, журналист

Направление: Жанр: Язык произведений: Подпись:

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним - Основья́ненко , укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко ; -) - украинский писатель , драматург и журналист.

Биография

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю), куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать .

Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе . Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вёл в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нём самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитки развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам . В конце жизни Квитку очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Квитка-Основьяненко скончался в 1843 году 20 августа.

История об основании Харькова

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125-126) и в «Российской библиографии» ( , кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417-421). После издания этих указателей о Квитке напечатано ещё много крупных статей, основные из них:

  • Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,
  • Н. П. Дашкевич - академическая рецензия на предыдущее сочинение,
  • Огоновский (в «История русской литературы», III),
  • Н. Ф. Сумцов . «Квитка как этнограф» («Киевская старина », , VIII),
  • Д. И. Багалей . «Квитка как историк» (там же),
  • В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» Квитки, изданные в «Русской старине » () и «Киевской старине » ( , XI-XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная - Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).

Собрание сочинений Квитки-Основьяненко издано в 1887 году в Харькове ; драматические произведения в состав его не вошли.

В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».

Память

  • Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок). Там же в середине 90-х ХХ века установлен его бюст.
  • В Харькове сразу за Основянским мостом по ул. Москалёвской находится небольшой парк им. Квитки-Основьяненко. Это остатки парка принадлежавшего Квиткам поместья Основа .
  • В Киеве есть улица Квитки-Основьяненко и переулок .
  • В 1978 году издан художественный маркированный конверт , посвященный писателю.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.
  • В 2008 году выпущена юбилейная монета достоинством 2 гривны, посвящённая 230-летию со дня рождения писателя.

Напишите отзыв о статье "Квитка-Основьяненко, Григорий Фёдорович"

Примечания

Ссылки

  • (рус.)
  • (укр.)
  • . На сайте «Хронос » .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1895. - Т. XIVa. - С. 880-881.

Отрывок, характеризующий Квитка-Основьяненко, Григорий Фёдорович

Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
– Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала.
Пьер внимательно посмотрел на нее.
– Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа.
– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.

Квитка-Основьяненко Григорий Федорович

(род. в 1778 г. - ум. в 1843 г.)

Писатель, драматург, общественный деятель, крупный помещик, основатель Харьковского театра.

Есть люди, без которых Харьков просто немыслим. Не только потому, что все знают о них как о харьковчанах, но потому, что они действительно помогли городу стать на ноги, сделаться одним из крупнейших городов России, центром культурной, торговой, промышленной жизни Украины. Такими людьми для Харькова были Квитки. Недаром в старой части города невозможно шагу ступить, чтобы не наткнуться на свидетельство их рода и их труда.

Квитки - одна из самых старых помещичьих фамилий в городе.

Наиболее известным представителем рода был казачий полковник, соратник Петра Великого Григорий Семенович Квитка. Ему пришлось руководить боями, которые велись непосредственно за Харьков. Дело в том, что казаки, бежавшие после Полтавской битвы, под руководством преемника Мазепы Пилипа Орлика вынашивали планы переманить на свою сторону жителей Слободской Украины. Харьков они справедливо рассматривали как центр российского влияния в регионе, потому вместе с татарами совершали набеги на город. В 1718 и 1719 годах запорожцы грабили слободы харьковского казачьего полка. Однако харьковчане под командованием полковника Григория Квитки выстояли и не дали сжечь и уничтожить наш город. Преданная служба царю укрепила позиции Квиток. Им были дарованы обширные угодья, крестьяне. Им принадлежали значительные территории как в самом Харькове, так и в окрестностях. В частности, в их владении находилась большая усадьба на Основе (здесь теперь аэропорт), так называемая Аравия в Захарьковской части города, усадьба за речкой Лопань (сейчас здесь расположен парк имени Квитки-Основьяненко).

Через много лет после описанных событий 18 (29) ноября 1778 года в селе Основа появился на свет очередной продолжатель рода - Григорий Федорович Квитка.

