«Романы Достоевского» - То же самое можно сказать и о записях к «Подростку» или «Братьям Карамазовым». Набросок портрета главного героя романа «Идиот». Января 26/февраля 7 Достоевского кровотечение горлом. 1859 г. Достоевский получает долгожданную отставку. Гимназия Института экономики и права. Флоренция, 1868 г. Казнь на Семеновском плацу.

«Рассказы Достоевского» - 28 января (9 февраля) 1881 года – Федор Михайлович Достоевский умирает в Петербурге. 1838 – 1843 годы – учеба в Главном инженерном училище. «Человек есть тайна. Рассказ Мармеладова. 1862 – 1863 годы – две подряд поездки за границу. Раскольников и Соня. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. Отец - Михаил Андреевич, был человек угрюмый, нервный, подозрительный.

«Фёдор Достоевский» - Дружеские отношения Достоевского и Белинского длятся недолго. Михаил Андреевич был человек угрюмый, нервный, подозрительный. Ситуацию усугубляет материальное положение Федора Михайловича. 1877 год – Достоевский избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. 1868 год – в феврале появляется на свет дочь писателя Софья.

«Достоевский Белые ночи урок» - Романс на стихи А.С. Пушкина «Я вас любил…». Словарная работа. Предмет желаний, стремлений; Ф.М. Достоевский. По словарю Ожегова С.И. Человек есть тайна. Тема урока: Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». нечто созданное воображением, мысленно представляемое. Мечта. Проблемный вопрос.

«Писатель Достоевский» - Федор Павлович Карамазов. Аркадий в чайной. Раскольников и Соня. Титульный лист журнала «Отечественные записки», где печатался «Подросток». Скульптор С.Д.Меркуров В 1918г. В 1864г. умерла Мария Дмитриевна, жена писателя. Неточка незванова. Варенька доброселова. Катерина Ивановна на канаве. Мария Федоровна Достоевская – мать писателя.

«Достоевский биография» - Макар Девушкин и Варенька Доброселова. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ- преобладание критического отношения к изображаемой реальности. М. Ф.Достоевская - мать писателя. 1823 г. Здесь написаны отдельные главы романа,Братья Карамазовы. М. А. Достоевский - отец писателя. 1823 г. 1967 год. 1872 год. Словарная работа.

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Фёдор Михайлович Достоевский
250px
Портрет Достоевского работы Перова, 1872
Псевдонимы:

Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; -ий, М.; Летописец; М-ий; Н.Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф.Д.; N.N.

Дата рождения:

11.11.1821 (30.10)

Место рождения:
Произведения на сайте Lib.ru
в Викитеке? .

Фёдор Миха́йлович Достое́вский (30 октября (11 ноября) 1821, Москва , Российская империя - 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург , Российская империя) - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Достоевский и антисемитизм - по Википедии

Уделял евреям огромное внимание. Антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Но он же был его комплексом и проблемой.

При этом, с одной стороны, он утверждая «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …» а с другой всей своей писательской и публицистической деятельностью постоянно свой антисемитизм демонстрировал. Т.е. для него самого это было глубоким комплексом.

Иногда можно предположить, что это просто реализм:

Например, обсуждая дальнейшую участь освобожденных от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:

+ «Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.» +

Но в других местах явно прояляется его иррациональная ненависть.

Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату:

«Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал - это заговор против русских».

Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал - это всё равно, что заговор против русских!»

Отношение Достоевского к еврейскому вопросу анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в статье «Достоевский и иудаизм» и книге «Исповедь одного еврея» , посвященной переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского.

По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому, .

Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями (см. Христианство и антисемитизм).

Цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР, например такая из статьи «Еврейский вопрос»:

Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов (в оригинале у Достоевского - 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое - для придания цитате большей актуальности. - Б. С.) - ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину?»

КЕЭ, том 2, кол. 374–376 Достоевский Фёдор. Электронная еврейская энциклопедия

ДОСТОЕ́ВСКИЙ Федор Михайлович (1821, Москва, – 1881, Петербург), русский писатель.

Антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. В Достоевском соединялись ксенофобия и ненависть к «инородцам» и «инославным» вероисповеданиям, являющиеся характерными чертами русского национализма нового времени, и глубокая религиозная вражда христианина к иудаизму. Первый еврейский персонаж в творчестве Достоевского - это Исай Фомич Бумштейн («Записки из Мертвого дома», 1861–62), рижский еврей, каторжник, стилизованный под гоголевского Янкеля из «Тараса Бульбы». Манеры, внешность, молитвенные обряды и речь Исая Фомича изображены насмешливо и недоброжелательно, без малейшей попытки проникновения в его психологию и в смысл совершаемых им обрядов.

Почти все евреи в произведениях Достоевского - отрицательные персонажи, одновременно опасные и жалкие, трусливые и наглые, хитрые, алчные и бесчестные. В изображении их писатель часто прибегает к штампам и наветам вульгарного антисемитизма (осквернение иконы богоматери евреем-выкрестом Лямшиным в «Бесах», допущение справедливости обвинения евреев в ритуальном употреблении крови (см. Кровавый навет) христианских младенцев в «Братьях Карамазовых»). Вместо слова «еврей» Достоевский предпочитает употреблять уничижительные прозвища: жиды, жидки, жидишки, жидюги, жиденята.

Еврейскому вопросу уделяется большое внимание в публицистике Достоевского. В своем журнале «Время» Достоевский поддержал закон от 27 ноября 1861 г., предоставлявший расширение гражданских прав евреям, имеющим высшее образование, и напечатал возражение против антисемитских выступлений газеты славянофила И. Аксакова «День». В публицистике Достоевского 1870-х гг. еврейская тема получает противоречивую трактовку, которая, однако, остается в основном недоброжелательной. Как большинство русских публицистов того времени, Достоевский винит евреев в пореформенном разорении русского крестьянства, утверждая, что евреи представляют страшную опасность для России и ее народа - с экономической, политической и духовной точки зрения. Достоевский изображает евреев угнетателями русского народа. В то же время он утверждает, что в русском народе нет «предвзятой, априорной, тупой, религиозной какой-нибудь ненависти к еврею». Евреи, по его мнению, сами ненавидят русский народ; ограничительные законы против них - это лишь самозащита угнетенных русских от пагубного еврейского засилья. Либерализация русского политического режима приведет, по мнению Достоевского, к тому, что «жидки будут пить народную кровь». Евреи заглушат, по мнению Достоевского, любую попытку бороться с их экономическим засильем воплями «о нарушении принципа экономической вольности и гражданской равноправности». Особую ненависть Достоевского вызывает образованный еврей, «из тех, что не веруют в Бога», носитель начал космополитизма и либерализма, господствующих в Европе. Такой еврей представляется Достоевскому связующим звеном между евреем-шинкарем и лордом Биконсфилдом (см. Б. Дизраэли), антирусскую политику которого Достоевский приписывал его еврейскому происхождению. Сила «еврейской идеи» в мире препятствовала, с точки зрения Достоевского, решению славянского вопроса на Берлинском конгрессе в пользу славян, а не турок.

Получив в 1877 г. письмо А. У. Ковнера, обвинившего писателя в антисемитизме, Достоевский в том же году посвятил еврейскому вопросу несколько глав в «Дневнике писателя». Отвечая не только Ковнеру, но и другим своим корреспондентам-евреям, Достоевский утверждал, что он не юдофоб и является сторонником безусловного гражданского равноправия евреев. «Но уже 40-вековое, как вы говорите, их существование, - продолжает Достоевский, - доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не могла, в продолжение всей истории, не формироваться в разные status in statu [государство в государстве. - Ред.]...» Достоевский испытывает страх перед этой силой, опасаясь, что она будет использована во вред русскому народу. Писатель сопровождает выражение готовности согласиться на предоставление евреям гражданского равноправия такими оговорками, которые сводят это формальное согласие на нет, и выражает сомнение в способности евреев «к прекрасному делу настоящего человеческого единения с чуждыми им по вере и по крови людьми». В письмах Достоевского 1878–81 гг. содержатся грубейшие выпады в адрес евреев, свидетельствующие о его болезненной, патологической ненависти к ним. Указывая на активное участие евреев в революционном и социалистическом движении, Достоевский говорит в одном из писем: «... жиду весь выигрыш от всякого радикального потрясения и переворота в государстве, потому что сам-то он status in statu, составляет свою общину, которая никогда не потрясется, а лишь выиграет от всякого ослабления всего того, что не жиды». В Германии Достоевский всюду видит «жидовские рожи», созерцание которых доставляет ему невыносимые муки. В советском издании Достоевского («Письма. 1832–1881», под редакцией и с примечаниями А. Долинина /Искоз, 1883–1968/, т. 1–4, М.–Л., 1928–59) все эти места опущены.

