Санкт-Петербургская Государственная Консерватория им. Римского-Корсакова

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

ОБРАЗ ПЕТРА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Работу выполнила студентка

4 курса ДХО

Бокова Елизавета.

Руководитель: доцент кафедры

общественных и гуманитарных наук

Е.А.Пономарёва.

Санкт-Петербург, 2012 г

Образ Петра I в русской литературе.

1.Введение………………………………………………………………………………………………3

2.От Ломоносова до А.С.Пушкина…………………………………………………………4

3. Роман «Пётр I » А.Толстого…………………………………………………………………10

4.Произведения других писателей и историков России о личности Петра Великого и его времени………………………………………………………………………………………………….12

5.Заключение………………………………………………………………………………………….14

6.Список использованной литературы………………………………………………….15

Введение.

«И впредь надлежит трудиться и всё заранее изготовлять,понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно»

Пётр I.

Личность Петра I постоянно приковывала к себе внимание как и его современников,так и потомства.

Петра и прославляли и поносили, о нём складывали песни и его проклинали, его любили и боялись (часто- в одно и то же время), ему курили фимиам и призывали громы небесные на его гордо поднятую голову.

К Петру нельзя было оставаться безразличным, нельзя было «никак» относиться к нему. И такое отношение вплоть до нашего времени объясняется не только величием его фигуры и сотворённых им дел, но и яркостью его личности, многогранной,сложной, порывистой и цельной, ярким его умом, горением его широкой русской души. Даже внешний облик Петра,отличный от всех своими всем нам известными, особенными, несовместимыми,казалось бы, чертами, не мог не захватывать внимание окружающих его людей.

Конечно же, не могли оставить Петра без внимания и великие русские писатели и поэты. За всё прошедшее с правления Петра время написано много произведений в разных жанрах, в которых главной фигурой является этот великий царь из рода Романовых.

Авторы по-разному трактовали личность царя: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами обратил Россию на «чужой», европейский курс развития, но большинство мастеров пера восхищались его величием и его преобразовательской деятельностью, которая буквально «пробудила» Россию и понимали, насколько важна была эта фигура в развитии и становлении нашей страны. Во многом, Пётр и всё, что было с ним связано,стало красной нитью, сквозной темой литературы XVIII- XIX века.

« Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела:- чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём: во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра,результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки.»

В данном реферате мы коснёмся самых значительных произведений, которые показывали и показывают до сих пор читателям масштаб личности Петра Великого.

От Ломоносова до Пушкина.

«К тебе я вопию, премудрость бесконечна,

Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна

И полон ревности спешит в восторге дух

Петра Великого гласит вселенной вслух

И показать, как он превыше человека

Понёс труды для нас неслыханны от века…»

(ода «Пётр Первый», Ломоносов)

Ломоносов почитал Петра - великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа, любимого народом.

Идеалом времени Ломоносова и Державина (конец XVIII века) была просвещённая монархия и в принципе, образованность и стремление к знаниям, и логично, что идеальным героем их времени являлся Пётр I.

У Державина самыми яркими примерами «петризма» являются оды «Вельможа» и «Монумент Петра Великого»:

«Оставя скипетр, трон,чертог,

Был странником, в пыли и в поте,

Великий Пётр, как некий бог,

Блистал величеством в работе:

Почтен и в рубище герой!

Екатерина в низкой доле

И не на царском бы престоле

Была великою женой»

(ода «Вельможа»)

« Хотя смерть косу поднимает Равно и на владык земных; Но вечно память пребывает В сердцах людских царей благих. ‎Твоя пребудет добродетель, ‎Его в преемниках ты нам! ‎Нерон, Калигула, Коммоды, Когда на тронах где сидят, Хоть поздные их помнят роды, Но помнят так, как мор и глад. ‎Твоя пребудет добродетель, ‎О, Петр! любезна всем векам; ‎Храни, храни всегда, Содетель, ‎Его в преемниках ты нам!»

(Ода « Монумент Петра Великого»)

Насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности.

Интерес к историческим темам, в том числе и к эпохе Петра, возник у Пушкина в 1820-х годах и особенно - после 14 декабря 1825 года. Исторические события для Пушкина не самоценны, он всегда стремился не только показать великие победы и дела реформатора, но и раскрыть их результаты, влияние на судьбы отдельных людей. Гигантская фигура Петра, несомненно, восхищала поэта, Пушкину дорого все, совершенное Петром, -Петербург, «юный град// Полнощных стран краса и диво», - и в то же время Пушкин не мог примириться с самодурством и деспотизмом Петра, критически оценивал результаты и методы его деятельности. Эта двойственность в критериях оценки определила двойственность в образе Петра, проявившуюся в его произведениях. Для А. С. Пушкина император Петр - единственный инициатор реформ. Идеи о социально-экономической обусловленности реформации в то время возникнуть не могло, поэтому образ Петра представлялся Пушкиным как воплощение некой высшей, демиургической, стихийной силы, орудие Провидения.

«Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон». (Заметки по русской истории 18 века)

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры.

В первых своих произведениях, посвящённых Петру: стихотворении «Стансы» (1826г) и «Полтаве»(1828г) поэт создает явно идеализированный образ Петра:

«То академик, то герой

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник» («Стансы»)

Но оценка эпохи не столь однозначна:

«начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни»

(«Стансы»).

В прославляющей Петра «Полтаве» время реформ, «Когда Россия молодая... «…»Мужала с гением Петра» названо «смутной порой».