Было похоже на то, что Григорий Федорович не сможет прославиться, как его предки - казаки, на военном поприще. Рос он болезненным. Более того, ребенок был практически слеп. Легенда рассказывает, что излечился он с помощью чуда. Мать водила его в Куряжский монастырь (настоятелем тут был дядя молодого Квитки), где с сыном молилась прославленной иконе Озерянской Божьей Матери. И вот, когда Грицю было пять лет, после очередной молитвы и омовения из святого Онуфриевского источника он прозрел. Трудно сказать, что именно произошло с глазами будущего писателя. Так или иначе, Квитка истово веровал в чудотворность иконы и вообще в молодости был крайне набожен.

Образование Григорий Федорович получил домашнее и довольно скудное. Единственным учителем был монах того самого Куряжского монастыря. После недолгого пребывания в армии, в 1801 году Григорий Федорович решил и сам стать послушником. Он прожил в Куряже около четырех лет, но оказалось, что молодого помещика слишком уж интересует светская жизнь. В 1805 году открывается Харьковский университет, что вносит большое оживление в культурную жизнь города. (Кстати, место, где сейчас находится университет, и территория сада Шевченко были подарены городу Квитками.) Включается в эту жизнь и Григорий Федорович.

В 1806–1807 годах Квитка служит комиссаром народного ополчения. Судя по всему, это было некой синекурой, потому что большую часть времени Квитка проводит в своем поместье в Основе, ведя по привычке полумонашеский образ жизни, играя, правда, в домашнем театре и занимаясь хозяйством. Но затем он с головой окунается в мир литературы, театра, в общественную деятельность. В 1812 году по его инициативе Харьков обзаводится своим постоянным театром. Григорий Федорович в дальнейшем становится отцом-покровителем этого заведения - он и директор (с 1812 по 1816 год), и актер, и драматург, и историк театра. В том же году Квитка организует благотворительное общество. И опять же в 1812 году стараниями энергичного общественного деятеля в Харькове открывается институт благородных девиц, на содержание которого и сам Квитка жертвует немало денег, и он же добивается ежегодных взносов от дворян и купцов. В 1833 году открывается Харьковская губернская библиотека, право называться ее основателем - опять за Квиткой. Деятельность Григория Федоровича не ограничивается родным городом. В Полтаве он создает кадетский корпус. В Харькове Квитка становится одним из самых влиятельных лиц - столь велики его заслуги как человека, способствующего превращению Харькова в крупный центр культуры. (Тем более, что это удивительно совпадает с тем, что дано от рождения, - богатством, фамилией.) Он становится уездным предводителем дворянства (1817–1828 гг.), «совестным» судьей, главой палаты уголовного суда, членом-корреспондентом статистического отдела Министерства внутренних дел. Василий Каразин написал такую эпиграмму на своего земляка:

Не надивлюся я, создатель,

Какой у нас мудреный век:

Актер, поэт и заседатель

Один и тот же человек.

В Украине же Григория Квитку знают, в первую очередь, по его литературной деятельности. Уже в 1816 году он поместил первые свои рассказы и стихи на русском языке в «Украинском вестнике» и «Вестнике Европы». (А самая первая публикация состоялась еще в 1812 году.) Сочинения эти, по признанию литературоведов, были еще несовершенными. В 1827 году Квитка пишет первую пьесу «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». Опубликована она была только в 1840 году, и с ней связана довольно любопытная история. Дело в том, что сюжет произведения уж очень напоминает гоголевского «Ревизора», который увидел свет в 1836 году. Некоторые исследователи (например Г. Данилевский) со всей ответственностью утверждают, что это Николай Васильевич позаимствовал сюжет. Свою пьесу Квитка отправил в Москву Аксакову на рецензию, тот ее показал другу - Гоголю. Гениальный писатель увидел здесь материал для работы, изложил сюжет по-своему, а затем издал, благо связи у него были хорошие. Сам Гоголь, как известно, утверждал, что сюжет был ему подсказан Пушкиным.

За «Приезжим из столицы» последовали и другие пьесы, продолжающие традиции русской сатирической драматургии, - «Дворянские выборы», «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника».

