Отправить

Виктор Гюго

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго (/hjuːɡoʊ/; фр.: ; 26 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, прозаик и драматург романтического направления. Он считается одним из самых великих и самых известных французских писателей. Самые известные его произведения за пределами Франции – романы "Отверженные" 1862 г. и "Собор Парижской Богоматери" 1831 г. Во Франции Гюго известен в первую очередь своими поэтическими сборниками, такими как "Les Contemplations" ("Созерцания") и "La Légende des siècles" ("Ле­ген­да ве­ков"). Он создал более 4000 рисунков, а также проводил различные общественные кампании, в том числе за отмену смертной казни.

Несмотря на то, что в молодости Гюго был преданным роялистом, за десятки лет его взгляды изменились, и он стал страстным республиканцем; его творчество затрагивает большинство политических и социальных проблем и художественных тенденций его времени. Он похоронен в Пантеоне в Париже. Почтение к его наследию оказывалось множеством способов, в том числе, тем, что его портрет был размещен на французских купюрах.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем - Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении "Вилькье":

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении "Завтра, на рассвете" он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Лучшие книги Виктора Гюго

Гюго опубликовал свой первый роман на следующий год после вступления в брак (Han d"Islande, 1823), а второй - спустя три года (Bug-Jargal, 1826). С 1829 по 1840 годы он опубликовал еще пять поэтических сборников (Les Orientales, 1829, Les Feuilles d"automne, 1831, Les Chants du crépuscule, 1835 Les Voix intérieures, 1837; и др Les Rayons et les Ombres, 1840 г.), закрепив за собой звание одного из величайших элегических и лирических поэтов своего времени.

Как и многие молодые писатели его поколения, Гюго находился под сильным влиянием Франсуа Рене де Шатобриана - яркой фигуры романтизма и выдающегося французского литературного деятеля начала 19 века. В юности Гюго решил, что он хочет быть "Шатобрианом или никем", и в его жизни прослеживается множество параллелей с путем его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго способствовал развитию романтизма, был вовлечен в политику (хотя в основном в качестве защитника республиканизма) и был вынужден покинуть страну из-за своих политических взглядов.

Несвойственные его возрасту страстность и красноречивость первых работ Гюго рано принесли ему успех и известность. Его первый поэтический сборник (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было всего 20 лет, и принес ему ежегодную пенсию от короля Людовика XVIII. Несмотря на то, что стихотворениями восхищались за их непосредственную пылкость и плавность, только сборник, опубликованный четыре года спустя, в 1826 году, (Odes et Ballades) раскрыл в Гюго великого поэта, настоящего мастера лирического стихотворения.

Первое зрелое художественное произведение Виктора Гюго появилось в 1829 году и отражало острое чувство социальной ответственности, которое проявилось и в поздних его работах. Le Dernier jour d"un condamné ("Последний день при­го­во­рён­но­го к смерти") оказал глубокое влияние на более поздних писателей, таких как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Фёдор Достоевский. Claude Gueux ("Клод Ге"), документальный рассказ о реально существовавшем убийце, казненном во Франции, появился в 1834 году, а позже сам Гюго счел его предшественником своего знаменитого труда о социальной несправедливости - Les Misérables ("Отверженные").

Гюго стал центральной фигурой романтического движения в литературе благодаря своим пьесам "Кромвель" (1827) и "Эрнани" (1830).

Роман Гюго Собор Парижской Богоматери был опубликован в 1831 году и вскоре переведен на другие европейские языки. Одной из целей написания романа было заставить руководство Парижа восстановить запущенный Собор Парижской Богоматери, ведь он привлекал тысячи туристов, прочитавших знаменитый роман. Книга также возродила интерес к зданиям, созданным до эпохи Ренессанса, которые впоследствии стали активно охранять.

Гюго начал планировать крупный роман о нищете и социальной несправедливости в начале 1830-х годов, но для написания и публикации "Отверженных" понадобилось целых 17 лет. Гюго прекрасно осознавал уровень романа и право публикации досталось тому, кто предложил наивысшую цену. Бельгийское издательство Lacroix and Verboeckhoven провело необычную для того времени маркетинговую кампанию, пресс-релизы о романе выпускались за целых шесть месяцев до публикации. К тому же, сначала была опубликована только первая часть романа ("Фантина"), который был пущен в продажу одновременно в нескольких крупных городах. Эта часть книги была распродана в течение нескольких часов и имела огромное влияние на французское общество.

Критики в целом отнеслись к роману враждебно; Тэн нашел его неискренним, Барбе д’Оревильи жаловался на его пошлость, Гюстав Флобер не нашел в нем "ни правды, ни величия", братья Гонкур раскритиковали его за искусственность и Бодлер - несмотря на благоприятные отзывы в газетах - критиковал его в частном порядке как "безвкусный и нелепый". "Отверженные" оказались настолько популярны среди людей, что проблемы, которые он освещает, вскоре были в повестке дня Национального собрания Франции. Сегодня роман сохраняет статус самого популярного произведения Гюго. Он известен во всем мире и был адаптирован для кино, телевидения и сцены.

