Пользовательский поиск

ЕГЭ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

ОГЭ

Сфера духовной культуры и ее особенности

Каталог материалов

Лекции Схемы и таблицы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Значения понятия «культура».

Культура - (от латинского глагола colo), который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
В современном языке понятие культура употребляется в:
Широком смысле - совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания
Узком смысле - сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности
Поскольку культура это - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. , то для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:
Культура труда - умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.
Культура быта - совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.
Культура общения - гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Культура образования - способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.
Культура мышления - способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Культура речи и языка - уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.
Культура чувств - степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.
Культура питания - осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Формы и разновидности культуры.

Критерии классификации
1. По характеру удовлетворяемых потребностей: - Различают материальную и духовную культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Материальная - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство
Духовная - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение)
2. По связи с религией: - религиозная и светская;
3. По региональному признаку: - культура Востока и Запада;
4. По национальному признаку: - русская, французская и т.д.;
5. По принадлежности к историческому типу общества: - культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
6. По связи с территорией: - сельская и городская культура;
7. По сфере общества или виду деятельности: - культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
8. По уровню мастерства и типу аудитории: - элитарная (высокая), народная, массовая
Элитарная культура - (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры:
1) высокий уровень (сложность содержания);
2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
3) подготовленность аудитории к восприятию;
4) узкий круг создателей и аудитории;
5) узкий круг создателей и аудитории;
Массовая культура (поп-культура) - ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.
Признаки массовой культуры:
1) общедоступность;
2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);
3) серийность, тиражируемость;
4) пассивность восприятия;
5) коммерческий характер.
«Экранная культура» - складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Народная культура - наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны.
Субкультура и контркультура
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.

Взаимодействие культур

Диалог культур - 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация - (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
культурный контакт - предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия - (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.
Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны. Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.

Функции культуры

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых , культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека . Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых , важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
Еще один подход к классификации функций культуры представлен в таблице "Основные функции культуры"

1.10 Понятие культуры. . Богбаз10, §8; Богпроф10, §18; Богпроф11, §28. Богст10, 151-153.
Культура от латинского colo, который означает «обрабатывать », «возделывать почву ».

В широком значении культура

В узком значении понятие культуры !!!

Культурный лаг , в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь.

Социальные функции культуры :

Формы и разновидности культуры .
по связи с религией : религиозная и светская;
по региональному признаку : культура Востока и Запада;
по национальному признаку

по связи с территорией


1) Народная культура
Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная описывает сегодняшний быт, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
2) Элитарная культура (от франц литература : Джойс, Пруст, Кафка; живопись : Шагал, Пикассо; кинематограф музыка : Шнитке, Губайдуллина).
Признаки элитарной культуры
3) Массовая культура
Основой массовой культуры является массовое общество
4) «Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план

ПОДРОБНО

12.1. Значения понятия «культура».
12.2. Основные подходы к пониманию культуры.
12.3. Социальные функции культуры.
12.4. Формы и разновидности культуры.
12.5. Духовная жизнь общества. Духовное производство и духовное потребление.
12.6. Многообразие культур.
12.6.1. Субкультура и контркультура.
12.6.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
12.6.3. Взаимодействие культур.
12.6.4. Николай Данилевский о взаимодействии культур.
12.6.5. Культурный шок.
12.6.6. Вестернизация и модернизация.
12.6.7. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен).
12.6.8. Возможен ли синтез культур, возможно ли создание общечеловеческой культуры?

12.1 . Значения понятия «культура» .
12.1.1. Слово культура происходит от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать », «возделывать почву ». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
В современном языке понятие культура употребляется в 1) широком (совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания) и 2) узком (сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности) значениях.

В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.

В узком значении понятие культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. !!! Культура = духовная жизнь общества.
12.1.2. Из чего состоит культура? Культурные универсалии .
Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.
Разработанная Дж. П. Мердок ом классификация культурных универсалий, содержит 88 общих поведенческих категорий.
Список культурных универсалий : 1) спорт, 2) украшения тела, 3) совместный труд, 4) танцы, 5) образование, 6) похоронные ритуалы, 7) обычай дарить подарки, 8) гостеприимство, 9) запрет кровосмешения, 10) язык, 11) религиозные обряды, 12) изготовление орудий труда и т. д.
Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
12.1.3. Культурный лаг .
Лаг (от англ . lag – запаздывание) (временной лаг) – показатель, отражающий отставание или опережение во времени одного явления по сравнению с другими (напр., в экономике время от момента вложения средств до получения отдачи).
Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной , в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.
Закон культурного отставания (англ . law of cultural lag) – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры (У. Огборн ). Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т. д.
12.2 . Основные подходы к пониманию культуры .
12.2.1. Все известные определения культуры (их около 300) подразделяются на несколько основных типов.
1) Описательные определения .
Э. Тэйлор : «Культура , или цивилизация, - это знания, искусства, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества».
2) Исторические определения .
Культура есть продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.
3) Нормативные определения .
Культура – ценности и нормы человеческого существования.