Но по-настоящему талант Григория Квитки раскрылся в начале 30-х, когда он стал писать сочинения на украинском языке. Найти себя в литературе, по свидетельству современников, писателю помогла жена - классная дама института благородных девиц Анна Григорьевна. Она поддерживала мужа на писательском поприще, была первым критиком его произведений. Так вот, оказалось, что Григорий Федорович прекрасно знает быт и нравы слобожан, в том числе представителей нижних слоев - крестьян, солдат и т. д., и запросто может рассказывать свои истории на столь подходящем для них «малороссийском наречии». Произведения писателя проникнуты любовью к землякам, юмором, написаны «вкусным» языком. Знавшие Квитку лично заверяют, что писатель был убежден в том, что идеальные герои встречаются в жизни. Он говорил, что в Харькове, а особенно на околицах, например в Гончаровке, живут самые лучшие женщины во всем белом свете, мужчины - рыцари, люди добронравные, мягкие и нежные.

Две книги «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком» вышли на украинском языке в 1834 и 1837 годах. Грыцько Основьяненко - лишь один из псевдонимов. Кроме него, Квитка подписывался и такими именами, как Земляк ваш Основьяненко, Аверьян Любопытный, Фалалей Повинухин, штаб-лекарь Пампушкин. В историю украинской литературы он вошел как Григорий Квитка-Основьяненко.

Успех имели повести «Маруся», «Солдатский патрет», «Сердешная Оксана», «Мертвецкий Великдень», «Козырь-дивка» и т. д. Обличая ограниченность и тупость казацкой старшины, выступая против пьянства, обжорства и других пороков, Квитка-Основьяненко с глубокой симпатией изобразил простых людей, раскрыл тяжелые условия их жизни. Еще большая известность, чем повести, суждена была пьесам писателя. «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке» остаются визитными карточками украинского театра вообще и Харьковского театра в частности и по сей день. Пьесы и повести Основьяненко проникнуты гуманизмом, сочувствием к людям. Недаром Иван Франко назвал Квитку одним из первых европейских писателей, который стал автором «человеческой повести». Точное описание жизни простых украинцев позволяет назвать Квитку-Основьяненко этнографом, сделавшим немало для будущего развития науки о населении Малороссии в те времена.

Произведения Квитки-Основьяненко в 30-40-х годах XIX века были переведены самим автором и изданы и на русском. При переводе Квитка-Основьяненко старался сохранить языковую сочность оригинала - ведь уже было очевидно, что именно в этом сила его произведений, хотя писатель продолжал творить и на «великом, могучем». Так, на русском был написан большой историко-бытовой роман «Пан Халявский», в котором немало иронии и гротеска в изображении старой жизни.

Активно занимался Григорий Федорович и журналистикой. С 1816 года под его редакцией издавался «Украинский вестник» - первый харьковский журнал. Кроме того, Квитка был инициатором издания литературных альманахов «Утренняя звезда» и «Молодик». С харьковским писателем переписывался Тарас Шевченко, который уже после смерти Квитки писал, что без Основьяненко он был бы другим. Произведения харьковчанина высоко оценили многие российские литераторы, в частности В. Белинский.

Григорий Федорович умер в той же Основе 8 (20) августа 1843 года. Хоронили его чуть ли не всем городом на Холодногорском кладбище. Выдающийся ученый-филолог И. Срезневский сказал на похоронах: «Помни, Украина, эту могилу: тут погребен тот, кто, оживленный любовью к тебе, твоему благоденствию и славе, и защищая твой обычай и язык, учил тебя твоим языком».

В 30-е годы церковь на кладбище снесли, а на территории кладбища построили стадион «Трудовые резервы». Надгробный камень с могилы писателя перенесли в Покровский собор, а через несколько десятилетий - на 2-е городское кладбище. Чей прах покоится под этим камнем сейчас - неизвестно.

