Не много надо было наблюдательности, чтобы видеть человека много видевшего и “бывалого”.

Н. Лесков

Николай Семенович Лесков - самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями. Его произведения парадоксальны, лубочные на первый взгляд, они не так однозначны, как могут показаться поначалу.

Патриотический рассказ “Левша” при серьезном и детальном рассмотрении оказывается намного сложнее. Да, рассказ повествует о мастерстве тульских оружейников, сумевших подковать малюсенькую металлическую блоху. “На каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал... моего одного имени нет... Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал... там уж никакой мелкоскоп взять не может...” -говорит о своей работе Левша.- А работают бедняки без “мелкоскопа”, а у нас глаз так пристрелявши...” Но в результате этой удивительной, почти фантастической работы блоха перестала танцевать, “вариации делать”. В этом, вероятно, вина не тульских мастеров, золотые руки которых способны творить чудеса, а их господ, которые заставляют крепостных выполнять любую свою прихоть, даже самую абсурдную. Это не гимн труду и русскому умельцу, а скорее драматическое изображение его тяжелого положения. Очень своеобразен и язык Лескова. Особенно в рассказе “Левша”. Народная этимология играет здесь особую роль. Хотя автор и говорит от первого лица, но народный язык, специфический говор позволяет ему спрятаться за “чужими” словами, не давая оценки событиям. Он лишь бытописатель, сторонний, но очень заинтересованный рассказчик. Тема самородного русского таланта развивается Лесковым в повестях “Тупейных художник” и “Очарованный странник”. У Лескова вечные вопросы. Господи, на что человек способен? На величайший взлет и величайшее падение.

В “Очарованном страннике” его герой похож на Илью Муромца. Илья Флягин - это прямая связь с Иванушкой из сказки. Два Иванушки: дурачок и добрый молодец. Иван Флягин соединяет в себе характеры обоих Иванов, то есть его характер двойственный. Как всегда у Лескова, говорящее имя. Фляга - сосуд, что ни налей, будет носить в себе. Иван Флягин - огромная сила, но в рясе. Всю жизнь погибал, а не погиб, по-прежнему полон сил, с удивлением и восхищением смотрит на окружающий мир. Он рвется из колеи, которая для него проложена судьбой: “Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес...

А когда же вы в монастырь пошли? - Это недавно-с...

И тоже призвание к этому почувствовали? - М-м-м не знаю, как это объяснить, впрочем, надо полагать, что имел-с”.

Он прошел все свои испытания. И что потом? Повествование от первого лица позволяет создать доверительность, почти интимность. Особая доверительность реализуется и через композицию. Вся эта вещь построена не традиционно, а как цепочка новелл: крепостной форейтор - нянька - плен татарский- любовь - без имени; и подвиг - монастырь. Герой проходит различные “испытанья”: любовью, отношением к женщине, к ребенку. Он вырывается из-под чар судьбы, мечется. Дурацкая слепая сила кипит, убил ни за что монашка. И вот он в финале повести моленый сын. А за что ему монастырь? За убийство. Богатырь, который защищал родную землю, и убийца... Да и в монастыре силы его гуляют, страсти кипят. Идет человек во власти предсказанных чар и странствует он; герой, богатырь, мученик и убийца одновременно. Простой русский человек, жаждущий подвига, смиряющий себя во имя Бога или людей? - Непременно-с: мне за народ очень умереть хочется.

Одним из главных героев произведения является российский император Александр Павлович, являющийся карикатурным прообразом русского царя Александра Первого.

Образ Александра Павловича представлен писателем в виде шаржа на людей, обожающих все иностранное, западное, не замечающих аналогичные и даже превосходящие возможности своего отечества в области разработки новейших изобретений.

Волею обстоятельств после проведения Совета в Вене Александр Павлович в сопровождении казачьего атамана Платова оказывается в Англии, где гордые англичане ему представляют работы и творческие изделия местных мастеров, которыми русский государь искренне восторгается и умиляется. Платов не одобряет восхищений своего императора и считает, что умельцы на Руси превосходят в мастерстве заморских производителей.

В дар от англичан Александр Павлович привозит домой искусно сделанную блоху, исполняющую танцевальные движения.

После смерти Александра Павловича на престол восходит его брат Николай, который обнаруживает диковинную вещицу, однако не может ее завести. Он приглашает во дворец Платова, чтобы тот объяснил принцип действия изысканного насекомого. Атаман, поддерживающий русских творцов, жалуется царю на равнодушие к работам талантливых русских мастеров. Являясь почитателем русских талантов, он приказывает Платову найти мастеров, способных изготовить вещь, превосходящую танцующую блоху.

