КАК НАС УГНЕТАЛИ В СССР - Мы не хотели бесплатно учиться, но нам насильно сделали обязательное среднее образование. 10 лет пришлось ходить в школу, что-то узнать. - Зазывали в ВУЗы, платили стипендию, давали высшее образование. - Мы не хотели работать по даром полученной специальности, но Советы принуждали, обеспечивали обязательной работой на три года. - Нам запрещали тунеядство, всех гнали на работу. - Детей в садик обязательно всем, бесплатно. - Можно было устроиться в ЛЮБОЕ учреждение, ставки везде были. Там можно было годами не делать ничего, но получать достойную зарплату, ничем не отличаться от других. Социализм всех обеспечивал, делал почти равными. Невозможно было отстать. - Подходила очередь, мы бесплатно получали квартиры. Жили там практически бесплатно - вода, свет, газ не экономились. Стоило только заикнуться, и тут же прибегали рабочие, которые тоже сидели на окладе. И бесплатно ремонтировали квартиру, устанавливали новую раковину, ванну, стояки. - Еда была дешёвая и качественная, детская пища ещё лучше. Но нам хотелось бананов и ананасов. - Любое громко сказанное нами слово немедленно обсуждалось в Советах, газетах, доходило до Кремля и немедленно исполнялось. Никакой борьбы, неинтересно. - Мы не хотели бесплатно лечиться, но Советы заставляли проходить осмотры, отправляли в больницы и санатории. Им делать было нечего. - Привили нам моду на трёх детей. Пришлось выполнять. - Заставляли заниматься спортом, укреплять здоровье. В бесплатную больницу редко пускали. - Мы не хотели ездить в общественном транспорте за копейки, но нас заставляли, он был полон каждый день. - Мы хотели постоять в пробках, но их не было. - Я без паспорта ездил на Байкал, летал на самолётах по всему Советскому Союзу. Хоть бы кто заинтересовался. Советы никого не боялись. Мы все и везде были равными. - Абсолютно не давали нам покупать взрывчатку, яды, оружие. Хоть всю ночь ходите - никто не тронет. Кавказцы и азиаты жили и работали дома. Получали больше нас. Советы ничего не боялись. - Заставляли нас пользоваться рублём. За валюту можно было угодить в тюрьму. А так хотелось узнать кризис. А что в тюрьмах делается? - Мы жили при стабильном социализме, хотели узнать другую жизнь. Мы раньше даже не слышали о парламенте, олигархах, юристах, страховщиках. - Наши партнёры с запада убедили нас, что мы хотим освободиться от надоевших благополучия и безопасности. Пообещали колбасы, бананов и сделать жизнь интересней. - При нашем попустительстве они внедрили нам хороших учителей капитализма в Правительство, Парламент, олигархов, а мы стали рабами этих дармоедов. Мы тогда много не знали... Александр Сердюк

На этот и другие вопросы «АиФ» ответил экономист, ректор РАНХиГС Владимир Мау , большинство научных работ которого посвящены истории экономики СССР.

Где сметана за 1 руб. 70 коп.?

Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Владимир Александрович, мы и правда «возвращаемся в СССР»?

Владимир Мау: В какой именно СССР? Советский Союз 1920-х гг. сильно отличался от той же страны 30‑х гг., экономика 1930-х — от экономики 70-х. Но есть, конечно, общие черты. Совет-ское общество было очень бедным. Экономика — негибкой и неэффективной. СССР в середине 1980-х гг. завозил из-за границы до 46 млн т зерна — можно ли было говорить о продовольственной безопасности? Современная Россия, наоборот, ежегодно продаёт 25 млн т зерна...

— Зато нас все боялись и уважали. В эпоху застоя жилось спокойно и сытно...

— Эту страну боялись, да, — из-за её непредсказуемости, и это восстановить нетрудно. А вот уважали — вряд ли. Что мы умели производить такого, что бы пользовалось популярностью на мировом рынке? Как пошутил В. Путин , разве что калоши, которые любили покупать в Африке, потому что в них по Сахаре ходить удобно. Изобилия в советское время даже в Москве не было. Помню, сколько стоила сметана: 1 рубль 70 копеек. Ну и что? Машины были мало у кого — купить их было сложно и дорого, квартиры не продавались в прин-ципе, качество продуктов было неважным. Книги дефицитны были любые, даже Пушкин . Вот сочинения Ленина купить было легко, 65 копеек том. Я покупал — интересно же.

— Когда говорят о возвращении в СССР, ссылаются на усиление роли государ-ства в экономике...

— Государство играет значимую роль в нашей экономике, но не такую, как в советское время. В СССР доля государства в ВВП достигала 64%, сейчас менее 40%.

— А новая холодная война, железный занавес — это нам грозит?

Железного занавеса нет — можно ехать куда угодно. Что же касается холодной войны, то и до СССР у России часто портились отношения с Западом.

— Попытки регулировать цены — это тоже призрак прошлого...

— Я не знаю страны, где бы не регулировали цены. Да, в СССР это делали очень жёстко. Деятель ВКП(б) Юрий Ларин замечательную картинку нарисовал в своей книге: «Партиец рассказывает: «Мы попросили торговцев не повышать цены на хлеб. Со-брали в тюрьму и объяснили, что если они будут повышать цены, то из тюрьмы живыми не выйдут». Но вот вам сюжет из жизни Российской империи. По случаю чрезвычайного роста цен на хлеб в Санкт-Петербурге граф Михаил Лорис-Меликов , министр внутренних дел, со-брал торговцев и уговаривал их опустить цены. Те возражали, жалуясь на неурожай. Тогда Лорис-Меликов объявил, что если они не опустят цены, то будут высланы из столицы. Уже на следующий день газеты объявили о снижении цен на хлеб. Эту историю 2 ноября 1880 г. записал в своём дневнике госсекретарь Россий-ской империи Егор Перетц . Опубликован и протокол заседания Совета министров лета 1916 г. о введении уголовного наказания за повышение цен на продукты питания с эмоцио-нальной резолюцией Николая II: «Наконец-то!» Но сейчас для России серьёзное регулирование цен было бы вредно.

— Но, может быть, стоит восстановить?..

— Не стоит. Советская экономика — продукт индустриальной эпохи. Если мы не хотим сидеть в эпохе индустриальных динозавров, то не надо возрождать экономическую систему СССР. Этого и не происходит. Фундаментальные признаки советской системы — тотальная государственная собственность, уголовное наказание за частное предпринимательство, государственное установление курса рубля и цен, товарный дефицит. Восстановления всех этих элементов, к счастью, не наблюдается.