В Харькове именем выдающегося его жителя названа улица в центре города, на ней установлена мемориальная доска. Его же имя носит упомянутый уже парк, одна из средних школ. Долгое время собирались власти установить памятник Квитке-Основьяненко, но дело это все время откладывалось. Памятник появился лишь в 1993 году. Автор - скульптор Семен Якубович утверждает, что делалось все в спешке, а потому монумент может развалиться в любую минуту. Учреждена в городе премия имени Квитки-Основьяненко в области театральной критики. В театре им. Шевченко расположен музей драматурга. В 2003 году в городе торжественно отметили 225-летие выдающегося харьковчанина.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Квитка Квитка (Григорий Федорович; псевд. – Основьяненко) – известный малорусский писатель, род. в 1778 г. в с. Основе, под Харьковом, и почти всю свою жизнь провёл в Харькове. С малых лет был болезнен и до 5 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Григорий I Григорий I – свят., носит, по своему значению историческому, титул Великого; у нас обыкновенно называется: Двоеслов или Бecловник, «красных ради его бесед», как определяет происхождение такого названия наша Минея. Родился в Риме около 540 г., в богатой и знатной

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Григорий Богослов (Григорий Назианзин) (ок. 329 – 390 гг.) христианский греческий писатель, поэт и оратор [О недостойных пастырях – своих современниках:] С неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело, и прежде, нежели сделались достойными

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Григорий Чудотворец (Григорий-Феодор) (ок. 210 – 270 гг.) христианский богослов [Сторонник какого-либо учения] не имеет (…) никакого другого основания, кроме безотчетного влечения к названным философским учениям, и не имеет другого основания для оценки того, что считает

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ГРИГОРИЙ БАКЛАНОВ Бакланов (Фридман) Григорий Яковлевич родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. Участник Великой Отечественной войны; артиллерист, лейтенант. Окончил артиллерийское училище и Литинститут (1951). Работал главным редактором журнала «Знамя» (1986–1993).Печатается

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (род. в 1778 г. - ум. в 1843 г.)Писатель, драматург, общественный деятель, крупный помещик, основатель Харьковского театра.Есть люди, без которых Харьков просто немыслим. Не только потому, что все знают о них как о харьковчанах, но

Из книги автора

ГРИГОРИЙ IX (Gregorius IX, ок. 1145–1241), римский папа с 1227 г.; превратил инквизицию в постоянно действующий орган католической церкви 974 Там, где лечение не помогает, необходимо действовать мечом и огнем. Булла «Голос в Раме» от 13 июня 1233 г. ? Лозинский С. Г. История папства. – М.,

Из книги автора

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius Magnus, ок. 540–604), папа римский с 590 г.138Не англы, но ангелы. // Non Angli, sed Angeli (лат.).По преданию, увидев ок. 580 г. в Риме детей-невольников из Британии и узнав, что их зовут англами, Григорий решил начать христианизацию этой страны. Он сказал: «Поистине, и

Из книги автора

ГРИГОРИЙ IX (Gregorius IX, ок. 1145–1241),римский папа с 1227 г.; превратил инквизициюв постоянно действующий орган католической церкви146Там, где лечение не помогает, необходимо действовать мечом и огнем.Булла «Глас в Раме» от 13 июня 1233 г.? Лозинский С. Г. История папства. – М., 1961, с. 162,

Из книги автора

ГРИГОРИЙ XVI (Gregorius XVI, 1765–1846),римский папа с 1831 г.147Ошибочное и нелепое мнение, или, скорее, безумная глупость, будто бы каждому следует обеспечить свободу совести.Энциклика «Mirari vos» («Вы удивляетесь»)от 15 авг. 1832 г.? Markiewicz, s. 163Здесь же: «погибельнейшая и отвратительнейшая

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним — Основья́ненко, укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко; 1778—1843) — украинский писатель.

Биография

Родился в 1778 году 29 ноября в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове.


С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.


Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.


С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» — первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы — добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный — историко-бытовой роман «Пан Халявский».


По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто — Алексей Коломийцев).


Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.


