С идеей тесно связан пафос (греч. Pathos - чувство, страсть) - вдохновение, страстное переживание душевного подъема, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Аристотель под пафосом понимал страсть, которая побуждает к написанию произведения. По Белинским, пафос - это "идея - страсть". "Отсюда, - замечает А. Ткаченко, - берет свое начало понятийная тавтология: идею определяют через пафос, а пафос - через идею. Апогеем ухода от первичной сути понятия пафоса можно считать утверждение, согласно которому все виды пафоса создаются противоречиями социальных характеров, которые писатели осмысливают на основе идейных позиций. Эти позиции включают в себя партийность общественного мышления писателей и обусловленные классовостью их мировоззрения ". А. Ткаченко считает, что авторы учебника "Введение в литературоведение" под редакцией Г. Поспелова, называя такие виды пафоса, как героический, драматический, трагический, сатирический, юмористический, сентиментальный, романтичный, не соблюдают единых критериев классификации. Драматический, трагический, сатирический связан с жанрами, а сентиментальный и романтический - с литературными направлениями. Пафос, по мнению А. Ткаченко, - это чрезмерная риторичность, театральность. Он предлагает использовать термин "тональность". Видом тональности есть патетика. Кроме патетической тональности является лирическая с такими подвидами, как сентиментальность, романтичность, юмористичность, меланхоличность; драматическая с трагическим, сатирическим, саркастическим, сентиментальным, романтичным подвидами; эпическая с подвидами: героическая, описательная, фантастическая.

Каждый вид тональности имеет свои оттенки. Так, в лирике тональность может быть ностальгической, меланхоличной, грустной. Положительные эмоции связаны с мажорной тональности. По мнению А. Ткаченко, пафос более риторический, умышленный, чем тональность.

Героический пафос

Предметом героического пафоса является героика самой действительности - деятельность людей, которые преодолевают стихию природы, борются с реакционными силами общества, отстаивают свободу и независимость Отечества. Героическое занимает важное место в мифологии Древней Греции, где наряду с образами богов действуют образы героев, которые осуществляют величественные подвиги, вызывающие восхищение и желание подражать им. Таковы Ахилл, Патрокл, Гектор из "Илиады" Гомера, герои мифов Прометей, Геракл, Персей.

Итальянский философ Д. Вико в работе "Основы новой науки об общей природе наций» писал, что героизм характерен только для начального состояния развития человечества - "возраста героев". По его мнению, каждый народ проходит три стадии - теократическое, аристократическую и демократическую. Первой стадии отвечает "возраст богов", это период, когда люди связывают свою историю с мифологией, представляя, что ими управляют боги. Третья стадия - "возраст людей". Между "возрастом богов" и "возрастом людей" находится "возраст героев", которые царствуют в аристократических республиках. Вико считал, что эти герои - грубые, дикие, малокультурной, жестокие, с неограниченными страстями.

По мнению Гегеля, героика предусматривает свободное самоопределение личности, не подчинено законам. Общегосударственные задачи герой выполняет как свои личные. Гегель считал, что героическая деятельность присуща людям, которые живут в "век героев", то есть в догосударственный период. Когда государство достигает значительного развития, наступает, по его словам, "прозаически упорядоченная действительность", "каждый индивид получает лишь определенную и ограниченную часть в работе целого" и "государство в целом... не может быть доверена произволу, силе, мужеству, храбрости и пониманию отдельного лица ".

Гегель был прав, что "возраст героев" был исторической стадией развития национальных государств, когда можно было обнаружить героизм непосредственно и свободно. Но с возникновением государств героизм, вопреки утверждению Гсгсля, не исчезает, а меняет свой характер, становится осознанным и морально ответственным. Так, граф Роланд "Песни о Роланде" погибает за свободу родной Франции. Однако государство может быть не только прогрессивной, но и реакционной силой, которая препятствует национальному развитию, отсюда необходимость антигосударственной деятельности прогрессивных людей, направленной против отжившей власти. Эта борьба требует значительных героических усилий.

Начиная с эпохи Возрождения, национально-историческая героика тесно связана с формированием феодальных государств, а впоследствии - буржуазных наций.

В социологии XX века есть две противоположные тенденции: одна состоит в мистификации героической личности, вторая отвергает возможность героической личности в современном обществе. Англичанин Реглен писал, что герои продуктом социальных мифов. По мнению американского социолога Даниэла Бурстин, сегодня герой превращается в знаменитость, который является антиподом героя.

Каждую эпоху характеризует свой тип героизма: либо освободительное порыв, или самопожертвование, или просто жертвенность во имя общечеловеческих ценностей. Героическое может проявляться через прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Пафос драматизма

Как и героика, драматизм порождают противоречия жизни. Драматизм возникает тогда, когда высоким стремлением людей, а иногда и жизни угрожает поражение или гибель. Драматические события и ситуации могут быть общественно закономерными и случайными, но только первые являются темами произведений. Гегель отмечал, что искусство интересуется прежде всего общественно-исторической характерностью жизни изображенных индивидуальностей.

Когда люди ведут острую политическую борьбу, становятся жертвами репрессий, сознательно готовятся к освободительных войн, возникает глубокий драматизм действий и переживаний людей. Писатель может сочувствовать персонажам, которые оказались в драматической ситуации, такой драматизм является идейно утверждая пафосом. Он может и осуждать характеры, виновных в возникновении драматического состояния. В трагедии Эсхила «Персы» изображено поражение персидского флота в захватнической войне против греков. Для Эсхила и Древней Греции переживания персами драматических событий является актом осуждения врага, который посягнул на свободу греков. Пафосом драматизма проникнуто "Слово о полку Игореве". На примере Игоря автор произведения показывает, к каким печальным последствиям приводят княжеские междоусобицы.

В повести М. Коцюбинского "Fata morgana", в романе Бальзака "Отец Горио" драматизм возникает вследствие социального неравенства. Драматизм событий и переживаний может иметь идейно утверждая характер. Таким драматизмом характеризуется "Песнь о Роланде", в которой изображена борьба франкских войск Карла V с сарацинами и гибель Роланда и Оливера в Ронсильванський ущелье.

Часто драматизмом характеризуются личные отношения между людьми. Героиня романа Л. Толстого "Анна Каренина", которая не претерпела счастья в семейной жизни, впервые узнала его с Вронским, оставила мужа, порвала с лицемерным миром, приняла на себя весь груз сословного вигнанництва, но не выдержала этого и покончила жизнь самоубийством.