Почему никому не верим?

— А народ скучает по СССР...

— Народ у нас как раз более прорыночный и прокапиталистический, чем о нём принято думать. Годы советской власти приучили людей не доверять друг другу, государству, милиции, надеяться только на себя. Наше общество атомизировано, у нас намного меньше солидарности, чем в странах Запада, поэтому гораздо меньше склонности к забастовкам, акциям протеста. А в сельском хозяйстве мы идём по пути развития крупных производств, поскольку фермер-ские хозяйства требуют высокой коллективной организации. У нас же кооперация снизу не работает.

Назад пути нет. На то время сегодня похожа только мировая конъюнктура: цены на нефть в реальном выражении примерно на том же уровне, что и после 1986 г. Поэтому актуален не вопрос возвращения СССР, а другой: какие совет-ские ошибки учесть в современных условиях?

— И какие же?

— На мой взгляд, серьёзной ошибкой была программа ускорения экономического развития. Тогда вместо структурных реформ в СССР занялись формальным наращиванием темпов роста. Фактически — рытьём котлованов и закупкой импортного оборудования. Это было достигнуто ценой быстрого увеличения внешнего долга и бюджетного дефицита — почти с нуля в разы. В 1987-1988 гг. темп роста вырос, но затем начался спад, и развалилась страна. Поэтому сейчас надо сосредоточиться на модернизации, которая станет основой долгосрочного, устойчивого экономического роста.

— Среди современной российской элиты есть ли те, кто стремится к восстановлению СССР?

— Есть те, кто хотел бы вернуть страну, которую боялись бы. А вот таких, кто хотел бы восстановить страну с государственными ценами и дефицитом товаров, я не знаю.

Я устал идти по пути демократических реформ, у меня кончились деньги, и спились соседи. А в моем телевизоре зловеще воет ветер будущих перемен, и головы дикторов новостей наперебой пугают меня достояниями демократии.


Я потихоньку мечтаю купить пирожок с повидлом за шесть советских копеек и завернуть селедку в свежий номер нечитанной газеты "Правда". Я хочу повернуть и пойти обратно. Я хочу в страну, где нет террористов, проституток, рэкетиров, мэров, презентаций, долларов и многопартийности. Ну, спрашивается, зачем мы десять лет назад прогнали одну партию, чтобы потом посадить себе на шею десятки других? Ну, что мы все-таки выиграли, разогнав одних чиновников и вырастив много новых.

Значит, чтобы стать свободными, мы должны были стать нищими. А кому же мы заплатили за свою свободу и отдали все, что у нас было? Олигархам, политикам, бандитам, чиновникам, или это одно и то же?

Я снова хочу, чтобы мне по телевизору целый день врали про успехи социализма, а не пугали неудачами капитализма. Отпустите меня в СССР. Я смогу найти дорогу назад, так как по этой дороге мы постепенно побросали все, чтобы идти налегке. Я подберу все это по дороге наших реформ и вернусь назад, в СССР, не с пустыми руками.

В далеком прошлом я давал многочисленные клятвы октябренка, пионера и комсомольца, и почему-то все их нарушил. А потом я вообще продал Родину. В той прошлой жизни, еще в СССР, я присягнул в Красной армии на верность социалистическому отечеству, и мои пальцы при этом патриотически вспотели на автомате Калашникова. Я нарушил клятву и теперь должен ответить перед лицом своих товарищей, которые, в свою очередь, тоже продали Родину и должны ответить передо мной.

Я часто думаю, почему я тогда изменил воинской присяге и не кинулся с в руках отстаивать достояние социализма. Это было массовое предательство наших социалистических идеалов и обретение капиталистических идеалов, которые сегодня мы тоже готовы продать.

Я, в принципе, согласен вспомнить о своей воинской присяге и выполнить свой долг, но моя Родина не дает мне автомата и даже обыскивает на улицах других прохожих, чтобы отобрать оружие.

Видимо, Родина больше не ждет от нас ратного подвига, она обиделась и устала ждать. А мы вновь чувствуем, что отечество в опасности, и думаем, как из него убежать. Я не хочу в Америку, я хочу в СССР. Я буду до последней капли крови мужественно стоять в очередях за колбасой, ходить на субботники и носить на первомайских демонстрациях самые тяжелые транспаранты. Клянусь, поверьте, если мне еще можно верить.

Учиться коммунизму никогда не поздно, да и учиться даже не надо, а только повторить. Утром встать под слова старого гимна, съесть ломтик талонной колбасы, купить за три копейки билет на трамвай и гордо пройти проходную родного завода.

Я буду ударником коммунистического труда, честное слово, и добровольно стану покупать билеты денежно-вещевой лотереи ДОСААФ.

Ну до слез хочется хоть разок снова увидеть лозунг о победе социализме и дружбе всех советских народов. Мы почто Ригу-то сдали, Крым в карты проиграли, а теперь Курилами японцев к себе подманиваем. Да верните же, мать вашу, и Киев - матерь городов наших. Я хочу в СССР, где все мы еще вместе, все живы, где еще не стреляли, не взрывали, не бомбили, не делили. Если все это мы отдали за колбасу, тампаксы и баночное пиво, то возьмите обратно, спасибо я больше не хочу.

А нас каждый день пугают зловещим изменением последней Конституции. Да нас и не надо этим пугать, ее мало кто читал и даже никто не заметит, если что-то там потихоньку переписать. У русских никогда не отнять право на труд, все равно же заставят работать, да и право на отдых пытались отнять только один раз, когда вырубили виноградники и запретили пить. Все же вернули без всякой Конституции, потому что без этого никак нельзя. Я однажды попытался сравнить все наши советские и русские конституции. Одна оказалась краше другой. В принципе, каждая последующая Конституция была лучше и невыполнимей предыдущей.

Я, например, хочу срочно воспользоваться конституционной свободой слова, но не нахожу подходящих слов.

Я вовсе не хочу сегодня взять все и поделить, я просто хочу вернуться в СССР и никому там ничего не отдавать.

Я хочу вернуться в 1980 год, собрать в одном месте всех сегодняшних политиков, еще молодых и неиспорченных, рассказать им все про двадцать последующих лет и посмотреть, как они передумают.

