Тысячелетия прожить - не поле перейти.

Постоянны в мире лишь перемены. И мода на танцы тоже меняется вместе со стилем жизни, новыми поколениями и их пристрастиями. Сейчас трудно себе представить, чтобы русский народный танец стал столь же популярен, как самба, латина, беллиданс и прочие современные стили. Конечно, русский танец не забыт, но явно у народных масс он нынче не в фаворе. И совершенно напрасно! Он ярок, красив, эмоционален и способен дать фору всем западным танц-новациям!

Мода модой, а русский танец родился задолго до хип-хопа, живет при всех новомодных стилях, и будет жить и дальше, базируясь на том, что это - не просто русский фольклор, а часть глубочайшего исторического наследия, в котором переплетены и тайные знания древних славян, и многогранный русский характер, и быт, и чувства, и единство с природой, и память предков, и то, что называется душой народа.

Древние славяне в танцах разыгрывали драму.

Русский народный танец прошел удивительно долгую эволюцию. В исторических документах русский танец «дебютировал» в 907 году. Официальное упоминание касается танца с медведями, который демонстрировался гостям на праздновании Вещим Олегом в Киеве победы над греками.

К сожалению, ни точных дат зарождения танцевального искусства древней Руси, ни полного представления о том, каков был русский танец десятки веков назад, доподлинно неизвестно. Все, что мы знаем о танцах тех времен из былин, устных преданий и песен - это их обрядовое значение и тесная сакральная связь с природой.

Кроме того, что русский танец, как и творчество любой нации, отражает темперамент, уклад, характер и переживания своего народа, он имеет несколько ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.

И главная черта – это отражение реальной действительности .

Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины, не отличался наигранностью, преувеличением, тем более не создавал вымышленные, мифические образы и сюжеты, и не заглядывал в будущее. Он имел своей целью отразить текущее настоящее или свершившееся прошлое, повседневную жизнь людей, сотканную из событий, общения с природой, праздников, любви или печали. Эта глубокая драматическая основа позволяла выражать русскому танцу сильные, неподдельные эмоции, брать, что называется, «за живое».

Накладываясь на многогранный русский характер, танец тоже был разным - лиричным и задорным, демонстрировал удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день.

Но в самом-самом начале предназначение танца было несколько иным.

Русский танец изначально был частью обрядов.

Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к наиболее критическим моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов - время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.

Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

И раз уж мы заговорили о хороводе, то это и есть самый древний русский танец - родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.

Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.

Потому и сопровождал хоровод практически любой славянский праздник. Этот русский народный танец был непременным атрибутом обрядов в честь новобрачных и «любимцем» народных гуляний. Обрядовый смысл хоровод, со временем, утратил, но рисунок танца остался в неизменном виде. Он все также украшает семейные и детские праздники и на сцене выглядит изумительно красиво.

Игровые хороводы разыгрывают определенный сюжет. Обычно такой русский танец очень женственный. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел, создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. Например, рисунок хоровода «Веретенце» показывает девушек за рукоделием, «Лебедушка» точно отражает повадки и грацию благородной птицы.

В орнаментальных хороводах, без какого либо определенного сюжета, часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмерка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол - это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

Однако русский танец имел не только обрядовое значение.

Тайное боевое искусство русских женщин.

Мало кто знает, что древние славянки вовсе не были беззащитны, когда оставались в селении одни, без мужчин, со стариками и детьми на руках. Были среди них женщины - Берегини, которые владели танцем, а точнее настоящим боевым искусством, которое под маской обольщения скрывало мощное воздействие на биологически активные точки человека.

Если враг заходил в селение, открытое сопротивление могло привести к гибели всего рода. Травы и яды также применить было невозможно, так как ту же еду и воду заставляли давать и детям. И женщины шли на хитрость. Столетиями оттачивался танец, сродни восточным боевым искусствам внутреннего воздействия, основанный на глубоком знании не только физиологии, но и биологически активного контура человека. Остается лишь удивляться глубине познаний наших предков.

Русский танец Берегини.

