Культура человека существует на территории нашей страны с незапамятных времен. Археологическими раскопками были установлены в Восточной Европе следы древнего каменного века. В конце четвертого и в третьем тысячелетии до новой эры на территории современной Украины существовали поселения племен, обладавших особенно высокой культурой.

Следами этой культуры являются изделия из меди и красивая глиняная посуда, покрытая спиральными узорами. В первом тысячелетии на юге России создается рабовладельческое государство скифов. Среди степей Черноморского побережья до сих пор высятся насыпные холмы над могилами скифских государей, так называемые курганы. Их погребальные камеры были полны несметных богатств. Здесь находили вазы, чаши, кубки, блюда, ожерелья, браслеты, гребни - все это выполнялось из чистого золота и серебра, украшалось узорами, в некоторых случаях рельефами, поразительно совершенными по выполнению. Среди рельефов попадаются изображения самих древних скифов, бородатых длинноволосых людей в широких рубахах и длинных шароварах, смелых и быстрых укротителей диких степных коней.

Рельефы турьего рога из Чернигова. X в. Исторический музей

Скифы вели оживленную торговлю с городами древней Греции. В обмен на зерно они получали греческие изделия, в том числе расписные вазы, мраморные статуи. Многие шедевры греческого искусства, украшающие наши музеи, были найдены археологами на юге России. Классические эллинские традиции вошли составной частью в русское художественное наследие.

Менее цивилизованы, зато более самостоятельны в своем художественном творчестве были скифы-скотоводы, кочевавшие по северным окраинам нашей страны - далеко в глубь Сибири. Они выделывали из литого золота пластинки, служившие украшением одежды. На этих пластинках изображались дикие звери, которых скифы хорошо знали, так как постоянно охотились на них. В скифских изделиях можно видеть изображения оленей и лосей с их ветвистыми рогами, жадно вцепившихся друг в друга лесных хищников, диких коней, косолапых медведей. Внешний облик и повадка отдельных животных характеризованы в них безукоризненно верно, тела животных переданы ясными, выразительными формами.

Восточные славяне на протяжении второй половины первого тысячелетия находились в стадии перехода от родового к общинному строю. Они занимались земледелием и при этом постоянно вступали в торговые сношения с соседними народами. Первоначально славяне почитали старшего в роде, каждый род по закону материнства - свою праматерь, и этот пережиток родовых представлений надолго укрепился в их сознании. Как земледельцы, они поклонялись силам природы, зверям, деревьям, рекам и камням. Первобытная религия наложила отпечаток на их искусство.

Славяне выделывали статуэтки женщины с воздетыми руками, покровительницы рода, великой матери, и поклонялись этим идолам. Они изображали священное дерево и располагали по сторонам от него фигуры лошадей и других животных или птиц. Это должно было означать почитание «древа жизни». В этих изображениях сказалась первая попытка выразить свое представление о порядке мироздания.

Выдающимся произведением искусства восточных славян X века является найденный в Чернигове турий рог в серебряной чеканной оправе. Из сплетений листвы выглядывают похожая на петуха огромная птица, странный четвероногий зверь и торопливо бегущий человек, вооруженный луком. Предполагают, что в рельефе турьего рога представлен какой-то сказочный сюжет: юноша спасает девушку, стрелы силою колдовства отлетают от него назад. Но этот сюжет выражен в рельефе отрывочно, сбивчиво. Трудно усмотреть в нем связное изображение какой-нибудь сцены, события, действия.

Совершая над курганами возлияния из рога в честь умерших, участники тризны видели в украшавших его зверях, птицах и растениях порождения той самой природы, которой они суеверно поклонялись в своих обоядах. Многие из этих сказочных мотивов древнейшего славянского искусства, вроде праматери, священных коней и жар-птицы, прочно вошли в народное сознание и были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл: устрашающее колдовство превратилось в занимательную сказку, идолы стали мотивом затейливого узора.

