• Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

    1. Продолжать учить детей пересказывать сказку от лица литературных героев (лисы, волка, деда), соблюдать последовательность изложения, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.

    2. Развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки.

    3. Упражнять в подборке синонимов.

    4. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание.

    5. Воспитывать интерес к фольклорному жанру.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

    Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

    Задачи:

    1. Продолжать учить детей пересказывать сказку от лица литературных героев (лисы, волка, деда), соблюдать последовательность изложения, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.
    2. Развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки.
    3. Упражнять в подборке синонимов.
    4. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание.
    5. Воспитывать интерес к фольклорному жанру.

    Предварительная работа.

    Знакомство с русскими народными сказками, со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», с персонажами данной сказки.

    Материал:

    Схемы-иллюстрации к сказке (старик везёт рыбу, а лиса следит за ним; волк ловит рыбу; волк везёт лису). Мячик для игры. Картинка – схема с изображением леса. Волшебный сундучок и письмо с заданиями.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

    Бродят сказки по белому свету,

    Дарят людям чудеса и добро.

    Как раскроешь ты дивную книгу,

    Так возьмёт тебя в плен волшебство.

    Вы любите сказки? (ответы детей)

    Воспитатель: «Почему вы любите сказки?»

    Дети: «Они очень интересные. В сказках добро всегда побеждает зло. В сказках есть волшебство».

    Воспитатель: «Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А в какую, догадайтесь по словам: старик, прорубь, волчий хвост, кадка с тестом».

    Дети отвечают.

    Воспитатель: «Правильно угадали. Проходите сюда…(звучит музыка) Ой, ребята, что же делать? Потерялась книжка. Вместо неё сундучок какой-то. Откуда он взялся?

    На экране – Королева Сказок. «Здравствуйте ребята! Я – Королева Сказок. В моей стране произошла неприятная история: хитрая лиса разбросала сказку по белому свету. Вернуть её вы сможете, если ответите на все вопросы. В помощь вам приготовил картинки – подсказки. Желаю удачи».

    Я думаю, что мы справимся с заданиями. Присаживайтесь.

    Сундучок, сундучок, расписной бочок, золочёный узор, ты открой секрет нам свой.

    Задание №1: разложите картинки – подсказки в том порядке, в каком происходят события в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк» (выполняет 1 ребёнок, другие проверяют) Правильно ли выполнено задание. О чём рассказывается в первой части сказки? (О том, как лиса обманула старика) О чём говориться во второй части? (О том, как лиса обманула волка) О чём говориться в третьей части? (О том, как волк вёз лису домой)

    Королева сказок: «Молодцы, этапы сказки вы знаете, иллюстрации вернули»

    Задание №2

    Какими словами начинается сказка? (Жили себе дед да баба)

    Что придумала лиса, чтобы обмануть деда?

    (забежала вперёд и притворилась мертвой)

    Что сделала лиса, когда оказалась на возу?

    (проделала в санях дырку и выкинула всю рыбу)

    К.С.: «Вы правильно ответили на вопросы! Хорошо знаете сказку!»

    Задание№3

    Королева сказок предлагает игру «Так или не так». Возьмите знаки. Если ответ правильный, покажите мне зелёный кружок, если неправильный – красный.

    Волк увидел, что лиса ест рыбу и закричал:

    «Сюда, сюда,

    Поспела всем еда,

    Стол давно уже накрыт,

    Кто придёт, тот будет сыт!» Так ли это?

    (Нет, не так. Волк сказал: «Дай мне рыбки».)

    Лиса ответила: «Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем»

    (Нет, не так. «Налови сам да и ешь»)

    Когда волк ловил рыбу, он приговаривал: «Носик, носик, пей воду» . Так или не так?

    (Не так. «Ловись рыбка, мала и велика, ловись рыбка, мала и велика»)

    А лиса тем временем: «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»

    (Лиса приговаривала так: «Ясни, ясни на небе звёжды, мёрзни, мёрзни волчий хвост»

    Волк остался без хвоста, потому что его оторвали собаки? (Волк всю ночь сидел, опустив хвост в прорубь, вот он и примёрз. Утром бабы пошли за водой, увидели волка и давай бить его. Волк рвался-рвался и оторвал хвост).

