Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина (1 час 7 класс)

«Как один мужик двух генералов прокормил»

Цель:

  • помочь учащимся осознать трудности деятельности Салтыкова-Щедрина в период реакции 70-80 годов прошлого века
  • научить понимать эзопов язык сказки
  • подвести школьников к обобщающим заключениям: от раскрытия никчемности генералов к пониманию «легкомыслия всего класса господ», через исследования авторского отношения к мужику – к выводу об отношении Салтыкова-Щедрина к народу.

Оборудование:

  • портрет Салтыкова-Щедрина, эпиграф, иллюстрации к сказке, рисунки с изображением главных персонажей этого произведения, выполненные учащимися, грамзапись сказки.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Знаменитые сказки Салтыкова-Щедрина – «Сказки для детей изрядного возраста» - как и все творчество писателя, направлены против зла, насилия, тупости, невежества, лести. Сказки Щедрина рассказывают о необычных героях и необыкновенных событиях. В них, как и во многих сказках других писателей, мы встречаем зачин, присказки. Но вместе с тем, они напоминают и другие произведения, совсем иного жанра – басни, потому что Щедринские сказки иносказательны.

Гневно высмеивая в сказках господ, чиновников, с болью говорит писатель о талантливом народе, безропотно подчиняющемся насилию. Вся жизнь Щедрина, его деятельность – это беззаветное служение Родине, о которой он говорит: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

Непримиримость классов в эксплуататорском обществе, необходимость активной борьбы против социального неравенства, стремление поднять самосознание угнетенных и пробудить в них веру в собственные силы – вот главная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», раскрытая в своеобразной сказочной форме.

На дом вам было предложено задание - перечитать сказку «Повесть о том…» и подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Чем отличается эта сказка от уже знакомых сказок, литературных и народных?
  2. Отметить цитаты, характеризующие главных персонажей сказки.

(прослушивается начало грамзаписи «Повести о том…»)

Так чем же, ребята, отличается эта сказка от уже знакомых нам сказок?

  • Во всех сказках есть волшебства, чудеса, и в этой сказке есть: генералы каким-то чудом оказались на необитаемом острове.
  • Сказка похожа, и не похожа на знакомые нам сказки: герои здесь не сказочные, а как будто взяты из обычной жизни: генералы, мужик.
  • Сказка эта отличается тем, что она смешная.

Чем же смешна эта сказка? Прочтите отрывки, больше всего развеселившие вас, говорящие, что смешны генералы, не знающие того, что известно каждому ребенку? (читают отрывки)

  • Генералы не знают таких вещей, которые известны абсолютно каждому ребенку: что булки не растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать и т.п.
  • Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу и т.д. Смешно от их вида: они в ночных рубашках и с орденами на шее.
  • Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища кругом растет, плавает и бегает.

Может ли быть на самом деле, чтобы какие-то генералы не знали таких простых вещей?

  • Конечно же нет! Такого просто не может быть! Писатель преувеличивает, сгущает краски.

Что еще отличает эту сказку от знакомых ранее?

  • Во всех сказках добро побеждает зло, а здесь нет: мужик остался ни с чем.
  • В сказке Салтыкова-Щедрина много деталей, которых нет в сказках. Это и регистратура, и ордена, и газета «Московские ведомости.
  • Места упоминаются не сказочные: Нева, Екатеринский канал, Петербург.

Ребята, а как вы думаете, зачем же нужны такие реальные подробности в сказке?

  • Наверное, эта сказка с намеком на действительность, на настоящих генералов и других господ.

(после беседы о восприятии сказки, об ее отличии, учитель делает вывод)

Фантастические приключения сказки рисуют дела совсем не сказочные. Это иносказание. Сам Щедрин свою манеру писать называет эзоповой, а язык сказки эзоповым языком.

Салтыков-Щедрин преувеличил и зло осмеял отрицательные свойства генералов, людей, высоко стоящих над народом: их неумелость, тунеядство, безмерную хвастливость. Он использует сатирические изображения. Это гиперболизация, сгущение отрицательных свойств, которые выдвигаются автором как главные.

Далее проводится словарная работа . Литературоведческие термины записываются в рабочую тетрадь, обращается внимание и на орфограммы. Выясняется лексическое значение следующих понятий: сатирическое, изображение, эзопов язык, гротеск, сатира, аллегория, ирония, антитеза.