Существуют слухи о том, что самая короткая переписка в истории состоялась между Гюго и его издателем Hurst and Blackett в 1862. Гюго был в отпуске, когда были опубликованы "Отверженные". Он поинтересовался реакцией на произведение, отправив своему издателю телеграмму из одного символа: ?. Издатель ответил одним-единственным: !, чтобы показать успех романа.

Гюго отошел от социальных и политических вопросов в своем следующем романе, "Труженики моря", опубликованном в 1866 г. Книга была хорошо принята, возможно, из-за успеха "Отверженных". Посвященный канала острове Гернси, где он провел 15 лет ссылки, Hugo рассказывает о человеке, который пытается получить одобрение своего отца возлюбленной, спасая свой корабль, намеренно высадили его капитаном, который надеется сбежать с сокровищами денег она транспортирует через изнурительную битву человеческой инженерии против силы моря и борьбе против почти мифического зверя моря, гигантский кальмар. Поверхностно приключение, один из биографов Гюго называет это "метафора для 19-го века технического прогресса, творческого гения и упорного труда, преодолевая имманентной зло материального мира."

Слово, используемое в Гернси для обозначения кальмара (pieuvre, также иногда применяется к осьминогам) вошло во французский язык из-за того, что использовалось в книге. Гюго вернулся к политическим и социальным вопросам в своем следующем романе, "Человек, который смеется", опубликованном в 1869 году и изображавшем критическую картину аристократии. Роман не был столь успешным, как его предыдущие произведения, и сам Гюго начал отмечать растущую пропасть между собой и литературными современниками, такими как Флобер и Эмиль Золя, реалистические и натуралистические романы которых в то время превосходили его работы по популярности.

Его последний роман, "Девяносто третий год", опубликованный в 1874 году, был посвящен теме, которой Гюго раньше избегал: террор во время Французской революции. Хотя популярность Гюго уже снизилась к моменту его публикации, многие теперь ставят "Девяносто третий год" в один ряд с более известными романами Гюго.

Политическая деятельность Виктора Гюго

После трех неудачных попыток Гюго был наконец избран в Французскую Академию в 1841 году, тем самым он укрепил свою позицию в мире французского искусства и литературы. Группа французских академиков, в том числе Этьен де Жуи, вели борьбу против «романтической эволюции», и им удалось задержать избрание Виктора Гюго. После этого он стал принимать все более активное участие в французской политике.

Он был возведен в звание пэра королем Луи-Филиппом в 1845 году и вошел в Высшую палату как пэр Франции. Там он выступал против смертной казни и социальной несправедливости, а также за свободу прессы и самоуправление для Польши.

В 1848 году Гюго был избран в парламент в качестве консерватора. В 1849 году он порвал с консерваторами, произнеся выдающуюся речь, призывающую к избавлению от страданий и нищеты. В других своих выступлениях он призывал к введению всеобщего избирательного права и бесплатного образования для всех детей. Вклад Гюго в отмену смертной казни признается во всем мире.

Когда Луи Наполеон (Наполеон III) захватил власть в 1851 году и ввел антипарламентскую Конституцию, Гюго открыто объявил его предателем Франции. Он переехал в Брюссель, затем в Джерси, откуда был изгнан за поддержку газеты Джерси, критиковавшей королеву Викторию и, наконец, поселился со своей семьей в Отвиль-Хауз в Сент-Питер-Порт, Гернси, где он прожил в изгнании с октября 1855 года до 1870 года.

Находясь в изгнании, Гюго опубликовал свои знаменитые политические памфлеты против Наполеона III, "Наполеон Малый" и "История одного преступления". Памфлеты были запрещены во Франции, но, тем не менее, были там популярны. Он также писал и публиковал одни из своих лучших работ во время жизни в Гернси, в том числе "Отверженных", а также три широко признанных поэтических сборника ("Возмездие", 1853; "Созерцания", 1856, и "Легенда веков", 1859).

Как и большинство его современников, Виктор Гюго придерживался колониалистского взгляда на африканцев. В речи, произнесенной 18 мая 1879, он заявил, что Средиземное море - естественный разрыв между "конечной цивилизацией и полным варварством", добавив: "Бог предлагает Африку Европе. Возьмите же," чтобы цивилизовать местных жителей. Это может частично объяснить, почему, несмотря на его глубокий интерес и участие в политических делах, он сохранял странное молчание по алжирскому вопросу. Он знал о зверствах французской армии во время завоевания Алжира, о чем свидетельствуют его дневники, но никогда не осуждал армию публично. Современный читатель также может быть, мягко говоря, озадачен значением этих строк из заключения к "Рейн. Письма к другу", глава 17, издание 1842, двенадцать лет спустя высадки французских войск у Алжира.

То, чего не хватает Франции в Алжире, - это немного варварства. Турки знали, как резать головы лучше, чем мы. Первое, что видят дикари - не разум, а силу. У Англии есть то, чего не хватает Франции; у России тоже".

Следует также отметить, что до изгнания он никогда не осуждал рабство и никаких упоминаний об его отмене нет в записи от 27 апреля 1848 в подробных дневниках Гюго.

