А. В. Масюлис, В. Ю. Крутецкий
Научный руководитель - В. Ю. Крутецкий, канд. ист. наук, доцент Ярославский государственный технический университет
Семнадцатый век в русской истории стал переломным: завершилась эпоха средневековья, на смену ей приходит Новое время. В культуре и быте русского народа появляются ростки нового.
Главная особенность культуры XVII в. состояла в усилившемся процессе ее обмирщения - освобождения от церковного влияния, в переходе к новым, светским нормам и формам. Обмирщение в той или иной степени охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д.
Значительно более оживленными, чем ранее, становятся в XVII в. контакты с другими странами и народами, более доступными - их достижения в области культуры и техники. Активизации культурного диалога с Западом и Востоком способствовали новые явления в хозяйственной жизни страны, в особенности, рост торговли, потребность в техническом и организационном опыте других государств. Важным фактором, влиявшим на развитие русской культуры XVII в., явились острые социальные противоречия, выразившиеся в многочисленных бунтах, и, конечно, такое явление как раскол. Все эти обстоятельства способствовали постепенному расширению кругозор людей, изменению их миропонимания.
В литературе XVII в. утвердились два течения: феодально
Охранительное и народно-обличительное. Для этого периода характерно активное развитие устного народного творчества. Именно тогда впервые были записаны народные песни, пословицы и поговорки. Большое распространение получает переводная западная литература.
В художественном творчестве влияние традиций сохранялось в наибольшей степени. Здесь элементы нового были менее заметны, чем в литературе и зодчестве. Объясняется это тем, что изобразительное искусство XVII в. было представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии.
Характерной чертой русского быта в XVII в. являлась его консервативность: человек с трудом расставался с привычками и традициями, передаваемыми из поколения в поколение, и культивировавшимися в течение столетий нравственными ценностями.
Технология «Умный дом» создавалась с одной целью – экономия времени, которое тратится на домашнюю рутинную работу. Новые технологии, применяемые в системе умного дома, поражают своим многообразием. С помощью, так называемой …
Научный руководитель - А. А. Киселев, канд. пед. наук, профессор Ярославский государственный технический университет Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, роста эффективности производства на каждом конкретном предприятии химической …
К. Е. Разумова Научный руководитель - С. Н. Буликов, д-р экон. наук, доцент Ярославский государственный технический университет Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней …
Быт русского народа XVI - XVII веков
3. Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.
Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: "обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.
Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" и "европеизация" сопровождались движением общественного развития к расколу.
Действительно, 17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения.
В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.
До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям.
Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины 15 века происходил интенсивный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдоване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный фильтр византийской культуры. Во второй половине 15 века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно обмена России с внешним миром существенно изменились.
Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта.
Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д.
Положение Московской Руси после Смуты было во многих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. 17 век для Европы - это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 10 до 4 млн. человек).
Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытной. Тогдашняя Москва - златоглавая, с византийской пышностью, бойкой торговлей и веселыми праздниками - поражала воображение европейцев. Многие переселенцы добровольно переходили в православие, брали русские имена.
Часть эмигрантов не хотела рвать с привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала уголком Западной Европы в самом сердце Московии" Многие иноземные новинки - от театральных представлений до кулинарных блюд - вызывали интерес у московской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Матвеев - становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на заморский манер, носили западное платье, брили бороды. При этом Нарышкин, А.С. Матвеев, также как видные деятели 80-х годов 17 века Василий Голицын, Головин были людьми патриотичными и им было чуждо слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь присущее таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий I, князь И.А. Хворостинин, заявлявший: "В Москве народ глуп", а также Г. Котошихин - подьячий Посольского приказа, отказавшийся выполнить требования своего и бежавший в 1664 г. в Литву, а затем в Швецию. Там он и написал по заказу шведского правительства свое сочинение о России.
