ТЕ
МА. Произведение Андерсена « Русалочка ».
Авторы проекта: Бабич Н.П.
Участники проекта: учащиеся 4 классов.
Срок выполнения:3 урока.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий
Продукт проекта: детский иллюстрированный журнал
Основополагающий вопрос проекта: Какую роль играют в жизни любовь и доброта? Краткая аннотация проекта: данный проект поможет детям детально разобраться в произведении, выразить свое отношение к прочитанному. А так же на примере поступков героев произведения дать оценку своим собственным поступкам.
Цель
Создать через проектную деятельность и представить материал в виде детского журнала для библиотеки.
Формировать у учащихся 4 класса личностных компетенций, поисковые, менеджерские, презентационные, коммуникативные умения и навыки.
Учить соединять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями.
Наши действия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Выработка плана действия по реализации проекта.
Определение проблемных групп.
Учащиеся делятся на группы.
Знакомство с инструкциями педагога.
Знакомство с требованиями к презентации.
КОНСТРУКЦИОННЫЙ ЭТАП
Поиск материалов по каждому направлению группы.
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.
Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма".
Учащиеся создают папки для материалов.
Общая папка:
Ссылки
Иллюстрации, фото
Тексты.
Направления групп
Группа: «Библиографы»
Группа: «Художники»
Группа: «Фантазёры»
Группа «Мыслители»
Определить проблему, цели и задачи каждой группы.
Сформировать банк интересных идей.
Определить этапы работы.
Группа « Библиографы»
1.Узнать, кто такие библиографы и библиофилы. Какое основное направление их деятельности.
2.Поиск сайтов по теме и анализ материалов, найденных в интернете и библиотеке.
3.Сбор интересных фактов из биографии Андерсена.
4. Выбор портрета писателя.
5. Написание аннотации к произведению Андерсена «Русалочка»
Группа «Художники»
1. Узнать, кто такие художники- иллюстраторы. Найти информацию о наиболее известных художниках- иллюстраторах.
2. Анализ материалов в Интернете и библиотеке.
3.Нарисовать портреты главных героев сказки. Дать словесные портреты.
4. Создание папки материалов группы
Группа «Фантазёры»
1.Узнать, какие наиболее популярные детские журналы существуют в современном мире? Какие рубрики бывают в детских журналах?
2.Провести аукцион стихов собственного сочинения по сказке Андерсена «Русалочка»
3. Подготовить ребусы, кроссворды, загадки к прочитанному произведению собственного сочинения.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации занимательного материала.
6.Создание папки материалов группы.
Группа «Мыслители»
1. Обсудить поступки героев и выделить основную мысль сказки.
2. Найти наиболее подходящие пословицы, отражающие главную мысль произведения.
3. Придумать игру «Доскажи словечко» с целью выявления уровня запоминания хода произведения до мелочей.
4. Составить сценарий и сюжетную линию для презентации своего материала.
5.Создание папки материалов группы
Ожидаемый результат
Каждая группа должна создать свою страничку журнала:
1.Дать ей название, отражающие суть страницы
2. Отобрать на страничку наиболее интересный материал
3. Аккуратно оформить
4. Интересно презентовать
5. Оценить работу каждой группы
6. Скрепить все странички и подарить в школьную библиотеку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАПЫ
Тема: Любовь и доброта в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Цель урока: Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, правильно оценивать поступки героев. Формировать умение постигать смысл и художественное содержание произведений. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.

Оборудование: интерактивная доска, журналы, дополнительные материалы, для создания страниц, звездочки.
Ход урока:
I. Оргмомент
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Речевая разминка. Изобразить лягушку при помощи мимики.
Гимнастика для губ. Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видно.
Чтение текста «птичьим базаром». Читайте текст, не обращая внимания на то, что он как-то не так выглядит.
Квака лбюит убылстьая
Рот у Ккави до уешй
Хоть закязвочи пеширй
Тнуять гбуы пмяро к уашкм
Очень нравится луягшакм
Уыб лаются. Стюмеся.
А гзала у хин как бюлц да.
Собрать текст
-чтение шёпотом
- прочесть громко
- прочесть выразительно.

