Не каждому писателю при жизни приходит почет и слава так, как они пришли к Максиму Горькому. Дата рождения и смерти этого неординарного человека интересует многих соотечественников. Ведь он сам был свидетелем переименования его родного города, Нижнего Новгорода, в его честь. Потом его именем назвали улицу в Москве, два крупнейших театра, самолет, крейсер, теплоход. В советские годы популярность творчества Горького была на пике славы. Сегодня же не осталось даже маленьких улочек его имени.

Многие совершенно не знают дату смерти Максима Горького и ее причины. Что ж, пройдемся с вами по главным страничкам биографии писателя. Попробуем разобраться в причинах смерти Горького. Смерть его была очень загадочной, да и творчество вызывает у читателей смешанные чувства. А теперь обо всем по порядку.

Детские и юношеские годы

Даты жизни и смерти Горького: 16 марта 1868 г. - 18 июня 1936 г. Русскому и советскому писателю, общественному деятелю, основателю стиля социалистического реализма, Максиму Горькому довелось родиться в славном Нижнем Новгороде. Настоящая фамилия и имя Максима Алексеевича - Алексей Пешков. Семья его была бедной, отец умер, когда мальчику исполнилось три года, а еще через 8 лет умерла мать. Судьба мальчика была "горькой", возможно, поэтому он взял позже себе такой псевдоним. Маленького Алешу воспитывал дед по матери - Каширин, владеющий красильной мастерской.

В семье скупого деда мальчику жилось нелегко, совсем рано он "пошел в люди", стал устраиваться на разные работы. Ему пришлось освоить профессию посудомойщика, пекаря, помощника продавца в магазине. Все свои детские мытарства он позже смог отобразить в первой части автобиографического произведения "Детство". Бабушка Алексея, в отличие от деда, проявляла доброту, заботу, рассказывала ему интересные истории. Когда она умерла, юноша даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он стрелял в себя, и пуля повредила легкое, что стало причиной дальнейших проблем со здоровьем.

В 1884 году у Алексея была неудачная попытка поступить в Казанский университет. Юноша стал посещать марксистский кружок Н. Федосеева, за что его арестовали на небольшой срок. Любимым занятием юноши стали странствования по России. Работая грузчиком, ночным сторожем, Алексей занимался самообразованием. В 24-летнем возрасте он попробовал себя в качестве журналиста в некоторых небольших изданиях. Тогда он взял себе псевдоним Иегудиил Хламида, но потом поменял его на Максим Горький, намекая на нелегкую российскую жизнь.

Литературные начинания и первые политические шаги

1892 год ознаменовался появлением первого рассказа Горького - "Макар Чудра". Затем появился "Челкаш" и "Старуха Изергиль". За ними последовали "Песня о Соколе" и "Бывшие люди". В них отмечались не столько художественные особенности, сколько преувеличено-напыщенная патетика, навеянная новыми политическими направлениями в стране. Популярности в радикальных кругах все больше набирал марксизм. В рассказах Горького главными героями стали босяки-люмпены, что очень приветствовалось обществом.

В 1898 году Алексей Максимович выпустил свой первый сборник "Очерки и рассказы". Это послужило взлету его общественной и творческой карьере. Писатель сильно преувеличивал жизнь нищих, их трудности, защищал интересы рабочего класса. Его произведения были наделены наигранной патетикой "человечности", что восхвалялось интеллигентами и "сознательными рабочими". Несмотря на неоднозначное отношение к его творчеству, Толстой и Чехов завели с ним дружеское знакомство. После этого он написал роман "Трое".

Горький отстаивал интересы марксистской социал-демократии, враждебно настроенной к царизму. Вскоре вышла его знаменитая революционная "Песня о буревестнике". Писателя заподозрили в призывах к свержению самодержавия, арестовали и заставили уехать из родного города.

Вскоре он подружился со многими революционерами, в том числе и с Лениным. В 1902 году правительство аннулировало избрание Горького членом Императорской академии по разряду изящной словесности. Чехов и Короленко в знак солидарности с писателем тоже подали в отставку.

