Генри Дэвид Торо - американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист.

Родился в 1817 году в городе Конкорд, штат Массачусетс. Его дед, француз с острова Джерсей, эмигрант, после Войны за независимость сколотил небольшое состояние. Отец будущего философа Джон был менее удачлив и, растратив это состояние, занялся кустарным производством карандашных грифелей. Он вступил в брак с дочерью священника Синтией, человеком энергичным и решительным, стал отцом четверых детей: Джона, Хелен, Генри и Софии. Джон и Хелен не получили систематического образования, но по стандартам того времени и места считались образованными людьми, преподавали в конкордской средней школе.

Генри в 15 лет поступил в Гарвардский университет, где изучал древние и современные языки, историю. О высшем образовании он высказывался безо всякого уважения:
В нашем университете представлены все отрасли знания. Отростков много, корней нет...
Студент изучает химию, не зная, как пекут хлеб, и механику, не зная, как этот хлеб достаётся.

В 1837 году Торо защитил дипломную работу по теме «Коммерческий дух», но диплом получать отказался, так как за его оформление требовалось заплатить 5 долларов пошлины. Несмотря на отсутствие этого важного документа, он вернулся в Конкорд и стал учителем в городской школе. Через год молодой учёный лишился работы, резко выступив против телесных наказаний. В Соединённых Штатах был экономический кризис, другого места работы оказалось не найти, и Генри с братом Джоном открыли частную школу с углублённым изучением естествознания. Телесные наказания были там запрещены, что обусловило хорошую посещаемость. В тот же период произошёл инцидент, связанный с религией. Торо получил налоговый лист унитарианской церкви, вновь отказался платить и тем самым вышел из общины унитариев, не присоединяясь ни к какой другой. В те времена атеизм в США приравнивался к государственной измене.

В октябре 1837 года философ начал вести дневник и вёл записи до конца жизни. Дневники Торо изданы, в них 14 томов. Тогда же он познакомился с Элен Сьюэл, дочерью священника. В 1839 году он сделал ей предложение, но получил отказ, продиктованный, несомненно, родителями девушки. До конца жизни Торо оставался холостяком.

Начал публиковаться в журнале трансцендентального общества Dial. Статьи его посвящались природе, литературе, а также восточной философии: «Высказывания Конфуция», «Законы Ману», «Китайское четырёхкнижие», «Молитвы Будды». Вновь оказавшись в затруднительном финансовом положении, учёный поселился в доме Ральфа Эмерсона, председателя трансцендентального клуба, в качестве домашнего плотника, садовника и дворника, с правом жить в отдельной комнате и есть за общим столом.

Натаниэль Готорн, близкий в те годы к трансценденталистам, так описывает будущее светило науки:

Мистер Торо - человек исключительный: он молод, в нём осталось ещё много от первозданной природы, и вся эта дикость сознательно культивируется им. Он некрасив, как смертный грех, но его внешность благородна и служит ему лучше любой красивости. Он отверг все общепринятые способы заработка и склонен вести существование наподобие индейского. Он любознательный и чуткий наблюдатель природы. И природа в ответ на его любовь, кажется, приняла его как своё особо любимое дитя, она раскрывает ему секреты, о существовании которых догадываются лишь немногие... Он - хороший писатель.

Затем Торо едет в Нью-Йорк, где занимает место домашнего учителя у родных Эмерсона. Много печатается в нью-йоркских журналах. Потом, вернувшись в Конкорд, работает вместе с отцом и строит семье новый дом.

Весной философ строит хижину на берегу Уолденского пруда. 4 июля 1845 года, в День Независимости Америки, он поселяется в хижине, чтобы зажить «правильной жизнью», осуществить принципы упрощения и независимости на практике. Полной автономности, однако, не получилось: мать Генри регулярно приходила забирать бельё в стирку. Уолденское затворничество длилось два года и два месяца, его итогом стал главный труд Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».