Антисемитизм Достоевского связан со славянофильскими корнями его мировоззрения, с русским национально-религиозным мессианизмом, притязания которого неизбежно приходят в столкновение с мессианизмом еврейским. Для Достоевского существование еврейства является вызовом христианству и, прежде всего, русскому православию. Перенося на русский народ свойства избранничества, рассматривая его как единственный подлинный народ-богоносец, Достоевский не мог не ощущать глубокого беспокойства по поводу самого существования еврейского народа, являющегося как бы живым опровержением этих идей. Он испытывал недоумение, граничащее с восхищением, перед тайной неистребимости еврейского народа, его верностью своей религии и своей древней родине: «... приписывать status in statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения - недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некоторая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова». Для Достоевского еврейский народ, его история и его положение в мире - религиозный феномен, а религиозная природа еврейства не может измениться. «Еврей без Бога как-то немыслим, - говорит Достоевский, - не верю я даже в образованных евреев-безбожников».

Эти высказывания Достоевского вступают в конфликт с его определением «жидовской идеи» как слепой плотоядной жажды личного обогащения, как житейского материализма и безнравственности и его отношением к еврейской религии как к чему-то смехотворному и отталкивающему.

Очевидно, что глубокие противоречия, свойственные мировоззрению Достоевского, приводили его одновременно и к слепой ненависти к евреям, и к глубоким прозрениям, создавая в его уме образ еврейства, в котором карикатурные искажения сочетаются с глубоким пониманием экзистенциальных особенностей еврейского народа и его истории.

Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

(1821-1881) - знаменитый русский писатель, один из значительнейших выразителей русского антисемитизма. Сперва в образах живых евреев, вкрапленных в его художественные произведения, затем в публицистических статьях Д. неизменно является недругом еврейства, сперва презирающим их, затем ненавидящим. В изображение своего товарища по каторге ("Записки из мертвого дома", 1861) Исая Фомича Бумштейна Д. в самом деле не вложил ничего, кроме бесконечного презрения. "Нашего жидка... любили... арестанты, хотя решительно все без исключения смеялись над ним... Это был человек уже не молодой, лет около шестидесяти, маленький ростом и слабосильный, хитренький и в то же время решительно глупый. Он был дерзок и заносчив и в то же время ужасно труслив... Он всегда был в превосходнейшем расположении духа. В каторге жить ему было легко; он был по ремеслу ювелир, был завален работой из города, в котором не было ювелира. Разумеется, он в то же время был ростовщиком и снабжал под проценты и залоги всю каторгу деньгами". В одной из следующих глав идет рассказ о том, как Исай Фомич занялся ростовщичеством в первое же мгновение своего появления на каторге, и о том, как он забавно кривлялся на молитве, изображая какой-то обязательный по ритуалу экстаз... Любопытной - единственной некарикатурной - черточкой в Исае Фомиче является его пламенный интерес к спектаклю, устроенному каторжными; для него "наш театр был истинным наслаждением"... Быть может, не случайно также эстетические элементы оттеняет Д. в образе другого еврея, изображенного им через десять лет в романе "Бесы" (1871). Мелкий провинциальный почтамтский чиновник Лямшин - талантливый музыкант и рассказчик: "у мерзавца действительно был талант". Лямшин - жалкий трус, подлиза, издевающийся над теми, перед кем подхалимствует, и, наконец, ростовщик; слух приписывает ему участие в возмутительном кощунстве над иконой Богоматери; в заключение Лямшин, участвовавший в революционном убийстве одного из героев романа, причем проявил лишь патологическую трусость, донес на всех. В эту пору Д. не видел в еврее ничего, кроме объекта презрения. Еврей, покупающий краденую ложку, есть и в "Преступлении и наказании" (ч. V, гл. VΙ); вообще эпизодический "жид" имеется чуть не во всех романах Д. ("Подростке", "Идиоте", "Братьях Карамазовых"), встречаясь и в рассказах - и везде, конечно, в соответственной окраске. В "Дневнике писателя" художественные образы Д. получают публицистическое освещение. С самого начала "Дневника" ("Гражданин", 1873) при всяком удобном случае Д. указывает на пагубную роль евреев, сперва экономическую, затем политическую и идейную. Ни серьезных доказательств, ни своеобразных идей в его обличениях не замечается; это банальный антисемитизм, несомненно, увлекающий читателя тем болезненным пафосом убежденности, который так отличает публицистику Д. Этим действием не на мысль, а на чувства особенно страшен антисемитизм Д. Говоря о реформах Александра II, Д. предсказывает, что если все продолжится в том же духе, то "жидки будут пить народную кровь", но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать; в 1876 г. он уже говорит о толпе бросившихся на Россию "восторжествовавших жидов и жидишек". Все кричат об экономическом засилье евреев. "Но попробуйте сказать что-нибудь против этого, и тотчас же вам возопят о нарушении принципа экономической вольности и гражданской равноправности" (июнь). Таким образом в эту эпоху еврейство представлялось Д. уже не карикатурным предметом презрения, а ненавистной силой и как бы символом того космополитического и атеистического либерализма, борьбе с которым была посвящена вся публицистика Д.

