Валентин Григорьевич Распутин – один из наиболее ярких представителей классической советской и русской прозы ХХ века. Его перу принадлежат такие знаковые повести, как “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Дочь Ивана, мать Ивана”. Он был членом Союза писателей СССР, лауреатом высших государственных наград, активным общественным деятелем. Он вдохновлял режиссеров на создание гениальных кинофильмов, а своих читателей на то, чтобы жить по чести и совести. Ранее мы публиковали , это вариант более полной биографии.

Меню статьи:

Деревенское детство и первые творческие шаги

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда (ныне Иркутская область). Его родители были простыми крестьянами, а он – самым обыкновенным крестьянским ребенком, с раннего детства знавшим и видевшим труд, не привыкшим к излишкам, прекрасно чувствующим народную душу и русскую природу. В младшую школу он ходил в родном селе, а вот средней там не было, поэтому маленькому Валентину пришлось переехать за 50 км, чтобы посещать учебное заведение. Если читали его “Уроки французского”, то сразу проведете параллели. Практически все истории Распутина не выдуманы, они прожиты им или кем-то из его окружения.

Получать высшее образование будущий писатель отправился в Иркутск, где поступил в городской университет на историко-филологический факультет. Уже в студенческие годы он стал проявлять интерес к писательству и журналистике. Площадкой для проб пера стала местная молодежная газета. Его очерк “Я забыл спросить у Лешки” привлек внимание главного редактора. На юного Распутина обратили внимание, а он сам уяснил – будет писать, это у него получается неплохо.

После окончания университета юноша продолжает работать в газетах Иркутска и Красноярска и пишет первые рассказы, но пока что не публикуется. В 65-м на совещании молодых писателей в Чите оказался известный советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин. Ему очень понравились произведения начинающего литератора и он решил их протежировать, став “крестным отцом” Распутина-литератора.

Взлет Валентина Григорьевича произошел стремительно – уже два года спустя после встречи с Чивилихиным он стал членом Союза писателей СССР, что являлось официальным признанием литератора на государственном уровне.

Ключевые произведения автора

Дебютная книга Распутина была опубликована в 1966 году под названием “Край возле самого неба”. В следующем году вышла повесть “Деньги для Марии”, принесшая популярность новой звезде советской прозы. В своем произведении автор рассказывает историю Марии и Кузьмы, которые живут в глухой сибирской деревеньке. У супругов четверо детей и долг в семьсот рублей, который они взяли в колхозе на строительство дома. Чтобы улучшить материальное положение семейства, Мария устраивается в магазин. Перед ней уже несколько продавцом засадили за растрату, потому женщина очень переживает. Спустя длительное время в магазине проводят ревизию и обнаруживают недостачу в 1 000 рублей! Марии нужно собрать эти деньги за неделю, иначе ее посадят в тюрьму. Сумма неподъемная, но Кузьма и Мария решают бороться до конца, они начинают одалживать деньги у односельчан… и вот тут многие, с кем они жили плечом к плечу, проявляются с новой стороны.

Справка. Валентина Распутина называют одним из значительных представителей “деревенской прозы”. Это направление в русской литературе сформировалось к середине 60-х и объединило произведения, изображающие современную деревенскую жизнь и традиционные народные ценности. Флагманами деревенской прозы являются Александр Солженицын (“Матренин двор”), Василий Шукшин (“Любавины”), Виктор Астафьев (“Царь-рыба”), Валентин Распутин (“Прощание с Матерой”, “Деньги для Марии”) и другие.

Золотой эпохой творчества Распутина стали 70-е. В это десятилетие были написаны его самые узнаваемые произведения – рассказ “Уроки французского”, повести “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”. В каждом произведении центральными персонажами были простые люди и их нелегкие судьбы.