Платов знакомится с тульским мастером Левшой, который для императора Николая Павловича мастерит маленькую блоху с подкованными лапками, приведшую в дикий восторг не только императора и его свиту, но и западных представителей. Левшу приглашают посетить Англию и уговаривают работать в этой стране, но мастер решительно отказывается от предложения.

Повествуя о необычных событиях, писатель описывает Александра Павловича как грамотного, воспитанного и умного политика, стремящегося избежать международных конфликтов и спорных ситуаций с соседними странами, но при этом наивного и трусоватого человека, у которого полностью отсутствует чувство гордости за свою страну. Его образ противопоставляется образам брата Николая Павловича, изображенного автором истинным патриотом, любящим свое государство и атамана Платова, болезненно переживающим всяческое унижение русского народа.

Сочинение Образ и характеристика Александра Павловича в повести Левша

Александр Павлович – герой повести Левша. Он очень похож с образом Александра 1, императора, который правил в то время. Многие критики считают данный образ карикатурным. Автор повести не очень положительно относиться к Александру. Ведь мужчина ярый приверженец всего того, что производят на Западе. Все время, которое он пробыл в Англии, он только и делал, что расхваливал все кругом и восхищался. Англичане, в свою очередь, делали все, чтобы очаровать и поразить Александра Павловича.

Среди того, что вызвало наибольше восхищение и одобрение – блоха, которая была сделана из стали. Александр был под неописуемым восторгом. Эта блоха была настолько необычной, что все удивлялись. Она была очень маленькой, но умела танцевать. Невообразимо! Естественно, это была механическая игрушка, которой восхищались все – от императора до простого человека. Александр Петрович, удивленный такой диковинкой, потратил на эту игрушку целое состояние, привезя блоху домой, в столицу.

После того, как скончался Александр, Российскую империю под свою руку взял его брат, Николай. Разбирая вещи, которые остались после его брата, он наткнулся на это чудо – блоху. Долго он не мог понять, что же это такое и как это работает. Пригласив в себе Платова, с его помощь, он с горем пополам все-таки разобрался с механизмом.

Лесков описывает императора как человека грамотного, с отличным воспитанием. Он, как хороший император, старался поддерживать мир в своей страной, избегая войн с соседними державами. Но есть во всем этом и отрицательное. Автор описал Александра 1 и с другой стороны, как человека трусливого, который не гордится своей страной. Александр в повести сравнивается с его братом, Николаем. Николай, по мнению Лескова, гораздо лучше, как человек и монарх. Он всей душой любит свое государство, народ, который живёт и гордиться тем, что он император такой чудесной страны.

Николай искренне верил, что русские мастера ни капли не хуже иностранных. Он приказал Платову поехать в Тулу и отобрать лучших мастеров оружейного дела. Среди них был и Левша. Левша - настоящий патриот, который гордится своей страной и не стремится к Западу. Даже не Англии ему не понравилось, и он хотел поскорее вернуться на Родину. Этот простой человек – воистину русский, ведь в нем больше патриотизма, в чем самом императоре Александре.

Вариант 3

Александр Павлович – император Российского государства. Представляя из себя главу России, он всё же не является её патриотом. Император ярый поклонник чужеземных достижений в области искусства и техники. Монарх путешествует по Европе, и приходит в восторг от изобретений иностранных держав. Ему нравятся различные безделушки, сотворённые руками чужеземцев. Российских же мастеров, он и в грош не ставит, уверяя, что россияне не смогут изобрести и сделать что-либо стоящее, способное затмить славу иностранных умельцев.

В этом произведении Лескова, Александр Павлович выглядит слабохарактерным и мягким, не способным встать на защиту отечественных мастеров. Ему проще выразить своё восхищение главам других государств, чем поспорить с ними. Александр Павлович считает, что именно так надо вести политику, мягко и лояльно.

После проведения Венского совета, российский император, отправился в Англию. Он был поражён их новейшими достижениями. Особенно же император Александр Павлович был изумлён стальной блохой, внутри которой был вделан механизм. Отдельно от блохи был ключик, при посредстве которого блоха приходила в движение, и начинала танцевать. Эта вещица привела императора в такой восторг, что он, не думая, выложил за неё целый миллион, и отдельно за ключик.

