Конспект НООД на тему: «Русские богатыри»

Цель: дать детям представление о богатырях - защитниках Руси, формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.

Задачи: воспитывать в детях гордость за своих предков; дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа, желание подражать богатырям.

Предварительная работа : чтение сказки «Никита Кожемяка», сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин змей», «Сказка о царе Салтане».

Используемые материалы: картины и иллюстрации с изображением богатырей, оружия и доспехов; карта России, белые листы, простые карандаши, цветные карандаши и мелки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живём в России. Много разных стран на нашей Земле и везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как папа и мама, это то место где вы родились. Давайте подойдём к карте и посмотрим, какая она - наша Родина? (ответы детей).

Дети: Большая, огромная, красивая.

Воспитатель: А ещё наша страна богатая. А богатая, она потому что есть в нашей стране океаны, моря, озёра и реки - в которых водится много разной рыбы; много лесов - где живут разные звери и птицы; много полей - где колосятся и растут золотые хлеба. Более 1000лет назад появилось на зеле Русское государство и называлось оно - Русь. Давным-давно на месте наших городов и деревень, были непроходимые леса и топкие болота. Жить в таких условиях могли только сильные, храбрые и выносливые люди. И звали их - русичи. Богатство нашей земли привлекало много врагов - хотели они завладеть нашими землями. В давние времена приходили враги на русскую землю - жгли и разоряли города и села, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное богатство. Как вы думаете, кто же в далекие времена защищал наше отечество? (ответы детей).

Дети: Русские богатыри.

Воспитатель: А кто из вас может нам сказать какие они были? (ответы детей)

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, доблестные.

Воспитатель: А каких вы знаете богатырей? (ответы детей)

Дети: Алеша Попович, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Откуда вы узнали о богатырях? (ответы детей).

Дети: Читали сказки и былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.

Воспитатель: Богатыри жили 1000 лет назад, а вот слава их подвигов, как о защитниках земли русской дошла до наших дней. А вы хотели бы стать богатырями?

Воспитатель: И я вам помогу в этом. (проводится физ. минутка)

Физкультминутка:

Богатырь - вот он каков.

Он силен, он здоров (показывают силу).

Он из лука стрелял, (показ).

Метко палицу бросал. (показ).

На границе стоя (стойка смирно).

Зорко - зорко наблюдал (показ).

Подрастем мы и смотри (поднимаются из положения сидя).

Станем, как богатыри! (показ)

Воспитатель: Еще, ребята, на наших занятиях мы с вами много читали про богатырей и даже выучили стихотворения про них. Кто хочет рассказать стихотворение?

Дети: читают стихи.

1.Силен, как вольный ветер 2. Славный молодец Добрыня

Могуч, как ураган. Взмылил конские бока,

Он защищает землю, Прямоезжую дорогу

От злобных басурман! Одолел в четыре дня.

Он силой доброю богат, О его победах слава

Он защищает стольный град. На Руси давно гремит;

Спасает бедных и детей, Налетел, ударил справа,

И стариков и матерей. Под огонь подставил щит.

Воспитатель: Мы с вами также знаем очень много пословиц и поговорок о доблести и любви к Родине. Давайте вспомним их и назовем.

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За край свой насмерть стой!

За правое дело стой смело!

Жить Родине - служить.

Не тот герой, кто награду, ждет - а герой, кто за народ идет.

Родимая сторона мать, чужая - мачеха.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет.

Воспитатель: Молодцы, вот сколько вы много знаете пословиц и поговорок. А чтобы побеждать в боях и сражениях у русских богатырей были помощники. А какие? (ответы детей).

Дети: Конь, оружие и доспехи.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки про оружие и доспехи, а вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать.

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга).
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
  4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит - тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. И я теперь вижу, что вы много знаете о русских богатырях. У богатырей была одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. А сейчас я вам предлагаю по желанию нарисовать богатырей, оружие или доспехи. А потом из ваших рисунков мы сделаем книжку, которая будет называться «Русские богатыри».

Актуальность:

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучить историю и культуру страны как свою собственную биографию. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоеванного русскими людьми на протяжении долгих столетий. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших победах, памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся на поколения, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.

Задачи проекта:

  • формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
  • воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживание;
  • развитие интеллектуальной компетентности ребёнка;
  • развитие творческих способностей ребенка.

Длительность проекта: февраль.

Участники проекта: воспитанники группы, семьи воспитанников, воспитатели, воспитатель изодеятельности, музыкальный руководитель.

План образовательной деятельности воспитателя по проекту.

(интеграция областей "Познание" + "Коммуникация" + "Социализация" + "Художественное творчество")

Нед Тема Цель Творческая деятельность
I Богатырская Русь

Рассказ по картине Васнецова "Три богатыря". Рассматривание иллюстраций.

