняет пасторальные темы в увертюрах Вебера к операм Оберон и Вольный стрелок роковые, зловеще-угрожающие образы неизменно связываются с медными духовыми инструментами, а от струнных исходит ощущение душевной теплоты и эмоциональной непосредственности высказывания вспомним знаменитую побочную тему первой части 6-й симфонии Чайковского. Важно помнить, что все средства музыкальной выразительности тесно связаны между собой.

Большинство из них вообще не существуют сами по себе так, мелодия немыслима вне ритма и лада, вне лада и фактуры не может возникнуть гармония, а ритм, хоть и более независим, чем все остальные элементы, но одномерен и лишен первейшей сущности музыки - звука. Взаимосвязь всех средств музыкальной выразительности обнаруживается буквально на каждом шагу. Действительно, по одной только последовательности звуков, воспроизведенной в произвольном темпе и ритме, трудно узнать даже очень знакомую мелодию.

Сопоставим несколько примеров - пусть это будет тема Черномора из Руслана и Людмилы Глинки, лейтмотив копья Вотана из вагнеровского Кольца Нибелунга и тема па-де-де из балета Щелкунчик. Их мелодии практически одинаковы - все они представляют собой простейшую нисходящую гамму.

Но что же делает эти темы столь разными - вплоть до того, что одна из них воплощает силы зла, другая символизирует победу любви и добра, а третья выражает совершенно абстрактную идею? Все дело в том, что одинаковые мелодии помещены в совершенно различные метроритмические, ладогармонические, фактурные и тембровые условия непривычно, потусторонне звучащий целотонный лад, примитивный в своей равномерности ритм и грозное оркестровое тутти с преобладанием меди составляют существо темы злого волшебника суровая окраска натурального минора, пунктирный маршевый ритм, аскетичное унисонное изложение и глухие тембровые краски низких струнных и медных духовых инструментов определяют характер вагнеровского лейтмотива просветленный мажорный колорит, красочность и полетность неустойчивой гармонии на сильной доле, ритмическая пластичность и теплое, наполненное звучание струнных делают простую гамму одной из красивейших лирических тем Чайковского.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981 Теперь, когда мы рассмотрели различные элементы музыкального языка, увидели всю сложность и многообразие их связей, необходимо вспомнить о том, что все они являются лишь средствами выражения художественного образа.

Но ведь во временном искусстве образ никогда не остается неизменным, даже для его показа требуется время.

Если же образов несколько, то и они, и восприятие слушателя тем более нуждаются в некоей силе, организующей всю совокупность средств выражения во временном потоке. Эту задачу выполняет в музыке форма, сложность понимания которой усугубляется тем, что она постижима только в момент исполнения музыкального произведения.

С одной стороны, форма - это композиция, или структура произведения, связывающая все его части воедино. По стройности и уравновешенности композиции, по гармоничности соотношения частей и целого нередко судят о достоинствах музыкального произведения, не зря Глинка сказал Форма - значит красота. Вместе с тем форма - это одно из высших проявлений процессуальной природы музыки. В ней отражается смена музыкальных образов, раскрывается их контраст или связь, развитие или преобразование.

Лишь охватив музыкальную форму целиком, мы можем уяснить логику развития художественного образа и ход творческой мысли композитора. Говоря о средствах и формах выражения в музыке, следует помнить, что мы со значительной долей условности можем рассматривать их совокупность как единый художественный язык. В действительности же каждый композитор говорит на своем языке, а точнее, руководствуется законами своей собственной музыкальной речи. И это позволяет музыке оставаться вечно живым, непосредственным и бесконечно разнообразным искусством, словно вобравшим в себя все токи жизни и в чувственно постигаемой форме отразившим и переплавившим опыт других сфер духовной деятельности. Наверное, не случайно одни считают, что музыка элитарна и требует для своего восприятия специальной подготовки и даже определенных природных данных, а другие видят в ней силу, способную воздействовать на нас помимо сознания и опыта.

