Вообще-то Грин – это литературный псевдоним. А скрывался за ним Александр Степанович Гриневский (1880-1932) – известный русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами символической фантастики. Что же касается псевдонима, то писатель просто укоротил свою фамилию, чтобы она звучала на иностранный лад. В минуты откровений Гриневский говорил, что в детстве у него была кличка Грин-блин. Вот он ею и воспользовался, убрав, конечно, второе слово «блин».

Родился Александр Степанович Гриневский (Грин) 11 августа 1880 года в уездном городке Слободском, Вятской губернии. Его отец, Стефан Гриневский (поляк по происхождению), был вечным поселенцем, конторщиком пивоваренного завода. Мать, Анна Степановна, в девичестве Лепкова, родила сына на 7-м году брака. Со своим первенцем семья переехала в Вятку. Там и прошли годы детства и юности будущего маститого писателя.

Город был провинциальный, тихий, патриархальный. И на его пустырях часто можно было увидеть смуглого мальчугана в серой заплатанной блузе. Он бродил в одиночестве, находясь под впечатлением прочитанных книг. Часто представлял себя одним из книжных героев, а сверстники считали его странным. В школе одно время Грина даже звали «колдуном». А он пытался открыть «философский камень» и, начитавшись «Тайны руки», предлагал каждому предсказать его будущее по линиям на ладонях.

В своей «Автобиографической повести» Александр Степанович писал: «У меня не было нормального детства. В минуты раздражения за своеволие и плохое учение родители звали меня «золоторотцем», «свинопасом», прочили мне жизнь несчастную, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих. Мать, измученная домашней работой, часто ругала меня. А я мучился, слушая оскорбления».

Духовное спасение мальчик искал в произведениях Фенимора Купера, Майн Рида, Густава Эмара, Луи Жаколио, Виктора Гюго, Диккенса, Эдгара По. Но больше всего Грин мечтал о море. Необъятные морские просторы ассоциировались у него со свободой и независимостью. Но мечты о море посещали юношу в глухой Вятке, из которой хоть три года скачи, но до моря не доскачешь.

Отец и мать Грина

Летом 1896 года, по окончанию Вятского городского училища, молодой Грин уехал в Одессу. С собой он взял только корзинку. В ней находились сменное бельё и акварельные краски. Юноша полагал, что рисовать он будет где-нибудь в Индии на берегу Инда. Но в городе у моря быстро выяснилось, что Индия здесь так же недосягаема, как и в Вятке.

Юноша стал обходить баржи, шхуны, пароходы, стоящие в гавани. Но матросом его никуда не брали, так как Александр был молодым и неопытным. Однако молодой человек проявил упорство и добился своего. Его взяли на транспортное судно «Платон», которое совершало круговые рейсы по черноморским портам. Именно с борта «Платона» Грин впервые увидел берега Крыма и Кавказа. Потом были и другие суда, но нигде юноша долго не задерживался. После первого или второго рейса его выгоняли за непокорный нрав.

Правда, один раз новоиспечённому матросу удалось побывать в заграничном порту. Это была Александрия. Но в целом, работа матросом юноше не понравилась: она оказалась скучной и рутинной. В 1897 году несостоявшийся моряк вернулся в Вятку, а через год вновь уехал, но теперь в Баку на поиски счастья и приключений.

Поиски эти превратились в череду мытарств, смену мест и работ. Александр скитался по России и перепробовал самые разные профессии. Он работал грузчиком, матросом, банщиком, землекопом, маляром, гасильщиком нефтяных пожаров. Попав на Волгу, устроился вначале матросом на волжскую баржу, а затем переквалифицировался в лесорубы. На Урале трудился плотогоном, золотоискателем, переписчиком ролей, актёром, писцом у адвоката.

Периодически он возвращался в Вятку, а затем вновь уходил странствовать. В 1902 году, по настоянию отца, он записался солдатом в резервный пехотный батальон, который дислоцировался в Пензе. Сохранилось казённое описание наружности Грина той поры:

Рост – 177, 4.

Глаза – светло-карие.

Волосы – светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса.

Жестокие нравы казармы не понравились юноше. И через 4 месяца Александр Степанович Грин сбежал из батальона. Несколько дней он скитался в лесу, потом был пойман и подвергнут 3-недельному аресту на хлебе и воде. В это же время на строптивого солдата обратил внимание некий вольноопределяющийся. Он начал снабжать молодого человека эсеровскими брошюрами и листовками.

Будущего писателя тянуло на волю. К тому же его романтическое воображение пленила жизнь нелегала, полная тайн и опасностей. Пензенские эсеры помогли Александру бежать из батальона вторично. Его снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда новоиспечённый эсер перебрался в Одессу, а затем уехал в Севастополь.

Получив партийную кличку «Долговязый», Грин начал вести пропагандистскую работу среди матросов. Он хорошо знал быт и психологию этих людей, поэтому вскоре приобрёл популярность в матросской среде: моряки стали считать его своим. А эсеры не могли нарадоваться на своего нового единомышленника. Один из них, по фамилии Быховский, как-то послушав речь Александра перед матросами, сказал оратору: «Из тебя бы хороший писатель вышел». Гриневский отложил эту фразу в памяти и впоследствии назвал Быховского своим крёстным отцом в литературе.