Закрепляем умение рассматривать картину. Формируем умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки. Самостоятельное придумывание события (предшествующее, последующее).
Беседа о гербах. Рассказ воспитателя об украшении счетов различными эмблемами. Познакомить с одеждой и оружием богатырей. Знакомить с историей русского костюма. Изготовление щитов, шлемов, кольчуг.
Просмотр диска "Богатырская слобода". Дать представление о прошлом древних богатырей, их жизненном укладе. Познакомить с историческими фактами жизни богатырей родного края. Воспитывать гордость за богатырскую мощь России. Выставка рисунков по теме "Богатырская застава".
Худ. Литература

"Бой на калиновом мосту", "Никита Кожемяка", "Добрыня и Змей", "Василиса Микулишна".

Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений. Развитие литературной речи. Приобщение к словесному искусству, в т.ч., художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширение словарного запаса. Выставка детских рисунков по сказкам.
Ф.Э.М.П.

"Строители Кремля".

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Формировать навыки чтения плана. Развивать память, внимание, навыки количественного и порядкового счета, решать арифметические задачи.
Конструирование

"Богатырская застава".

Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям. Предварительные зарисовки сооружений, анализ схем, конструкций. Формировать совместную поисковую деятельность. Изготовление макета "Богатырской слободы". Работа с родителями: изготовление деталей к макету "Богатырская слобода".
Развитие речи.

"Москва не сразу строилась".

Развиваем связанную речь путем составления рассказа". По серии картинок "История Московского Кремля". Объяснить, откуда произошло название "Кремль", "крепость", "укрепление". Рассказать, что все старинные русские города начинались со строительства кремля для защиты от врагов. Развиваем фонематический слух, умение определять место звука в слове. Выставка рисунков "Старинные города".
Сюжетно - ролевые игры "Защитники древнего Кремля". Воспитываем интерес к русской истории, объяснить, что успех обороны зависел от дисциплины и слаженности всех воинов.
"Аппликация"

Украшение шлемов и щитов.

Закрепляем навыки вырезания по контуру, складывания листа в четверо, вырезание геометрических фигур. Развивать творческий замысел, воображение. Закрепляем навыки работы с ножницами, клеем.
II Эскадрон гусар

Художественная литература

Чтение стихотворения М. Лермонтова "Бородино".

Учить осмысливать содержание произведения. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи а другие их слушают и заучивают наизусть. Учить рассказывать о том, что узнали, осмысливать характеры персонажей, воспитывать любовь к родному краю и стране, формировать образность речи.
Аппликация + конструирование

"Изготовление киверов из цветного картона и бумаги"

Учить работать самостоятельно и в коллективе, закрепляя уверенность в том, что общий результат зависит от усилий каждого. Развивать навыки конструирования по предложенному рисунку или словесному описанию. Учить поиску новых конструктивных решений, поощрять творческую инициативу. Закреплять навыки работы с бумагой и ножницами, кистью и клеем.
Развитие речи.

Составление рассказа по одной из картин о Бородинском сражении.

Знакомить с содержанием картины. Учить составлять описательный рассказ по картине; правильно употреблять местоимения и предлоги в речи; обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой; развивать эмоциональную отзывчивость на происходящее; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Раскрашивание силуэтов русских солдат.
Ознакомление с окружающим.

"Москва - столица России". Значение для истории полководца Кутузова. Чтение сказки "Царь-пушка".

Познакомить с достопримечательностям Москвы, ее памятными местами, памятниками древности. Объяснить происхождение названий Царь-колокол, Царь-пушка (фотоиллюстрации). Рассмотреть портрет Кутузова, рассказать о великом полководце. Воспитывать любовь к родине, объяснить значение слова "патриотизм". Заучить поговорку "Пришел Кутузов - бить французов". Рисование кремля, царь-пушки.
Ф.Э.М.П.

Число 9. Составление и решение задач с использованием раздаточного материала (гусары).

Развивать навыки количественного и порядкового счета. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Решать арифметические задачи (например, вычислить для скольких гусар понадобится определенное количество сабель). Учить измерять величину предмета условной меркой (высота стены крепости). Рассказать о старинных мерах длины.
Сюжетно-ролевая игра "Семья" - "Собираемся в лесу". Развивать и усложнять известный сюжет. Учить самостоятельно распределять роли; помочь выстроить сюжет игры. Закреплять правила поведения в общественных местах. Выставка рисунков гусар 1812г., дам с характерными деталями одежды (длинное платье, шарф, шляпка, высокая прическа).
III По морям, по волнам.

Ф.Э.М..П. + аппликация

"Корабли на рейде".

Систематизирование знания о числе 8 и цифре 8; формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основные форму и детали; воспитывать желание принимать участие в общественной работе, добиваясь хорошего качества своего изображения. Коллективная работа "Корабли на рейде".
Художественная литература.

"Про матроса Василия"

Знакомить детей с новым художественным произведением, рассказывающем об истории Российского флота и его героях. Учить воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей. Расширяем словарный запас. Коллективная работа - коллаж "По морям, по волнам"
Развитие речи.

"Веселое путешествие на остров грамматики".