Наверное, и те, и другие правы. И безусловно прав замечательный музыковед и писатель Ромен Роллан, сказавший Музыка, это интимное искусство, может быть также искусством общественным она может быть плодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть порождением радости и даже легкомыслия Один называет ее движущейся архитектурой, другой - поэтической психологией один видит в ней искусство чисто пластическое и формальное, другой - искусство непосредственного этического воздействия.

Для одного теоретика сущность музыки - в мелодии, для другого - в гармонии Музыка не умещается ни в одну формулу.

Это - песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие. Аристархова Л. О чем и как говорит музыка Искусство 1-е сентября. 1999 7 1.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников

Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой.. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое.. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Музыка как таковая с ее понятиями ладов, тональностей, аккордов и всего остального является природной гармонией, заложенной в каждом из нас. Тут-то и приходят на ум высказывания о музыке, которые стали чуть ли не крылатыми фразами. Вспомнить хотя бы слова из фильма «В бой идут одни старики»: «Пилотом можешь ты не быть, мы все равно летать научим, а музыкантом быть обязан».

Музыка как вдохновение души

С некоторых пор все больше ученых-психологов сходятся во мнении, что музыка является своеобразным инструментом выражения настроения человека. Неудивительно, что под расслабляющие звуки мы способны моментально засыпать, а при прослушивании чего-то более ритмичного может возникать приподнятое настроение, иногда переходящее даже в состояние эйфории.

Еще в XIX веке появилась такая научная дисциплина, как музыкальная психология, которая одновременно подразумевает не только знания из области музыкальных понятий, но и их влияние на психику человека.

Высказывания о музыке с точки зрения душевного состояния чаще всего сравнивают с проявлением любви, когда «душа поет». Например, А. С. Пушкин в одном из своих творений пишет:

«Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия».

Музыка как средство расслабления

Неудивительно, что в некоторых случаях психологи рекомендуют применение так называемой музыкальной терапии. Чаще всего она используется для лечения алкоголиков или наркоманов, которые живут в собственном придуманном мире. Даже Аристотель говорил о том, что музыка способна оказывать воздействие на этническую сторону души.

Музыка в истории человечества

В истории нашего развития музыка играет далеко не последнюю роль. На этот счет интересными выглядят и высказывания о музыке одного из самых популярных философов - Конфуция. Он писал, что если захочется узнать, как обстоят дела в том или ином государстве, нужно прислушаться к его национальной музыке.

Высказывания о музыке великих людей зачастую подразумевают особенно сильное подчеркивание ее влияния на развитие этноса определенной цивилизационной группы. Так, например, во все времена очень распространенными были марши, используемые для поднятия боевого духа войск перед предстоящим сражением. Написано их просто неимоверное количество.

Если взять в расчет то и здесь можно найти немало интересного. Не зря же в церквях и соборах используются органы и песнопения псалмов или молитв, которые усиливают эффект богобоязни и возвеличивания Господа. Наверняка каждый из нас хоть раз, будучи в церкви, ощущал это состояние. В данном случае музыка, конечно же, выступает только как дополнительное средство.

Высказывания о музыке великих людей в древнем мире лучше всего привести на примере Платона, который утверждал, что музыка способна воодушевлять весь мир, снабжать душу крыльями и вызывать полет воображения. В то время почитание богов было на таком уровне, что сейчас многим это может показаться несколько странным.

Поэты и композиторы о музыке

Что касается поэтов и композиторов, то можно с уверенностью сказать, что они в чем-то очень похожи, ведь каждый из них творец. А произведение литературное или музыкальное в равной степени воздействует на человека, как некая гармоническая составляющая.

Высказывания композиторов о музыке в большинстве своем свидетельствуют о том, что в каждом таком творении автор закладывает частичку своей души. Так оно и есть, ведь невозможно создать что-то стоящее, если душа черства.

Тот же Бетховен говорил, что музыка «должна высекать огонь из людских сердец». Именно музыка заставляет задуматься о жизни во всех ее аспектах.