Уж лучше мы в СССР снова будем вспять переворачивать реки, чем сразу всю страну.

Я радостно сдам в прошлом СССР все нормы ГТО, макулатуру, металлолом, комсомольские взносы и деньги на помощь угнетенной Африке. Все берите, мне не жалко. Это оказалось совсем не дорого за спокойную жизнь. Мы откопаем Леонида Ильича, оживим его, поцелуем в любое место и завешаем орденами остатки его партийной груди, и пусть он дальше шамкает нам про светлое будущее с высокой трибуны очередного съезда. Это надежно убаюкивало всю страну, которую и незачем было будить, если точно не знали, чем ее занять. Ну кто, блин, рявкнул на ухо мирно спящей стране, и, не дав ей опохмелиться, уговорил обменять ценности социализма на доллары США. У нас сейчас этих баксов больше, чем в самой Америке, но больше уже нихрена не осталось, ну, есть, конечно, немного, но мы меняем это на евро.

Я больше не могу идти по пути реформ. Я не верю ни красным, ни белым, ни левым, ни правым, и за это все они не верят мне. Я бы остался со всем остальным народом, но я больше всего боюсь этот самый народ. Я всегда был с ним, и вдруг выпал, ну, думал, случайно, сейчас вернусь в строй, да вдруг вижу, что не один я выпал, много вокруг нападало.

Это, видимо, был сон. Я стал поднимать их, но они общались со мной матом, которого я почти не понимал. Я посмотрел на себя и увидел, что я сам постепенно превратился в довольного буржуина и стал похожим на старого "Мальчиша-плохиша". Я стал кричать, что через три дня придет Красная Армия и выручит нас из поганого буржуинства, но никто меня не слушал. Я проснулся и решил вернуться в СССР.

Я никого туда не зову, я ухожу один в ту страну, где все ждали лучшего и проморгали хорошее.

Я чувствую, что скоро в СССР захотят почти все, и пойдут туда стройными рядами, возможно, даже во главе с нашим правительством. Я хочу убежать туда первым, и занять очередь буквально на все. Остальные начнут занимать за мной, но на всех все равно не хватит.

Это будет, но будет потом. А я уйду сейчас. Мне бросят в спину камни. А потом бросят камни по спинам тем, кто побежит меня возвращать, но уйдет вместе со мной. А потом по этим камням пойдет монолитное все, и чтобы оно не заблудилось, я оставлю мелом стрелки, как правильно возвращаться. Это легко. Да, надо, чтобы Ленин был снова жив, партия стала честью и совестью, дети записались в комсомол и занимались физкультурой. Нужно разорить всех богатых и уравнять их с бедными, сделать водку по 4 рубля 12 копеек за одну бутылку, и вместе с украинцами, белорусами, эстонцами и другими дружными народами выпить так много, чтобы забыть вражду и снова проснуться в СССР. Это единственная дорога, и никакой другой тропинки просто нет. Сегодняшние дети уже не будут жить в социализме, будь он трижды не ладен. А наши внуки начнут строить коммунизм, не сразу, конечно, но обязательно начнут.

Мы скоро вернемся в СССР, вновь сделаем могучую страну и честную партию, повсюду развесим портреты любимых вождей и их славные слова, нас снова научатся бояться развитые страны, а мы мирно сопьемся на своих маленьких кухнях и начнем бесстрашно рассказывать анекдоты про власть и правящую партию. Это настоящее счастье - ничего не иметь и ничего не терять.

А потом все повторится. Снова кто-то гаркнет на ухо мирно спящей стране, и она, раскорячившись от перепоя, радостно встрепенется и бодро пойдет по пути новых демократических реформ. Мы, разумется, уйдем немного дальше, чем ушли сегодня. Но мы, русские, никогда не идем строго вперед или назад, а просто ходим по кругу (Ленин из вежливости назвал это спиралью), ну а самые хитрые из нас сворачивают первыми. По всем нашим пословицам следует, что царь у нас должен быть мудрым, а народ хитрым. А если мы выбираем на царство своего правителя, то сразу все становятся хитрыми и дружно поворачивают. Важно, чтобы на этом повороте не слишком круто заложили, а то много народу могут передавить, хотя никто в обиде не будет, и все спишут на плохие дороги и деструктивные силы.

Я не хочу поворачивать со всеми, я хочу сразу назад, строго и по прямой дороге, и прямо в СССР. Я всех вас там и подожду.