Чарующий танец представлял собой сложную, продуманную систему, в которой все движения были подчинены четким временным промежуткам, а пластика движений скрывала удары, наносимые как бы в пустоту, но направленные точно на конечности чужака. Сам он, завороженный гибкостью танцовщицы, её нарочито призывными движениями, смотрел на неё со сладострастием и не подозревал насколько сильное оружие против него направлено. А женщина во время танца, выгибаясь всем телом, приникая к земле и затем резко «наплывая» на мужчину, методично нанося невидимые удары, меняла резонансно-волновые характеристики собственного биополя и вела обработку его биологически активных зон. Танец попросту вызывал сбой в работе систем вражеского организма и был грозным оружием замедленного действия.

Подобный русский танец упоминается и в связи с тем, что древние красавицы лечили таким способом своих мужчин, с той разницей, что воздействовали на другие точки. Вызывая сильное сексуальное возбуждение у любимого посредством танца, они многократно усиливали его чувственное восприятие, активировали резонансно-волновые структуры и «запускали» балансировку организма. Раны, полученные в сражениях, затягивались быстрее, а признаки различных болезней исчезали.

Но не будем увлекаться, а лучше дадим свой ответ Западу.

Танцуем не сугреву ради, а забавы для!

Лишь отчасти можно считать такие сложные и энергичные элементы русского танца, как «Пистолет», «Щучка», «Бочонок», «Коза», «Арабский», «Бедуинский», «Разножка» и другие средством согрева организма. Динамика русского танца сложилась под влиянием еще двух причин.

Во-первых, на русский народный танец наложила заметный отпечаток языческая культура. Люди в те времена ощущали себя неотъемлемой частью окружающего мира. Потому и русский танец часто строился на имитации поведения животных и птиц, либо отражал явления природы. «Журавель», «Гусачек», «Дергач», «Бычок», «Метелица» - таких названий в русском танце не счесть. Русский народный танец мог имитировать надменную походку тетерева, петушиные бои, прыжки косули, медвежий нахрап и потому его рисунок часто имел движения достаточно резкие.

Впоследствии такая имитация стала основой одного из жанров русского народного танца – игрового. «Рыбку», к примеру, танцевать выходил парень - начинал прыгать, вертеться и топать ногами, потом неожиданно падал оземь и в точности повторял движения рыбы, выброшенной на сушу. Изгибался так, что каблуки у затылка оказывались. Игровой русский танец особенно веселил народ, так как в нем было не только подражание повадкам животных, но и стремление танцующего придать персонажу черты человеческого характера.

Во-вторых, русский танец ассимилировался с воинственными танцами недружелюбных соседей. Во время многочисленных войн, оккупаций и длительного плена происходило смешение культур. Веселые и беззаботные славянские пляски, плавные и неторопливые танцы напитались новыми энергичными элементами. Об этом говорят и названия самих элементов, например те же «Арабский» и «Бедуинский».

Но, как бы не велико было влияние других культур на русский танец, все изменения народ пропустил через призму своей духовности и представил нам, в итоге, самобытное и яркое искусство.

Посмотрим, какое танцевальное наследие оставили наши предки.

Русский танец «Вприсядку».

Сей колоритный русский танец, подарил нам в 1113 году великий князь всея Руси Владимир Мономах, который заприметил в Киеве удалого молодца – каменщика Петро Присядку. После тяжкого трудового дня Петро имел обыкновение принимать «на грудь» и выходил на Крещатик поразмять затекшие мышцы ног, энергично подскакивая. Там и был замечен Мономахом со своей странной пляской и уже вскоре танцевал для князя за каждым завтраком, обедом и ужином. Русский танец «под Присядку» быстро стал модным и был разнесен скоморохами по всей Руси.

Народный игровой танец и пляска – язык общения.

Интересно, что русский танец, в большинстве своем, имеет простые и емкие названия, ясно отражающие либо рисунок танца, либо количество танцоров, либо музыку, под которую он исполняется, либо определенный сюжет. Среди плясок – импровизаций широко известны: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Валенки», «Тимоня», «Полянка», «Сибирская потеха», русский танец «Матрешки», «Плескач», «Круговая-плясовая», «Камаринская», «Полька», «Чеботуха», «Сени», «Воротца», «Парная», «Четверка» и другие.

Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то…Рассказывают красиво, эмоционально. Взглядом, выразительной мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера. Та же «Камаринская» красноречиво воспроизводит заносчивый, хвастливый выход пьяного камаринского мужика, шуточно обыгрывает «непослушание» разгулявшихся ног, искреннее удивление и веселый дебош.