Летом 1846 года отшельник отправился в город, чтобы забрать из починки сапоги. Его поймала полиция, обвинила в неуплате подушного налога, поставила выбор: плати или садись в тюрьму. Торо сел в тюрьму. Он находился за решёткой одни сутки и замыслил там эссе «О долге гражданского неповиновения». Рассказывают, что Ральф Эмерсон, узрев своего друга в камере, изумлённо воскликнул:

Почему вы здесь, Генри?
На это учёный ответил:
А вы почему не здесь?

6 сентября 1847 года Торо возвратился из хижины и вновь поселился у Эмерсона. В 1849 году вышла его первая книга «Неделя на Конкорде и Мерримаке», затем - статья «О долге гражданского неповиновения». Впоследствии философ много путешествовал по США и Канаде, часто в сопровождении индейцев.
В 1854 году вышел в свет «Уолден», и Генри Торо получил известность как серьёзный учёный. Именно он выступил в защиту Джона Брауна, великого аболициониста, а после казни Брауна писал:
Весь последний месяц я жил, охваченный чувством неизмеримой утраты. Я сперва не мог понять, что со мной. Наконец понял: я потерял свою страну...
Тогда Торо был уже тяжело болен туберкулёзом. В последние месяцы он готовил к печати свои произведения. Младшая сестра София и друзья преданно ухаживали за ним. Умиравшего философа спросили:
Готовы ли вы к переходу в мир иной?
Он ответил так:
Невозможно одновременно думать о двух мирах.
6 мая 1862 года Генри Дэвид Торо ушёл из жизни.

Поэтом, мыслителем, историком, гражданским активистом и борцом за отмену рабства. Он являлся ярким представителем философско-литературного течения, называемого трансцендентализмом. Это движение зародилось в середине XIX века в США в среде прогрессивной интеллигенции.

Самое известное произведение Генри Дэвида Торо - "Уолден", которое представляет собой размышление на тему отказа от благ современной цивилизации и простого образа жизни в естественном природном окружении. Другая заметная книга писателя называется "Гражданское неповиновение" (в оригинальной версии - "Сопротивление властям"). В ней автор отстаивает право личности на неподчинение несправедливому государству.

В общей сложности книги, статьи, эссе и поэтические произведения Генри Дэвида Торо составляют более 20 томов. В его литературном стиле переплетаются наблюдения за природой, личный опыт, острая риторика, символизм и типично американское внимание к практическим деталям. Иногда Генри Дэвида Торо называют анархистом, хотя писатель призывал не к отмене, а к улучшению государственной власти.

Ранние годы и образование

Литератор и философ родился в городе Конкорде в штате Массачусетс в 1817 году. Дом, в котором Генри Дэвид Торо появился на свет, сохранился и в настоящее время превращён в музей. Отец писателя владел небольшой фабрикой по производству карандашей. Торо получал образование в Гарвардском колледже с 1833 по 1837 год. Он изучал риторику, классическую литературу, философию и математику. В соответствии с легендой, после окончания колледжа писатель отказался заплатить пять долларов за диплом. Объяснение этого поступка стало одной из знаменитых фраз Генри Дэвида Торо: "Пусть каждая овца хранит свою собственную шкуру". Писатель намекнул на существовавшую в те времена традицию использования пергамента для изготовления дипломов.

Возвращение в Конкорд

Торо не интересовали доступные для выпускников колледжей профессии, связанные с юриспруденцией, церковью, бизнесом и медициной. После возвращения из Гарварда в родной город он попробовал работать школьным учителем, однако уволился через несколько недель из-за нежелания применять к детям общепринятые в ту эпоху телесные наказания.

В Конкорде произошла судьбоносная встреча, открывшая новую страницу в биографии Генри Дэвида Торо. Писатель через общего друга познакомился с знаменитым протестантским священником, поэтом и приверженцем философии трансцендентализма. Этот выдающийся духовный лидер выступал с лекциями и проповедями по всей территории Соединённых Штатов. Он стал наставником Торо.