Гармония музыки и ее понимание

Сейчас, правда, речь не идет о музыке в плане попсы, которая в последнее время заполонила телевизионные и радио-эфиры. Это обычное средство зарабатывания денег или влияния на умы молодежи. Цитаты о музыке такого типа очень интересно выглядят на примере стихотворения «Туда-сюда» Ирины Забавиной, написанном в 2013 году.

Настоящая с музыкой наступает только тогда, когда произведение затрагивает самые тонкие скрытые нити души, которые человек не показывает абсолютно никому из окружающих. Это несколько напоминает ощущение влюбленности. Кто знает о таком чувстве, кроме самого человека? Никто. Так и с гармоническим восприятием музыкального воспроизведения.

Самые известные высказывания

Великие цитаты о музыке можно приводить бесчисленное количество раз. Однако наиболее существенными среди них являются высказывания самих композиторов, поэтов и философов.

Одними из самых известных фраз можно назвать Рихтера в плане того, что это поэзия воздуха. Или Вагнера - о том, что она не может мыслить, но способна воплощать мысли.

Многие цитаты о музыке подразумевают не только этнические аспекты, но и некоторые стороны нашего бытия. К примеру, Гейне озвучил мысль о том, что музыка - это нечто среднее меду мыслью и явлением. Она, так сказать, материя без пространства. А Генри Уодсворт Лонгфелло вообще заявил, что музыка - это универсальный язык человечества.

В любом случае с последним утверждением трудно не согласиться, ведь в истории любой нации музыка играет одну из самых главных ролей, выходя на такой уровень, что именно с ней ассоциируются многие национальности и народности, не говоря уже о национальных инструментах, которые просто невозможно спутать ни с чем. Взять хотя бы шотландскую волынку и композиции, на ней исполняемые. Сразу ведь понятно, что это именно шотландский национальный колорит.

Остается только добавить слова из того же фильма «В бой идут одни старики»: «Все преходяще, а музыка вечна».

Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства.

Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек.

Особенно заметим эти различия между восточной и западной музыкальными культурами.

Для восточной музыки характерно монодийное мышление : развитие музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений /свыше восьмидесяти/, четвертитоновые, одновосьмитоновые, глиссандирующие мелодические обороты, богатство ритмических структур, нетемперированные соотношения звуков, тембровое и мелодическое разнообразие.

Для европейской музыкальной культуры характерно гомофонно-гармоническое мышление : развитие музыкальной мысли по вертикали, связанное с логикой движения гармонических последовательностей и развитием на этом основании хоровых и оркестровых жанров.

Музыкальное мышление изучается с древнейших времен. Так система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, можно сказать, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.

2. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления

В музыкальном искусстве к наглядно-действительному мышлению можно отнести деятельность исполнителя, педагога, просветителя.

Наглядно-образное мышление связано со спецификой слушательского восприятия.

Отвлеченное /теоретическое, абстрактно-логическое/ мышление связано с деятельностью композитора, музыковеда. В связи со спецификой музыкального искусства можно выделить еще один вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление.

Все эти виды музыкального мышления имеют также общественно-исторический характер, т.е. принадлежат к определенной исторической эпохе. Так появляется стиль различных эпох : стиль старинных полифонистов, стиль венских классиков, стиль романтизма, импрессионизма и др. Еще большую индивидуализацию музыкального мышления мы можем наблюдать в творчестве, в манере выражения музыкальной мысли, характерную для того или иного композитора, исполнителя. Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую индивидуальность /личность/.

Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического. К материальному началу относят:

– нотный текст,

Акустические параметры,

Мелодию,

Гармонию,

Метроритм,

Динамику,

Регистр,

Фактуру;

к духовному началу:

– настроения,

Ассоциации,

Выражение,

Чувства;

к логическому началу :

Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.

В музыкальной деятельности мышление сконцентрировано главным образом на следующих аспектах:

Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих над ними мыслей;

Обдумывание музыкальной ткани произведения – логика развития мысли в гармоническом построении, особенностей мелодий, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования;

Нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств.

По мнению многих музыкантов-педагогов в современном музыкальном обучении довольно часто преобладает тренаж профессионально-игровых способностей учащихся, при котором пополнение знаний обогащающего и теоретического характера происходит медленно.