Так, в “Уроках французского” главным героем является 11-летний Лешка, смышленый паренек из деревни. На его родине нет средней школы, поэтому мама собирает деньги, чтобы отправить сына на учебу в райцентр. В городе мальчику несладко – если в деревне случались голодные дни, то здесь они практически всегда, ведь еду в городе достать намного сложнее, все приходится покупать. Из-за молокровия мальчику нужно каждый день покупать молоко на рубль, нередко оно становится его единственной “едой” на целый день. Старшие мальчики показали Лешке, как заработать быстрые деньги, играя в “чику”. Он всякий раз выигрывал свой заветный рубль и уходил, но однажды азарт взял верх над принципом…

В повести “Живи и помни” остро поднимается проблема дезертирства. Советский читатель привык видеть дезертира исключительно в темном цвете – это человек без моральных принципов, порочный, трусливый, способный предать и спрятаться за спинами других. А что если такое черно-белое разделение несправедливо? Главный герой Распутина Андрей однажды в 44-м не вернулся в армию, просто захотел на денек заглянуть домой, к любимой жене Настене, а потом возврата уже не было и на нем зазияло пекучее клеймо “дезертир”.

В повести “Прощание с Матерой” показана жизнь целой сибирской деревни Матеры. Местные вынуждены покинуть свои дома, потому что на их месте будут строить ГЭС. Поселение в скором времени затопят, а жителей отправят в города. Каждый воспринимает это известие по-разному. Молодежь преимущественно радуется, для них город – это невероятное приключение и новые возможности. Взрослые настроены скептично, скрипя сердцем расстаются с налаженым бытом и понимают – в городе их никто не ждет. Тяжелее всего старикам, для которых Матера – вся их жизнь и другой они не представляют. Именно старшее поколение становятся центральным персонажем повести, ее духом, болью и душой.

В 80-х и 90-х Распутин продолжает много трудиться, из под его пера выходят повесть “ ”, рассказы “Наташа”, “Что передать вороне?”, “Век живи – век люби” и многое другое. Перестройку и вынужденное забвение “деревенской прозы” и деревенской жизни Распутин воспринял болезненно. Но писать он не прекратил. Большой резонанс имело произведение “Дочь Ивана, мать Ивана”, изданное в 2003 году. В нем отразилось упадническое настроение писателя, связанное с крахом большой страны, морали, ценностей. Главную героиню повести, юную девочку-подростка, насилует компания отморозков. Ее на протяжении нескольких дней не выпускают из мужского общежития, а потом всю побитую, запуганную, морально сломленную вышвыривают на улицу. Они с матерью отправляются к следователю, но правосудие не торопится наказывать насильников. Утратив надежду, мама решается на самосуд. Она делает обрез и поджидает обидчиков в подъезде.

Последняя книга Распутина была создана в тандеме с публицистом Виктором Кожемяко и представляет своеобразную автобиографию в беседах и воспоминаниях. Труд вышел в свет в 2013 году под названием “Эти двадцать убийственных лет”.

Идеология и общественно-политическая деятельность

Несправедливо говорить о жизни Валентина Распутина, не упоминая его активную общественно-политическую деятельность. Занимался он этим не ради выгоды, а лишь потому что не был молчуном и не мог наблюдать за жизнью своей горячо любимой страны и народа со стороны.

Очень огорчило Валентина Григорьевича известие о “перестройке”. При поддержке единомышленников Распутин писал коллективные антиперестроечные письма, надеясь сохранить “великую страну”. В дальнейшем он стал не так критичен, но окончательно новый строй и новую власть принять не смог. И никогда власти не кланялся, несмотря на щедрые подарки от нее.

“Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно… Теперь этот спасительный берег куда-то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали. И люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы”

Много внимания Распутин уделял вопросам охраны природы. Писатель видел сбережение народа не только в обеспечении его работой и прожиточным минимумом, но и в сохранении его нравственного и духовного облика, сердцем которого является мать-природа. Особенно его беспокоил вопрос Байкала, по этому поводу Распутин даже встречался с президентом РФ Владимиром Путиным.

Смерть и память

Валентин Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 года, за день до своего 78-летия. На этот момент он уже похоронил жену и дочь, последняя была успешной органисткой и погибла в авиакатастрофе. На следующий день после смерти великого писателя по всей Иркутской области был объявлен траур.