Я не хочу в СССР

Сергей Сальников

Сегодня прямо деться некуда от сплошной ностальгии по СССР.
Людей в возрасте понять можно – молодость, какая бы она не была, всегда кажется лучше настоящей старости, даже если эта старость и обеспечена хорошо, но по СССР страдают и молодые, а это уже плохо. Плохо, поскольку вместо того, чтобы строить свою жизнь в реальном сегодня они будут жить мечтами и прошлом, и, не дай Бог, опять затеют очередную революцию или «кардинальную» реформу.
Времена не выбирают в них живут и умирают. Не мной придумано, но кратко и чётко даётся установка жить в том времени, которое тебе досталось.
Я не хочу опять в СССР, поскольку это и невозможно по сути и не тянет, если честно.
Нет, если бы молодость вернуть, то да. Хотя, если честно, то молодым сегодня куда лучше, чем тогда.
Я не хочу опять попасть с длинные очереди, которые выстроены по всей стране – за водкой, мясом, огурцами, сапогами……
Я не хочу в очередь, длиной в пол жизни за машиной и не хочу рулить ЛУАЗом или москвичом.
Я не хочу толкаться под дверями кафе или ресторана, потому что там всегда «нет мест», не хочу видеть наглые рожи хамоватых официантов и продавцов, которым ты на фиг не нужен и противен самим фактом своего появления на свет.
Я не хочу опять в советскую столовую с её часовыми очередями и бурдой в щербатых тарелках, откуда люди хлебают жижу погнутыми получистыми-полугрязными алюминиевыми ложками и свёрнутыми в трубочку вилками, которые выскальзывают из рук от капающей с них жирной воды. Их просто сполоснули в тёплой водичке и забыли протереть.
Я не хочу, чтобы моя жена опять перед Новым Годом носилась по магазинам в надежде «достать» мандарины и шампанское.
Я не хочу опять пить бочковой кофе и грузинский «чай».
Я не хочу опять сидеть на комсомольских-партийных-профсоюзных собраниях и слушать своих партайгеноссе.
Я не хочу опять изучать «Историю КПСС» и заучивать какой хрен и что говорил на партийных съездах, начиная с 19 века.
Я не хочу в школу и институт, где иностранный язык преподавали так, чтобы ты никогда и ничего не понял на изучаемом языке.
Я не хочу в страну, где единственной заграницей, куда могли попасть её граждане была только Болгария.
Я не хочу опять в торговый флот СССР, где в иностранных портах ты можешь пойти на берег только группой и только до семнадцати часов. Я не хочу и нищих зарплат для моряков, когда единственным шансом для моряка не опуститься на финансовый уровень дворника, была перепродажа дешёвого заморского тряпья. Не хочу опять комиссара-помполита, парторга, профорга и комсорга, которые суют свои носы в мои личные дела.
Я не хочу опять нашу огромную армию и флот, где солдат получал 3 рубля в месяц, где процветала дедовщина, пьянство и воровство. Где не было дисциплины, а военная учёба спокойно заменялась бравыми отчётами.
Я не хочу опять в грязные поезда, на которые всегда нет билетов. В трещащие по швам от набитых туда пассажиров автобусы.
Я не хочу носить мешковатые костюмы, балахоны-рубашки и топорную обувь.
Я не хочу опять разевать от удивления рот, когда слышу про «видак».
Я не хочу опять униженно прогибаться перед засранцем на автосервисе, когда у меня что-то не так в моём «Запоре» или «Жигулёнке».
Я не хочу больше обклеивать стены на своей кухне по последнему писку дизайна клеёнкой.
Я не хочу опять воровать краску или кирпич, поскольку купить их просто негде.
Я не хочу опять, имея на руках честно заработанные деньги, жить, как будто взаймы и от милости кого-то.
Я не хочу, чтобы в моей стране опять на наши общие деньги дороги делали только в Прибалтике.
Я очень не хочу опять пить грузинское «вино», которое получают путем мытья грязных бочек сырой водой.
Не хочу разливного пива и сметаны с водой пополам.
Я очень не хочу опять стоять в очередь за колбасой двух сортов – «колбаса есть и колбасы нет»
Я не хочу опять интернациональной дружбы и единого народа с Киргизией и всем прогрессивным человечеством.
Я не хочу опять ……
В общем, я не хочу опять в СССР, ну, только если мне предложат вернуться туда вместе с моей молодостью.

Все книги писателя и журналиста из Калининграда Сергея Сальникова на его сайте:
http://sss1949.wix.com/salnikov


Тоже там поживший 20.07.2017 15:20:29

И не хоти. Ведь это всё равно невозможно.

Алексей 02.02.2017 22:25:10

Моё детство всё прошло в СССР. Помню, как нам с братом родители в те годы привозили эскимо из Москвы в термосах (у нас в Туле его не было, высшим пилотажем считался пломбир в вафельных стаканчиках). И не только мороженное, но и колбасу, буженину, сосиски, сардельки... и один раз даже цветной телевизор! Помню хождения в 2-3 магазина за хлебом (в одном есть чёрный хлеб, но нет белого, во втором только батоны, и только в третьем - булочки)! Даже за тульскими пряниками (в Туле!) мы с кузеном как-то отстояли длиннющую очередь, и это было не при "предателе" Горбачёве, а при "патриоте" Андропове!

Сергей Сальников 03.02.2017 13:09:38

Спасибо!
Да, возили и продукты и вещи.
Я однажды из командировки в Ленинград привёз оттуда замороженную индюшку.
Знаете куда?
В Совгавань! Представляете где это! А что было делать?
1978 год, у нас тогда всё мясное было по талонам - 2 кг на месяц, а это могла быть варёная колбаса, курица или мясо, ну, что захотят, то продадут согласно талона.
К слову, Горбачёв был выдвиженцем Андропова, тот лично его перетащил в Москву и продвигал.
Мутный был этот "патриот", начиная с биографии

Виктор 18.12.2016 16:30:55

За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись,
Когда умрешь, тогда поймешь,
Какая штука - жизнь…

бабуля 20.11.2016 07:28:37

Чтобы еще больше "тосковать" по СССР, почитайте книги. их сейчас очень много, о начале 20 века в России. Может быть, затоскуете о другом. Меня волнует только один вопрос: "Почему в нашей стране революционеров больше, чем эволюционеров?". Что мешает всем тоскующим навести порядок в собственном доме, дворе, улице? Заняться (бесплатно), с детьми, помочь пожилым и организовать (без революций), общественный контроль за ЖКХ, например. Да мало ли полезных дел можно сделать для себя и своих близких. Тогда, может быть, и тосковать не придется, и люди вокруг соберутся активные, позитивные и креативные.

Сергей Сальников 20.11.2016 13:01:19

Полностью с Вами согласен.
Некоторое время назад выбрали люди в районный Совет депутата-коммуниста, что много балоболил о.... ну Вы знаете о чём.
И тут новый отопительный сезон начался с огромного повышения тарифов.
Вы думаете этот "карбонарий" и его райком КПРФ занялся этим конкретным делом?
Кроме паскудного ехидства - это вот ваша ЕД, больше ничего.
Да и то, дело мелкое, конкретное, требует усилий, а главное не надо свергать и менять "систему".
Совсем другое дело - митинг, собрание, социальная сеть, ТВ, вот здесь качать ситуацию куда приятней.

Килячков Валентин 14.06.2016 22:48:45

Вообще-то, насколько я понимаю цель жизни человека на земле - это продление рода человеческого... Не зря же самыми трогательными картинками в жизни признаны те, с которых на Вас смотрят счастливые, глазастые мордашки наших детей, внуков... Читаю я такие "умные" характеристики советских времен, и нытье что тогда кому-то пришлось всю жизнь стоять в очередях за чем-то изысканным, чего пока еще в СССР не могли обеспечить на все 100% и думаю: а ведь к телу, которое приходит "один раз жить" обычно прилагается душа... Или не всем прилагается?.. Ну, про все, чего не хочет Сергей Сальников, он сказал; он только не сказал ничего о том, что в СССР дети были намного счастливее, чем теперь, когда колбасой завалены магазины, а автогиганты стоят без работы, потому что перепроизводство автомобилей. В детсадах - охрана, в школах - охрана, вооруженная до зубов, дети без родителей во дворе не играют, спортивные школы платные, музыкальные - платные... да что я все это перечисляю?! все это прекрасно знают. Мы по своему городу проводили исследования: 25% детей имеют возможность (их родители имеют возможность!) на получение досуговых занятий (спорт, музыка, танцы, ин.яз и т.п.) Ну, убедите меня, что дети могут прожить и без этого!..