После приобретения блохи, Александр Павлович совершенно разуверился в талантах своих соотечественников. Лишь только Платов, казак, сопровождающий императора в поездках, как истинный патриот, был уверен в непревзойдённости российских умельцев. Когда после смерти императора безделица перешла в руки Николая Павловича, нового монарха, Платову было велено разыскать таких мастеров, чтобы они смогли заткнуть за пояс иностранных выскочек. Платов нашёл мастеров, которые умудрились подковать английскую блоху, и начисто посрамили англичан, ещё раз доказав, что Россию невозможно превзойти.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из ключевых героев поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является Ольга Ларина, младшая сестра Татьяны. Милая, скромная девушка, которой не свойственны душевные порывы

  • Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых - тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей

Кратко характеризуя историко-культурную ситуацию в России конца XIX века, можно сказать в общем, что литературный процесс данного периода претерпевает изменения. Предпринимавшие рейды «в народ» писатели, публицисты, историки и краеведы выявили и утвердили главной для всего общества проблему русского национального характера. Эта проблема стала тесно связанной с деятельностью разночинцев, просвещавших народ, постепенно рассеивающих веру неграмотных крестьян в доброго «батюшку-царя». Данной теме большое внимание уделял Н. С. Лесков. Для выражения проблемы русского народа образ Левши в рассказе Лескова «Левша» принципиально важен.

Литературная судьба Лескова такова, что он без четко структурированного мировоззрения, не изучая подробно современную ему историческую ситуацию, привнес в литературу стихийный демократизм и веру в силу духа русского народа.

60-70-х гг. XIX века в русской литературе ознаменованы изменениями не только в идейно-содержательном плане прозаических произведений писателей, но и намечается перестройка жанровой системы эпоса – резкий эстетический крен к публицистичности и «фактографичности».

Так возникает беллетристика, опирающаяся на реальные жизненные связи, как бы не опосредованные художественным вымыслом и интуицией. Возрождается так называемый жанр «сказа». Название очень похоже на название фольклорного жанра «сказка», но эти два понятия обозначают далеко не одно и то же.

Сказ – это малый прозаический жанр, напоминающий сказку только стилем изложения событий, но несет в себе сильную реалистическую нагрузку.

Сказы Лескова выполняют двойственную функцию: либо свидетельствуют о подлинности описываемых событий, либо служат приемами литературной игры и мистификации.

Левша – типичный «сказовый» герой

Типичным сказовым героем у Лескова принято считать Левшу, героя его одноименного рассказа. Образ Левши в рассказе знаменует собой сопряжение с темой русского трудового, притом талантливого человека, так называемого «мастера на все руки». Это характерологические признаки такого героя в конкретном литературном произведении.

Герой Лескова напоминает древнерусского юродивого – человека без племени, без звания, но абсолютно исключительного в своем роде, что его необходимо показать царю.

Образ Левши из рассказа «Левша» представлен как образ любого русского юродивого: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»; «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Кроме того, в общении с высшим лицом государства – императором – левша не проявляет никакой манерности, почтительности и говорит так, как говорят в его родном городе Тула – на равных. Такие люди только верят в бога и Святую правду. Вся эта русская умильная непосредственность не может справиться с государственной бюрократической машиной: талант зарывается в землю, человеческая жизнь не ценится.

Значение сказа «Левша» для развития литературоведения

Вслед за Лесковым к проблеме одаренного русского человека обращались и другие писатели. Жанр сказ понравился критикам за его лаконичность, возможность передавать насущные проблемы России в малой повествовательной форме.

Так, образ Левши в сказе – это собирательный образ трудолюбивого, честного, бескорыстного человека, иллюстрирующего всю национальную «русскость».

Идея возвеличить подобного героя для Лескова и его последователей входила в область фантастики, так как далеко не все жители огромной, притом многонациональной страны, были именно такими.

При всем этом образ Левши – это новый тип литературного героя, через которого и Лесков, и его современники трансформируют силу народного духа. В его силе они видят спасение России.

Приведенный подробный анализ образа главного героя сказа пригодится ученикам 6 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Левши в рассказе Лескова «Левша»»

Тест по произведению

Слайд 2

Биографическая справка об авторе

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего. Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 году он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846 году, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В 1857 году Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Портрет Н. Лескова работы В. Серова.

Слайд 3

Литературная деятельность

В 1864 году вышел в свет роман Лескова «Некуда», в 1870 году - роман «На ножах». Лучшие произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.), «Воительница» (1866 г.), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869 г.) и «Захудалый род» (1874 г.) прошли почти незамеченными. Лесков вошёл в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Он был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 века (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884 г.), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894 г.), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887 г.), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890 г.).