"Образованный какой-нибудь высший еврей из тех, что не веруют в Бога и которых вдруг у нас так много расплодилось" стал для него как бы звеном, связующим, с одной стороны, еврея-фанатика и шинкаря, с другой - лорда Биконсфильда, "урожденного Израиля (né d"Israëli)", антирусскую политику которого Достоевский склонен был объяснить его еврейством. - Все такие намеки и указания, там и сям рассыпанные в "Дневнике", произвели впечатление на еврейских читателей и побудили некоторых из них вступить с ним в переписку. Интересно отметить, что среди них был уже прежде полемизировавший с Д. в "Голосе" А. Ковнер (см.), ответ которому напечатан среди писем Достоевского (СПб., 1883 г.). "Скажу вам, - пишет здесь, между прочим, Д., - что я и от других евреев уже получал в этом роде заметки. Теперь же вам скажу, что я вовсе не враг евреев и никогда им не был. Но уже 40-вековое, как вы говорите, их существование доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу, которая не могла, в продолжение всей их истории, не формулироваться в разные status in statu... У меня есть знакомые евреи, есть еврейки, приходящие и теперь ко мне за советами по разным предметам, а они читают "Дневник писателя" и, хотя щекотливые, как все евреи, за еврейство, но мне не враги, а, напротив, приходят". С такими оговорками Д. развил эти положения в "Дневнике" за март 1877 года. Можно считать несомненным, что еврейские корреспонденты, которых он здесь цитирует, не кто иные как Ковнер, Сара Лурье, недавно умершая, и (в главе "Но да здравствует братство") Т. В. Лурье. Основные мысли этого главного антисемитического произведения Д. переданы в статье "Антисемитизм в России" (см.). Отвергая обвинения в ненависти, Д. говорит: "Уж не потому ли обвиняют меня в "ненависти", что я называю иногда еврея "жидом"? Но, во-первых, я не думал, чтоб это было так обидно, а во-вторых, слово "жид", сколько я помню, я упоминал всегда для обозначения известной идеи". Таким образом идея, неизмеримо более общая, чем еврейство, насильственно связывается с ним и вменяется ему в вину. - "Еврей без Бога как-то немыслим, - говорит Д. в другом месте, - не верю я даже и в образованных евреев-безбожников" - и, однако, еврейство оказывается повинным в материализме: "Наступает вполне торжество идей, пред которыми никнут чувства человеколюбия, жажда правды... Наступает, напротив, матерьялизм, слепая, плотоядная жажда личного матерьяльного обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами - вот все, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу - вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения людей. Засмеются и скажут, что это там вовсе не от евреев. Конечно, не от одних евреев, но, если евреи окончательно восторжествовали и процвели в Европе именно тогда, когда там восторжествовали эти новые начала даже до степени возведения их в нравственный принцип, то нельзя не заключить, что и тут евреи приложили свое влияние". Поэтому факты, сообщаемые оппонентами Д., его не убеждают: "Пусть благородный Гольдштейн (см.) умирает за славянскую идею. Но все-таки, не будь так сильна еврейская идея в мире, и, может быть, тот же самый "славянский" (прошлогодний) вопрос давно бы уже решен был в пользу славян, а не турок. Я готов поверить, что лорд Биконсфильд сам, может быть, забыл о своем происхождении когда-то от испанских жидов (наверно, однако, не забыл); но что он "руководил английской консервативной политикой" за последний год отчасти с точки зрения жида, в этом, по моему, нельзя сомневаться". - Необходимо отметить решительные утверждения Д., что в русском народе нет "предвзятой, априорной, тупой, религиозной какой-нибудь ненависти к еврею". В "Заметках из записной книжки", которые должны были лечь в основание ближайших глав "Дневника писателя", евреи упоминаются неоднократно. - Общий вывод тот, что евреи, по Достоевскому, одновременно оказываются повинными и в политике английского консерватизма, и в анархизме, и в социализме.