Вывод: Расширение музыкального и общего интеллектуального кругозора, активно способствующего развитию музыкального мышления, должно быть постоянной заботой молодого музыканта, ибо это повышает его профессиональные возможности.

3. Логика развития музыкальной мысли

В самом общем виде логическое развитие музыкальной мысли содержит, согласно известной формуле Б.В.Асафьева, – первоначальный импульс, движение и завершение.

Начальный импульс дается в первичном проведении темы или двух тем, что получило название экспозиции или изложения.

После изложения начинается развитие музыкальной мысли и один из простых примеров, используемых здесь – повтор и сопоставление.

Другим примером развития музыкальной мысли является принцип варьирования и чередования.

Продвижение – это такой тип сопоставления, в котором каждый из соседних разделов сохраняет элемент предыдущего и присоединения к нему нового продолжения по формуле ab-bc-cd.

Прогрессирующее сжатие – это когда повышается динамика, ускоряется темп, более частая смена гармоний к концу части или всего произведения.

Компенсация – когда одна часть произведения компенсирует, уравновешивает другую в характере, темпе и динамике.

4. Развитие музыкального мышления

Согласно общепедагогической концепции известного педагога М.И.Махмутова , для развития у учащихся навыков мышления важно использовать проблемные ситуации. ПС могут быть смоделированы через:

Столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

Организацию практических работ;

Предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;

Формулирование гипотез;

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

Исследовательские задания.

Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:

Выявить в произведении главное интонационное зерно;

Определить на слух стилевые направления музыкального произведения;

Найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;

Выявить особенности исполнительского стиля;

Определить на слух гармонические последовательности;

Подобрать к музыке вкус, запах, цвет, литературу, картину и т.д.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:

Сравнить исполнительский план различных редакций;



Найти ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

Составить несколько исполнительских планов произведения;

Исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой;

Исполнить произведение в различном воображаемом цвете.

Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:

Мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса, бурдона, ритмо-остинато;

Подобрать на слух знакомые песни;

Импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ;

Воплощение речевых, житейских диалогов в музыкальном материале;

Импровизация на различные эпохи, стили, характеры;

Стилистическое, жанровое разнообразие одного и того же произведения.

5.Педагогические предпосылки формирования музыкального мышления у школьников подросткового возраста (в условиях уроков музыки)

Музыкальное мышление является важным компонентом музыкальной культуры. Поэтому уровень его развития во многом определяет музыкальную культуру и учащихся подросткового возраста. Задачи, выдвигаемые программой по музыке:

Использовать музыку в развитии эмоциональной культуры учащихся;

Формировать у них способность сознательно воспринимать музыкальные произведения;

Творчески размышлять об их содержании;

Влиять через музыку на субъекта;

Развивать у учащихся исполнительские навыки.

В соответствии с этим формулируются и требования к музыкальному урокуобщеобразовательной школе, в музыкальной школе и др.), который должен быть целостным, направленным на эмоционально осмысленное общение учащихся с музыкой.

Восприятие музыкальных произведений учащимися подросткового возраста предполагает:

- осознание ими своих эмоциональных наблюдений, переживаний;

- выяснение степени их соответствия содержанию музыкального произведения, т.е. его осмысления, оценки на основе усвоения определенной системы знаний и представлений о музыке как искусстве.

Исходя из анализа программ по музыке, учитывая психолого-педагогические аспекты музыкальной деятельности школьников-подростков, можно выделить ряд факторов, определенным образом обусловливающих уровни сформированности у них навыков музыкального мышления.

1. Психолого-педагогические факторы:

Природные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, сенсорные способности: мелодический, гармонический и другие виды музыкального слуха, чувство музыкального ритма, позволяющие учащимся успешно заниматься музыкальной деятельностью;

Индивидуально-характерологические особенности ребенка, способствующие выявлению качества его эмоциональной и волевой сферы (умение концентрировать внимание, навыки логического и абстрактного мышления, восприимчивость, впечатлительность, развитие представлений, фантазии, музыкальной памяти);

Особенности мотивации музыкальной деятельности (удовлетворение от общения с музыкой, выявление музыкальных интересов, потребностей);

2. Аналитико-технологические факторы:

Наличие у учащихся определенного объема музыкально-теоретических и исторических знаний, навыков понимания особенностей музыкального языка, умение оперировать ими в процессе музыкальной деятельности.