Такие государственные деятели, как начальник Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин и ближайший советник царя Алексея Ф.М. Ртищев, полагали, что на западный манер надо переделывать многое, но далеко не все.
Ордын-Нащокин, говоря, "Доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих", стоял за сохранение русской самобытной культуры: "Наземное платье... не по нас, а наше не по них".
В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян - 15 %. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.
Литература 17 века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Мы уже не встречаем в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя". В том случае, если отдельные авторы и начинали свое дело как сочинители религиозные, то все-таки большую часть их творчества представляла литература светского содержания. Так выписанные для перевода Библии с греческого языка на русский (попутно заметим, что такая потребность была вызвана тем, что древнерусские иерархи, поднимавшие спор из-за написания имени Иисус, из-за того, сколько раз произносить "аллилуйя" не имели вв своем распоряжении даже исправного текста Библии и на протяжении веков прекрасно без него обходились) из Киево-Печерской лавры монахи Е.Славинецкий и С.Сатановский не только справились со своей основной задачей, но и пошли гораздо дальше. По заказу московского царя они перевели "Книгу врачевскую анатомию", "Гражданство и обучение нравов детских", "О граде царском" - сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей по всем отраслям тогдашнего круга знаний от богословия и философии до минералогии и медицины.
Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее.
Наиболее известные исторические сочинения того периода "Сказание" Аврамия Палицына, "Временник" дьяка И. Тимофеева, "Словеса" кн.И.А. Хворостинина , "Повесть" кн. И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд "Синопсис" (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли "Степенная книга" - систематизированная история Московского государства, "Царственная книга" - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, "Азбуковник" - своего рода энциклопедический словарь.
Немало новых тенденций проникло в литературу, появились вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ерошовиче", "Повесть о Горе-Злосчастии" и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости "Домостроя" остаются непреодолимыми.
Народно-обличительное и одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа Аввакума. "Житие протопопа Аввакума им самим написанное" с подкупающей откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры,. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен "Протопоп Аввакум, - напишет позже Л.Толстой, - ворвался в русскую литературу как буря".
В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке "Комедия притча о блудном сыне", "Царь Новохудоносор". Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого.
"Золотой век" Екатерины II. Россия во II половине XVIII века
Другим направлением русской общественной мысли второй половины XVIII в. стало масонство - религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. В России первые масонские ложи появились в 1730-е годы...
XIX век в истории России
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие...
Беларусь в составе Речи Посполитой
Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой...
Быт русского народа XVI - XVII веков
К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности...
11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления...
Внутренняя и внешняя политика России в XVII веке
Задачи внешней политики. К середине XVII века Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной заботой было возвращение выхода к Балтийскому морю...
Глуховский период в истории Украины
Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.
В 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформ происходило очень сложно...
На XVII век приходится один из самых тяжелых периодов развития России. Польско-шведская интервенция, смена правительства, голодные неурожайные годы начала века определили условия жизни народа. В это время формируется единый всероссийский рынок...
История книгопечатания и печатного дела
Влияние внешних факторов не могло не сказаться на развитии образования, науки и культуры. Большинство населения страны было безграмотным, отсутствовало женское образование, в школе обучали лишь азам грамоты и основам православия. Но...
Новации Петра I в управлении внешнеполитическими делами
Каково было международное положение Московского государства в XVII веке? Нередко пишут о крупных успехах во внешней политике при первых Романовых. Безусловно...
Особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине XVII века
1.1. Формирование капиталистического производства как основы английской промышленности Вторая половина XVI и первая половина XVII в. отмечены в Англии интенсивным развитием хозяйственной жизни...
Отмена крепостного права
В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой - продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям...
Развитие крепостного права на Руси
В XVII веке в России, с одной стороны, появились товарное производство и рынок, а с другой - закреплялись феодальные отношения, приспосабливаясь к рыночным. Это было время усиления самодержавия...
Управление Сибирью в XVII-XVIII вв.
Хозяйственное освоения сибирских просторов...
