• Учился в средней школе Хэмптона. Закончил физико-математический факультет лондонского Имперского колледжа. Имеет ряд публикаций по астрономии, а также написал кандидатскую диссертацию и только спустя почти 40 лет защитил её, так как слава группы Queen отбросила в сторону научную карьеру музыканта.
  • Гитарой заинтересовался в 7 лет. В 1963 году он совместно со своим отцом начал конструировать собственную гитару. Денег на Fender Stratocaster у юного музыканта не было, однако Брайана это не остановило. Под руку попалась балка от камина XVIII века и детали от старого шкафа. Задействованы были также пуговицы и детали от старого мотоцикла. Через два года изделие было готово. Так и появилась гитара Red Special, которая обошлась музыканту всего в 8 фунтов.
  • Брайан так говорил о создании своей гитары: «Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender. Я также знал, что хочу 24 лада, и никогда не мог понять, почему люди остановились на 22».
  • Музыкальная карьера Брайана Мэя началась в 1968 году. Сначала он был в группа Smile, которая позднее переродилась в Queen.
  • Брайан Мэй о любимом альбоме группы: «Они все были важными вехами нашего развития. Моим личным любимцем навсегда останется Queen II, так как тогда он был огромным прыжком вперед… самым большим прыжком, который мы делали за всю нашу историю. Вдруг мы обрели возможность распоряжаться всей мощью и знаниями, которые у нас накопились, у нас были к тому же деньги и время, чтобы применить их».
  • Now I’m Here, We Will Rock You, Dragon Attack, I Want It All, God Save The Queen, Hammer To Fall и многие другие песни Queen были написаны Брайаном Мэем.
  • Главным его инструментом и по сей день является Red Special, однако музыкант использует ряд других гитар на выступлениях и в студии: Gibson Flying V, Fender Telecaster, Gibson Les Paul Deluxe, Fender Stratocaster, Gibson Firebird и Ibanez JS. Излюбленный усилитель гитариста – Vox AC30.
  • Шестипенсовая монета вместо медиатора – визитная карточка Брайана Мэя: «Я чувствую, что это даёт мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры. Я держу её свободно между большим и указательным пальцами, причём указательный согнут». Монета была изъята из обращения в начале 1970-х, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специально для Брайана Мэя партию этих монет с изображением самого гитариста.
  • Мэй о главном для музыканта: «Я считаю, что работа музыканта - ездить везде, развлекать людей и говорить правду такой, какой ты ее видишь».
  • Брайан – самый высокий участник Queen: его рост составляет 188 см.
  • Мэй о деятельности: «Я не из тех, кто сидит на пляжах. Я люблю создавать, делать вещи и решать проблемы. Если бы я был не занят, это была бы катастрофа».
  • Брайан Мэй о своих гастрономических предпочтениях: «Да, я вегетарианец, но не строгий. Я совсем не ем мяса и почти не ем рыбу. Ну, кроме тех случаев, когда нет выбора… Но я считаю, что мы все так или иначе пытаемся занять какую-то осознанную позицию в этом вопросе».
  • Очень любит пиво Guinness и ликёр Baileys, в остальном же не злоупотребляет алкоголем, табакокурением и наркотиками. Ведет достаточно сдержанный образ жизни.
  • Музыкант является ярым защитником живой природы, жертвует средства на всевозможные проекты и помогает фондам. В его честь в 2008 году был назван астероид 52665 Brianmay.

Оказывается, Брайан Гарольд Мэй не только выдающийся музыкант. Он – ученый-астрофизик. Окончив физико-математический факультет лондонского Империал-колледжа, опубликовал несколько научных статей по астрономии. Более того - получил ученую степень доктора наук, защитив диссертацию по теме, касающейся астрономических исследований в инфракрасном диапазоне. Правда, удалось это Брайану только спустя 30 лет после ее написания – раньше не позволяла музыкальная карьера.