С возникновением и укреплением государства у восточных славян явилась потребность в более величавых формах искусства. Князь Владимир сооружает в своей столице Киеве и по городам многочисленных идолов. Идолам придавали человеческие черты. В своем описании киевского Перуна летописец не нашел ничего другого сказать о нем, кроме того, что туловище его было деревянным, голова серебряной, усы золотыми. Новгородский Перун угрожающе держал в руках палицу-дубинку.

Такие идолы в состоянии были внушать к себе почтение и страх. Но они не оставили глубокого следа в народном сознании. Славяне вскоре отреклись от них. Позднее круглые статуи не допускались в древней Руси, так как в них видели подобие идолов.

Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно, оно несло на себе печать высокого мастерства. Но оно не в состоянии было служить выражением всего огромного жизненного опыта, накопленного славянами за предшествующий период.

С укреплением империи Рюриковичей и принятием христианства славяне вступили в круг передовых народов средневековой Европы. Уже в XI веке они сумели создать монументальное изобразительное искусство.

Очерки по истории русского искусства. М.: Издательство академии художеств СССР, 1954.

Искусство древних славян.

Значительное место в раннем искусстве древних славян занимает керамика так называемой Черняховской культуры. Вопрос о том, славянская она или нет, до сих пор не решен, но орнаменты, встречающиеся здесь на сосудах, невольно ассоциируются с хорошо нам известной геометрической орнаментикой в народном украинском искусстве.

Изделия ювелирного ремесла встречаются уже в раннеславянских поселениях Среднего Поднепровья и других мест в Зарубинецкую эпоху (II-1 вв. до н.э.). Это бронзовые фибулы-застежки и пряжки так называемого латенского и среднелатенского типа, орнаментированные прямыми или косыми насечками. В Черняховскую эпоху (II-IV вв. н. э.) ювелирное дело получило дальнейшее развитие. Помимо зарубинецких фибул с треугольным щитком, делаются "арбалетные" фибулы с изогнутой ножкой и фибулы с полукруглым вытянутым полудиском и украшениями в виде небольших круглых головок. Высокого уровня производство ювелирных изделий достигает, по-видимому, к середине 1 тысячелетия н. э. С этого времени они начинают красиво орнаментироваться. Встречаются теперь бронзовые пряжки с "глазковым" узором и браслеты с концами, похожими на змеиные головки. Они массивны и очень просты по форме. Нередки в это время лунообразные серьги из трех колечек, нанизанных на серебряный или бронзовый ободок, предвосхищающие тип известных киевских "трехбусинных" колец. Попадаются подвески, представляющие собой две спирали, подвески-колечки, к которым прикреплен простой треугольник.

Черняховские мастера знали искусство ковки, выполняли свои вещи по заранее приготовленной восковой модели, употребляли грубоватую зернь, составляя несложные геометрические узоры. Была им известна и выемчатая эмаль, типичная для многих европейских народов раннего средневековья. Нарядные, с красивым прорезным сквозным орнаментом, расцвеченные эмалью, эти изделия представляют высшее достижение ювелирного искусства в IV-V веках. Во всех этих разновидностях народного творчества любимыми были красный, зеленый, желтый, белый и черный цвета.

Помимо металлических, дошли до нас от Черняховской эпохи изделия из кости, главным образом гребни. Их украшали мелким "глазковым" узором и рисунками спирали. Находят и остатки стеклянных изделий этого времени, но они, наверное, были привозными. Но самым значительным явлением была керамика. Сосуды простой и сложной формы выполнялись из обычной обожженной глины, но часто продымливались во время обжига в горнах, приобретая нарядный черный цвет. Их украшали геометрическими линейными узорами (треугольниками, зигзагами, ромбами), иногда поверхность в отдельных местах просто заштриховывалась. Эти орнаменты напоминают будущие украинские узоры. В своих формах Черняховская керамика испытала воздействие греко-римского искусства, но в орнаментике строго придерживалась местных рисунков. Наряду с этой посудой, нередко подражавшей металлическим привозным кувшинам, встречается много безыскусственной скромной посуды. Первая изготовлялась на гончарном кругу, вторая- лепным способом, как в Зарубинецкую эпоху, что говорит о наличии в это время в Приднепровье центров с различным уровнем керамического производства.