Сентиментальность

Сентиментальность как пафос нужно отличать от сентиментализма как направления. Теоретик немецкого сентиментализма Ф. Шиллер в статье

"О наивной и сентиментальной поэзии" (1796) учредителем сентиментальной поэзии назвал римского поэта Горация, превозносит в своем Тибуре "спокойную роскошь". Ф. Шиллер называет Горация постом "просвещенной и испорченной эпохи". Шиллер писал, что сентиментальность возникла тогда, когда наивное жизни с его моральной целостностью и чистотой уходило в прошлое или видтиснялося на периферию социальных отношений. Для возникновения сентиментального мировосприятия необходимо было, чтобы в обществе появилось недовольство его недостатками и чтобы его прогрессивные силы находили удовольствие в стремлении к морально чистого и целостной жизни, которое уходит в прошлое.

Г. Поспелов считает, что говорить о сентиментальный пафос произведений Горация, "буколика" Вергилия, идиллий Феокрита, повести Жеребенок "Дафнис и Хлоя" не стоит, потому что в них нет "эмоциональной рефлексии самих персонажей и еще больше - их авторов". Первые проблески сентиментальности он находит в произведениях провансальских трубадуров (XII в.). Пафос сентиментальности ярко проявился в литературе XVIII века. ее героем был прост, скромная, искренняя человек, сохранила пережитки патриархальности. Этот герой стал предметом художественной рефлексии.

Истоки сентиментального чувства в украинской литературе достигают XVII-XVIII вв., Они зарождаются в эпоху барокко. Писатели-сентименталисты проникаются сочувствием к героям, которые не могут найти гармонию в реальной жизни. Они далеки от социально-политических конфликтов, но близкие к природе, их чувствительность идет от "сердца". Для героев И. Котляревского ("Наталка Полтавка"), Г. Квитки-Основьяненко, Е. Гребенки ("Чайковский") характерны непреклонны моральные убеждения, желание преодолеть свои страдания, внутренний стоицизм.

На формирование Украинской сентиментализма заметное влияние имел кордоцентричнои характер украинской философии. "В отличие от западноевропейской философской традиции, где" сердце "никогда не имело онтологического аспекта, - отмечает И. Лимборский - в украинском мыслителей оно уже со времен Г. Сковороды выступает как источник всех чувств, так и инструментом познания, которому следует безоговорочно доверять ".

В учебнике "Введение в литературоведение" под ред. Г. Поспелова есть такое определение сентиментального пафоса: "Это душевная трогательность, вызванная осознанием морального достоинства в характерах людей социально униженных или связанных с аморальным привилегированным средой".

Условия для возникновения сентиментального пафоса существуют и в литературе XIX-XX веков. Ярким примером является повесть Достоевского "Бедные люди". ее герой чиновник Девушкин - бедный, маленький человек, которого презирают сотрудники за то, что только переписывает бумаги. Но он гордится, что зарабатывающего на кусок хлеба, считает себя добропорядочным гражданином, высоко ценит свою "амбиции", свою репутацию, готов защищать себя от унижения.

Пафос сентиментальности в произведениях Ю. Федьковича ("Люба-пагуба"), П. Грабовского ("Швея").

Способность к эмоциональной рефлексии способствовала появлению не только сентиментальности, но и романтики.

Романтика

Сентиментальность - это рефлексия умиления, растроганности, вызванная прошлой жизнью с его простотой, нравственным совершенством отношений и переживаний. Романтика - это рефлективная увлеченность, обращенная к возвышенному, к идеалу. Слово "романтический" (франц. Romantique) впервые появилось в английской поэзии и критике в середине XVIII в. (Томсон, Коллинз) для определения пафоса творчества.

Романтика чаще всего связана с идеей национальной независимости, гражданской свободы, равенства и братства народов, это приподнятое настроение.

А. Веселовский называл романтических писателей энтузиастами. Романтика является энтузиазмом эмоциональных стремлений и чувств. Она появилась в эпоху средневековья, ею проникнуты произведения о легендарных рыцарей, любовная лирика Петрарки, роман Сервантеса "Дон Кихот", трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта". Романтический пафос присутствует в произведениях сентименталистов, романтиков, реалистов и неоромантиков.

Ю. Кузнецов определяет романтический пафос как "мечтательно-возвышенное настроение, которому присущи вспышки чувств, обостренное переживание необычных событий, процесса деятельности, противопоставлен обыденности".

Юмор и сатира

Юмор (лат. Humor - влага) - это отражение смешного, забавного в жизненных явлениях и характерах, проявление оптимистического, жизнерадостного отношения к действительности, торжество здоровых сил над отсталыми, бесперспективными. Юмор может быть мягким, доброжелательным, печальным, саркастическим, придирчивым, вульгарным. "Объектом юмора, - по наблюдению Ю. Кузнецова, - предстает не целостное явление, предмет или лицо, а некоторые погрешности в целом позитивных явлений, неадекватные конкретной ситуации человеческие поступки...

Юмор, включая противоречия и контрасты жизни, творится прежде всего метафорой, а не сравнением, что позволяет раскрывать возвышенное в ограниченном, мелком факте, поэтому он в художественном выражении часто приобретает не так критично, как оптимистичного окраску ".

Юмор - это в основном проявление оптимистического, гуманистического отношения к действительности, торжество здоровых сил над безрадостным, бесперспективным. По мнению Вольтера, сатира должна быть колючей и одновременно веселой. Жало сатиры направлено против социально значимых уродливых фактов. Объект сатиры - социально-комическое, опасное для общества и человека, объект юмора - элементарно-комическое. Смех в сатире и юморе имеет разную тональность, разные уровни социального и художественного осмысления жизненных явлений. В одном произведении порой сосуществуют юмористическая и сатирическая тональность. В юморе и сатире могут сочетаться такие виды комического, как остроумие, ирония, сарказм, и такие методы, как пафос, каламбур, карикатура, пародия, шутка, гипербола.

Слышала недавно анекдот. «Кризис. Дерипаска продает часть Rusal, чтобы поесть в «МакДоналдсе». Абрамович сдает свою яхту для перевозки африканских нелегалов в Европу. Прохоров и Потанин поют за еду на дне рождения Киркорова. Никита Михалков снимает свадьбы на телефон». М-м-м, хотя вроде и правда Дерипаска что-то продает. Уже не смешно? Да нет, все равно смешно!

Татьяна Мужицкая, психолог, бизнес-тренер

Анекдоты про кризис хлынули одновременно с падением биржевых индексов, скачком обменных курсов, сокращениями сотрудников. Неприятные мысли о том, чем платить по ипотеке, если лишишься работы, тем не менее не мешают человеку хихикать и пересылать друзьям по электронной почте следующий текст: «Интернет-новость о замене смертной казни ипотекой под 25% годовых оказалась уткой. В Министерстве экономики сказали, что нововведение принято пока только в Нижегородской области, да и то в качестве эксперимента». Что же это за привычка смеяться над страшным?