«Когда в начале 70-х музыка меня позвала, я не мог не откликнуться, - вспоминал в одном из интервью музыкант. – Словно шестое чувство дало подсказку, и интуиция не подвела. Ведь если бы тогда я не использовал такую возможность, эта дверь закрылась бы навсегда. Поэтому уверен: отказавшись от астрономии в пользу музыки, я сделал правильный выбор». Но и решение вернуться к науке и завершить написание диссертации, Мэй таким же верным. «Осуществив это, я испытал огромное облегчение, - делился он своими ощущениями. - Очень доволен, что сумел довести дело, начатое много лет назад, до конца».


Ректор Ливерпульского университета им. Джона Мурса Брайан Гарольд Мэй. Фото: Josh Parry/LJMU

В 2008 году за выдающиеся заслуги Мэя в астрофизике в его честь был назван астероид №52665 – Brianmay. В этом же году господин Мэй занял должность ректора Ливерпульского университета им. Джона Мурса и оставался на ней более 5 лет. По сей день он является астрономом-исследователем и продолжает вести научную деятельность в области математики и теоретической физики. В соавторстве выпустил книгу: «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Кроме того, Брайан всю жизнь страстно увлечен исторической стереофотографией и собрал солидную коллекцию.

Гитара из перламутровых пуговиц

Первую детскую гитару Брайан Мэй получил в виде подарка на день рождения в 7 лет. К этому времени он уже умел вполне сносно играть на укулеле – по примеру отца. А в 16 лет у парня появилась настоящая акустическая гитара. На покупку приличного инструмента в семье денег не было, поэтому будущий музыкант вместе с отцом (Гарольд по профессии был инженером-электронщиком, а в быту – мастером на все руки), сконструировал его самостоятельно, вручную. Как вспоминал Мэй: «Из всякой дребедени, валявшейся в мастерской папы». То есть: из дубовой балки от камина XVIII века, деталей от старого шкафа, клапанов мотоцикла, лезвия ножа, а также перламутровых пуговиц. А из магнитов и проволоки, воткнутой в самодельную отцовскую радиолу были изготовлены звукосниматели. Работа продолжалась больше двух лет и обошлась будущему музыканту всего в 8 фунтов. Эта гитара, Red Special, и по сию пору остается основным инструментом Брайана Мэя и в хитах «Queen» звучит чаще всех остальных.


Фото: twitter.com

Рассчитаться Брайаном Меем

Еще одна «фишка» Мэя - вместо медиатора он всю жизнь использует шестипенсовую монету, которую держит между большим и согнутым указательным пальцами. Особенно любопытная деталь: в начале 1970-х такие монеты с зазубренными краями были из обращения изъяты, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специальную их партию: персонально Брайана Мэя с его изображением - в преддверии сольного тура знаменитого музыканта.


Именная монета Брайана Мэя

О высоком и вечном

В группе «Queen» Брайан Мэй выше всех участников: его рост - 188 сантиметров. Его новаторское, уникальное по исполнению мастерство гитариста, в сочетании с исключительным вокалом Фредди Меркьюри создало неповторимый стиль знаменитой рок-группы. При этом Мэй не только композитор и виртуоз гитары. Часто он выступал в качестве клавишника, играл на органе и синтезаторах, а также выступал, как ведущий вокалист. Кроме того, Брайан является поэтом, ставшим автором таких блистательных песен-хитов и баллад, как: «We Will Rock You», «The Show Must Go On», «Too Much Love Will Kill You», «Who Wants to Live Forever», «39», «Save Me», «Hammer To Fall…» и многих других.

А еще Мэй пишет музыкальное сопровождение к кинофильмам, сериалам и телепроектам. Его фильмография насчитывает их несколько десятков. К слову, «Queen» оказалась первой рок-группой, ставшей автором саундтрека к полнометражному кинофильму: это был фантастический приключенческий боевик 80-го года «Флеш Гордон» - о тотальном солнечном затмении. Удивительным образом эта картина переплелась с другим фильмом-фэнтези - культовым «Горцем», вышедшим на экраны шесть лет спустя и положившем начало множеству одноименных сиквелов. Инструментальные композиции к нему написал Майкл Кеймен, а песни опять же группа «Queen».