Словарная работа.

С а т и рическое из о бражение, и н о сказание, э зопов язык, г и п е рболизац и я, гр о теск, с а тира, юм о р, а нт и теза, а лл егория, л и тературный г е рой, д и ало г , и дея, и рония, пов е сть, п о ртрет.

А теперь перейдем к рассмотрению основных персонажей сказки . И начнем с генералов (при ответах учащиеся используют не только собственные выводы, но и обязательно подкрепляют сказанное цитатами из текста.

Что мы можем сказать о генералах? Какими их изображает Салтыков-Щедрин? (устно-словарное рисование портрета)

  • Они тупоумны, беспомощны, никчемны, легкомысленны, трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет мужиков. Когда им становится трудно, они звереют.
  • «Они в ночных рубашках, а на шее у них висит по ордену… генералы уже состарились…»
  • Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков…. Когда им становится особенно трудно, то они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга».

Чем-либо отличаются генералы?

  • Абсолютно ничем, можно даже сказать, что они являются подобием друг друга. Оба ничего не знают, ничего не умеют, ничем не интересуются.
  • Один генерал мог быть исключением среди своих коллег, а два генерала – это уже «генеральство», в какой-то степени характеризующее целый класс «генералов», т.е. господ.

Вспомните, ребята, какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорит автор?

  • «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»
  • *Регистратура никому не была нужна, ее упразднили за ненадобностью. В этом ярко чувствуется насмешка автора.

Следовательно, не случайно Салтыков-Щедрин говорит о регистратуре, которую упразднили. Он нас, читателей, как бы подготавливает к встрече с генералами. Расскажите об их жизни, описанной в начале и в конце сказки.

О чем они говорили? Как объясняют смену дня и ночи? Вавилонское столпотворение и потоп? Что радует, когда вспоминают о Петербурге? О чем жалеют? (ответы учащихся)

Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знают, как определить «где восток, а где запад» (ребята высказывают свои суждения)

Учитель делает вывод:

Салтыков-Щедрин разоблачает не только генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

Как эта жизнь оценивается окружающими?

  • Никого из окружающих генералов людей (ни на Подъяческой улице, ни в регистратуре) не возмущает ни глупость, ни приспособленность, ни тунеядство генералов. Очевидно, все генералы таковы и считают нормой положение, когда генерал ничего не делает, а мужик работает.

Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

  • Цитата «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озаглавило вдохновение…: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»
  • Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает.

О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

  • Генералы привыкли, что мужик работает на них, что он обязан работать и не ждать благодарности…относятся к мужикам как к рабам».

Как называют мужчину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

  • «Спишь, лежебок! – накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!»
  • Генералы ведут себя с мужчиной по-хозяйски. Автор пишет, что они «накинулись» на него, сразу стали называть «лежебок», стали приказывать: «Сейчас марш работать!»

Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

  • Генералы называют мужчину «любезный друг», «дружок», но это внешне. Они хотят задобрить его, а сами же привязывают его к дереву и относятся как раньше.
  • Он их накормил, а они мысленно называют его «тунеядцем».

Как вы понимаете слово «тунеядец»? Найдите в тексте предложения, в которых употребляется это слово. Кого из героев сказки можно так назвать?

  • «Не дать ли т унеядцу частичку?» – пришло на мысль генералам.
  • Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца , жаловали и мужицким его трудом не гнушатся»» - размышление мужчины.
  • «Сколько они ругали мужчину за его тунеядство» - рассказ автора.

Какими же предстают генералы в сказке? Как отблагодарили генералы мужика? (перечитать по ролям текст, в котором происходит разговор между ними)

Мы выяснили, что представляют собой генералы, нам понятны качества, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в образе генералов. Совсем иначе показан в сказке мужик.

Вспомните, какие эпизоды в сказке являются основными для оценки мужика?

  • Мужик лезет на дерево и рвет красивые спелые яблоки для генералов.
  • Мужик добывает огонь трением
  • Мужик ловит рябчика силком, изготовленным из собственных волос, а пышные генералы в ночных рубашках, но при орденах, наблюдают чтоб «мужчина» не отлынивал от работы.

Как вы оцениваете поступки мужика?