Биография Валентина Распутина: вехи жизни, ключевые произведения и общественная позиция

4.7 (93.33%) 3 votes

В 1966. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отмечен талант Распутина, он рекомендован в Союз писателей СССР. Большой успех у читателей получила первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Критика отметила ее как переход Распутина от «таёжной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству писателя. Распутин будет испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке совестью, деньгами, любовью к матери, верностью к дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всемирную известность. С начала 1970-х повести и рассказы Распутина выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик (ныне – «ближнего зарубежья»), выходят во многих европейских странах, в Японии, США. В 1977 за повесть «Живи и помни» Распутину присуждена Государственная премия СССР, в 1987 Государственная премия присуждена за повесть «Пожар». Распутин – член Правления Союза писателей СССР и РСФСР (с 1985), неоднократно избирался секретарём того и другого союзов, с 1994 – сопредседатель Правления Союза писателей России. В 1980-1990-е много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе заветных уголков Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь...» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Б. В. Дмитриева, стала тотчас же по выходе в свет библиографической редкостью. Избирался депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, был советником в Президентском совете при М. С. Горбачеве. Член редколлегий многих газет и журналов, входил в руководящие органы общественных движений, деятельность которых посвящена возрождению России. Инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры « » с 1994.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011

Жил и работал в Иркутске и Москве. 12 марта 2015 был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015.

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Писатель занимает последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечные письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18.01.1989), «Письмо писателей России» (1990 год|1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение 43-х «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза П. А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».

2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знаменами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР.

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе с В. Бондаренко этот эпизод его жизни, В. Распутин заметил:

«Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

В Иркутске Распутин содействует изданию газеты «Литературный Иркутск».

В 2007 Распутин выступил в поддержку Зюганова.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913–1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911–1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939–2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского , родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Умерла 1 мая 2012 в возрасте 72 лет.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 – 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла 9 июля 2006 в результате авиакатастрофы , произошедшей в аэропорту , в возрасте 35-ти лет.

Сын - Сергей Распутин (1961), преподаватель английского языка.

Сочинения

Повести

  1. Деньги для Марии (1967)
  2. Последний срок (1970)
  3. Живи и помни (1974)
  4. Прощание с Матёрой (1976)
  5. Пожар (1985)
  6. Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  1. Я забыл спросить у Алёшки... (1965)
  2. Край возле самого неба (1966)
  3. Костровые новых городов (1966)
  4. Вверх и вниз по течению (1972)
  5. Уроки французского (1973)
  6. Век живи – век люби (1982)
  7. Сибирь, Сибирь (1991)
  8. Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова

1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео

1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков

1980 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько b Элем Климов.

1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов.

1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская

2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин

Награды

Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987), орден Трудового Красного Знамени (1981), орден Знак Почета (1971), орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007), орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002). Лауреат (1977, 1987) международной премии имени Фёдора Достоевского, премии Александра Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал », литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). Почётный гражданин Иркутска (1986).

Память

Имя Валентина Распутина присвоено Научной библиотеке ИГУ .

В 2015 имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».

В 2015 имя Валентина Распутина присвоено школе №12 в г. (Иркутская область), в марте 2016 на фасаде здания школы установлена мемориальная доска в честь писателя.

19 марта 2015 имя Валентина Распутина присвоено средней школе № 5 в г. Урюпинске (Волгоградская область).

Приложение. Валентин Распутин. Биографический очерк

«Родился я в трехстах километрах от ,- рассказывает писатель,- в , что на . Так что я - коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало» (Вопросы литературы. 1976. №9).

Детство Распутина прошло в низовьях , в небольшой деревне Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег . С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть-Удинской средней школе.

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета .

«В Москве откровенно говорят о том, что не знают, как поступить с Восточной Сибирью. Об этом говорилось на недавнем форуме в Иркутске. Похоже, что нас собираются передать каким-то государствам: продают карту наших полезных ископаемых, чтобы те знали, где и что у нас добывать. Это не сказки, это точно. Тысячи китайцев переходят сюда, селятся, работают, обживаются. В Благовещенске уже не знают, куда от них деваться. Перспективы очень безрадостные... Игры в справедливость, разговоры о правах человека... Какие права человека - здесь людей с родной земли, с родных могил гонят!»