Развиваем навык построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Развиваем словарь: подбор определений и эпитетов к слову "вода". Усвоение названий морских профессий и профессиональных действий. Развитие связной речи - формируем навыки составления предложений по картине и составления короткого рассказа по картине. Развиваем социальные навыки (работа в группе, учитывание мнения других). Развиваем умение отстаивать свое мнение. Развиваем умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Развиваем творческое мышление.
Ознакомление с окружающим.

"Водный транспорт".

Закрепляем названия водных видов транспорта. Проследить вместе с детьми историю водного транспорта: от плота к лодке, парусным кораблям и т.д. Показ моделей старинных парусных судов. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям "водных" профессий, интерес к водным путешествиям, романтике дальних странствий. Объясняем значение слов паро-ход, ледо-кол и т.д. Работа по словообразованию: корабль - кораблестроитель, парус - парусник, море - моряк, река - речник. Обогащение словаря: галера, фрегат, гардемарин. Активизация словаря: капитан, боцман, кок, штурман, юнга, радист.
Рассказ о крейсере "Варяг" и капитане В. Рудневе. Рассказ о герое СССР В. Кускове Учить осмысливать содержание рассказа. Формировать оценочное отношение к героям рассказа. Учить пересказывать рассказ (совместное пересказывание). Рисунки героического крейсера "Варяг".
Строительная игра из напольного конструктора Обыграть сделанную из конструктора постройку, закрепляя профессиональные действия военных моряков.
Ф.Э.М.П.

"Плыви, плыви кораблик".

Закрепляем знания детей геометрических фигур: отличительные признаки треугольник, квадрат, обобщающее понятие многоугольник; навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду. Развиваем внимание и память; творческое воображение, логическое мышление, приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес; навыки самостоятельной и коллективной работы.
Конструирование из бумаги "Парусник". Развивать навыки работы с бумагой, выполнение аккуратных, точных сгибов, завитков. Отрабатывать навыки сгибания бумаги по вертикали, горизонтали, пополам. Учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу. Развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм.
IV На страже Родины.

Ознакомление с окружающим.

Беседа "Наша армия родная"

Углублять знания о российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах Защитников Отечества во время ВОВ.
Ф.Э.М.П. + Аппликация Учить решать задачи на нахождения суммы, записывать арифметическое действие, используя знак "+", придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее знания и умения. Совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и схематических изображений; развивать чувство цвета, творческие способности.
Художественная литература.

"Шинель" Е. Благинина.

Отработка с детьми выразительного чтения стихотворения. Продемонстрировать детям, как по разному могут звучать стихи в зависимости от интонации прочтения. Организована родителями фото выставка "Наши деды и отцы", "Мой прадедушка - герой".
Конструирование.

"Военный самолет".

Сообщить детям новую информацию о различных видах воздушного транспорта. Закрепляем навыки складывания листа бумаги пополам, вырезание по контуру. Развиваем самостоятельный творческий замысел, умение использовать в работе ранее полученные знания, умения, навыки.
Ф.Э.М.П.

Математические задачи.

Пограничник с собакой.

Систематизировать знания о составе числа 10 и цифрах 1, 0; учить раскладывать число 10 на 2 меньших и получать из 2х меньших одно большее. Закреплять навык ориентирования на листе бумаги. (графический диктант)
Экскурсия в мини-музей боевой славы Д/С.

Обобщающая беседа "Герои русской земли".

Обобщение знаний детей о героическом прошлом и настоящем нашей родины. Побуждение к самостоятельному связному рассказыванию о полученных знаниях. Воспитание любви и уважения к защитникам родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

План физ.инструктора к проекту "Герои русской земли" область "Здоровье" и "Физическая культура".

Подвижные игры.

1 неделя "Богатыри"

"Бой богатырей".

Цель: удержать равновесие и при этом вытолкнуть противника за линию круга. Дети делятся на пары и попарно размещаются в обручах. По команде Воеводы начинается бой. Игроки должны суметь удержаться в обруче, вытолкнув соперника за его границы.

"Взятие крепости".

Цель: развитие меткости, силы, ловкости, чувства равновесия. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда занимает свою крепость, которую должна защищать. Выталкивая соперников с её стен. Во время взятия крепости соперника дети забрасывают их снежками.

"Царь и Воевода".

Цель: повышение двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей развития. Из группы детей выбирются 2 героя "Царь", который будет давать задания пойманным детям и "Воевода", который будет ловить нарушителей. Дети выполняют разнообразные движения под музыку. По сигналу они все должны убежать в "домик", "Воевода" ловит. Всех пойманных отводят к царю. Царь придумывает задание каждому пойманному (например: присесть 10 раз, прыгнуть 20 раз, пробежать круг задом наперед и т.п.). После выполнения задания Царя игрок возвращается в игру. Воспитатель помогает Царю выбрать задания ориентируясь на физические возможности пойманного игрока.

2 неделя "Гусары"

Эстафета "Эскадрон в городе"

Цель: закрепление навыков бега с подлезанием. Развитие координации. Ориентировки в пространстве. Дети делятся на две команды-два эскадрона. Первый участник бежит на среднюю линию, поднимает обруч (открывает ворота). Второй подбегает перехватывает обруч. В это время первый пролезает в него и, обегая стойку, возвращается в команду. После этого третий начинает выполнять действия. Игра продолжается до тех пор. Пока весь эскадрон не побывает в городе и не вернется обратно.