Считается, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива была территория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 – 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север.

Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина.

В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово - узорочье.

Древние славяне на своем историческом пути соприкасались со скифами и сарматами, с предками литовцев, латышей, заходившими ранее далеко на юг, и с финно-угорскими племенами лесного северо-востока. В процессе ассимиляции славяне восприняли многое из фольклора и изобразительного искусства славянизируемых соседей северо-запада и северо-востока.

Наиболее распространенными видами декоративно-прикладного искусства дохристианской Руси были резьба по дереву и кости.

Художественная обработка дерева была известна еще в VIII-IX вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Резьба - это художественная обработка дерева вырезанием и росписью с изображениями, созданными средствами живописи.

Обработка кости - это один из старейших видов народного декоративного искусства. В глубокой древности коренные жители Сибири, средней части России из кости изготовляли различные изделия: ножи, наконечники для гарпунов, амулеты. У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена еще в IХ веке. Письменные источники свидетельствуют о высоком качестве косторезного русского мастерства. Резьбу называли «резьбой руссов».

Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7-8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.

1. История русской культуры IX-XX веков. / Л.В.Кошман, Е.К.Сысоева, М.Р.Зенина, В.С.Шульгин. – М.: Акцепт, 2006.

Переходя к характеристике находок позднейшего периода 11-12 веков, мы сталкиваемся с совершенно иным обликом украшений, резко отличающим новые типы их от украшений предшествующего периода. Это - более высокая ступень развития декоративного искусства. Прежде всего, обращает на себя внимание их легкость. Даже крупные украшения делаются полыми, из тонких серебряных или золотых пластин, спаиваемых вместе. Это новшество объяснимо. Дружинник раннего периода стремился иметь по возможности все свои сокровища, добытые обменом или грабежом в походах, всегда при себе, т.е., на себе, в виде обилия массивных литых украшений, оправы оружия, сбруи коня. В значительной степени эта тенденция удерживается в раннем периоде феодализации. С установлением феодального строя отношение к накоплению ценностей меняется. Основное богатство феодала - земля, закабаляемые крестьяне, поместье. В поместье феодал хранит накопленные им посредством торговли и грабежами сокровища. Ценность личного украшения по содержащемуся в нем металлу теряет прежнее значение. На его место выступает стремление сделать украшение средством демонстрации социальной значимости носящего его лица, средством всенародного показа знатности, благородства, носимого ранга, места, занимаемого в обществе.

Привилегированные представители нового господствующего класса строили новое государство, новую религию, новую феодальную культуру. Потому стремлению к демонстрации социальной значимости прекрасно отвечала разработанная византийским феодализмом система украшений и знаков социального отличия. Византийская система быстро перенимается и перерабатывается на свой лад русскими феодалами, получая широкое распространение на всей территории феодальной России.

К украшениям, демонстрирующим социальную значимость, относятся большие оплечья, состоящие из нескольких больших крупных плоских блях и бусин, помещавшихся по одной-две между ними. Оплечья, несмотря на громоздкость, сравнительно легки по весу, ибо состоят из тонких золотых или серебряных блях и полых бусин.

Оплечья встречаются двух разных видов. Более редки золотые оплечья тонкой работы, с эмалевыми изображениями, украшающими центральный медальон и сложными сканными узорами по ободку бляхи. Аналогичны, видимо, этим оплечьям по социальному значению и золотые цепи из круглых полых бляшек с эмалевыми изображениями, какие известны по киевским кладам. Аналогична им плоская шейная золотая гривна каменнобродского клада (1903), по форме как бы дающая переходный тип от собственно гривны к оплечью. Серебряные оплечья известны по ряду раскопок в различных местностях, например, суздальское оплечье Уварова, старо-рязанский, спасско-болгарский, новгородский клады. По типу они оказываются везде совершенно одинаковыми и, видимо, были широко распространенными нагрудными украшениями феодальной знати этого периода. Сравнивая серебряные оплечья с золотыми киевскими или старо-рязанским, можно заметить, что хотя они происходят от них, но подражают им далеко не полностью. Изображения святых, воспроизводимые теперь резцом и в черни, удерживаются, и то не всегда, только на некоторых, обычно немногих, медальонах ; святых здесь заменяют узоры так называемого "процветшего креста" или просто растительные орнаменты.