С другой стороны, Виктор Гюго всю жизнь боролся за отмену смертной казни в качестве романиста, мемуариста и члена Парламента. "Последний день приговоренного к смерти", опубликованный в 1829, анализирует страдания, испытываемые человеком в ожидании казни; несколько записей из "Что я видел", дневника, который он вел между 1830 и 1885 годами, выражают решительное осуждение того, что он считал варварским приговором; на 15 сентября 1848 года, через семь месяцев после революции 1848 года, он выступил с речью перед Ассамблеей и пришел к выводу: «Вы свергли короля. Теперь свергните эшафот». Его влияние заметно в исключении статей о смертной казни из конституций Женевы, Португалии и Колумбии. Он также призвал Бенито Хуареса пощадить недавно захваченного императора Мексики Максимилиана I, но безрезультатно. Его полные архивы (изданные Pauvert) показывают также, что он написал письмо США с просьбой, ради их собственной репутации в будущем, сохранить жизнь Джона Брауна, но письмо пришло после того, как Браун был казнен.

Хотя Наполеон III предоставил амнистию всем политическим ссыльным в 1859 году, Гюго отказался от нее, так как это означало, что он должен будет ограничивать свою критику в адрес правительства. Только после того, как Наполеон III лишился власти и была провозглашена Третья республика, Гюго наконец вернулся на родину (в 1870 году), где он вскоре был избран в Национальное собрание и Сенат.

Он был в Париже во время осады прусской армией в 1870 году, и, как известно, питался животными, подаренными ему зоопарком Парижа. По мере того как осада продолжалась, и пища становилась все более скудной, он написал в своем дневнике, что был вынужден "есть нечто непонятное".

Благодаря своей озабоченности правами художников и авторским правом, он стал одним из основателей Международного сообщества писателей и художников, которое добилось создания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Тем не менее, в опубликованных архивах Pauvert он решительно заявляет, что «любое произведение искусства имеет двух авторов: людей, которые смутно чувствуют что-то, автора, который придает форму этим чувствам, и снова людей, которые освящают его видение этого чувства. Когда один из авторов умирает, права должны полностью быть предоставлены другому, людям».

Религиозные взгляды Гюго

Религиозные взгляды Гюго резко менялись в течение его жизни. В юности и под влиянием своей матери он считал себя католиком и проповедовал уважение к церковной иерархии и власти. Затем он стал непрактикующим католиком, и все больше выражал антикатолические и антиклерикальные взгляды. Он часто практиковал спиритизм во время своего изгнания (там он участвовал также во многих сеансах, проводимых мадам Дельфиной де Жирарден), а в последующие годы укрепился в рационалистическом деизме, подобным тому, которого придерживался Вольтер. Переписчик спросил Гюго в 1872 году, католик ли он, и тот ответил: "Нет. Вольнодумец".

После 1872 года Гюго никогда не терял антипатии к католической церкви. Он чувствовал, что Церковь была безразлична к бедственному положению рабочего класса под гнетом монархии. Возможно, он также был расстроен частотой, с которой его работы появлялись в списке запрещенных церковью книг. Гюго насчитал 740 нападок на "Отверженных" в католической прессе. Когда сыновья Гюго Чарльз и Франсуа-Виктор умерли, он настаивал на том, чтобы они были похоронены без креста или священника. В своем завещании он выразил те же пожелания касательно собственных смерти и похорон.

Рационализм Гюго отражается в его стихотворениях, таких как "Торквемада" (1869, о религиозном фанатизме), "Папа" (1878, антиклерикальное), "Фанатики и религия" (1880, отрицается полезность церквей, опубликованных посмертно, "Конец Сатаны" и "Бог" (1886 и 1891 соответственно, где он изображает христианство в виде грифона и рационализм в виде ангела). Винсент Ван Гог приписывал выражение "Религии проходят, но Бог остается", на самом деле произнесенное Жюлем Мишле, Гюго.

Виктор Гюго и музыка

Хотя в число многих талантов Гюго не входят исключительные музыкальные способности, он все же оказал большое влияние на мир музыки благодаря тому, что его работы вдохновляли композиторов 19 и 20 веков. Гюго очень любил музыку Глюка и Вебера. В "Отверженных" он говорит, что хор егерей в "Эврианте" Вебера - "пожалуй, самая красивая музыка из всего, когда-либо написанного". Кроме того, он восхищался Бетховеном, и, что было довольно необычно для его времени, также высоко оценивал произведения композиторов прошлых веков, таких как Палестрина и Монтеверди.

Двое известных музыкантов 19 века были друзьями Гюго: Гектор Берлиоз и Ференц Лист. Последний играл Бетховена в доме Гюго, и в одном из писем к друзьям Гюго шутил, что благодаря урокам фортепиано Листа он научился играть свою любимую песню на пианино одним пальцем. Гюго также работал с композитором Луизой Бертен, он написал либретто для ее оперы 1836 года La Esmeralda, основанной на персонаже из "Собора Парижской Богоматери". Несмотря на то, что по различным причинам опера была исключена из репертуара вскоре после пятого представления и мало известна сегодня, она пережила возрождение в наше время в виде как концертной версии для голоса и фортепиано от Листа на Festival international Victor Hugo et Égaux 2007, так и в полной оркестровой версии, представленной в июле 2008 на Le Festival de Radio France et Montpellier Languedoc-Roussillon.