"Бравый наездник"

Цель: Закреплять умение прыгать на фитболле с продвижением вперед. Дети прыгают по залу на фитболлах, по команде застывают на месте.

"Полет на ядре"

Цель: развитие координации движения, ориентировки в пространстве. Дети зажимают мяч между колен и бегают по залу. По сигналу "Цель" "ядро" отпускается и игрок замирает на месте.

"Меткий стрелок".

Цель: развитие меткости, скорости реакции. Дети делятся на 2 команды, находящиеся по разные стороны от сетки. По сигналу начинают перебрасывать мячи через сетку на поле противника. Самыми меткими считаются игроки, сумевшие поймать мяч в руки и быстро перебросив его обратно.

3 неделя "По морям, по волнам"

"Спасение матросов".

Цель: закрепление умения выполнять челночный бег по-одному и в парах. Дети-матросы на тонущем корабле. На противоположной стороне игровой площадки обруч - "Остров Спасения". Остаться на острове может только тот кто спас от гибели товарища. Первый игрок оббегая обруч возвращается за вторым, Второй с ним добегает до обруча и возвращается за третьим, а первый остается на острове. Когда все матросы переправлены на остров. Над островом поднимается флаг команды.

"Морской бой".

Цель: Развитие меткости. Дети получают по 3 заряда (мяч или мешочек с песком). Их задача сбить "корабли" противника метким попаданием.

"Свистать всех наверх".

Цель: Развитие скорости реакции, ориентировке в пространстве. Закрепить понятия "колонна, шеренга, круг". По сигналу все дети разбегаются в рассыпную по игровой площадке. По команде возвращаются в свои отряды, выполняя команду ведущего. Строятся в колонну. В шеренгу или в круг.

4 неделя "На страже Родины".

Проводиться музыкально-спортивный праздник

"Наша Армия сильна".

План воспитателя изодеятельности по проекту

"Герои русской земли"

(интеграция областей "Художественное творчество"+ "Познание"+ "Коммуникация")

Неделя Вид деятельности Задачи Продуктивная деятельность (результат)
1 неделя Показ слайдовой презентации

"Богатырская Русь" и "История русской одежды" ("Познание"+ "Коммуникация")

Худ.творчество (рисование): "Богата земля русская богатырской силой"

Худ.творчество (лепка):

"Три богатыря"

(работа в творческих группах)

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, как о реальных исторических фактах, закрепить знания детей о былинных героях- Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Познакомить детей с одеждой и оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Расширить знания детей об истории русского народного костюма и его традициях. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Формировать умение рисовать фигуру человека используя схему рисования, рисовать одежду, передавая её характерные особенности. Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию в рисунке, передавая свои накопленные знания и умения. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Формировать умение лепить фигуру человека и лошади из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций. Воспитывать умение работать коллективно.

Выставка детских рисунков по теме: "Богата земля русская богатырской силой"

Выставка детских лепных работ: "Три богатыря"

2 неделя Просмотр слайдовой презентации "Русские гусары" и "Дамы гусарской эпохи"

("Познание"+ "Коммуникация")

Худ. творчество (рисование): "Удалой гусарский эскадрон"

Худ. творчество (рисование): "Эскадрон гусар"

- формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению, расширить знания детей о героях Бородинского сражения- М.И.Кутузов, А. Суворов и т.д.;

Развивать интеллектуальную компетентность детей о гусарской эпохе;

Расширить знания детей об одежде и традициях русского народа гусарской эпохи.

Совершенствовать умения оформлять и раскрашивать силуэты (гусары), соблюдая направления штриховки. Совершенствовать умения планировать работу. Инициировать активность творческой деятельности для дальнейшего применения результатов работы в различной продуктивной деятельности.

Совершенствовать умения детей рисовать фигуру человека; оформлять рисунок соответственно его теме; развивать внимание при рассматривании элементов гусарского мундира и умение передавать увиденное в рисунке. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Использование готовых гусарских силуэтов в игровой и образовательной деятельности-ФЭМП

Выставка детских рисунков по теме: "Эскадрон гусар"

3 неделя Просмотр слайдовой презентации "История Российского флота"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Ветер парус раздувает" (рисование)

"По морям плывет кораблик" (рисование кораблей для коллективной коллажной работы"

- знакомство детей с историей развития Российского флота, формирование у детей чувства гордости за свою Родину;

Пополнить знания детей о великой роли Петра I для России в кораблестроении;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра хроники героических подвигах броненосца "Потемкин" и "Варяг", крейсера "Авроры";

Развивать интеллектуальную компетентность детей о Российском флоте;

Обогатить словарный запас слов детей.

Совершенствовать умение детей при рассматривании отмечать особенности, детализировать изображение; развивать умение рисовать парусные корабли. Формировать чувство цветоощущений и сюжетного построения композиции.

