Николай Михайлович Чернышев (1885-1973) родился в селе Никольском Тамбовской губернии. В 1901-1911 годах учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, последние два года – в мастерской В.А. Серова. Летом 1910 несколько месяцев провел в Париже, в мастерской Жюльена. В 1911-1914 годах занимался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где изучал технику офорта, а главное – технику монументальной живописи. Первая известность пришла к художнику в 1915 году, когда появились его рисунки к "Мифологической азбуке", названные критиками "чудом графической поэзии" (А.А. Сидоров). В них начался длившийся всю жизнь своеобразный диалог Чернышёва с античностью ("Красота, спорящая с античностью, а подчас и превосходящая ее").

В 1921 году Н.М. Чернышёв стал членом Союза художников и поэтов "Искусство – жизнь", в 1922 году переименованного в "Маковец". Участие в этом объединении сыграло решающую роль в судьбе художника, в окончательном выборе им собственного творческого пути. Под воздействием "Маковца", участники которого мечтали о возрождении высокого искусства, о синтезе, о преемственности с мастерами прошлого, определилась ведущая тема в творчестве Чернышёва – юность, зарождающиеся и ещё не осознающие себя красота и грация. Тогда же окончательно выявился интерес мастера к монументальному искусству, которому впоследствии он отдал немало сил.

На протяжении многих лет внимание художника привлекали теория и практика монументального искусства. В этой области Чернышёв стал одним из крупнейших в стране специалистов. Результатом изучения древнерусской живописи явились книги "Техника стенных росписей" (1930), "Искусство фрески в Древней Руси" (1954). Художник писал статьи и доклады, участвовал в создании мастерских монументальной живописи, выступал консультантом и экспертом, выполнил ряд монументальных работ. В конце 1950-х он обратился к мозаике. Созданная Н.М. Чернышёвым в 1957 году мозаичная композиция "Девочка с голубем" вызвала большой интерес и стимулировала развитие этой техники в отечественном искусстве.

Многие годы художник активно преподавал: во Вхутемасе-Вхутеине, в ленинградском Институте пролетарского изобразительного искусства. Эта деятельность завершилась в 1949 году после массового увольнения преподавателей Московского государственного художественного института, среди которых был и Чернышёв.

В одной из рукописей Николай Михайлович Чернышёв писал: Душа художника – словно Эолова арфа... Надо чутко прислушиваться к хаосу звуков, чтобы найти один созвучный себе. И искать его надо не ради оригинальности, а для выявления своих образов, своих эмоций, из которых складывается лицо художника.

Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина

Где находятся (адрес)
119034, г. Москва, Денежный переулок, 55/32

Ближайшая станция метро
метро «Смоленская» 300 метров

Дни и часы работы выставочных залов
кроме понедельника и последней пятницы месяца,
с 10.00 до 18.00,
по четвергам с 12.00 до 21.00

Обложка журнала "Маковец". (1885-1973).

«Мы полагали, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного...» (Пролог, 1922, №1.)
«Здесь впервые заговорили о реализме, о монументальной форме». Художественное объединение «Маковец» просуществовало до 1927 г. Было выпущено 2 номера журнала и сделана обложка для третьего номера (В.Фаворским). У А.М.Чернышева, как он пишет, не было средств для издания журнала. Его раскулачили и лишили работы. Он уже никогда не работал. В последние годы жизни он продолжал заниматься поэзией, писал сонеты, элегии, эпиграммы, а также составил сборник редких русских пословиц и поговорок.
«Жизнь ты прожил не зря... Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о журналах «Млечный путь» и «Маковец». Правда, есть еще мракобесы и злопыхатели... Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства» (Н.М.Ч. Письмо брату.)
Архив А.М.Чернышева находится в Ленинской библиотеке и Литературном музее.
А.М.Чернышев похоронен на Даниловском кладбище.

Алексей Михайлович Чернышёв и его журнал “Млечный путь”

16 марта 2011 года в мемориальном музее-мастерской С.Т. Конёнкова при содействии благотворительного фонда «Дельфис» состоялся вечер, посвящённый Алексею Михайловичу Чернышёву – издателю и редактору литературно-художественного журнала "Млечный путь" (1914-1916). Об этом всесторонне одаренном человеке, талантливом поэте, меценате, а также о созданных им уникальном литературно-художественном журнале и издательстве рассказала на вечере его племянница художница Полина Николаевна Чернышёва – дочь известного живописца Николая Михайловича Чернышёва. В семейном архиве бережно хранятся интересные воспоминания братьев Чернышёвых, а также сотрудничавших с издательством «Млечный путь» литераторов, написанные в 1959 году к сорок пятой годовщине выхода первого номера журнала. Эти бесценные материалы, составившие как бы литературный «венок» журналу «Млечный путь» легли в основу выступления Полины Николаевны Чернышёвой и настоящей статьи.

Обложка журнала "Млечный путь".