Более тысячи музыкальных произведений с 19 века и до сегодняшнего дня было вдохновлено работами Гюго. В частности, пьесы Гюго, где он отвергал правила классического театра в пользу романтической драмы, привлекли интерес многих композиторов, которые превратили их в оперы. Более сотни опер основано на работах Гюго, в их числе "Лукреция Борджиа" Доницетти (1833), "Риголетто" и "Эрнани" Верди (1851), "Ла Джоконда" Понкьелли (1876).

И романы, и пьесы Гюго были огромным источником вдохновения для музыкантов, побуждая их создавать не только оперы и балеты, но и представления для музыкального театра, такие как "Собор Парижской Богоматери" и вечно популярные "Отверженные", самый долгоиграющий мюзикл Лондонского Вест-Энда. К тому же, красивые стихотворения Гюго создавали дополнительный интерес со стороны музыкантов, создавались многочисленные мелодии на основе его стихотворений, такими композиторами как Берлиоз, Бизе, Форе, Франк, Лало, Лист, Масне, Сен-Санс, Рахманинов и Вагнер.

Сегодня наследие Гюго продолжает вдохновлять музыкантов на создание новых композиций. Например, роман Гюго, направленный против смертной казни, "Последний день приговоренного к смерти", стал основой для оперы Дэвида Алагна, с либретто Фредерико Алагна и участием их брата, тенора Роберто Алагна в 2007 году. В гернси каждые два года проводится Victor Hugo International Music Festival, привлекающий большое количество музыкантов, где впервые исполняются вдохновленные стихотворениями Гюго песни таких композиторов, как Гийом Коннессон, Ричард Дубугнон, Оливер Каспар и Тьерри Эскеш.

Примечательно, что не только литературные произведения Гюго были источником вдохновения для музыкальных произведений. Его политические труды также удостоились внимания от музыкантов и были переведены на язык музыки. К примеру, в 2009 году итальянский композитор Маттео Соммакал получил заказ от фестиваля "Bagliori d"autore" и написал произведение для чтеца и камерного ансамбля под названием "Дела и речи", текст которого был разработан Чиарой Пиолой Каселли на основе последней политической речи Гюго, обращенной к Законодательному собранию, "Sur la Revision de la Constitution" (18 июля 1851). Премьера состоялась в Риме 19 ноября 2009 в аудитории Французского института центра Сент-Луис французского посольства для Святейшего престола. Произведение было исполнено музыкальным коллективом Piccola Accademia degli Specchi при участии композитора Маттиаса Кадара.

Преклонные годы и смерть Виктора Гюго

Когда Гюго вернулся в Париж в 1870, страна приветствовала его как национального героя. Несмотря на свою популярность, Гюго не был переизбран в Национальное Собрание в 1872. В течение короткого промежутка времени он перенес легкий инсульт, его дочь Адель была помещена в сумасшедший дом, и двое его сыновей умерли. (Биография Адель послужила вдохновением для фильма "История Адели Г.") Его жена Адель умерла в 1868 году.

Его верная спутница, Жюльетта Друэ, умерла в 1883 году, всего за два года до его смерти. Несмотря на личную потерю, Гюго сохраняет приверженность делу политических реформ. 30 января 1876 Гюго был избран в состав вновь созданного Сената. Эта последняя фаза его политической карьеры считался провалом. Гюго был индивидуалистом и мало смог сделать в Сенате.

Он перенес легкий инсульт 27 июня 1878. В честь того, что ему исполнялось 80 лет, было проведено одно из величайших чествований живых писателей. Торжества начались 25 июня 1881, когда Гюго вручили севрскую вазу, традиционный подарок для монархов. 27 июня был проведен один из крупнейших фестивалей в истории Франции.

Демонстрация растянулась от авеню Эйлау, где писатель жил, до Елисейских полей, и до центра Парижа. Люди шли в течение шести часов мимо Гюго, пока он сидел у окна в своем доме. Каждая деталь мероприятия была в честь Гюго; официальные гиды даже носили васильки – намек на песню Фантины в "Отверженных". 28 июня руководство Парижа поменяло название авеню Эйлау на авеню Виктора Гюго. На письмах, адресованные писателю, с тех пор писали: "Господину Виктору Гюго, на его авеню, Париж".

За два дня до смерти он оставил записку с последними словами: "Любить означает действовать". Смерть Виктора Гюго от пневмонии 22 мая 1885, в возрасте 83 лет, оплакивалась всей страной. Он почитался не только как значимая фигура в литературе, он был государственным деятелем, формировавшим Третью республики и демократию во Франции. Более двух миллионов человек присоединились к похоронной процессии в Париже от Триумфальной арки до Пантеона, где он был похоронен. В Пантеоне он похоронен в одном склепе с Александром Дюма и Эмилем Золя. В большинство крупных французских городов есть улица, названная в его честь.