II. Сообщение темы и цели урока:
Звучит песня-клип «Сказки»
Есть на свете страна – это Сказка:
Чудесами полна, волшебством.
Дети любят её – там прекрасно.
Всех чарует своим колдовством.
Помнят сказки его наизусть…
В чудо - сказках есть радость и грусть.
Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по творчеству Андерсена. Свои умения и навыки мы должны выразить в проекте.
Проект – это продукт нашего труда и сегодня мы будем оформлять наш проект в виде журнала.
Беседа:
- Какие вы знаете современные детские журналы созданные по мотивам сказок? (Вини-Пух)
- Сегодня я предлагаю по мотивам сказки Андерсена создать журнал?
- Вспомните, что отображается на страницах детских журналов.(сообщения детей из группы «Художники»)
III. Инструктаж
- Я предлагаю вам название рубрик, а вы должны определить, какой материал вы поместите на данной странице.
1 страница Необыкновенная биография в обыкновенное время (об авторе)
2 страница Приглашаем в галерею (портреты, характеристики героев)
3 страница Шкатулка задачек (кроссворды, ребусы)
4 страница Секреты Андерсена (доскажи словечко, пословицы)
IV. Работа над проектами. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Дети работают в группах. Каждая группа отбирает материал и размещает (наклеивают) на страницу журнала. Страница с названием заранее подготовлена.
V. Презентация проектов. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждая группа выходит и поочерёдно представляет свою страницу. Говорит название страницы, девиз группы и сообщает, что можно прочитать на их страничке.
- Какие у вас будут вопросы к выступающему, дополнение, замечания?
Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)
Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)
Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?
Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь в жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.
Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?
(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.) (докажи словами из текста)
Так что же такое любовь? В чем ее сила?
Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.
VI. Итог урока.
Заполнение индивидуальной таблицы «Для меня сегодняшний урок…»

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. Понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3. безразлично 3. помогал другим 3. не понял

Знают Андерсена все на свете,
Помнят сказки его наизусть…
Их герои живут с нами вместе,
В чудо-сказках есть радость и грусть.

*** Авторский материал — копирование запрещено

П омните, в «Малахитовой шкатулке» Танюшка любила открывать заветный ларчик, долго-долго перебирать и забавляться драгоценными украшениями? А если представить, что в таком же волшебном сундучке лежат сказки и пословицы? Как к браслетам Танюшка подбирала кольца, к ожерелью – серьги, так и к сказкам занятно подбирать .

Народные сказки

«У страха глаза как плошки, а не видно ни крошки» — сказка «Кот и Лиса». Маленького невзрачного кота большие лесные звери из-за страха описывали огромным чудищем.

В украинской сказке «Сирко» взаимовыручка помогает псу Сирку остаться при хозяевах, а Волку выжить зимой — «Рука руку моет, а обе руки – лицо».

В «Колоске» ленивые мышата Круть и Верть правильно поняли намек Петушка. « Кто не работает, тот не ест» – это выражение и пословица и лозунг одновременно.

Благодаря смекалке, солдат в сказке «Каша из топора» сытно поел у скупой старухи. «Смекалка и воду останавливает» — говорят якуты. «Где не поможет топор, там подсобит смекалка».

«Крошешка -Хаврошечка» — «Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное» (турецкая пословица).

Женская хитрость и ум Марджаны помогают Али-Бабе справиться с сорока разбойниками. Узбекская и персидская пословицы на этот счет говорят — «Хитрость одной женщины – вьюк для сорока шести ишаков», «А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».

Сказки «Царевна-Лягушка» и «Аленький цветочек» схожи тем, что их главные герои сумели рассмотреть светлую душу за безобразной внешностью. «Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу» — говорит азербайджанская пословица.

Сказки Пушкина

Долги необходимо отдавать, а «Обещание – это долг» — напоминает креольская пословица. Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» за отказ от своих слов поплатился жизнью.

Поговоркой стали заключительные слова «Сказки о рыбаке и рыбке». У разбитого корыта старуха осталась из-за неуёмной жадности. «Мешок желаний не имеет дна» — утверждает японская пословица. «Кто гонится за многим, тот лишиться малого» – предостерегает крымско-татарская мудрость.

Зарубежные сказки

В дивных сказках и историях Андерсена пословица или поговорка иногда бралась за основу сюжета. «Всяк знай свое место!» или «Всякий сверчок — знай свой шесток». В сказке автором приводится поговорка: «Спрятать дудку в карман». Это означает перекрыть поток неприятных новостей.

Ключевой фразой сказки «Пятеро из одного стручка» стала французская поговорка – «Делай, что должно, и будь, что будет».

Высокомерная принцесса готова поступиться своей спесью ради безделушек и целовать простого Свинопаса. «Спесь губит достоинство», «Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком».