Литература

  1. Русское Устье // Распутин В. Сибирь… Сибирь… : очерки. - М., 1991. - С.221-264
  2. Распутин В. На Индигирке, рядом с океаном // Розовая чайка . - 1991. - № 1. - С.195-201.
  3. Распутин В. Писатель и время : Сб. документ. прозы. - М., 1989. - С.4-50.
  4. Распутин В. Русское Устье: Из книги «Сибирь, Сибирь…» // Наш современник . - 1989. - № 5. - С.3-40.
  5. Валентин Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть // статья из журнала «Наш современник». - 2003. - № 11.
  6. Чупринин С. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. - М., 2009.
  1. У нас - Поле Куликово, у них - «поле чудес» : Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко //

Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.

При изучении творчества В.Г. Распутина целесообразно обратиться к интервью с ним в «Литературной газете», где выражаются общественно-философские взгляды писателя, его эстетика - отношение к языку, раскрываются секреты творческой мастерской. Лучше понять повесть «Прощание с Матерой» поможет история творческого замысла и публикации произведения.

Особого внимания заслуживает отношение писателя к природе и современным компьютерным технологиям. Какими в его произведениях предстают картина мира, концепция человека, художественное пространство и время? Как через эти особенности содержания и формы раскрываются взгляды, система ценностей писателя-«деревенщика»?

При размышлениях над его последней острозлободневной повестью «Дочь Ивана, мать Ивана» необходимо познакомиться с критическими откликами, например, со статьей В. Бондаренко «Долюшка женская (О новой повести Валентина Распутина)» (День лит. 2003. 21 окт. № 10). Согласны ли Вы со следующей оценкой критика: «Валентин Распутин говорит …: друзья мои, выхода нет, зло должно быть наказуемо. Это и есть нынешняя самая высшая православная правда. ... Другой дороги у России уже нет»?

Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Система ценностей писателя-неопочвенника - патриотизм, включающий в себя и любовь к родной природе и родному языку, религиозная вера, представление о литературе как об общественном всенародном деле.

Эстетика Распутина . Большую роль играет работа со словом. «Патриотизм писателя прежде всего во владении родным словом, в способности стать волшебником, когда берешься за работу», - считает писатель. Солженицын присудил Распутину Солженицынскую премию за 2000 г. «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращенности с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал» .

В прозе Распутина соединены философско-этическая, "экзистенциальная" проблематика с остросоциальной. В повестях и очерках Распутина (первая его повесть "Деньги для Марии"опубликована в 1967 г.) велся смелый диалог писателя с обществом о "цене" материально-технического прогресса, о месте человека в природе и его отношениях с нею, об утрате корней, о памяти и беспамятстве в общественном сознании, о "сдвиге совести у части нашего народа" (Распутин В.Г. Если по совести//Лит. газета. 1988. N 1. С.10). Хотя деревенская жизнь в изображении Распутина и предстает драматичной, критики справедливо находили у него "поэтическое чувство жизни" (Дедков И. Живое лицо времени. М., 1986. С.120).

В повести "Деньги для Марии" писатель утверждает исконные черты национального, народного характера (образ Кузьмы). Значителен также центральный характер старухи Анны в повести "Последний срок" (1970). Ей присущ тип мировосприятия, восходящий к национальным корням психологии русского крестьянина. Смысл жизни героев Распутина обусловлен связью жизненного крестьянского уклада с землей, с природой, а через нее - с вечностью. Родственное отношение автора к героине раскрывается через речь повествования, в которой воедино сливаются интонации героя и автора, или их фразеологические точки зрения. В потоке сознания умирающей Анны встает целая жизнь, понятая как служба - земле, детям. В образе Анны, как и других распутинских старух, ярко преломлена убежденность писателя в высоких духовных потенциях русского национального характера, вера в устойчивые традиции народной нравственности, что и определяет поэтический и светлый тон повествования.