Гюго оставил пять предложений для официальной публикации как свою последнюю волю:

Картины Виктора Гюго

Гюго создал более 4000 рисунков. Будучи в начале лишь случайным увлечением, рисование стало важнее для Гюго незадолго до его изгнания, когда он принял решение прекратить писать, чтобы посвятить себя политике. Графика стала его единственной творческой отдушиной в период 1848-1851.

Гюго работал только на бумаге, и в малом масштабе; как правило, пером и темно-коричневыми или черными чернилами, иногда с вкраплениями белого, и редко в цвете. Сохранившиеся рисунки удивительно совершенны и "современны" по стилю и исполнению, они предугадывают экспериментальные приемы сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Он не колеблясь использовал свои детские трафареты, чернильные кляксы, лужи и пятна, отпечатки кружева, "pliage" или складывание (т.е. пятна Роршаха), выскабливание или отпечатки, часто используя древесный уголь из спичек или даже пальцы вместо пера или кисти. Иногда он даже плескал кофе или сажей, чтобы получить эффект, которого он хотел. Известно, что Гюго часто рисовал левой рукой или не глядя на страницы, или во время спиритических сеансов, чтобы получить доступ к своему подсознанию. Эту концепцию позже популяризировал Зигмунд Фрейд.

Гюго не представлял свои художественные работы общественности, опасаясь, что из-за этого останутся в тени его литературные произведения. Тем не менее, он любил делиться своими рисунками с семьей и друзьями, часто в виде витиеватых визитных карт ручной работы, многие из которых были подарены его посетителям, когда он находился в политической ссылке. Некоторые из его работ были показаны, и одобрены современными художниками, такими как Ван Гога и Делакруа; последний высказал мнение, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, то он затмил бы художников своего века.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.

Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.

Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.

В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: "C"était un palais de marbre..." ("Это был замок из мрамора...").

Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.

Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.

В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго.

Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.

Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали "Принца Уэльского" (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.

Религиозное почитание

Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к "любви и справедливости".

Произведения Виктора Гюго

Опубликованные при жизни

  • Кромвель (только предисловие) (1819)
  • Оды (1823)
  • "Ган Исландец" (1823)
  • "Новые оды" (1824)
  • "Бюг-Жаргаль" (1826)
  • "Оды и баллады" (1826)
  • "Кромвель" (1827)
  • Восточные мотивы (1829)
  • Последний день приговорённого к смерти (1829)
  • "Эрнани" (1830)
  • "Собор парижской богоматери" (1831)
  • "Марион Делорм" (1831)
  • "Осенние листья" (1831)
  • "Король забавляется" (1832)
  • "Лукреция Борджиа" (1833)
  • "Мария Тюдор" (1833)
  • Литературные и философские опыты (1834)
  • Клод Ге (1834)
  • Анджело, тиран Падуанский (1835)
  • Песни сумерек (1835)
  • Эсмеральда (только либретто оперы, написанной самим Виктором Гюго) (1836)
  • Внутренние голоса (1837)
  • Рюи Блаз (1838)
  • Лучи и тени (1840)
  • Рейн. Письма к другу (1842)
  • Бургграфы (1843)
  • Наполеон Малый (1852)
  • Возмездие (1853)
  • Созерцания (1856)
  • Тростник (1856)
  • Легенда веков (1859)
  • Отверженные (1862)
  • Уильям Шекспир (1864)
  • Песни улиц и лесов (1865)
  • Труженики моря (1866)
  • Голос с Гернси (1867)
  • Человек, который смеется (1869)
  • Грозный год (1872)
  • Девяносто третий год (1874)
  • Мои сыновья (1874)
  • Дела и речи – перед изгнанием (1875)
  • Дела и речи – во время изгнания (1875)
  • Дела и речи – после изгнания (1876)
  • Легенда веков, второе издание (1877)
  • Искусство быть дедом (1877)
  • История одного преступления, первая часть (1877)
  • История одного преступления, вторая часть (1878)
  • Папа (1878)
  • Высшее милосердие (1879)
  • Фанатики и религия (1880)
  • Революция (1880)
  • Четыре ветра духа (1881)
  • Торквемада (1882)
  • Легенда веков, третье издание (1883)
  • Архипелаг Ла Манш (1883)
  • Стихотворения Виктора Гюго

Опубликованные посмертно

  • Оды и поэтические опыты (1822)
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (1886)
  • Конец Сатаны (1886)
  • Что я видел (1887)
  • Все струны лиры (1888)
  • Эми Робсарт (1889)
  • Близнецы (1889)
  • После изгнания, 1876-1885 (1889)
  • Альпы и Пиренеи (1890)
  • Бог (1891)
  • Франция и Бельгия (1892)
  • Все струны лиры - последнее издание (1893)
  • Распределения (1895)
  • Переписка – том I (1896)
  • Переписка – том II (1898)
  • Мрачные годы (1898)
  • Что я видел – сборник новелл (1900)
  • Послесловие к моей жизни (1901)
  • Последний сноп (1902)
  • Награда в тысячу франков (1934)
  • Океан. Груда камней (1942)
  • Интервенция (1951)
  • Разговоры с Вечностью (1998)

Гюго (1802 – 1885)

Виктор Гюго родился в 1802 г. французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма . Член Французской академии (1841 ).