Другим заимствованным из византийских феодальных уборов украшением, были колты. Колты утонченного убора византийской феодальной знати - это крупные сережные подвески из золота, полые внутри, куда помещался клочок смоченной духами ваты или тонкой тряпочки, душившей волосы при покачивании колта от ходьбы. Оригинальный характер украшения еще сохраняют многие киевские золотые колты с эмалями 11-12 веков . Но он, видимо, почти полностью исчезает в серебряных колтах, поскольку верхнее отверстие в выемке колта обычно запаивалось при выделке. Такие серебряные колты известны и по кладам 12 века южной киевской группы, но преимущественно они более характерны среднерусской группе кладов. Прекрасные образцы их дали старо-рязанский и териховский клад Орловской губернии.

Иное, видимо восточное, происхождение имеет распространенное на всей территории раннефеодальной Руси украшение - большая сережная подвеска в виде звезды. В южном киево-черниговском районе звездчатый тип серьги имеет несколько вариантов. Небольшие золотые серьги звездчатого типа были открыты в 1846 г. в Киеве у Десятинной церкви и ныне находятся в коллекциях Оружейной Палаты. Другой вариант аналогичных малых серег, но серебряных и заполненных на лучах зернью, содержал киевский клад, также найденный возле Десятинной церкви в усадьбе Лескова. Третий вариант дали каменнобродские находки (1903) двух крупных серебряных подвесок звездчатого типа, но иные по выделке, чем распространенные в среднерусской группе кладов. Крупные звездчатые подвески из серебра, точно воспроизводящие золотые подвески из находок 1846 г., найдены были в киевском кладе 1903 г. (усадьба Михайловского монастыря).

Сделанный перечень показывает (далеко не полностью) разнообразие вариантов сережных подвесок этого типа в Киеве, обладавшем высокоразвитым художественным ремеслом. В среднерусском районе тип звездчатой подвески, при всем его широком распространении, сравнительно однообразен по установленным размерам и характеру производства. Это большая шестиконечная, реже семи- и восьмиконечная, звезда, полая внутри, с гладкими шариками на концах лучей, сплошь усыпанных зернью, с конусообразным выступом, также кончающимся шариком, на лицевой стороне. Таковы сережные подвески териховского (иллюстрации ниже), владимирских и старо-рязанского клада .

Аналогичный факт известного упрощения и стабилизации типа украшения среднерусского района, по сравнению с богатством вариантов и техники киевских мастерских раннего периода, может быть прослежен и по другим примерам. Характерной чертой украшений данного периода 11-12 веков, по сравнению его с предшествующим этапом 10 века, выступает не встречавшееся ранее обилие женских украшений. Этот факт, несомненно, связан с изменением роли женщины в обществе и семье верхов феодального общества, со сложением, видимо, уже теперь в основных чертах того положения женщины, которое она будет занимать и на протяжении всего дальнейшего развития этого общества. Среди женских украшений киевские клады показывают богатство типов различных серег, из которых в среднерусском районе распространен, кроме колта и звездчатой подвески, еще один общераспространенный тип серьги с тремя полыми глухими бусинами, насаженными на стержень.