В 1903 году Александра арестовали за распространение революционных идей. Он пытался бежать, и тогда его перевели в тюрьму строго режима. Судил молодого бунтаря военно-морской суд Севастополя. Приговорили его к 10 годам ссылки в Сибирь, но уже в октябре 1905 года освободили по амнистии. Вновь арестовали в январе 1906 года в столице империи и выслали на 4 года в город Туринск Тобольской губернии.

Оттуда Александр сбежал в родную Вятку, не отбыв и половину срока. Отец встретил блудного сына сурово, но помог добыть паспорт недавно умершего в больнице «почётного гражданина» А. А. Мальгинова. С этим документом молодой человек уехал в Санкт-Петербург.

В столице империи Александр Степанович Грин влачил бедное существование, но именно в хмуром туманном городе он и начал писать. Его первые произведения – это рассказы «Слон и моська» и «Заслуга рядового Пантелеева». Данные произведения широкая публика не увидела. Они были признаны антигосударственными и уничтожены.

Лишь последующие рассказы начали печатать в «Биржевых ведомостях». В 1908 году вышел авторский сборник «Шапка-невидимка». Большая часть рассказов в нём была о революционерах. Однако Гриневский вовсе не пылал любовью к этом публике. Он порвал с эсерами, но в то же время остался критически настроенным к существующему строю.

Грин крайний слева, рядом сидит его жена Вера Павловна (Пинега, 1911 год)

Живя в Санкт-Петербурге, Александр Степанович связал себя брачными узами с Верой Павловной Абрамовой (1882-1951). Знакомы они были ещё по Севастополю, а в столице империи решили соединить свои судьбы и прожили вместе 7 лет.

Что же касается творчества, то Гриневский начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал из окружающей действительности. Его переполняли жизненные впечатления, накопленные за годы странствий; они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу. Конечно, всё написанное были не натуральным, а трансформированным в художественную фантазию.

В 1910 году увидел свет второй сборник под названием «Рассказы». Большая их часть была написана в реалистической манере, но в некоторых произведениях уже угадывался тот Грин-сказочник, который в будущем выделился из общей плеяды писателей.

В том же 1910 году полиция выяснила, что писатель, ставящий под своими рассказами подпись Грин, есть никто иной, как беглый ссыльный Гриневский Александр Степанович. Его арестовали и сослали в Архангельскую губернию, в город Пинегу. Вера Павловна поехала вместе с мужем. Срок ссылки был сокращён до 2-х лет, и супруги быстро вернулись в столицу. Но дальнейшая их семейная жизнь не заладилась. В конце 1913 года пара развелась. Инициатором развода стала жена. Своё решение она объяснила взаимным непониманием и тягой мужа к шумным компаниям и выпивке.

Однако сам Александр Степанович Грин разводиться не хотел. Он на всю жизнь оставил в своей душе тёплые воспоминания о Вере Павловне. Её портрет писатель хранил при себе все отведённые ему судьбой годы, а саму бывшую жену называл «единственным моим другом». Вторым близким человеком был отец. Умер он в 1914 года. После этого у Гриневского не осталось близких людей, но он не отчаялся и с головой погрузился в литературу.

Она стала для него отдушиной, той спасительной корабельной палубой, стоя на которой, писатель плыл, окружённый своими литературными героями. Он работал очень продуктивно, но ограничивался рассказами, не решаясь взяться за роман или повесть. Вначале произведения Грина печатали в мелких журналах, но знакомство с А. И. Куприным изменило ситуацию. Молодого писателя начали издавать в издательстве «Прометей».

К начавшейся Первой мировой войне Александр Степанович отнёсся резко отрицательно. Он написал ряд произведений антивоенного характера, резко отрицательно отозвался об императоре Николае II. Это вызвало недовольство властей, и Гриневский вынужден был уехать из столицы. Однако сразу же после Февральской революции вернулся в неё.

Вначале он с энтузиазмом воспринял перемены в стране, но после Октябрьской революции, столкнувшись с жестокостью и беспределом, стал противником нового режима. Печатали Грина в журнале «Новый сатирикон», но в марте 1918 года журнал закрыли, признав его оппозиционным. Самого Александра Степановича арестовали и даже хотели расстрелять как контрреволюционера, но, к счастью, всё обошлось.

Гриневский душой не принял советскую власть. Он считал её хуже царской. А вот другие литераторы стали объединяться в группы, создавать свои платформы, писать лояльные письма в ЦК ВКП(б). Люди старались выжить при новой власти, заслужить её благосклонность. А наш герой отгородился от всех, занял нейтральную позицию невмешательства. Он начал вести жизнь отшельника и в это же время женился на Марии Долидзе. Их совместная жизнь продолжалась несколько месяцев, а затем гражданский брак распался.