Ценности – характеристика идей, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

Виды ценностей : 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота)
Признаки культурных ценностей :

1) устойчивость данной культурной ценности (она должна существовать на протяжении нескольких поколений);

2) признание на разных уровнях человеческого общества (уровень конкретной личности; уровень социальной группы; уровень общенациональный; уровень цивилизационный; уровень общечеловеческий);

3) культурная ценность может быть выражена только при помощи знаков и символов.
Проблемы данного подхода :
1) Существуют ли общечеловеческие ценности ?
По поводу существования общечеловеческих культурных ценностей идут нескончаемые дискуссии. В настоящее время под ними чаще всего понимаются ценности европейской цивилизации. Однако из-за конфессиональных и национальных различий говорить о единых культурных общечеловеческих ценностях пока вряд ли возможно.
2) Культура: благо или зло ?
Часть философов считала культуру средством закабаления людей. Ницше и Лев Толстой провозгласили тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другие учёные (Гердер и др.), наоборот, называли культуру средством облагораживания человека.

4) Деятельностные (антропологические) определения .
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты (вторая природа).
Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям.
Артефакт культуры (от лат . аrte – искусственный + factus – сделанный) – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание.

Артефактами культуры являются: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
Однако этот подход страдает существенным недостатком : получается, что !!! любая деятельность человека подпадает под определение.

5) Семиотические определения .
Культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме.
Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
6) Социологические определения .
Культура есть организующий фактор общественной жизни.
!!! Вывод : Ситуация здесь аналогична попыткам определения, например, человека. Существуют десятки определений понятия «человек», но нет единственно верного и применимого во всех обстоятельствах определения данного понятия.
12.3 . Социальные функции культуры :
1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь); 2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей; 3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека; 4) функция социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний); 5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).
12.4 . Формы и разновидности культуры .
12.4.1. по связи с религией : религиозная и светская;
12.4.2. по региональному признаку : культура Востока и Запада;
12.4.3. по национальному признаку : русская, французская и т.д.;
12.4.4. по принадлежности к историческому типу общества : культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
12.4.5. по связи с территорией : сельская и городская культура;
12.4.6. по сфере общества или виду деятельности : культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
12.4.7. по уровню мастерства и типу аудитории : элитарная (высокая), народная, массовая.
1) В эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры особенно остро стоит вопрос сохранения национальных культур.

Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна.
Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
2) Элитарная культура (от франц . elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература : Джойс, Пруст, Кафка; живопись : Шагал, Пикассо; кинематограф : Куросава, Бергман, Тарковский; музыка : Шнитке, Губайдуллина).
Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры : 1) высокий уровень (сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.
3) Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.
Основой массовой культуры является массовое общество.
Что такое массовое общество ?
Массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений.
4) «Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
12.4.8. Поляков, 59 – 60.
1) Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.
2) Духовная культура – вся совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.
3) Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
12.4.9. по характеру удовлетворяемых потребностей : материальная и духовная.
Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
12.5 . Духовная жизнь общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
12.5.1. Структура духовной жизни общества .
Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
Духовная деятельность = духовно-теоретическая (её продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
12.5.2. Особенности духовного потребления :

1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
12.5.3. Традиции и новаторство .
Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
Традиция (от латинског о traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Накопление (пути приращения) культурных ценностей :
1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);
2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio – собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.

Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении .
12.6 . Многообразие культур .
12.6.1. Субкультура и контркультура .
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе.
Контркультура – 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.).
В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард .
12.6.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы.
Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.
Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.
Востокоцентризм (негритюд, панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации.
Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.
Негритюд (франц . negritude – принадлежность к негритянской, чернокожей расе) – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.
Леопольд Сенгор :
« ...Пусть мы ответим: "Здесь!” – когда нас позовёт Возрождение мира.
Пусть мы станем дрожжами, - без них не взойти белому тесту,
Ибо кто внесёт оживляющий ритм в этот мертвенный мир машин и орудий?..»
12.6.3. Взаимодействие культур .
1) Диалог культур – 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация (англ . acculturation, от лат . ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле : процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле : процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
Контакт культурный – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте).

Каналы культурной диффузии : миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.
Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны.
Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.
12.6.4. Николай Данилевский о взаимодействии культур :
1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево » (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимныйравноправный диалог (обмен ценностями).
12.6.5. Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью.
Уровни (субъекты) культурного шока : 1) индивид (ситуация индивидуальной эмиграции или туризма); 2) социальная группа (ситуация массовой эмиграции, беженцев, принудительной высылки по национальному или религиозному признаку); 3) общество в целом (ситуация культурной диффузии – попытка радикального преобразования социальной системы по образцу «чужой» культуры в результате внутреннего культурного кризиса или внешней культурной экспансии).
Способы преодоления культурного шока .
1) Колонизация : агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства.
2) Гетто(т)изация : создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто).
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства.
В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния.
Примеры : китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
3) Ассимиляция : крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура.
4) Диффузия : совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.
Толерантность (от лат . tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Формы толерантности : 1) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); 2) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); 3) государственная (законодательство, политическая практика).