  • Нечего было так стараться ради бездельников.
  • Салтыков-Щедрин пишет: «Смотрели генералы, на эти мужицкие страдания, и сердца у них весело играли»
  • Для чего так радовать генералов, для чего так усердствовать?
  • Рисует очень ловким, умелым, сноровистым, изобретательным, (в пригоршне он варит суп, из собственных волос плетет силки, из конопли делает веревку. Сумел добыть яблок, картофеля.)
  • Все умеет делать и все-таки покорно выполняет приказы генералов, не пытается убежать, не пытается бунтовать, все терпит.
  • Восхищается умениями, сноровкой, рисует чуть ли не волшебником, которому все по силам: и корабль смастерить самому, без всякой помощи, и суп сварить в пригоршне.

Все ли действия мужика вызывают восхищение автора?

  • Нет. Горькую насмешку и удивление вызывает у него то, что мужик себя все время оделяет, унижает: нарвал генералам по десятку яблок, а себе взял одно – кислое. Веревку сделал из дикой конопли и дал себя привязать. Генералы как только не обзывают: он все терпит.

Почему же? Как мужик оценивает сам себя? Есть ли в тексте прямая оценка мужиком себя и своих действий?

  • В сказке этого нет.
  • Мужик как бы согласен с тем, что он тунеядец и лежебока. Мужик вроде и не видит, какие ничтожества перед ним. Генералы умеют только командовать, и мужик этих команд слушается. Он забывает, какой он сноровистый и умелый, и воспринимает себя так, как воспринимают его генералы – ничтожным созданием, во всем обязанным своим господам.

Как работает мужик: за страх или за совесть?

  • Мужик работает на генералов с душой, хотя оснований для почитания генералов нет. Все думает: «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали, и мужицким его трудом не гнушались.»
  • Мужик самоотверженно заботится о том, чтоб генералы были белые да рыхлые: дно лодки, которую он смастерил, лебяжьим пухом выстелил, все время спрашивал, работая: «Довольны ли вы, господа генералы?»
  • Восхищается ловкостью, способностями, сметливостью мужика и в то же время автор высмеивает его рабскую покорность, полное подчинение генералам.
  • С-Щ испытывает чувство боли.

Учитель делает вывод:

Рассмотрев действия основных персонажей, нам становится ясно, насколько метко, зло, едко высмеивает автор никчемность, невежество, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая их звериную сущность, одновременно, гиперболизируя ловкость и находчивость мужика.

Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя, однако, смех, который является здесь обличительным протестом, - горький, смех сквозь слезы, смех, смешанный с настоящей человеческой болью.

А теперь послушаем концовку сказки (звучит грамзапись)

(повествование о том, как мужик выстроил посудину и доставил генералов на Подъяческую, как «отблагодарили» его генералы)

Обратили ли вы внимание, что привычная для народных сказок формула «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» Салтыковым-Щедриным переосмыслена? «Того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Вспомните, когда и как появлялось это сказочное выражение в народных сказках и сказках писателей?

  • В народной сказке «Иван – коровий сын: Стали жить да поживать, гулять да пировать. На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало…»
  • В «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях» А.С.Пушкина, как и в народной сказке «Иван – коровий сын», сказочное выражение «мед-пиво пил…» также заключает сказку:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Найдите это выражение в щедринской сказке! Оно помещено не в конце и имеет иной смысл. Рассказывая о том, что мужик знает даже Подъяческую и что это привело генералов в совершенное изумление, Щедрин саркастически замечает: «оказалось…что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!»

Другое сказочное выражение «ни пером описать, ни в сказке сказать» также переосмыслено сатириком. Зачитыв. Цитату: «…сколько они ни ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками»

Эти сказочные формулы усиливают сатирическую направленность повествования, обнажают иносказание. Сказочная формула «мед-пиво пил…» в народной сказке заканчивает сюжетную линию, подводит итог повествования, говорит о счастливом и благополучном конце, в щедринской сказке появляется в середине, подчеркивая, что мужик – созидатель всех благ на земле, более всего обделен этими благами. Следовательно, даже характерные для народной сказки слова пронизаны иронией, сатирической насмешкой над социальными пороками самодержавной России. Главное в практическом бессилии народа в данное время, когда исторически освобождение масс еще не осуществимо. Эта тема проходит через все произведение писателя.