Красивую и печальную сказку о Русалочке хорошо характеризуют – «Большая любовь всё прощает», «Любовь никогда не бывает без грусти». «Любовь молчаливого светлячка, жарче любви трескучей цикады» — так говорят японцы, когда невозможность признаться в чувстве только его усиливает.

Храбрый портняжка братьев Гримм победил великана отнюдь не силой. «Там, где сила бесполезна, поможет ум» — подсказывает египетская пословица. «Храбрость – сестра победы».

В «Золушке» трудолюбивая девушка, исполняя всевозможные прихоти матери и сестер, получила щедрое вознаграждение от феи. «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются» — английская пословица.

Сказок много, а пословиц ещё больше. Значит, волшебный сундучок можно пополнять до бесконечности и быть самым богатым в мире. «Имеешь ум – следуй за ним, нет его – следуй за пословицей».

Цель урока. Познакомить учащихся с датским писателем Х.-К. Андерсеном и его сказкой “Русалочка”

Задачи урока.

  1. Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
  2. Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
  3. Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
  4. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
  5. Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
  6. Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.
  7. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

Оборудование: Сказка Х.К. Андерсена “Русалочка”, Сборники сказок Андерсена. Портрет Андерсена, Фотография статуи Русалки в Копенгагене. Музыкальное сопровождение, Детские рисунки.

До урока детям дается домашнее задание: Прочитать сказку Андерсена “Русалочка”, проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

Ход урока

Проверка д/з (слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем работать по группам. А начнём мы с проверки д.з. На урок вы подобрали отрывки из различных произведений. Сейчас каждая группа инсценирует по 2 отрывка, ваша задача отгадать это произведение. (кроссворд - слайд2 )

Что объединяет все произведения? (Андерсен написал все произведения)

К какому литературному жанру относятся эти произведения? (Сказки )

На какие группы можно разделить все сказки? (авторская, народная ). Это, какие сказки? (авторские, т.к. её написал Г.Х. Андерсен.)

Каким писателем является Г.Х. Андерсен? (зарубежным ) Почему? (Жил в Дании).

Кто помнит столицу Дании? (Копенгаген )

(Слайд3) Книга - это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далекое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем, пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки. Чтение книги - это приобщение к волшебству.

С егодня мы отправляемся в путешествие по книгам, но не в простое, а в волшебное, в путешествие в нашем воображении по удивительным сказкам Г.Х.Андерсена и в интересную страну Данию.

Давайте посмотрим на карту Даниии. (слайд4) Вот страна Дания и главный порт этой страны Копенгаген. Ответьте на вопрос. Эта страна находится на материке или на островах? Какой вид транспорта мы выберем? (Корабль .) Итак, мы плывем на корабле. Путешественники, прежде чем прибыть в какое-либо место, стараются как можно больше об этой стране, о людях, о культуре. А что вы знаете о Дании? (слайд5)

Дания - морская страна. От любого места на суше до морского побережья не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и теплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает. Столица Дании - Копенгаген. Как переводится слово Копенгаген? Дословно "Торговая гавань".
Почему оно получило такое название? Это крупнейший порт Скандинавии .

Итак, мы выяснили, куда плывем. И пока мы будем находиться в пути, чтобы путешествие не казалось нам скучным и не мучила бы морская болезнь подумаем, почему и зачем мы плывём в Данию? (Там родился Г.Х. Андерсен, произведение, которого мы читали дома .) Расскажите, что вы о нём знаете. (слайд 6)

(На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании – городок Оденс, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс-Кристиан Андерсен. Ганс-Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Семья была очень бедной. Отец Ганса-Кристиана был башмачником, а мать – прачкой, стиравшей белье богатым горожанам. Андерсен с невероятным трудом пробивал себе дорогу, завоевывал признание. Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из
воспоминаний детства. Подобно своему русскому современнику Пушкину, Андерсен сперва выслушивал сказки от простых людей, а после, волшебно преображая услышанное, пересказывал их друзьям. «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!.И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем»
Он написал целый ряд стихотворений, романов, но известен он, конечно, своими прекрасными сказками, знакомыми вам с самого детства. (слайд 7) Каждый из вас знает злую снежную королеву с ледяным сердцем, искреннюю, добрую, любящую и верящую в силу Добра, Любви Герду и ее брата Кая из сказки “Снежная королева”; маленькую Дюймовочку из сказки “Дюймовочка”, сказку об обманчивых портных и о глупом короле это сказка “Голый король”. Сказки Андерсена мы с вами можем перечислять бесконечно: “Ромашка”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Принцесса на горошине”, “Ганс-чурбан”, “Пастушка и трубочист”, “Огниво”, “Сундук-самолет” и многие-многие другие. Сказки и истории Андерсена впитали народную мудрость, фольклор датчан. Вот почему так важно знать страну, народ, традиции, чтобы лучше понять творчество писателя.