Русский танец требует величавых, по-лебединому плавных движений от женщин и энергичности от мужчин. Но также часто он бывает задорным и озорным. Например, русский народный танец «Трепак» - живой, динамичный, где партнер и партнерша в быстром темпе исполняют дробные шаги и притопывания, прыжки и кружения, могут свободно импровизировать и заводят окружающих с первой минуты исполнения. И костюмы для него выбираются совсем иные: короткие пестрые сарафаны, юбки разлетающиеся солнцем и яркие вышитые косоворотки. Трепак может исполняться как одиночный мужской танец или парный перепляс.

Еще один замечательный русский танец – «Тройка» , где мужчина танцует с двумя партнершами. Народное творчество не могло обойти вниманием неизменный символ любого праздника - русскую тройку. Её и имитирует пляска, представляя скачущих лошадей, запряженных в повозку. И снова подражание животным – соблюдение старых традиций.

На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс . И сейчас перепляс весьма популярен в народном танце. В своеобразной танцевальной дуэли участвуют два танцора. Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача - перетанцевать соперника.

Такое разнообразие танцев позволяет выражать любые чувства и эмоции, «приспособить» русский танец к любому важному событию, сделать средством высвобождения лишней энергии и получить эстетическое удовольствие. В современной интерпретации русский танец все так же богат и самобытен, и заслуживает самого пристального внимания.

Выразительный русский танец способен привить хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать свое тело и главное, начисто лишен пошлости.

Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это - красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.

И все это в совокупности с великолепной хореографией дает потрясающую картину народного русского танца, равного которому нет в мировой танцевальной истории.

В давнем сказании, посвященном царству Моравскому, гусляр-рассказчик говорит про плотины на озерах, на которых собиралась молодежь, «проводили хороводы и играли». Тяжело говорить, какие именно пляски исполняли древние русичи на плотах. Но русский танец в любом случае основывается на этих плясках.

Гусляр не указывает деталей тех мероприятий, но пару раз за 3 небольших куплет им повторяется такое старинное слово, как «СРАМ». Скорее всего, даже без караоке, ди-джея предки превосходно проводили время.

Пляски с медведями

Первые слова о русских народных плясках появились в 907 г., когда Вещий Олег отмечал в Киеве победу над греками. На том торжестве для гостей выступало шестнадцать танцоров, которые были наряжены в медведей и 4 медведя, которые были наряжены в танцоров. По окончании обеда в соответствии с повелением Олега медведей должны были отпустить на все 4 стороны, а тех, кто танцевал – казнить. Как было определено позднее, последовательный князь посчитал, что танцоры – послы Северян, которые ему задолжали сотни шкур куницы.

О Петре Присядке

П.Присядка каменщик не посещал с чужие двоцы и дворы. Он вытачивал изделия, находясь на корточках. Каждый день под вечер после работы он шел на Крещатик и, выпив вина с калачом, начинал подскакивать, тем самым делая разминку для затекших на целый день ног.

В.Мономах, которого киевляне пригласили на царства, для ликвидации беспредела, проезжал в вечернее время со свитой по улицам города. Ему сразу бросился в глаза странный танец. Мономах показал митрополиту Никифору танцующего парня. Спустя пару дней Петро исполнял пляску для самого Мономаха ежедневно – на завтрак, на обед и на ужин.

Плясать, как Присядка, либо Под-Присядку уже совсем скоро стало модным в городе. Полные скоморохи начинали худеть и учились плясать «В Присядку», изучая и иные элементы русского танца, изламывая собственные ноги о неровные тротуары.

В 1126 г., после смерти Мономаха, Петр возвратился к собственным обыкновенным обязанностям. Он скончался, пребывая в глубокой старости, хотя ему было всего лишь 38 лет. Здесь стоит сказать о том, что русские народные пляски пользуются популярностью не только лишь в нашей стране, но и также за рубежом.

Трюки русской народной пляски

На западе считается, что интересные прыжки, движения, которые включает в себя любой русский танец, — это следствие холодных климатических условий северной страны. Известно, что присядки, «пистолеты», «черт», а также масса иных трюков придумали русские, только лишь для того чтоб согреться.