Мотивы "Последнего срока" получают дальнейшее развитие в последующих произведениях писателя, прежде всего в повести "Прощание с Матерой" (1976). Но здесь "последний срок" наступил теперь уже для целой деревни, Матеры. Но писатель не повторяется. Смысл прощания здесь иной. В новом произведении более широкий, чем в "Последнем сроке", замысел и социальный анализ.

Основной сюжетный конфликт произведения - затопляемая древняя Матера, остров с деревней, - как плата за ГЭС и сооружаемое людьми море, строящийся поселок, совхоз.

Для главных героев повести старых обитателей Матеры Дарьи, Катерины, Настасьи, Богодула происходящее трагично. В гонке технической цивилизации человек, по мысли писателя, растеряет самого себя, что-то самое дорогое в своей душе - духовные ценности, связь с землей, ответственность перед умершими, лучшие человеческие качества. В поисках причин этих потерь Распутин заставляет задуматься о соотношении традициионалистски-охранительного и модернистски-динамического начал в нашей жизни. Первое - это верность корням, привязанность к месту, где родился, верность прошлому, память в широком смысле слова. Другое - начало испытующее, жажда перемещений, поиск и узнавание нового. В жизни и отдельного человека и общества многое зависит от разумного соотношения этих начал.

Главное для Распутина в этой повести - стремление постичь серьезные противоречия общественного бытия, преломляющиеся в общественной нравственности.

В поисках опор, ограждающих нравственность от потерь, всеми своими произведениями Распутин утверждает активную духовную силу памяти. В толковании писателя это привязанность человека к своей земле, природе, родным могилам. Есть в этой повести и мысль о необходимости сбережения богатств русского слова, "памяти" о своем общественном и гражданском долге.

Повесть "Живи и помни" (1974, Госуд. премия 1977) о том, ради чего человек живет на земле. Автор исследует не прямые, а сложные пути отчуждения человека от общества. Война представлена в повести в необычном ракурсе, ее облик у Распутина сложнее ходячих о ней суждений. Андрей Гуськов, надежный разведчик, становится неожиданно для себя дезертиром, так как воспринимает войну не как горе всенародное, а как источник личной беды. Писатель-психолог открыл трагедию, хотя трагедия связана с Настеной, женой Андрея, ее любовью и верностью, ее виной перед обществом за то, что она помогает выжить мужу-дезертиру, и самоубийством.

Настена и является главной героиней повести. В отличие от Андрея она - человек общественный, лишена индивидуализма, ее характер ярко национальный, она способна на большую любовь и преданность близким. Повесть Распутина не только обличает дезертирство, она направлена против отчуждения как такового. Автор "Живи и помни" всей повестью убеждает нас в активности нравственного выбора героини, подчеркивает высокую значимость индивидуального, личностного начала в человеке.

Личностное начало, чувство своей незаменимости присуще и Ивану Петровичу Егорову, главному герою повести "Пожар" (1985). Эта повесть явилась «неопочвенническим» произведением переходного периода. В "Пожаре" Иван Петрович Егоров видит причины бед в том, что разрушены вековые обычаи русского народа: бывшие крестьяне перестали землю пахать и любить ее. Они способны только брать, утратили чувство общности и живут как временщики. Егоров не может смириться с тем, что даже в критической ситуации беды - пожара - каждый думает только о себе. Центральная в сюжете повести ситуация пожара - аллегория кризисного состояния общества в предперестроечной России. Этому произведению присуща открытая публицистичность. Автор и герой в рассказах В. Распутина 90-х годов.

Рассказы Распутина 1990-х гг. и его последняя повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) относятся к "постдеревенскому" периоду в его творчестве (сборник "В ту же землю…". М.: Голос; Письмена, 1997). В поле зрения писателя теперь в основном проблемы городской жизни. Распутин глубоко проникает в психологию современного человека с ее изломами, депрессивными и шоковыми состояниями. Вместо "нового мира" в его рассказах появляется образ "обманутого мира", утратившего христианскую идею ("В ту же землю"). Но писатель, рисуя трагическую ситуацию в своем рассказе, призывает к преодолению "провального" времени.