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Виктор учился в Мадридской дворянской семинарии, и его хотели зачислить в пажи короля. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

Поступает в коллеж в Мадриде. В 1819 г. Гюго основывает журнал.

Виктор Гюго очень рано заявляет о себе как о лидере течения романтизма. С самой юности он мечтает «стать Шатобрианом или никем».

Страстно увлекаясь всеми жанрами (поэзия, театр, роман, эссе), принимая активное участие в социальных и политических битвах, он запомнился людям своего и последующих поколений как масштабом своего гения, так и человеческим великодушием.

В 14 лет начинает творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: драму, переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение, в 1819 - две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков»;

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803 - 1868), в этом браке родилось пятеро детей

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века . В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем », и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма , и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие ранних работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован в 1822 году , когда Гюго было только 20 лет. Королем Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» , написанное в 1826 году .

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю , Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский ., короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции , увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные . Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Собор Парижской Богоматери , который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе . Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери , который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Лиризм . Посвятив себя восточной тематике, мода на которую вновь возникла благодаря победоносному восстанию греков против турецкого ига («Восточные мотивы », 1829), Гюго воспевает болезнь века, о которой уже писал Шатобриан. Но его меланхолия особого свойства. В ней прослеживается смутное и необъяснимое чувство вины.

Романтизм Гюго заключает в себе духовные драмы невероятного масштабы и глубоко внедряется в человеческое сознание. Три сборника, написанные в совершенно разных стилях, - «Песни сумерек » (1835), «Внутренние голоса » (1837), «Лучи и тени » (1840), - передают размышления автора на различные темы: политические размышления, личные воспоминания, размышления по поводу искусства, истории и природы, моральные и философские темы.

Театр. В своей драматургии Гюго выражает желание вытеснить старинную трагедию и заменить ее новым жанром, выводящим на сцену современное общество. В «Предисловии» к «Кромвелю » он противопоставляет классической трагедии романтическую драму, в которой смешиваются гротеск и высокое. Он выводит на сцену проклятых, отвергнутых обществом людей

Роман. Затрагивая широкие слои публики, романы Гюго пропагандируют гуманистические, возвышенные идеи. Содержащийся в них богатый материал и воображение писателя дают возможность выработать убедительное историческое обрамление. В «Соборе Парижской Богоматери » Гюго воскрешает Париж XV в. с его Двором Чудес, населенным нищими, и собором, оживляемый ночной беспокойной жизнью. Но исторический роман быстро уступает место роману социальному, в котором прославляются братство людей и социальный прогресс: это особенно характерно для «Отверженных ». Посвященная Французской Революции эпопея «Девяносто третий год » разворачивается в широкое эпическое полотно: кровавые перипетии Революции искуплены несколькими исключительными жизнями, действующими в согласии с собственной совестью.

«Отверженные» соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и революцию 1830, Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».

«Человек, который смеётся»

Чтобы убедить власть имущих следовать своему идеалу, Гюго грозит им бедами, которые обрушатся на них, если они не изменят своего отношения к социально-униженным и доведут их до отчаяния. Эти речи Гюго вкладывает в уста Гуинплена «Человек, который смеётся». Гуинплен - лорд по рождению, в детстве проданный своими родственниками, желавшими устранить его как наследника, «компрачикосам» («покупателям детей»). Они его изуродовали: его лицо всегда выражает смех. Познав все ужасы социальной жестокости, он по счастливому стечению обстоятельств стал опять лордом. Обогащённый своим опытом, он в палате лордов предрекает бунт отчаявшихся, их расправу со своими мучителями.

Но и роман «Человек, который смеётся» - не призыв к бунту, а лишь приём убеждения, стремление таким образом двинуть богатых «от зла к добру

Гюго свой последний роман «93 год» (1874) строит на контрасте «республики милосердия» - монархии и республики террора и заставляет Симурдэна, носителя идей Конвента, идей «республики террора», морально капитулировать перед Говеном, перед идеей республики милосердия.

Этим романом завершается путь Гюго-романиста. Гюго-романист начал историческим «Собором парижской богоматери». Здесь роман романтики нашёл своё наиболее совершенное выражение. Любовь к прошлому, фантастичность вымысла, экзотизм, гротеск, обширнейшие исторические экскурсы, часто повторяющиеся авторские отступления, - все эти элементы романтического творчества как основа для утверждения идеи добра, красоты, справедливости.

От исторического романа Гюго перешёл к социальному роману о современности, построенному на тех же принципах, затем, чтобы в романе «93 год» ещё раз вернуться к историческому роману, где социально-идеологическая символика наиболее обнажена: не только человеческие образы, но и предметы, и города, и исторические события, и политические институты - всегда категории добра и зла, символы «движения от зла к добру», «от тени к свету».