Начиная с 1905 года его произведения становятся более оптимистичными. Горький написал несколько пьес на общественные темы. Большой популярностью пользовалась пьеса "На дне" не только в России, но и в США и Европе. Писателю были близки политические взгляды оппозиции. За публикацию пьесы "Дети Солнца" и участие в революции 1905 года его заключили в петербургскую Петропавловскую крепость. Возлюбленной Горького в те годы была бывшая актриса

Освободившись, Алексей Максимович и дальше продолжал писательское дело, разбогател, стал финансово поддерживать российскую социал-демократическую партию. "Кровавое воскресенье" 1905 года сделало писателя еще более радикальным. В большинстве вопросов он разделял мнение большевиков и Ленина.

Убегая от ареста, Горький спрятался в Финляндии, а потом в Соединенных Штатах. Там он собирал средства для поддержки большевиков. Эта поездка натолкнула его на написание романа "Мать". Впервые его напечатали в Лондоне на английском языке. Среди знакомых Алексея Максимовича был сам Теодор Рузвельт и Марк Твен. "Буржуазный дух" Америки писателю тоже не совсем нравился, он его осуждал.

Пребывание Горького на Капри

Боясь ареста за участие в московском восстании, Максим Горький после Америки отправился на итальянский остров Капри. Он и дальше поддерживал российских большевиков своими романами и эссе. Еще с двумя эмигрантами, Луначарским и Богдановым, он сформировал философскую систему с названием "богостроительство".

Она предназначалась для выработки у человечества новых моральных ценностей для избавления от зла, страданий и нищеты. Ленин отверг эти философские поиски писателя. Но Горький считал, что все же духовные ценности очень важны для революционного успеха. Он их ставил выше политических и экономических мероприятий. Именно духовным ценностям посвящен роман "Исповедь", написанный в 1907 году.

Возвращение в Россию

В 1913 году Горький по амнистии вернулся в Россию и стал активным общественным и литературным деятелем. Он занимался обучением молодых писателей из народа. В 1915 году писатель стал участником издания публицистического сборника "Щит". Его целью было защищать угнетенных евреев в России. Большевики часто собирались в квартире Горького, но перед самой революцией 1917 года писатель поменял к ним свое отношение. Он предвидел, что Ленин проведет над русским народом жестокий опыт, обреченный на неудачу. Большевики после этого стали преследовать цензурой газету Горького "Новая жизнь". Теперь в большевиках он видел болтунов и бездельников.

В 1918 году вышла серия критических заметок к ленинской власти "Несвоевременные мысли". С этими заметками в России познакомились только после распада Советского Союза. Там он раскритиковал Ленина за репрессии в отношении свободы мысли.

С годами большевистский режим все укреплялся, а Горький меньше критиковал. Алексей Максимович очень обеспокоился, узнав о в 1918 году. Когда тот выздоровел, Горький даже проведал его и осознал свои ошибки. Он примкнул к обществу большевистских писателей в издательстве "Всемирная литература". Там публиковались лучшие классические произведения, но только с малым размахом. Здесь Алексей Максимович познакомился и сошелся с Марией Бенкендорф.

Эмиграция в Италию

В 1921 году чекистами был расстрелян друг писателя - поэт Николай Гумилев (муж Анны Ахматовой). Горький письменно лично просил Ленина не делать этого. Это событие сподвигло Алексея Максимовича покинуть большевистскую Россию. Проживая на немецких курортах, М. Горький закончил писать автобиографию "Мои университеты". В 1924 году писатель переехал в Италию для лечения туберкулеза. Девять лет прожил он в итальянском городе Сорренто, несколько раз посещал Советский Союз. В 1932 году Сталин лично предложил Алексею Максимовичу переехать на родину. Симпатии к большевикам у писателя еще остались, и он решил вернуться.

Зрелые взгляды писателя

Коммунистическая пропаганда широко использовала отъезд писателя из фашистской Италии. Теперь больше напоминали хвалебные речи советской системе. В стиле ленинско-сталинской пропаганды он написал статью "С кем вы, мастера культуры?". В ней он призывал художников, артистов, писателей служить своим творчеством коммунистическому движению. Алексея Максимовича наградили за это орденом Ленина и разрешили главенствовать в Союзе советских писателей.

Максиму Горькому был предоставлен роскошный особняк в Москве и дача поблизости. Все праздничные демонстрации не обходились без выхода на трибуну мавзолея Горького вместе со Сталиным. Творчество писателя полностью поддерживало сталинскую пропаганду. В его трудах были убеждения, что советские исправительные лагеря успешно "перековывают" врагов пролетариата. Только за эту ложь Алексей Максимович расплачивался немалыми душевными терзаниями. Сталин знал о колебаниях писателя. В 1934 году после убийства Кирова Алексея Максимовича заключили под домашний арест. Начался сталинский "Большой Террор". В 1934 году в непонятной ситуации умирает 36-летний - сын Горького. Писателю тогда оставалось прожить еще 2 года.