В рассказах Распутина о крестьянине Сене Позднякове и повести «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003) ставится вопрос, выживет или не выживет Россия. Ответ колеблется между полюсами "Россия есть", "России нет". Эти переживания писателя полно воплотились в его последней повести. Ее главная героиня Тамара Ивановна Воротникова - «и душа повести, она - и двигатель сюжета, она - и символ нынешнего русского народа»

Распутин обращает внимание читателей на ненормальную ситуацию в стране, угрожающую России потерей ее национальной самобытности. Конфликт в произведении доведен до его трагического разрешения, и Тамара Ивановна является трагической героиней под стать Настене.

Общество должно что-то предпринять, чтобы вывести Россию из того национального и нравственного тупика, в котором она находится. Об этом и говорится в повести Распутина.

Выводы. Заслуга Распутина в том, что он сумел на локальном жизненном материале с большой художественной убедительностью поставить проблемы универсальные, остросоциальные и общенациональные.

    Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России: Учебн. пособие. М., 2001. Глава 2. п.2.1. .

    Какие художественные приемы использует Распутин для точной передачи характеров и обстоятельств в повести «Живи и помни»?

    Какова проблематика повести «Прощание с Матерой»?

    В чем своеобразие изображения здесь «малой родины»?

    Как раскрывается в произведении проблема крестьянской культуры?

    Есть ли в повести символика?

    Каков творческий метод Распутина - новый реализм или символический реализм

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Ранние годы

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые успехи в литературе

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина - сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

Именитый писатель

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С писатель отошёл от политической деятельности.

Стиль Распутина

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Последние годы

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.

Биография писателя

Валентин Григорьевич Распутин

15.03.1937 - 14.03.2015

Русский писатель, публицист, общественный деятель, действительный член Академии российской словесности, почётный профессор Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева, почётный гражданин города Иркутска, почётный гражданин Иркутской области. Автор многих статей, посвященных литературе, искусству, экологии, сохранению русской культуры, сохранению озера Байкал. Повести, рассказы, очерки и статьи В.Г. Распутина переведены на 40 языков мира. Многие произведения поставлены в театрах страны, экранизированы.

Наиболее известные произведения : повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003),; рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи - век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).

В. Г. Распутин родился 15 марта 1937 г. в п. Усть-Уда. Мать - Нина Ивановна Чернова, отец - Григорий Никитич Распутин. Сохранилось здание поликлиники, в котором родился будущий писатель. При затоплении оно было разобрано и перенесено в новый поселок Усть-Уда. В 1939 г. родители переехали поближе к родственникам отца, в Аталанку. Бабушка писателя по отцу - Мария Герасимовна (в девичестве Вологжина), дед - Никита Яковлевич Распутин. По матери бабушку и дедушку мальчик не знал, мать была сиротой.

С 1 по 4 класс Валентин Распутин учился в Аталанской начальной школе. С 1948 по 1954 годы - в Усть-Удинской средней школе. Получил аттестат зрелости с одними пятёрками, серебряную медаль. В 1954 г. стал студентом историко-филологического факультета Иркутского государственного университета. 30 марта 1957 г. в газете «Советская молодёжь» появилась первая заметка Валентина Распутина «Скучать совсем некогда» о сборе металлолома учениками школы № 46 г. Иркутска. После окончания университета В. Г. Распутин остался штатным сотрудником газеты «Советская молодёжь». В 1961 г. женился. Его женой стала Светлана Ивановна Молчанова, студентка физико-математического факультета ИГУ, старшая дочь известного писателя И. И. Молчанова-Сибирского.