Первые публикации

Благодаря Эмерсону писатель познакомился с такими прогрессивными мыслителями того времени, как поэт Эллери Ченнинг, журналистка Маргарет Фуллер, просветитель Бронсон Олкот и романист В тогдашней Америке главным печатным изданием, посвящённым философии трансцендентализма, являлся ежеквартальный журнал The Dial. Обязанности редактора в нём исполняла Маргарет Фуллер. Эмерсон вдохновил Торо заняться написанием эссе и поэм для этого журнала. Основная идея философии трансцендентализма заключалась в том, что человек достигает духовного совершенства не при помощи религиозной доктрины, а путём единения с природой и внутреннего интуитивного прозрения.

В течение трёх лет Торо работал в качестве домашнего учителя детей Эмерсона, а также выполнял обязанности его секретаря и садовника. Одновременно писатель завязывал знакомства с журналистами и издателями, которые могли помочь с опубликованием его сочинений. Именно в тот период Торо встретил Хораса Грили, ставшего впоследствии его литературным агентом. Затем писатель вернулся в свой родной Конкорд для того, чтобы совмещать творческую деятельность с работой на семейной фабрике по производству карандашей. Будучи разносторонне одарённым человеком, он сумел внести усовершенствования в технологию изготовления графитовых стержней и увеличить доходность предприятия.

Уединение

Книгу "Жизнь в лесу" Генри Дэвид Торо создал во время двухлетнего добровольного отшельничества в маленькой хижине, расположенной на берегу Уолденского пруда. Проникнувшись идеями трансцендентализма, он решил поставить эксперимент по самостоятельному существованию человека в полной изоляции от общества.

Писатель построил хижину своими руками. Он обеспечивал себя всем необходимым без посторонней помощи, занимаясь рыбной ловлей и огородничеством. Торо не просто искал уединения для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на литературном труде. Своим экспериментом он стремился продемонстрировать преимущества жизни в гармонии с природой.

Борьба с государственной властью

В период отшельничества в лесу писатель совершил первый акт Встретившись с местным финансовым инспектором, он отказался заплатить налоги, накопившиеся за последние шесть лет. Торо аргументировал это решение своим несогласием с политикой правительства Соединённых Штатов, в частности, с легальным рабовладением. Писатель заявил, что гражданин не обязан платить налоги аморальному государству. В результате данной акции протеста Торо провёл ночь в тюрьме. Его выпустили на свободу после того, как задолженность по налогам была выплачена родственниками писателя. Через три года после этого инцидента увидела свет одна из самых значимых книг Генри Дэвида Торо "Гражданское неповиновение", в которой он подробно объяснил свою идею сопротивления государственной власти.

Издание книги "Жизнь в лесу"

Покинув хижину на берегу пруда, автор в течение нескольких лет пересматривал и дорабатывал рукопись, содержащую рассказ об этом необычном эксперименте. Произведение представляет собой смесь мемуаров и духовных размышлений. Книга Генри Дэвида Торо "Жизнь в лесу" была впервые опубликована в 1854 году. Произведение не вызвало особого восхищения у современников, но литературные критики последующих поколений причислили его к классике.

Политическая активность

Писатель был яростным противником рабства. Он принимал участие в работе так называемой "Подпольной железной дороги". Под этим кодовым обозначением скрывалась тайная организация, оказывавшая помощь беглым рабам. Входившие в её состав активисты переправляли негров из США в Канаду, несмотря на закон, запрещавший содействие освобождению невольников. В соответствии с этим правилом, чернокожих ловили и возвращали хозяевам, даже если им удавалось добраться до территории северных штатов, отменивших рабство. За невыполнение данного предписания государственные чиновники и частные лица могли быть наказаны тюремным заключением и штрафом. Торо неоднократно подвергал этот закон жёсткой критике.

Писатель открыто выступил в защиту Джона Брауна, попытавшегося организовать вооружённое восстание рабов в Западной Вирджинии, и приговорённого за это к повешению. В своих публичных речах он сравнивал казнь лидера неудавшегося бунта с распятием Иисуса Христа.