История об основании Харькова,

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие,

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125—126) и в «Российской библиографии» (1881, кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417—421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей, основные из них:

Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,

Н. П. Дашкевич — академическая рецензия на предыдущее сочинение,

Огоновский (в «История русской литературы», III),

Н. Ф. Сумцов. «Квитка как этнограф» («Киевская старина», 1893, VIII),

Д. И. Багалей. «К. как историк» (там же),

В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» К. изд. в «Русской старине» () и «Киев. стар.» (1893, XI—XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная — Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).


Собрание сочинений К. издано в 1887 году в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.


В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».

Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок).

В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.

В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.

В 2008 году выпущено в обращение юбилейная монета 2 гривни, Квитке-Основьяненко

Писатель, драматург и журналист.

Григорий Фёдорович
Квитка-Основьяненко
Григорій Федорович Квітка-Основ"яненко

Квитка-Основьяненко на почтовой марке Украины, 2003 год
Имя при рождении Григорий Фёдорович Квитка
Псевдонимы Основьяненко
Дата рождения 18 (29) ноября
Место рождения Основа , Слободско-Украинская губерния , Российская империя
Дата смерти 8 (20) августа (64 года)
Место смерти
  • Харьков , Российская империя
Гражданство (подданство)
Род деятельности прозаик , драматург , журналист
Направление сентиментализм
Жанр басня , повесть , водевиль , роман , пьеса
Язык произведений украинский , русский
Файлы на Викискладе

Биография

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю), куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать .

Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе, в 1793 году был вахмистром , в 1796 году получил чин ротмистра . Очень религиозно настроенный, он поступил на 23-м году в Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении монастыря вёл полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нём самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. В 1817 году был избран предводителем дворянства Харьковского уезда .

С 1816 по 1821 год в Харькове выходил «Украинский вестник » - первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского . Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но всё написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме », «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецкой Пасхе», «Вот тебе и скарб», «Козырь-девке», «Хорошо делай - хорошо и будет» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаровке», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман «Пан Халявский ». В 1840 году Квитка был избран председателем Харьковской палаты уголовного суда.

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитки развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам . В конце жизни Квитку очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (Квітка-Основ’яненко Григорій Федорович), настоящая фамилия - Квитка; псевдоним - Грыцько Основьяненко. Украинский писатель, драматург, журналист, литературный критик и культурно-общественный деятель. Основоположник художественной прозы и жанра социально-бытовой комедии в классической украинской литературе. Его называли «отцом украинской прозы».

Родился в слободе Основа около Харькова в семье дворянина Федора Ивановича Квитки. Род Квитки восходит к козацкой старшине и упоминается впервые в летописи еще 1666 года. В детстве мальчик был болезненным, а из-за золотухи в раннем возрасте практически ослеп. Существует легенда, что зрение к нему возвратилось после посещения Озерянского храма на Холодной горе. Получил в основном домашнее образование, тем более, что семья отличалась интеллигентностью, любовью к чтению, искусству и театру. В 1793 году как дворянин был зачислен на военную службу, через четыре года вышел в отставку в чине капитана, а в 23 года стал послушником Куряжского монастыря - сказались семейные традиции и собственный пример чудесного исцеления, - но спустя еще четыре года решил возвратиться к мирской жизни. В 1805 году снова поступил на военную службу, но уже в следующем году подал в отставку и возвратился домой.

В 1806-1807 годах служил комиссаром в народном ополчении, в 1817-1828 - был поветовым предводителем дворянства, с 1832 года – председателем Харьковской палаты криминального суда. Избирался членом Товарищества наук при Харьковском университете. Был одним из основателей профессионального театра в Харькове в 1812 году, Института благородных девиц в том же году, а также принимал участие в издании первого в Украине журнала «Украинский вестник» (1816-1819), альманахов «Утренняя звезда» и «Молодик», первого сборника украинских пословиц и поговорок. В итоге Григорий Квитка-Основьяненко стал активным деятелем общественной и культурной жизни Харькова. Общественная, служебная и благотворительная деятельность Г.Ф. Квитки были отмечены многими наградами, однако широкую популярность принесла ему литературная деятельность, каковую он начал в 1816 году. Писал как на украинском, так и на русском языке. Современники свидетельствуют, что реализовать себя в литературе писателю помогла его жена, Анна Григорьевна, – классная дама института благородных девиц. Женился Квитка в 1821 году, когда ему уже перевалило за 40. Жена была значительно моложе его, в своих письмах издателям писатель с любовью называет Анну своим домашним цензором, ей же посвящает и первую наиболее знаменитую повесть «Маруся».