А. Горнфельд.

Сноски

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org , на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 , которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин , чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера , Корнеля, Бальзака, Гюго , Гёте, Гофмана, Шиллера , Шекспира, Байрона , так и русских – Державина , Лермонтова , Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым . Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

Соционика – это сравнительно новая концепция, изучающая и определяющая типы личности и их взаимодействие друг с другом в обществе. Основателями такой концепции считаются: К.Г.Юнг, А.Аугустинавичюте и др. Задача соционики состоит в том, чтобы человек мог определиться со своим потенциалом и активно его реализовывать в том, обществе, в котором он находится. Это и выбор профессии, и общение с окружающими, и построение личных взаимоотношений и т.д.

В соционике существуют 16 типов, которые, для легкости запоминания, имеют псевдонимы – названия известных людей мира или литературных персонажей: Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер, Штрилиц, Достоевский, Гексли, Габен. Каждому из этих типов соответствует определенная характеристика, которая охватывает такие критерии как: отношения, возможности интуиции, логика, сенсорика, эмоциональность, чувство времени и меры, внешние признаки, особенности поведения. Также каждому типу экспертами соционики даются определенные рекомендации по улучшению взаимоотношений и функционирования в обществе.

Распределяются типы по принципу деления на интуитивных, логических, сенсорных и этических рациональных или иррациональных экстравертов либо интровертов. Выглядит это таким образом:

Рациональные экстраверты Иррациональные экстраверты Рациональные интроверты Иррациональные интроверты
Исследователи

(интуиция + логика)

Джек Лондон

Логико-интуитивный экстраверт

Дон Кихот

Интуитивно-логический экстраверт

Робеспьер

Логико-интуитивный интроверт

Бальзак

Интуитивно-логический интроверт

Гуманитарии

(интуиция + этика)

Гамлет

Этико-интуитивный экстраверт

Гексли

Интуитивно-этический экстраверт

Достоевский

Этико-интуитивный интроверт

Есенин

Интуитивно-этический интроверт

Социалы

(сенсорика + этика)

Гюго

Этико-сенсорный экстраверт

Цезарь

Сенсорно-этический экстраверт

Драйзер

Этико-сенсорный интроверт

Дюма

Сенсорно-этический интроверт

Практика

(сенсорика + логика)

Штирлиц

Логико-сенсорный экстраверт

Жуков

Сенсорно-логический экстраверт

Максим Горький

Логико-сенсорный интроверт

Жан Габен

Сенсорно-логический интроверт

Достоевский – соционический тип. Какие люди обладают таким типом?

Как видно из таблицы, псевдоним Достоевского присвоен людям, которые являются этико-интуитивными интровертами и имеют еще дополнительное звание по отношению к социуму – «Гуманист». Такие люди весьма интересны для общества, но и в то же время часто кажутся странными. Давайте разберемся, что же такое этико-интуитивны интроверт. Исходя из значения слов, употребляемых в этой терминологии, характеристику таких людей кратко можно обозначить так:

  • «этико» – люди, для которых чаще всего этические вопросы стоят на первом месте;
  • «интуитивный» – говорит о наличии хорошо развитой интуиции, хотя это не всегда свидетельствует о том, что этой интуицией ее обладатель умеет хорошо пользоваться;
  • «интроверт» – в общепринятом соционическом значении, это такие люди, которые направляет свою энергию больше на внутренние процессы, чем на внешние, что не всегда и не обязательно должно их характеризовать как людей скрытных и молчаливых.

Вот примерный набросок типов таких людей как Достоевский, а также как они выглядят с точки зрения такой концепции, как соционика. Если вы протестировались на определение соционического типа только один раз, тогда следует учесть, что такое определение может быть весьма не точным и приблизительным. Ведь определить ваш тип однозначно так просто нельзя. Необходимо в дополнение к тестированию еще и общение со специалистом и более углубленный анализ ваших особенностей, предпочтений и других характеристик.