Восхищение героизмом Джона Брауна свидетельствовало о том, что писатель являлся сторонником не только пассивного сопротивления несправедливой государственной власти, но и активной борьбы с применением насилия, если этого требовали обстоятельства. Доказательством того, что Торо не придерживался пацифистских взглядов, служат его слова: "Да не будет мир провозглашён ржавчиной на наших мечах или нашей неспособностью вытащить их из ножен".

Поздний период

На протяжении всей жизни неуклонно возрастал интерес писателя к естествознанию. Он жадно читал книги по ботанике, а также рассказы о путешествиях и экспедициях. Торо изучал природу Конкорда и тщательно фиксировал результаты своих наблюдений за созреванием плодов растений, миграцией птиц и изменениями уровня воды в Уолденском пруду. Его дневники, посвящённые естествознанию, поражают своим объёмом. Они содержат несколько миллионов слов, написанных автором в процессе многолетних наблюдений за природой, окружающей его родной город. Торо никогда не покидал американский континент, но прочитал практически все существовавшие в то время описания путешествий в разные части света. Он стремился удовлетворить своё бесконечное любопытство, связанное с народами, культурами, религиями и природными условиями других стран. Одна из известных цитат Генри Дэвида Торо звучит следующим образом: "Живи дома как путешественник".

Смерть

На протяжении многих лет писатель страдал от туберкулёза. Однажды во время ночной прогулки он попал под проливной дождь и заболел бронхитом. С этого момента его состояние здоровья стало постепенно ухудшаться. В конечном итоге Торо оказался прикован к постели. Осознавая безнадёжность своего положения, писатель посвятил последние годы пересмотру и редактированию неопубликованных работ. На вопрос о том, удалось ли ему примириться с Богом в конце жизненного пути, Торо ответил: "Я не помню, чтобы мы когда-либо ссорились". Писатель скончался в мае 1862 года в возрасте 44 лет. Он был похоронен на кладбище своего родного города.

Американский писатель, философ, натуралист, поэт, общественный деятель, индивидуалист.

12 июля 1817 года родился в «скромной новоанглийской семье» в г. Конкорде (шт. Массачусетс), где безвыездно провел почти всю жизнь.
Мать - Синтия Данбар (Cynthia Dunbar), отец Джон Торо (John Thoreau) - занимался производством карандашей.
Дед по отцовской линии – француз, эмигрант с острова Джерси.
Аса Данбар (Asa Dunbar), дед со стороны матери, возглавлял первый зарегистрированный в Колониях студенческий протест, состоявшийся в 1766 году в Гарварде ("Butter Rebellion ").
У Генри были сестра Хелен (род. 1812), брат Джон-мл. (род. 1815), а также младшая сестра София (род. 1819).

В 16 лет Генри Торо поступил в альма-матер деда, Гарвардский университет (1833 - 1837) – учебу оплачивал доход от отцовского бизнеса, а также часть заработка Хелен и Джона, которые к тому времени учительствовали.

Генри Торо изучал множество предметов: риторика, философия, античная литература, латинский и греческий, математика, естественные науки, а также английская литература и четыре современных языка. Активно пользовался гарвардской библиотекой.

К собственной скромной внешности Торо относился иронично, говоря, что «нос - самая выдающаяся моя черта».

По окончании учебы, в 1837 году он получил место преподавателя в школе Конкорда, но уже через пару недель был уволен, поскольку отказывался применять к ученикам телесные наказания.

В это же время, вернувшись по окончании университета в Конкорд, через общих друзей Генри Торо познакомился с Ральфом Вальдо Эмерсоном (Ralph Waldo Emerson , 1803 – 1882, эссеист, поэт, преподаватель, лидер движения трансценденталистов - последователи литературно-философского течения, возникшего в Новой Англии в 1830-е как реакция на засилье пуританства в религии, философии и морали. Утверждали, что человек может достичь нравственного и духовного совершенства скорее путем непосредственного общения с природой, чем путем слепого следования церковным догматам.). Эмерсон взял 20-летнего философа под свою опеку, ввел его в круг местных мыслителей и писателей; поощрял сочинять эссе и стихи для выходившего раз в три месяца издания The Dial.