12.6.6. Вестернизация и модернизация .
Модернизация (франц . moderisatio, от moderne новейший, современный) – 1) обновление, изменение применительно к новым, современным требованиям; 2) переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному.

Вестернизация – (англ . western, от west – запад) – разновидность модернизации, заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни, моделей поведения, духовных ценностей.
Возможные ответы на влияние Запада (Хантингтон ):
1) Отторжение (отказ от модернизации и вестернизации).
Япония следовала этому курсу до середины XIX века. В отличие от Японии в Китае политика отторжения обуславливалась тем, что эта страна воспринимала себя как Срединное царство и твердо была уверена в превосходстве китайской культуры над культурами всех других народов. Китайской изоляции, как и японской, конец положило западное оружие, поставленное в Китай британцами во время опиумных войн 1839 – 1842 годов.
2) Япония (1868 – ???) Модернизация без вестернизации .
В Китае в последние годы правления династии Цинь девизом стал Ti-Yong – «китайская мудрость для фундаментальных принципов, западная мудрость для практического использования». В Японии таким девизом стал Wakon Yosei – « "японский дух” и западная техника».
3) Кемализм = вестернизация + модернизация.
Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938), первый президент турецкой республики, отказавшись от исламского прошлого, сделал Турцию «оторванной страной» - обществом, которое было мусульманским по своей религии, наследию, обычаям и институтам, но которым правила элита, желавшая сделать его современным, западным и объединить его с Западом.
4) Современная Россия: вестернизация без модернизации!!!

12.6.7. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен ).
Долгое время США – страна, которая сама создавалась эмигрантами, - поощряли и приветствовали иммиграцию. В XX в. там господствовала теория «плавильного котла », согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивают свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавляются» в «американцев»; в результате возникает относительно однородная американская нация.
Но уже в конце XX в. была принята теория мультикультурализма.
Мультикультурализм стал признанием того факта, что Америка больше не может объединить в одну нацию «белых», «черных» (политкорректно их именуют афроамериканцами), «латинос» (латиноамериканцев) и др. Этот процесс распада американской нации на отдельные этнокультурные группы и объединения разных групп небелого населения против «белых» был назван «культурной войной». Некоторые политики и социологи считают, что этот процесс приведет к ослаблению и распаду США, и это будет означать «смерть Запада».
Мультикультурализм – признание культурного плюрализма и содействие ему.
Патрик Бьюкенен (1938 –). «Смерть Запада» (2002):
«Среди наших сограждан крепнет ощущение, что страна распадается на этнические группы. Кроме того, мы совсем недавно пережили культурную революцию, в результате которой господствующие высоты заняла новая элита. Через овладение средствами внушения идей, образов, мнений и ценностей – телевидение, искусство, индустрию развлечений, образование - эта элита исподволь создает новую нацию...
Миллионы людей ощущают себя чужаками в собственной стране... Они наблюдают исчезновение старинных праздников и увядание прежних героев... книги, запомнившиеся им с раннего детства, покидают школьную программу, уступая новым авторам, о которых большинство никогда не слышало;... низвергаются привычные, унаследованные от поколений предков моральные ценности; ... умирает взрастившая этих людей культура вместе со страной, в которой они росли.
На протяжении жизни одного поколения многим американцам довелось увидеть, как развенчивают их Бога, ниспровергают их героев, оскверняют культуру, извращают моральные ценности, фактически вытесняют из страны, а самих называют экстремистами и лжецами за Приверженность идеалам предков…
Немало таких людей, которые больше не чувствуют Америку своей. Не мы покидаем Америку, говорят они, это она нас покидает. Невольно вспоминаются слова Еврипида: "Нет большей горести на свете, нежели утратить родину”».
12.6.8. Возможен ли синтез культур, создание общечеловеческой культуры ?

1) Швейцер Альберт (1875-1965) – немецко-французский мыслитель, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон), которая стала главным делом его жизни. Исходный принцип мировоззрения – благоговение перед жизнью, ее сохранение и совершенствование как основы нравственного обновления человечества, выработки универсальной космической этики.

2) Махатма Ганди (1869-1948) – духовный основатель независимой Индии. Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, он в 1906 впервые провел кампанию ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения. Эту тактику он разработал под влиянием произведений Генри Торо, Льва Толстого, Евангелия и индусских священных книг.

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее надо там, где заканчивается природа и начинается человек - существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком, С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология- Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.