Болезнь Горького - предмет домыслов и споров

Смерть Горького Максима была неожиданной. Все началось в мае 1936 года, когда тот заболел. У него была высокая температура, прерывистое дыхание, неровный пульс. Врачи распознавали пневмонию, но не говорили об этом писателю. Состояние усугубилось икотой, беспокойными движениями рук. Один за другим к нему в спальню заходили врачи и родственники, друзья. Он уже почти никого не узнавал. Доктора объявили о том, что они бессильны.

В один из дней позвонил Сталин и сообщил, что он с Молотовым и Ворошиловым приедет навестить Алексея Максимовича. Это просто оживило писателя, для встречи с вождем ему укололи большую дозу камфары. Ободренный писатель даже смог поддерживать разговор во время встречи. В тот день он даже пригубил немножко вина и говорил о том, что ему предстоит еще много дел.

После улучшения начались новые припадки. Ему надевали кислородные подушки. Смерть М. Горького настигла весной, как он и писал одному своему другу. В последний свой день он еле слышно прошептал: "Отпустите меня".

Подозрения в убийстве писателя

Год смерти Горького - 1936-й. Последние дни писатель даже не мог лежать, его приподнимали. Приходя в себя, он говорил, что в бреду спорил с Богом. Вскоре начался отек легких. Мешки с кислородом не успевали привозить к дому писателя грузовиком. Вскоре у Алексея Максимовича началась агония. Дата смерти Горького - 18 июня 1936 года в 11 часов утра.

Врачи тут же стали делать вскрытие. Оно показало, что легкие были в ужасном состоянии. Таким образом, с них снималось подозрение. Но все же их обвинили в некомпетентности, а потом и в злоумышленном убийстве. Большинство свидетелей придерживалось мнения, что все же воспаление легких было причиной смерти Горького. Это можно было предотвратить. Поэтому возникли подозрения об его отравлении.

Вот некоторые факты, говорящие о возможности отравления:

  • В доме писателя часто появлялся ГПУ Г. Г. Ягода.
  • Физически Горький был выносливым человеком и мог справиться с воспалением легких.
  • После смерти писателя врачей и Ягоду расстреляли, возможно, избавились от лишних свидетелей.
  • Сразу после смерти врачи "распотрошили" тело Горького. У родственников осталось убеждение, что если бы писателя не лечили, то он бы выжил.
  • Правительством было решено кремировать Горького. Ягода не разрешил дать родственникам даже частичку пепла для захоронения.
  • Во время судебного процесса было выявлено, что у Ягоды, которого арестовали в 1937 году, был целый шкаф ядов, которые разрабатывала специальная лаборатория.

Выводы по причинам смерти Максима Горького

Итак, на скамье подсудимых оказались Ягода, два советских министра и четыре кремлевских врача. Руководил процессом расследования Троцкий. Именно он выдвинул версию убийства. Троцкий обвинил Ягоду в том, что по его приказу врачи отравили Горького. Для чего Сталину нужно было избавиться от "буревестника пролетариата"?

Троцкий видел в Горьком заступника за обиженных, сентиментального протестанта. Против голода первой и второй пятилетки протестовали почти все. А у Алексея Максимовича были связи с европейскими писателями, он формировал общественное мнение в России. Молчать его заставить было невозможно, точно как и расстрелять. Писатель пытался вырваться за границу, Сталин отказал ему в выдаче загранпаспорта. Поэтому Горького ликвидировали без пролития крови. Но это всего лишь домыслы.

Сталин вместе с Молотовым на похоронах несли гроб писателем. Потом сам же Сталин объявил о том, что Горького отравили "враги народа". Бывшего главу ОГПУ и НКВД Генриха Ягоду осудили и обвинили в сговоре с Троцким.

Оценка творческих поисков писателя

У Максима Горького были разные отношения с большевистскими вождями в разные годы его жизни. Кремлю выгодно было видеть в нем крупного русского писателя своего времени, выходца из народа, верного друга компартии и отца "социалистического реализма". По всей стране распространились портреты, статуи и памятники Горькому.