За писателя некому было заступиться, новая власть посчитала его абсолютно бесполезным, и в 1919 году Александра Степановича Грина призвали в Красную Армию рядовым солдатом. Но в боях он не участвовал, так как заболел сыпным тифом и попал в госпиталь. Тут надо отдать должное Максиму Горькому. Он очень хорошо относился к нашему герою и поддерживал его продуктами, присылая больному писателю мёд, хлеб, сахар.

Опять же Горький похлопотал за Грина после его выздоровления, и тому выделили жильё в «Доме искусств» и дали академический паёк. Рядом жили писатели, набирающие вес при советской власти, но Александр Степанович с ними общался мало. Он жил отшельником и писал. Именно в комнате в «Доме искусств» он создал свою знаменитую феерию «Алые паруса». Если бы он больше ничего не написал, то она бы всё равно увековечила его имя. Издали «Алые паруса» в 1923 году.

Грин с женой Ниной Николаевной, 1926 год

Но ещё до «Алых парусов» в 1921 году Александр Степанович Грин женился во второй раз на Нине Николаевне Мироновой (1894-1970). Она была вдовой, работала медсестрой и прожила с писателем 11 лет до его смерти. Именно ей писатель и посвятил «Алые паруса», закончив их в ноябре 1922 года. Супруги уехали из «Дома искусств» и сняли комнату. В ней почётное место занял портер Веры Павловны, но новая жена не возражала против этого.

Материальное положение писателя резко улучшилось с началом НЭПа. В Петрограде появились частные издательства, и им нужны были талантливые авторы. Грин оказался одним из них. Был опубликован его сборник рассказов под названием «Белый огонь». В него вошёл рассказ «Корабли в Лиссе». Писатель считал его самым лучшим из всего написанного.

При НЭПе Александр Степанович приступил к написанию первого романа под названием «Блистающий мир». Увидел он свет в 1924 году. Было также написано много рассказов. Все эти произведения принесли писателю хорошие деньги. На них была приобретена квартира в Феодосии. Да и действительно, зачем жить в вечно сыром хмуром Ленинграде, когда можно наслаждаться жизнью в тёплом солнечном Крыму.

Именно в Феодосии был написан роман «Золотая цепь», изданный в 1925 году. А к концу 1926 года был закончен роман «Бегущая по волнам». Его единодушно считают самым талантливым произведением писателя. Опубликован он был в 1928 году. А последние романы «Дорога никуда» и «Джесси и Моргиана» оказались на прилавках книжных магазинов в 1929 году.

Однако НЭП закончился, а с ним закончилась и благополучная жизнь писателя. Его перестали издавать, и денежный поток иссяк. В 1930 году Гриневские продали квартиру в Феодосии и переехали в город Старый Крым, где жизнь была гораздо дешевле. Александр Степанович и Нина Николаевна начали вести полунищенское существование. Иногда даже голодали и часто болели.

У писателя начал развиваться рак желудка. Уже больным он приступил к роману «Недотрога», но так и не закончил его. Семья обратилась в Союз писателей с просьбой о пенсии, но на заседании правления было принято решение: Грин является нашим идеологическим врагом, а поэтому пенсии не заслуживает. По сути, больного человека бросили на произвол судьбы, обрекли на голодную смерть, причём сделали это цинично и равнодушно.

Александр Степанович Грин умер 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Перед смертью в дом был приглашён священник, и умирающий исповедовался и причастился. Похоронили выдающегося русского писателя на городском кладбище. А в 1934 году Союз писателей постановил издать сборник произведений Грина под названием «Фантастические новеллы».

Могила Александра Степановича Грина с памятником "Бегущая по волнам", созданным скульптором Т. А. Гагариной

В 1980 году на могиле писателя установили памятник. Создала его скульптор Татьяна Алексеевна Гагарина. Этот памятник отражает содержание романа «Бегущая по волнам», и в полной мере раскрывает творчество выдающегося человека.

У жены Грина Нины Николаевны после смерти мужа была очень нелёгкая судьба. Она оказалась в немецкой оккупации, была угнана в Германию на трудовые работы, отсидела 10 лет в советских лагерях на Печоре «за измену Родине». Вышла на свободу в 1955 году.

В 1960 году она открыла Музей Грина в Старом Крыму. После смерти была похоронена на одном кладбище с мужем, но в другом его конце. Через год, тайно, гроб с её телом был перенесён и захоронен рядом с останками Александра Степановича. Пара опять воссоединилась, и теперь уже навсегда.

Грин Александр Степанович (наст. фамилия Гриневский) (1880 - 1932)

Русский писатель. Грин родился 23 августа (по старому стилю - 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье "вечного поселенца" - ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать - русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. "Я не знал нормального детства, - писал Грин в своей "Автобиографической повести", - меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали "свинопасом", "золоторотцем", прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих". Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек. Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках "вакансии" он обходил все стоящие в гавани шхуны.