Оценка эпохи и воли самодержца образно обобщена в словах:

«Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат»

- здесь ясно раскрыта идея необходимого насилия, трагичного для«стекла», но благотворного для «булата», который куется царем-демиургом.

Трагическая гибель Кочубея и Искры характеризует жестокие нравы Петра и эпохи.

В «Полтаве» Петр – «гений», «его глаза

Сияют. Лик его ужасен

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как божия гроза».

Здесь Пётр - Демиург, воплощение провиденциальных сил истории, но в его образе важна не только вдохновленность свыше - сочетание прекрасного и ужасного приводит к мысли и о стихийной необузданности его характера, которая несет зло: причиной измены Мазепы становится оскорбление, нанесенное ему Петром в приступе не вполне оправданного гнева.

Двойственный подход А. С. Пушкина к оценке истории, осознание непримиримого противоречия между исторической необходимостью государственного строительства и судьбами народа, личными судьбами было положено им в основу идейного содержания поэмы «Медный Всадник».

Основание Петербурга, по Пушкину, : мотивировано необходимостью государственной:

«отсель грозить мы будем шведу

Сюда, по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам»

Прорубить «окно в Европу» нам «природой суждено».

Но судьба Евгения, историческая безжалостность преобразовательской деятельности Петра I становится в «Медном Всаднике» страшным упреком всему делу преобразователя.

Образ Петра в «Медном Всаднике» раскрывается в единстве непримиримых противоположностей: он и«строитель чудотворный», и«кумир на бронзовом коне», «горделивый истукан», тот

«чьей волей роковой

Над морем город основался...

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

... На высоте, уздой железной

Россию вздернул на дыбы?»

Он - воплощение стихийных сил и государственного величия, Истории и Рока, враждебных человеку.

Мистическое представление о сверхчеловеческой природе Петра характерно лишь для поэзии А. С. Пушкина. В прозаических произведениях

образ реформатора более приземлен.

В незаконченном романе Пушкина «Арап Петра Великого» Петр –

«герой полтавский, могучий и грозный преобразователь России», но в описании нравов эпохи, характера Петра и методов реформации прослеживаются и иронические ноты.

Показаны также самодурство и деспотизм Петра: он приказывает Ржевскому отдать дочь за своего любимца, с дубинкой в руках едет «к плуту Данилычу... переведаться за его новые проказы».

Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто пишет Пушкин в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России ».

Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится об Ибрагиме: «Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством».

Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость.

Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». В.Г.Белинский писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман» .

Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в «Моей родословной», указывая милость царя к арапу – своему прадеду.

Это стихотворение было своеобразным ответом на пасквиль Булгарина, в котором было затронуто достоинство предков Пушкина. Возмущённый поэт писал тогда в незаконченной статье «Опровержения на критики»: «В одной газете сказано было, что прадед мой…, крестник и воспитанник Петра Великого, «…» - был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то вероятно дёшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе».

Пушкин ответил Булгарину стихами, «притом очень круто», как сам выражался в «Post scriptum’e» к «Моей родословной»: Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулаль земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля. Но в первой части указано на жестокость Петра: Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим, С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им. В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра: «шкипер славный», «упрямства дух нам всем подгадил», «был …повешен им».

В историческом труде писателя о петровском времени - «Истории Петра» Пушкин не ограничился сбором и систематизацией материала, весь текст «истории» пронизан авторскими отступлениями и примечаниями -одобрительными, критическими, ироническими, - показывающими отношение Пушкина к Петру и его деятельности: «Петр хвастал своею жестокостью...», «сам он был странный монарх», «1 июля Петр занемог (с похмелья?)», «... указ весьма благоразумный, с малой примесью самовластья...» и другие.

Итоговая концепция Петра, сформулированная в «Истории», следующая:

«достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или, по крайней мере, для будущего; вторые вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика. Прим.: Это внести в историю Петра, обдумав».

И. Фейнберг полагает, что здесь Пушкин раскрывает двойственность и противоречивость деятельности Петра, эта «разность» понимается им как противоречие между целями и средствами реформации. Но это высказывание можно истолковать и как обобщение противоречивости характера самого Петра: «ума обширного, полного доброжелательства и мудрости» и, в то же время, «нетерпеливого самовластного помещика».

Пушкину также удалось в своих произведениях выработать и понимание петровской эпохи: анализ его произведений позволяет предположить, что Пушкин вплотную подошел к мысли о закономерности петровских реформ, их обусловленности социально-экономическими, государственно-политическими причинами, которая во многом опережала историческую мысль того времени. Значение творчества А. С. Пушкина в развитии петровской темы невозможно переоценить. Он обобщил, переосмыслил и воплотил в художественных образах весь опыт общественно-исторической мысли XVIII и начала XIX веков, и его концепция личности Петра стала основой для дальнейшего развития этой темы в литературе, неиссякаемым источником образов и мотивов для всех последующих авторов.

Роман «Пётр I » Алексея Толстого.

В романе "Петр I" А. Н. Толстой с историчес­кой правдивостью изобразил время, события, людей, их быт и нравы. "Чтобы понять тайну рус­ского народа, его величие, - писал автор, - нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер".

А. Н. Толстой широко осветил важнейшие со­бытия Петровской эпохи, показал роль в них самых различных слоев населения и огромное ис­торическое значение фигуры Петра I.