В Европе же отмечались колебания взглядов писателя на советский строй и его критика большевистского режима. Максим Горький в своих произведениях не только художественно-эстетически выражался, но и нес цель нравственно изменить мир. С литературной стороны его произведения недостаточно сильны, но в них очень реалистично дана картина русской жизни конца XIX века. Таковы вкратце жизнь и смерть Горького.

В мае 1928 года писатель вернулся в СССР. Против своей воли он вынужден был поселиться в особняке, принадлежавшем до революции купцу и промышленнику С.П. Рябушинскому (Малая Никитская, д. 6; теперь там находится Музей

А.М. Горького). Вся жизнь писателя, встречи, переписка контролировались теперь органами ОГПУ. Фрагмент «Московского дневника» Ромена Роллана, друга писателя, искренне за него переживавшего, даёт представление, насколько Горький был одинок в эти годы, насколько оставался не понят: «...его усталая улыбка говорит о том, что былой анархист не умер - он всё ещё сожалеет о своей бродяжнической жизни. Более того, тщетно пытается видеть в деле, в котором участвует, только величие, красоту, человечность (хотя это действительно великолепно), - он не хочет видеть, но он видит ошибки и страдания, а порой даже бесчеловечность этого дела...

Он позволил запереть себя в собственном доме... <,..> Крючков сделался единственным посредником всех связей Горького с внешним миром: письма, визиты (вернее, просьбы посетить Горького) перехватываются им, одному ему дано судить о том, кому можно, а кому нельзя видеть Горького (вдобавок Горький, не читающий ни на каком иностранном языке, находится всецело во власти переводчиков). <...> Надо быть таким слабовольным, как Горький, чтобы подчиниться ежесекундному контролю и опеке...

Я очень люблю его, и мне жаль его. Он очень одинок, хотя почти никогда не бывает один! Мне кажется, что, если бы мы с ним остались наедине (и рухнул бы языковой барьер), он обнял бы меня и долго молча рыдал. (Пусть он простит меня, если я ошибся!)».

После возвращения Горький занялся литературной и общественной работой. В 1932 году он написал программную статью «С кем вы, “мастера культуры”»? Писатель призывал в ней творческую интеллигенцию к единению против угрозы фашизма.

По инициативе Горького и под его редакцией издавались журналы «Наши достижения», «Литературная учёба», «За рубежом», «СССР на стройке». Он принимал участие в создании Института мировой литературы и Литературного института, издании серий книг «Жизнь замечательных людей», «История Гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта».

Пьесы Горького успешно шли в лучших театрах страны: в 1932-1933 годах пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» поставлены в Театре имени Евг. Вахтангова, в Большом драматическом театре.

В доме Горького часто бывал И.В. Сталин. Пользуясь своим положением, писатель, как и в пореволюционные годы, постоянно выступал в защиту несправедливо, по его мнению, гонимых людей. Он организовал встречу Шолохова со Сталиным, чем спас писателя от ареста, защищал М.А. Булгакова, Е.И. Замятина, Б.А. Пильняка, Д.Д. Шостаковича и многих других. Есть свидетельства о том, что Горький убедил И.В. Сталина написать статьи «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам колхозникам». (С ними вы знакомы из курса истории России.) Вспоминая о беседах Горького со Сталиным, Е. Замятин писал: «Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что исправление многих “перегибов” в политике советского правительства и постепенное смягчение режима диктатуры было результатом этих дружеских бесед. Эта роль Горького будет оценена только когда-нибудь впоследствии».

В эти годы были сформулированы основные принципы нового художественного метода - социалистического реализма, о котором А.В. Луначарский сделал доклад накануне Первого съезда писателей. Принял ли идеи социалистического реализма М. Горький? Однозначный ответ дать невозможно. Ю.П. Анненков утверждал: «Теперь мы часто читаем... что Горький является предтечей и основоположником “социалистического реализма”. Это совершенно неверно, и я восстаю против подобной клеветы».

В 1934 году Горький председательствовал на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. Он выступил с докладом «Советская литература». После некоторых колебаний Горький принял и пост председателя Союза советских писателей. Он считал, что Союз писателей будет организацией творческой, способной помогать развитию и становлению молодых талантов. Однако уже в процессе подготовки съезда появились серьёзные разногласия Горького с руководством страны. После празднования 40-летия творческой деятельности Горького, когда «награждение» писателя приобрело чрезмерные формы (Нижний Новгород был переименован в Горький), положение писателя резко изменилось. Его не пустили на Международный конгресс писателей в защиту культуры, а в центральной прессе появились публикации с критикой его творчества.