Группа Queen. Фото: East News

Режиссер Расселл Малкэхи обратился к музыкантам с просьбой написать саундтрек для его «Горца». Участники группы посмотрели 40-минутную версию картины, и на Брайана Мэя самое сильное впечатление произвела сцена, в которой главный герой, бессмертный Коннор Маклауд, держит на руках смертную женщину – свою умирающую жену. Уже по дороге домой композитор начал делать наброски будущего хита «Who Wants to Live Forever» («Кто хочет жить вечно»), который прозвучал не только в фильме - в том самом эпизоде, но в дальнейшем и в разных частях телесериала «Горец».

Вспоминая об этой поездке, Мэй рассказывал британским журналистам: «Я услышал эту композицию у себя в голове, и тогда, в машине, она была почти закончена. Мой менеджер, которому я спел ее, когда он приве з меня домой, был очень удивле н. Он спросил: «Откуда это взялось?», и я ответил: «Даже не знаю…» Примечательная деталь: название этой симфонической баллады было взято Брайаном как раз из фильма «Флэш Гордон». И еще один интересный момент: в «Горце» песню исполняет Фредди Меркьюри, а на пластинке первый куплет и несколько строк из третьего куплета поет Мэй.

Великая депрессия

В конце 1980-х годов, - после смерти отца, с которым Брайан был очень близок, и начавшейся процедуры развода с первой женой, - музыкант впал в глубокую депрессию. Однажды он откровенно признался в том, что в размышлениях доходил до самоубийства. Особо острый психический кризис наступил в 1991-м году, после смерти Фредди Меркьюри, последовавшей за его неизлечимой болезнью (СПИД). Понимая, что не в состоянии справиться со своим душевным состоянием самостоятельно, Мэй обратился в психиатрическую клинику. Поясняя впоследствии свой поступок, он сказал: «Я ощущал себя полностью больным - изнуренным и разорванным на кусочки… Я долго горевал. Был охвачен чувством невосполнимой утраты… У меня был полный упадок сил…»

Выходить из психологического тупика с помощью наркотиков, Брайан не пытался. В отличие от многих своих эмоционально необузданных коллег- рок-музыкантов, Мэй наркотиков не употреблял. «Даже травку не курил никогда, хотя от других вдохнул немало дыма», - рассказывал гитарист. И комментировал свою позицию так: «Я чувствовал, что попадать в наркотическую зависимость мне нельзя ни в коем случае. Это опасно, особенно в период депрессии, когда я потерял эмоциональный контроль над собой и над своей жизнью».


С Фредди Меркьюри. Фото: twitter.com

Мир, труд, Мэй!

Легендарный гитарист ведет весьма сдержанный образ жизни: он совсем не употребляет мясо, изредка ест рыбу. Из алкогольных напитков отдает предпочтение пиву Гиннесс и ликеру Бейлис. На курение – табу (в противовес отцу, который был заядлым курильщиком). В беспорядочных сексуальных связях не замечен. Не приемлет пляжный отдых. Активно занимается благотворительностью: оказывает помощь всевозможным фондам и делает немалые пожертвования на различные проекты, касающиеся глобальных проблем. Особенно яро защищает природу и животных, самоотверженно сражается за их права.

В одном из интервью Брайан объяснил свою позицию следующим образом: «В юности я не слишком верил «звездочкам», заявлявшим, что обожают животных и борются за их права. А теперь сам занимаюсь этим». Музыкант на самом деле ходит по инстанциям, собирает подписи, выбивает аудиенции у высокопоставленных чиновников. «Это забирает очень много нервов и сил, - признался как-то Мэй в одном из интервью. - Но зато, когда вечером возвращаюсь домой и ложусь на диван с баночкой пива, отдаю себе отчет в том, что день был прожит не напрасно. По сути, защищая права животных, я делаю то же самое, когда что-то создаю в музыке. И так же радуюсь успеху, если он случается – как бы высокопарно это ни звучало…»

Помимо этого, Мэй постоянно участвует в благотворительных концертах. Недавно, в компании других легендарных музыкантов: Пола Маккартни, Робби Уильямса, и других, - записал клип в поддержку людей, пострадавших от грандиозного пожара, развернувшегося 14 июня в Лондоне, в 27-этажном жилом доме. Все средства от продаж которого и трансляций в эфире направятся пострадавшим и семьям погибших.