Слайд 4

Народная память

Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы. 21 февраля (5 марта) 1825 года писатель скончался. Похоронен Н. С. Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Могила Н. С. Лескова на Волковом кладбище. Памятник Н. С. Лескову в Орле.

Слайд 5

«Левше» Н. С. Лескова

Н. С. Лесков «Левша», обложка книги.

Слайд 6

История создания «Левши»

Повесть «Левша» была создана и впервые напечатана в журнале «Русь» в 1881 году под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием произведение вышло в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили... Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника... »

Слайд 7

Сюжет «Левши»

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события. ИмператорАлександр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Слайд 8

Николай I поручил Платову cреди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

Слайд 9

Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

Слайд 10

Художественные особенности

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, — приходится признаться, — я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Слайд 11

Повесть «Левша» — это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Образ рассказчика в прозе Лескова

Образ рассказчика в прозе Н.С.Лескова – ратующий за положительного героя земли русской повествователь. Манера Лескова воспринимать русскую действительность второй половины XIX века отражена в его литературном творчестве, порою жутковатом, а иногда исполненным смехом и сатирическими излияниями. Но, безусловно, образ рассказчика, созданный Николаем Семеновичем Лесковым, это образ человека богобоязненного и богоугодного, опутанного поверьями, легендами; образ верующего человека, подвергнутого влиянию свыше, чующего свою принадлежность ко всему русскому, чующего свои корни, человека религиозного и в то же время простого.

Образ рассказчика лесковских произведений – это незатейливый характер русского мужика из народа, чаще всего страдающего, озабоченного жизнью, всюду и везде ощущающего божий промысел и свою смиренность перед людьми, стоящими выше его на социальной лестнице.

Образ повествователя в рассказах малоизученного Лескова зачастую сливается с образом автора. Его произведения воспринимаются читателем как сочиненное не потомственным дворянином Орловской губернии (пусть даже молодым и незначительным, как считал сам Лесков), а как повествование от лица служащего у господ. Грань между рассказчиком и автором стирается, заставляя принимать написанное Лесковым повествование исповедью странника, путешественника, имя которому – православный человек. Этот человек предан вере, порядкам, обычаям, государственному строю, чудовищным неурядицам русской земли. Он не желает любить иную землю, другой порядок или устройство жизни, относится ко всему спокойно – как к должному. Он не пугается ни чертей, ни смерти, ни господских «промыслов», потому что бог всегда с ним, и ангел-хранитель никогда не даст ему погибнуть бессмысленно, без подвига.

Образ рассказчика в прозе Н.С.Лескова организует композиционно произведения путем собирания в одно целое разных поступков и случаев из жизни героя. Таким образом, рассказчик является стержнем произведений, вышедших из-под пера Н.С.Лескова.

«Рассказчик идет изнутри самого народа. Он оттуда; он рассказывает как бы из глубины, из гущи, из толщи.. Он формально чаще даже и не отделен от автора («несобственно прямая речь»); автор внутренне раздвоен… на собственного автора, - который незыблем как автор, но неподвижен за сценой, - и рассказчика, который говорит из самых низов…». («В мире Лескова», Москва, «Советский писатель», 1983, Вл.Гусев, страница 190).

Так, в рассказе «Разбойник» автор является поначалу рассказчиком, уступая незаметно свою роль крестьянину – хозяину избы. Такое же перевоплощение автора в рассказчика из народа, в женщину, в няню Любовь Онисимовну имеет место в «Тупейном художнике». Также переход авторского сказа, незаметный и плавный, осуществлен Лесковым в рассказе «На краю света». В «Запечатленном ангеле» такая же подмена авторской речи на сказ человека из народа – простого русского мужика, приютившего зимой извозчиков. Подобное смещение образа рассказчика типично для прозы Н.С.Лескова.

Образ рассказчика в произведениях этого писателя типичен сущности русской жизни: ее мифологически обусловленных начал, христианской нравственности, совмещению личности с данным миропорядком, ощущением, что «Бог не выдаст; свинья не съест» и что все будет решаться «на миру».