    В то время, когда волка били, лиса влезла в избушку и нашла там скалочку? (Лиса влезла в кадку с тестом)

    Задание №6

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, книга возвратилась. Иллюстрации на месте, но вот слова не все. Помогите вернуть слова в сказку.

    Воспитатель: Как говорится в сказке о рыбе?

    Дети: Мерзлая

    Воспитатель: А воротник какой?

    Дети: Славный.

    Воспитатель: Лисичка…

    Дети: Кумушка, лисонька, сестричка, сестрица, милая.

    Воспитатель: Волк…

    Дети: Куманёк, серый, братец, битый.

    Воспитатель: Дед понял.

    Дети: Смекнул.

    Воспитатель: Волк проголодался.

    Дети: У волка бока подвело.

    Воспитатель: Бабы били волка.

    Дети: Колотили.

    Воспитатель: Лиса захотела украсть.

    Дети: Захотела стянуть.

    Воспитатель: Дед расстроился.

    Дети: Погоревал-погоревал, да делать нечего.

    Физминутка.

    Ребята, вы очень внимательны. Королева сказок в этом убедилась и предлагает поиграть в прятки.

    Воспитатель: Лиса не только обманщица, но и хвастунья. Кому лисичка могла рассказать историю?

    Ребёнок: Я думаю, что лиса рассказала эту историю другой лисе.

    Воспитатель: Предлагаю выйти и рассказать, как она это сделала

    Воспитатель: Кому волк мог рассказать эту историю?(другому волку)

    Воспитатель: Как бы он это сделал?

    Воспитатель: Молоды, ребята. Помогли вернуть героев в сказку (показ яркой обложки).

    Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, плутовка, жестокая).Давайте поможем лисе исправиться. Скажите, чего она не должна делать? Какой бы вы хотели видеть лису?

    Ответы детей.

    Воспитатель: «Королева сказок благодарит за помощь и прости вас нарисовать картинки к новой сказке, в которой лиса будет весёлой и доброй.

    Используемая литература:

    Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд.-208 с.- (Детский сад с любовью)


    Лилия Мащенко
    Конспект НОД по развитию речи. Пересказ и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк»

    Воспитатель Мащенко Л. В.

    Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, я предлагаю вам повернуться к ним, улыбнуться и поздороваться с ними.

    Дети : Здравствуйте!

    Воспитатель : А теперь, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу?

    1 Мотивация :

    Воспитатель : Ребята, сегодня утром нам принесли посылку, Эта посылка от лесных зверей. Ой! А что же в ней, давайте посмотрим? Смотрите записка!

    (Воспитатель открывает посылку, достает записку от лесных зверей)

    Воспитатель : «Ребята, мы нашли в лесу иллюстрации к сказке , а к какой, мы не знаем. Может, вы знаете?»

    2. Основная часть.

    «Если сказка в дверь стучится ,

    Ты скорей ее впусти,

    Потому что сказка – птица ,

    Чуть спугнешь - и не найти…»

    Воспитатель : Конечно, есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы вспомним сказку , а какую вы узнаете, отгадав загадки :

    Эта рыжая плутовка,

    Кур ворует очень ловко.

    Волку серому сестричка ,

    А зовут её…

    Дети : Лисичка .

    Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

    Дружбу водит лишь с лисой,

    Этот зверь сердитый, злой.

    Он зубами щёлк да щёлк,

    Очень страшный серый.

    Д : Волк .

    Воспитатель : Молодцы, ребята!

    Воспитатель : Вы догадались, как называется эта сказка ?

    Дети : Сказка называется «Лисичка – сестричка и волк » .

    Воспитатель : А сейчас мы вспомним эту сказку . Вы слушайте ее внимательно. Итак, сказка называется «Лисичка – сестричка и волк » .