Умирает Гюго в 1885 г. В 1888 – 1893 гг. Посмертно издается «Вся лира ».

В мае 1885 года Париж прощался с знаменитым писателем, поэтом и драматургом. На пути траурной процессии от Триумфальной арки до Пантеона выстроилось множество людей. Они отдавали последние почести создателю Гуимплена, Козетты, Жана Вальжана и Квазимодо, благородному человеку со старомодными манерами и ораторским пафосом. Его звали Виктор Мари Гюго.

Детство

Родился он 26 февраля 1802 года в Безансоне. Детство Гюго прошло под аккомпанемент семейных политических дискуссий между отцом-бонапартистом и матерью-роялисткой.

Отец, выходец из крестьян, дослужился до бригадного генерала наполеоновской армии. Он мечтал вырастить сына жизнелюбивым и активным. Мать же воспитывала в ребенке мечтательность и всячески прививала любовь к литературе.

В первом поэтическом сборнике «Оды» Виктор возвеличивал королевскую власть. Однако вскоре юноша с его пылкой душой и жаждой справедливости проникся ненавистью к тирании и неприглядным образом изобразил короля Людовика XIII в пьесе «Марион Делорм».

Знаток французского народа

В 1827 году Гюго опубликовал драму «Кромвель». В то время во Франции кипела полемика о принципах драматического искусства. Предисловие к драме «Кромвель» стало манифестом романтического течения во всей французской драматургии. По мнению Гюго, жизнь нужно изображать в контрастах, показывая прекрасное рядом с уродливым.

Писатель заговорил с народом на его языке, смело сочетая цветистые сравнения и метафоры с просторечными оборотами. Он имел все основания утверждать, что знает французский язык лучше всех.

Трагическая несправедливость жизни и несчастная, но самоотверженная любовь воплотились у писателя в образе безобразного и доброго горбуна Квазимодо, персонажа романа «Собор Парижской Богоматери» .

Герои Гюго стойко переносят превратности судьбы. Бродяга Жан Вальжан из романа «Отверженные» превращается в мэра и фабриканта, а затем по своей воле снова в изгоя. Странствующий актер Гуимплен, «Человек, который смеется» , узнает о своем аристократическом происхождении. Но в любых ситуациях герои Гюго всегда добры, великодушны и верны себе.

Политическая карьера и изгнание

39-летний литератор был счастлив, когда стал членом Французской академии, графом и пэром, которым, впрочем, ему пришлось пробыть недолго. После падения монархии титул он утратил, однако сумел сохранить уважение сограждан. Писатель даже стал мэром одного их округов Парижа, а в 1848 году – членом Национального собрания.

Авторитет Гюго сыграл свою роль в избрании Шарля Луи Наполеона Бонапарта, племянника императора, президентом республики. Но вскоре писателю пришлось пожалеть об этом. После монархического переворота Гюго и его сыновья, как сторонники демократических реформ, были выдворены из страны. Обосновалась семья на острове Джерси, находящемся между Англией и Францией. Изгнание стало тяжелым ударом для Гюго и его близких.

Возвращение на родину

Французская революция 1830 года и публичные казни пробудили в литераторе отвращение к убийству. В повести «Последний день приговоренного к смерти» Гюго рассуждал о том, в праве ли один человек отнимать жизнь у другого. Своим идеалам писатель не изменил даже после амнистии, объявленной Наполеоном III в 1857 году, заявив, что вернется на французскую землю лишь тогда, когда туда вернется свобода. Падения режима пришлось ждать еще долгих 14 лет.

Соотечественники встретили своего любимца овациями и восторженными криками. Писатель встал на сторону парижских коммунаров. Одна из пушек была отлита на его деньги и названа «Виктор Гюго». Каждый понедельник литератор устраивал обеды для бедных детей.

Последнее разочарование

Но кровавый террор, этот вечный спутник революции, привел Гюго к очередному разочарованию. Он пытался примирить Коммуну и Версаль. За готовность выступить в защиту справедливости Гюго называли совестью Франции. Сам же он в последние годы жизни страдал от невыносимой душевной боли. Его любимая старшая дочь утонула, младшая – повредилась рассудком и умерла у него на руках. Тяжелая болезнь унесла обоих сыновей. Но последним ударом стала смерть его музы - Жюльетты Друэ, французской актрисы, которая всю сознательную жизнь была его спутницей.

Французский писатель, драматург и поэт Виктор Мари Гюго, практически ровесник XIX столетия, был не только свидетелем, но и участником самых значительных событий этого века. Его государственные похороны были не только данью уважения заслугам великого человека, но и апофеозом прославления французской Республики. Останки литератора были помещены в Пантеон, рядом с великими мыслителями Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Сочинение

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый (1820 - 1850) - реформа французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851 - 1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870 - 1885) - осмысление революционного пути Франции, обострение трагической окраски творчества.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартина. Но его собственный поэтический дар был намного крепче, чем дар его учителей. Именно ему судилось провести реформу французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. Сборник «Ориенталии» (1828) по этому поводу приобрел символическое значение. Поднимая классические требования единства стиха, Гюго чередует размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи подорожников с джинами в пустыне («Джины»), неистовой скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»).