Быт России в XVII веке
Заметные
сдвиги во всех областях русской культуры
мало влияли на общую культурную панораму
страны.
Новые
веяния в области быта коснулись лишь
верхушки города – царского двора, бояр,
богатых посадских людей. Постепенно
европейская модель жизни проникала в
материально обеспеченную русскую среду.
Главной чертой этих новшеств была забота
о комфорте. За столом появились приборы
для еды и салфетки. В ход пошли скатерти
и индивидуальная посуда. Для каждого
члена семьи выделялась отдельная
комната. Люди использовали индивидуальные
предметы туалета. В богатых семьях
встречалась посуда фаянсовая, оловянная
и медная. В застолье обильно были
представлены напитки - пиво, квас, меды
на ягодах, привозные вина.
В
больших каменных домах бояр Голицыных,
Нарышкиных, Одоевских, Морозова и др.
стены были покрыты дорогими обоями,
тканями, кожей, коврами. В простенках
висели зеркала и картины. В комнатах
стояла красивая мебель. Люстры и множество
свечей освещали помещения. Отдельные
помещения выделялись под библиотеки.
Одежда
хозяев и слуг таких домов была на западный
манер, короткая и легкая, из дорогих
тканей, украшенная золотым и серебряным
шитьем и драгоценными камнями. Европейское
платье должно было стать нормой для
русского общества, но эта тенденция
обрела свою силу не сразу, она должна
была пробивать себе дорогу сквозь
прочные устои вековых традиций народа.
Тем не менее, общеевропейская мода,
диктовавшаяся общепризнанным лидером
- Парижем, в первой половине XVIII в. была
уже принята привилегированными сословиями
России.
Экипажи
были легкие, на рессорах, со слугами на
запятках. Концерты, различные развлечения,
шахматы стали элементами быта богатых
людей. В шахматной игре русские легко
обыгрывали европейцев. Европеизировавшиеся
люди делали прически, брили лицо,
некоторые использовали парики.
Представители
посадской верхушки жили скромнее
(суконное платье, скромные мебель и
посуда). Но в их среде также наблюдалось
стремление к комфорту.
В
XVII в. изменился царский быт. Охрана царя
доходила до 2000 человек. Специальные
слуги-спальники, конюшие, сокольничьи,
каретные помогали ему в течение дня.
Царские дворцы в XVII в. отличались большим
великолепием. Появляются постоянные
летние резиденции - Коломенское и
Измайловское.
В
помещениях появляются картины, часы,
зеркала. Для приема гостей используются
парадные залы. На пирах зачастую
накрывались столы на несколько тысяч
гостей. Главным развлечением царя были
псовая и соколиная охота.
Хоромы
дворян были копией царских покоев в
миниатюре. Они состояли из комплекса
деревянных и каменных сооружений. В
центре находилась печь. В окна вставляли
слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась
из резного дерева. Полы делали деревянные,
часто покрывали их коврами. Посуда была
золотой и серебряной. Стеклянная посуда
была редкостью.
Быт
горожан был более скромным. Подворье
включало жилой дом и хозяйственные
постройки. Основой мебели были столы,
лавки, сундуки. Основным украшением
считался красный угол с иконами. В XVII
в. посадские жители стали возводить
кирпичные дома, но такое жильё могли
позволить себе лишь зажиточные
горожане.
Крестьянский
двор включал избу, хлев, сарай. Избы
топились по черному, печи были редкостью.
Для освещения применялась лучина. Из
мебели были столы и лавки. Спали на печи
и лежанках около нее. Посуда была
деревянной и глиняной. Основой питания
были зерновые культуры, рожь, просо,
овес, пшеница, горох. Мясо готовили на
большие праздники. На севере и в Центре
собирали грибы и ягоды. Семья состояла
не более чем из 10 человек. В брак вступали
юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли
заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в
церкви стало обязательным. Одежда шилась
из домотканного холста и шкур животных.