Менять смысл слов на диаметрально противоположный или же усиливать его, чтобы эффектнее выразить свою мысль, первыми начали древние поэты, философы и риторики. Ирония и пафос пришли к нам из античной эстетики. В частности, Сократ считается основоположником особой, Со-кратовой иронии, когда человек делает вид, что не разбирается в том предмете, о котором идет речь, что не замечает напыщенности и хвастовства собеседника, при этом восхваляя его знания и достоинства: мягкость, доброту и ум. Однако читатель (а иногда и посрамленный собеседник, особенно если ум у него действительно присутствует) в итоге сами понимали, кто прав, без нотаций и нравоучений.

Итак, пафос и ирония. Лично мне очень выразительным кажется следующий образ. Есть некое явление или понятие нейтральной температуры. Пока она не отличается от температуры окружающей среды, привлечь к ней внимание сложно. Нужно как-то выделить это явление. Так вот, если ирония - это пониженная температура явления, пафос - его жар.

Древние греки мастерски умели как «понизить», так и «повысить градус». Традиции античной науки о красоте сохранились не только в искусстве, но, выйдя за рамки эстетики, стали частью человеческого характера и отношения к жизни вообще. Например, Со-кратова ирония - популярный инструмент убеждения, который очень востребован в педагогике, связях с общественностью и продажах. Если бы вы знали, как многого может добиться человек во взаимоотношениях с людьми, если благодаря ироничному отношению к жизни, как и Сократ, умеет вовремя принизить собственную значимость!

Так что давайте разберемся, как и где в нашей жизни присутствуют ирония и пафос, а главное, попробуем понять психологические основы нашей ироничности и патетичности.

Смех сквозь слезы и улыбка вместо нотации

Смешно, как тужатся мыслители -
то громогласно, то бесшумно -
забыв, что разум недействителен,
когда действительность безумна.
Игорь Губерман

«Мир всегда смеялся над своими трагедиями, и это есть единственный способ пережить их. Как следствие, то, что мир воспринимал серьезно, принадлежало к смешной стороне вещей», - писал Оскар Уайльд.

Древние философы, которые первыми начали играть со смыслами, наверное, и не думали, что когда-нибудь ирония станет способом защиты и средством сохранить разум в трудные времена. Нужно было быть очень бесстрашным человеком или, наоборот, очень сильно бояться, чтобы в тридцатые годы в СССР написать: «А чьи это на лестнице шаги?» - «А это нас арестовывать идут!»

Этот механизм построен на том, что ирония -это рефлексия, интерпретация и отстранение, это взгляд со стороны. Есть история и есть я. И я могу посмотреть на историю со стороны. Могу посмеяться над ней! Ирония - это отрицание.

В эпоху позднего социализма ирония помогала советским людям не свихнуться, слыша вокруг себя бесконечные бессмысленные речи престарелых вождей, которые полагалось воспринимать всерьез. «Вчера генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев принял английского посла. За французского», -анекдоты той эпохи были не только средством протеста, но и способом удостовериться, что твой рассудок еще при тебе. Ироническое мировоззрение давало возможность не ощущать себя болванчиком и не быть жертвой пропаганды и деклараций. Но и сегодня без иронии никуда. С ее помощью вы можете высказать все, что думаете о человеке, не использовав ни одного негативного слова.

Давным-давно я работала ассистентом тренера в психологическом центре «Пролог». После тренинга участникам нужно было указать на их серьезные ошибки. Я заметила, что некоторые тренеры повышали голос, высказывали замечания достаточно жестко - но в ответ на это ученики только отстранялись и замыкались в себе. А у Валеры Силина - тренера, которому я ассистировала, - была совсем другая тактика. Он выходил и очень тихим голосом, спокойно, с улыбкой и шутками объяснял участникам, что они сделали не так. И работало это очень эффективно. «Как же так? - спросила я его. - Вон те орут, а ты нет! Ты уверен, что тебя услышат?» «Да! Ирония - самый мощный инструмент убеждения, - ответил Валера. - Ведь чтобы найти против нее оружие, надо самому занять ту же позицию. И это уже означает изменение. От иронии очень трудно защититься, потому что она, на первый взгляд, не несет никакой опасности, ведь тебе никто не возражает и с тобой не спорит».

Несколько раз я проверяла этот метод на самой агрессивно настроенной аудитории -подростках. «Я не хочу ходить в школу!» -«Правильно, а что там делать-то такому мудрому человеку, как ты? Мне кажется, тебе самому пора уже свою школу открывать!» Я не спорю с ним, но его точку зрения довожу до абсурда, после чего человек сам идет на попятный: «Нет-нет, я не то имел в виду!»

Ирония - это безболезненная и конструктивная замена агрессии, а человек, который в трудной ситуации «понижает градус», незаменим в любом коллективе. Люди, способные к иронии, могут с блеском выйти из любой щекотливой ситуации. Я все время улыбаюсь, когда вспоминаю рассказ моей приятельницы о том, как лет 10 назад они с мужем впервые поехали в Париж и собрались в ночной клуб. Опоздали, пришлось пробираться к своим местам в темноте, когда на сцене уже работали полуобнаженные артистки кабаре. И моя приятельница нечаянно задела сложенные в стопку стулья, от чего вся груда рухнула и рассыпалась со страшным грохотом. «Что же я наделала?» - расстроилась она и чуть не заплакала. Но вдруг в темноте услышала голос своего мужа, который на весь ночной клуб громогласно заявил: «Ну вот, с тобой даже в публичный дом сходить нельзя!» Все посетители, которые понимали по-русски, немедленно рассмеялись. Он вовремя «понизил градус» момента и не позволил, чтобы вечер пропал.

Кроме того, ирония - это способ опознать своих. На моем дне рождения, где собралась компания моих старых друзей, достаточно ироничных для того, чтобы терять лицо, впадать в детство и делать странные вещи, случайно оказался посторонний человек. Очень серьезный. За столом он без тени улыбки говорил о еде! А потом и вовсе уснул. Мы смеялись, но это его никак не касалось! Ночью этот гость долго сидел на кухне с моим мужем и очень серьезно рассуждал о кормах для животных - он занимается этим бизнесом. И ни разу из роли не вышел! Восхищаюсь таким поведением. Но как бы издалека восхищаюсь. С желанием не пересекаться.

Потом я поняла, зачем я его пригласила, зачем этот человек был мне нужен. Для того чтобы на контрасте убедиться, какие мы диаметрально противоположные. Чтобы увидеть, что есть разные концепции мира и разные ценности, в соответствии с которыми народ и расслаивается: масло наверх, вода вниз.

Не менее полезна и способность к самоиронии. И тут тоже есть разные точки зрения. Некоторые считают, что самоирония - прикрытие для не очень уверенного в себе человека. А уверенные в себе люди - серьезны. Не факт! В ситуации конфликта, иронизируя над собой, я отнимаю у другого его оружие и не даю ситуации выйти из-под контроля.