Первое эссе молодого автора было опубликовано в июле 1840 года , называлось оно «Авл Персий Флакк» (Aulus Persius Flaccus) и было посвящено этому древнеримскому поэту.
В основе эссе были заметки из дневника, который Торо начал вести по совету своего старшего друга и наставника Эмерсона (запись от 22 октября 1837 года: "Он спросил: Чем ты сейчас занимаешься? Ведешь дневник? – И вот, сегодня делаю первую запись.")

Дневниковые заметки Генри Дэвид Торо вёл до конца жизни, как на всю жизнь сохранил тесную дружбу с Эмерсоном и Уильямом Эллери Чэннингом (Чаннингом), став участником движения трансценденталистов.

В Мэне, однако, работы для Торо не нашлось. Он вернулся в Конкорд и в 1838 году совместно со своим старшим братом Джоном основал частную школу, Академию Конкорда. Здесь применялись передовые методы обучения, отказ от телесных наказаний, научные эксперименты, прогулки на природе и тому подобное. Школа быстро завоевала успех, привлекая массу учащихся.

В этот период оба брата, Генри и Джон, влюбились и сделали предложение одной и той же девушке по имени Эллен Сиволл (Ellen Seawall), чей младший брат учился в их Академии. Однако отец юной леди не одобрял увлечения Генри трансцендентализмом и возражал против их союза. Родители девушки, стремясь охладить пыл молодых людей, отправили Эллен в Нью-Йорк, где она познакомилась и вышла замуж за Джозефа Осгуда (Joseph Osgood). Однако дружеские отношения с семейством Торо Эллен сохранила на всю жизнь. Впоследствии Генри бывал у неё в гостях, а с Софией Торо Эллен вела переписку.

В 1835 году 18-летний Генри заболел туберкулезом и с тех пор периодически страдал от обострений болезни.

В апреле 1841 года Генри перебрался в дом семейства Эмерсона , где выполнял самую разную работу.
Два лета, в 1840 и 1841 годах у Эмерсонов гостила Мэри Расселл (Mary Russell), с которой у Генри Торо завязался роман. Он посвятил девушке любовное стихотворение. Однако предложения руки и сердца не последовало, и в итоге Мэри вышла замуж за Марстона Ватсона (Marston Watson), приятеля Генри Торо по Гарварду.

В 1842 году Джон Торо порезался во время бритья, распространилась инфекция, он заболел столбняком (спазм жевательных мышц). Вскоре Джон скончался на руках безутешного брата. У Генри началась симпатическая болезнь – в течение нескольких месяцев у него проявлялись все признаки столбняка.
Руководить в одиночку Академией Конкорда Генри не захотел – школу закрыли.

Он остался у Эмерсонов, до 1844 года работал домашним учителем, помощником-редактором, а также садовником, ремонтником, разнорабочим.

После смерти Джона и последовавшей затем собственной болезни Генри предпринял самую решительную в жизни попытку покинуть Конкорд.

В 1843 году он уехал, чтобы, работая домашним учителем детей Уильяма Эмерсона на Стейтен-айленд, иметь возможность общаться с журналистами и представителями литературных кругов. Предполагалось, что они могли бы оказать содействие в публикации его произведений. Торо рассчитывал, что ближе к Нью-Йорку у него больше шансов жить, зарабатывая литературным трудом.

Но в декабре 1843 года Генри пришлось вернуться в Конкорд. Здесь он более плотно занялся семейным карандашным бизнесом, модифицируя производственный процесс и изыскивая новые материалы для грифелей. В свободное время он начал записывать воспоминания о путешествии с Джоном на каноэ, которое братья предприняли в 1839 году. Эта книга станет известной «Неделей на реках Конкорд и Мерримак» (A Week on the Concord and Merrimack Rivers) - калейдоскоп из стихотворений, исторических эссе и философских рассуждений, обрамляющих повествование о прогулке братьев Торо по рекам.