Осенью 1962 г. В. Г. Распутин с женой и сыном уезжает в Красноярск. Работает сначала в газете «Красноярский рабочий», затем в газете «Красноряский комсомолец». В Красноярске написаны яркие, эмоциональные очерки В. Г. Распутина, отличающиеся авторским стилем. Благодаря этим очеркам молодой журналист получил приглашение на Читинский семинар молодых писателей Сибири и Дальнего Востока (осень 1965 г.). Писатель В. А. Чивилихин отметил художественный талант начинающего писателя. В следующие два года вышли в свет три книги Валентина Распутина «Костровые новых городов» (Красноярск, 1966), «Край возле самого неба» (Иркутск, 1966), «Человек с этого света» (Красноярск, 1967).

В 1966 г. В. Г. Распутин ушёл из редакции газеты «Красноярский комсомолец» и переехал в Иркутск. В 1967 г. был принят в Союз писателей СССР. В 1969 г. избран членом бюро Иркутской писательской организации. В 1978 г. вошёл в редколлегию серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1990-1993 гг. являлся составителем газеты «Литературный Иркутск». По инициативе писателя с 1995 г. в Иркутске и с 1997 г. в Иркутской области проходят Дни русской духовности и культуры «Сияние России», Литературные вечера «Этим летом в Иркутске». В 2009 г. В. Г. Распутин участвовал в съемках фильма «Река жизни» (реж. С. Мирошниченко), посвященного затоплению деревень при пуске Братской и Богучанской ГЭС.

Писатель умер в Москве 14 марта 2015 г. Похоронен 19 марта 2015 г. в некрополе Знаменского монастыря (Иркутск).

Валентин Григорьевич Распутин награжден Государственной премией СССР 1977 г. в области литературы, искусства и архитектуры за повесть «Живи и помни», Государственной премией СССР 1987 года в области литературы и архитектуры за повесть «Пожар», Государственной премией РФ в области литературы и искусства 2012 г., Премией Иркутского ОК ВЛКСМ им. И. Уткина (1968), Почётной грамотой Советского комитета защиты мира и Советского фонда мира (1983), Премиями журнала «Наш современник» (1974, 1985, 1988), Премией им. Льва Толстого (1992), Премией им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Премией «Москва-Пенне» (1996), Премией Александра Солженицына (2000), Литературной премией им. Ф. М. Достоевского (2001), Премией им. Александра Невского «России верные сыны» (2004), Премией «Лучший зарубежный роман. XXI век» (Китай) (2005), Литературной премией им. С. Аксакова (2005), Премией Международного фонда единства православных народов (2011), Премией «Ясная Поляна» (2012). Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» (1987). Другие государственные награды писателя: орден «Знак Почёта» (1971), орден Трудового Красного Знамени (1981), орден Ленина (1984), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008).

    15 марта. Родился в крестьянской семье Григория Никитича (1913 г. рождения) и Нины Ивановны Распутиных в посёлке Усть-Уда Усть-Удинского района Иркутской области. Детские годы прошли в селе Аталанка Усть-Удинского района.

    Время учёбы в Аталанской начальной школе.

    Время учёбы в 5-10-х классах Усть-Удинской средней школы.

    Учёба на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова.

    Март. Начало работы внештатным корреспондентом газеты «Советская молодежь».

    Январь. Принят в штат редакции газеты «Советская молодёжь» на должность библиотекаря.
    Продолжает работу в газете «Советская молодёжь». Публикуется под псевдонимом В. Каирский.

    Январь-март . В первом номере альманаха «Ангара» напечатан первый рассказ «Я забыл спросить у Алёшки…» (в поздних редакциях «Я забыл спросить у Лёшки...»).
    Август. Уволился из редакции газеты «Советская молодёжь» и поступил на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения.
    21 ноября. Рождение сына Сергея.

    Июль. Уволен с Иркутской студии телевидения вместе с С. Иоффе за передачу о судьбе сибирского писателя П. Петрова. Восстановлен при вмешательстве Л. Шинкарева, но работать на студии не стал.
    Август . Отъезд в Красноярск вместе с женой Светланой Ивановной Распутиной. Принят на работу литературным сотрудником газеты «Красноярский рабочий».

    Февраль. Перешел на должность спецкора в редакцию газеты «Красноярский комсомолец».