Гюго заменил рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств, отказался от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекся от требований сурового разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посреди строки, а также мысль, которая вмещается в одну поэтическую строку. Это сковывало художников, не давало возможности свободно пропеть о собственное видении мира. Гюго ввел «смысловую» цензуру, а также «перенес», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль.

В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и привел в удивление современников разнообразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то рокот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О господине Довале» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе», и подчеркивал, что «литературная свобода является ребенком свободы политической».

В 1827 г. Гюго обращается к жанру романтической исторической драмы. Драма «Кромвель» отображает события Большого Английского Бунта ХVII ст., которые Гюго понял в романтическом духе. Но предисловие к драме является намного более известным, чем само произведение.

«Предисловие к «Кромвелю» давно уже понимается как отдельная теоретическая работа и считается манифестом французского романтизма. Стараясь доказать равноправие авторитета «давних» и авторитета «новых», Гюго распределяет развитие мировой литературы на три периода: первый - первоначальный (вершина «Библия»), второй - античный (вершина поэмы Гомера) и третий - христианский (вершина Шекспир). Таким образом Гюго разрушает основу классицизма - утверждение неизменности античного идеала красоты. Больше того, Гюго высказывает мысль об оторванности искусства классицизма от реальных потребностей человечества. Античность давно прошла, наступила новая эра, которая уже совсем по другому смотрит на человека, понимая его не как существо, абсолютно подчиненное космической необходимости, а как объединение ангела и зверя, небесного и земного. И хотя рок всегда властвует над человечеством, все же христианская эпоха предоставляет человеку свободу выбора между вечным и смертным. Поэтому искусство Франции должно отказаться от устаревшей ориентации и пойти новым путем, путем Шекспира, который отображал жизнь «естественно», в смеси высокого и низкого, комического и трагического.

А впрочем призыв к наследованию природы не привел Гюго к реализму. Он по-своему интерпретировал шекспировское положение о зеркале и природе («mirror up to nature»), выдвинув требование «концентрированного зеркала». Искусство не должно отображать мир буквально, оно должно концентрировать свое внимание на предельных проявлениях красоты и уродливости, добра и злая, любви и ненависти. Такой концентрации нет в природе, но искусство является преобразованным природой, особым миром, который, будто Бог, создает художник. Если искусство так, как классицизм, будет стараться служить лишь идеалу рафинированной красоты, оно застынет в параличе ее описания. Что можно добавить к абсолютной красоте? Она не развивается, ведь уже достигла максимального развития. И потому образцу нужно противопоставить антиидеал: доброй душе - зло; утонченной красоте - грубое увечье.

«Прекрасное имеет лишь одно лицо, безобразное имеет их тысячу», - утверждал Гюго и разрабатывал теорию гротеска.

Гротеск (от итальянского «пещерный»), является явлением довольно молодым. Его не знала античность. В начале ХIХ ст. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими чудными и капризными изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Безобразные и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и одновременно пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так возникло в искусстве явление гротеска, к которому часто обращалось романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает безобразные или комические черты, это не реалистическое, а обостренное, чудное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно интригует нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуинплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неопровержимой.

Гротесковые образы противопоставляются на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуинплєн - Дея, священник Мириель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих у Гюго.

Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между „ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Следующие драмы Виктора Гюго - «Марьон Делорм», «Эрнани», «Рюи Блаз» утверждали права романтического искусства на французской сцене, но наиболее известным произведением первого периода творчества считается роман «Собор Парижской Богоматери»(1831).

Роман создавался в период подготовки и во время Июльской революции 1830 г., но Гюго обращается к событиям ХV ст. Почему? Безусловно, он подражает принципу Скотта: от истории до современности, и избирает ХV ст. не случайно.

ХV ст. во Франции прошло в борьбе между старым и новым, между средневековьем и Ренессансом. Показывая изменения в обществе на примере судьбы выдуманных личностей, Гюго обращается к скоттовской модели исторического романа, но интерпретирует ее по своему. Его романтизм называют «живописным», и не случайно. Гюго - знаток средневековья, знаток старика Парижа, его архитектуры, его быта. Он показывает Париж с высоты полета птиц, рассказывает об истории города, и особенно концентрирует внимание на духовном центре средневекового Парижа, на Соборе Парижской Богоматери, который народ строил веками, и который когда-то, до появления книгопечатания, показывал его душу. Поэтому главным персонажем романа является Собор, вечный и недвижимый. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, который объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо, и скорее всего, относится к ним безразлично. Собор воплощает вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово является начерченным неизвестной рукой не стене одной из его башен.

Романтическое искусство создает не типичные, будничные, а чрезвычайные образы. Гюго понимал Шекспира в романтическом духе и сосредоточил внимание на таком качестве его образности, как универсальность. Универсальные образы объединяют в себе конкретику и огромное обобщение, за ними стоит определенная философская проблема, которая веками не теряет своей актуальности. Такими являются образы Дон Кихота, Гамлета, Макбета, короля Лира. Такими являются образы романа Гюго.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.