3. Художественно-эстетические факторы:

Наличие определенного художественного опыта, уровень эстетического развития, достаточная сформированность музыкального вкуса, умение анализировать и оценивать музыкальные произведения с позиции их художественно-эстетической ценности и значения.

Наличие у учащихся подросткового возраста тех или иных компонентов музыкального мышления, уровней его сформированности можно установить, используя в процессе исследовательской педагогической деятельности следующие критерии.

1. Характеристика репродуктивного компонента музыкального мышления:

Наличие интереса к музыкальной деятельности;

Знание специфики элементов музыкального языка, их выразительных возможностей, умение оперировать музыкальными знаниями в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений (по указанию учителя).

2. Характеристика репродуктивно-продуктивного компонента музыкального мышления:

Наличие интереса к исполнению народных и классических произведений песенных жанров;

Способность адекватно воспринимать и интерпретировать художественный образ песни;

Умение создать собственный план ее исполнения, аранжировки;

Умение объективно оценивать собственное исполнение песни;

Умение целостного анализа музыкального произведения с точки зрения его драматургии, жанрово-стилевых черт, художественно-эстетической ценности.

3. Характеристика продуктивного компонента музыкального мышления:

Наличие потребности в творчестве в разных видах музыкальной деятельности;

Развития система музыкально-слуховых представлений, умение использовать их в практической музыкальной деятельности;

Специальные художественные способности (художественно-образное видение и др.);

Умение оперировать средствами музыкального языка (речи) в процессе создания собственных музыкальных образцов.

Литература

1.Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки – М.: Изд-во Русский книжник, 1923. – 115 с.

2. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. – М.: Знание, 1981. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике; Сер. «Эстетика»; № 10)

3. Блудова В.В. Два рода перцепции и особенности восприятия произведений искусства // Проблемы этики и эстетики. – Л., 1975. – Вып. 2. – С. 147-154.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О.В. Овчинниковой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

5. Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии. – 1964. - № 3. – С. 140-154.

6. Воєводіна Л.П., Шевченко О.О. Педагогічні передумови формування музичного мислення у школярів підліткового віку // Вісник Луганського державного педагогічного університету ім. Т. Шевченка Науковий журнал № 8 (18) (За матеріалами Всеукраїнської науково-методичної конференції «Художня культура в системі вищої освіти» 20-23 травня 1999 року). – Луганськ, 1999. – С. 97-98.

7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии – М., 1966.

8. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. – М., 1980. – С.

9. Днепров В.Д. О музыкальных эмоциях: Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. – Л., 1972. – Вып. 5. – С. 99-174.

10. Кечхуашвили Г.Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии. – 1975. - № 5. – С. 63-70.

11. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и проблема музыкально-эстетической действительности музыки // Музыкальное искусство социалистического общества: Проблемы духовного обогащения личности. – Киев, 1982. – С. 18-20.

12. Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки. – М., 1977. – Вып. 4. – С. 79-113.

13. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 354 с.

14. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. Сб. статей. / Сост. В. Максимов. – М., 1980. – С. 178-194.

15. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.: черт. и нот. ил.

16. Соколов О.В. О принципах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. - М., 1974.

17. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.

18. Юзбашан Ю.А., Вайс П.Ф. Развитие музыкального мышления младших школьников. М., 1983.