    (Воспитатель выразительно читает сказку , сопровождая показом иллюстраций).

    Воспитатель : Ребята, вам понравилась сказка ?

    Дети : Да.

    Воспитатель : Прежде чем мы начнём отвечать на вопросы, сделаем небольшую гимнастику для дыхания.

    3. Дыхательная гимнастика «Ладошки»

    Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем короткие вдохи носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем через нос.

    (Делают 5 раз)

    Воспитатель : Молодцы!

    Воспитатель : А про кого эта сказка ?

    Дети : Про лисичку и серого волка .

    Воспитатель : Правильно.

    Воспитатель : Как она называется?

    Дети : «Лисичка – сестричка и серый волк »

    Воспитатель : Какая по характеру лиса?

    Дети : Хитрая, обманщица, плутовка.

    Воспитатель : Ребята, что значит выражение «плутовка» ?

    Дети : Шалунья, обманщица.

    Воспитатель : Какой в сказке волк по характеру ?

    Дети : Добрый, доверчивый.

    Воспитатель : А, что значит слово «доверчивый» ?

    Дети : Это значит, что слушает лису и верит, что она ему говорит.

    Воспитатель : Расскажите, как лиса советовала волку ловить рыбу ?

    Дети : Лиса советовала волку ловить рыбу хвостом .

    Воспитатель : Почему лиса обманула волка ?

    Лера : Она не хотела делиться рыбой, а хотела подшутить над волком .

    Воспитатель : Правильно ли поступила лиса?

    Дети : Нет, нужно уважать других зверей и относиться к ним по - доброму.

    Воспитатель : А в какое время года происходит действие сказки ?

    Дети : Действие сказки происходило зимой .

    Воспитатель : Как вы это поняли? По каким словам?

    Дети : А мороз все сильней, да сильней и волчий хвост примерз в прорубе.

    Воспитатель : Что сказала лиса , когда ехала на волке ?

    Марьяна : Битый небитого везёт.

    Воспитатель : Что ей волк ответил ?

    Артем

    Вика : Я, куманек, говорю : битый битого везет.

    Воспитатель : Давайте сейчас инсценируем этот отрывок . Вот наши участники.

    (Воспитатель выбирает детей на роли лисы и волка и надевает шапочки героев сказки )

    Воспитатель : Едет лиса на волке (один за другого держится) и приговаривает.

    Лиса : Битый небитого везёт, битый небитого везет.

    Волк : Что ты мне, кумушка, говоришь?

    Лиса : Я, куманёк, говорю : битый битого везёт.

    Волк : Так, кумушка, так!

    Воспитатель : Довёз волк лису до её норы , соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком смеётся-посмеивается.

    Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

    Воспитатель : А сейчас давайте с вами немного разомнемся.

    4. Физкультминутка «Рыжая лисичка »

    Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)

    Пляшет маленький народ (приседания)

    Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)

    Мы готовы круглый год (приседания)

    Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)

    Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)

    Это рыжая лисичка (прыжки на месте)

    Под кусточком лисий дом .

    Воспитатель : Ребята, в посылке еще что – то есть.

    (воспитатель открывает посылку и достает из нее иллюстрированные домашние животные их детеныши).

    Воспитатель : Ребята, кто это?

    Дети : Это домашние животные со своими малышами.

    5. Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши»

    Воспитатель : А как называют малышей наших животных? Собака – со своим ….

    Алена : Собака со своим щенком, кошка с котенком, крольчиха с крольчонком, корова с теленком.

    (Дети размещают домашних животных и их детенышей на магнитной доске)

    Воспитатель : Молодцы, ребята!

    6. Рефлексия.

    Вам понравилась сказка ?

    Как называется сказка ?

    Вы хотите быть похожи на лисичку , такими же хитрыми, обманщиками?

    На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать и обманывать своих друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.

    Что вам больше всего на занятии понравилось?

    (Ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы, ребята, вы замечательно отвечали на занятии! Лесные звери вам прислали сладости. Угощайтесь, пожалуйста. А теперь угостите наших гостей.