Например, у меня очень смешная фамилия. В школе меня дразнили, от этого я очень расстраивалась. И правда - Мужицкая. Но мудрые родители сказали: «А что тебя в этом расстраивает? Надо первой начать иронизировать над своей фамилией! Придумать такие смешные варианты, которые никому и в голову не придут!» Так я и поступила. И стоило кому-нибудь меня обозвать, я очень заинтересованно говорила: «Даже не смешно, мне больше всего нравится другой вариант!» В итоге родилось нежное прозвище - меня называли Мужися. А я иногда в рифму добавляла - держися!

А вот серьезный человек в этом случае вполне мог бы дать в морду. Как мой друг Ка-миль. Он учился в английской школе, и когда одноклассники, узнав первые английские слова, пытались называть его Camel, сразу лез в драку. Яростно и без предупреждения. Конечно, от него отстали. И хотя у него очень хорошее чувство юмора, на эту тему он шутить не желал. Я же добилась того же самого результата без крови, только с помощью самоиронии.

Ирония в личных отношениях: не навреди!

Смешно, как люто гонит нас
в толкучку гомона и пира
боязнь остаться лишний раз
в пустыне собственного мира.
Игорь Губерман
я иногда в рифму добавляла - держися!

Одним из самых известных «ироников» в литературе был Печорин. Причем, заметьте, ирония не равна веселью и юмору: Печорин не был ни весельчаком, ни душой компании. И ирония его была не только небезобидна, но убийственна (для Грушницкого уж точно!) в прямом смысле этого слова. Пафос в этом поединке проиграл иронии.

С помощью иронии можно не только привлечь человека, но и оттолкнуть его, создать контрпозиционирование. Мой сын, первоклассник, увлекся греческими мифами, потому он берет гитару и без всякой рифмы поет: «И шел герой, и встретил он дракона, и убил его...» У меня это вызывает улыбку, которую я тщательно скрываю, потому что понимаю, что, включи я хоть на йоту свою иронию, «понижение градуса» его просто раздавит! А поддерживая его энтузиазм, я дождусь, что его песни станут настоящими.

Дети неироничны несмотря на то, что очень любят смешное. Они часто не понимают иронии, потому что слова для них имеют единственный смысл. Они искренни и думают именно то, что говорят. Способность же к рефлексии, умение взглянуть на себя и на ситуацию со стороны - все это прерогатива взрослых.

Так же часто бывают беззащитны перед иронией близкие, когда они, как дети, воспринимают всерьез и вас, и ваши отношения. Как в известных стихах Николая Некрасова:
«Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,
Нам рано предаваться ей!»

В случае безответной любви ирония часто служит средством отделаться от навязчивого кавалера. Красавица, поднимающая на смех поклонника, - распространенный сюжет комедий, очень потешный для зрителей (если, конечно, вы не тот самый поклонник, которому в этой ситуации совершенно не смешно). «Понижение градуса» романтической ситуации часто является концом любви.

Кстати, так же, как ветреные красавицы, этим средством очень любят пользоваться и хитроумные начальники, которые своими ироничными ответами на вопросы, когда вам повысят зарплату или почему надо выходить на работу в праздники, способны довести вас не до смеха, а до белого каления.

Поэтому надо признать, что ирония - орудие обоюдоострое. И даже самый ироничный человек хоть раз в жизни да окажется в ситуации, когда он предпочел бы «повысить градус» в свою пользу или хотя бы получить недвусмысленный и однозначный ответ.

Пафос: проверка на искренность

Гниенье основ - анекдота основа,
а в нем стало явно видней,
что в русской комедии много смешного,
но мало веселого в ней.
Игорь Губерман

Опыт жизни при советской власти привил нам недоверие к искусственно возвышенным словам. Даже больше, чем недоверие, - отвращение! В нашей стране не верят высокопарным призывам. Между тем бывают ситуации, когда «повысить градус» просто необходимо. Например: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали...» Эти слова никому не режут ухо.

Возвышенные слова уместны или в экстремальных ситуациях, или при сильных чувствах, но им нет места в обыденной жизни. «О величайшая из жен, богиня, подай мне соль!» - звучит иронично, именно из-за несоответствия слов действию. Или: «Если губы ее огненно горячи и она дрожит в твоих руках, оставь ее. У нее малярия» (Джеки Каннон).

Тем не менее ценность остается ценностью, как бы пафосно она ни звучала. И когда «разбились о быт» и одряхлели какие-то ценности, с помощью пафоса можно вернуть им подлинный смысл. Яркий тому пример-Дон Кихот, побуждения которого сохранились в веках, и несмотря на то, что были чересчур патетичны, не вызывают смеха, скорее слезы. Правда, есть одно существенное уточнение: чтобы ваши высокие слова услышали, надо самому свято верить в них. В последнее время пафос как инструмент набирает популярность в корпоративной культуре. Придумываются внутренние слоганы компаний, специально разрабатываются формулировки ценностей, которые растолковываются потом персоналу. Компании заказывают себе гимны, кстати, это тоже из древнегреческого - «торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо, первоначально - божество». А кое-где по западным образцам поднимается и флаг. И без всякой иронии компания обращается к своим сотрудникам: «Мы - лучшие!» А во внутренних документах генеральный директор и президент именуются Генеральным директором и Президентом. О, богиня, воспой!

Как мне кажется, от профессионализма PR-службы зависит, будет этот пафос лицемерием или мотиватором. Если народ хихикает и перемигивается во время подъема флага -то энтузиазм надуман и лжив. А если проникновенно слушает и подпевает - люди действительно разделяют эти ценности. Ведь функции гимна и флага - привести человека в высшее ценностное состояние и заякорить его.

Вот я вижу по телевизору нашу сборную, выигравшую матч. Хоккеисты поют российский гимн и плачут. И этот пафос абсолютно искренен. Гимн возвышает. Чего не случалось с тем текстом, который был напечатан на обратной стороне наших тетрадок. Мы и сидели на них, и в лужу кидали, и самолетики делали. Какая уж тут «торжественная песня»!

Мастером использования пафоса в своих целях был Остап Бендер со своим «Союзом меча и орала». Впрочем, и иронией он умело пользовался: «Почем опиум для народа?» У него пафос и ирония мгновенно переходили друг в друга, и он прекрасно понимал, зачем все это говорит. Но своим словам сам не верил ни на йоту, что делало его неуязвимым.