И по правде, большое количество традиционных русских торжеств отмечались в осенний и зимний период, после завершения работ в поле. Все праздники проходили по известной схеме:

1. Гулянья начинались с прочтения молитвы,

2. Затем все начинали обильно выпивать и закусывать, петь песни, танцевать,

3. В завершении проходили кулачные бои «стена на стену».

После короткой передышки процедура вновь повторялась.

Как было замечено экспертами, что при низких температурных показателях экстремальные танцы русские выступали в качестве прекрасного варианта продолжения торжества на улице – в те времена не проводились праздники дома возле телевизора.

Климатическая теория – верить или не верить?

Многие не согласны с основами климатической теории появления русской пляски в западном восприятии. При зимних морозах русские носят шубы, тулупы. В такой одежде невозможно сделать присядку. Конечно, в таком случае можно сделать чечетку, прыжок и т.п., но никак не «Пистолет», «Козу» и т.п.

Немного о скоморохах

Многие считают, что продвигали русские пляски скоморохи. Так называли уличных артистов. Среди них:

  • одни труппы занимались фокусами,
  • иные – предсказывали будущее,
  • третьи – пели и танцевали.

Однако все они отлично воровали.

Скоморохи скитались по городам, по ярмаркам и узнавали новые трюки, движения. А в других городах или поселениях показывали свои навыки – так и передавалась «из ног в ноги» русская присядка.

По истечению определенного периода времени ряд команд распалось, иные были убиты конкурентами, а некоторые были отловлены опричниками и превращены в придворные коллективы при дворах зажиточных землевладельцев.

Но в любом случае, русский народ петь и плясать любил с давних времен. И на сегодняшний день, с появлением караоке, масса людей любят просто для души в компании друзей спеть свою любимую песню и станцевать любимый танец. И такой отдых приносит не только массу удовольствия, но еще и положительно сказывается на здоровье.

Всегда отличались своим многообразием, зажигательностью. За большой промежуток времени, создалось большое количество различных танцевальных движений. Они оттачивались годами и передавались от поколения к поколению.

Движения народного танца были тесно связаны с образом жизни, быта русских людей. Довольно часто в танцах применяются различные приседания, притопы и хлопки. Очень активна работа ног. Большое значение придается движению рук.

Движения народного танца , отдельно делятся, на мужские и женские элементы. Мужские движения сильно отличаются, от женских движений. У мужчин в танце выражается сила, мощь. Женщины более величавы, им характерна плавность.

Мужские элементы народного танца:

  • «Хлопушки».
  • «Маятник».
  • «Присядки».

«Хлопушки » - один из самых распространенных элемент танца. Это различное сочетание, как ударов, так и хлопков. При исполнении этих движений, локти отводятся от тела. Ладони напряжены. Удары производятся по бедрам, голенищу и подошве. Некоторые удары наносятся обратной стороной ладони. Хлопки это удары в ладоши. После них руки разводятся в разные стороны.

«Маятник » - делается на одной ноге. Подобно маятнику нога «от колена» раскачивается назад - вперед или влево - вправо. Вторая стоит на месте. Более эффектно «маятник» получается с подскоком.

«Присядки » - является одним из самых сложных элементов в мужском танце. Он требует систематических тренировок. Большой выносливости, крепости мышц ног и коленных связок, хорошей физической подготовки. «Присядки» делятся на два вида: полные приседания и полу-присядки.

Основные движения в женском народном танце:

  • «елочка».
  • «припадания».
  • «ковырялочки».

«Елочка » - выполняются плавно по кругу, с поворотом вокруг оси в разные стороны. Движения ног, дополняются различными движениями рук.

«Ковырялочка » - это поворот корпуса на одной ноге, с ударом об пол, каблуком другой. Исполняется как с подскоком, так и без.

«Припадания » - выполняются небольшими шагами вперед или в одну из сторон. Движения плавные. Иногда делаются на месте, с медленным полным поворотом, до восьми «припаданий» за один поворот.

«Дроби » - исполняются вместе мужчинами и женщинами. Исполнители показывают свою ловкость, мастерство, нежность, характер. «Дроби», являются одним из самых распространенных движений в русском переплясе. «Дробь» может быть - одинарным, сильным ударом ногой в пол или дорожкой ударов. Они состоят из различных комбинаций. Мужские удары - мощны и ритмичны.