Более подробная характеристика людей с типом Достоевского

Внешние признаки и манеры

Внешний вид таких людей напоминает тех, которых часто называют меланхоликами, святыми или мучениками с икон. Что это может означать? Просто такие люди являются обладателями бесстрастных лиц. Они практически не выражают эмоций и, порой, создают впечатление безучастных ко всему окружающему людей. Очень бросается в глаза характерная для такого типа печать страдания и будто бы немой укор всему злому, плохому и грешному на этой земле, что даже можно обнаружить в нотках его голоса и интонациях речи. Движения его резки и подвижны. Если такой человек обладатель усиленной интуиции, тогда его телосложение чаще всего полноватое и даже расплывчатое. А те, у кого хорошо развита этическая сторона – худощавые, похожие на аскетов. Походка семенящая. Одежда часто наполнена радикальными мотивами каких-либо стилей. Очень любят наблюдать, чем участвовать. В общении никогда практически первыми инициативу не проявляют. Его характерная манера принимать людские исповеди – самая яркая его черта. Если усилена этика, тогда такой человек очень обидчив и неудобен в компании людей. В моменты оказания моральной помощи тем, кто к нему приходит за советом старается основательно во всем разобраться без лишних эмоций. А потом помогает человеку найти логический вывод или решение. Такие люди совершенно не способны хитрить, подстраиваться под других и лицемерить, поэтому часто создают впечатление наивных людей.

Главной особенностью его поведения, пожалуй, является активная готовность помочь близким ему людям. В такие моменты человек с типом Достоевский – это человек не слова, а дела. Также у него очень замечательно выходит решение миротворческих задач между двумя врагами. Он прекрасно может их помирить. Ведь он не может кричать на людей, давить на их психику или злостно манипулировать ими, поэтому такой человек – это идеальный дипломат или миротворец. Когда Достоевский обижается, он наказывает своих обидчиков полным игнорированием, пока они не осознают свою вину и не извинятся перед ним. Конкретную работу делает добросовестно и качественно. Любит чистоту, порядок и размеренный темп жизни. Не терпит жестоких кровавых сцен и насилия над людьми. Не любит закрытого пространства, но не доходит до фобии, а просто неуютно себя чувствует, если ему приходиться долгое время находиться в нем.

Сильная сторона – понимание и помощь людям в их межличностных взаимоотношениях. Также Достоевский – обладатель исключительной проницательностью, когда хочет выявить человека настоящего, а не того, кем тот хочет показаться на людях. Всегда стремится к теплым и дружеским взаимоотношениям с людьми, обязательности в обещаниях, оказании помощи не на словах, а на деле. Именно поэтому многие его за это уважают.

Великий примиритель

Конечная цель Достоевского – это создание максимального комфорта между людьми, гармонии в отношениях и полного отсутствия конфликтной атмосферы. Ведь он – самый лучший примиритель и утешитель.

Проблема для такого типа всегда будет являться недостаток решительных шагов, собственной инициативы и отказ от волевых усилий, направленных на тех или иных людей. Также, порой излишняя робость, страх показаться кому-то навязчивым и застенчивость, которая мешает ему делать решительные шаги.

- классический любовный треугольник. Тонкий психолог, Достоевский виртуозно анализирует поступки людей, проникая в самые потаенные уголки человеческой души.

В обществе Достоевского все видят как человека застенчивого и скромного, поэтому многих удивляет его жесткая позиция в отношении тех людей, которые проявляют насилие над другими. К другим недостаткам Достоевского можно также отнести его чрезмерную проработку деталей во время выполнения той или иной работы, а также медлительность и отсутствие проявлений эмоций.

  • уделять заранее больше внимание планированию своего рабочего процесса и следовать задуманному плану;
  • развивать самозащиту и высказывать не боясь свой дискомфорт людям, которые часто пытаются обидеть, а также не жалеть своих обидчиков;
  • меньше сочувствовать посторонним, а лучше сосредоточиться на близких;
  • учиться во время говорить «нет»;
  • помнить, что истина, порою, не может допускать компромиссов с совестью;
  • тренироваться сосредотачиваться на таком упражнении как скорочтение – это заметно улучшит внимание не только к деталям той или иной выполняемой работы, но и картине в целом.
  • стремиться к обобщению.