«…Люди в мире Лескова, пребывая в положении подневольном, тем не менее находят в себе достаточно духовных сил и воли к справедливости, чтобы действовать инициативно и самостоятельно. Ложась тяжелым грузом на плечи русского простолюдина, многовековое и разноликое социальное зло, по мысли писателя, было бессильно убить в нем живую душу. Оно не приводило к «подмене» верности и преданности – холопством и рабской неразборчивостью, не лишало человека духовной независимости и принципиальности». (В.Хализев, О.Майорова, «Лесковская концепция праведничества», «В мире Лескова», Москва, 1983, страница 202).

Итак, рассказчик в прозе Лескова – это прежде всего живая душа, яркая, самобытная безотносительно умственному кругозору человека, его образу жизни и его окружению.

Рассказчик часто стремится передать самое страшное из жизни, жуткое, и тем самым завлечь слушателей. В рассказе «Разбойник» это описание трупа, невинно, от страха убитого солдатика. И загадочная фраза «ждите, друзья, ждите» в конце рассказа. В «Чертогоне» это несуществующие коты в ногах дяди рассказчика Ильи Федосеевича, борющиеся в церкви за душу человеческую, олицетворяющие искушение. «Чертогон», как утверждает рассказчик, явление «для настоящих знатоков и любителей серьезного и величественного в национальном вкусе»…

Поистине серьезное и величественное в русском стиле передает рассказчик в повести «Очарованный странник». Рассказчика интересует осуществление «обещанности богу» в масштабах всей жизни, всей судьбы героя; его волнует идея неприятия богом грешной души, ее скитание, неприкаянность и, в итоге, поиски духовного прибежища, обретаемые в обители. Внимание рассказчика заострено на необычных, непредвиденных обстоятельствах, свершающихся с героями повествования. Рассказчик полагает, что именно в случайном кроется божий промысел. В повести «Очарованный странник» герою в начале жизни предсказаны многие погибели, которые не приведут к смерти. Сам герой, Иван Северьянович Флягин, рассказывая о перипетиях своей судьбы, видит влияние высших сил на свою жизнь. Погибель «жертвою грубой толпы, не уважавшей свободы художественного творчества» предсказана и в рассказе «Тупейный художник», в котором герой погибает от руки постоялого дворника, а не от желания помещика-самодура, к чему, казалось бы, подведет логическая цепь произведения. Мотив абсурдности бытия, предопределения, глупой случайности звучит и в рассказе «Разбойник».

Рассказчик восхищается непредсказуемой реальностью, спрятанной в «руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Тайна составляет основную канву повествования рассказчика. Тайна не только анализируется, но и показывается в форме рассказа очевидца о подлинном происшествии, происходящем некогда и где-то действии. Такое происшествие парадоксально и необъяснимо простой логикой, но характерно, типично, комично, смешно и представляет интерес.

Жанр повествований Н.С.Лескова – это сказ – особая форма речи, проводимая в духе и характере персонажа, от лица которого ведется рассказ. В сказе имеется двойной портрет: автора и рассказчика, красивое повествование исповедальных и игровых начал, которые друг другу помогают. Речь рассказчика отличается от авторской своей стилизованностью. Она перепоручена автором другому лицу.

Лев Озеров в статье «Поэзия лесковской прозы» обращает внимание на тот факт, что Лесков «не делал стилевого отличия между автобиографической прозой и собственно художественными произведениями. «Я» автора и «я» рассказчика если не сливаются, то сочетаются, что якобы является нарушением сказового принципа». (В мире Лескова», Москва, 1983, страница 263, подчеркнуто мной).

В обычае Лескова вторгаться в речь героя, «поворачивать» сюжет, показывая то прошлое, то настоящее, одним словом – играть и перевоплощаться только лишь для того, чтобы внимание слушателя не ослабевало. За легкостью сказовой речи, когда кажется, что повествует монах, купец, странник или народный умелец, стоит огромная художественная работа, труд писателя мастера.

Странник, божий человек – тот, кому можно передоверить чаяния народа и кого несложно сделать выразителем дум нации. Богатырь-черноризец, Иван Северьянович Флягин, выступающий в роли рассказчика в «Очарованном страннике» для Лескова с одной стороны – типичный человек из народа, с другой – исключительная личность, в которой заключены основные черты русского характера: простодушие, бескорыстие, отсутствие рефлексии, самоанализа, вера в судьбу, религиозность, не лишенная приверженности к обрядам. «Крестятся и водку пьют», - изображает рассказчик русских. Есть у рассказчика и элементы жестокости в характере. Флягин человек с острым чувством собственного достоинства, не терпящий унижения, готовый заступиться за обиженных. Образ Флягина – это образ искателя правды.