На страницах романа царевич Петр появляется в сцене стрелецкого мятежа, когда его мать, Ната­лья Кирилловна, выносит мальчика на крыльцо: "Круглолицый и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши..." Он увидел кровавую расправу, непомерную жестокость стрельцов, подстрекаемых Хованским и Василием Голицыным. Эти события оставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясе­ние.

Петр рос очень подвижным, возбудимым, впе­чатлительным; его невозможно было удержать в тепличной атмосфере дворца, где зачахли два его брата.

Шла борьба за власть, а Петр своим несерьез­ным поведением, неуместными для царя играми, царапинами, синяками и цыпками на руках шо­кировал бояр.

Петра тянуло в немецкую слободу; ему очень интересна жизнь на Кукуе, где он всему удивля­ется: "А это зачем? А это для чего? А это как уст­роено?" Таким он останется на всю жизнь, благо­даря своему живому любопытству он будет постоянно учиться, все пропускать через себя, не бояться никакой работы, никаких трудностей. До всего он должен дойти сам; чтобы проводить ре­формы, ему необходимы независимость ума, от­сутствие авторитетов.

А. Н. Толстой показывает необычайную вы­носливость Петра, который сутки мог обходиться без сна, без еды, заставляя всех в потешном войс­ке безоговорочно принимать его правила игры, перешедшей в итоге в серьезное изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишки из простонародья, смышленые, пре­данные и смелые - ядро будущей гвардии.

В одной из палат Преображенского дворца была организована корабельная мастерская, где под руководством немцев строили макеты галер и кораблей, учились арифметике и геометрии. Борис Голицын посоветовал Петру строить верфь на Переяславском озере и прислал ему воз нужной литературы, а Наталье Кирилловне сказал: "Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него неспящий..."

Петра, который любил немку Анну Монс (впо­следствии за предательство вычеркнутую им из сердца), женили на А. Лопухиной, молодой, глу­пой и примитивной девице, желающей, чтобы муж сидел около ее юбки. Но Петр с утра до вечера был в трудах и заботах - строились потешные ко­рабли на Переяславском озере.

Узнав от дяди Льва Кирилловича о заговоре Софьи, о том, что царская власть висит на волос­ке, Петр вспоминает ужасы детских лет, казнь сторонников Нарышкиных, и у него случается припадок. Он скачет в Троицу; Софья, узнав об этом, говорит: "Вольно же ему, взбесяся, бегать". Рассчитывая на войска, она ошиблась: стрельцы шли к Петру, невзирая на угрозы Софьи. "Как сон из памяти - уходила власть, уходила жизнь" от Софьи.

Ситуация в стране заставляла Петра быть жес­токим и беспощадным (часто сверх меры); страш­ное воровство, запустение, отсталость вызывали у него жуткий гнев.

Очень возмужал Петр после поражения под Азовом; неудача закалила его, он стал упрямым, злым, деловитым. Он нацеливается на новый поход; для этого укрепляет боевую мощь: строит флот в Воронеже. И через два года победа не за­ставила себя ждать.

Жестокой и непримиримой была борьба Петра с боярами; он сломал уклад старой боярской думы, теперь в ней сидели адмиралы, инженеры, генералы, иностранцы - все они были едино­мышленниками молодого царя.

Подробно описывает А. Н. Толстой глубокие изменения в сознании Петра после поездки за гра­ницу. Много там было необычайного и дивного для русского глаза. Вспоминалась Петру сонная, нищая и неповоротливая Россия, не знает он пока, "какими силами растолкать людей, продрать им глаза... Черт привел родиться царем в такой стра­не!". Все эти мысли вызывают в нем бешеную злобу на своих и зависть к иностранцам. Первый порыв - перевешать, перепороть. "Но кого, кого? Враг невидим, неохватим, враг - повсюду, враг - в нем самом..."

В Голландии Петр работает на верфи матросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируется личность Петра, раскрыва­ется его деятельный, государственный ум, все под­чинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированнос­ти к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным противником - Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале заводы.

Поражение под Нарвой не сломило Петра, а за­ставило действовать: "...воевать еще не научи­лись... чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить". Он начинает тщательную под­готовку и через три года, выступив с новой ар­мией, с новыми пушками против шведов, побеж­дает, твердо встав на берегу Балтийского моря.

Выступая как писатель-реалист, А. Н. Толстой правдиво описывает закладку новой столицы Рос­сии - города Петербурга. Крестьяне работают в жутких условиях: на болотах, полуголодные, обо­дранные, больные; город воздвигается на костях человеческих.

А. Н. Толстой взирает на Петра не только как на крупную историческую личность, которой под­властны тысячи людей, но и передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, при­слушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: "Другого такого друга не будет... Радость - вместе и заботы - вместе".

Широко показывает А. Н. Толстой обилие на­родных талантов, которые Петр подмечал и посы­лал учиться им за границу, так как понимал, что без молодых ученых невозможно совершить преобра­зования в стране. Петр ценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку и трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья Воробьевы, и многие другие.

Были понимающие и поддерживающие царя дво­ряне и бояре: князь-кесарь Ромодановский, искус­ный полководец Шереметьев, дипломат Петр Тол­стой, адмирал Головин, дьяк Винус.

Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед, тормозит осущест­вление его идей.

Очень важную роль в реформах царя сыграло купечество: "Связал нас бог одной веревочкой, Петр Алексеевич, - куда ты, туда и мы", - го­ворит Петру от имени купцов Иван Бровкин.