Закреплять знания детей о разных видах кораблей; совершенствовать умение рисовать их. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Формировать умение рисовать простые сюжеты по замыслу. Закреплять знания о цвете. Воспитывать умение работать коллективно, интерес к изобразительной деятельности, способствовать овладению композиционных умений; поощрять творческую инициативу.

Выставка детских рисунков "Под парусом, стремительно"

Коллаж "По морям, по волнам"

4 неделя Просмотр слайдовой презентации "На страже Родины"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Боевая техника" (рисование)

"Отважные парашютисты" (лепка+конструирование)

- воспитание уважения к защитникам Родины, ?гордость за свой народ, любовь к Родине;

Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей;

Продолжить знакомство с понятием "большая родина и малая", научить понимать и объяснять их значение. ?

Совершенствовать умения планировать свою работу. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность.

Формировать умение лепить фигуру человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций.

Конструирование: изготовление полиэтиленового парашюта.

Выставка детских рисунков "Наша Армия сильна!"

Коллективная композиция лепных работ: "Отважные парашютисты"

План музыкального руководителя по проекту "Герои русской земли"

(интеграция областей "Музыка"+ "Здоровье")

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар.

1 неделя проекта:

Зарядка - "Богатыри"

Слушание музыки - 1. Песня "Богатырская сила" А.Пахмутова, Н. Добронравов.

2. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане".

"Три чуда", чудо второе "Тридцать три богатыря".

2 неделя проекта:

Зарядка - "Гусары"

Слушание музыки - 1. Марши: "Гусарский марш" А.Петров,

"Гусарский марш" А.Свиридов

2. Песня "Гусарская эпоха" А Варламов

3 неделя проекта:

Зарядка - "Моряки"

Слушание музыки - 1. Марш "Прощание Славянки"

2. Песня "Морячка" О. Газманова

3. "Музыкальные загадки" (Звуки: салют, стрельба, шум моря,

морской прибой.)

Музыкально-ритмические движения - танец "Яблочко"

Пение - "Морской капитан"

4 неделя проекта:

Зарядка - "Наша Армия сильна"

Слушание музыки - 1. Дидактическая игра "Найди сходство и различия"

(музыка песни "Будёновец" Я.Дубравиной и "Солдатик"

Г.Куриной)

2. Песня "Три танкиста"

Пение - "Наша Родина сильна"

Комплекс зарядки для детей подготовительной группы "Богатыри"

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег на носочках". Лёгкий бег на носочках по кругу, врассыпную, по кругу. ?

3 упражнение. "Враги богатырей - сказочные карлики и великаны". Соответственно музыке ходьба большими шагами на носках, руки тянутся вверх (великаны), ходьба вприсядку, руки держат колени (карлики).

4 упражнение. "Богатырский конь". 1)Поскоки по кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки вытянуты вперёд, кулаки сжаты (держат поводья)

2) боковой галоп, руки на поясе.

Дети берут гантели.

5 упражнение. "Силачи". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоны туловища то вправо, то влево, делая большие махи руками с гантелями.

6 упражнение. "Земелюшка родная". Подъём рук вверх, наклон, положить на пол гантели, выпрямиться.

7 упражнение. "Богатырская застава". Подъём прямой ноги вперёд и двух рук одновременно. Чередовать правую и левую ногу.

8 упражнение. "Богатырский размах". Полуприседания с разведением рук в стороны.

Повторение "Марш".

9 упражнение. "Достань солнышко (потягивание)" (выпрямляет позвоночник). Руки поднять вверх.

Зарядку составили: муз.рук-ль Диденко И.А.

воспитатель Галушко О.К.

провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы "Гусары"

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу, врассыпную". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Поскоки". По кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки на пояс.

3 упражнение. "Носочки-пяточки". Ходьба по кругу на носках, на пятках.

Дети берут гимнастические палки (по одной на человека).

4 упражнение. "Ура". Подъем правой руки с палкой вверх(палка находится в вертикальном положении), опустить вниз. Переложить палку в левую руку и повторить упражнение.

5 упражнение. "Качели". Положить палку на плечи, наклон туловища вперёд, выпрямиться.

6 упражнение. "Палочка-стоялочка". Поставить палку на пол вертикально, держась правой рукой обойти палку по кругу. Сменить руку на левую, повторить упражнение.

7 упражнение. "Высокое колено". Палку держать двумя вытянутыми перед собой руками на уровне пупка, поднимать по очереди колено, пытаясь достать палку коленом.

8 упражнение. "Атака". Поднять вверх вертикально палку правой рукой и помахать палкой по кругу. То же упражнение выполнить левой рукой.

Повторение "Марш по кругу, врассыпную"

9 упражнение. "Высоко" . Руки через стороны поднять вверх- вдох, опустить вниз-выдох.

Зарядка для детей подготовительной группы "Моряки".

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал парами "Марш по кругу парами, перестроение друг за другом". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег". Лёгкий бег по кругу, врассыпную, по кругу.