Однако для писательства молодому автору требовалось время и уединение.
В марте 1845 года давний друг Торо, поэт-трансценденталист Уильям Эллери Чэннинг (William Ellery Channing , 1818-1901), предложил: «Решайся, построй себе хижину и там начни грандиозный процесс – питайся своим внутренним миром. Я не вижу другого выхода, иной надежды для тебя».

4 июля 1845 года , накануне годовщины смерти брата, 28-летний Генри Торо перебрался в хижину, которую, начиная с весны этого года, своими руками строил на берегу пруда Уолден в окрестностях Конкорда (земля принадлежала Эмерсону).



Здесь натуралист и философ провел более двух лет, примерно раз в неделю навещая семью в Конкорде и закупая провизию. Родные и друзья тоже бывали в хижине Генри.

В 1846 году Торо совершил первую из трех поездок в Мэн, впечатления от которой лягут в основу его сборника «Леса Мэна» (The Maine Woods).

Живя в лесу, в конце июля 1846 года Торо столкнулся с налоговым инспектором. В знак протеста против законов о рабстве и войны с Мексикой Генри демонстративно отказался от выплаты налога – он не желал финансировать возмущавшие его действия американских властей.
Арестовавший Торо констебль предлагал лично выплатить налог вместо него, но тот отказался. Ночь он провел в тюрьме, а наутро был выпущен, поскольку его тётка (Maria Thoreau), вопреки желанию писателя, налог всё-таки заплатила.

Это столкновение с налоговыми властями оказало большое влияние на Торо. В 1848 году он выступил в Конкордском лицее с лекцией, которая легла в основу знаменитого памфлета «Гражданское неповиновение» (Resistance to Civil Government/ Civil Disobedience), опубликованного в 1849 году.
Политические лидеры и реформаторы, такие как Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Джон Ф. Кеннеди, а также писатель Лев Толстой признавали, что труды Генри Дэвида Торо, в частности, его «Гражданское неповиновение», оказали на них огромное влияние.

«Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил». Уолден, или Жизнь в лесу (1854)


Хижину у пруда Уолден Торо покинул 6 сентября 1847 года .
Осень он провел в доме Эмерсонов , помогал вести хозяйство и заниматься с детьми, пока глава семьи находился в Англии. Позже Торо вернулся в родительский дом.

Жители Конкорда проявляли живой интерес к жизни Торо в лесу. Это заставило мыслителя провести несколько лекций, рассказывающих о его опыте двухлетнего проживания в уединенной лесной хижине.

В этот период Генри заканчивает первые черновые варианты «Уолдена» и «Недели на реках Конкорд и Мерримак» - книга была опубликована издательством James Munroe & Co . В 1848 году Торо согласился лично заплатить за нераспроданные экземпляры. Хотя часть тиража окупилась, в итоге он потерял на этой сделке 275 долларов.

В июле 1848 года Торо покинул дом семейства Эмерсонов и поселился на улице Белкнап неподалёку.
В 1850 году писатель перебрался в дом по адресу 255 Мейн Стрит, где прожил до конца жизни.

Несколько лет Торо трудился, выплачивая долги, а свободное время посвящая работе над рукописью, которая в 1854 году была опубликована под названием «Уолден, или Жизнь в лесу» (Walden, or Life in the Woods). Два года, два месяца и два дня, проведенные мыслителем в отшельничестве, в книге спрессованы в один календарный год. Смена четырех времен года символизирует возрождение, духовный рост человека. Книга – одновременно мемуары и история духовных поисков, - сразу после выхода обрела почитателей. Позже критика признала это произведение классикой американской литературы, воплощенным поиском природной простоты и гармонии.