Прежде всего, необходимо отметить, что Алексей Михайлович Чернышёв задумал журнал как ежемесячное издание для поддержки начинающих литераторов и художников, принадлежащих к разным творческим течениям, в том числе и представителей радикального левого направления, как правило, не понятых и гонимых издателями. Вот почему для многих «Млечный путь» стал той единственной «дорогой к звездам», которая привела их к известности. Алексей Михайлович вспоминал: «Целью моей было дать возможность напечататься неизвестным молодым поэтам и писателям. В тогдашних журналах печатали только определённую группу писателей, и нужно было или исключительное дарование, или протекция видного писателя, чтобы попасть, даже в такой журнал, как «Нива»». Молодой предприимчивый издатель горел желанием сделать, по его словам «хотя тоненький, в один печатный лист, но приличный художественный журнал, чуждый типу тогдашних «Огонька» и «Нивы»». Для достижения этой цели он не только отдавал журналу всего себя, но и вкладывал в его создание собственные денежные средства, удивляя всех бескорыстием и горячей верой в успех своего предприятия.
Близкие и друзья Алексея Михайловича, знавшие его много лет, отмечали, что это была незаурядная личность. Так, Николай Михайлович Чернышёв писал: - «Человек, не учившийся ни в какой, даже начальной школе, путём самообразования стал в уровень своего века».
Алексей Михайлович родился в 1880 году в селе Никольском Тамбовской губернии в многодетной семье мещанина, владевшего хутором и мельницей, но так и не смог получить систематического образования. Одаренный мальчик самостоятельно изучал грамоту и уже в семилетнем возрасте смог прочесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. В эти годы он начал писать стихи и как впоследствии сам вспоминал «…завёл рукописный журнал, все отделы которого заполнял сам. За этот журнал отец меня строго наказал, а журнал уничтожил».
После смерти отца в 1892 году семья Чернышевых переехала в Москву, где Алексея отдали в услужение к купцу, или, как тогда было принято говорить – в «мальчики». Ему повезло: хозяин оказался человеком не только образованным, окончившим университет в Гейдельберге, но и, по-видимому, добрым, так как поставил перед собой цель дать работающим у него детям начальное образование. Мальчики изучали русский язык, арифметику, географию, закон Божий, которые им преподавал студент-филолог, сумевший привить Алексею любовь к изящной словесности. В юности Чернышев продолжил самообразование на вечерних курсах в Политехническом музее, где он прослушал цикл лекций по истории литературы Х1Х века П.Н. Сакулина. В это время окончательно сформировались его мировоззрение и круг интересов: русская литература, изобразительное искусство, музыка. Он становится участником Суриковского литературно-музыкального кружка («Писатели из народа») - объединения писателей, певцов и музыкантов, вышедших из народа. Среди них поэты С.Д. Дрожжин, М.Л. Леонов, Ф.С. Шкулёв, Е.Е. Нечаев, Г.Д. Деев-Хомяковский, С.Н. Кошкаров (Заревой), С.Д. Фомин, писатель А.П. Чапыгин и многие другие. Позже некоторые «суриковцы», в том числе и Чернышёв публиковали свои произведения в «Млечном пути». Алексей Михайлович становится постоянным участником литературных вечеров, диспутов, где знакомится с Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым, оказавшим большое влияние на развитие его литературного дарования. Это была замечательная школа, расширяющая кругозор, формирующая тонкий вкус необходимый для понимания разнообразных сложных явлений происходящих в современной литературе и искусстве. Так Чернышев приобрел неоценимый опыт литературной работы, который помог ему стать издателем и редактором журналов «Млечный путь»(1914-1916) и «Маковец» (1921-1926).
Однако своим настоящим призванием Алексей Михайлович всегда считал поэзию. «Его стихи чаруют своей искренностью и непосредственностью, их форма безукоризненна, их метрический стих молод и звучен», - писал литератор Н.М. Рудин. Но, Чернышев, зачастую забывая о собственном творчестве, неуклонно шел к поставленной цели: созданию нового литературно-художественного журнала. «На пути моём стояли большие трудности, - вспоминал он, - Средств у меня не было. По профессии я был приказчик, т.е. служил в бельевом магазине. На издание мне пришлось уделять из своего жалования, урезывая тем самым семейный бюджет. Предварительные попытки организовать кооперативное издательство при участии членов кружка «Писатели из народа», к которому я принадлежал, успеха не имели из-за несговорчивости членов кружка и противоречивых целей, выдвигаемых ими...».