3 упражнение. "Шторм". Прыжки по комнате поочередно на одной и на другой ноге.

4 упражнение. "Был юнгой - стал капитаном!" ?Ноги на ширине плеч. Присесть на корточки, опустив руки на колени и наклонив голову. Встать, потянувшись, поднять руки вверх.

5 упражнение. "Смотровой". Выпад вправо, одна нога впереди согнута в колене, другая сзади прямая, рука правая - "козырёк", левая на пояс. Повторить упражнение влево.

6 упражнение. " Драим палубу". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклонять туловище то вправо, то влево, делая большие махи руками.

7 упражнение. "Пляска матроса". Глубокое приседание, подъём туловища с выставлением ноги на пятку по очереди правую, левую.

8 упражнение. "На море качка". Стоим прямо, ноги врозь, руки опущены. Сгибая слегка правую ногу и поворачивая туловище направо, достать рукой пятку. То же - в другую сторону.

9 упражнение. "Пустые бочки". Лежим на спине на полу, над головой вытянутые руки. Перекатываемся на бок, потом на живот, на другой бок и снова на спину. Голова между руками, руки прямые.

10 упражнение. "Пройди по веревке" . Положите на пол вытянутую веревку. Ребёнок должен пройти по ней, сохраняя равновесие.

11 упражнение. "Чайка". Ходьба по кругу друг за другом, размахивая руками, как птица машет крыльями.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы

"Наша Армия сильна!"

Зарядка выполняется под музыку.

(стульчики расставлены заранее в центре зала)

1. Обычная ходьба в колонне.

2. Ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек).

3. Бег со сменой направления.

4. Ходьба "змейкой" вокруг стульчиков.

1 упражнение. "Лётчики"

И.П. - сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз.

1 - Поднять руки в стороны.

2 - Опустить вниз, вернуться в исходное положение.

Дозировка:?5 - 6 раз.

2 упражнение. "Танкисты"

И.П. - сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом.

(cмена положения ног)

1 - Левая нога выпрямлена вперед, правая - под стулом.

2 - Правая нога выпрямлена вперед, левая - под стулом.

Дозировка: 5 - 6 раз.

3 упражнение. "Пограничники"

И.П. - сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - Наклониться вправо.

2 - Вернуться в исходное положение.

3 - Наклониться влево.

4 - Вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

4 упражнение "Моряки"

И.П. - стоя на четвереньках, сиденье стула - под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.

1 - Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох)

2 - Вернуться в И.П. (выдох)

5 упражнение. "Артеллеристы"

И.П. - стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула.

1 - Присесть.

2 - Встать, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 4 - 5 раз.

6 упражнение "Ракетчики"

И.П. - сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены - находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула.

1 - Поднять правую ногу вперед-вверх.

2 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

3 - Поднять левую ногу вперед-вверх.

4 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

7 упражнение. "Десантники"

И.П. - стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.

Дозировка: 2 серии по 10 прыжков.

Воспитатель предлагает детям убрать стулья.

3 часть: Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Эффективность проекта:

1 неделя: "Богатырская Русь"

Эффективность:

  • русские народные былины основаны на реальных героях древней Руси;
  • значение геральдики для человека, защищавшего свою Родину;
  • история одежды военной и бытовой, её предназначение для людей Руси;

2 неделя: "Эскадрон гусар"

Эффективность:

3 неделя: "По морям, по волнам"

Эффективность:

  • история возникновения и развития Российского флота;
  • знакомство с морскими легендами Петровских времён;
  • герои бронепалубного крейсера "Варяг"
  • герой Великой Отечественной войны, моряк - Виктор Кусков;
  • обогащение словаря ребенка.

4 неделя: "На страже Родины"

Эффективность:

  • расширить представление детей о различных родах войск нашей Российской Армии;
  • развитие детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
  • воспитание нравственно-патриотических качества: гуманизм, гордость, желание сохранить мир своей Родины и Отечества;
  • воспитание гражданской ответственности и чувство гордости за свою страну.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель

Яковлевского района Белгородской области»

Конспект музыкально-тематического занятия с детьми подготовительной группы

по образовательной области «Музыка»

музыкальный руководитель Галкина Л.Н.

Тема: Богатыри - защитники земли Русской.

Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников через знакомство с историей русской народной культуры.

Задачи:

· Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

· Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за подвиги русских воинов, желание им подражать и служить Отечеству.

· Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Предварительная работа: знакомство детей с репродукцией В.Васнецова «Три богатыря», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;

разучивание танцевальной композиции с группой мальчиков «Богатырская наша сила» муз. ;

разучивание песни «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве;

разучивание народных пословиц и стихотворения В.Берестова «Богатыри», "Богатырь - он вот каков".

Активизация словаря: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава. Чтение отрывков о былинных богатырях.

Приёмы руководства деятельностью детей: беседа, игра.

Виды детской музыкальной деятельности на занятии:

Пение.

Музыкально-ритмическое движение.

Игра в оркестре.

Ожидаемые результаты:

Проявление эмоциональной отзывчивости;

Развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

Критерии оценки:

Активность.

