Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались не простым желанием носить имя известного всему миру лица, а какой-то глубокой родственностью между Вами и нами.
Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят, и не только в том, что многие типы в Ваших произведениях - это наши типы, но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека, нечто единственное во всей мировой литературе, помогает и нам верит в него.
Из письма А.Макаренко - М.Горькому.

Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
А.С.Макаренко.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалёвке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называли себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семёнович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф.Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов-горьковцев, составивших ядро коммуны.
А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького».
Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.
Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитующей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников.
С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семёновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие Совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и другие.
Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками.
1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Всё больше внимания уделялось учёбе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.
Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь».
А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше.
Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

Аптон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель. По окончании Полтавского учительского института в 1917 г. заведовал Крюковским железнодорожным и Полтавским городским училищами. Руководил «трудовой колонией для дефективных детей» Полтавского губнаробраза, ставшей с 1921 г. колонией им. М. Горького, а также с 1923 по 1926 г. - опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. Работая в колонии им. Горького, Макаренко одновременно организовал детскую трудовую Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом: заведующий коммуной (с 1928), начальник педагогической части (с 1932), начальник коммуны (с 1935). Он возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах (1936), а вскоре его назначили заместителем начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР (1937). Переехал в Москву в 1937 г. Занимаясь воспитанием малолетних преступников и детей сирот, Макаренко указывал, что «дефективны» не дети, брошенные на произвол судьбы, а ненормальны отношения между детской личностью и обществом. Лишенные родительской заботы, вырванные из нормальных социальных связей, депривированные дети в трудовой колонии формировались под воздействием педагогической системы Макаренко. Отвергая традиционную «пенитенциарную педагогику». Макаренко сформулировал принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» . В педагогическом процессе трудовой колонии происходила не подготовка к деятельности, но сама производственная деятельность, что споспешествовало восстановлению связей подростков и общества. «Мы желаем воспитывать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком», - писал Макаренко . Он утверждал, что армейский коллектив представляет собой идеальную модель школы, которая будет воспитывать «культурного советского рабочего». «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - считал педагог. Система воспитания основана на следующих педагогических принципах: 1) трудовая деятельность по обеспечению благосостояния колонии, причем воспитанники сами распоряжались результатами своего труда; 2) самоуправление; 3) коллективная ответственность, при которой за проступок одного отвечает весь отряд. Так же как и И. П. Ионии и П. Н. Лепешинский, Макаренко создавал свою трудовую колонию и коммуну под влиянием «Положения о единой трудовой школе».

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата», - писал педагог . Смысл педагогической деятельности заключался не в выявлении направленности ребенка, согласно ее индивидуальным, в том числе биологическим потребностям, а в общем процессе организации детской жизни, общественных и коллективных отношений, в ходе которых сформируется личность колониста. Создание сплоченного коллектива колонистов происходило путем соединения производительного труда в мастерских, и в сельском хозяйстве и самообслуживания с воспитанием. По Макаренко, именно «коллектив является воспитателем личности», что станет целеполагающим фактором всей советской педагогики. Военизированный характер коллективного воспитания весьма привлекателен, как для педагога, так и для колонистов, впрочем, лишенных каких бы то ни было иных возможностей. «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса», - утверждал педагог. Макаренко разработал принципы и методы управления коллективом: параллельное педагогическое действие, перспективные линии, сочетание доверия и требования, авансирования личности и др. «Коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический», если почувствуете, что вам не «хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». Сформулированный Макаренко «Метод параллельного педагогического действия» активизировал коллектив педагогов вместе с колонистами. В коммуне были созданы разновозрастные отряды воспитанников, на общих собраниях осуществлялось самоуправление, активно действовали советы командиров. Воспитание через коллектив осуществляло формирование дисциплины колонистов, создание педагогических традиций в колонии. Правильно сформулированная и поставленная социально значимая цель позволяла всем членам коллектива участвовать в совместном труде. Созданию оптимистической атмосферы в коллективе, эмоционально повышенного настроя в педагогическом процессе Макаренко уделял особое внимание. В отношениях с воспитанниками, в процессе постоянного педагогического поиска Макаренко разработал метод «перспективных линий» в воспитании, при котором ребенок должен ощущать, что его ждет «завтрашняя радость». «Педагогика событий» предполагает, что коллектив развивается только в процессе действий, имеющих значение для каждого и для всех коммунаров. Однако концепция революционной педагогики круто менялась к концу 1920-х гг. Ставка Макаренко на военизированные формы коллектива воспитанников была отвергнута руководством Наркомпроса и, в частности, Н. К. Крупской и А. В. Луначарским в 1920-е гг. Однако и после смены власти в Накромпросе в 1930-е гг. Макаренко продолжали критиковать за «устаревшие взгляды» на организацию «трудовой школы-коммуны». В 1928 г. в колонию приезжал А. М. Горький, поддерживал и защищал педагогический эксперимент, написал о педагоге. Однако официальные руководители просвещения признали его педагогическую систему несоветской, Макаренко отстранили от заведования колонией. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...», - запись в дневнике 1933 г. История колонии им. М. Горького описана Макаренко в «Педагогической поэме» (1933-1935), история Коммуны им. Ф. Дзержинского - в повести «Флаги на башнях» (1938). Макаренко - автор «Книги для родителей» (1937).

Воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920-36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для дефективных детей Полтавским Губнаробразом в местечке Трепке, под Полтавой; с 1924 размещалась в бывшем имении братьев Трепке с. Ковалёвка; с 1926 - в с. Куряж под Харьковом. В 1923-26 была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. В Колонии воспитывались дети с негативным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников и детей-сирот. Макаренко воплотил в практику Колонии свои идеи создания детского коллектива. Истории Колонии посвящена его книга "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933- 1935).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

См. также Макаренко, Антон Семёнович

  • - Здание Литературного института.Москва. Литерату́рный институ́т имени А.М. Горького, высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет...

    Москва (энциклопедия)

  • - высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет. С 1936 современное название. До 1992 вуз Союза писателей СССР...

    Москва (энциклопедия)

  • - Образован в 1987 после раздела МХАТа. Директор и художественный руководитель Т.В. Доронина...

    Москва (энциклопедия)

  • - По́чвенно-агрономи́ческий музе́й и́мени В.Р. Ви́льямса Моско́вской сельскохозя́йственной акаде́мии и́мени К.А. Тимиря́зева...

    Москва (энциклопедия)

  • - Психиатри́ческая кли́ника имени С.С. Корсакова Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Построена в 1885—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Центральный ПКиО имени М. Горького.Москва. Центра́льный парк культу́ры и о́тдыха и́мени М. Го́рького, в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - см. в ст. Библиотеки в...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, одна из старейших научных библиотек и крупнейшая вузовская библиотека в СССР. Основана в 1755...
  • - воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Была организована в 1920 Полтавским губнаробразом под Полтавой, в 1926 переведена под Харьков. В 1920-28 колонией заведовал А. С. Макаренко...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Москве. Основана в 1756. В 1993 св. 8,5 млн. ед. хр. Состоит из фундаментальной библиотеки и отраслевых библиотек на факультетах. Методический центр библиотек советских вузов...
  • - драматический, основан в 1918...

    Большой энциклопедический словарь

  • - один из двух театральных коллективов, образованных при разделении Московского Художественного академического театра в 1987...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Кар. Испытать нужду, несчастье. СРГК 4, 605...
  • - Белом. Испытать много горя, лишений, несчастий. Мокиенко 1990, 85...

    Большой словарь русских поговорок

"Колония имени М. Горького" в книгах

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант

Из книги автора

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант Влечение к самоубийству или суицидомания (suicidomania) – явление, которое как много других непонятных явлений, сделалось в науке

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина"

Из книги Аркадий Северный, Советский Союз автора Петров Дмитрий

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина" "Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!" А. Северный, февраль 1975 г. К началу 70-х годов идея записать "блатные" песни в сопровождении оркестра носилась в воздухе. Чёрный рынок был просто завален

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.И. Овчаренко, заведующий сектором Института мировой литературы имени А.М. Горького Академии наук СССР, доктор филологических наук, профессор Место «Тихого Дона» в литературе современной эпохи Вместо общепринятого доклада, написанного с привлечением всего арсенала

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького

Из книги Амплуа - первый любовник автора Волина Маргарита Георгиевна

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького Натощак не выговоришь. К счастью, это длинное название звучало и звучит кратко: БДТ.Здание театра (Фонтанка, 65) было построено в конце XIX века архитектором А. Фонтаном (легко запомнить) для

Парк культуры и отдыха имени М. Горького

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

Парк культуры и отдыха имени М. Горького В центре Москвы несколько месяцев спустя героиня попрощается на время со своей мечтой. Финальная прогулка перед расставанием происходит на набережной Яузы (там она гуляет вместе с героем Александра Михайлова) и мельком – в Парке

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

автора

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры) Конечная станция Первой очереди, расположенная под Крымской площадью Садового кольца, в проекте так и называлась «Крымская площадь». Слово «площадь» в названиях станций чаще опускалось, и должна была получиться станция

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры)

Из книги Сталинское метро. Исторический путеводитель автора Зиновьев Александр Николаевич