Украшения старо-рязанский клада

Украшения спасско-болгарского клада

Возьмем разнообразные типы женских ожерелий. В среднерусских кладах сохраняется в основном только один тип, состоящий из продолговатых штампованных серебряных колодочек. По среднерусскому району мы знаем украшения тульского и териховского кладов (рисунки выше). Наконец то же явление прослеживается и в типе серебряных аграфов, служивших застежками парадных одежд. Льговский клад Черниговской губернии дает нам тонкие по выделке образцы небольших аграфов со сложнейшей разделкой бусин сканью и зернью. В среднерусских кладах, например во владимирских, эти аграфы выступают, за единичными исключениями, в более крупной форме, более грубыми и трафаретными по выделке, чем южные образцы.

Рис. 1. Ожерелье, нашивные бляшки и круглое зеркало.

Таким образом, художественно-ремесленные мастерские Киева и Киевской области 10-11 веков выступают перед нами как своего рода лаборатория по выработке самых различных предметов и украшений господствующего класса нового феодального общества. Идет эта выработка на основе переработки широко распространенных местных образцов, восходящих в прототипах к украшениям предшествующего периода, на основе древней техники изготовления украшении. Но наряду с переделками широко заимствуются новые образцы и новая техника из более развитых соседних феодальных обществ, в первую очередь из Византии, а в большей мере из юго-восточных феодальных государств. Технологии переплавляется в единый и общий по характеру облик всех украшений, которые расходятся по остальным районам раннефеодальной Руси. Мотивы стабилизуются определенной типизацией, обогащаются формально, и создают то несомненное общее единство инвентаря кладов этих районов, которые дошли до нас от периода 11-13 веков.

К местным украшениям верхов феодального общества центральных районов, идущим не из киевской "лаборатории", принадлежат, по-видимому, большие подвески, бывшие принадлежностью женского головного убора. Подвески состояли из полой конусообразной верхушки, украшенной зернью, с которой спускаются семь или девять цепочек, перемежающихся крупными полыми бляшками и заканчивающихся подобными же привесками внизу.

Рис. 2. Подвески женского головного убора

Такие подвески найдены были в старо-рязанском , тульском кладе, а также в Каневском уезде Киевской губернии, одна возле Смелы и две меньшие из села Мартыновка (рис. 2). Последние, однако, не кажутся собственно киевскими изделиями. Характером они несколько проще среднерусских образцов и сравнительно моложе (12-13 века). К таким же местным образцам украшений надо отнести и известное пока только в двух экземплярах нагрудное украшение из цепочек с круглыми полыми бляшками и привесками на концах . Привески и весь характер трактовки круглых полых бляшек, рядами расположенных на цепочках, очень близки к цепочкам вышеуказанных конусообразных подвесок. Есть ли между этими двумя видами украшений, встреченных пока порознь в разных районах, общая связь частей единого убора, сейчас сказать трудно, но представляется весьма вероятной.

Клады наиболее удаленного восточного района (два спасско-болгарских), дополняемые отдельными находками, дают разительно отличающийся от кладов остальных районов общий облик содержащихся в инвентаре украшений. Спасско-болгарский клад (1868) близок характером вещей к местным древностям варварского периода разложения доклассового общества, с другой - к рассмотренным выше памятникам раннего этапа феодализации. Клад же 1888 г., основной состав которого образуют бусины и девять блях оплечья , типичных для подобных украшений центральных районов 12-13 веков, принадлежит позднему времени. Данные медальоны оплечья наглядно свидетельствуют, что и в восточном районе распространяются общие для всего господствующего класса раннефеодального общества украшения, но здесь они объединяются уже с иными типами украшений, какими являются серьги с цепочками и бусинками и плоские браслеты с награвированными на них звериными мордами. Подобные браслеты известны и по другим отдельным находкам близ села Болгары (рис. 3).

Рис. 3. Браслет

, найденные близ Билярска Казанской губернии

В кладе 1868 г. наиболее замечательными по высоте и тонкости работы мастера являются золотые цепочки с подвесками, а главное, золотая серьга с фигуркой уточки, выложенная мелкой зернью и сканью. Цепочки и серьга видимо работы одного и того же мастера и являются частями одного женского убора. Подобные золотые серьги с уточками были находимы неоднократно и в других местах. Аналогичная пара находится в собрании Московского Исторического музея из находок в той же местности. Рисунок 5 таблицы 34

Литература:

  • Опись Московской Оружейной палаты, ч. 2, стр. 157.
  • Отчет Археологической комиссии за 1903 г. стр. 184-192.