В 1913 году он обратился с просьбой к брату помочь ему в создании журнала. Николай Михайлович Чернышев в это время учился в Академии художеств в Петербурге и сначала не поддержал его идею, но затем не только согласился участвовать в этом рискованном предприятии, но и предложил поэтичное название для будущего журнала – «Млечный путь». Взяв на себя организацию его художественной части, он выполнил обложку к первому номеру журнала, появившемуся в январе 1914 года. Делал и некоторые другие обложки, заставки и виньетки. Он присылал в Москву свои рисунки и оригиналы рисунков других художников, указывал Алексею Михайловичу где лучше заказывать клише, проводил и другую организационную работу. Алексей Михайлович высоко ценил участие брата в создании журнала, и по его просьбе, иногда покупал работы у нуждающихся молодых художников.
По его мнению «литературная часть была ещё неопределенна и пестра и очень отставала от художественной части с первых шагов оказавшейся серьёзной и интересной». Кроме того, Николай Михайлович проявил себя и как талантливый литератор, публикуя в «Млечном пути» свои эссе под псевдонимами «Омутов» и «О-ов».
В «Млечном пути» впервые опубликовал свои ранние стихи С. Есенин. К 1915 году «Млечный путь» уже являлся единственным в России подлинно художественным серьёзным журналом среди тонких, дешёвых изданий. В нём печатались: Дмитрий Семёновский, Николай Ливкин, Амфиан Решетов, Евгений Недзельский, Сергей Есенин, Константин Маригодов, Яков Ильин, Мария Папер, Иван Коробов, Борис Пильняк, Фёдор Богородский, Николай Ляшко, Алексей Чернышёв, Игорь Северянин, Николай Колоколов, И. Бурмистров-Поволжский, Омутов, Николай Вечорик, Вл. Щуренков, Ф. Шкулёв и др;
Ближайшими и активнейшими помощниками Николая Михайловича Чернышёва, являвшегося художественным редактором журнала, были художник М. А. Добров, а также В.С. Барт, который сам корректировал свою «Теорию композиции в живописи», интереснейшую работу, печатающуюся в нескольких номерах журнала «Млечный путь». В художественный отдел также входили: Н. Яныченко, И. Скуйе, Н. Тырса, В. Чернов, М. Родионов, Н. Львов, П. Шиллинговский, А. Ястржембский, М. Курилко, скульптор - С. Эрзя и др. Все они давали очень интересные работы.
Алексей Михайлович, невероятно загруженный издательской и редакционной работой, вынужден был торговать в галантерейном магазине. Его секретарём и верным помощником была жена – Прасковья Ивановна Чернышёва. «В то время как редактор продавал дамские панталоны, секретарь объяснялся с многочисленными посетителями» - вспоминал Алексей Михайлович. После работы Чернышёв до глубокой ночи засиживался за чтением и корректурой рукописей, многочисленных писем, поступающих в редакцию из разных городов, не оставляя ни одного без ответа. Следует отметить, что его редакторский талант высоко ценили все, кто с ним непосредственно работал. Так, Н.М. Рудин отмечал: «Он имел такое острое чувство стиля и языка, такой тонкий литературный вкус, такой охват произведения, что это буквально поражало. Прочитывая на лету чьё–либо стихотворение или прозу, он сразу подмечал все их достоинства и недостатки. От него не скрывались все недочёты содержания и формы, и он тут же указывал на необходимость исправления, если это возможно. Он был принципиален и неумолим и никогда не соглашался принять неполноценную вещь даже от известного автора».
Самым тяжёлым было материальное положение журнала. Несмотря на то, что сотрудники гонорара не получали, «Млечный путь» никакой выручки не давал, приходилось навязывать газетным киоскёрам журнал бесплатно, лишь бы они его согласились выставить на видном месте.
Несмотря на это, «Млечный путь» со временем стал настоящим литературным центром, объединившим все передовое в литературе и искусстве. Алексей Михайлович писал: «Число участников журнала всё увеличивалось и многие сотрудники, жившие в Москве, ощущали потребность личного общения, обмена мнениями, критикой, и вообще собеседованиями». Так возникли знаменитые «субботы», когда вечерами в квартире Алексея Михайловича в доме купца Привалова на Садовнической улице собирались литераторы, художники, музыканты, засиживаясь, порой, до глубокой ночи. В этом же доме располагались издательство и редакция «Млечного пути», а также «суриковский» литературно-музыкальный кружок, членом которого, как мы упоминали выше, был Алексей Михайлович. Очень жаль, что этот старинный доходный домархитектурный памятник Москвы рубежа ХIX-XX веков построенный по проекту Э.К. Нирнзее, готовится к сносу.