Нужно производить в центре зала. Все движения разучиваются от простых элементов, постепенно переходя к сложным движениям. Что бы научиться танцевать, нужно понять не только движения, но и почувствовать характер танца.

Народный танец - один из древнейших видов народного искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства и с магией, в том числе военной.


Когда-то человек научился управлять своим телом не только для того, чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы отображать своими движениями повадки животных. Особенно подражание животным было развито у племен охотников, которые с помощью подобных движений пытались магически воздействовать на свою добычу.

С течением времени человек начал воспроизводить определенные последовательные движения, которые определил для себя словом «танец», под какой-то источник ритма. В большинстве индоевропейских языков это слово произносится созвучно, что еще раз доказывает, что когда-то данное древнее сообщество людей имело один язык для общения и единые представления о мироздании. Впоследствии представления об окружающем мире вылились в обрядовые танцы, призванные влиять на природу.

На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.), с воинской составляющей жизни.

В древности пляски входили в обязательный круг обрядов Родового Ведания и существовали у всех арийских народов, в том числе и у славян. Многочисленные яркие примеры подтверждали сакральный характер боевых танцев. Мифы утверждают, что раньше такие танцы исполнялись богами и духами, а позже переданы в мир людей как символы присутствия божества в мире. Эти ритуальные танцы выступали в роли связующих элементов между Небом и человеком, а исполнители идентифицировали себя с богами-воителями.

Пение, музыку и пляски А.Н. Афанасьев считает необходимыми элементами древних праздников и обрядов, а эротичность языческих танцев объясняет символикой плодородия. Обрядовый смысл древних славянских плясок отражает суть строения Вселенной и изменений Природы в мировоззрении древних славян. В плясовых движениях можно найти множество тайных знаний. Танцы передавали человеку мифологические знания и не сводились только к сексуальному завлечению и эстетическому наслаждению.

Древней особенностью славянского танца была круговая пляска: хоровод на Руси; коло, корогод - в Украине, Польше и Белоруссии, хормос - в Македонии, Западной Болгарии и некоторых других южных славянских землях. Русский хоровод выражает суть мирового круговращательного движения.

Плавная обрядовая пляска с ускорениями и со спущенными длинными рукавами также имеет родовое значение и восходит к древним магическим временам. Она хорошо дошла до нас в известной сказке о Царевне-лягушке, где царевна выступает как жена Ивана Царевича и оборачивается то змеей, то белой лебедью, то кукушкой, то красавицей Василисой Премудрой. «Праздничный пир у царя. Василиса прячет в свои рукава косточки съеденных лебедей и выливает в рукава часть налитого ей вина. Дошла очередь танцевать; царь посылает больших снох (жен старших царевичей), а они ссылаются на лягушку. Та тотчас подхватила Ивана Царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула правой рукой - стали леса и воды; махнула левой - стали летать разные птицы...» Размахивание рукавами, разбрасывание положенных туда лебединых косточек и разбрызгивание вина есть обрядовое действо, а необычная пляска чаровницы - танец, по всей видимости, в честь бога растительности Переплута и орошающих эту растительность вил - русалок.

Во время плясок было в ходу питие особого напитка, также входящего в сложные ритуальные действия. Нередко неистово пляшущие, отдав все силы обряду, падали без чувств, и их отпаивали водой с настоем разных трав.

Византийский историк IX ст. Лев Диакон в «Истории», описывая походы князя Святослава, называл языческих воинов детьми сатаны, обучавшихся искусству воевать с помощью танцев. Позднее прибывшего из Франции и случайно попавшего в Запорожскую Сечь путешественника удивил такой факт: казаки целый день могли плясать гопак и тренироваться под собственное пение.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно проявляясь в станичные и войсковые праздники. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве. Танцы вприсядку, не будучи боевым искусством, могут базироваться на тех же принципах, что и воинская казачья практика: резкой смене уровня атаки, приседаниях (или падениях) с последующим выпрыгиванием или перекатом. Например, в бою под Яссами в 1577 г. запорожцы как раз таким способом вполне дезориентировали турецких стрелков на какое-то время. Во время сражений перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы. Под музыку, с пляской ходили в бой.

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской Сечи Н.В. Гоголь: «Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: “Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!” И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов».

Вполне возможно, что такие танцы служили первой системой накопления боевых знаний (в то время еще не сформировалось традиций письменного изложения каких-либо знаний). Обучение проводилось либо изустно, либо в виде показа движений.