Литературовед Л.А. Спиридонова так объясняет положение писателя: «Трагедию последних лет жизни М. Горького на родине можно объяснить разными причинами: творческим кризисом, крушением социалистического идеала, осознанием той фальши, которая его окружала. Как ни старалось сталинское окружение, писателя не удалось сделать придворным певцом сталинской эпохи, что сильно ограничило его возможности в общественной деятельности. Смерть сына в мае 1934 г., очень похожая на убийство, окончательно подорвала его здоровье».

Горький умер 18 июня 1936 года в подмосковной усадьбе Горки. Его тело кремировали против воли родных, прах был погребён в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Максим Горький – знаменитый русский писатель, пополнивший русскую литературу известными произведениями: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне».

Родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье Пешковых. Ему при рождении было дано имя – Алексей. Но впоследствии им самим был придуман псевдоним, под которым он и стал известен всему миру. Писатель рано осиротел и воспитывался у своего деда и бабушки по отцовской линии.

Судьба сложилась так, что Алеше Пешкову пришлось с раннего детства трудиться. Он мыл посуду на пароходе, занимался пекарством и другой работой, которая приносила хоть сколь малый доход. Поступление в 1884 году в Казанский университет закончилось полным крахом. Тогда еще юный писатель увлекается политикой и революцией. Его жизнь была яркой и противоречивой. Это подтверждается рядом интересных фактов из его биографии:

  1. В Горьком было много загадочного. Например, он не чувствовал физической боли, но при этом настолько болезненно переживал чужую боль, что когда описывал сцену, как женщину ударили ножом, на его теле вздулся огромный шрам. По одному из рассказов его жены, однажды, занимая хозяйством, она услышала грохот. Прибежав на место, она увидела окровавленного мужа. Спросив его, что случилось, писатель ответил, что намеренно причиняет себе боль, чтобы прочувствовать боль того персонажа, про которого он пишет.
  2. Он с молодого возраста болел туберкулезом и выкуривал по 75 папирос в сутки.
  3. Он несколько раз пытался покончить с собой, и всякий раз его спасала неведомая сила, например, в 1887 году отклонившая пулю, направленную в сердце, на миллиметр от цели.
  4. Он мог выпить сколько угодно спиртного и никогда не пьянел.
  5. Не раз прибегал к помощи психиатра. Психическая неуравновешенность и душевные муки приносили Горькому страдание и боль. Но отношение к самоубийцам было отрицательное, даже пренебрежительное.
  6. Горький был рьяным революционным деятелем: был членом партии, занимался пропагандой и оплачивал все нужды революции. За это и был заключен под стражу. Но надо отдать должное моральной составляющей его борьбы – он не был причастен к репрессиям и даже напротив – просил у власти свободы для многих репрессированных писателей и других представителей оппозиции. Но взаимоотношения с Лениным были очень даже натянутыми. Причина крылась в неоправданных надеждах Горького: он хотел изменить жизнь России, поменять отношение власти к простому человеку, проникся идеями большевиков, но столкнулся с реальностью, в которой было место и физическому устранению неугодных людей, и уничтожению думающей интеллигенции самым жестоким образом. Но Ленин считался с Максимом Горьким. И Сталин ценил его литературный талант. Они не были друзьями по факту, но оба успешно использовали друг друга: Горький подготовил «Первый съезд советских писателей», на протяжении жизни являлся связующим звеном между властью и русской интеллигенцией, Сталин в свою очередь шел на уступки, предоставлял свободу литературной деятельности Горького.
  7. Жизнь Горького — это изумительный карнавал, закончившийся трагично. До сих остается нерешенным вопрос: умер ли Горький своей смертью или был убит по приказу Сталина. Последние дни и часы Горького наполнены какой-то жутью. Сталин, Молотов, Ворошилов возле постели умирающего русского писателя пили шампанское. Нижегородская подруга Горького, а затем политическая эмигрантка Екатерина Кускова писала: «Но и над молчащим писателем они стояли со свечкой день и ночь…»
  8. В 1936 году он умирал дважды, 9 и 18 июня. 9 июня уже фактически умершего писателя чудесно оживил приезд Сталина, который приехал на дачу Горького в Горках под Москвой для того, чтобы попрощаться с покойным. В этот же день Горький устроил странное голосование родных и близких, спрашивая их: умирать ему или нет? Фактически контролировал процесс своего умирания…
  9. Максим Горький имел особое отношение к евреям. Не раз в своем творчестве затрагивал тему геноцида еврейского народа. Написал красноречивое обращение к русскому народу в защиту евреев. И даже усыновил еврейского мальчика, который получил фамилию писателя. Таким образом, Залман Свердлов стал официально Зиновием Алексеевичем Пешковым. Гражданская жена – Мария Федоровна Андреева имела еврейское происхождение, так же и у любовницы Марии Игнатьевны Закревской –Бенкендорф-Будберг были еврейские корни.
  10. Горький, как сейчас модно говорить, гомофоб. Люто ненавидел людей с подобным отклонением, призывал со страниц газет к уничтожению этого позорного явления, которое он приравнивал к фашизму. Максим Горький считал, что для социума гомосексуализм крайне опасен и требует немедленного пресечения и наказания.
  11. Горький часто жил за границей. В 1906 году он в компании своей возлюбленной Марии Андреевой посещает Италию и живет на острове Капри. Именно в это время он работал над редакцией романа «Мать». В 1913 году он получает разрешение от царского правительства на возвращение на Родину. В 20-х годах он снова возвращается в Италию, но живет уже в Соренто. Примечательно, что уже в эти годы в Италии у власти был Муссолини, который придерживался фашистских доктрин.
  12. За свою жизнь он был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
  13. Горький был тем еще ходоком, не смотря на то, что за всю жизнь у него было несколько жен, любовниц у него также было придостаточно. Этого не отнять. Успехом у женщин он пользовался.
  14. У Горького еще до сих пор живы его родные внучки Дарья и Марфа. Кстати Марфа очень тесно общалась с дочерью Сталина - Светланой, а вышла за муж за сына Лаврентия Берии. Дарья же до сих пор играет в Театре имени Вахтангова, несмотря на свой солидный возраст.
  15. Нередко родные и близкие для писателя люди удостаивались милых прозвищ. Жену своего сына Надежду Введенскую он называл не иначе как ласково Тимоша. Прозвище родилось после того, как сноха постриглась в парикмахерской. Сразу после укладки прическа выглядела довольно красиво, но на следующий день волосы торчали как у кучера Тимофея. Так и прозвали ее в семье Тимошей.
  16. Максим Горький дружил с английским писателем Гербертом Уэлсом. В 1920 году Герберт посещает СССР и останавливается в доме писателя, который на тот момент сожительствовал с Марией Игнатьевной Закревской –Бенкендорф – Будберг. Любвеобильная Мария Игнатьевна одну из ночей провела с Гербертом Уэлсом. Горький был безумно увлечен этой дамой, что даже простил ей измену и продолжал с ней связь.
  17. Русские писатели 19 века в большинстве были его личными врагами: Достоевского он ненавидел, Гоголя презирал, как человека больного, над Тургеневым он смеялся.
  18. Одно из многих свидетельств, что Горький был отравлен Сталиным, и, пожалуй, самое убедительное, хотя и косвенное, принадлежит Б.Герланд и напечатано в N6 «Социалистического вестника» в 1954 году. Б.Герланд была заключенной ГУЛАГа на Воркуте и работала в казарме лагеря вместе с професором Плетневым, также сосланным.Он был приговорен к расстрелу за убийство Горького, позже замененого 25 годами тюрьмы. Она записала его рассказ:»Мы лечили Горького от болезни сердца, но он страдал не столько физически, сколько морально: он не переставал терзать себя самоупреками. Ему в СССР уже не было чем дышать, он страстно стремился назад в Италию. Но недоверчивый деспот в Кремле больше всего боялся открытого выступления знаменитого писателя против его режима. И, как всегда, он в нужный момент придумал действенное средство. Им оказалось бонбоньерка, да, светло-розовая бонбоньерка, убранная яркой шелковой лентой. Она стояла на ночном столике у кровати Горького, который любил угощать своих посетителей. На этот раз он щедро одарил конфетами двух санитаров, которые при нем работали, и сам съел несколько конфет. Через час у всех троих начались мучительные желудочные боли, а ещё через час наступила смерть. Было немедленно произведено вскрытие. Результат? Он соответствовал нашим худшим опасениям. Все трое умерли от яда».
  19. Официальной причиной смерти Максима Горького стало воспаление легких. Но небезосновательно существуют версии о том, что к его смерти причастны несколько лиц. Подвергался допросу по этому делу Генрих Ягода, который к тому же обвинялся и в убийстве сына писателя – Максима. Поводом для этого могла послужить любовь Генриха Ягоды к жене Максима – Надежде Введенской. А устранение опасного для власти Горького, возможно, было заказано Сталиным. Подозрения падают и на Марию Будберг – любовницу Максима Горького, которая провела рядом с ним последние часы его жизни. Но как было на самом деле, неизвестно до сих пор, остались лишь догадки и предположения.