Как вспоминают участники «суббот», на них всегда было оживленно, возникали знакомства с интересными людьми: писателем Бурмистровым, с сыном Л.Н. Толстого поэтом Ильёй Львовичем Толстым, который был душой общества. Его стихи были опубликованы в первом номере «Млечного пути». Здесь можно было встретить и А.Н. Толстого, а также молодых начинающих поэтов, писателей, художников: Л.М. Леонова, Ф.С. Богородского, Н.Н. Асеева, Н.А. Павлович, В.П. Ютанова. Оживленные споры, чтение и обсуждение новых произведений, критическая оценка издаваемых книг – все это привлекало тех, кто дерзновенно искал новые средства выражения в литературе и искусстве. Среди посетителей «суббот» были и настоящие революционеры, участники событий 1905 года: поэт Ф.С. Шкулёв, писатели Николай Ляшко, А.С. Новиков-Прибой, поэты, печатающиеся в нелегальной большевистской печати, как например Семёновский. Рудин вспоминал: «Эти собрания протекали в смелых творческих беседах, чтении произведений, они влекли к творчеству, к революционным прорывам в искусстве, здесь приветствовалось всё молодое, новое, прогрессивное. Они озаряли молодую Москву».
Свою встречу у А.М. Чернышёва с девятнадцатилетним С. Есениным описывает в своих воспоминаниях Н. Ливкин: «На одной из «суббот» меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком. Совсем ещё мальчик!..
- Есенин, сказали мне.
Я уже читал его стихи, напечатанные в «Млечном пути», и они мне понравились. В этот вечер Сергей принёс новые стихи. Читал тихо, просто, задушевно». Н. Ливкин упоминает и о Н. Колоколове, с которым был дружен и вместе бывал почти на всех «субботах», где встречался с Н. Рудиным, С. Спасским, С. Дрожжиным, И. Северяниным и многими другими интересными людьми.
Поражает многогранность издательской деятельности журнала, в котором выходили статьи о поэзии, живописи, скульптуре, архитектуре, печатались мемуары. Существовали разделы беллетристики, художественной критики, библиографии. Многие статьи были посвящены художественным течениям разной эстетической направленности, в том числе символизму и футуризму.
Во всех номерах воспроизводились произведения таких художников как, Барт, Добров, Чернов, Тырса, Н. Чернышёв и другие, сотрудничавших с журналом, сопровождаемые подробными комментариями. Выходили статьи, посвящённые «Бубновому валету», посмертной выставке произведений А.И. Куинджи, позже статьи о выставках скульптур С.Т. Конёнкова, А.С. Голубкиной, об офортах И.И. Левитана и многие другие. В разделе «Библиография» вышла статья «Истинный лик» С.Ф. Буданцева с положительным отзывом о творчестве В.В. Маяковского. Для поэта, которого пресса буквально травила за «пресловутые футуристические неологизмы», эта статья стала серьезной поддержкой.
Таков краткий перечень уникальных материалов, опубликованных в «Млечном пути». К этому следует добавить, что в редакцию присылали на рецензию свои книги многие писатели и поэты и среди них Асеев, Новалис, Тришатов. Издательство «Млечный путь», логотип которого был выполнен Бартом, выпустило несколько поэтических сборников, ставших библиографической редкостью. Среди них поэтический сборник «Радость в страдании» Евгения Недзельского (1915), «Инок» Николая Ливкина (1916), «Как снег» Сергея Спасского (1917), «Кабачок» Неола Рубина (1917; рукописное издание), «Керосиновая лампа» Амфиана Решетова (1918). К сожалению так и не появился сборник стихов «Тиховей», самого А.М. Чернышёва, три эскиза к которому выполнил его брат Н.М. Чернышёв.
Значение журнала «Млечный путь» и его издательства в русском литературно-художественном процессе предреволюционного времени трудно переоценить. Мы разделяем оптимизм Николая Михайловича Чернышева, который считал, что «историк литературных и художественных исканий предреволюционного периода не пройдёт мимо «Млечного пути» и его замечательного создателя». В своем обращении к читателям в 1915 году Алексей Михайлович писал: «В тяжёлую годину войны «Млечный путь» не перестаёт блюсти неиссякаемые родники чистого искусства, отражающие, в своей невозмущённой глубине, далёкие звёздные миры, влекущие из бренной повседневности к созерцанию светлого, не преходящего начала, воплощаемого искусством. Сплотить новые имена поэтов, часто впервые появляющихся в печати, особенно бережным отношением к развитию их дарования. Создать круг читателей, перешагнувших грани дилетантизма, ищущих пути к самоопределению – таковы ближайшие задачи ежемесячника». Эта благородная цель была достигнута, о чем свидетельствуют в своих воспоминаниях многие, соприкоснувшиеся с издательской деятельностью журнала, среди которых такие видные литераторы и художники как С. Спасский, Ф. Богородский, Е. Наумов.
Завершая эту небольшую статью, мы приводим отрывок из письма Николая Михайловича Чернышёва, написанного 24 марта 1960 года брату по случаю его 80-тилетия: «Посеянные тобою семена «Млечного пути» и «Маковца» начинают давать или скоро начнут давать всходы. Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о них. Правда, есть ещё мракобесы и злопыхатели, которые стараются сделать из этого жупел. Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства».

Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного.

Наше искусство выходит не из изобретательских фантазий, не из одного чувства формы, неизбежного для художника. Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное. Мы знаем, что монументальным искусство становится, лиш ь овладев высокой степенью мастерства<...>.

Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требует лишь яростной мудрости вдохновленных.

«Наш пролог »*

Один из корифеев отечественного изобразительного искусства, «последний из могикан», как его называли современники в конце 1960-х, Николай Михайлович Чернышёв (1885-1973) прожил долгую, насыщенную событиями и творческими впечатлениями жизнь. Волею судеб и житейских обстоятельств, переехав с семьей в начале ХХ века из российской глубинки в Москву и проявляя неистребимый интерес к рисованию, он представил свои рисунки для поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). И на удивление всем был принят, начал заниматься своим любимым делом.

По свидетельству художника, решающую роль в его творческом становлении сыграло создание в 1921 году в Москве общества «Маковец» (первоначальное название - «Искусство - жизнь»). Деятельность «Маковца» в художественной жизни 1920-х годов ассоциируется прежде всего с Василием Чекрыгиным. Что касается Чернышёва, то он не только поддерживал все организационные начинания группы, о чем свидетельствуют архивные материалы и дневниковые записи Николая Михайловича, хранящиеся в семье художника. Его можно назвать одним из главных «летописцев» общества с момента его зарождения и до той поры, когда оно прекратило свое существование. Для членов «Маковца» характерно стремление к искусству бытийному, к мощному синтезу, монументальности. Этим идеям в полной степени соответствовало искусство В.Н. Чекрыгина и Н.М. Чернышёва, а также отчасти А.В. Шевченко и К.Н. Истомина.

Упомянем и другое творческое сообщество, сформировавшееся вокруг журнала «Млечный путь» (первый номер вышел в свет в 1914 году) и ставшее своеобразным предтечей «Маковца». Николай Чернышёв был одним из активных создателей «Млечного пути». Он уже окончил МУЖВЗ, где учился у таких выдающихся мастеров, как Валентин Серов, Абрам Архипов, Константин Коровин. Последний высоко оценил эскиз дипломной работы Чернышёва под названием «Покинутая скамейка» и дал напутствие, пронесенное молодым художником через всю жизнь: «<...> Пишите больше вот что здесь, на улице, у вас перед глазами. Всем пишите, пробуйте себя во всем. <...> Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством. <.> Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл - погиб».

В те же годы Николай Чернышёв открывает для себя красоту древнерусского искусства. Толчком к этому стали лекции историка В.О. Ключевского, искусствоведа В.Е. Гиацинтова, археолога А.П. Голубцова. В дальнейшем древнерусская тема, фигурирующая и в манифесте «Маковца», займет большое место в жизни Чернышёва - автора труда «Искусство фрески в Древней Руси» (вышел в свет в 1954 году) и художника, посвятившего серию картин мастерам древнерусской живописи.

В 1910 году происходит еще одно знаковое событие в жизни Чернышёва: на заработанные заказными портретами деньги он едет в Париж. «В Париже я восторгался одновременно и Сезанном, и Пювис де Шаванном, копировал Леонардо да Винчи», - пишет он в своем дневнике.

Еще год спустя, получив звание художника-живописца в МУЖВЗ, Чернышёв отправляется в Петербург для занятий в Академии художеств. Он работает в графической мастерской профессора В.В. Матэ, изучает монументальную живопись у профессора Д.И. Киплика... Но душа Чернышёва была в Москве, среди тяготевших к журналу «Млечный путь» единомышленников.

Журнал «Млечный путь» был задуман как ежемесячный, не принадлежащий какому-либо литературному направлению и ориентированный в основном на начинающую талантливую молодежь. Главным редактором и издателем был Алексей Михайлович Чернышёв - поэт, старший брат Николая. Он не только безвозмездно и бескорыстно вкладывал в издание журнала все заработанные средства, но и отдавал ему всю душу.

Николай всячески помогал брату в создании журнала. Он предложил название «Млечный путь», выполнил обложку к первому номеру, печатал свои новеллы под псевдонимом «Омутов» и «О-ов». Вместе с М.А. Добровым и Н.И. Яныченко он создал обложку и виньетки первых пяти-шести номеров за 1914 год, тематически связанные с названием издания. Издательская марка, нарисованная В.С. Бартом для журнала «Млечный путь», сохранилась и в «Маковце».

В критических статьях «Млечного пути» начинает вырисовываться эстетическая программа, отдельные положения которой найдут продолжение в программе общества «Маковец». В «Млечном пути» собрались литераторы и художники, вошедшие впоследствии в «Маковец» (А.М. Чернышёв, Н.Н. Ливкин, сам Николай Чернышёв, В.С. Барт). С журналом сотрудничали художники Н.И. Яныченко, И.А. Скуйе, Н.А. Тырса, В.А. Чернов, М.С. Родионов, П.И. Львов, П.А. Шиллинговский, А.С. Ястржембский, М.И. Кури л ко, скульптор С.Д. Эрьзя и другие. По отношению к авангардистским проявлениям в искусстве 1910-х годов позиция журнала была умеренно-скептической, что отчетливо видно из рецензии на выставку «Бубнового валета» или на петербургскую выставку Наталии Гончаровой...