Итак, мы в порту самого крупного города, который называется Копенгагеном. Дания, действительно, удивительная страна в том смысле, что каждый уголочек земли обработан с любовью, каждый цветочек окружен заботой. И, может быть, сказки Андерсена влияли на такое отношение к Родине, к земле, друг к другу. Ведь чему учит большинство сказок Андерсена? Делать добро, любить своих близких, свою землю, стремиться стать лучше. Можно сказать одним предложением: жить в любви.

Давайте послушаем музыкальное произведение. (запись шума моря, слайд 8) Какое настроение придала музыка? Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка? Что слышите в ней? (Шум моря, плеск прибоя, песчаный берег, медузы, ракушки, подводное царство.)

А как вы думаете, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Еще, на какие группы можно разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные) Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности ).

У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. К какому виду относится эта сказка? (волшебная: Герои-злодеи, Герои-помощники, Волшебство, Необычные испытания, Таинственное настроение, Волшебные предметы)
Мы приближаемся к Копенгагенуи при въезде в гавань нас встречает статуя Русалочки - символ Копенгагена и всей страны. (слайд 9) Почему Русалочка является символом города? Это воплощение добра, красоты, любви. Стремление к душевной красоте очень свойственно датскому народу.

Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод привлек большее внимание? У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Где же живут наши русалки, и чем они занимаются?

(Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки .)

Несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.

Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?

(Русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки, с человеческой душой и человеческими качествами.)

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок Женщина, умершая неестественной смертью Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей
3. Внешний вид русалок Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
4. Занятия русалок Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека
5. Отношение к человеку Запугивает, губит Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью

Так как мы на время покинули палубу корабля и вступили на берег, а ходить пешком долго и неудобно, я предлагаю вам другой вид транспорта. Велосипеды. (слайд 10) Сядем на них и в путь. Почему велосипеды? Велосипедов на датских шоссе не меньше, чем автомобилей и автобусов, на велосипедах ездят все - от школьников до стариков. На велосипедах отправляются в гости и на работу, хозяйки объезжают магазины, туристы едут рассматривать достопримечательности страны. Итак, в путь!

Копенгаген действительно создает сказочное настроение. Вспомните, как часто в сказках Андерсена встречается описание цветов. Найдите в тексте описание цветов. Копенгаген - город-цветник. А в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому Сказочнику. (слайд 11) Какое общее впечатление осталось у вас после экскурсий? Что вы можете сказать о жителях Копенгагена?

(Они любят свой город. Помнят Г.Х.Андерсена. Город очень красивый, чистый. Все, что создается или делается в этом городе, делается с любовью, творчески .)
И сказки Г.Х.Андерсена, и непосредственный контакт с этой страной заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывая в нас желание, стать лучше, добрей. И все то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной земле. (слайд 12)

Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

А как вы понимаете последнюю строчку?

А убить зверя в себе - понять, где добро и зло, по какому пути в жизни идти, поможет чтение высокохудожественной литературы. И не просто чтение, а вдумчивое чтение.

Когда вы читали это произведение вам встретилось много интересных слов. Давайте проверим, как вы помните их значение.

Словарная работа (кроссворд - слайд 13)

Внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. (Трюм)

Тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо (вуаль)

Звание, связанное с почётным положением. (Сан)

Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев (янтарь)

Морское не передвигающееся животное (полип)

Знатный и богатый человек (вельможа)

Морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышенностях морского дна (кораллы)

Длинная земляная насыпь; очень высокая волна (вал)

Какое слово получилось по вертикали? Кем является Русалочка в произведении? (главной героиней)

Какое чувство испытывает Русалочка? (любви)

К чему? (докажи словами из текста) к родителям, к людям, к принцу, к музыке, солнцу, цветам, морю, небу.

В каких произведениях Андерсена встречается ещё это чувство? (Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик…)

Кто является положительными героями? А кто отрицательными?

Кто является в сказке героями-помощниками?

Составьте схему, которая показывала бы взаимоотношения главных героев (самостоятельная работа), проверка – (слайд 14)

Принц
Ведьма
Русалочка
Девушка
Сёстры

Какое же чувство возникает у русалочки, когда она видит принца? (Русалочке нравится принц, она очарована им и влюбляется в него .(докажи словами из текста)

Как вы думаете, почему, вопреки клятве сестер рассказать все, что она увидит на поверхности моря, русалочка ничего никому не говорила? (Хранила свое чувство, оберегала его.)

Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)

Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)

Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?

Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь к жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.

Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?

(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир .) (докажи словами из текста)

Так что же такое любовь? В чем ее сила? (слайд 15)

Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма « Русалочка» (в.ф.)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Объясните, что же значит любить и кого или что вы можете любить?

1группа объясняет, что, значит любить природу, 2 группа - родных, 3 группа - окружающих тебя людей, 4 группа – ищет в словарях значение слова « Любовь».

Работа над пословицами и поговорками. (Слайд 16)

Прочитайте предложения, предложенные вам. Что это? Что такое пословицы?

Выбери из всех пословиц ту, которая больше всего подходит к нашему произведению:

Для любви нет преград.

И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Лучше страдать да любить, чем не любя на свете жить.

Любви все возрасты покорны.

Итог урока.

Расскажите, что интересного и нового вы узнали о Дании?
Почему мы путешествовали в Данию? Как нам могут помочь географические знания при изучении литературы? И конкретно, чем нам помогли географические знания о Дании в понимании творчества Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, почему мы, приступая к изучению произведения или творчества писателя, всегда изучаем биографию? Нужно ли нам это?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Что значит любить природу», «Что значит любить родных», «Что значит любить окружающих тебя людей» по выбору.

Сказка Русалочка – красивая трогательная история о силе любви, ради которой героиня пожертвовала собой и превратилась в морскую пену. Все девочки обязательно должны прочитать онлайн эту удивительную сказку.

Сказка Русалочка читать

У морского царя было шесть прекрасных дочерей. Любимица всех – самая младшая, Русалочка. Беззаботно резвилась она в подводном царстве. И только в день шестнадцатилетия ей позволили подняться на поверхность моря. С интересом рассматривала она людей на корабле. Там пышно праздновали день рождения принца, которому тоже исполнилось шестнадцать лет. Ночью во время шторма Русалочка спасла жизнь прекрасному незнакомцу, но вынуждена покинуть его на берегу, потому что на помощь спешили люди, а она не могла допустить, чтобы ее увидели. С тех пор она грустит о прекрасном принце. От бабушки она узнает, что только тогда она сможет стать человеком и обрести душу, когда полюбит ее человек. Ведьма помогает Русалочке избавиться от хвоста, взамен забирая ее волшебный голос. Каждое движение причиняет Русалочке острую боль. Бедняжка все терпит ради того, чтобы быть рядом с любимым. Но ей нужно завоевать любовь принца, иначе станет она морской пеной. Принц привязался к Русалочке, но не полюбил ее. Вскоре по настоянию родителей он плывет за прекрасной невестой. Немого найденыша он берет с собой. Увидев свою невесту, принц влюбляется в нее. Понимает Русалочка, что ей суждено умереть. Сестры пытаются спасти ее. Появляются они около корабля и дают младшей сестре острый нож. Если вонзить нож в сердце принца, кровь его попадет на ножки Русалочки, и она станет прежней. Посмотрела Русалочка на спящего возлюбленного, выбросила нож в море, и сама бросилась в волны. Стала она морской пеной и присоединилась к дочерям воздуха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Русалочка

В сказке раскрывается тема самоотверженной любви. Многие задаются вопросом: почему автор не сделал финал сказки счастливым подобно волшебным народным сказкам? Но автор хотел донести до читателя мысль, что настоящая любовь – не только счастье обладания, – это страдания, жертвы и мужество отказаться от любимого во имя его благополучия. Русалочка – идеал самопожертвования. Главная мысль сказки Русалочка – только настоящая любовь ради счастья любимого человека способна пожертвовать своими личными интересами.

Сказка Г-Х Андерсена "Русалочка"

Главные герои сказки "Русалочка" и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки "Русалочка"

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки "Русалочка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки "Русалочка"

За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.

Чему учит сказка "Русалочка"

Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.

Отзыв на сказку "Русалочка"

Сказка "Русалочка" рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.

Пословица к сказке "Русалочка".

Одно сердце страдает, а другое не знает.

Верная любовь ни в огне не горит, нив воде не тонет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Русалочка"

Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек.

Самая младшая Русалочка была самой красивой, она любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду.

Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность.

И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика.

К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег.

Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца.

Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы.

Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной.

Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток.

Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц.

Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку "Найденышем".