А вспомните песню из «Буратино»: «На хвастуна не нужен нож, ему немного подпоешь, и делай с ним, что хошь!» Человека, исполненного пафоса, очень легко поймать на «возвышенный» крючок, чем и пользуются огромное количество пройдох. Пафос - такой же инструмент, средство, способ выразительности, как и любой другой. Однако нередко пафос становится символом лицемерия. Люди привыкли, что градус слов повышают, не имея ничего за душой. Но разница все же есть. Например, если женщина пылко заявляет: «Детям надо уделять внимание!» - а сама бросает их на няню, грош цена этим высоким словам. Но если она, оставив карьеру, сама сидит с ребенком, ее патетические заявления уже не кажутся лицемерными.

Сами по себе слова нейтральны, важно то, что мы в них вкладываем. Попробуем громко сказать: «Гоните пафос из жизни, да здравствует ирония!» Ну как звучит? Нравится? Ха-ха! Ничего более пафосного придумать невозможно.

Поэтому предлагаю все время возвращаться к себе и настраивать свой внутренний термометр на температуру окружающей среды. Если градус ситуации повышен сверх меры, подумайте, что за этим стоит. Однажды по дороге в салон у меня сломалось сразу три ногтя, и я попросила у моего парикмахера пилочку. Он ушел, вернулся без пилочки, зато в сопровождении красавца-мужчины в белом. «Зачем вам пилочка, я - мастер маникюра международного класса!» - сообщил тот, усаживаясь на подушку у моих ног, и начал обрабатывать мои ногти. Я была очарована его прикосновениями, мастерством, комплиментами, внешним видом и нашим приятным разговором. Пока я не поняла, что он пытается мне что-то попутно продать. Весь пафос улетучился. А жаль...

На самом деле они должны быть вместе. Мы противопоставляем иронию пафосу, но рецепт как раз в том, чтобы в нашей жизни было и то, и другое: как энтузиазм, возвышенные эмоции, умение и смелость найти им соответствующие красивые слова, так и ирония, способность посмотреть на ситуацию со стороны и улыбнуться ей. И никогда не забывайте слова Того Самого Мюнхаузена из гениального фильма: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...»

Записала Ирина Белашева
Журнал «Эгоист generation», 2009

Пафос (греч.) - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. По Аристотелю - смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывающее у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катарcическом переживании. Страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, разрешение страсти в страдании.

В современном литературоведении пафос определяется как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой.

Пафос бывает героический, драматический, трагический, сатирический, романтический и сентиментальный.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС - отражает величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела. При этом действия героев непременно должны быть связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей - вплоть до самой жизни. Еще одно условие проявления героического - свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. Стремление переделать мир, устройство которого кажется не-справедливым, или желание отстоять мир идеальный (а также близкий к идеалу и кажущийся таковым) - вот эмоциональная основа героики. Примеры: в древнегреческих мифах это образы богатырей, или, как их называли в Греции, героев, совершающих небывалые подвиги на благо своего народа. Это Геракл с его двенадцатью подвигами или Персей, который отрубил голову горгоне Медузе. В «Илиаде» Гомера - Ахилл, Патрокл, Гектор, прославившиеся в битвах под Троей. В более поздних произведениях фольклора - исторических песнях, былинах, богатырских сказках, эпопеях, воинских повестях - в центре стоит могучий, справедливый богатырь-воин, защищающий свой народ от иноземных захватчиков.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПАФОС - автор с тяжелым душевным надрывом и проникновенным сочувствием изображает страдания своих персонажей в драматизме их положения, переживаний, борьбы. Драматизм этот проявляется в переживаниях, конфликтах частной жизни, в неустроенности личной судьбы, идейном «скитальчестве». Автор может и осуждать своих персонажей, видеть в их страданиях справедливое возмездие за ложность стремлений, приведших к драматизму положения. Нередко воздействие внешних обстоятельств порождает в сознании персонажа внутреннюю противоречивость, борьбу с самим собой. Тогда драматизм углубляется до трагизма. Пример - "Бег" Булгакова.

ТРАГИЧЕСКИЙ ПАФОС - у древних греков был связан с тем, что над жизнью людей господствует воля богов, роковая предопределённость судьбы, во власти которых вся жизнь людей, или с понятием вины трагических героев, нарушивших какой-то высший закон и расплачивающихся за это. (например, "Эдип" Софокла). Пафос трагизма - это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей - человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Первое условие трагического - закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью конфликта подразумевается не-возможность его благополучного разрешения - оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей. Таков, например, характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова.

Если героический пафос всегда является идейным утверждением изображаемых характеров, то драматический и трагический виды пафоса могут заключать в себе как их утверждение, так и их отрицание. Сатирическое же изображение характеров всегда несет в себе осуждающую идейную направленность.

САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС - негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Человеческие характеры и отношения становятся предметом насмешливого осмысления и соответствующего изображения. Сатирический пафос возникает в процессе обобщающего эмоционального осмысления комического несоответствия реальной пустоты существования персонажей субъективным претензиям на значительность. Например, притворно-хвалебный тон гоголевского изображения столичного светского общества, выражает его насмешливое, ироническое отношение к высокопоставленным людям, придающим большую важность всяким пустякам. Именно смех «проницающий», углубляющий предмет, составляет неотъемлемое свойство сатиры. Авторы, использующие в своих произведениях сатирический пафос: Гоголь, Грибоедов, Салтыков-Шедрин, Ильф и Петров, Булгаков.

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ПАФОС. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность. В отдельных ситуациях почти каждому человеку случается проявлять сентиментальность - так, большинство нормальных людей не могут пройти равнодушно мимо страданий ребенка, беспомощного человека или даже животного. Но даже если сентиментальная жалость направлена на явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него личность - умиляющаяся, сострадающая. При этом сочувствие другому в сентиментальности принципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическим заменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженное сочувствие крестьянину в творчестве Радищева и Некрасова). Это душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. Одно из самых характерных сентиментальных произведений - повесть Гёте «Страдания юного Вертера». Пафос ее создается изображением переживаний юноши, разочаровавшегося в пустой и суетной жизни городского дворянско-чиновного общества. Вертер ищет удовлетворения в простой сельской жизни, в чувствительном любовании природой, в помощи бедным. Его трогательная любовь к Лотте безнадежна - Лотта замужем. И из-за драматической безвыходности своего положения, неосуществимости своего возвышенного идеала Вертер кончает жизнь самоубийством. Ещё один пример: "Му-му" Тургенева.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС - подъем романтического самосознания вызван устремленностью к идеалу гражданской свободы. Это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу. Романтический герой - всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва. Романтические герои - натуры духовно богатые, которые не могут проявить себя в полной мере, ибо жизнь ставит им границы, незаслуженно изгоняет их из общества. Для романтизма свойственно бурное проявление чувств. Конфликт с окружающим миром и полное неприятие его, противопоставление ему высшего, идеального мира, создаваемого творческим воображением художника, - основа мировоззрения романтиков. Например, ранний Горький отрицал безгеройность окружающей его жизни, мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах. В противовес серому, мещанскому существованию, мир его рассказов яркий, экзотический. Действие происходит в необычной обстановке, в окружении романтических стихий. В героях произведений больше символического, чем типического. "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", "Данко".

Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика - сфера активного действия, то романтика - область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью. Естественный мир романтики - мечта, фантазия, греза, поэтому романтические произведения так часто обращены либо к прошлому («Бородино» Лермонтова), либо к чему-то принципиально не существующему («Аэлита» А.Н. Толстого).

В чём различие между сентиментальным и романтическим пафосом? Сентиментальность - это умиленность, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний. Романтика - это восторженность, обращенная к тому или иному «сверхличному» идеалу и его воплощениям.

ПАФОС В МАССКУЛЬТУРЕ. В эпическом кино пафос - жизненно необходимый элемент. Без него зрителю будет фиолетово, убили Былинного Героя, или он превозмог. Надо, чтобы у пожирателя попкорна пробежали мурашки от суровости и эпичности месилова на экране. Для этого служат Пафосные Моменты: возвышенные Монологи, В Которых Каждое Слово Надо Писать С Большой Буквы, сопровождаемые надрывной симфонической музыкой. А уж если герой умирает, то не блюя кровью и коченея, а произнесет Прощальный Монолог, закроет глаза и резко запрокинет голову, как будто ему выдернули питание. Пафосные моменты обязательно сопровождаются пафосными фразами: "Айл би бек!", «Приди и возьми!»; «Наши стрелы закроют от вас солнце - Мы будем сражаться в тени!»; «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» и т.п.

Рецензии

Добрейший ли вечерок?
Всем налили?
Хорошо.

Блоггер Навальный, который изображен у вас на картинке, конечно, крут.
Пафос, я вам скажу, так и прет.
И, конечно, слабые женщины ждут от героя Пафоса Героического.
И еще чего-то. Я не знаю, но чего-нибудь романтического. Может быть, сентиментального. В конце концов, драматического...
Но только не коррупционного скандала в постели!
И когда это возникает, литературный критик проявляет негодующе-насмешливое отрицание Героя...
...

А если проще говорить, то за любовь!
Ну, за этих и за тех!

» Пафос

Пафос

Пафос – это ведущий эмоциональный настрой художественного произведения (его части; всего творчества писателя, эпохи)

Пафос – эмоционально-оценочная позиция автора.

Именно на уровне пафоса, о чем бы ни говорил автор, наиболее полно и «честно» отражается его система ценностей (даже если он этого не хочет) Поскольку пафос есть категория не рациональная, характеризовать его сложнее, чем тематику, проблематику и идею (назвать по имени все оттенки чувства, переживаний невозможно). Локальные виды пафоса определить можно. Классификация пафоса:

Группа возвышенных пафосов

Эмоциональный настрой произведения (всего творчества) соотносится с понятием «прекрасное », т.е. в свою очередь соотносится с понятием «идеал ». Автор ведет с нами разговор на том эмоциональном уровне, который не предполагает смеха, который соответствует отношениюк идеалу.

1) Героический . То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Этому идеалу (норме) угрожает сила. На эмоциональном уровне автор передает свою потребность сохранить, отстоять идеал (норму).

2) Романтический . То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу ничего не угрожает или угроза эта очевидно фиктивная. На эмоциональном уровне автор пытается передать свое восхищение идеалом.

3) Сантиментальный . То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу или норме угрожает некая сила. На эмоциональном уровне не передается потребности отстаивать идеал, передается лишь сочувствие, ощущение дискомфорта от утраты этого идеала.

4) Драматический . То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу угрожает некая сила. На эмоциональном уровне передается двоякое ощущение – то ли идеал будет сохранен, то ли потерян.

5) Трагический . То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу угрожает некая сила. На эмоциональном уровне передается ощущение безвыходности, безысходности, невозможности сохранить идеал. Или фиксируется сам факт его утери. Наличие погибшего или умершего героя еще не говорит о присутствии трагического пафоса.

Группа комических пафосов

Эмоциональный настрой произведения (всего творчества) соотносится с понятием «комическое». Комический пафос отражает истинную духовную сущность художника, наличие или отсутствие внутренней духовной цензуры.

1) Сатирический . Смех негативный, отрицательный, злой, но взамен того, что уничтожено смехом, автор предлагает идеал или норму. Злой смех не ради уничтожения, а ради утверждения идеала

2) Юмористический . Смех, который помогает жить, утешает, лечит. То, о чем говорит автор не соответствует идеалу и норме. Автор говорит он об этом несоответствии со смехом добрым, положительным, утверждающим (у читателя в этом нет сомнения). Автор со смехом принимает это несоответствие идеалу, т.к. осознает несовершенство мира земного вообще, и свое несовершенство в этом мире. Принимает это как данность. Юмор уничтожает уныние. Из всех видов комического единственный, который «излечивает» пороки, помогает жить.

3) Саркастический . Смех негативный, отрицательный, но никакого идеала (нормы) автор взамен не предлагает. Смех уничтожающий, ради самого уничтожения

4) Иронический . Самый коварный, каверзный. В этом пафосе автору удобнее всего скрыть свое истинное «я». Смех неявный, скрытый. Нельзя утверждать положительный смех или негативный. Ирония ничего не утверждает. Самый опасный пафос (в иронии легко нарушается грань допустимого: рано или поздно объектом смеха может стать все, т.е. автор станет циником).

5) Черный юмор . То, о чем говорит автор, по его мнению, не соответствует идеалу. Автор говорит об этом несоответствии, имитируя добрый смех. Объектом смеха является то, что в реальной жизни не должно освещаться смехом: страшное, трагическое, святое (смеяться можно над всем). В черном юморе представления о юморе переворачиваются. На территории вымышленного мира художник смеется вместе с собеседником над тем, что в реальной жизни боится.

В любой этнической культуре вырабатывается система «табу» на смех. Несмотря на изменения в любой национальной культуре, тем не менее, пока существует национальная культура, существует и «табу» на смех. В сознании народа формируется «болевой порог» на смех, есть объекты не подлежащие смеху.

В одном произведении виды пафоса могут совмещаться (феномен пафосного синтеза – пафосная эстафета, пафосный дуэт (трио))

Не все в содержании литературного произведения определено тематикой и идеями. Автор выражает идейно-эмоциональное отношение к предмету с помощью образов. И, хотя авторская эмоциональность индивидуальна, некоторые элементы закономерно повторяются. В разных произведениях проявляются сходные эмоции, близкие типы освещения жизни. К типам этой эмоциональной направленности относят трагизм, героику, романтику, драматизм, сентиментальность, а также комическое с его разновидностями (юмор, ирония, гротеск, сарказм, сатира).