Обувью служили лапти из лыка, или моршни
из кожи.
Все
новые явления быта были каплей в море
старорусских обычаев. Миллионы людей
жили в курных избах, с лучиной в общей
комнате. Крестьянские и посадские семьи
ели из общей миски деревянными ложками.
Носили они одежду из домотканого холста
или грубого сукна, летом лапти, зимой
валенки, спали на лавках в общих комнатах.
В редкие дни отдыха люди наслаждались
ряженьем, занимались гаданьем, с
удовольствием плясали и пели песни и
частушки.
Новые
веяния оставались элитарными. Они лишь
подчеркивали огромную пропасть между
жизнью широких народных масс (крестьян
и посадских людей) и чрезвычайно узкого
слоя тянувшихся к образованию и культуре
представителей верхов общества. И все
же храмы и дома стояли на виду, вход в
церкви был открыт для всех прихожан.
Это откладывало на облик сознания народа
цивилизационную печать.
По
сравнению с XVI веком XVII век имел хоть
какие-то преобразования в быту. Ведь в
XVI веке быт различных слоев народа
менялся медленно. Жизнь на огромных
просторах России оставалась традиционной,
как многие века назад. Оставалась все
та же длинная и тяжелая одежда. Те же
курные избы, та же деревянная посуда,
те же развлечения. Лишь в крупных городах
происходили некоторые сдвиги. Кое-где
появились слюдявые и стеклянные окна
вместо прежних, затянутых бычьими
пузырями.
В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе обмирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиозности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость».
Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочинения о Смуте: «Временни́к » Ивана Тимофеева , «Сказание » Авраамия Пáлицына , «Иное сказание » Ивана Катырёва-Ростовского . Авторы причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «провидéнию» (воле Бога).
Обоснование принципов абсолютизма проявилось в трактате «Политика » хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонника идеи славянского единства под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он предложил программу преобразований, но «за некое глупо слово» был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. он покинул Россию.
В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью». «Это был своеобразный русский вольнодумец на католической подкладке, – пишет В. О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипатией к византийско-церковной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева».
Подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин , сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайловича». Он критически (но не всегда объективно) описывал московские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…».
Устное народное творчество. Сказки, исторические песни создавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин.
Летописание. В 1630 г. написана последняя летопись – «Новый летописец », охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты.
Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, поэзия. Появились вымышленные персонажи.
Бытовые повести : «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «Повести о Горе-Злосчастии » молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в монастыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре » рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту.
Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорьиной ». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин.
Автобиографические повести: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное ». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком.
Сатирические повести : «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице» имеют обличительный характер. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыстный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – судили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязинской челобитной » и «Повести о бражнике » критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства.
Переводная художественная литература : «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».
Силлабическое стихосложение – стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоцкий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Вертоград многоцветный » и «Рифмологион »). Силлабическая поэзия была тяжеловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное правление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе », комедии «Притча о блудном сыне ». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин , Сильвестр (Симеон) Медведев .
В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Куранты ».
Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги.
Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государственного аппарата содействовало распространению просвещения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина , печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экземпляров разошлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.
В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа).
В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лих ý ды (Иоанникий Лих ý д , 1633–1717 и Софроний Лих ý д, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, философия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила духовенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок.
Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова . У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрельцов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни.
Научные знания. В XVII в. шло накопление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименований печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха).
Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова , «Описании новых земель, сиречь Сибирского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова , «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобладал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли.
Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Исторические сочинения написали Ф. Грибоедов , типографский «справщик» (редактор) Поликарпов и автор «Скифской истории » Андрей Лызлов . Монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Синóпсис » (обозрение), в котором доказывал закономерность воссоединения Украины с Россией.
Зодчество . Происходило обмирщение архитектуры – отход от церковной строгости и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье ». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: московские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.), ярославские церкви Ильи Пророка , Иоанна Златоуста в Коровниках , Иоанна Предтечи в Толчкове .
Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Московского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный загородный дворец царя Алексея Михайловича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль . В г. Иванове сохранились постройки XVII в. – Успенская деревянная церковь и каменное здание – Щудрóвская палатка владельцев села князей Черкасских.
Патриарх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить традиционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимског о монастыря под Москвой и Иверского монастыря на Валдае.
В конце XVII в. под влиянием Западной Европы возник нарышкинский стиль, или «московское барокко» . Характерные черты: устремлённость ввысь, многоярусность, сочетание краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Фил я х 1690–1693 гг., построена дядей Петра I – Л.К. Нарышкиным ).
Крепостной зодчий Яков Б у хв ó стов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве.
Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа названа по фамилии заказчиков – купцов Строгановых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выписывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин , Истома Савин и др.).
Художник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас нерукотворный » представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского » изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое женское тело – библейскую Вирсавию.
Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева ) (1630-е–1691) и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка.
Процесс обмирщения выразился в стремлении к реализму в иконах и портретах. Возникла парс ý на (от слова «персона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и светской живописи. Писались парсуны на деревянных досках, как иконы, но на них изображались светские люди («Князь Скопи́н-Шуйский », «Царь Фёдор Иоаннович »).
В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву.
Театр . Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать».
При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксерксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались западные музыкальные инструменты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт.
Быт . Жилище . Богатые и бедные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гравюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфортабельность избы: отопление «по-чёрному», маленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что касается построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побывавший в России в 1669 г. в составе шведского посольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...»
Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церковного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в курении, секли кнутом и ссылали в Сибирь.
Одежда была тяжёлая, меховая, с длинными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоноский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил являться во дворец в русской одежде, приказал сменить её на европейские кафтаны. Традиционные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и служилому, и дорожному времени не потребны».
Питание . Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана.
Развлечения . Царь и знатные люди были заядлыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути ». Чтобы прокормить царских соколов и кречетов, крестьяне несли «голубиную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей.
Таким образом , русская культура XVII в. развивалась под влиянием социальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры.
НАРОДЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
Петрова Екатерина Александровна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ гимназия №1 г.Полярные Зори Мурманская область
План урока
Русский народ Украинцы
Народы Поволжья
Народы Кавказа
Народы Сибири
1. Ханты. 2. Черкесы. 3. Черногорцы. 4. Чеченцы. 5. Чуваши. 6. Чукчи. 7. Шорцы. 8. Эвенки. 9. Эвены. 10. Энцы. 11. Эскимосы. 12. Эстонцы. 13. Юкагиры. 14. Якуты
В XVII веке авторитет России в славянском мире неуклонно укреплялся, расширялись ее связи со всеми без исключения славянскими народами. Однако характер этих контактов четко различался в зависимости от конфессиональной ориентации различных частей славянского мира. Если даже некоторые представители православного духовенства Балкан порой именовали русского православного монарха «своим царем», не говоря уже об украинцах и белорусах, то католики, каковыми были чехи и поляки воспринимали Россию как чужой и даже враждебный мир.
Народы, вошедшие в состав России в XVII веке:
1. Ханты и Манси (По р. Енисей)
2. Буряты (Верховья р. Ангары и р. Витима)
3. Эвенки (Тунгусы) (От р. Енисей до побережья Охотского моря)
4. Якуты (Бассейн р. Лены, р. Яны, р.Индигирки, р. Колымы)
5. Коряки, Чукчи, Юкагиры (Северо-восток
Сибири, до Берингова пролива)
6. Дауры, Дючеры (Южное Забайкалье и Приамурье)
Основные тенденции освоенияновых регионов
1. Колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами.
2. Проникновение на новые территории норм российского права.
3. Стремление заручится поддержкой местной племенной знати.
4. Развитие охоты и добывающих промыслов на новых территориях.