Эмоциональность.

Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

Дети исполняют песню «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве.

Музыкальный руководитель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Музыкальный руководитель: Правильно! Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?

Дети: Богатыри.

Музыкальный руководитель: Кто такие богатыри?

Дети: Силачи, воины, борцы.

Музыкальный руководитель: А какие они были?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные

Ребёнок: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Музыкальный руководитель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Музыкальный руководитель: Правильно. Вот они, посмотрите(обращает внимание детей на репродукцию "Три богатыря" В.Васнецова и читает стихотворение)

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Художник картины "Три богатыря" В.Васнецов утверждает, что богатыри земли Русской всегда готовы "стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову".

Музыкальный руководитель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок.

Музыкальный руководитель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Игра «Собери богатыря в дорогу»

На столе из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, дети выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (фон- вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)

Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»

На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
Царапины. Занозы,
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
М в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор...
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.

Музыкальный руководитель: Мальчики, покажите свою силу богатырскую.

Танец «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За правое дело стой смело!

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет - а тот герой, кто за народ идет!

Один в поле не воин.

Тяжело в учении - легко в бою.
Где смелость, там и победа.

Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.

Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята,правильно отгадали все загадки. После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

Обр. Г.Короткова "Русская плясовая"в исполнении детского оркестра.

Музыкальный руководитель: Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой!

Программное содержание:

  • развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;
  • развитие конструктивно-творческих способностей;
  • воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.
Материал: картина Васнецова «Три богатыря», пластиковое яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка); телевизор и DVD, отрывок из фильма «Финист - ясный сокол», три сундука, филин из фанеры с заклинанием.

Ход занятия

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

Так ребята раньше приветствовали друг друга.

А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?

Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.

Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.

Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?

Защитниками земли русской назывались богатырями.

А кто такие защитники Отечества?

Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает от опасности.

Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.

Сейчас, ребята, я вам покажу отрывок из сказки, в которой показано какие были богатыри, как защищали землю русскую (смотрят отрывок).

О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины.

Ребята, а как вы думаете, кто такие сказатели? Что такое гусли?

Это люди, которые рассказывали эти былины.

Гусли – это струнный музыкальный инструмент.

Правильно, ребята (прослушивание музыкального инструмента на магнитофоне).

Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

- «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугари».

Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во время Руси богатырской? У меня есть «Волшебная книга истории». Давай пройдем через отрывшуюся страницу, и она перенесет нас в далекое прошлое (дети символически проходят через страницу «Волшебной книги истории»).

Давайте же закроем глаза и представим, что мы в прошлом, сделаем шаг и глазки откроем.

Но что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое.

Что же нам делать? Нет ли среди вас добрых молодцев да красных девиц, готовых защитить землю – матушку?

А кто же нам поможет защитить землю – матушку?

А давайте же с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Дом»

На опушке дом стоит

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

Старый Филин здесь сидит

Во все стороны глядит.

(стоит фанерный дом, на нем Филин, в лапах скрученная бумага).

Ой, ребята, у него в лапах и правда что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудовище.

Выше леса стоячего

Ниже облака ходячего

Летит ни птица и ни зверь,

А с тремя головами змей.

Богатырей примечает,

Изо ртов огонь пускает,

Никого не боится,

А смерть его в яйце хранится.

Ребята, нам надо его смерть найти. Она находится в яйце, а яйцо – то в сундуке. И не один – то сундук. Ну – ка, дружина моя стройся!

(Дети строятся друг за другом и маршируют.)

Вот мы с вами и добрались до заветных сундуков. В сундуках лежат задания. Выполнив их. Мы сможем найти смерть Змея Горыныча.

Достаю из сундука задания.

  • Назвать имена русских богатырей.

Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

(показать их на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют).

  • Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.

А сейчас ребята нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости. Объявляю турнир пословиц и поговорок о подвигах и героях:

«Жить – Родине служить»

«Где смелость – там победа»

«Один в поле не воин»

«Герой – за родину горой»

«Русский боец – всем молодец»

«И сила уму уступает»

«Смелость города берет»

«Смелый в бою не дрожит»

«Смелому победа идет в руки»

- Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.

«От топота копыт пыль по полю летит»

Молодцы ребята. Все старались сказать тихо, быстро, медленно, громко.

Из второго сундука достаю задание.

Дети строят из кубиков крепость. По окончанию стройки прошу рассказать о постройке.

Подходим к третьему сундуку

Ну вот можно добраться и до третьего сундука (дети достают «яйцо» и протыкают его иголкой.

Читаю отрывок из былины:

«Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!»

(Ломаю иглу.)

Так уж повелось на Руси: народ русский не только умеет землю от врага защищать и трудится на славу, но и отдыхать – веселиться, любить, песни петь да в игры играть.

Игра русская народная «Жмурки»

Ну вот мы и не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться (дети уходят через страницу «Волшебной книги истории»).

Славится русский народ гостеприимством и угощением знатным.

Тары – бары, растабары

Выпьем ай из самовара

С сушками, ватрушками

И блинами русскими.