После революции 1917 года «…Горький яростно заступается за гонимых поэтов и писателей (в его Доме искусств комнату имели и Грин , и Гумилёв ). Он не даст умереть с голоду ни Грину, ни Блоку , он будет добывать лекарства и пайки, давать работу в своём издательстве «Всемирная литература». Его брошенная жена с ведома мужа станет активной деятельницей Политического Красного Креста. Он будет спасать кого сможет (из интеллигентов) из лап ВЧК. Он спас бы и Гумилёва , если бы тот согласился отречься, солгать. Пусть это всё зачтётся ему Там, где взвешивают все наши грехи и добрые дела.

В 1934 году Горький - свадебный председатель I Всесоюзного съезда совписов. И всё - большевики и Сталин выжали его досуха . В мае 1934-го НКВД уберёт Максима (наверное, сказал что-то лишнее или хотел бежать). А 18 июня 1936 года Максим Горький умер в Горках. Его тоже отравили, он не должен был дожить до Больших Процессов 1937-1938 годов.

Он призывал бурю, и эта буря лишила его сына, чести, доброго имени и таланта (с 1928 г. он ничего не написал). А потом добила его. Что ж! Гагары, пингвины, чайки, ужи и другие здравомыслящие жители земли, моря и ближних небес предупреждали его о последствиях».

Новодворская В.И. , Поэты и цари, М., «Аст», 2010 г., с. 277-279.

Горький Максим

Последний день

А.М.Горький

Последний день

Антон Матвеевич Паморхов всю ночь не спал, чувствуя себя как-то особенно, по-новому плохо, - замирало сердце, от этого большое, дряблое тело, холодея, разваливалось, расплывалось по широкой постели, и хотя давняя ноющая боль в ногах исчезала в эти минуты, но утрата привычного ощущения тоже была неприятна.

Темнота в спальной жутко шевелилась, как туман над болотом, создавала неясные, пухлые фигуры, и Паморхов напряжённо слушал, как червь точит дерево зеркального шкафа, всё ждал, что кто-то позовёт его тихонько:

Особенно тревожно ожила темнота на рассвете, когда спряталась по углам, открывая понемногу зеркало в двери шкафа, и в зеркале постепенно росло, выяснялось отражение чего-то огромного, - оно ворочалось, взбухая и опадая, дышало со свистом и приглушённо стонало.

Паморхов не скоро понял, что это - он, его тело; а когда понял, то почувствовал себя в небывалом раздвоении с самим собою, как будто он - одно существо, а его тело - другое, неприязненно отделившееся от него, всосавшее из темноты множество тягостных и тревожных ощущений, оно живёт ими, а всё настоящее Паморхова - его весёлые мысли, игривые желания - всё вытеснено из него.

Рядом с ним крепко спала Капитолина, лёжа, как всегда, вниз лицом, крепко окутав голову одеялом и не дыша, точно мёртвая.

На рассвете Паморхову показалось, что в кресле у шкафа сидит рыжий змей-удав, - сидит, изогнувшись вопросительным знаком, неподвижно нацелив в лицо Паморхову большой, тусклый глаз цвета меди.

В этом тягостном раздвоении Паморхов лежал почти до полудня, закрыв глаза, стараясь не двигаться, чтобы окончательно не разорвать себя надвое.

Поздно утром он задремал и не слышал, как ушла женщина; его разбудил дождь, настойчиво стучавший в ставни спальной.

Встал он с тем же ощущением разлада, раздвоения, умылся, надел серый халат с бархатным малиновым воротником и такими же обшлагами, долго удивлённым взглядом выпученных глаз рассматривал в зеркало небритое, сизое, плюшевое лицо, смотрел, ни о чём не думая, и всё взбивал рукой густую шапку сивых, вихрастых волос.