Семейными узами Брайан связал себя дважды. В 1976 году он женился на Крисси Мулленс. Брак, продлившийся 8 лет, подарил музыканту троих детей: в 78-м родился сын Джимми (Джеймс), три года спустя на свет появилась дочь Луиза, а еще через пять лет – вторая дочка, Эмили Рут.


С женой Анитой Добсон и сыном Джимми. Фото: twitter.com


С дочерьми Эмили и Луизой. Фото: twitter.com

Много лет Мэй официально оставался холостяком, хотя уже с начала 90-х жил в гражданском браке с актрисой Анитой Добсон. А встречаться с ней – по сведениям бульварных СМИ, - начал намного раньше, еще оставаясь в браке. В 2000 году Анита стала законной женой Брайана и остается ею до сих пор.

С женой Анитой Добсон. Фото: Global Look Press

Из высказываний Брайана Мэя:

Не имею ни желания, ни потребности заниматься чем-либо ради денег. И слава мне больше не нужна – я ее достаточно повидал, пресытился ею и насмотрелся, что она может сделать с людьми. Спрашивается, почему же я занимаюсь таким количеством всяких дел? Только потому, что очень это люблю и просто не могу остановиться…»

Осознание того, что музыка «Queen» оказала влияние на жизнь людей всего мира, делает меня счастливым. Это для меня честь.

В жизни всегда нужно делать шаги, но не маленькие, а большие. Потому, что если движешься крошечными шажочками или, что совсем скверно, совсем никаких не делаешь, - ничего в жизни не изменится. Будешь топтаться на месте, не развиваясь, а годы спустя сожалеть о том, что потратил время зря. Это моя жизненная философия.

Музыка и искусство сближает людей лучше, чем что-либо другое.
- В рок-музыке, чтобы не отмереть, нельзя повторяться. Нужно смотреть вперед и быть открытым для всего нового. Только так можно чувствовать полноту жизни.

Образование

Мэй окончил школу Хэмптон-скул (англ. Hampton School ) и престижный факультет физики и математики лондонского Имперского колледжа . Брайан уже в основном подготовил диссертацию на соискание степени доктора философии по астрономическим исследованиям в инфракрасном диапазоне и имел две научных публикации по астрономии: в журнале Nature и ежемесячном вестнике Королевского астрономического общества , когда успех Queen заставил его прервать научную карьеру.

Музыкальная карьера

Начал играть на гитаре с семи лет. За неимением денег на мечту юного Мэя - Fender Stratocaster - знаменитую гитару Red Special они сконструировали вместе с отцом из цельной доски дуба, спиленной с камина XVIII века, деталей от старого мотоцикла и перламутровых пуговиц.

В 1964 году Мэй организовал студенческую группу 1984, вместе с которой в 1967 году он аккомпанировал Джими Хендриксу . Группа распалась в 1968 году, однако вскоре вместе с вокалистом и басистом 1984 Тимом Стаффелом решили собрать новый состав. На объявление о поиске ударника «в стиле Митча Митчелла/Джинджера Бейкера» откликнулся студент стоматологического факультета Империал-колледжа Роджер Тейлор . В этом же году Мэй сочинил первую собственную мелодию.

Чаще всего звучит в хитах Queen именно Red Special , однако иногда использовались и другие инструменты: Burns Double Six («Long Away »), Fender Telecaster («Crazy Little Thing Called Love »), Ibanez («Nothing But Blue») и Parker Fly («Mother Love»).