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры) Станция «ПКиО имени Горького» открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Название станция получила по соседней с ней радиальной станции, открытой в составе Первой очереди метро.Автор станции -

Познай, где свет – поймешь, где тьма НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МХАТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО ТАТЬЯНА ДОРОНИНА

Из книги автора

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО) представляет собой единый зеленый массив на площади 177 га, расположенный вдоль Москвы-реки.Открытый „партерный сад“ парка начинается непосредственно за

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей)

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей) Более ста лет, до Великой Отечественной войны, на землях между Автово и Дачным находилось обширное поселение немецких колонистов – Красненькая колония. Название произошло от речки Красненькой, протекавшей поблизости. Как

Колония имени М. Горького

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького)

автора Ситников Виталий Павлович

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма.II. Вера в человека и противопоставление

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М. Горького эв

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В

Из книги Записные книжки автора Чехов Антон Павлович

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ А. М, ГОРЬКОГО А. П. ЧЕХОВ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ В ТРИДЦАТИ ТОМАХ СОЧИНЕНИЯ В ВОСЕМНАДЦАТИ ТОМАХ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,

Тезисы содоклада на Всеукраинском совещании комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей

«1. Посылка несовершеннолетнего в трудовую колонию должна сделаться главной мерой комиссий, поскольку вообще ставится вопрос о перевоспитании, а не только изоляции. Возвращение несовершеннолетнего в семью есть мера педагогики нейтральная, патронат же может иметь значение только в том случае, если мотив правонарушения только нужда. Артели для подростков имеют много недостатков, если члены артели не прошли предварительного опыта трудового коллектива.

2. От идеальной организации трудовой колонии мы еще далеки. Однако для улучшения постановки колонии требуется не так много. Самое главное, что необходимо сейчас, — отказ от ремесленно-соцвосовского характера хозяйства. Колонии должны быть развернуты в солидные хозяйства с таким расчетом, чтобы колония могла организовать по своей периферии сельскохозяйственные коммуны из выпускников или включать их в хозяйство в качестве рабочего или административного персонала.

3. При указанных условиях прежде всего будут достигаться именно воспитательные цели, а не цели хозяйственные. В частности, здесь идет речь о еще очень мало исследованной области влияния сложной и широкой коллективной организации на члена коллектива. Но что это влияние положительно, уже можно утверждать.

4. Режим трудовой колонии должен находить свои формы исключительно в логике хозяйствования. Все, что вытекает из этой логики (строгая дисциплина, гласный и точный отчет, фактическое, а не юридическое самоуправление, равенство прав и обязанностей, экономность и точность выражения, ясная, строго приспособленная к делу рабочая организация), обязательны для трудовой колонии. Все, что противоречит ей, должно быть отброшено, хотя бы оно и рекомендовалось в педагогической теории.

5. В направлении к созданию специальных условий детского коллектива необходимо обязательно привнести в этот коллектив начало игры (приблизительно по типу внешних форм скаутизма), интересные и яркие формы коллективных движений, жизнерадостный и бодрый общий тон, гордость своей колонией.

6. Учебные занятия должны быть организованы в следующих целях:

а) для полной ликвидации всех видов неграмотности уже запущенных подростков;
б) для общего широкого развития тех, кто еще способен учиться и дальше;
в) для специальной подготовки наиболее способных к поступлению в техникумы и рабфаки.

7. Все перечисленные условия принесут пользу исключительно в том случае, если главное внимание НКП будет обращено на организацию такта. В частности, нужно:

а) полное и совершенное искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;
б) полный отрыв от всех судебных и карательных органов, в том числе и от комиссий по делам о несовершеннолетних;
в) полный отказ от принудительного держания в колонии и формальной борьбы с побегами;
г) обязательный прием в определенном размере детей, не совершивших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;
д) полный отказ от термина «правонарушители» или «несовершеннолетние» в официальных сношениях с НКП и его органами;
е) в особенности важен тщательный подбор воспитателей, который должен производиться исключительно руководителем колонии».

Макаренко А. C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил. - с. 37-38.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называют себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семенович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф. Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов -горьковцев, составивших ядро коммуны .

А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя - колония Горького».

Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким - их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца .

Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитывающей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда, в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.

Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников .

С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семеновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приема новых членов и другие .

Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии, А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками. 1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Все больше внимания уделялось учебе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.

Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь» .

А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше .

Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива.

На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.

Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно .

Коммуна имени Дзержинского -- детское воспитательное учреждение -- была создана в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. 29 декабря 1927 года колония была открыта, возглавил ее педагог Антон Макаренко,. В коммуну поступали как беспризорные дети, так и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом. Она в начале своего пути была совсем маленьким детским коллективом, перешедшим из колонии имени М.Горького. Этот коллектив обладал только одним домом, небольшой мастерской полукустарного типа, в которой даже первые 60 воспитанников не могли разместиться. За пять лет коммуна превратилась в мощное учебно-воспитательное учреждение, воспитанники которого не только учились, но и работали на построенных ими заводах электроинструментов и фотоаппаратов .

Сотни коммунаров ежедневно 4 часа учились в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, выпуская электроинструменты и фотоаппараты «ФЭД», от реализации которых коллектив коммунаров имел средства для своего содержания, расширения производства. Введенный хозрасчет помогал коммунарам видеть плоды своего труда, у них появилось чувство хозяина.

Коммуна имени Ф.Э.Дзержинского была прекрасным образцом осуществления идеи соединения обучения, с производительным трудом, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. У них было настоящее ученическое самоуправление, рождавшее отношении ответственной зависимости. Коммунарское воспитание давало стране культурного рабочего, способного быть не только командиром в любой отрасли, но и способного подчиниться товарищу. Командиры, как выборные единоначальники, обладающие большой властью» по рукам и ногам были связаны в тех случаях, когда они начинали противопоставлять узколичное начало общественному .

В коммуне, как и в колонии, были правильно организованные отношения между первичными коллективами (отрядами) и общим коллективом. Общий коллектив коммуны был связующим звеном между личностью и обществом. В каждый момент воздействия на коммунара происходило воздействие и на коллектив. В то же самое время воздействие на коллектив было также воздействием на личность.

Система организации коллектива в коммуне была такой же, как и в колонии. Высшим руководящим органом было общее собрание коммунаров. Большую роль играл совет командиров производственных отрядов. Во главе совета командиров стоял секретарь. Важную роль в жизни коммуны играли комсомольская и пионерская организации.

Коммуна никогда не получала денег от государства, вначале она, жила на средства отчислений из заработка чекистов. Последние годы: коммуна им. Дзержинского была на хозрасчете... Это очень важное обстоятельство: с 1930 г. окупались все расходы: на жалованье учителям, оборудование кабинетов в школе, на содержание воспитанников, кроме того, на проведение летних походов, посещение театров, покупку автобусов и т.д. Коммуна давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству.

Хозрасчет помог подготовить воспитанников к жизни: работа на производстве обеспечивала им возможность приобретения различных рабочих квалификаций. Коммунары работали на предприятии 4 часа в день, учились в средней школе, многие после школы поступали учиться в вузы. Воспитание в коммуне основывалось на принципах, выработанных Макаренко в прежние годы, хорошо организованный производственный труд он считал одним из основных звеньев воспитательной системы. Труд на заводе создавал и прекрасную базу для развертывания воспитательной работы .

В коммуне и в колонии в практические дела включались элементы игры с юношеским задором, с чувством радости. Учеба была обязательной для всех. Дежурство, хозяйственные работы, наряды не освобождали воспитанников от школьных занятий.

В коммуне была возможность заниматься в различных кружках: художественной самодеятельности, технических, предметных, спортивных. Были клубы, кинотеатр, библиотека. В театре спектакли ставились воспитанниками. Коммунары часто посещали харьковские театры. Много внимания уделялось физическому воспитанию коммунаров.

В период летних каникул они вместе с педагогами во главе с Антоном Семеновичем уходили в туристические походы: бывали в Крыму, на Кавказе, в Москве, Донбассе, путешествовали по Волге.

А.С.Макаренко считал походы могучим фактором патриотического воспитания, социального роста и физической закалки детей, повышения их культурного уровня. Ежегодно в коммуне подводились итоги учебно-воспитательной работы, организовывались производственные и художественные выставки. А.С.Макаренко добивался, чтобы трудовые показатели сопутствовали обучению и воспитанию. Коллектив постоянно рос и богател. Стали тоньше, более углубленно рассматриваться проблемы духовного развития воспитанников, формирования активной гражданской позиции. Антон Семенович сам был образцом и призывал воспитателей работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом, так как воспитать настоящего Человека можно лишь тогда, когда в каждом воспитаннике видишь личность. Звание коммунар воспитанники гордо пронесли через всю жизнь .

В 1935 г. Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского и, переехав в Москву, занялся по совету Горького литературной деятельностью.

Судьбы более трех тысяч воспитанников А.С. Макаренко -- лучшее свидетельство его педагогического успеха и лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя и воспитатели, военные врачи, художники, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибли в годы Великой Отечественной войны. Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце -- светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается», -- так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А. М. Горький .