В первом плавании, на транспортном судне "Платон" он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, - после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост - 177,4, глаза - светло-карие, волосы - светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах "Заслуга рядового Пантелеева" и "История одного убийства". Через четыре месяца "рядовой Александр Степанович Гриневский" бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту "на хлебе и воде". Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г.Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда "этапным порядком" Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице "личного почетного гражданина" А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда... Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями... В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать "повесть-феерию" "Алые паруса". С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919, из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М.Горького ему удалось получить академический паек и комнату в "Доме искусств".

Отец рассчитывал, что из его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдет непременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худой конец, на писаря, жил бы только "как все", бросил бы "фантазии"... Первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в 1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в 1906, в Петербурге.

Подпись "А.С. Грин" впервые появилась в 1908 под рассказом "Апельсины" (по другим сведениям - под рассказом "Случай" в 1907).

В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах". Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни.

В 1912 году он приезжает в Петербург и приступает к созданию своего самого знаменитого произведения — повести-феерии «Алые паруса». Считается, что прообразом Ассоль, главной героини повести, стала жена Грина, которой автор и посвятил повесть о непоколебимой вере в чудо.

Закончив роман "Блистающий мир", весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии - "городе акварельных тонов". В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина.

Среди произведений - стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы: "Случай" (1907, рассказ), "Апельсины" (1908, рассказ), "Остров Рено" (1909, рассказ), "Колония Ланфиер" (1910, рассказ), "Зимняя сказка" (1912, рассказ), "Четвертый за всех" (1912, рассказ), "Проходной двор" (1912, рассказ), "Зурбаганский стрелок" (1913, рассказ), "Капитан Дюк" (1915, рассказ), "Алые паруса" (1916, опубликована 1923, повесть-феерия), "Пешком на революцию" (1917, очерк), "Восстание", "Рождение грома", "Маятник души", "Корабли в Лиссе" (1918, опубликован 1922, рассказ), "Крысолов" (опубликован 1924, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Сердце пустыни" (1923), "Блистающий мир" (1923, опубликован 1924, роман), "Фанданго" (опубликован 1927, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Бегущая по волнам" (1928, роман), "Ветка омелы" (1929, рассказ), "Зеленая лампа" (1930, рассказ), "Дорога никуда" (1930, роман), "Автобиографическая повесть" (1931).

ГРИН (наст. фам. Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), русский писатель.
В романтико-фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
* * *
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) , русский писатель.
Дом-музей А. Грина
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет. Воспитанием мальчика было некому заниматься, однако его начальное образование было домашнее. Учился в Александровском реальном училище (лучше давались гуманитарные предметы), из которого был исключен за стихотворную сатиру на преподавателя, затем - в Вятском городском училище (окончил в 1896). Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать. В 1901, отчасти по желанию отца, записался солдатом в 213-й Оровайский резервный батальон (Пенза), откуда в 1902, сблизившись с эсерами, дезертировал. В качестве члена подпольной эсеровской организации занимался пропагандистской работой в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Киеве, Одессе, Севастополе. В программе эсеров Грина привлекали отсутствие жесткой партийной дисциплины, обещание всеобщего счастья после революции. В ноябре 1903 за эту деятельность был первый раз арестован, дважды в 1907 и 1910 его ссылали.
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» и книга «Слон и Моська», носящие агитационный характер (тиражи были изъяты цензурой и уничтожены). Цикл опубликованных произведений о революционной России открыл рассказ «В Италию» (1906). Подпись А. Грин впервые была поставлена под рассказом «Случай» (1907). В 1908 вышел сборник «Шапка-невидимка», в котором отразилось уже переосмысленное отношение писателя к эсерам, явное неприятие некоторых их идейных позиций. Во время ссылки 1910 в Архангельскую губернию Грин написал ряд «северных» рассказов («Ксения Турпанова», «Зимняя сказка»), герои которых, мучимые скукой, стремятся изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Ранние рассказы Грина написаны в духе реалистической литературы 1900-х гг., писатель только пытался нащупать свой путь в литературе. «Скудная» на тепло и любовь жизнь Грина, тяга к приключениям, усилили его стремление к неизведанному, идеальному. Грина все больше привлекали герой, выламывающийся из устоявшегося образа жизни большинства обывателей («Она», 1908), идея создания сильного романтического героя («Воздушный корабль», 1909).
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» - первое подлинно романтическое произведение Грина. Матрос Тарт, оказавшись на экзотическом острове и проникнувшись его природой, не пожелал вернуться на корабль к своей команде, поскольку решил сохранить обретенную на острове свободу. Но одиночество привело Тарта к гибели. Тематически близки «Острову Рено» произведения, герои которых - яркие, но одинокие личности: «Колония Ланфиер» (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918). Постепенно персонажи Грина менялись, не замыкаясь на собственном мире.
В 1910 Грин вышел из эсеровской организации, в 1912 был принят литературной средой, сблизившись с А. И. Куприным, А. И. Свирским. Начал сотрудничать в периодических изданиях, до 1917 опубликовал более 350 рассказов, стихотворений, повестей. В годы Первой мировой войны в творчестве писателя наступил длительный кризис, вызванный внутренними колебаниями автора. Грин воспринимал современную ему эпоху как антиэстетическую («Повесть, оконченная благодаря пуле», 1914). В рассказах 1914-1916 чувствовалось вызванное воздействием эстетики Эдгара По, тяготение писателя к «загадочному» («Возвращенный ад», 1915). В 1916 писатель попытался дать оценку собственному творчеству и на основе этой оценки выразить свое отношение к искусству. Искусство для Грина стало основой личного существования, уходом в иную, более совершенную реальность, себя он считал символистом. В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград (очерк «Пешком на революцию», 1917). Революцию воспринял восторженно, однако эти настроения оказались скоротечными. Уже в рассказах «Восстание» (1917), «Рождение грома» (1917), «Маятник души» (1917) ощущается чувство отторжения писателем новой реальности. Размышлениям о социализме посвящен памфлет «Волдырь, или Добрый Папа» - в нем Грин с раздражением пишет, что революция происходит не так «красиво», как ожидалось. В 1919 печатался только в журнале «Пламя» под редакцией А. В. Луначарского. Здесь был опубликован его стихотворный рассказ «Фабрика Дрозда и Жаворонка», наполненный верой в прекрасное, с которой Грин начинал свой жизненный и творческий путь. Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести - Ассоль и Грей - обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами. После тяжелейших испытаний Гражданской войны Грин, несмотря на нужду, продолжал работать. В 1923 появился роман «Блистающий мир» (1923), в котором трагическая гибель главного героя Друды - результат внутренних сомнений автора в возможности достижения идеала.
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 - «Бегущая по волнам» - один из самых сложных и знаковых. В «Бегущей по волнам» вновь прозвучал мотив иллюзорности любой мечты. Только творческому человеку, по мнению автора, можно в полной мере прочувствовать тонкую природу этой иллюзии.
С середины 1920-х Грина печатали все реже, главным образом в малоизвестных изданиях. С 1924 жил в Феодосии, в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался. В конце 1930-х гг. появилось несколько критических статей (К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского), в которых наконец был признаны талант писателя, его уникальное видение мира. Но всеобщее признание творчество Грина получило только в 1960-е гг.
Некоторые произведения Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.) были удачно экранизированы.
Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об "иностранце в русской литературе", Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в поселок Старый Крым, где и скончался 8 июля 1932 года.