Сергей Сальников 15.06.2016 07:52:08

Убеждать вас?
В чём и главное зачем?
Я не занимаюсь бесполезной работой.
Тех, кому продлять род человеческий мешает социальная система, а не собственная импотенция, убедить нельзя.
Бестолковые, ленивые, с руками растущими из задницы почему-то считают, что очередной переворот сделает их умными, удачливыми и поможет реализовать их "гигантский потенциал"
Полноте - это просто завышенная самооценка и устройство общества здесь не виновато, а очередная "революция" не сделает из импотента мачо.
Удачи!

Марина Григорьевна 01.03.2016 13:00:11

А я очень хочу в СССР!!!Да я не разу не была за границей, да и не хотелось. Я один раз в жизни была на море! Меня это не коробит!Я родилась в Сибири среди высоких русских берёз. среди высоких стройных сосен,среди красивых цветущих лугов,среди ромашек и васильков,А зимний сказочный лес,чистый пьянящий звенящий воздух,а снег ослепительно белый!Мне не нужна никакая заграница! Я тоже стояла в очередях, но это было временно!Я смотрела хорошие позитивные новости, слушала хорошую музыку, читала хорошие книги, смотрела прекрасные фильмы.Я работала с удовольствием медицинской сестрой!Тогда не было травли на медицинских работников!У нас над головой было чистое,мирное, голубое небо!Я ещё очень много могу перечислять позитивных вещей! Я люблю Россию!

Сергей Сальников 01.03.2016 14:05:27

Хм, а сейчас берёзки и васильки завяли и исчезли?
И зимы со снегом уже нет?
В заграницу кто-то силой гонит? Не хотите, не надо.
Очень рад за Вас, что в очереди Вы стояли не всю жизнь, а лишь "временно". Хотя, если соскучились, то можете поиграть в неё со своими ностальгирующими соседками:)
Вам кто-то не даёт смотреть старые фильмы и читать Достоевского и Чехова? (Хорошие книги - это про них или кто-то другой?) :))
Любите Россию? Это хорошо, но только в СССР это слово как то было не из употребимых. Как, впрочем, и русских людей не было, а лишь советские.
И ещё вам для полноты счастья необходимы экзамены в школе и великий ленин в мавзолее?
Ленин всё ещё там загорает, а эккзамены Вы, очевидно, всё одно уже не будете сдавать, даже если их и восстановят по просьбам пенсионеров.

РЎРљР 17.02.2016 22:34:12

Отчасти с Сальниковым согласен: жизнь коротка и нужно жить настоящим, и что прошлое всегда кажется лучше. Если объективно смотреть, то в СССР пытались построить куда более справедливое общество, по отношению к капиталистическому обществу. К сожалению, социализм просуществовал не долго. Были конечно негативные стороны этого социализма (часть описана как раз в выше перечисленном материале), но это еще не значит что социализм - это абсолютно плохо, глупо так считать. Ведь ошибки в реализации политической, экономической системе, не имеющей аналогов в истории (с нуля) неизбежны и рациональнее было бы объективно (это самое сложное) оценить советский опыт, выделить эффективные методы по работе с чем-либо, предотвращению чего-либо. Одна из явлений, которое нравится людям - это уверенность в завтрашнем дне. В СССР (года этак до 90го) эта уверенность была. Важно понимать, что 80е годы - это не весь СССР, и судить об СССР, смотря только на конец 70х-91 годов, было бы серьезной ошибкой.

К комменту Азы Правдиной:
Про "лживый рай для трудящихся" это вообще круто, между прочим, благодаря советскому опыту в капиталистических странах стали пролетариату уделять внимание (медицина, оплачиваемый отпуск, качество жизни). А стукачество никуда не исчезло и было оно не только в СССР/РФ, в отдельных случаях оно даже может в корне изменить ситуацию (да, много преступников этим еще в Сталинское время покосили, потом стали резко осуждать после его смерти, что как-то подозрительно прям), и важно заметить, донос - это донос, а не решение суда о том, что человек виновен. Вопреки отстроить страну, выиграть войну невозможно, уже по тому, что без четкой цели понятной каждому, без идеологии, сплачивающей и направляющей общество, без организации этого общества нельзя просто что-либо производить вообще, а в СССР именно компартия смогла управлять обществом так, что он смог победить. Сам по себе человек ничего делать не будет. Кроме того, коммунистических режимов не существует,есть тоталитарный режим и есть коммунистическая идеология.

Сергей Сальников 18.02.2016 17:23:06

По этому поводу вспоминается сказка, как лис попал в страну чудес и спрашивает: "Здесь охотники есть?"
Ему отвечают - Нет.
-Отлично! А куры есть?-
- Тоже нет-
- Эх, нет в жизни совершенства!-
Судить по СССР в на конец 70-х, не такой уж и плохой вариант в пользу СССР. Конец 20-х или тридцатых был куда сложней, для того чтобы хвалить его. :)
Уверенность?
Ну, да, мог быть уверен, что через пятнадцать лет получишь квартиру, через пять лет добавят к окладу червонец, через десять подойдёт очередь на машину и в 60 уйдёшь на пенсию, и, если будешь вести себя правильно, то даже выделять путёвку в дом отдыха.
Меня вот удивляет, что сейчас вроде как работающих не так и густо, воруют вот вроде ужась как много, а живём-то мы лучше.
Куда всё девалось при "самом справедливом строе", когда все трудились и никто не воровал?
Вот ребус!

Ярослав Гайдученко, 46 лет. 13.02.2016 19:31:50

А я совершенно не завидую нынешней молодёжи.
Жить зная, что за всю жизнь не скопишь на квартиру, а бесплатной не получишь.
Жить с постоянным страхом, что самодур начальник тебя в любой момент может уволить, например за чрезчур потные ладошки (см. французский фильм фильм "Игрушка" с П. Ришаром).
Жить от одного кризиса до другого, ожидая, что твоё предприятие разориться и тебя выкинут на улицу.
Жить со страхом, что заболеют твои близкие, а у тебя не окажется денег для дорогостоящей операции.
Жить со страхом, что окончишь жизнь бомжом или в старости придётся побираться и питаться с мусорки у ближайшего ресторана.
Жить со страхом, что тебя стукнет своей дорогой иномаркой чиновник, а виноватым окажешься ты сам, поскольку у него всё схвачено.
Жить. . . можно и дальше продолжать этот бесконечный список.
Я не завидую нынешней молодёжи, за исключением того факта, что они сейчас молоды.