Но при всей масштабности преобразования Пет­ра I не только не улучшили участь народа, а на­оборот, привели к усилению эксплуатации, увели­чению поборов с нищих крестьян. Их гоняли за тысячи верст строить корабли и города, разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все это тоже освещено в романе, в основу написания которого как раз таки легли пыточные записи конца XVII века, собранные профессором Н.Я.Новомбергским и переданные писателю историком Колмашом В.В. в 1916г.

А. Н. Толстой создал монументальный образ Петра I, но это не идеальная фигура "венценос­ца". Он изобразил сложнейшее переплетение в нем грубого и ласкового, доброго и злого, гуман­ного и жестокого. Это был образ в развитии. Но, безусловно, Петр I был че­ловек гениальный по своему потенциалу и мас­штабу произведенных преобразований в России – так, очевидно, считал автор романа.

Взгляды писателей XX века и историков России

на личность Петра Великого.

В литературе XX века тема Петра не потеряла своей актуальности. Она представлена романом Д. Мережковского (Антихрист: Петр и Алексей), циклом рассказов, двумя пьесами и вышеупомянутым романом А. Н. Толстого (Петр Первый), повестями Ю. Тынянова (Восковая Персона) и Б.Пильняка (Никола на Посадях, Повесть Петербургская), рассказом А. Платонова (Епифанские шлюзы).

Во второй половине XX века были созданы романы Ю. Германа (Россия молодая,1952г), А. Соколова (Меншиков), Б. Заболотских (Капитан четырех морей); повести Вс. Иванова (Ночь царя Петра), Ю. Семенова (Смерть Петра) и др.

О Петре писали беллетристы XIX века В. Аладьин, О. Корнилович, Н. Кукольник, К. Масальский, П. Фурман,Г. Данилевский, Д. Мордовцев, Л. Жданов и другие.

Значительным произведением о Петре I стал опубликованный в 2000 году роман Д. Гранина « Вечера с Петром Великим».

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от « строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

Что же касается исторической оценки личности царя, то особую роль вопрос о Петре играет в исторической концепции Н. М. Карамзина. Основной идеей его «Истории» стала мысль о цивилизаторской роли самодержавия в истории России. Вначале Н. Карамзин исходил из представления об общности исторического пути России и Европы, поэтому в «Письмах русского путешественника» он писал о благодетельности и неизбежности петровских реформ, а реформы Петра оценивал как положительный пример созидательной государственной деятельности. Французская революция и кризис философии энциклопедистов заставили его изменить точку зрения. В адресованной Александру I «Записке о древней и новой России» историк пытался предостеречь верховную власть от ошибок, могущих привести к революции. Попытка Петра ускорить ход истории сделала, по мнению Карамзина, возможной повторение революции и в России. Так Карамзин, не отрицая высоких личных качеств Петра, необходимости и благодетельности его реформ в целом, начинает критиковать деспотизм Петра, революционные методы осуществления реформ и его чрезмерную страсть к подражанию, губительные для национального самосознания.

Подробности Категория: Историческая проза Опубликовано 27.11.2017 17:57 Просмотров: 1098

Исторический роман Алексея Николаевича Толстого «Петр Первый» посвящен первому российскому императору, одному из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившему направление развития России в XVIII в.

В этой эпопее изображён один из самых ярких и сложных периодов истории нашей страны, когда «Россия молодая мужала гением Петра». Пётр Первый был не только первым императором России, но и военачальником, строителем и флотоводцем.

Историческая основа романа

П. Деларош. Портрет Петра I (1838)
В период подготовительной работы над романом Алексей Толстой использовал ряд исторических источников: академическую «Историю царствования Петра Великого» Н. Устрялова; тома 13-15 «Истории России с древнейших времен» С. Соловьева; «Деяния Петра Великого» И. Голикова; дневники и записки Патрика Гордона, И. Желябужского, Иоганна Корба, Д. Перри, Б. Куракина, Юста Юля, И. Неплюева, П. Толстого, Ф. Берхгольца и др.; пыточные записи конца XVII в., собранные профессором Н. Я. Новомбергским.
Автор изображает в романе некоторые исторические события: Азовские походы Петра, Стрелецкий бунт, а также ряд исторических персонажей: царевну Софью и её возлюбленного Василия Голицына, Лефорта, Меншикова, Карла XII, Анну Монс и др.
Александр Данилович Меншиков – соратник царя, сын придворного конюха, впоследствии светлейший князь.

Неизвестный художник. Портрет А. Д. Меншикова (1716-1720)
Франц Я́ковлевич Лефо́рт – русский государственный и военный деятель швейцарского происхождения, ближайший помощник и советник царя Петра I.

Портрет Ф. Я. Лефорта (конец XVII в.)
Анна Монс – фаворитка Петра. Д.Л. Мордо́вцев, русский писатель, автор популярных в своё время исторических романов на темы из казацкой истории XVII-XVIII вв., так охарактеризовал эту даму и последствия её фаворитства: «Анна Монс – иноземка, дочь виноторговца – девушка, из любви к которой Пётр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остаётся немножко кривошейкою» («Идеалисты и реалисты», 1878).

Предполагаемый портрет Анны Монс
Софья Алексеевна – царевна, сестра Петра. В 1682-1689 гг. она была регентом при младших братьях Петре и Иване. Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына.
30 мая 1689 г. Петру I исполнилось 17 лет. Он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны, но она продолжала удерживать власть в своих руках. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Софья Алексеевна

Василий Васильевич Голицын – глава правительства Софьи
Артамо́н Серге́евич Матве́ев – русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников».