Свой дебютный полноформатный альбом Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркьюри. Выходу альбома предшествовал сингл «Driven by You». Песня была написана к рекламной акции «Ford» и имела в Британии очень большой успех. В поддержку «Back to the light» Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник «Live at the Brixton Academy», на котором прозвучал как сольный материал, так и классика Queen.

После распада Queen Мэй занялся сольной карьерой. Ему удалось записать семь довольно удачных сольных альбомов. Также Мэй отметился тем, что написал музыку к видеоигре «Rise of the Robots».

Наше время

В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе Queen и ведёт научную деятельность в направлении теоретической физики и математики. В 2007 году он завершил работу над кандидатской диссертацией по астрофизике и сдал устный экзамен . 18 июня 2008 года по предложению сэра Патрика Мура в честь Мэя был назван астероид 52665 Brianmay .

В октябре 2010 года Брайан Мэй был удостоен награды Международного фонда защиты животных (IFAW ) за вклад в дело защиты животных. Церемония награждения прошла в Палате лордов .

В 2009 году награждён армянским орденом Почёта .

На гитаре играет шестипенсовой монеткой, которая вышла из обращения в начале 70-х годов, однако в 1993 Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию таких монет, чтобы он продолжал использовать их в качестве медиатора .

Песни Queen, написанные Брайаном Мэем

  • «Doing All Right» (со Стаффелом)
  • «The Night Comes Down»
  • «Son and Daughter»
  • «Procession»
  • «Father to Son»
  • «White Queen (As It Began)»
  • «Some Day One Day»
  • «Brighton Rock»
  • «Now I’m Here»
  • «Dear Friends»
  • «Stone Cold Crazy» (с Меркьюри, Тэйлором и Диконом)
  • «Sweet Lady»
  • «Good Company»
  • «God Save the Queen»
  • «Tie Your Mother Down»
  • «Long Away»
  • «White Man»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Dead on Time»
  • «Dreamer’s Ball»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Dragon Attack»
  • «Sail Away Sweet Sister»
  • «Save Me»
  • «Flash’s Theme»
  • «Flash to the Rescue»
  • «Battle Theme»
  • «The Wedding March»
  • «Marriage of Dale and Ming» (с Тэйлором)
  • «Crash Dive on Mingo City»
  • «Flash’s Theme Reprise (Victory Celebrations)»
  • «The Hero»
  • «Dancer»
  • «Put Out the Fire»
  • «Las Palabras De Amor (The Words of Love)»
  • «Tear It Up»
  • «Machines or Back to Humans» (с Тэйлором)
  • «Hammer to Fall»
  • «Is This the World We Created?» (с Меркьюри)
  • «I Go Crazy»
  • «Gimme the Prize (Kurgan’s Theme)»
  • «I Can’t Live With You»
  • «Bijou» (с Меркьюри)
  • «Lost Opportunity»
  • «Too Much Love Will Kill You» (с Фрэнком Маскером и Элизабет Лэмерс)
  • «Mother Love» (с Меркьюри)
  • «No-One But You (Only the Good Die Young)»

Брайан Мэй солирует в следующих песнях:

  • «Some Day One Day»
  • «She Makes Me (Stormtrooper in Stilettoes)»
  • «’39»
  • «Good Company»
  • «Long Away»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Flash» (куплет посередине)
  • «Sail Away Sweet Sister» (куплет перед гитарным соло поет Фредди)
  • «Who Wants to Live Forever» (первый куплет)
  • «I Want It All» (куплет перед гитарным соло)
  • «Lost Opportunity» (В-сторона сингла «I’m Going Slightly Mad»)
  • «Let Me Live» (последний куплет)
  • «Mother Love» (последний куплет)
  • «No-One But You» (первый и последний куплеты)

Полная дискография Брайана Мэя

  • 1. Star Fleet Project (31 октября 1983 года).
  • 2. Back to the Light (28 сентября 1992 года).
  • 3. Resurrection (31 января 1994 года только в Японии).
  • 4. Live at the Brixton Academy (7 февраля 1994 года).
  • 5. Another World (1 июня 1998 года).
  • 6. Red Special (7 октября 1998 года только в Японии).
  • 7. Furia (20 ноября 2000 года).