Махатма Ганди впервые прочел «Уолден» в 1906 году, когда сидел в южно-африканской тюрьме Йоханнесбурга за ненасильственный протест против дискриминации индийского населения в Трансваале. Он называл Торо «одним из величайших и самых высоконравственных людей, когда-либо рожденных в Америке»; «Идеи Торо оказали на меня огромнейшее влияние. Я использую их сам и советую изучать труды Торо всем своим друзьям, который помогают мне в борьбе за независимость Индии».

Американский поэт Роберт Фрост писал о Торо: «В единственной книге... он спрессовал всё, что есть в Америке».

В 2004 году писатель Джон Апдайк грустно-иронично отметил: «Полтора столетия спустя после публикации, «Уолден» стал таким тотемом для поборников возврата к природе, защитников окружающей среды, антибизнеса, гражданского неповиновения, а образ самого Торо превратился в такого непреклонного бунтаря, эксцентрика и святого отшельника, что книга рискует стать столь же почитаемой и нечитаемой, как Библия».

Между 1847 и 1854 Генри Торо неустанно переписывает и редактирует «Уолдена».
В 1854 году издательство Ticknor and Field выпустило 2.000 экземпляров книги. Отзывы были в основном позитивными и в течение следующего года было распродано 1.700 экземпляров.
Торо пытался организовать тур по стране, где бы он мог выступить с докладом. Однако предложение пришло лишь из одного города, и писатель ограничился лекциями в Конкорде и близлежащих населенных пунктах.

В том же 1854 году Торо выступил с речью «Рабство в Массачусетсе» (Slavery in Massachusetts). Не будучи участником движения аболиционистов, поскольку отвергал само понятие общества, Торо всю жизнь яростно выступал против рабства.

С 1851 по 1855 Торо подвержен периодическим приступам туберкулеза, симптомы болезни проявлялись даже во время ведения им лекций.

Последние годы жизни писатель посвятил подробнейшим запискам натуралиста. Начиная с 1851 года Торо всё активнее интересуется естественной историей и рассказами о путешествиях. Он пристально наблюдает за природой Конкорда, записывая в дневники мельчайшие подробности, от созревания фруктов и колебания глубины пруда Уолдена до дней миграции определенных видов птиц. Писатель отмечал, что целью его было понимание и предчувствие смены времен года.

Он побывал в Квебеке один раз, на полуострове Кейп-Код четыре раза, в штате Мэн трижды. Наблюдения легли в основу «экскурсионных» книг Торо: «Янки в Канаде» (A Yankee in Canada), «Кейп-Код» ("Cape Cod", 1865), «Леса Мэна» ("The Maine Woods", 1864). В них заметки путешественника обрамляют рассуждения о географии, истории, философии.
Путешествия Генри были скорее экскурсиями, носили провинциальный характер. Среди многих известных афоризмов Торо есть и такой: «Живи дома, словно путешественник».

Мэнские дневники Генри Торо в 1858 году опубликовал Atlantic Monthly . Джеймс Рассел Лоуэлл (James Russell Lowell), с которым Торо долгое время активно полемизировал, был редактором этой публикации и удалил несколько высказываний автора, которые счел богохульными; в ответ на это Торо до конца жизни не разговаривал с ним.
Издатели «Уолдена» Ticknor and Fields приобрели журнал в 1859 году; в 1861 Джеймс Филдс (James Fields) предложил переиздать «Уолдена» и нераспроданные экземпляры «Недели на реках».

В 1859 году Генри Торо во время одной из ночных экскурсий попал под проливной дождь и заболел бронхитом. В следующие три года, несмотря на периоды ремиссии, его здоровье неуклонно ухудшалось, в итоге приковав писателя к постели. Осознавая, что болезнь неизлечима и конец близок, Торо посвятил последние годы жизни правке и редактированию своих неопубликованных трудов, в частности «Леса Мэна» и «Экскурсии», а также переписке с издателями по поводу обновленных редакций «Уолдена».