    Сентябрь. Участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встреча с В. А. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора.

    Март. Ушёл из редакции газеты «Красноярский комсомолец» на профессиональную литературную работу.
    Возвратился с семьёй в Иркутск.
    В Иркутске, в Восточно-Сибирском книжном издательстве, опубликована книга очерков и рассказов «Край возле самого неба».

    Май. Принят в Союз писателей СССР.
    Июль-август. В альманахе «Ангара» № 4 впервые опубликована повесть «Деньги для Марии».
    В Красноярском книжном издательстве вышла книга рассказов «Человек с этого света».

    Избран в редколлегию альманаха «Ангара» (г. Иркутск) (с 1971 г. альманах носит заглавие «Сибирь»).
    Избран членом бюро Иркутской писательской организации.
    Иркутская студия телевидения показала спектакль «Деньги для Марии» по одноимённой повести В. Распутина.

    24-27 марта. Делегат III съезда писателей РСФСР.
    Июль-август. В журнале «Наш современник» № 7-8 появилась первая публикация повести «Последний срок».
    Избран в состав ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР.
    Состоялась поездка во Фрунзе в составе клуба советско-болгарской молодёжной творческой интеллигенции.

    Май. Совершил поездку в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодёжной творческой интеллигенции.
    8 мая. Родилась дочь Мария.

    В журнале «Наш современник» № 10-11 впервые напечатана повесть «Живи и помни».
    Умер отец писателя Григорий Никитич.

    Член редколлегии газеты «Литературная Россия».

    Май. Совершил поездку в Венгерскую Народную Республику в составе делегации Союза писателя СССР.
    15-18 декабря. Делегат IV съезда писателей РСФСР.

    21-25 июня. Делегат VI съезда писателей СССР.
    Избран в состав Ревизионной комиссии Союза писателей СССР.
    Июль. Поездка в Финляндию с прозаиком В. Крупиным.
    Сентябрь. Поездка в Федеративную Республику Германии совместно с Ю. Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне.
    Впервые напечатана повесть «Прощание с Матёрой» в журнале «Наш современник» № 10-11.

    Сентябрь. Участие в работе первой всемирной выставки-ярмарки книг (г. Москва).
    Избран депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов шестнадцатого созыва.
    Московский театр им. М. Н. Ермоловой поставил спектакль «Деньги для Марии» по одноименной повести.
    МХАТ поставил спектакль «Последний срок» по пьесе В. Распутина.

    Март. Совершил поездку в ГДР по приглашению издательства «Фольк унд Вельт».
    На экраны страны вышел телевизионный фильм «Уроки французского» режиссера Е. Ташкова.
    Издательство ВААП (г. Москва) выпустило пьесу «Деньги для Марии».
    Октябрь. Поездка в Чехословакию в составе делегации Союза писателей СССР.
    Декабрь. Поездка в Западный Берлин с творческими целями.

    Март. Совершил поездку во Францию в составе делегации ВЛАП.
    Октябрь-ноябрь. Поездка в Италию на «Дни Советского Союза» в Турине.
    Избран депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов семнадцатого созыва.

    Декабрь. Делегат V съезда писателей РСФСР. Избран в состав правления СП РСФСР.

    30 июня-4 июля. Делегат VII съезда писателей СССР.
    Избран в состав правления СП СССР.
    Вышел на экраны художественный фильм режиссера И. Поплавской «Василий и Василиса».
    Участие в выездном заседании Совета по российской прозе Союза писателей РСФСР. Итоги работы и выступление В. Распутина опубликованы в журнале «Север» № 12.
    В альманахе «Сибирь» № 5 напечатан рассказ «Что передать вороне?».
    Вышел на экраны художественный фильм «Прощание» режиссеров Л. Шепитько и Э. Климова.

    1-3 июня. Делегат IV съезда Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (г. Новгород).

    Поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом «Интерлит-82».
    Вышел документальный фильм Восточно- Сибирской студии «Иркутск с нами», снятый по сценарию В. Распутина.