Именно в «Млечном пути» Н.М. Чернышёв почувствовал и понял самое главное в тогдашней национальной русской культуре - единство всех ее сторон и проявлений. А.А. Блок писал: «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть "специалистом". Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте; тем более - прозаик о поэте и поэт о прозаике. <...> Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже - политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. Слово и идея становятся краской и зданием; церковный обряд находит отголосок в музыке <...>». В этом смысле история союза художников и поэтов «Искусство - жизнь» (будущий «Маковец») демонстрирует единение разных творческих личностей, их тесное общение, стремление к осуществлению общей идеи - идеи возрождения искусства.

В 1911-1916 годах рождается великолепная графическая серия Николая Чернышёва «Мифологическая азбука», специально созданная для журнала «Млечный путь» и тесно связанная с поэтичными новеллами художника, опубликованными во многих номерах. Творчество Чернышёва этого периода носит в себе черты сознательной ориентации на прошлое (что отчасти оказывается сродни пассеизму объединения «Мир искусства»). Так, «Автопортрет», портрет поэтессы Марии Папер (оба - 1915), Кнута Гамсуна (1913) и брата Михаила (1915) вызывают аллюзии с работами Гольбейна...

Исторические события прервали художественные поиски Н.М. Чернышёва. Первая мировая война, румынский фронт, госпиталь, где его застала победа советской власти, оформление первых революционных праздников - все это на определенное время отвлекло его от занятий искусством. Но уже в конце 1910-х - начале 1920-х годов он начинает много экспериментировать с приемами кубизма и футуризма («Натюрморт с красным ведром», 1919; «Город», 1920; «Голубой домик», 1921; «Дома и деревья», 1921).

В своих дневниках художник писал: «Начиная с 1918 года, еще будучи в рядах Красной армии, я был захвачен французской живописью Щукинского музея, ставшего к тому времени общедоступным. В течение некоторого времени я находился под влиянием главным образом Пикассо. С изучением Пикассо начинается более углубленное, профессиональное распознавание живописи. Происходит полный разрыв с учебой, начинается радостное творчество. Вспоминаю его как светлый период в своем развитии».

Вернувшись к художественной деятельности, Николай Михайлович продолжает поиски своей темы. Он рисует то, что бросается в глаза, с болью в сердце изображает разоренную военной разрухой Москву, беспризорных, делает серию зарисовок слепых в приюте. Эти рисунки лаконичны, остро характерны - ни одной лишней детали, ни одной ноты унижающей жалости. Простота, ясность, точность. «Так возник цикл рисунков "На улицах Москвы" (1917-1922), в которых создан трагический образ города времени разрухи Гражданской войны».

В начале 1920-х Николай Чернышёв много работает в студии Айседоры Дункан. Художника привлекли внешнее изящество юных танцовщиц, их исполнение в духе современности. Именно в этот период, на рубеже 1910-1920-х годов, под лозунгом «Искусство - жизнь» создается объединение художников, вскоре переименованное в «Маковец».

Многое из того, что декларировал «Маковец», было близко и созвучно интересам Н.М. Чернышёва - его тяге к непосредственному наблюдению, увлечению монументальным и древнерусским искусством. В период существования «Маковца» начал складываться его характерный, узнаваемый стиль. В первом номере журнала (1922) был напечатан графический рисунок Чернышёва, изображающий тоненькую девушку с веткой в руках. При всей схематичности рисунка в нем впервые встречается «чернышёвский» образ хрупкой юности. «В 1923-1924 годах начали вырисовываться контуры моих образов, - вспоминал художник. - С жаром принялся я за зарисовки подростков в детдомах, на детских площадках, в пионерских лагерях, в трудовой школе, на детских технических станциях, на пионерских парадах и слетах». Так мастер находит свою тему... 1920-е и 1930-е годы можно считать порой возмужания в творчестве Чернышёва. Все особенности, составляющие основу его искусства, были развиты именно тогда. В этот период складывается его самобытный стиль.

Тема синтетического искусства, соответствовавшая программным установкам «Маковца», по-своему реализовывалась в творчестве Чернышёва. Не случайно одной из последних незаконченных картин мастера из цикла, посвященного мастерам древнерусской школы, стал образ Алипия Печерского, оставшийся на его мольберте.

В этой связи надо вспомнить о поездках Н.М. Чернышёва по древнерусским городам вместе с С.В. Герасимовым, М.С. Родионовым и М.А. Добровым, о его книгах по технике стенных росписей, о статьях, посвященных Александру Иванову и Андрею Рублеву, фрескам Дионисия и краскам, которыми они были написаны, о творческом общении с В.А. Фаворским и осмотре с И.Э. Грабарем разрушенных в годы войны храмов Новгорода и Пскова для выяснения возможности их восстановления. Одним словом, именно под воздействием духовно-нравственных и культурно-синтетических устремлений, провозглашенных в «Маковце», сформировалась целостность творчества Н.М. Чернышёва.