Биография известного русского писателя романтика Александра Степановича Грина

Талантливый и знаменитый писатель-романтик Александр Степанович Грин родился 23 августа 1880 года в уездном Вятской губернии. Кстати, Грин — это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Гриневский. Детство и юность будущего писателя прошли в городе Вятке. Отец Саши Гриневского принимал участие в польском восстании 1863 года и оттуда был прямиком сослан в Вятскую ссылку. На новом месте отец мальчика работал в должности бухгалтера земской больницы и получал мизерное жалованье, так что семье Гриневских приходилось совсем не просто, их жизнь была лишена радости, надежды и мечты. Мать Саши сильно болела, была измождена и рано скончалась от туберкулеза, в возрасте тридцати семи лет.

Так, глава семейства, Стефан Гриневский, остался вдовцом с четырьмя детьми на руках. Саша был самым старшим ребенком в семье, у него еще были младший брат и две сестры. Спустя некоторое время отец мальчика женился и в дом пришла мачеха со своим сыном, а потом у них родился еще один совместный ребенок. Жизни Саши Гриневского в то время нельзя было позавидовать. Его отношения с мачехой были весьма напряженными, в итоге он принял решение поселиться отдельно от новой семьи отца.

Единственное, что его радовало, так это многочисленные книги, которые семье Гриневских достались в наследство от дяди мальчика, который погиб во время исполнения служебных обязанностей. После похорон в дом Гриневских привезли три огромных сундука, заполненных книгами на польском, французском и русском языках. Именно тогда юный Александр погрузился в увлекательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Та новая, вымышленная жизнь, полная приключений, казалась ему куда более притягательной, нежели серые и безрадостные будни. Со времени увлечения приключенческими книгами, мечтой всей жизни Саши Гриневского стало пуститься в морское плавание и стать настоящим матросом. Мальчик даже делал попытки убежать из дома.

Прилежанием в учебе Саша не отличался, получение знаний для него было делом непостижимо трудным. Единственными предметами, в которых он преуспевал, являлись закон Божий, история и, конечно же, география, где у него всегда стояли пятерки с плюсом. Зато по остальным учебным дисциплинам были сплошные колы и двойки. Сочинив как-то стишки о своих нелюбимых учителях, Саша Гриневский поплатился тем, что вскоре его выгнали из школы.

После этого, в 1889 году девятилетнего мальчика определили в подготовительный класс местного реального училища, где одноклассники сразу же прозвали его «Грин». Примерным поведением Саша Гриневский и здесь не отличался, поэтому он был предупрежден учителями, что если не исправится в скором будущем, то будет исключен из училища. Так или иначе, подготовительный класс мальчику закончить удалось и он поступил в первый класс, но во втором классе он вновь провинился, написав очередное оскорбительное стихотворение об одном из учителей, за что был исключен из училища. Отцу Саши пришлось изрядно постараться, чтобы сына приняли в другое училище, имевшее в то время не лучшую репутацию.