(Подаю поднос детям с сушками, ватрушками, конфетами.)

Вера Склярова
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской »

Воспитатель : Склярова В. П.

Цель :

* Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси , великих русских богатырях .

Задачи :

*Развивать интерес к истории культуры Родины; воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря па теме

*Учить составлять описательный рассказ на заданную тему;

*Развивать внимание, память, сообразительность

*Учить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно;

*Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего народа;

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, развитие речи, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Виды деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, двигательная, самообслуживание.

Предварительная работа : чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» , «Никита Кожемяка» , «Исцеление Ильи Муромца» , «На заставе богатырской » , проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу » , изодеятельность «Богатыри » , «Щит и меч» , просмотр мультфильмов по теме.

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня к нам пришли много гостей, пожелайте им здоровья. А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно стихотворение Феодосия Савинова и сказать о чём оно.

«Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье ,

Это русская земля !

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины ,

Это Родина моя!

Воспитатель :

О чём стихотворение? Как называется страна в которой мы живём? (Ответы детей) .

Много чудесных стран на Земле , везде живут люди, но Россия, самая большая, богатая и необыкновенная страна.

Воспитатель :

Дети :

Потому, что здесь много городов, рек и морей.

Воспитатель :

Как ещё, мы можем назвать нашу Родину?

Дети :

Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель :

Правильно. Произнесите эти слова с любовью и гордостью.

Давайте вспомним пословицы и поговорки про Родину.

Максим Дуров : Родина – мать умей за неё постоять

Алёна : Человек без Родины, что соловей без песни.

Полина Грязнова : За родной край и жизнь отдай.

Тимофей Кобыльский : Родина любимая, что мать родимая.

Настя : Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель :

Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может . Это святое дело защитников нашей земли русской .

Воспитатель :-

Кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети :

Наша Армия.

Воспитатель :

Кто служит в армии?

Дети :

Солдаты, офицеры.

Воспитатель :

Как по-другому можно их назвать?

Дети :

Защитники Отечества.

Воспитатель :

Кто охраняет границы нашей Родины? (моряки, лётчики,танкисты,пограничники)

А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей) «Богатырская наша сила »

Воспитатель :

Да, богатыри . Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями . О них слагали былины.

А что такое былина?

Дети :

Правда, о том, что было раньше.

Воспитатель :

Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину

Воспитатель :

А вы хотите стать богатырями ? (ответы детей)

Давайте, удобнее встанем. И представим, что мы богатыри .

Физкультминутка.

Дружно встали 1-2-3

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок

Защищать пойдем народ.

Воспитатель : Ой, у нас в группе так много богатырей . А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую репродукцию картины. Кто написал эту картину?

Дети : Васнецов.

Воспитатель : Как называется эта картина?

Дети : Три богатыря .

Воспитатель : Кому посвящается эта картина?

Дети : Русским богатырям .

(Рассматривание картины)

Воспитатель : Вам нравится эта картина? Какой пейзаж окружает богатырей ?

Дети : Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель : Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети :Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель : Что делают в поле богатыри ?

Дети : Смотрят вдаль. Нет ли там впереди опасности или врагов.

Воспитатель : Кто из богатырей вам больше нравится ?

Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. Он хорошо вооружён : с правой руки у него свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке у него щит и длинное копьё.

Воспитатель : Илья Муромец-крестьянский сын. Он могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всём облике. Одет в железную кольчугу, на голове шлем.

Настя Т.:А мне нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой , а хитростью да ловкостью.

Воспитатель : Алёша Попович-сын попа. Он и воин и гусляр. И песни петь умеет и воевать. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Виталик : Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

Воспитатель : Добрыня Никитич-сын рязанского князя. Добрыня известный и любимый в народе воин. Исскусен в боях, плавании и стрельбе из лука. Одет богато и нарядно .

Лера : А мне все богатыри нравятся . Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель : Чем схожи и чем отличаются богатыри ?

Дети : Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению

Воспитатель :Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри . Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской , мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель : Давайте вспомним с вами стих о богатыре (Полина Г.)

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат ,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

Воспитатель : Всегда наши богатыри вместе , потому что вместе легче врага победить. Так как вы тоже богатыри , вам предстоит преодолеть трудности на пути : пройти через болото, через глубокий ров, чтобы узнать какие герои пришли к нам в гости.

Д /и (из частей собрать картинки богатырей )

Воспитатель : За вашу смелость, ловкость, быстроту, выносливость богатыри приготовили вам подарки, а какие мы узнаем, отгадав загадки :

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель :

Вот вы и получили воинские доспехи, а теперь я вам предлагаю пройти присесть за столы и раскрасить наших богатырей .

Воспитатель : Ребята, понравилось вам занятие ? О ком мы сегодня говорили (ответы детей) . А теперь станьте в круг и, передавая мяч, назовите какими качествами обладает богатырь (смелый, ловкий,выносливый,сильный,отважный. ,храбрый,бесстрашный,решительный,героический)

Выставка работ.