Исследования социологов показывают: советское детство сейчас в моде. «Хочу обратно в СССР. Как хорошо тогда было - наверное, самое лучшее время в моей жизни» - все чаще и чаще эту фразу можно услышать не только от ветеранов, чья биография накрепко связана с советскими временами, но и от тех, кому едва-едва исполнилось 30.

Люди, которым в 1991 году было по 13–15 лет, с любовью коллекционируют советские фильмы и обмениваются воспоминаниями о пионерском детстве. Ностальгия по советскому прошлому становится распространенным явлением среди тридцатилетних.

«Нам повезло, что наши детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи СВОБОДУ в обмен на ролики, мобилы, фабрики звезд и классные сухарики (кстати, почему-то мягкие)… С ее же общего согласия… Для ее же собственного (вроде бы) блага…» - это фрагмент из текста под названием «Поколение 76–82». Те, кому сейчас где-то в районе тридцати, с большой охотой перепечатывают его на страницах своих интернет-дневников. Он стал своего рода манифестом поколения.
Анализ молодежных ресурсов интернета и других текстовых источников показывает: отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе. «76–82. Энциклопедия нашего детства», пожалуй, наиболее популярный из них. Само название говорит о том, кто является аудиторией данного ресурса - все, кто родился в период между 1976 и 1982 годом.
Одноименное сообщество в ЖЖ входит в тридцатку наиболее популярных. Его завсегдатаи с искренней любовью обсуждают фильмы про Электроника, гэдээровские «вестеры», лезвия «Нева» для безопасных бритв и напиток «Буратино».

От «тупого совка» к «золотому веку»
Забавно, что всего лишь полтора десятилетия назад те же самые люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на своих более консервативных родителей.
Странное беспамятство молодежи распространяется и на более близкое прошлое. На рубеже 80−х и 90−х значительная часть молодых людей мечтала вообще уехать - эмиграция даже в страну третьего мира считалась более привлекательной, чем жизнь в разваливающемся советском государстве:
«Хоть тушкой, хоть чучелом, только быстрее из этого бардака».
«Советская одежда -– кошмар, убожество, носить невозможно, одни галоши «прощай молодость» чего стоят. Советская техника сделана явно не руками, а чем-то другим: не работает, не чинится. Советские продукты - это колбаса, на 90% состоящая из туалетной бумаги, масло из маргарина и пиво на воде»…
Кто бы лет пятнадцать назад осмелился отрицать эти аксиомы?!
Но, как известно, время - лучшее средство от детской болезни левизны. Повзрослев, молодые люди перестали быть столь категоричными. Теперь уже воспоминания о телевизорах «Рубин», магнитофонах «Вега», духах «Красная Москва», клетчатых рубашках, красных пальто, мороженом по 15 копеек и газировке в автоматах вызывают легкую грусть и сожаления о том, что их никогда уже больше не будет.
Советское прошлое стремительно обрастает трогательными легендами и на глазах превращается в прекрасный миф о золотом веке человечества. Современные тридцатилетние так жаждут сказку, что готовы ампутировать собственную память.
В конце 80−х годов мало кому из них пришло бы в голову восхищаться песнями советской эстрады или советскими фильмами - уж слишком примитивно. Важнее было понять, как побыстрее разбогатеть, получить максимум разнообразия в сексе, добиться успеха и признания в большом городе. Вместо ВИА «Самоцветы» и фильмов о деревенской жизни последние советские подростки хотели смотреть голливудские триллеры и слушать Scorpions и Queen.

Но время проделало с ними свой обычный трюк: сполна получив то, о чем мечтали на заре туманной юности, современные тридцатилетние стали мечтать о том, что так безжалостно когда-то презирали. И старые советские фильмы про войну и освоение целины вдруг обрели в их глазах смысл, который когда-то они видеть категорически отказывались.
Почему люди, отвергавшие все советское, вдруг стали ностальгировать по времени, которое они едва успели застать? Если верить социологическим исследованиям, причин две. Одна из них лежит на поверхности: ностальгия по Советскому Союзу во многом просто ностальгия по детству. Идеализировать детские годы свойственно всем. Плохое забывается, остаются только светлые воспоминания о том, какой замечательный вкус был у мороженого и как радостно выглядели люди на демонстрации.
Однако, похоже, для нынешнего поколения тридцатилетних ностальгия стала своеобразной религией, во многом определяющей их отношение к жизни вообще. Они гордятся тем, что им довелось жить в Советском Союзе, и считают, что именно советский опыт делает их несравнимо лучше современной молодежи, которая выросла уже после 91−го года:
«И все-таки если бы я выбирал - выбрал бы конец 80−х. Я тогда еще ничего не понимал. Мне было 17–19 лет. Я не умел общаться, я не умел влюбляться, я ничего не хотел от жизни и вообще не понимал, как и зачем люди живут… Из этих лет я не вынес ничего, а - мог бы (это я теперь только понял). Наверное, поэтому они - самые теперь мои времена, любимые, сумбурные, неясные», - пишет roman_shebalin.
Ему вторит другой автор интернет-дневника tim_timych:
«Как же я хочу вернуться в детство! В наше детство. Когда не было игровых приставок, роликовых коньков и ларьков с кока-колой на каждом углу. Когда не было ночных клубов и все собирались на репетиции местной рок-группы, игравшей ДДТ и Чижа. Когда слово стоило дороже денег. Когда были мы».
Причина такой «недетской» ностальгии, видимо, глубже, чем просто тоска о прошедшей юности. Идеализируя советское прошлое, современные тридцатилетние неосознанно говорят о том, что им не нравится в настоящем.
От несвободного государства к несвободным людям
«В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!» - это все из того же «манифеста».
«Мы стали менее свободными!» - этот крик отчаяния звучит во многих записях. Вот еще одна цитата:
«Вспоминаю о том времени, и основное ощущение - это чувство полнейшей свободы. Жизнь не была подчинена такому жесткому графику, как сейчас, и свободного времени было намного больше. У родителей отпуск был месяц, а если кто-то болел, то спокойно брал больничный, а не ходил еле живой на работу. Можно было идти, куда хочешь, и никто тебе не запретит. Не было кодовых замков и домофонов, не было охранников в каждом подъезде, в каждом магазине. Аэропорт был интереснейшим местом, откуда начиналось путешествие, а не частью зоны строгого режима, как сейчас. Вообще, табличек типа “Прохода нет”, “Только для персонала”, “Запрещено” почти не было».
Происходит странная метаморфоза воспоминаний. В Советском Союзе грозных надписей «Проход запрещен!» было куда больше, чем сейчас. Но наша память о детстве их аккуратненько стирает, а память об увиденном пару дней назад достраивает эти пресловутые таблички.
Объективно советское общество было куда менее свободным, чем нынешнее. И не только в политическом плане. Жизнь человека двигалась по строго расписанному маршруту: районный детский сад - районная школа - институт/армия - работа по распределению. Вариации были минимальны.