Теоретический статус этих понятий вызывает много споров. Одни современные ученые, продолжая традиции В.Г. Белинского, называют их «видами пафоса» (Г. Поспелов). Другие именуют «модусами художественности» (В. Тюпа) и добавляют, что это воплощения авторской концепции личности. Третьи (В.Хализев) называют их «мировоззренческими эмоциями».

В основе событий, действий, изображаемых во многих произведениях, находится конфликт, противостояние, борьба кого-либо с кем-либо, чего-либо с чем-либо.

При этом противоречия могут быть не только разной силы, но и разного содержания и характера. Своеобразным ответом, который нередко хочется найти читателю, можно считать эмоциональное отношение автора к характерам изображаемых героев и к типу их поведения, к конфликтам. Действительно, писатель иногда может приоткрывать свои симпатии и антипатии к тому или иному типу личности, при этом далеко не всегда однозначно оценивая его. Так, Ф.М. Достоевский, осуждая то, что придумал Раскольников, в то же время ему и сочувствует. И.С Тургенев экзаменует Базарова устами Павла Петровича Кирсанова, но одновременно и ценит его, подчеркивая его ум, знания, волю: «Базаров умён и знающ», - убежденно говорит Николай Петрович Кирсанов.

Именно от сути и содержания противоречий, обнажаемых в художественном произведении, зависит его эмоциональная тональность. И слово пафос воспринимается сейчас гораздо шире, чем поэтическая идея, это эмоционально-ценностная ориентация произведения и персонажей.

Итак, разные виды пафоса.

Трагическая тональность присутствует там, где имеет место жестокий конфликт, с которым нельзя мириться и который не может быть благополучно разрешен. Это может быть противоречие человека и нечеловеческих сил (рока, Бога, стихии). Это может быть противоборство групп людей (война наций), наконец, внутренний конфликт, то есть столкновение противоположных начал в сознании одного героя. Это осознание непоправимой утраты: человеческой жизни, свободы, счастья, любви.

Понимание трагического восходит к трудам Аристотеля. Теоретическая разработка понятия относится к эстетике романтизма и Гегелю. Центральный персонаж - это трагический герой, личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью. Это личность сильная, не сгибаемая обстоятельствами, а потому обреченная на страдания и гибель.

К числу таких конфликтов относятся противоречия между личными порывами и надличными ограничениями - кастовыми, сословными, моральными. Такие противоречия породили трагедию Ромео и Джульетты, любивших друг друга, но принадлежавших к разным кланам итальянского общества своего времени; Катерины Кабановой, полюбившей Бориса и понимавшей греховность своей любви к нему; Анны Карениной, измученной сознанием пропасти между нею, обществом и сыном.

Трагическая ситуация может сложиться и при наличии противоречия между стремлением к счастью, свободе и осознанием героем своей слабости и бессилия в их достижении, что влечет за собой мотивы скепсиса и обреченности. Например, такие мотивы звучат в речи Мцыри, изливающего свою душу старому монаху и пытающегося объяснить ему, как он мечтал жить в своем ауле, а вынужден был провести всю жизнь, кроме трех дней, в монастыре. Трагична судьба Елены Стаховой из романа И.С. Тургенева «Накануне», потерявшей мужа сразу же после свадьбы и отправившейся с его гробом в чужую страну.

Высота трагического пафоса в том, что он вселяет веру в человека, обладающего мужеством, остающегося верным себе даже перед смертью. Со времен античности трагическому герою приходится переживать момент вины. По мысли Гегеля, эта вина заключается уже в том, что человек нарушает сложившийся порядок. Поэтому для произведений трагического пафоса характерно понятие трагической вины. Оно и в трагедии «Царь Эдип», и в трагедии «Борис Годунов». Умонастроения в произведениях такого склада - скорбь, сострадание. Со второй половины 19 века трагическое понимается все шире. К нему относят все то, что вызывает страх, ужас в человеческой жизни. После распространения философских доктрин Шопенгауэра и Ницше, экзистенциалистов трагическому придается универсальное значение. В соответствии с подобными воззрениями главное свойство человеческого бытия - это катастрофичность. Жизнь бессмысленна вследствие смерти индивидуальных существ. В этом аспекте трагическое сводится к чувству безнадежности, а те качества, которые были характерны для сильной личности (утверждение мужества, стойкости) нивелируются и не учитываются.

В литературном произведении и трагическое и драматическое начала могут сочетаться с героическим. Героика возникает и ощущается там и тогда, когда люди предпринимают или совершают активные действия во имя блага других, во имя защиты интересов племени, рода, государства или просто группы людей, нуждающихся в помощи. Люди готовы пойти на риск, достойно встретить смерть во имя осуществления возвышенных идеалов. Чаще всего подобные ситуации встречаются в периоды национально-освободительных войн или движений. Моменты героики нашли отражение в «Слове о полку Игореве» в решении князя Игоря вступить в борьбу с половцами. При этом героико-трагические ситуации могут иметь место и в мирное время, в моменты стихийных бедствий, возникающих по «вине» природы (наводнения, землетрясения) или самого человека. Соответственно, они отображаются в литературе. Большей поэтизации достигают события в народном эпосе, сказаниях, былинах. Герой в них является фигурой исключительной, его деяния - это общественно значимый подвиг. Геракл, Прометей, Василий Буслаев. Жертвенная героика в романе «Война и мир», поэме «Василий Теркин». В 1930-е, 1940-е героика требовалась по принуждению. С произведений Горького насаждалась мысль: в жизни каждого должен быть подвиг. В 20 веке литература борьбы содержит героику сопротивления беззаконию, героику отстаивания права на свободу (рассказы В. Шаламова, роман В. Максимова «Звезда адмирала Колчака»).

Л.Н. Гумилев полагал, что подлинно героическое могло быть только у истоков жизни народа. Любой процесс формирования нации зачинается с героических поступков небольших групп людей. Этих людей он называл пассионариями. Но кризисные ситуации, требующие от людей героически-жертвенных свершений, возникают всегда. Поэтому героическое в литературе будет всегда значимо, высоко и неизбывно. Важным условием героического, считал Гегель, является свободная воля. Подвиг вынужденный (случай гладиатора), по его мнению, не может быть героическим.

Героика может сочетаться и с романтикой. Романтикой называют восторженное состояние личности, вызванное стремлением к чему-то высокому, прекрасному, нравственно значимому. Источники романтики - это умение чувствовать красоту природы, ощущать себя частью мира, потребность откликаться на чужую боль и чужую радость. Поведение Наташи Ростовой нередко даёт основание воспринимать его как романтическое, ибо из всех героев романа «Война и мир» она одна обладает живой натурой, положительно эмоциональным зарядом, непохожестью на светских барышень, что сразу же заметил рациональный Андрей Болконский.