В то время Александр Гриневский жил отдельно от отца, в одиночестве, но в то же время, он с увлечением продолжал читать книги и писать стихи. На жизнь юноша зарабатывал переплетом книг, а также перепиской документов. Было время, когда он даже увлекался охотой, но поскольку характер у Александра был достаточно взрывной и импульсивный, домой он редко возвращался с добычей.

В 1896 году Александр Гриневский все-таки окончил четырехклассовое Вятское городское училище, после чего он незамедлительно отправился в Одессу, уж очень его влекло море. Но моряком Александр так и не стал. Когда деньги, которые дал ему с собой отец закончились, юноша скитался в безуспешных поисках работы, пришлось ему даже и поголодать. В итоге, он был вынужден обратиться за помощью к другу своего отца, который накормил его и помог устроиться матросом на пароход «Платон», который плавал по маршруту Одесса-Батум. А однажды Грину даже посчастливилось побывать заграницей, в Александрии.

Труд матроса юноше пришелся не по душе, он осознал, что раньше несколько его идеализировал. К тому же случилось и так, что он разругался с капитаном корабля и ему ничего не оставалось делать, как вернуться обратно в Вятку. Но на своей малой родине Грин не смог находиться больше года, настолько сильно его влекли путешествия в чужие края. Вскоре, он снова покинул Вятку и отправился в город Баку. Кем он только там не работал: и рыбаком, и чернорабочим в железнодорожных мастерских.

И так происходило несколько раз в жизни будущего писателя, его то тянуло на родину, то он безудержно мчался на зов приключений. Александр поработал и лесорубом, и золотоискателем на Урале, был шахтером на железном руднике, а также театральным переписчиком. Один из современников писателя Александра Грина так описывал его жизненный поиск: «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море, и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег - в ненавистную, обывательскую Вятку, унылый, чопорный, глухой город».

В марте 1902 года Александр Грин прекратил все свои странствия и стал солдатом 213-ой Оровайского резервного пехотного батальона, где царили весьма жесткие нравы. Не выдержав суровой атмосферы, он бежит из батальона и несколько дней скрывается в лесу, но в итоге его ловят и сажают под строгий арест в карцер. Для Грина-романтика это было тяжелейшее наказание, ведь его так привлекала свобода и тяга ко всему новому и неизведанному. В итоге, ему помогли бежать Пензенские эсеры, вручили ему фальшивый паспорт и помогли перебраться в Киев. Вторичный побег стоил Гриневскому два года тюремного заключения, а неудачная третья попытка побега закончилась для него ссылкой в Сибирь.

И, все же, в итоге, свободолюбивому Александру Грину удалось бежать и бежал он ни куда-нибудь на чужбину, но в свою родную Вятку. Правда, жил он там вплоть до Октябрьской революции по украденному паспорту и под чужой фамилией Мальгинов.

На фото скульптура в Кирове "Бегущая по волнам" - героиня рассказа А.Грина

Литературное творчество писателя Александра Грина

Путь в писательство был для Александра Грина сложным и даже болезненным, он очень долго искал себя как писателя. Он пробовал себя и в бытовом жанре, и как автор рассказов, темы для которых черпал из современной ему действительности. Вместе с тем, эмоции от увиденного и пережитого просто захлестывали его и ему хотелось непременно обо всем рассказать читателю.

И вот, наконец, в 1907 году была издана первая книга Александра Грина, которая называлась «Шапка-невидимка», а спустя еще два года вышло в свет его произведение «Остров Рено». Следует заметить, что автор не сразу стал подписываться как А. С. Грин, первые его произведения выходили под псевдонимами А. Степанов, А. Александров и А. Гриневич. И это было вполне объяснимо, ведь если бы в печать вышли произведения с подлинным именем автора, его непременно бы отправили в места не столь отдаленные.

В 1914 году писатель Александр Грин стал сотрудником известного в то время журнала «Новый сатирикон», как приложение к этому журналу Грин решил издать собственный сборник под названием «Происшествие на улице Пса». В это время писатель работал особенно продуктивно, но даже и тогда он еще не решался на написание большой повести или романа. Тем не менее, те произведения, которые он создавал в тот период, являлись прямым доказательством внушительного прогресса Александра Грина как литератора. Постепенно тематика его произведений расширялась, он писал как веселые юмористические рассказы, такие как «Капитан Дюк», так и глубокие психологические новеллы наподобие «Возвращенный ад».