Лекция № 11. «Искусство Древней Руси. Славяне, Киевская Русь и период феодальной раздробленности

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Древнерусское искусство.

Искусство восточных славян.

II. Искусство Киевской Руси.

III. Искусство периода феодальной раздробленности.

IV. Список литературы.

V. Список основных артефактов.

В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство, развивавшееся в пределах древнерусско­го (русского, великорусского) государст­ва с IX по XVII в. В стилистическом отно­шении далеко не однородное явление. Охватывает искусство Киевской Руси (IX-XIII вв.), период феодальной раз­дробленности (по отдельным школам) (XII-XIII вв.), период татаро-монгольско­го ига (XIV-XVвв.) и становления рус­ского централизованного государства (кон. XV-XVI вв.), XVII в. - период разви­тия светского искусства, усиления свя­зей и влияния Запада на русское искусст­во. С принятием христианства на Руси древнерусское искусство вобрало в себя многие образцы гре­ко-византийского искусства - архитек­туру, монументальную живопись и ико­нопись, которые слились с местными тра­дициями. Через искусство Киевской Ру­си византийская традиция была освоена Владимиро-суздальской школой, откуда перешла в искусство Московского кня­жества (московская школа). Собственно русским явилось деревянное зодчество, внесшее свои поправки в церковную ар­хитектуру. Полностью самостоятельным было гражданское зодчество (терема). Особенностью древнерусского зодчества стало пристрастие к белокаменному строительству с украшением фасадов бе­локаменной резьбой, аркатурными пояс­ками, пилястрами, перспективными пор­талами и т. п. Большой самобытностью отличалось декоративно-прикладное ис­кусство Древней Руси, в значительной мере имевшее народные, в т. ч. языче­ские, корни. Это прослеживалось в ярком колорите росписей и особенно икон. Бо­гатство и разнообразие природных ресур­сов создавало предпосылки для развития в определенных местностях гончарного дела, резьбы и росписи по дереву, худо­жественной обработки металлов, кости, вышивки, изготовления изделий из бере­сты и лозы и т. д.

Существует общепринятая периодизация искусства Древней Руси:

1. искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.)

2. Искусство Киевской Руси (кон. 9 – нач. 12 вв.)

3. Искусство периода феодальной раздробленности (сер. 12 – сер. 13 вв.)

4. Период объединения русских земель вокруг Москвы (13 - сер.15 вв.)

5. Искусство Русского Централизованного государства (кон. 15 - 16 вв.)

6. Искусство 17 в.

Искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.).

Древняя земледельческая культура и родовая ор­ганизация славянского общества вызвали к жиз­ни идеологическую систему, называемую язы­чеством. Основу язычества составляли аграрные магические культы и культ предков. Христианская религия, насыщенная также ма­гическими представлениями, в течение многих столетии не смогла преодолеть древнее язычество и приспособилась к нему. В эпоху сложения феодализма появилось «дружин­ное язычество», причем главным божеством русских князей и дружинников стал бог войны, грома и молнии Перун.

Первые сведения о славянах у древних писателей от­носятся к началу нашей эры. Они называли славян вене­дами, антами и славинами и сообщали краткие сведения о них. В то время художественная культура славян была уже высокой и многообразной, но следы ее можно найти только благодаря раскопкам кладбищ (полей погребений) I-V вв. н. э. (керамика, изделия из бронзы).

С VI в. начинается процесс объединения восточных славян . Эти государственные объединения, союзы племен, были очень непрочны, но они внесли изменения в жизнь славян, так же как далекие походы славянских дружин в Византию, Закавказье и причерноморские города.