Альбомы с участием Брайана Мэя

  • 1. Pavarotti & Friends 1 (участвовал в концерте, записанном в 1993 году);
  • 2. Mission: Impossible II (2000);
  • 3. Zu & Co. - Live at the Royal Albert Hall (альбом вышел в декабре 2004 года только в Италии);
  • 4. Anthems (альбом Керри Эллис 2010 года, Мэй выступил в качестве продюсера);
  • 5. Tangerine Dream and Brian May. Starmus - Sonic Universe (2013);
  • 6. Cоло в композиции «The Devil» последнего альбома группы Motorhead "Bad Magic".

Напишите отзыв о статье "Мэй, Брайан"

Примечания

Ссылки

  • телеканалу «Москва-24 » (видео)

Отрывок, характеризующий Мэй, Брайан

Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.

Биография Брайана Мэя / Brian May

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, пригороде Лондона. На гитаре он начал играть в возрасте семи лет, а в 15 репетировал с любительскими группами. Свою знаменитую гитару Red Special Брайан Мэй сконструировал сам с помощью отца. В дело пошли дубовые доски от 200-летнего камина, детали от старого мотоцикла и перламутровые пуговицы. Red Special принимала участие в записи большинства песен queen и верой и правдой служит своему создателю по сей день.

Музыкальная карьера Брайана Мэя / Brian May

Брайан Мэй окончил факультет физики и математики лондонского Империал Колледжа . В 1964 году он организовал студенческую группу, получившую название «1984 » в честь романа Джорджа Оруэлла . В 1968 группа распалась, и вместе с вокалистом и басистом Тимом Стаффелом Брайан Мэй решил собрать новый состав. На объявление откликнулся Роджер Тейлор , студент стоматологического факультета Империал Колледжа. Новая группа была названа Smile. Они выступали в лондонских пабах и учебных заведениях и обзавелись собственными поклонниками.

В 1970 году Slime покинул Тим Стаффел , и его место занял Фредди Меркьюри . Обновленная группа была переименована в queen. В неизменном составе она просуществовала вплоть до 1991 года.

В 1973 году вышел первый альбом queen, включающий в себя четыре песни, написанные Брайаном Мэем . Мировую известность музыкантам принес второй диск под названием queen II , а вышедший в 1975 году альбом A Night At The Opera произвел настоящий фурор и по сей день считается одним из лучших альбомов всех времен и народов.

Брайан Мэй стал автором многих хитов queen. Он написал песню «We Will Rock You» , ставшую гимном многих футбольных клубов и неоднократно использовалась в кино и на телевидении. Брайану Мэю также принадлежат композиции «Fat Bottomed Girls », «39 », «Tie Your Mother Down », «Who Wants to Live Forever » и «I Want It All ». Он же является автором хита «Show Must Go On », ставшей одной из самых известных песен в рок-музыке.

В качестве медиатора Брайан Мэй использует шестипенсовую монетку. Они вышли из обращения в конце 70-х годов, но в 1993-м специально для музыканта Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию.

После распада queen в 1991 году Брайан Мэй занялся сольной карьерой. Его альбом «Back To The Lidht » вышел в 1992 году и имел большой успех. Позже были выпущен диск «Resurrection », а в рамках гастрольного тура альбома «Another World » Брайан Мэй впервые посетил Россию, дав концерты в Санкт-Петербурге и Москве.

В середине 2000-х Брайан Мэй и ударник Роджер Тейлор решили возродить queen . В качестве вокалиста они пригласили Пола Роджерса , бывшего солиста групп Free и Bad Company , и в 2005 году отправились в мировой тур. В 2008 был записан новый альбом под названием «The Cosmos Rocks ». Одновременно с выходом альбома начался мировой тур, в рамках которого музыканты посетили Киев и Москву. В 2012 году Брайан Мэй и Роджер Тейлор снова отправились на гастроли, на сей раз в качестве вокалиста их сопровождал американский певец Адам Ламберт , финалист реалити-шоу American Idol .