Летом 1919 года писатель А. Грин был призван служить в рядах Красной Армии в качестве связиста, но вскоре после этого он заболел сыпным тифом, был изолирован и около месяца провел в Боткинских бараках. В этот трудный для писателя период, пожалуй, самую большую поддержку ему оказывал знаменитый писатель и друг Максим Горький, который посылал тяжелобольному Грину мед, чай и хлеб. После окончания революции, писатель Александр Грин переехал в Петербург, где его друг Максим Горький выхлопотал для него комнату в Доме искусств и академических паек. По соседству с Грином жили такие известные литераторы того времени, как Н. С. Гумилев, В. А. Рождественский, О. Э. Мандельштам и В. Каверин. Согласно их воспоминаниям, писатель Александр Грин вел почти отшельнический образ жизни, он мало с кем общался, но именно тогда он создал одно из самых известных и трогательных своих произведений «Алые паруса», которое впервые вышло в печать в 1923 году. Так, Всеволод Рождественский размышлял по поводу создания этого литературного шедевра: «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде в зимних сумерках сурового 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать».

Именно в Петербурге Александр Грин познакомился со своей музой, верной спутницей жизни и любимой женой Ниной Николаевной Мироновой. Во время знакомства с Грином ей было 26 лет и к тому времени она осталась вдовой, работала Нина Николаевна медсестрой в больнице. Это именно ей он посвятил свою знаменитую историю под названием «Алые паруса», в которой со всей полнотой раскрывается сила любви, человеческого духа, любовь к жизни и вера в то, что человек, желая обрести счастье в жизни, способен своими руками творить чудеса.

В 1924 году вместе с супругой Александр Грин переезжает из Петрограда в Феодосию, ведь с юных лет его так манило море. Именно здесь они с женой провели самые счастливые годы своей жизни, здесь в Феодосии Грином были написаны его знаменитые романы «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».

Писатель Грин был не только талантливым мастером пейзажа и сюжета, но и, прежде всего, тонким психологом. В его литературных произведениях раскрываются важные человеческие качества, такие как мужество, самопожертвование в отношении другого, любовь к женщине, преданность и еще многие другие качества.

Литературное наследие писателя Грина отнюдь не ограничивается его романтическими новеллами, повестями и романами. Даже в период широкой известности он продолжал писать лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже сочинял басни. На страницах газет и журналов нередко появлялись бытовые очерки и рассказы писателя Грина.

Но случилось так, что в конце 1920-х годов издатели перестали издавать книги А. Грина. Денег на жизнь у писателя не было, к тому же, вскоре, он заболел от недоедания и тоски от невозможности к самореализации в жизни, которая теперь для него стала прямой «дорогой в никуда». Грин с грустью писал о своих внутренних переживаниях: «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей - такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу. Пусть за все мое писательство обо мне ничего не говорили как о человеке, не лизавшем пятки современности, никакой и никогда, но я сам себе цену знаю».

Друзья пытались устроить Грина в санаторий, но и их хлопоты оказались тщетны. Талантливый русский писатель-романтик Александр Степанович Грин скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму от рака желудка. За два дня до смерти к нему был приглашен священник, которому он исповедался. Могила писателя Александра Грина расположена на высокогорном старокрымском кладбище, ежегодно сюда съезжаются писатели и поклонники литературного таланта выдающегося русского писателя Александра Грина. Кстати, место захоронения писателя выбрала горячо любящая его жена Нина, ей хотелось, чтобы с этого место открывался красивый вид на море, которое так любил Грин.

Последней книгой Грина стала его «Автобиографическая повесть», где он реалистично рассказывает о своей собственной жизни, включая все суровые подробности. Не успел окончить Александр Грин начатый им роман под названием «Недотрога», где он рассказывал о деликатных, ранимых и отзывчивых людях, лишенных лжи и лицемерия, о людях, которые призваны утверждать добро в этом мире.

Вера Кетлинская сказала о писателе Грине замечательные слова: «Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты». В честь памяти о выдающемся писателе-романтике в нашей стране в 2000 году была учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, которая каждый год присуждается наиболее талантливым юным писателям, чьи произведения проникнуты духом романтики и осуществления мечты. Одними из первых лауреатов такой премии стали писатели Кир Булычев и Владислав Крапивин.

На фото - памятник Ассоль в Кирове - героине повести "Алые паруса"

Русский писатель, известный произведениями романтического направления: «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир» и т.п..

Грин – литературный псевдоним, настоящая фамилия – Гриневский.

Маленький Саша Гриневский «… читал запоем (кстати, первое прочтённое им слово было «море»), удил рыбу, охотился, собирал коллекции птичьих яиц и бабочек. Ему хотелось жить в бревенчатом доме в лесу: шкуры зверей на кровати, ружья и рыболовные снасти на стенах, полки книг, в кладовой - медвежьи окорока, мешки с кофе, маисом и пеммиканом. ещё, конечно, по возможности медведи, индейцы, золото и тропа через Белое Безмолвие. Зимы в Вятке были совсем клондайкские, джек-лондоновские, хотя сам Джек Лондон ещё не был великим писателем, а скитался голодным подростком по всему американскому Северу. Мачехе, кстати, пасынок не нравился. Он был слишком умный, слишком странный - и явный looser, не добытчик, который не мог ничего принести в семью. Мальчика шпыняли и наказывали постоянно: ставили в угол, лишали обеда, били. В училище тоже ставили в угол и оставляли без обеда. А тут ещё Саша написал сатиру на учителей на сюжет из «Жизни насекомых». Его исключили, и бедняжка даже собрался бежать в Америку, но дальше ближайшего леса не ушёл (точнее - загородного парка - Прим. И.Л. Викентьева). Дома был страшный скандал - с побоями, руганью. И ведь ребенка не простили, хотя он и ревел, и просил прощения у своих преподавателей. Самый невинный нонконформизм (тем паче у сына бедняка) карался косной Вяткой изгнанием. Пришлось доучиваться в тогдашнем ПТУ: четырёхклассном городском училище. Но и оттуда Александр едва не вылетел: не снёс унижения, кинул в учителя жареным рябчиком, принесённым на завтрак».