5. Принудительная христианизация местного населения.
1. Русский народ
Общая численность – 10 млн чел.
По мере освоения Сибири с местными жителями вели товарообмен.
Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. В XVII веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.
До середины XV века происходил интенсивный культурный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдаване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный «фильтр» византийской культуры. Во второй половине XV века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурного обмена России с внешним миром существенно изменились.
XVII век для Европы - это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 18 миллионов до 4 миллионов). Из Голландии, германских княжеств, других стран шел поток переселенцев в Россию. Эмигрантов привлекал громадный земельный фонд. Жизнь российского населения в правление первых Романовых становилась размеренной и сравнительно упорядоченной, а богатства лесов, лугов и озер делали ее достаточно сытой.
2.Украинцы
Составляли около 15% от общей численности населения. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России при условии сохранения самоуправления.
К концу 17 столетия окончательно оформилась гетманщина (система управления в Киеве и Левобережной Украине). При гетмане состояла старшинская рада (совет). Она назначала своих представителей на главные должности – уряды.
3. Народы Поволжья
Основным занятием русских Симбирского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, полбу, просо, ячмень, пшеницу, горох. Из технических культур – лён, и коноплю. Издавна занимались русские и огородничеством. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, домашнюю птицу.
Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили отпечаток на материальную культуру русских Симбирского Поволжья. Так русские восприняли элементы традиционной культуры местного населения: от татар и чувашей местоположение печи (отступая от задней стены), вмазанные в печь котлы, некоторые блюда (салму, катык и другое); от финно-угорских народов – хозяйственную постройку – подвал, некоторые элементы одежды.
Татары
Татары - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.
Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане).
Чуваши
Само название народа "чуваш", производят от булгарского племени сувар, суваз. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами "горных" марийцев и сформировали группу чувашей-вирьялов (верховых), живущих ныне в северо-западных районах Чувашии.
До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тора. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.
В XVIII-XIX веках большая часть чувашей была крещена.
Мордва
Мордовские племена - автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя.
Основное традиционное занятие мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы.
Традиционное жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской.
4. Народы Кавказа
Вайнахи (чеченцы)
Ингуши Осетины
К 17 веку, то есть к моменту прочного включения Северного Кавказа в состав Российской империи, большинство коренных народов находилось на переходной стадии от родового к классовому обществу. Слабое развитие социальной дифференциации явилось следствием целого ряда причин. Исключительное занятие скотоводством способствовало неизменности патриархальных отношений. Пастбища, луга и поля всегда находились в коллективной собственности всей мусульманской общины джамаат.
Все вольные общества Кавказа имели военизированный характер, к чему их побуждала постоянная оборона от врагов и собственная набеговая экспансия.
Основой любого вольного общества выступал род, группа родственных семей, связанных общим происхождением. У чеченцев- тейп, у адыгов - ачих. Старейшина выступал предводителем рода, тхъамада, а верховная власть - совету старейшин рода. Все важные решения принимались советом старейшин, прежде всего решения о кровомщении, конлы.
5. Народы Сибири
Здесь проживали разные народы, но численность их была невелика – всего около 200 тысяч человек.
Сравнительно небольшими объединениями родов в племя (от 100 до 1000 человек) жили малые народности, говорящие на разных языках. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая.
Огромные пространства тундры до низовьев Енисея занимали ненцы (самоеды). Дальше на восток, от Енисея до Охотского моря, жили племена эвенков (тунгусов). По берегам Ангары и Байкала селились буряты. Одним из наиболее многочисленных народов северо-восточной Сибири были якуты (саха).
Эвенки
Буряты
На крайнем северо-востоке Сибири жили племена юкагиров, чукчей, коряков, камчадалов, курилов. Вплоть до прихода русских они не знали железа. В Приамурье жили племена дауров, на развитие которых оказала большое влияние китайская цивилизация.
Коряки
Камчадалы