Псевдоним Достоевского в соционике и что он означает


Существует немало примеров, когда люди наверняка предвидели день своей смерти. Одним из таких провидцев оказался гениальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Он умер вечером 28 января (9 февраля) 1881 года. За два дня до этого автор великих романов почувствовал себя плохо. Ночью он по обыкновению работал в своем кабинете. Нечаянно уронил перо, которое закатилось под этажерку. Федор Михайлович решил достать его и попытался этажерку передвинуть. Она оказалась на удивление тяжелой. Писатель напрягся, и тут ему стало плохо. Изо рта потекла кровь. Он вытер ее тыльной стороной ладони. Позже самочувствие улучшилось, и он не придал этому эпизоду серьезного значения. Не позвал на помощь и не стал будить жену. Утром его состояние стало еще лучше. К обеду Достоевский был весел. Он ждал приезда из Петербурга своей сестры. За обедом писатель смеялся, шутил, вспоминал о своем детстве, о времени, когда они жили в Москве. Но сестра Вера приехала не с добрыми намерениями.

Семейная сцена

У семьи Достоевских было имение под Рязанью. К тому времени из-за этого имения перессорилась вся их родня. Веру прислали сестры. Она не поддержала беззаботный разговор брата за обедом, а завела речь о части наследства. Сестра просил его отказаться от своей доли в пользу сестер.


В ходе беседы женщина распалилась, заговорила резко, и, в конце концов, обвинила писателя в жестокости по отношению к родным людям. Кончился разговор ее слезами и чуть ли не истерикой. Будучи человеком эмоциональным, Федор Михайлович сильно расстроился и вышел из-за стола, не закончив трапезы.В кабинете он опять ощутил привкус на губах. Писатель вскрикнул, на звук прибежала жена Анна Григорьевна Сниткина. Срочно вызвали доктора. Но к моменту его прихода кровотечение прошло, самочувствие Федора Михайловича пришло в норму. Врач застал его в добром расположении духа. Отец вместе с детьми читал юмористический журнал. Но вскоре кровотечение возобновляется. Оно очень сильное и его не удается остановить. После большой потери крови Достоевский теряет сознание.


«Будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность» Ф. Достоевский

Но все оказалось не так плохо. Постепенно кровотечение проходит и больной засыпает. Утром к властителю дум приезжают известные врачи: профессор Кошлаков и доктор Пфейфер. Они внимательно осматривают пациента и успокаивают жену:

Все будет нормально, он скоро выздоровеет.

И действительно на следующее утро Федор Михайлович просыпается бодрым и заряженным на работу. На его столе лежит корректура «Дневника писателя» и он принимается за правку. Затем обедает: выпивает молока, съедает немного икры. Близкие успокаиваются.

Анна Сниткина — жена Достоевского

А ночью он зовет жену. Она в тревоге подходит к постели больного. Федор Михайлович смотрит на нее и говорит, что уже несколько часов не спит, потому что понял, что сегодня умрет. Анна Григорьевна застывает в ужасе.


Анна Сниткина

Еще днем все было так хорошо, дело пошло на поправку. И вдруг такое заявление. Жена не верит ему, пытается разубедить, говорит, что кровотечение закончилось, и что он будет жить еще долго. Но Достоевский уверен в скорой смерти. Откуда пришли эти знания? Откуда эта уверенность? Нет ответа! Кажется даже, что он не очень-то и расстроен, во всяком случае, держится мужественно. Он просит жену почитать Евангелие. Она с сомнением берет книгу, читает: «Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай…». Писатель пророчески улыбнулся, повторил: «Не удерживай, вот видишь, не удерживай, значит, я умру».


Но на радость Анны Григорьевны вскоре он засыпает. К сожалению, сон был недолгим. Федор Михайлович резко проснулся и кровотечение возобновилось. В восемь вечера приезжает доктор. Но к этому времени великий писатель уже агонизирует. Через полчаса после приезда доктора изо рта Достоевского вырывается последний вздох. Он умирает, не приходя в сознание.

Доктор Вагнер

Вскоре после смерти мужа к Анне Григорьевне приезжает некто доктор Вагнер. Это профессор из Петербургского университета, в то время известный и популярный в России спирит. Он долго беседует с Анной Григорьевной. Суть его просьбы – вызвать дух великого писателя. Испуганная женщина ему категорически отказывает.


Но в ту же ночь мертвый муж приходит к ней