Идея послушания родителям, особенно матери, исполнения родительской воли передается рассказчиком в «Чертогоне»; в «Очарованном страннике» - все это повествуется по-народному просто: «В бога не верил, но матушку любил» или «многое не своею волею делал», а «по родительскому обещанию».

Рассказчик в прозе Лескова всегда обладает даром легендотворца и сказителя. Стариной и незатейливостью веет от повествуемого рассказчиком. «И тем не менее с самого начала сказа наивности и прекраснодушию рассказчика, примиренности его со всем ходом вещей, его «незлобивости» и «ласковости» неизменно противостоит «тихая язвительность» автора, иначе воспринимающего мир русской жизни». (И.В.Столярова, «В поисках идеала», Ленинград, 1978). Автор не ищет скрытой в веках поэтичности – она у него появляется сама по себе. Лесков не подчеркивает дух искательства правды, страдания рассказчика его произведений не являются предметом любования автора, потому что сам автор и есть герой в прозе Н.С.Лескова.

Сказовая форма произведений Лескова позволяет автору скрыться за высказываниями рассказчика. Прямых авторских излияний у Лескова нет. Собственная оценка и интерпретация происходящего скрыты. Взгляд на жизнь героев – точка зрения рассказчика, объяснения которого разняться с авторскими. Рассказчик говорит так, как свойственно его образованию и социальному положению. Образ рассказчика вносит живость и разнообразие языка в произведения Лескова.

В «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» нет явного рассказчика – он скрытый. По мере изложения сказа видно, что это человек необразованный, не из интеллигенции, а из народа. «Левша» - «не бытовой сказ, где рассказчик повествует о пережитых им или лично известных ему событиях; здесь он пересказывает сотворенную народом легенду, как исполняют былины или исторические песни народные сказители». (Статья «Самобытнейший писатель русский», Б.Я.Бухштаб, «Очарованный странник», Тула, 1981, страница 343).

Во многих произведениях Лескова повествование ведется и от лица автора. Авторская манера Лескова – спокойный, неторопливый, иногда с юмором рассказ. Например, не весь «Тупейный художник» ведется от лица няни, иногда встречаем речь автора.

М.Горький считал, что Лесков «прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». Л.Аннинский писал, что Лесков «ощущал странное противоречивое целое в дробной и дробящейся, рассыпающейся и пересыпающейся российской реальности. То самое целое, которое через миф и легенду держит и питает самосознание народа, не давая ему рассыпаться».

Лесков был убежден, что надо владеть языком своих героев. В книге Л.Г.Чудновой «Лесков в Петербурге» (Лениздат, 1975, страницы 202 – 203) встречаем следующее:

«Чтобы мыслить образно и писать так, - указывал он, - надо, чтобы герои писателя говорили каждый своим языком, свойственным их положению… Постановка голоса у писателя заключается в уменье овладевать голосом и языком своего героя и не сбиваться с альтов на басы. В себе я старался развивать это умение и достиг, кажется того, что мои священники говорят по-духовному, нигилисты – по-нигилистически, мужики – по-мужицки, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и т.д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковнонародным в чисто литературной речи. Меня сейчас поэтому и узнаешь в каждой статье, хотя бы я и не подписывался под ней»…

Образ рассказчика в прозе Лескова – образ самобытной русской души, образ многоликий и крепкий по своей сути, образ – созданный мастером сказовой манеры письма с большой буквы, имя которому – Николай Семенович Лесков. «Лескову симпатичны… широта, открытость миру, благородство, чувство чести и сострадания, готовность заступаться за обиженных, простодушие и наивность, бесстрашие и бескорыстие, наконец, способность к «праведным деяниям»…(«Статьи о русской литературе», МГУ им. Н.В.Ломоносова, Москва, 1996 год, страницы 126-127, автор статьи А.М.Ранчин). Образ рассказчика в прозе Лескова содержит все перечисленные черты человеческого характера. Русского, прежде всего, характера…

Список использованной литературы

  • 1. «В мире Лескова», сборник статей, Москва, «Советский писатель», 1983.
  • 2. «Очарованная Русь», Москва, «Искусство», 1990.
  • 3. «Лесковское ожерелье», Л.Аннинский, издательство «КНИГА», Москва, 1986.
  • 4. «Статьи о русской литературе», Филологический факультет МГУ, Москва, 1996.
  • 5. «Лесков в Петербурге», Л.Г.Чуднова, Лениздат, 1975.