Брайан Мэй является основателем фонда «Save Me» и уже много лет занимается защитой животных от жестокого обращения. В частности, музыкант выступает против отмены закона, запрещающего «кровавый спорт» - охоту с собаками на лис и других зверей.

Личная жизнь Брайана Мэя / Brian May

Первой женой музыканта была Крисси Мулленс , их брак продлился с 1976 по 1988 годы. У них трое детей: Джимми (1978), Луиза (1981) и Эмили Рут (1987). В начале 90-х Брайан Мэй начал встречаться с актрисой Анитой Добсон , в конце 2000 года они узаконили свои отношения.

Сольная дискография Брайана Мэя / Brian May

Star Fleet Project (1983).
Back To The Light (1992).
Resurrection (1994, выходил только в Японии).
Live At The Brixton Academy (1994).
Another World (1998).
Red Special (1998, выходил только в Японии).
Furia (2000).

Один из самых выдающихся гитаристов планеты Брайан Мэй родился 19 июля 1947 года. С самого раннего возраста Брайан увлекся музыкой. В пять лет он пробовал бренчать на фортепиано, в шесть перешел на укулеле, а в семь получил свою первую акустическую гитару. К шестнадцати годам парень мечтал о настоящем "Стратокастере", однако денег на такую покупку в семье не было, и Брайан вместе с отцом сделали гитару из подручных материалов. В ход пошло красное дерево, оставшееся от старого камина, дубовая доска, лезвие ножа, мотоциклетные клапана и перламутровые пуговицы.

Несмотря на кустарность производства, инструмент вышел очень солидным и, получив название "Red special", прослужил Мэю долгие годы. Как и его будущие "королевские" коллеги, Брайан был образованной личностью. В 60-х годах он получил степени по физике и математике, а также вплотную занимался астрономией. Однако занятия наукой вовсе не мешали музыкальным пристрастиям, и в 17 лет Мэй собрал свою первую команду, "1984".

Группа играла большей частью инструментальные вещи, а пик ее расцвета пришелся на 1967 год, когда "1984" довелось выступить в театре "Олимпия" вместе с Джими Хендриксом, "Pink Floyd ", "Traffic " и "T. Rex ". В 1968-м коллектив распался, но спустя короткое время Брайан вместе с бывшим коллегой Тимом Стаффеллом собрал другой проект, "Smile". Этот коллектив просуществовал недолго, а на его развалинах образовалась новая группа – "Queen ". За время своего пребывания в "королевских" рядах Брайан написал немалое количество всемирно известных хитов, в том числе и легендарный "We will rock you".

Его гитара наравне с незабываемым вокалом Фредди Меркури сделала стиль "Queen" уникальным и легко узнаваемым. Первой работой музыканта за пределами своей группы стал мини-альбом "Star fleet project". Пластинка была записана в январе 1983 года при участии Эдди Ван Халена, Алана Гратцера, Фила Чена и Фреда Мандела.

Вскоре после этого компания "Guild guitars" выпустила первую копию "Red special", а Мэй записал гитарный видео-урок для серии "Star licks". Свой дебютный полноформатник Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркури. Выход альбома предварял сингл "Driven by you". Песня была написана к рекламной акции "Ford" и имела в Британии очень большой успех. В поддержку "Back to the light" Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник "Live at the Brixton Academy", на котором прозвучал как сольный материал, так и классика "Queen ".

Вторая студийная работа легендарного гитариста появилась в 1998 году, а в 2000-м вышел его саундтрек к фильму "Furia". В новом тысячелетии Мэй усиленно трудился над созданием театрализованной рок-постановки "We will rock you", а в 2004 году вместе с барабанщиком Роджером Тэйлором и вокалистом Полом Роджерсом объявил о начале гастролей новой версии "Queen ".

Last update 10.09.05