То же самое и с бытом. Все ели одинаковые биточки, ездили на одинаковых велосипедах и вывозились на одни и те же «Зарницы». Длинные волосы, косуха с клепками, даже элементарные джинсы - все это могло вызвать внимание милиции или как минимум осуждающие взгляды старушек у подъезда. Сейчас - ходи в чем хочешь и, если ты не похож на узбека-нелегала, милиции на тебя наплевать, да и бабушкам тоже, тем более что их вместе со скамеечками у подъездов уже почти не увидишь.
Каждый мог стать революционером, нахамив по мелочи бригадиру или придя в школу без пионерского галстука. Сейчас мы живем в одном из самых свободных обществ за всю историю человечества. Речь опять-таки не о политике, а, скорее, о культуре и образе жизни. Государство по минимуму вмешивается в частную жизнь человека. Пресловутая «вертикаль власти», насквозь пронизывающая политический процесс, никогда не переступает порога квартиры. А само общество еще не успело выработать достаточно твердых норм и не может указывать гражданину, что можно, а что нельзя.
Откуда же берется это ощущение несвободы? Скорее всего, оно идет изнутри. Нынешние тридцатилетние сами загоняют себя в очень жесткие рамки. Нужно работать и зарабатывать, нужно выглядеть прилично, нужно вести себя серьезно, нужно иметь мобильник с «блютузом», нужно есть пищу без ГМ-добавок, нужно читать Минаева и Коэльо. Нужно, нужно, нужно!
У тридцатилетних настоящая свобода - это не свобода слова или собраний, а прежде всего возможность жить спокойно, не напрягаясь и иметь много свободного времени. А ведь от них ожидали, что они станут первым поколением, свободным от «совка», поколением энергичных строителей капитализма. В начале 90−х это примерно так и выглядело. Молодые люди с энтузиазмом занялись бизнесом, карьерой, с упоением окунулись в мир потребительских радостей. Но постепенно энтузиазм пошел на убыль. На каком-то этапе они просто «перегорели».
Сегодня для большинства из них работа и карьера остаются основными жизненными ориентирами. Однако нет уже того драйва, который был неотъемлемой частью их жизни в 90−е. Большинство по-прежнему оценивает жизненный успех как возможность потреблять как можно больше: «Чем больше квартира, чем дороже машина - тем успешнее человек». Но многие вещи уже куплены, впечатления получены, амбиции удовлетворены. Жить скучно!

КГБ в голове
Если провести контент-анализ, скорее всего, выяснится, что частота употребления слова «безопасность» за последние двадцать лет выросла в сотни раз. В СССР была всесильная организация - Комитет государственной безопасности. Ее боялись, о ней рассказывали анекдоты. Но сама идея безопасности не была столь навязчивой.
Зато сейчас это слово ключевое на всех уровнях - от высокой политики до собственной квартиры. Нас повсюду окружают секретные пароли. Войти в подъезд - код, открыть квартиру - несколько замков, включить компьютер - пароль, загрузить собственную электронную почту - снова пароль…
Но никто ведь не навязывает эти правила, люди их выбирают сами. И с грустью вспоминают детство: «Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари - там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы, и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания».

Игрушки с помойки против китайских сабель
Детские игрушки и игры - это целый мир. У многих он оставляет куда более яркий след в памяти, чем взрослые забавы типа автомобиля «тойота» или должности начальника отдела.
У миллионов советских детей был любимый мишка - кургузый, линялый, неубедительный. Но именно ему доверялись важнейшие секреты, именно он исполнял роль домашнего психоаналитика, когда нам было плохо. А с каким упоением мы играли в «красных» и «белых», вооружившись винтовками, выструганными из палок!
Снова процитируем дневник пользователя tim_timych: «Каково было лазать по гаражным массивам, собирая никому не нужный хлам, среди которого иногда попадались такие жемчужины, как противогазы, из которых можно было вырезать резиновые жгуты для рогаток. А найденная бутылка ацетона с упоением сжигалась на костре, где из выброшенных автомобильных аккумуляторов плавился свинец для картечи, лянги и просто так, от нечего делать, ради интереса поглазеть на расплавленный металл».

Рыночная экономика породила простой принцип: все, что востребовано, должно быть коммерциализовано. Помните, как в дворовых компаниях играли в рыцарей? Как делали из найденного на свалке хлама щиты и мечи? Теперь пластмассовые доспехи и оружие продаются в любом киоске: хочешь - пиратскую саблю, хочешь - скифский акинак. Стоит это все копейки: чтобы купить набор легионера или ковбоя, достаточно несколько раз сэкономить на кока-коле.
Фейерверки и петарды продаются уже в готовом виде, и не нужно проводить химические эксперименты за гаражами. А плюшевых мишек китайского производства можно покупать мешками. Только все реже среди них обнаруживается тот самый косоухий уродец - любимый и единственный…
Глядя на своих детей, нынешние молодые люди испытывают двойственные чувства. С одной стороны, завидно: пойти в киоск и за какие-то копейки купить точную копию пистолета-пулемета «Скорпион» с магазином и боекомплектом в тысячу пуль - да за это мальчишка 80−х, не задумываясь, согласился бы продать душу или выносить каждый день мусор! Вот только нет в нем аромата уникальности. В него не вложен собственный труд (когда бледный аналог такой штуки делался своими руками), с ним не связана исключительность случая (если это был подарок, допустим, привезенный из-за границы).
И в итоге пылится это оружие где-то под кроватью: не беда - папа завтра новое купит. Папа не обеднеет, он хорошо зарабатывает.
А вот ребенка жалко.