Патриарх Иоаким

Наталья Кирилловна Нарышкина – царица, мать Петра I
Кроме того, среди действующих лиц романа – Федор Юрьевич Ромодановский (князь-кесарь), боярин Андрей Голиков (богомаз из Палеха), старец Нектарий (глава раскольничьего скита), Карл XII (король шведский), Август (курфюст саксонский, король польский) и др.
Наряду с крупными историческими деятелями в романе изображены простые люди из народа. Действие романа постоянно переносится из дворца – в курную избу; из боярской усадьбы – в дымный кабак; из Успенского собора – в царский розыск и т.д.

После смерти государя Федора Алексеевича (конец XVII в.) в России начинается борьба за власть. Подстрекаемые царевной Софьей, бунтуют стрельцы. Стало в Москве два царя (малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич), а выше их – правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки – нищета, холопство, бездолье».
В это же время живёт крестьянская семья Бровкиных. Однажды Ивашка Бровкин взял с собой в Москву сына Алешку, который сбегает и знакомится со своим ровесником Алексашкой Меншиковым. У Алёшки начинается самостоятельная жизнь. А у Алексашки Меншикова произошла мимолётная встреча с мальчиком Петром, будущим царём. Скоро они встретятся вновь и не расстанутся уже до смерти Петра.
Подрастающий Пётр и его мать Наталья Кирилловна тихо и скучно живут в Преображенском. Чтобы убить скуку, Пётр посещает Немецкую слободу и там знакомится с Францем Лефортом (в услужении у Лефорта находится Алексашка Меншиков), влюбляется в Анхен Монс. Мать Наталья Кирилловна женит Петра на Евдокии Лопухиной.

«Потешные» войска
Пётр в Преображенском занимается «потешным» войском, прообразом будущей российской армии. Алексашку царь забирает к себе постельничим, и он становится посредником между царём и иноземцами. Алешу Бровкина Алексашка устраивает в «потешное» войско барабанщиком. Алеша помогает своему отцу деньгами, и с этого малого капитала у Ивана Бровкина дела сразу начинают налаживаться: он выкупается из крепостной зависимости, становится купцом. Саньку Бровкину Пётр выдаёт за Василия Волкова, бывшего господина Бровкиных. «Отныне знатность по годности считать» – будущий девиз царя Петра.
Начинается новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, который терпит поражение, стрелецких главарей страшно пытают и казнят. Василия Голицына отправляют с семьёй в вечную ссылку в Каргополь, Софью запирают в Новодевичьем монастыре.
У Петра рождается наследник – Алексей Петрович, умирает мать Наталья Кирилловна.
Пётр начинает свои реформы. В новый XVIII век надо идти с новыми достижениями. Лефорт играет большую роль в преобразованиях Петра.
Но реформы ложатся тяжёлым бременем на народ, который от непомерных тягот начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги. «Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие... Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены, ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого... Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе... эти говорили, что в молодом царе не ошиблись».
В связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи к концу XVII в. возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота, причём только на средства государства и с помощью отечественных специалистов. Пётр начинает строить в Воронеже корабли, и с помощью флота Азов все-таки взят, но это приводит к столкновению с могущественной Турецкой империей. Пётр понимает, что союзников надо искать в Европе. Под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова он едет с посольством в Кенигсберг, в Берлин, в Голландию, в Англию. Там он живёт как простой мастеровой, овладевая необходимыми ремёслами.

М. Добужинский «Пётр Великий в Голландии»
Но во время его отсутствия поползли слухи о том, что царь умер, и его подменили иностранцы. Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь».
Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает Анна Монс. Умирает Франц Лефорт. В Воронеже закладываются все новые корабли, и вот уже целая флотилия плывёт в Крым, потом на Босфор, и турки ничего не могут поделать с новой, неизвестно откуда взявшейся морской силой России.
Богач Иван Артемьич Бровкин занимается поставками в армию, у него большой дом, многие именитые купцы у него в приказчиках, сын Яков – на флоте, сын Гаврила – в Голландии, младший Артамон живёт с отцом. Александра Бровкина стала знатной дамой. А Алексей Бровкин влюбляется в царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра, она к нему тоже неравнодушна.
В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска, занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются из монастырских колоколов новые пушки. Дворянская армия ненадёжна, теперь на её место набирают всех желающих, а от кабалы и мужицкой неволи желающих много. Под командованием Бориса Петровича Шереметева русские войска овладевают крепостью Мариенбург; среди пленных и солдат генерал-фельдмаршал замечает хорошенькую девушку с соломой в волосах и берет её экономкой, но влиятельный Александр Меншиков забирает красавицу Катерину себе. Когда Петр узнает об измене Анны Монс, Меншиков подсовывает ему Катерину, которая приходится царю по сердцу. Впоследствии она становится царицей Екатериной I.

Екатерина I
«Конфузия под Нарвой пошла нам на великую пользу, – говорит Пётр. – От битья железо крепнет, человек мужает». Он начинает осаду Нарвы, её защитник генерал Горн не желает сдавать город, что приводит к бессмысленным страданиям его жителей. Нарва взята яростным штурмом, в гуще боя виден бесстрашный Меншиков со шпагой. Генерал Горн сдаётся. «Не будет тебе чести от меня, – говорит Пётр. – Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих...»
Над романом А. Толстой работал с 1929 г. и до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 г. Незадолго до своей смерти в 1943 г. писатель начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 г.