    Воспитатель : Давайте попрощаемся с нашими гостями.

    Дети : До свидания!

    Публикации по теме:

    Театрализация развивает коммуникативные качества личности, поэтому в своей работе с детьми по развитию речи я использую театрализованную.

    Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: "Пересказ русской народной сказки ""Лиса и волк" Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

    Конспект занятия по развитию речи «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию речи «Лисичка – сестричка и серый волк» (старшая группа). Цель: Формирование интереса и любви к русским.

    Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЦЛП и ДО» г.Казань.

    Воспитатель: Шайдуллина А.Г. Казань 2015г.

    Цель: Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам.

    Конспект занятия.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент. Поговорим об этом на примере сказки . Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое?

    Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» .

    Воспитатель: Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк» . Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.

    Ответы детей: - Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала.

    Волка побили, он остался без хвоста.

    Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала.

    Бабка осталась без рыбы и без воротника.

    Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила.

    Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?

    Ответы детей:

    Рыжая, пушистая.

    Лиса красивая, хвост длинный, пушистый, красивый.

    Взгляд хитрый.

    Мордочка острая.

    Лисичка – самая красивая из зверей.

    Воспитатель: А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая?

    Ответы детей:

    Нет, на вид она очень красивая и хорошая.

    Но взгляд у нее хитрый.

    Воспитатель: Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда?

    Ответы детей:

    Потому, что она хитрая.

    Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет.

    Она знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да еще и следы путает, - можно и не догнать. Деда легче обмануть.

    Потому, что дед ей поверил.

    Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет.

    Воспитатель: А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации?

    Ответы детей:

    Дед старый и знает, что лиса – обманщица. Нужно было подумать, прежде чем бросать лису в сани, и тогда он что-нибудь придумал бы.

    Нужно было проехать мимо и не обращать внимания на лису.

    Нужно было внимательно посмотреть ей в глаза – он заметил бы, что она живая.

    Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки. Нужно было лису положить в мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была бы, и воротник.

    Воспитатель: Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка.

    Ответы детей:

    Лиса сама часто бывает голодной, но с волком добычей не делилась, а послал его на верную смерть. Хорошо, что только без хвоста остался.

    Лиса посоветовала ловить рыбу в проруби, на волчий хвост.

    Она жадная, не поделилась с волком, да еще и обманула его.

    Она знала, что волк голодный, жадный, будет долго сидеть и хвост у него примерзнет.

    Воспитатель: А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом?

    Ответы детей:

    Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает.

    Сказал бы: «Сама покажи, как ловить рыбу хвостом» .

    Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу.

    Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно.

    Волк и лиса – кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит.

    Воспитатель:

    А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки?

    Ответы детей:

    Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся: а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала она ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим половить. Лиса посоветовала волку опустить в прорубь хвост и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся он на лису и ушел в лес. А лиса так голодная и осталась.

    Воспитатель: Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку.

    В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец.

    Воспитатель: Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, - хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой.

    Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете?

    Ответы детей:

    К нему нельзя прикасаться.

    Его нельзя брать в руки.

    Я скажу об этом маме.

    Воспитатель: Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью.

    И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. Не вспомните такие же примеры из других сказок?

    Ответы детей:

    Снежная королева была красивой, но жестокой, коварно, бессердечной.

    В сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» красивая, но злая царица превратилась в «добрую» старуху, чтобы отравить царевну яблоком.

    В сказке «Дикие лебеди» красивая, но злая и коварная царица превратила маленьких принцев в диких лебедей.

    Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказки, где внешность не соответствует душевным качествам человека, его намерениям. Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными.

    И самое главное, помнить и выполнять простые правила:

    Никогда, никуда не ходить с чужими людьми.

    Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.

    Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.

    Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» . Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.

    Цель: формирование основы читательской самостоятельности.

    Задачи урока:

    Образовательные :

    • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
    • познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
    • расширить представление о сказках о животных;
    • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
    • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

    Развивающие :

    • развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
    • умение анализировать и обобщать;
    • интерес к чтению, любознательность.