Друзья остались в СССР
Еще один повод для ностальгии - легенда о чистых и открытых отношениях между людьми. Вот alta_luna вспоминает:
«Такой дружбы, какая была у моих молодых родителей с другими молодыми парами, больше у них в жизни и не случалось. Помню интересное - мужчины в командировках, женщины ждут».
В другом дневнике читаем: «У нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали, о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами!»
Тридцатилетние страдают оттого, что друзей становится все меньше. На них просто не хватает времени. Чтобы повидаться со старым другом, приходится договариваться о встрече чуть ли не за месяц.
Да и сами встречи становятся все короче и формальнее: все заняты, у всех дела. Возможность в любое время связаться с человеком и отменить или изменить предыдущие договоренности провоцирует необязательность:
«Извини, планы изменились, давай сегодня не в 5, а в 8 или лучше завтра в 5. А лучше давай завтра по ходу дела созвонимся и договоримся».

Времени нет
Большинство тридцатилетних недовольны своей жизнью, но не видят реальных возможностей ее изменить. Чтобы что-то менять, нужно время, а его-то как раз и нет. Стоит только на минуту приостановить стремительный бег, как сразу тебя отбрасывает на обочину. А этого тридцатилетние не могут себе позволить.
«Скоро 30. Времени нет. Тахикардия, пульс 90 ударов/мин вместо положенных 70. Пью лекарство, не читая инструкции, доверяю врачу. Некогда ознакомиться с инструкцией по эксплуатации купленной машины, только отдельные пункты. Договор кредита подписал в банке, пробежав глазами. Лишь убедился, что там моя фамилия и код, служащим тоже некогда.Когда последний раз пил пиво с друзьями? Не помню, больше года назад. Друзья - рос­кошь. Только для подросткового возраста. С мамой разговариваю, когда она позвонит. Нехорошо это, надо бы самому почаще. Прихожу домой, жена и дети спят. Поцелую дочь, постою над сыном, обниму жену. На выходных включаю телевизор, медитирую в экран, одновременно перещелкивая все каналы, один некогда смотреть, да и неинтересно уже. Какую книгу я хотел дочитать? Кажется, «Анну Каренину», половина осталась. Не дочитаю, слишком большая. Не получается. Времени нет, бегу. Бегу. Бегу», - жалуется на жизнь contas.

Революция во имя велосипеда?
«В последнее время очень часто думаю о том, какую великую страну мы просрали. Страна эта называлась СССР. Это была великая и свободная страна. Которая могла посылать всех и диктовать свою непреклонную волю всем на нашей планете Земля», - пишет в своем дневнике пользователь fallenleafs.
Ностальгия по собственному детству порой плавно переходит в ностальгию по политическому режиму. Советский Союз стал ассоциироваться с государственным развитием, размахом, имперской мощью, а также со спокойной, стабильной и счастливой жизнью:
«Это было время, когда не было безработицы, терроризма и национальных конфликтов, отношения людей были просты и понятны, чувства искренни, а желания незамысловаты».
Ностальгия по прошлому в различные эпохи оказывалась весьма мощной движущей силой общественно-политического развития. Например, возвращение социалистических партий во власть в некоторых восточноевропейских государствах уже в постсоветский период также во многом было вызвано ностальгией по советским временам.
Нам представляется, что в современной России ничего подобного произойти не может. Поколение тридцатилетних слишком аполитично, слишком погружено в личную жизнь, чтобы оказать серьезную поддержку хоть какой-то политической силе. И если неудовлетворенность собственной жизнью будет расти, это лишь еще больше подстегнет их политический абсентеизм. Вместо активных действий нынешние тридцатилетние выбирают тихую грусть о светлой поре своего детства, которая ушла безвозвратно.

Последнее поколение советской молодежи в целом было отмечено благодатной печатью глубокого безразличия к политике. Пока взрослые ломали советскую систему, а потом на ее развалинах пытались строить что-то новое, молодые люди занимались личными проблемами. Единственная сфера общественной жизни, в которой это поколение преуспело, - это бизнес. Именно поэтому среди них так много бизнесменов или менеджеров и так мало политиков или общественных деятелей.
Но желание связать безвозвратно ушедшее прошлое с безжалостным настоящим далеко не всегда может быть интерпретировано в русле политических акций. Ведь тоскуют не столько по социальному строю, сколько по плюшевым мишкам, казакам-разбойникам и первому поцелую в подъезде. Трудно представить себе революцию под лозунгом «Верните мне право кататься на велосипеде и быть счастливым!» Впрочем, в мае 1968−го французские студенты строили баррикады под лозунгами типа «Под мостовой - пляж!» и «Запрещается запрещать!».

Кажется, лишенные политических амбиций нынешние тридцатилетние видят проблему исторических перемен совершенно по-другому. Советский мир позволял им быть человечными, а современность - нет. После всех социальных катастроф ХХ века впервые становится понятно, что в любом политическом устройстве главной и единственно важной фигурой остается человек. И буйство потребительских инстинктов - такая же обманка, как и коммунизм, обещанный к 80−му году. У нас больше не осталось иллюзий, у нас больше нет ни одной надежды на то, что спасение человека придет откуда-то со стороны - от политики или экономики, не так уж и важно.
Нынешние тридцатилетние, похоже, первое поколение русских людей, оставшееся один на один с собой. Без костылей идеологии, без волшебной палочки-выручалочки в лице Запада. И тут воспоминания о советском прошлом действительно начинают жечь душу беспощадным огнем зависти.

Для того чтобы ощутить собственную человеческую ценность, возможностей было мало, но все они были отлично известны каждому. Все знали, какие книги надо прочитать, какие фильмы посмотреть и о чем говорить по ночам на кухне. Это и был личностный жест, дающий удовлетворение и вселяющий гордость. Сегодняшнее время при бесконечности возможностей делает такой жест почти невозможным или по определению маргинальным. Человек оказался перед лицом чудовищной бездны самого себя, собственного человеческого «я», которое до сих пор всегда было удачно закамуфлировано проблемой социального запроса.

Поколение тридцатилетних лишилось права на привычное местоимение «мы». Это растерянность не перед временем с его экономической жесткостью, но перед собственным отражением в зеркале. Кто я? Чего я хочу? Отсюда и медитации на тему юности. Человек пытается отыскать ответ на мучительные вопросы там, где он начинался как личность. Но это путешествие не в советское прошлое. Это путешествие в глубину собственной души и собственного сознания.