Образ Петра в романе

Пётр I в детстве
В первом томе мы читаем о детстве Петра. Впервые автор показывает его еще испуганным ребенком в съехавшей набок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев выносят мальчика на крыльцо к народу. А. Толстой описывает и другие эпизоды реальной биографии Петра.
Постепенно образ героя меняется. Сначала это 12-летний подросток, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит хитрости. Потом это Пётр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор императорским притязаниям своей старшей сестры. Во время торжественного крестного хода в Успенском соборе герой нарушает благолепный церковный ритуал, в присутствии бояр вступает в пререкания с Софьей. Затем это нескладный долговязый юноша...
Юность и молодость Петра были полны острых драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Будущий царь обладает беспокойным, но деятельным характером, он постоянно проявляет себя в деле: сначала это «потешные» полки, в отношении к которым в полной мере проявился горячий, необузданный нрав царя. Этому способствовали безграничная власть и вседозволенность, покорность окружающих. Постепенно «потешные» войска превращаются в Преображенский и Семеновский, становятся силой, опорой Петра в борьбе со старым укладом жизни, хранительницей которого является царевна Софья. Ее поддерживают бояре и стрельцы.
В то время решался вопрос о том, каким путём пойдёт далее Россия. Поэтому без преувеличения можно сказать, что роль Петра в судьбе нашей страны исключительно велика.
Но его личность считают демонической. Его взгляд «темный, пристальный, нечеловеческий». Его резкость, несдержанность, жестокость по отношению к врагам, мнительность, подозрительность крайне обострены. Характер Петра, хорошо известный по документальным источникам, приобретает в романе художественную достоверность.
Несмотря на то, что роман остался незавершённым, характер первого русского императора обрисован достаточно полно. В его образе слились и черты народного вождя, знающего дорогу к новой лучшей жизни и готового ради неё пожертвовать своей и чужой судьбой, и его противоречия. В образе Петра I показаны лучшие черты национального характера, он поистине «народный царь-труженик», но он и вершитель мировой истории.

В. Серов. «Пётр I» (1907)
Не только А. Толстой, но и другие авторы в разное время пытались осмыслить роль этой незаурядной личности. Его характер и дела оцениваются неоднозначно почти всеми: одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие – сильным, но жестоким самодержцем, нарушившим плавный ход истории.

«Пётр Первый»


Английский писатель начала XIX века Вальтер Скотт, родоначальник жанра исторического романа, создал тип романа, изображающего «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» даёт историю «домашним образом», делая глав ным героем вымышленное лицо и исследуя историю его частной жизни на фоне исторических событий.

А.Н. Толстой написал исторический роман, который назвал «Пётр Первый». Тем самым он поставил в центр повествования историческое лицо. Это человек, чья судьба неотделима от истории России. Обращение к Петровской эпохе для него означает обращение к личности преобразователя страны.

В 1920-1930-е годы среди исторических романов преобладали, с одной стороны, «романы-исследования», в которых на первом плане находился социальный анализ, а художественность считалась лишь дополнением к нему; с другой - натуралистические произведения, в которых воссоздать эпоху пытались через очень подробное описание быта, нагромождение архаизмов.

Автор «Петра Первого» избежал обеих крайностей. Описания в романе построены на использовании относительно немногочисленных, но выразительных, характерных деталей. Социальный анализ, несомненно, очень важный для писателя, не подчиняет себе художественную ткань произведения.

Композиционно реальные и вымышленные персонажи уравнены в правах. Своё понимание событий автору легче показать посредством персонажей вымышленных.

«Пётр Первый» - исторический роман нового типа, который может быть назван героическим. В центре повествования в таком произведении находится героическая личность. Первая книга во многом сохраняет признаки романа становления, традиционного в мировой литературе. Она посвящена детству и ранней юности Петра Первого. Толстой избрал именно этот период жизни будущего российского императора, чтобы подчеркнуть масштабность, грандиозность его личности, уникальность пройденного им пути.

Однако даже первая книга построена не по традиционному романному принципу. До того момента, когда появляется главный герой (19 глава), в роман уже введены основные сюжетные линии и детали, при помощи которых создаётся образ страны. Персонажами романа являются представители разных социальных слоёв: родные царя, бояре, купцы, крестьяне, стрельцы, староверы, множество иностранцев. В романе показана Россия накануне перемен. Становление героя заканчивается в тот момент, когда он осознаёт, что страна нуждается в нём как в реформаторе. (Вспомните, какие способы изображения личности героя характерны для традиционного романа.)

Героический тип исторического романа требует нетрадиционных приёмов изображения главного героя. Любовная линия, наиболее важная для классического романа, в «Петре Первом» развита слабо. Характер героя проявляется не в любовных перипетиях, а на ниве строительства нового государства. Дружеские отношения базируются на единстве целей и интересов. Лефорт, Меншиков близки и дороги Петру потому, что полностью поддерживают его преобразовательскую деятельность.

Постепенно автор сужает временные отрезки повествования, сокращает сюжетные линии (первая книга охватывает промежуток с 1682 по 1698 год, вторая - около пяти лет, третья - полгода). Одновременно всё больше внимания уделяется внутреннему миру Петра, его окружению. Необходимость перемен уже очевидна, теперь важно понять, какова личность того, кто их совершает, какой ценой он добивается цели.