Истоки образного романтизма, присущего искусству Чернышёва, нужно искать в той же программе «Маковца». Теоретическая установка общества опиралась на развитие идеи «вечности», что предполагало утверждение непреходящих эстетических и нравственных ценностей. В творчестве маковчан одновременно живут связь с натурой и стремление к «преображению природы», желание в случайном, обыденном открыть черты «являющейся, но не явленной в мир красоты».

Одна из особенностей творчества Николая Чернышёва - его любовь к созданию тематических вариаций, настойчивое возвращение к определенному пластическому образу. Художник ищет, пробует себя в многочисленных повторах одного и того же мотива. Художественный образ меняется при этом лишь в нюансах: к примеру, прослеживается четкая линия от картины «Пух летит» (1958) через вариант «Обнять весь мир» (1962) к полотну «Земной рай» (1970).

В письме брату от 24 марта 1960 года по случаю его 80-летия Н.М. Чернышёв пишет: «Посеянные тобою семена "Млечного пути" и "Маковца" начинают давать или скоро начнут давать всходы. Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о них. Правда, есть еще мракобесы и злопыхатели, которые стараются сделать из этого жупел. Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства».

Идеалом «Маковца» был реализм, объединяющий русскую школу и европейскую художественную мысль, - реализм не мелкого быта, подробных описаний и натуралистических деталей, а духовный реализм, осененный красотой и силой человеческого разума, высоких душевных устремлений. В подтверждение этих слов можно привести дневниковые записи Чернышёва: «Красота - это то, что возвышает дух человека. <...> Красота редка, и это закономерно. Если бы ее сконцентрировать, то она испепелила бы смертных (ее увидевших). Не потому ли она рассеяна всюду, и, чтобы ее заметить, надо всегда быть начеку». Эти идеи пронес через всю свою жизнь и творчество Николай Михайлович Чернышёв.

Вот как он определил свое творческое кредо: «Задача моей жизни - найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, неорганическое. Но создать живое, гармоническое искусство наших дней, в которое верили бы все». В этом заключается идеал «Маковца», воплощению которого посвятил свою «жизнь в искусстве» Николай Чернышёв.

* Маковец. М., 1922. С. 3-4

  1. Архив семьи Н.М. Чернышёва.
  2. Виньетки и репродукции изображают, как правило, одинокие фигуры, прогуливающиеся лунной ночью, «окуляр» звездного неба в «венке» из облаков, изящные силуэты и абрисы слегка стилизованных зверей и птиц, нежные профили женских головок и т.п. Они словно призывают «сдавленных тяжелыми объятиями повседневности, прикованных к земле цепями суетных забот и страданий людей» поднять взор туда, «где безмятежно мерцает напоминающий о вечной, нетленной красоте Млечный путь» (Чернышёв А.М. Вступая в ряды периодической печати. // Млечный путь. 1914. №1. С. 1).
  3. Илюхина Е.А. Художественное объединение «Маковец» // Маковец. 1922-1926: Сборник материалов по истории объединения и каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. М., 1994. С. 8.
  4. Argos // Млечный путь. 1914. №5. С. 12.
  5. Цит. по: А.А. Блок «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов) // Впервые опубликовано: сборник «Современная литература». Л., 1925.
  6. Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв. 1885-1973. М., 1978. С. 30.
  7. Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв. 1885-1973. Каталог выставки произведений. Составители Л.И. Громова, П.Н. Чернышёва. М., 1990. С. 12.
  8. Маковец. 1922. №1. С. 10.
  9. Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышёв. 1885-1973: Каталог выставки произведений / Составители Л.И. Громова, П.Н. Чернышёва. М., 1990.
  10. Вендельштейн Т.Б., Илюхина Е.А. и др. Маковец 1922-1926: Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 12.
  11. Цит. по: Минина Ю.Л., Чернышёва П.Н. А.М. Чернышёв и его журнал «Млечный путь» // Дельфис. 2011. №3. С. 107.
  12. Из дневниковых записей Н.М. Чернышёва // Архив семьи художника.
  13. Из дневниковых записей Н.М. Чернышёва // Там же.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1911) у С.А. и К.А. Коровиных, А.Е. Архипова, В.А. Серова, в Академии Р. Жюльена в Париже (1911), Академии художеств (1911-1915) у В.В. Матэ и других. Участник выставок с 1906 г., член общества "Маковец" с 1921 г., Общества московских художников, Ассоциации художников революционной России.

Художник-монументалист, автор книг "Техника стенных росписей" и "Искусство фрески в Древней Руси", воспитал целое поколение художников-монументалистов.
В графических работах любимая тема Чернышева - образы детей и подростков, пейзажи, образы древнерусских живописцев.