От периода с VI по X в, сохранилось большое коли­чество кладов и погребений , дающих более богатое пред­ставление об искусстве славян. Найдено много произведе­ний прикладного искусства из серебра и бронзы - фигур­ки людей, зверей и птиц, выполненные иногда с чертами наивного реализма, иногда очень стилизованные. Большое распространение имели языческие сюжеты в виде геометризованных узоров, имевших в древности магическое зна­чение. Это изображение женщины с поднятыми руками («великая богиня»), символизирующей жизнь и плодоро­дие, деревьев, солнца, цветов, всадников и т. д. Такие изображения известны благодаря крестьянским вышивкам XIX в., так как сами древние образцы вышивок и резьбы по дереву и кости не дошли до наших дней.

Сохранившиеся образцы ювелирного искусства дают представление о необычайном богатстве и разнообразии произведений прикладного искусства древних славян.

Памятники зодчества восточных славян не сохранились до наших дне й. Славяне создавали жилища, храмы, крепо­сти и погребальные сооружения. Ha севере строились руб­леные избы, основой которых был сруб, или «клеть», из бревен. На юге жилища сооружали из мелкого леса или прутьев, обмазанных глиной, причем они частично опуска­лись (вкапывались) в землю (полуземлянки). Северяне в VII-VIII вв. уже белили свои мазанки мелом. Деревянные избы украшались резным коньком на крыше, наличниками, рублеными крылечками. Славянские дома были прямоугольные в плане с двускатной или четырехскатной кровлей.

Планировка славянских поселений была разной - раз­бросанной, в два ряда (порядка), круговой или треуголь­ной (главным образом у слияния двух рек).

Крепостные сооружения представляли ров , земляной вал и поставленный на нем простой тын, или кольцо «городен» из срубов. Такие городища создавались с IV в. до н. э. до XII-XIII вв. н. э.

Элементами художественного зодчества в этих крепост­ных сооружениях были ворота и сторожевая башня.

Резьба по дереву характерна для народного деревян­ного зодчествавосточных славян. В ней преобладали изо­бражения коня, птицы, змеи и собаки, олицетворяющие добрых духов.

Погребальные сооружения славян были связаны с обрядами погребения (сожжение и захоронение трупа) Для праха сожженных членов рода ставились «столпы» (небольшие срубы) на перекрестках дорог. От X-XI вв. сохранились срубленные дома для мертвых внутри курга­нов (земляных насыпей круглой формы), в которых хоро­нили знатных людей. Такие грандиозные курганы X в., в виде усеченного конуса, сохранились около Киева и Чер­нигова. Высота их достигала 12 м. На вершине кургана ставился массивный столб с именем князя или устраива­лась площадка, на которой укладывалось оружие умерше­го - шлем и щит.

Языческие храмы имели различные названия и форму. Одной из ранних форм был глиняный жертвенник, в виде огромного блюда, лежащего на земле или на специальном помосте. По углам были врыты столбы, поддерживающие кровлю. Эта форма языческих святилищ существовала очень долго.

В крупных городах в X в., несомненно, существовали более пышные «храмины идольские». В древнейшей части Киева, близ княжеского дворца, найдены остатки языческого капища - грандиозный жертвенник эллиптической формы, сложенный из песчаника на глиняном растворе. Рядом с ним находился круглый массивный столб. Пол здания вокруг этих сооружений представлял собой толстый слой белой утрамбованной глины. Это - остатки громад­ного языческого храма.

Чтобы представить себе облик городского языческого храма X в., можно использовать дошедшие до наших дней описания храмов у западных (полабских и балтийских) славян.

Саксон Грамматик (XII в.) описывает храм Святовита в Арконе (остров Рюген) , построенный из дерева «весьма искусно и изящно». Храм был окружен оградой с рез­ными раскрашенными изображениями. Крыша была крас­ная, внутри здания было четыре столба и между ними висели ковры.

Титмар Мерзебургский (начало XI в.) описывает храм Радогоста в Ретре (Мекленбург), окруженный лесами и озерами. Храм был большой, деревянный, и стены его были украшены снаружи «чудесными вырезанными изображе­ниями богов и богинь».