Романтика большей частью и проявляет себя в сфере личной жизни, обнаруживая себя в моменты ожидания или наступления счастья. Поскольку счастье в сознании людей прежде всего ассоциируется с любовью, то и романтическое мироощущение скорее всего дает о себе знать в момент приближения любви или надежды на нее. Изображение романтически настроенных героев мы встречаем в произведениях И.С. Тургенева, например в его повести «Ася», где герои (Ася и господин Н.), близкие друг к другу по духу и культуре, испытывают радость, эмоциональный подъем, что выражается в восторженном восприятии ими природы, искусства и самих себя, в радости общения друг с другом. И все же чаще всего пафос романтики связан с эмоциональным переживанием, которое не переходит в действие, поступок. Достижение возвышенного идеала невозможно в принципе. Так, в стихах Высоцкого юношам кажется, что они поздно родились, чтобы участвовать в войнах:

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки,

Не досталось им даже по пуле…

Мир романтики - мечта, фантазия, романтические представления часто соотносятся с прошлым, экзотикой: «Бородино» Лермонтова, «Суламифь» Куприна, «Мцыри» Лермонтова, «Жираф» Гумилева.

Пафос романтики может выступать вместе с другими видами пафоса: иронией у Блока, героикой у Маяковского, сатирой у Некрасова.

Сочетание героики и романтики возможно в тех случаях, когда герой совершает или хочет совершить подвиг, и это воспринимается им самим как нечто возвышенное. Такое переплетение героики и романтики наблюдается в «Войне и мире» в поведении Пети Ростова, который был одержим желанием лично принять участие в борьбе с французами, что и привело его к гибели.

Преобладающая тональность в содержании подавляющего числа художественных произведений, несомненно, драматическая. Неблагополучие, неустроенность, неудовлетворенность человека в душевной сфере, в личных отношениях, в общественном положении - таковы реальные приметы драматизма в жизни и литературе. Несостоявшаяся любовь Татьяны Лариной, княжны Мери, Катерины Кабановой и других героинь известных произведений свидетельствует о драматических моментах их жизни.

Нравственно-интеллектуальная неудовлетворенность и нереализованность личных возможностей Чацкого, Онегина, Базарова, Болконского и других; социальная униженность Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В. Гоголя «Шинель», а также семьи Мармеладовых из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», многих героинь из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», почти всех персонажей пьесы М. Горького «На дне» - все это служит источником и показателем драматических противоречий.

Подчеркивание романтических, драматических, трагических и, конечно же, героических моментов в жизни героев и их настроениях в большинстве случаев становится формой выражения сочувствия героям, способом поддержки и защиты их автором. Несомненно, что В. Шекспир переживает вместе с Ромео и Джульеттой по поводу обстоятельств, препятствующих их любви, А.С. Пушкин жалеет Татьяну, не понятую Онегиным, Ф.М. Достоевский скорбит о судьбе таких девушек, как Дуня и Соня, А.П. Чехов сочувствует страданиям Гурова и Анны Сергеевны, которые полюбили друг друга очень глубоко и серьезно, но надежды на соединение их судеб у них нет.

Однако бывает, что изображение романтических настроений становится способом развенчания героя, иногда даже его осуждения. Так, например, туманные стихи Ленского вызывают легкую иронию А. С. Пушкина. Изображение Ф. М. Достоевским драматических переживаний Раскольникова - это во многом форма осуждения героя, задумавшего чудовищный вариант исправления жизни и запутавшегося в своих мыслях и чувствах.

Сентиментальность - это вид пафоса с преобладанием субъективности, чувствительности. В сер. 18 века он был главенствующим в произведениях Ричардсона, Стерна, Карамзина. Он в «Шинели» и «Старосветских помещиках», у раннего Достоевского, в «Му-му», поэзии Некрасова.

Гораздо чаще в дискредитирующей роли выступают юмор и сатира. Под юмором и сатирой в данном случае подразумевается еще один вариант эмоциональной направленности. И в жизни, и в искусстве юмор и сатира порождаются такими характерами и ситуациями, которые называют комическими. Суть комического состоит в обнаружении и выявлении несовпадения реальных возможностей людей (и, соответственно, персонажей) и их претензий, или несоответствия их сущности и видимости. Пафос сатиры уничтожающий, сатира вскрывает общественно значимые пороки, изобличает отклонение от нормы, высмеивает. Пафос юмора утверждающий, ведь субъект юмористического ощущения видит не только недостатки других, но и собственные. Осознание собственных недостатков дарует надежду исцеления (Зощенко, Довлатов). Юмор - выражение оптимизма («Василий Теркин», «Похождения бравого солдата Швейка» у Гашека).

Насмешливо-оценочное отношение к комическим характерам и ситуациям называется иронией. В отличие от предыдущих она несет скептицизм. Она не согласна с оценкой жизни, ситуации или характера. У Вольтера в повести «Кандид, или оптимизм» герой своей судьбой опровергает свою же установку: «Все что ни делается, все к лучшему». Но и обратное мнение «все к худшему» не принимается. Пафос Вольтера в насмешливом скептицизме по отношению к крайним принципам. Ирония может быть лёгкой, незлобной, но может стать недоброй, осуждающей. Глубокая ирония, вызывающая не улыбку и смех в привычном смысле слова, а горькое переживание, именуется сарказмом. Воспроизведение комических характеров и ситуаций, сопровождаемое иронической оценкой, приводит к появлению юмористических или сатирических художественных произведений: Причем юмористическими и сатирическими могут быть не только произведения словесного искусства (пародии, анекдоты, басни, повести, рассказы, пьесы), но и рисунки, скульптурные изображения, мимические представления.

В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» комическое проявляется в нелепом поведении Ивана Дмитриевича Червякова, который, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину генерала и до того испугался, что стал донимать его своими извинениями и преследовал до тех пор, пока не вызвал настоящий гнев генерала, что и привело чиновника к смерти. Нелепость в несоответствии совершенного поступка (чихнул) и вызванной им реакции (неоднократные попытки объяснить генералу, что он, Червяков, не хотел его обидеть). В этой истории к смешному примешивается грустное, так как подобный страх перед высоким лицом есть знак драматического положения маленького чиновника в системе служебных отношений. Страх может порождать неестественность в поведении человека. Такая ситуация воспроизведена Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор». Выявление серьезных противоречий в поведении героев, порождающее явно отрицательное отношение к ним, становится отличительным признаком сатиры. Классические образцы сатиры дает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов прокормил») Эсалнек А. Я. С. 13-22..

Гротеск (фр. grotesque, буквально - причудливый; комичный; итал. grottesco - причудливый, итал. grotta - грот, пещера) - одна из разновидностей комического, сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск - всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя "Нос" или "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Э. Т. А. Гофмана, сказки и повести М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Определить пафос - значит установить тип отношения к миру и человеку в мире.