Свои ранние фельетоны, статьи и шутливые стихотворения публиковал преимущественно в харьковской прессе: произведения на русском языке – в журналах «Украинский вестник» и «Харьковский Демокрит», цикл украинских юмористических стихотворений «Шпигачки» – в газете «Харьковские известия». Псевдоним Основьяненко взял по имени поселка Основа на юге Харькова, где родился. Это самый известный псевдоним автора среди многих. Кроме него, Григорий Квитка подписывался как Земляк, Аверьян Любопытный, Фалалей Повинухин, ваш Основ’яненко и др.

Первая комедия Квитки-Основьяненко - «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827, опубл. 1840) - по сюжету и набору героев предшествует «Ревизору» Н. В. Гоголя. Пьесы «Дворянские выборы» (1829) и «Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника» (1830) развивали традиции Д.И. Фонвизина в русской сатирической комедии XVIII в. Дальнейшее усиление реалистических тенденций характерно для пьес «Шельменко - волостной писарь» (1831), «Шельменко - денщик» (1840) и др. Комедия «Сватання на Гончарiвцi» (1836) пользовалась значительным успехом и до сих пор идет на сцене. Две книги «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком» вышли на украинском языке в 1834 и 1837 годах. В них автор обличает ограниченность и тупость старшины, выступает против пьянства, обжорства и др. пороков («Конотопська вiдьма», «Мертвецький великдень», «Пiдбрихач»), зато с большой симпатией изображает простых людей, раскрывает тяжелые условия их жизни («Маруся», «Козырь-девка», «Сердешна Оксана»).

Для повестей Квитки-Основьяненко характерны дидактизм и проповедь христианского смирения. В 30-40-х годах 19 века украинские повести Квитки-Основьяненко были опубликованы в русских переводах. В повестях и романах на русском языке - «Пан Халявский» (1840), где сатирически изображен быт украинского поместного дворянства, «Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова…» (1841) - Квитка-Основьяненко зарекомендовал себя как талантливый представитель натуральной школы. Его наследие включает около 80 прозаических и драматических произведений, правда, не все они имеют одинаковую художественную ценность. Лучшие произведения писателя одними из первых представили украинскую литературу европейским читателям. Они переводились на французский, польский, болгарский, чешский и другие языки.

Жизнь Квитки-Основьяненко протекала в атмосфере семейного счастья, в окружении жены и детей. Он был большим домоседом – за всю свою жизнь дальше Харькова и его околиц никогда не выезжал. В июне 1843 года его здоровье ухудшилось, он заболел воспалением легких и спустя одиннадцать дней, приготовившись к смерти, тихо скончался на руках у жены в окружении родных и близких. В Харькове на одноимённой улице в 1994 году ему установлен памятник (ск. С.А. Якубович, арх. Ю.М. Шкодовский).

Среди повестей и рассказов, написанных на украинском языке, есть и несколько мистико-фантастических: «Конотопская ведьма» (Конотопська відьма) повествует о том, как в славном городе Конотопе была обнаружена ведьма и как сотник Забрьоха посредством ее наговоров и колдовства пробовал устроить собственную свадьбу с приглянувшейся девушкой; «Светлый праздник мертвецов» (Мертвецький Великдень) - история о том, как селянин Нечипор, с перепою не вовремя придя на утреннюю, попал на праздник к мертвецам; «Вот тебе и клад» (От тобі і скарб) - как Хома Масляк, фактически одержимый идеей найти клад и разбогатеть, чуть не продал черту свою душу за осуществление этой мечты. Современники отмечают, что писатель интересовался спиритизмом и с удовольствием рассказывал разные страшные истории.