В житии Оттона Бамбергского (XII в.) сообщаются сведения о храме Святовита Триглава в городе Щетине , который назывался «континой». Он был построен «с уди­вительным тщанием и искусством». Внутри и снаружи на стенах находились «выпуклые изображения людей, птиц и зверей, представленных так верно и так естественно, что, казалось, дышали и жили, и что, особенная редкость, - краски наружных изображений ни от каких дождей и снегов не могли потускнеть, ни стереться - таково было искусство живописцев».

Таким образом, наиболее знаменитые языческие храмы были богато украшены резьбой и росписью, не дошедшими до наших дней.

Памятники зодчества, резьбы и живописи восточных славян не сохранились в целом виде, и мы можем судить о них только на основании археологических исследова­ний и описаний аналогичных сооружений у западных славян.

Несколько лучше обстоит дело со скульптурой, от которой сохранился ряд памятников. Однако эти памят­ники носят случайный характер и не принадлежат к числу лучших произведений скульптуры языческого периода, ко­торые погибли после принятия христианства. Самым ранним известным произведением скульптуры является плоский рельеф с изображением человека и оле­ня, найденный на стене пещеры на берегу Днестра. Б. А. Рыбаков датирует этот рельеф I-III вв. н. э., хотя большинство исследователей относят его к более позднему времени (VI-VIII вв.). Человек изображен коленопрекло­ненным перед схематично изображенным деревом и петухом, что очень характерно для анимистических представлений славян.

В курганах IX-XI вв. встречаются глиняные и брон­зовые объемные человеческие фигурки (мужчин и жен­щин ), изображающие, по-видимому, богов. Это - домаш­ние или личные божки, которых легче было уберечь от христианских священников и сохранить тайно. Большин­ство этих изображений выполнено грубо и схематично.Общественные идолы более крупного размера выполня­лись из дерева и камня.

Наиболее замечательным памятником славянской плас­тики является четырехликий идол X в., найденный в реке Збруч, близ Гусятина, в 1848 г. (Рис. 265). Идол представляет собой высокий четырехгранный каменный столб, на каждой грани которого имеется особая серия изображений. Вверху, на каждой стороне столба, изобра­жено человеческое лицо, и эта четырехликая голова увенчана одной шапкой, напоминающей русскую княжескую шапку. Ниже - каждая грань разделена горизонтальными черта­ми на три пояса: верхний ярус состоит из четырех крупных фигур в рост (одна женская и три мужских фигуры). В среднем ярусе - четыре уменьшенных чередующиеся фигуры мужчин и женщин, держащихся за руки. В нижнем ярусе - три фигуры усатых мужчин, стоящих на коленях (четвертая сторона изображений не имеет). Все изображе­ния, трактованные плоскостно и схематично, первоначально были раскрашены.

Памятники языческого искусства восточных славян, и в особенности лучше сохранившиеся произведения ювелир­ного искусства , показывают, что славяне еще в языческий период прошли большой путь художественного развития, расцвет которого падает на X в. (княжение Святослава и Владимира).

После принятия христианства Киевская Русь, унаследо­вавшая многовековые традиции бесклассовой народной культуры, сохранила свою самобытность и творчески переработала византийское художественное наследие, луч­шие памятники которого были проводниками античной и эллинистической культуры.

Искусство восточных славян – основа для дальнейшего формирования и развития искусства трёх братских славянских народов – русского, белорусского и украинского.

Искусство восточных славян основано на строгой религиозной системе язычества. Отражением этих верований были величественные курганы – погребения славянских вождей, скульптурные изображения богов (идолов-кумиров), разнообразные ювелирные украшения, выполнявшие роль талисманов-оберегов.

Искусство восточных славян стало базой и источником развития в дальнейшем искусства эпохи раннефеодального государства Киевская Русь. Кроме того, до сих пор в народной памяти, быте искусстве живы образы этой языческой культуры.