Путь Петра предстаёт как ряд испытаний, требующих предельного напряжения сил. Это испытания личного характера: смерть матери, непонимание со стороны жены, предательство Анны Моне, смерть Лефорта, постоянное воровство Меншикова. В горе Пётр всегда одинок: жена не разделяет его скорби по матери, окружающие втайне рады смерти Лефорта. Но главное - неудачи государственные: поражение под Азовом, стрелецкий бунт, нарвекая «кон-фузия», сопротивление народа, не желающего жить по новым законам. Победы достаются Петру ценой невероятных усилий, он буквально «хватает за волосы» фортуну. Именно такая трактовка образа и придаёт ему героический характер. Толстой утверждает всесилие человека, его способность изменить себя и мир, косвенно подтверждая тем самым и тезис своего времени о «новом человеке».

Работая над романом, А. Толстой, несомненно, выполнял и социальный заказ. Создавая героический образ Петра, ведущего страну по пути перемен, он тем самым оправдывал неимоверные жестокости, с которыми были связаны его реформы. Не случайно одна из основных идей романа заключается в том, что путь европейского развития для России необходим и «цель оправдывает средства».

В «Петре Первом» чрезвычайно много действующих лиц и сюжетных линий. При таком количестве персонажей неизбежна мозаичность изображения. Традиционный сюжет при этом становится невозможным. Да и стремление автора исследовать процессы, происходившие в России во времена Петра Первого, требует иного композиционного решения. Поэтому основой композиции становятся главки, каждая из которых, посвящённая одному событию, структурно и содержательно завершена. Главки слабо связаны между собой. Персонажи в большинстве своём не имеют предыстории, их появление сюжетно не мотивировано. Даже если автор постоянно следит за судьбами своих героев (что происходит не всегда), всё равно заметна их разорванность.

Организующим моментом романа «Пётр Первый» является не сюжет, а система персонажей. В центре повествования находится Пётр, все остальные персонажи группируются вокруг него. Толстой считал, что композиция - это «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Поэтому наиболее подробно разработаны сюжетные линии героев, находящихся на самых верхних ступенях «лестницы», т. е. близких к Петру. Когда персонажи утрачивают связь с главным героем, они исчезают со страниц романа. Так происходит с Софьей, Василием Голицыным, Анной Моне и др.

В системе персонажей представлены те, кто сопоставим с Петром. Это либо правители: Софья, Август, Карл Двенадцатый, турецкий султан, либо реформаторы: Голицын, Наталья. Венценосцы нужны не только для изображения исторической ситуации, но и как художественные образы. Каждый из них представляет определённый характер и тип правления. В романе ни один из самодержцев по масштабу личности и широте воззрений не может сравниться с Петром, для которого превыше всего забота о государстве. Он становится образом наиболее прогрессивного правителя.

Противопоставление Петра и Голицына осуществляется за счёт сюжетных параллелей (поход Голицына в Крым - походы Петра, борьба за власть, замыслы реформ). Это позволяет представить два типа реформаторов.

Сестра Петра Наталья не противопоставлена главному герою, а сопоставлена с ним. Она осуществляет реформу в быту, поддерживает брата в его начинаниях, что особенно нелегко женщине. Она действует в сфере культуры.

Ещё в конце 1916 года, как мы помним, работая над рассказом «День Петра», А. Толстой читал исторические документы конца XVI - начала XVII века. Язык того времени, причём чаще всего именно «подлую» речь, использует Толстой и в романе. В первой книге авторский язык стилистически сочетается с речью персонажей, причём «стыки» между ними почти не ощущаются. В третьей и частично во второй книге автор сознательно противопоставляет себя персонажам. Он оценивает действия Петра, поэтому речь повествователя отличается от языка персонажей.

Создавая образы исторических и вымышленных лиц, Толстой достигал особого эффекта достоверности благодаря использованной «теории жеста». Вместо внутренних монологов, самоанализа персонажей автор прибегает к постоянной фиксации жестов, мимики, деталей костюма и внешности, указывающих на душевное состояние. При этом наблюдателем выступает чаще всего не автор, а персонажи, окружающие героя.

Помимо творческой работы А. Толстой занимался и общественной деятельностью: «Я выступал пять раз за границей на антифашистских конгрессах. Был избран членом Ленсовета, затем депутатом Верховного Совета СССР, затем действительным членом Академии наук СССР».

В первые дни Великой Отечественной войны писатель закончил роман «Хмурое утро» - третью часть эпопеи «Хождение по мукам»: «Трилогия писалась на протяжении двадцати двух лет. Её тема - возвращение домой, путь на родину. И то, что последние строки, последние страницы “Хмурого утра” дописывались в день, когда наша родина была в огне, убеждает меня в том, что путь этого романа - верный».

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой написал ряд статей, но самой главной своей работой считал драму «Иван Грозный». Не случайно в дни войны он опять обращается к исторической теме. Драма, писал он позже, была его «ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия к жизни великую страстную русскую душу - Ивана Грозного, чтобы вооружить свою “рассвирепевшую совесть”».

Алексей Николаевич Толстой не дожил всего нескольких месяцев до Победы. Он скончался 23 февраля 1945 года.

История написания романа "Петр Первый"
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского государства" . - писал о Петре 1 Белинский.

Перелом в истории России, совершившийся при правлении Петра,определил путь нашей страны на много лет вперед.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого. Историю России он переживал как собственную жизнь; его творческим принципом и было: перед тем как писать роман о Петре, вжиться в образ любого из персонажей.

Начал работать писатель над своим «лучшим» произведением в 1929 году.

Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой - надолго ".

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII1 века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной.