Совместный танец, единовременность, такт - условия объединения людей в единый организм. Философ Рибо по этому поводу говорил следующее: «Пляска приносит общественную пользу; она содействует согласованию движения, единодушию. Она придает данной группе людей единство, а также сознание этого последнего и его зрительное восприятие. Она служит дисциплиной, подготовлением к общему нападению или общей защите, своего рода военной школой. Этим объясняется важная роль такта. Кафры поют и танцуют большими группами так согласно и равномерно, что производят впечатление огромной, пущенной в ход машины. У многих племен ритм должен быть безупречен и всякое нарушение его наказывается смертью».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.


В русской воинской традиции бойцов по скорости движений и мышления условно делили на две категории:

1. «Живчики» - быстрые в движениях и решениях.

2. «Спокойные» - медлительные, терпеливые, выносливые, стойкие, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Можно выделить также наиболее гармоничных бойцов, сочетающих в себе черты предыдущих типов. Помните, как у Бисмарка: «Русские долго запрягают, но быстро едут».

При достаточном допущении можно утверждать, что первый тип больше характерен для южного населения России, второй - для крестьянского сословия северных и восточных районов, третий - для центральных областей и русского воинства в целом.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Танец вприсядку есть сумма боевых движений «живчиков», применяемых в плясе. Для выносливых и терпеливых более характерны медлительные танцы с «ломанием», переходящие в борьбу. Для «универсальных» пляс был подобен северо-западной бузе со всеми ее вариантами медленного «ломания» и пластичных «взрывов» движений. В этих танцах тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Способы боя «вприсядку» были широко распространены среди всадников и особенно широко применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Бой вприсядку включал в себя кувырки, ползунки (перемещения на корточках и четвереньках), выпрыгивания и «колеса». Казаки применяли различные техники боевого пляса, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая - к нуждам пехотинца-разведчика.

Для русской народной пляски исстари характерен ударный звуковой аккомпанемент: бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами «битием в долони» (ладони). «Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», - говорится в народной поговорке. Кроме хлопков в ладоши, в русской пляске существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т.д. В старину это называли «плесканием». Со временем хлопки в ладони, соединившись с «плесканием», достигли виртуозного характера и превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки». При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом становится крепкой и напряженной. При небольшом воображении можно понять, что данные «хлопушки» весьма пригодятся кулачному бойцу для нанесения «оплеух» и встречных ударов ногами.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков и ударов в дальнейшем составляются виртуозные хлопушечные комбинации, строятся целые пляски, как, например, старинная русская мужская пляска «Плескачи» или «Плескач».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию.

Для исполнения сложных плясовых движений требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта сложность мужских плясок являлась необходимым условием в самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов, раньше этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени.

И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине боевой пляс называют «скобарь» или «ломание» - «ломать веселого». Подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи - союз восточнославянских племен. «Веселого ломают» под гармошечный наигрыш. Перед началом «ломания» плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия, где отношение к победе, поражению, жизни или смерти было иным. Постепенно танцующий входит в определенное психическое состояние «неума», а «ломание» переходит в обрядовый или в свободный бой против одного или нескольких супротивников.

Обрядовые поединки шли по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш.

В «ломание» входят: приплясывание и притоптывание, поведение плечами, скачки, махи руками, удары о землю (тросткой или палкой, кулаками, ногой) и др. - все эти действия призваны были обеспечить разминку, внешнюю расслабленность и внутреннюю собранность тела перед боем. Особо важна и музыкально-поэтическая форма - ведущая роль инструментального наигрыша, причем специального: «Горбатого», «На задор», и частушки - припевки насмешливо-вызывающего характера.


Шествие-пляска с «ломанием», с завершением в виде боя (драки) является элементом традиции и занимает свое место в жизни общины.

Прежде широко проводились состязания плясунов. Чаще такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда в переплясе были другие правила, соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого заканчивался набор плясовых «выкрутасов».

Как свидетельствует исследователь боевых традиций Руси Г.Н. Базлов: «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца».

С. Г. Максимов. Русские воинские традиции

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых - широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин - плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками - это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка - русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность - «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры - весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда - медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.