Афоризмы композиторов русских:

1. Дело гармонии дорисовывать те черты, которых нет и не может быть в мелодии. (Михаил Иванович Глинка)
2. Избегайте петь в обществе плохих дилетантов, так вас или избалуют излишней похвалой, что всегда вредно, или наделают замечаний, от которых вас будет коробить. В обществе же настоящих музыкантов пойте смело, потому что от них, кроме полезных наставлений, вы ничего другого не услышите. (Михаил Иванович Глинка)
3. Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнения, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике. (Михаил Иванович Глинка)
4. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. (Александр Сергеевич Даргомыжский)
5. Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
6. Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни. (Дмитрий Борисович Кабалевский)
7. Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества. (Дмитрий Борисович Кабалевский)
8. Искусство, быть может, самое удивительное чудо из всех чудес. созданных человечеством за всю историю его существования, и в этом чуде неразрывно связаны чувство, мысль и красота. Зачем же обманывать людей, зачем обеднять их духовный мир, выдавая за наивысшие достижения искусства бездарные уродства, лишённые и чувств, и мысли, и красоты? (Дмитрий Борисович Кабалевский)
9. Музыка более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений. (Цезарь Кюи)
10. Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единою идеею. Это - моя задача! я попытался разрешить её в своей опере.
11. ...Для меня важная статья - верное воспроизведение народной фантазии, в чём бы она не проявлялась. (Модест Петрович Мусоргский)
12. Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! (Модест Петрович Мусоргский)
13. Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. (Модест Петрович Мусоргский)
14. Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель... Какую ли речь ни услышу, кто бы ни говорил (главное, что бы ни говорил), уж у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи... (Модест Петрович Мусоргский)
15. Народ хочется сделать: сплю и вижу, ем и помышляю о нём, пью - мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального. И какое страшное (воистину) богатство народной речи. Какая неистощимая руда для хватки всего настоящего - жизнь русского народа! (Модест Петрович Мусоргский)
16. В человеческих массах, как в отдельном лице, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем ещё не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого ещё не пробовал - вот задача-то! Восторг и присно восторг! (Модест Петрович Мусоргский)
17. Крест на себя наложил я, и с поднятой головой бодро и весело пойду против всяких к светлой, сильной, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадой, его горем и страдой. (Модест Петрович Мусоргский)
18. Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор, вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться. (Модест Петрович Мусоргский)
19. К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовёт жизнь; дальше, ещё дальше в путь добрый, с большим рвением к новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения, и твёрдою ногою стать на земле обетованной - вот великая, увлекательная задача! (Модест Петрович Мусоргский)
20. Прошло время писаний на досуге. Всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве. (Модест Петрович Мусоргский)
21. Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства. (Сергей Сергеевич Прокофьев)
22. Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьёзной музыкой и вопросительно ждут. Композиторы, отнеситесь внимательно к этому моменту; если вы оттолкнёте эти толпы, они уйдут к джазу или туда, где "Маруся отправилась и в покойницкой лежит". если же вы их удержите, то получится такая аудитория, какой не было нигде и ни в какие времена, но из этого не следует, что надо подлаживаться под эту аудиторию. Подлаживание таит в себе элемент неискренности, и из подлаживания никогда ничего хорошего не выходило. Массы хотят большой музыки, больших событий, большой любви, весёлых плясок. Они понимают гораздо больше, чем думают некоторые композиторы, и хотят совершенствоваться. (Сергей Сергеевич Прокофьев)
23. Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством
24. Сочинять музыку - неотъемлемая часть моего существования, всё равно как дышать или есть - необходимые функции жизни. (Сергей Васильевич Рахманинов)
25. Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность! (Сергей Васильевич Рахманинов)
26. Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл! (Антон Рубинштейн)
Исполнение - это второе творение музыкального сочинения. (Антон Рубинштейн)
27. Можно говорить много и красиво, не говоря при этом ничего замечательного; В музыке это будет необыкновенною и красивою инструментацией незначительных мыслей, в живописи - большая заколоченная рама к маленькой ничтожной картинке. (Антон Рубинштейн)
28. Артист не должен родиться в богатстве. Заботы о хлебе насущном даже полезны ему в первое время: они придают драматизм его творчеству. (Антон Рубинштейн)
29. Мыслители и учёные держат голову опущенной вниз и большей частью вперёд; художники и поэты держат голову откинутой назад и обыкновенно смотрят вверх. (Антон Рубинштейн)