Автопортрет 1922

Автопортрет

"Земной рай"

"Выжимает рубашку" 1933

"Девочка с козленком" 1929

"Крым, Симеиз. Гора «Парус»"

"Закат на Сенеже"

"Купание на озере" 1958

"Купание на закате"

"Девушка с золотыми волосами"

"Девушка в голубой шапке"

"Венера" 1918

"Пионерки"

"Катя Чернышева"

"Песни революции" (Школа Айседоры Дункан) 1932

"Школа Дункан"


"Верба распустилась"



"Заплетает косу"
"Девочка с птицей" ->

"Автопортрет" 1918

"Голубой домик" 1921

"Во ржи" 1944

"Андрей Рублев и Даниил Черный" 1960

Основные даты жизни и творчества:

1885 - Родился 3 апреля (21 марта по старому стилю) в селе Никольском Тамбовской губернии Борисоглебского уезда (ныне Воронежская область).
1890 - После смерти отца семья переезает в Рязань.
1892 - Переезжает с матерью в Москву, заканчивает начальную школу, учится в Солодовниковском коммерческом училище.
1900 - Посещает воскресные, а позднее вечерние классы в Строгановском училище.
1901-1911 -Учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова, А.Е. Архипова, К. Коровина.
1910 - Поездка летом в Париж по окончании курса Училища. Занятия в частной студии "Академия Жюльена". Изучает музеи Лувра, копирует картину Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах".
1911 - Выполняет дипломную работу "Покинутая скамейка" и получает за нее звание художника живописи. 1911-1915 - Учится в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где работает по офорту в мастерской профессора В.В. Матэ и изучает технику монументальной живописи в мастерской профессора Д.И. Киплика.
1912-1914 - Принимает участие в отчетных выставках художественного училища при Академии художеств.
1913-1914 Вылолняет серию офортов и рисунков для гравирования "Мифологической азбуки".
1914-1916 Сотрудничает в московском литературно-художественном ежемесячном журнале "Млечный путь" (редактор-издатель журнала А.М. Чернышев, брат художника).
1916-1917 Отбывает воинскую повинность в царской армии на румынском фронте.
1917 Эвакуация с фронта по болезни в военный госпиталь.
1918 Принимает участие в оформлении первых революционных праздников в Москве. Вступает в Союз художников-живописцев Москвы.
1919 Призывается в Красную Армию: командируется как специалист во Вхутемас (Высшие художественно-технологические мастерские) на должносгь профессора по кафедре техники монументальной живописи.
1920-1928 Преподает технологию живописи во Вхутемасе. Приглашен также на должность профессора по мастерской монументальной живописи.
1921-1926 Участвует в организации одного из первых в Советской России объединения художников и поэтов "Искусство-жизнь" ("Маковец"), принимает активное участие в издании двух номеров журнала "Маковец", участвует во всех выставках обьединения.
1927-1930 Научный сотрудник, а затем и член-корреслондент Государственной Академии художественных наук (ГАХН).
1928-1940 Участвует в различных выставках советского искусства за рубежом (Кельн, Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Берн, Венеция и т.д.].
1928-1930 Преподает во Всесоюзном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве, где заведует монументальным отделением на живописном факультете.
1930 Выходит в свет книга Н.М. Чернышева «Техника стенных росписей» 1933-1936 Председатель секции монументальной живописи Московского Союза художников.
1935 Участвует в оформлении Дома пионеров и октябрят в Москве.
1935-1948 Принимает участие в организации и работе мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
1936-1949 - Преподает в Московском художественном институте.
1941 Эвакуируется после начала Великой Отечественной войны с семьей в Нальчик, затем - в Тбилиси и Самарканд.
1942-1944 Живет и работает в эвакуации в Самарканде. Преподает в эвакуированных из Москвы и Ленинграда художественных вузах. Создает серию работ акварелей и маслом, посвященных Самарканду.
1945 - Делает доклад в Академии художеств в Ленинграде «Александр Иванов как крупнейший монументалист XIX столетия».
1954 - Выходит в свет книга Н.М. Чернышева "Искусство фрески в древней Руси".
1960 - Участие в групповой выставке "Фаворский, Чернышев, Фрих-Хар, Кардашев".
1961 - Вышла в свет первая монография о творчестве Н.М. Чернышева (написанная искусствоведом Д.С. Бубновой).
1962 Присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР.
1963 Проходит с большим успехом персональнов выставка (совместно со скульптором Крандиевской).
1970 Присвоено почетное звание Нородного художника РСФСР.
1973 14 сентября Николай Михайлович Чернышев умер.

Николай Михайлович Чернышев

"Пионерка Деревцева"

"Портрет Елисеевой" 1921

"Пионеры" 1923

"Девочка в пальто" 1926

"Девочка с букетом"

"Автопортрет"

"Тоня" 1927

"Отроковица" 1923