Бодрись, Антон! - неожиданно для себя сказал он и жалобно усмехнулся.

Потом, неохотно выпив чашку кофе в столовой, он прошёл в пустоватый, холодный зал, тяжело передвигая непослушные ноги в меховых туфлях, засунув большие пальцы за шнур-пояс. Идя, он запел, сипло и фальшиво:

В час, когда но-о...

Пел и думал:

"Не надо ничего показывать ей... Написать сестре..." Остановился, задохнувшись, - лёгкие точно водой были налиты. Он кашлял, встряхивая тяжёлой головой, лицо посинело, цвет шеи стал одинаков с воротником халата, глаза выкатились из орбит стеклянными шариками, толстая нижняя губа отвисла, обнажив расшатанные кабаньи зубы. Но, прокашлявшись и отдохнув, он снова запел:

Тихо ля-я...

Остановился и сказал, заглядывая в дверь сумрачной гостиной:

Три ноты осталось, слышишь?

Негромко и точно сквозь сон Капитолина ответила:

Тихо. Паморхов, стоя среди зала, озирается, сморщив лицо. Вдоль стен чинно стоят стулья с выгнутыми ножками и спинками в форме лир, в простенках - два зеркала, в тускло-золотых рамах, точно болевшие оспой; на одном подзеркальнике бронзовые неуклюжие часы под стеклянным колпаком, их синий маятник неподвижен; на другом - фарфоровая дама жалобно показывает уродливо маленькую ножку. Налево у стены оскалилось пианино, в углу безобразно развесил тёмные листья и серые воздушные корни огромный, до потолка филодендрон.

Н-да, - сказал Паморхов, повернувшись спиною к зеркалу и глядя в чёрную дыру камина. - Вещи...

В час, когда-а...

На камине лоснится, точно маслом смазанное, киштымское чугунное литьё: бедуины верхом на тонконогих лошадях размахивают длинными ружьями. Чёрные квадратики фотографий и гравюр на стене - точно окна, прорубленные во тьму. По обеим сторонам камина стоят фикусы, нищенски бедные листьями.

Р-ра, - рычит Паморхов, снова передвигаясь к окнам, - рамы зимние пор-ра вставлять...

Небо туго обтянуто сердитой, одноцветно сизой тучей, земля - полиняла, зелены и ярки только сосны, чисто вымытые осенними дождями, да - чуждо всему - качаются красные гроздья рябины на голых ветвях. Кроны сосен и ветви рябин высунулись в небо из-за бурой, похожей на крышку гроба, крыши земского барака для заразных детей.

Дом Паморхова на угорье, из окон виден почти весь город Дрёмов тёмные домики сползают к реке Пьяной, сталкивая под гору две церкви, когда-то белые, теперь облупленные и точно избитые. Реки не видно за крышами, видны луга и поля за рекою; скучно чередуются чёрные и рыжие полосы пашен, торчат деревья, точно нарисованные неумелой рукой ребёнка. Галки и вороны чёрными шарами повисли на чёрных ветвях.

По сырым пашням мнутся коровы, ходят маленькие, игрушечные лошади, а людей - нет, только по тёмной ленте дороги маячит кто-то одинокий. Идёт он быстро и, словно измеряя землю, машет палкой, закидывая её вперёд.

Что ж? - обиженно бормочет Паморхов, мигая и хмурясь. - Все умрут...

Вся земля как будто напитана обидой, тоскует, готовая каждую минуту завыть, застонать, облиться слезами, как женщина. Этот одинокий человек на дороге тоже убегает от обиды, сказав кому-то:

Ну, бог с тобой, коли я плох - я уйду...

Паморхов, мигая, следил за ним и соображал: этим ходом часа через полтора он придёт в Тычки, часам к восьми - в Храпово, а к полуночи - на станцию Лисий Гон. Если в четыре часа утра сесть в товаро-пассажирский и ехать налево - завтра будешь в Арзамасе, а там, через Нижний, в Москву... Но если и направо ехать, тоже можно попасть в Москву.

Дурак! - громко сказал Паморхов вслед человеку и, отхаркнув, спросил:

Капочка, сколько времени?

Два, без... семи. Вы, кажется, на пол плюнули?

В цветок. Скажи, чтобы затопили камин. Ты что читаешь?

Тушар-Ляфос, "Летопись круглого окна".