    Воспитательные :

    • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
    • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

    Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент (физминутка).

    Прозвенел звонок для нас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо
    Вижу класс наш хоть куда.
    Мы начнем урок друзья.

    – Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    II. Мотивация.

    Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)

    В путешествие пойдем,
    В страну сказок попадём,
    Слушай, думай, наблюдай,
    Сказку нашу отгадай.
    В сказку эту попадёте.
    На, ковре, на самолёте.
    Глазки дружно закрывайте,
    Сказку в душу пропускайте
    И пока не скажу,
    Не открывайте.

    Считаю до 5, дети открывают глаза.

    Выходят ведущий, мышка, лягушка.

    В чистом поле теремок-теремок.
    Он не низок, не высок.
    Как по полю-полю мышка бежит,
    У дверей остановилась и стучит:

    Мышка:

    Кто-кто в теремочке живет?
    Кто-кто в невысоком живет?

    Никто мышке не ответил.
    Вошла она в теремок и стала в нем жить.
    Как по полю-полю лягушка скачет,
    Увидала теремок и стучит:

    Лягушка:

    Кто-кто в теремочке живет?
    Кто-кто в невысоком живет?

    Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?

    Лягушка:

    Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
    Пусти меня жить!

    Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!

    Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

    Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

    Учитель: Почему эту сказку называют народной?

    Дети: Сочинил народ.

    Учитель: А ещё какие бывают сказки?

    III. Работа с выставкой книг.

    Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?

    Учитель: Какие сказки появились раньше?

    Дети: Раньше появились сказки народные.

    Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

    Дети: Их рассказывали взрослые детям.

    Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

    Дети: Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.

    IV. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?

    В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.

    Дети: Это сказки о животных.

    Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)

    Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?

    V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)

    VI. Проверка первичного восприятия.

    Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?

    Докажите!

    Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?

    Кого в сказке можно назвать сообразительным?

    Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?

    Кого она перехитрила?

    Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.

    А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)

    Как об этом сказано в сказке.

    Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?

    Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?

    Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?

    Дети: Битый небитого везет.

    VII. Физкультминутка.

    Только в сказку мы вошли
    Появились комары.

    Впереди из-за куста
    Смотрит хитрая лиса,
    Мы лисичку обхитрим,
    На носочках пробежим.

    Волк вот рыщет быстро в поле,
    Очень грозен он на воле.
    Подражаем мы волчишке
    Непоседы-ребятишки
    Но закончилась игра
    И учиться нам пора.

    Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.

    VIII. Работа по тетради.

    Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
    Но нет ничего интереснее нашей сказки.

    Учитель: Откройте тетради по закладке.

    Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)

    Учитель: Прочтите 2 задание.

    Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.

    Найдите и прочитайте слова волка.

    Найдите и прочитайте слова лисы.

    Прочитаем отрывок по ролям.

    IX. Закрепление изученного материала.

    Моделирование учащимися обложки.

    Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

    Дети: Сказку.

    Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?

    Дети: Кружок.

    Учитель: О ком говорится в этой сказке?

    Дети: О животных.

    Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?

    Дети: коричневым.

    Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)

    Учитель: Как заканчивается эта сказка?

    Дети: Грустно?

    Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)

    Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    Как вы понимаете эти слова?

    Какой урок вы вынесли для себя из сказки?

    • быть честным, добрым;
    • на добро отвечать добром.

    XI. Итог урока.

    Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?

    (Достает письма, читает их)

    1. Перед волком не дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Все ж попался… (“Колобок”)

    2. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).

    3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)

    4. Ах ты, Петя - простота,
    Сплоховал немножко.
    Не послушался кота -
    Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)

    5. Все закончилось благополучно,
    Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)

    Учитель: Молодцы.

    А что объединяет все эти сказки?

    Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.

    Закрываем снова глазки,
    Улетаем мы из сказки.
    1, 2, 3, 4, 5
    В класс вернемся мы опять.

    X. Рефлексия.

    Что вы хотите сказать про урок?

    Какой оценки заслуживает наш урок?

    У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)