Новодворская В.И., Поэты и цари, М., «Аст», 2009 г., с. 215-216.

После Октябрьского переворота, А.С. Грин держался в стороне от «партийной линии» и был причислен советской критикой, наряду с М.А. Булгаковым и Е.И. Замятиным к «неприсоединившимся» (к большевикам).

«В книге «Воспоминания об Александре Грине» (Лениздат, 1972), по прочтении которой можно составить вполне определённое мнение о Грине - писателе и человеке, Вл. Лидин вспоминает весьма характерную для творческого и житейского поведения именно этого художника ситуацию. В начале 20-х годов в московском Доме журналиста еженедельник «Огонёк» отмечал какую-то дату. «В вестибюле, в поздний час вечера, - пишет Вл. Лидин, - когда наверху, где шёл банкет, стало уже вовсе шумно, я увидел одиноко сидящего Грина...

Александр Степанович, может быть, вам нехорошо? - спросил я, подойдя к нему. Он поднял на меня несколько тяжёлые глаза.
- Почему мне может быть нехорошо? - спросил он в свою очередь.- Мне всегда хорошо. Я ощутил, однако, в его словах некоторую горечь.
- У Грина есть свой мир, - сказал он мне наставительно, когда я подсел к нему. - Если Грину что-нибудь не нравится, он уходит в свой мир. Там хорошо, могу Вас уверить»».

Васильев В., Литературная критика Андрея Платонова – послесловие к книге: Платонов А.П., Размышления читателя: литературно-критические стать и рецензии, М., «Современник», 1980 г., с. 255-256.

«В 1924 году, спешно продав только что купленную и отремонтированную квартиру и всё, что в ней находилось, семья Гриневских уехала в Крым, в Феодосию. Причин этому было несколько: Крым им давно нравился, там была более дешёвой жизнь, но главное, Нина Грин хотела уберечь мужа от петроградского пьянства, и переезд их был не чем иным, как бегством. После переезда в Феодосию Вера Павловна и Александр Степанович заключили договор касательно его пагубной страсти: Грин не пьёт в Феодосии, но имеет право выпивать, когда едет по литературным делам в Москву или Ленинград. И Грин широко этим правом пользовался. Поэтому жена старалась ездить вместе с ним, потому что хоть как-то могла его сдержать. Но это не всегда ей удавалось. «Александр Степанович пьёт. Пьёт четвертый месяц подряд. Я задыхаюсь в пьяных днях...»

Бернацкий А.С., Тайные страсти великих, М., «Аст»; «Зебра Е», 2008 г., с. 324.

«К сожалению, советская критика этого не замечала. «Нам нужна здоровая, занимательная приключенческая литература, но творческая продукция Грина не только не восполняет этот пробел, но вызывает серьёзные опасения. Повесть «Бегущая по волнам» базируется на идеалистический теории, что в каждом человеке скрыто какое-то бессознательное, таинственное начало, не поддающееся ни объяснению, ни проверке» (Газета «Известия», 1928). «Творчество Грина чуждо нашей действительности. От неё Грин уходит в дебри приключений, в мир каких-то потусторонних теней. «Бегущая по волнам» не является исключением из этого правила. По своим настроениям и темам книга непонятна, чужда рабочему классу» (Журнал «Книга и профсоюзы», 1928). «Эпигон Гофмана , с одной стороны, Эдгара По и английских авантюрно-фантастических беллетристов - с другой» («Литературная энциклопедия, 1930).
«Его - недооценили, - писал Юрий Олеша . - Он был отнесён к символистам, между тем все, что Грин писал, было исполнено веры именно в силу, в возможности человека. И, если угодно, тот оттенок раздражения, который пронизывает его рассказы, - а этот оттенок, безусловно, наличествует в них! - имел своей причиной как раз неудовольствие его по поводу того, что люди не так волшебно сильны, какими они представлялись ему в его фантазии».

Прашкевич Г.М., Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна, Новосибирск, Изд-во «Свиньин и сыновья», 2009 г., с. 221-222.

«Удивился я, когда узнал биографию Грина , узнал его неслыханно тяжкую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронёс через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку. Недаром он написал о себе, что «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек». Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара : «Моя родина - там, где проплывают самые прекрасные облака». Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству. Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить».

Паустовский К.Г., Золотая роза / Избранные произведения в 2-х томах, Том 2, М., «Художественная литература», 1977 г., с. 173.