Сказочная форма изложения делала «Повесть…» более доступной широкому слою демократического читателя и в то же время защищала ее от вмешательства со стороны цензуры, а сочетание фантастического и реального усиливало остроту политической сатиры.

О своеобразии таланта М.Е.Салтыкова-Щедрина И.С.Тургенев говорил: «Он преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее».

Домашнее задание: прочитать сказку «Дикий помещик»

Литература:

  1. «Щедрин в портретах и иллюстрациях», Москва, 1968г.
  2. «Сказка «Повесть о том…» (текст)
  3. Н.А.Соснина «Беседа на уроках литературы», Москва, 1987г.
  4. В.В.Прозоров «Салтыков-Щедрин», Москва, 1988г.

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»

1. Штрихи к портрету генералов.
2. Русский богатырь.
3. Смекалка и находчивость мужика.
4. Последствия крепостного права.

Добродетель бедняка — душевная щедрость.
А. Камю

Сказки мы знаем с детства, добрые и поучительные, забавные и страшные. Всех их объединяет одно: добро непременно должно побеждать зло. Ведь без этого не может обойтись ни одна сказка. Такие волшебные произведения появляются и в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Только наполняются они совершенно другим содержанием. Главным в повествовании становится не противостояние положительных и отрицательных героев, а сатирическое описание действительности. Писатель жил в очень сложное время. В период, когда были написаны первые три его сказки (1860 год), Александр II отменил крепостное право. Но это совершенно не сказалось на быте мужика: он не стал жить лучше. Манифест от 19 февраля остался всего лишь простой бумажкой, которая по-прежнему не давала простым людям никакой свободы.

Подобные исторические события и находят отражение в сказочных произведениях писателя. И в центре его внимания находится образ мужика. Он не показан невежественным или неотесанным. При этом писатель не превозносит простого человека из народа до небес, не идеализирует его. Салтыков-Щедрин старается подобрать такие слова и краски, которые позволили бы нам понять истинный образ мужика и мир, в котором он живет. Интересные его черты и качества писатель подметил и описал в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уже само название произведения преподнесено в ироничном ключе. Рассматривать его можно с двух сторон. Во-первых, обращает на себя внимание то, что один человек смог прокормить двух. Во-вторых, точное определение количества генералов тоже невольно вызывает улыбку. Можно даже прочитать название произведение с неким вызовом: прокормил целых двух человек. Так в самом названии текста писатель говорит о том, что главным героем будет мужик.

С самого начала произведения автор обозначает большую пропасть между двумя мирами: мужика и генералов. Также для описания последних писатель использует сатирические краски. Показано, что они совершенно оторваны от той действительности, в которой живут. Например, регистратура, в которой служили генералы, получает определение «какой-то»: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». И провели они в этом учреждении всю жизнь, то есть их мир замкнут службой и домом. У них нет и никогда не будет никакого жизненного опыта, который помог бы им выжить в других условиях, если бы они случайно выпали бы из этого круговорота. Так повествование преобразуется в сказку — генералы попадают на необитаемый остров.

Автор не дает их точного портрета, но замечает, что когда они очутились на острове, то на них были ночные рубашки и ордена на шее. Несмотря на то что генералы прожили на свете довольно долго, они не умеют ничего делать. Так с каждой фразой сатира писателя становится более едкой. Остров оказался не таким уже необитаемым: в лесу полно дичи, в озере рыбы, на деревьях фруктов. И, несмотря на то что им очень хочется есть, они садятся читать «Московские ведомости». Ведь генералы совершенно не знают, как все это богатство можно собрать и приготовить.

Так в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин показывает генералов беспомощными и неприспособленными к жизни людьми. Сатирические краски, используемые писателем в повествовании, показывают и внутреннее убожество богатых людей. Все это создает определенную почву для того, чтобы в контрасте показать находчивость и смекалку русского мужика, который тоже появляется в сказке.

Решение о том, что следует найти мужика, чтобы не умереть с голоду, приходит в голову бывшему учителю каллиграфии. Снова проскальзывают в сказке иронические нотки. Генералы совершенно не задумываются о том, что на необитаемом острове никого быть не должно. Но они смогли найти мужика по хлебному запаху. «Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след». Такой штрих в портрете простого человека очень верно подмечен писателем. Образ мужика непременно соотносится с хлебом. Стоит вспомнить множество русских пословиц и поговорок, связанных с этим продуктом. Например, хлеб всему голова. Вот такой головой и становится в этой сказке простой человек.