30. Национальность той страны, в которой сочинитель родился и воспитывался, всегда будет проглядывать в его сочинениях, живи он даже в чужой стране и пиши на чужом языке. (Антон Рубинштейн)
31. Красивые женщины не умеют стариться, артисты не умеют вовремя удалиться со сцены: и те и другие не правы. (Антон Рубинштейн)
32. Чего только человек не сможет сделать, если он захочет! Он должен суметь невозможное сделать возможным. Я выбираю это своим девизом! (Антон Рубинштейн)
33. Музыка - благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл. (Антон Рубинштейн)
34. Главными и неотъемлющими чертами нового в музыкальном искусстве являются современность и простота.
35. Настоящее искусство, кроме чисто эстетического наслаждения, удовольствия и красоты (а великое искусство воспитывает чувство настоящей красоты), приносит громадную пользу: оно воспитывает человека! (Георгий Васильевич Свиридов)
36. О жизнь, о творческий порыв,
Всесоздающее хотенье:
Ты всё. Ты океан страстей, то бушующий. то спокойный.
Я люблю твои стены, люблю твою радость (не люблю только отчаяние). (А.Н.Скрябин)
37. Объяснить творчество словами до конца нельзя. всё есть моё творчество. Но и само оно существует только в своих творениях, оно совершенно тождественно с ними. Я ничто. Я только то, что я создаю. (А.Н.Скрябин)
38. Не надо забывать, что прочно только то, что корнями своими гнездится в народе. (С.И.Танеев)
39. Я лично питаю очень большое доверие к музыкальным способностям русского народа. Надо заботиться, чтобы дремлющие творческие силы нашего народа пробились наружу и проявили себя в созданиях, стоящих на уровне тех бессмертных народных мелодий, которые составляют недосягаемые образцы для нас, учёных музыкантов. (С.И.Танеев)
40. Слава даёт людям чувствовать, что в них, в самих них, присутствует сила, а нет ничего приятнее как чувствовать в себе силу. (С.И.Танеев)
41. Только осваивая опыт великих музыкантов прошлого, развивая реалистические традиции, можно создавать произведения, достойные по своему содержанию и своему уровню нашей эпохи. (Т.Н.Хренников)
42. Песенность - это, я думаю, то мелодическое начало, которое должно присутствовать в каждом произведении любого композитора, обретая в любом жанре музыки свои специфические, индивидуальные черты. (Т.Н.Хренников)
43. Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский)
44. Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (Пётр Ильич Чайковский)
45. Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души. (Пётр Ильич Чайковский)
46. Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору. (Пётр Ильич Чайковский)
47. Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки. Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полнейшем смысле этого слова. (Пётр Ильич Чайковский)
48. Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества. Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. (Пётр Ильич Чайковский)
49. Диссонанс есть величайшая сила музыки. (Пётр Ильич Чайковский)
50. Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. (Пётр Ильич Чайковский)
51. Где сердце не затронуто - не может быть музыки. (Пётр Ильич Чайковский)
52. Даже человек, одарённый печатью гения, ничего не создаёт не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться... (Пётр Ильич Чайковский)
53. Всякий по-своему служит общему благу, - а ведь искусство есть, по-моему, необходимая потребность для человечества. Вне же своей музыкальной сферы я не способен служить для блага своего ближнего. (Пётр Ильич Чайковский)
54. То, что чуждо человеческому сердцу, не может быть источником музыкального вдохновения! (Пётр Ильич Чайковский)
55. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
56. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
57. Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
58. Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни... Без музыки трудно представить себе жизнь человека. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
59. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
60. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
61. Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
62. Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
63. Талант художника - это не его личное достояние, он принадлежит народу. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)
64. Только то искусство будет жить, расцветать, уходить глубоко своими корнями в жизнь, которое видит своё призвание в том, чтобы служить великому творцу истории - народу. (Дмитрий Дмитриевич Шостакович)

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.



Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение музыкального произведения на фразы и предложения.

Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.

Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.

Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.

А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.

В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена "К Элизе" очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).

Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.