Однако к эпохе Петра А.Толстой обратился еще до февральской революции 1917 г. в рассказе "Навождение". Это рассказ из петровского времени, но в нем еще нет Петра. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны, но пытается перестроить Россию на европейский образец в одиночку.

В пьесе "На дыбе", написанной десятью годами позже (1928 г.),писатель дает более широкую характеристику времени Петра и его окружения. Однако Петр предстает перед нами таким же одиноким в преобразованиях: даже его ближайшие помощники думают не о России, а только о собственной корысти.


Но менялось время, менялось и понимание Толстого о Петре и его роли в истории. В работе над романом Толстой преодолевал самого себя – прежнего. Он знал теперь гораздо больше о Петре и о России его времени и понимал это время гораздо глубже.

Начало работы над романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
Прежде всего, писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах.

Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе и это одна из задач моего романа".

Весь ход повествования, вся система художественных образов должны по мнению писателя подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов.


В центре романа Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал только биографическим произведением. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая, способствовала формированию этого деятеля.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Первая книга романа (детство и юность Петра) посвящена показу начальных трудностей, самых тяжелых для преобразователя. Писатель убеждает читателя в необходимости петровских преобразований. Книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. "Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Во второй книге А.Толстой подводит Петра к решению главной внешнеполитической задачи времени – выхода России к Балтийскому морю.

Последняя книга романа писалась в военные годы (к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.). Автор видел одну из задач этой книги в том, чтобы напомнить читателю об исторических победах русских войск. Этой задаче книга соответствовала вполне: в ней речь шла об успехах Петровских солдат в Северной войне.

Роман не окончен. Однако сцена, на которой обрывается роман, кажется естественным его завершением. Нарва взята.
В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа “Петр Первый” он написал рассказы “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые наброски будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи.
Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило ему во всей полноте передать колорит эпохи. Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, быт и национальные традиции, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты этого переломного в жизни России времени.
Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России - цивилизованной, развитой страны. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Самого Петра I Толстой изобразил крупным государственным деятелем, подчеркнув в нем одаренность руководителя, упорство, стойкость характера. На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера.
Но, как известно, этот царь был хоть и незаурядной, но весьма неоднозначной личностью. И Толстой не закрывает глаза на историческую правду, он показывает, какими силами проводились в стране реформы, как Петр подчинял себе всех несогласных и насаждал свои решения. К примеру, в романе показано, как царь заставляет свое окружение учиться европейскому этикету, с издевкой режет боярам бороды, устраивает шутовские шествия по улицам Москвы, пытает и казнит стрельцов.
Петр I изображен в романе властной личностью. Задатки сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, когда он сумел дать первый отпор своей сестре, правительнице Софье. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих преобразований в России. И он добивается своего. Толстой показывает в романе, как Петр I занимается строительством флота, закладывает Архангельскую верфь, учится кораблестроению за границей. Его реформы охватывают буквально все сферы жизни России конца XVII - начала XVIII века: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику
Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает также при помощи описания современников Петра, его сподвижников и политических врагов либо просто людей, типичных для своего времени. Правительница Софья, неродная сестра Петра, оспаривавшая его права на престол, изображается Толстым как женщина хитрая, властная, способная на коварство. В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции. И выступает таким образом против прогрессивных преобразований Петра.
Образу Петра I в романе противопоставляется образ шведского короля Карла XII, увлеченного идеей покорения соседних государств. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывает об интересах своей страны. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России. Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Война для Петра - это необходимость защитить интересы страны. Таким же преданным делу защиты своей страны изображает Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева - выдающегося русского военачальника. Автор подчеркивает в нем лучшие черты: простоту, скромность, человечность, преданность долгу, отсутствие тщеславия.
Изображая в своем романе множество героев, их личные судьбы, автор тесно связывает их с событиями, происходящими в стране. Динамичное время перемен требует новых героев. Представители одних слоев общества быстро поднимаются вверх, другие оказываются отброшенными назад. Например, надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, он тоскует по старым временам В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий На смену таким, как Буйносов, приходят деятели служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. На примере судеб Алексашки Меншикова, семьи Бровкиных Толстой показывает, как выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя, занимают высокие должности. Такое было возможно только потому, что Петр считал “знатность по годности”
В своем романе А.Н. Толстой также правдиво изобразил нищету и забитость простого люда. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. Тема тяжелой участи народа - одна из главных в романе “Петр Первый”. Толстой отражает в своем произведении такое явление российской действительности того времени, как раскольническое движение. Автор рассказывает о беглых крестьянах, устремляющихся в лесные дебри, в раскольничьи скиты. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы “жить на воле, а не по указу государеву”.
Вместе с тем на примере бедняка Андрюшки Голикова Толстой показывает, что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии. Но самое главное, Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра. Именно напряженной работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
На фоне происходящих в стране бурных политических событий Толстой не забывает показать культурную жизнь Петровской эпохи. Писатель рассказывает о механике-изобретателе Кузьке Жемове, который хочет построить первую летательную машину. Любимая сестра царя Наталья Алексеевна занимается устройством театра, пишет для него стихи. Именно она помогает Петру вводить в русский быт европейские обычаи.
Роман А. Н. Толстого отличается широким охватом жизни России при царствовании выдающегося государя Петра I. Противоречивая и динамичная, эта эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, что позволяет говорить о ее реалистичном художественном изображении в романе. Писатель своим замечательным романом внес весомый вклад в изображение Петровской эпохи и, через призму тех событий, в изображение русского национального характера.