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «...подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина». Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть. И мужик «зачал... перед ними действовать».

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов. Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови. Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву. Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам. Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове — далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву. Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.

В конце произведения появляются грустные и в тоже время сатирические нотки: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Отмена крепостного права не принесла самого главного, она не раскрепостила крестьян духовно.

Они не смогли понять и почувствовать того, что приносил им этот закон. Но, несмотря, на все подобные противоречия сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет. Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. “Я вырос на лоне крепостного права”, – вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской губернии, среди болот и лесов, мальчик рано соприкоснулся с жестоким миром крепостной действительности.

Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), – взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”.

М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, – народ. Нет народа – государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали”. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения.

Самодовольные, “сытые, белые, веселые”, они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. “Вот как оно хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” – так рассуждают генералы из сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: “Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!” Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, “развел огонь”, “стал даже суп в пригоршне варить”.

Подобными чувствами пронизана и другая сказка Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”, в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует о событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в “некотором царстве, некотором государстве”, в произведении изображен вполне конкретный образ русского помещика – князя Урус-Кучум-Кильдибаева. Смысл его существования заключается в том, чтобы “понежить свое тело”. Он полностью живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит “холопьего духу”. Он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика. И однажды “не стало мужика на всем пространстве владений помещика”.

Отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: “остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”, и, следовательно, на существовании помещика. Он совсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье: “весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках… утратил способность членораздельно произносить звуки…”

Человек, считающий себя истинным представителем России, его опорой, потомственный российский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, больше похожего на животное.

(No Ratings Yet)

  1. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ “Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению,...
  2. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ДИКИЙ ПОМЕЩИК “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота,...
  3. Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности...
  4. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский прозаик. Салтыков родился в богатой помещичьей семье, в селе Спас-Угол Тверской губернии. Обстановка в доме была мрачной и безрадостной – всеми делами...
  5. Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно...
  6. МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Родился в богатой помещичьей семье, где царила атмосфера скупости, лицемерия и взаимной вражды. Учиться Михаила определили сначала в Московский дворянский институт, где он проявил такие отличные...
  7. Русская литература 2-й половины XIX века “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А....
  8. Время и личность – вот тема, заявленная в самом названии повести “Один день Ивана Денисовича” (1959 г.) и обретающая подлинную философскую глубину под пером Солженицына. Речь идет о жертве всепоглощающего...
  9. Михаил Зощенко – великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным языком и своеобразным юмором. Еще в 1922 году Есенин написал о Зощенко, что “в нем есть что-то от Чехова и...
  10. М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их...
  11. К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под...
  12. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –...
  13. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях...
  14. В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов – так называемые босяки. Писатель изображает их людьми...
  15. Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа....
  16. Рассказ (или, по определению некоторых исследователей, повесть) Александра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 гг. Замысел был осуществлен...
  17. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Пропала совесть”), остальные...
  18. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА М. Б. Салтыков-Щедрин Идейно-художественное своеобразие сказок Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух...
  19. Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и...
  20. Философские размышления о смене поколений, о вечной борьбе старого с новым звучали не раз в произведениях русских писателей и до И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова “Горе от...
  21. М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (“Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий помещик”, “Повесть о том,...
  22. Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Выдающимся созданием М. Булгакова стала повесть “Собачье сердце”. Написанная в 1925 году, она не была напечатана при жизни писателя....
  23. ЧИЧИКОВ И НОЗДРЕВ: В ЧЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВУХ ХАРАКТЕРОВ? Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” представляет собой крупномасштабное исследование мира “мертвых душ”, мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость...
  24. А. И. СОЛЖЕНИЦЫН ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА 23 июня 1941 года, на второй день после начала Великой Отечественной войны, Иван Денисович, герой повести, ушел на фронт. Ушел крестьянин из деревни...
  25. План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором...
  26. ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Карло Гольдони (Carlo Goldoni) Слуга двух господ (Servitore di due padroni) Комедия (1749) Счастливая помолвка Сильвио, сына доктора Ломбарди, с юной Кла-риче смогла состояться только благодаря обстоятельству, самому...
  27. Последний период Творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить...
Над кем смеется Салтыков-Щедрин? (по сказкам “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”)