В 1861 году туберкулез крайне обострился.
12 апреля Джеймс Филдс навестил Торо в Конкорде, чтобы забрать нераспроданные экземпляры его книги для новой публикации.
Год спустя Торо умер, а через месяц после его кончины две его книги были наконец переизданы.

Пока оставались силы, писатель вёл дневник и переписку. Друзей тревожило ухудшение состояния Торо, но одновременно восхищало безмятежное приятие надвигающейся смерти.
Когда в последние недели жизни тётка Торо, Луиза спросила его, примирился ли он с Богом, тот ответил: «А я не знал, что мы с Ним когда-либо ссорились».

Последними словами умирающего Торо были: «Пришло время для славного плавания», а затем отрывочно слова «лось» и «индеец».

Генри Дэвид Торо скончался 6 мая 1862 года в возрасте 44 лет.
На похоронах Эмерсон прочел панегирик собственного сочинения.

Опубликованные после его смерти эссе Лоуэлла и Эмерсона, посвященные Генри Торо, подчеркивали аскетизм и спартанские качества этого мыслителя и натуралиста. Однако значение произведений Торо по достоинству оценено не было.
На протяжении XIX века его считали малозначительным последователем Эмерсона. Лишь в 1890-х произошла переоценка творческого наследия Генри Дэвида Торо, были признаны его литературные достоинства.

В ХХ веке Генри Дэвид Торо признан одним из наиболее значительных авторов американской литературы XIX столетия.

Генри Дэвид Торо - американский писатель, философ-натуралист, общественный деятель - появился на свет 12 июля 1817 г. в г. Конкорд (штат Массачусетс). Его отец был ремесленником, изготавливал карандашные грифели; мать Торо выросла в семье священнослужителя. Образование он получал в Гарвардском университете (1833-1837). Юноша занимался древними и современными языками, изучал историю, много времени уделял самообразованию.

Высшее образование не вызывало в его душе никакого трепета, он отзывался о нем неуважительно. Защитив диплом в 1837 г., Генри Дэвид отказался его получать, не желая платить за это пошлину в размере 5 долларов. Отсутствие диплома не помешало ему по возвращении в родной город устроиться учителем в местную школу. Спустя год его уволили, поскольку он слишком принципиально осудил телесные наказания. После этого он работал поденщиком, землекопом, инженером, столяром.

Немаловажную роль в его биографии сыграло знакомство с Эмерсононом , который был одним из влиятельных членов «Бостонского клуба трансценденталистов». Под влиянием этого человека Торо и сам проникся идеями трансцендентализма, подразумевавшими возврат к «естественному» природному состоянию и осуждавшими цивилизацию. Эмерсон не только поощрял его духовные искания, но и оказал практическую помощь: именно в журнале трансценденталистов «Циферблат» были впервые опубликованы работы Генри Дэвида Торо - «Законы Ману», «Высказывания Конфуция », «Молитва Будды», затрагивающие темы литературы, природы, восточной философии. Он же поддержал его материально, предложив нуждающемуся Торо кров и работу. Протеже работал у него садовником, дворником, домашним плотником, жил в отдельной комнате.

Позднее Торо работает у родственников Эмерсона в Нью-Йорке домашним учителем, а в местных журналах выходит довольно много его работ. По возвращении в Конкорд помогает отцу, занимается строительством нового дома. В 1845 г. Торо решается на эксперимент, который в конечном итоге принес ему известность. Построив собственными руками на берегу Уолденского озера небольшую хижину, он на два года поселяется в ней, воплощая на практике теоретические постулаты. Там он старался, много физически работая, сам обеспечивать себя всем необходимым, живя независимо и просто. Параллельно он сочинял произведения литературно-философского характера, противопоставляющие жизнь на лоне природы бездуховной, не содержащей в себе жизни цивилизации.

Затворнический образ жизни продолжался два с небольшим года. Накопленный опыт и впечатления стали материалом для его главного сочинения – «Уолден, или Жизнь в лесу», которое будет опубликовано только в 1854 г. и станет одним из самых читаемых в американской классике. По возвращении из приозерной хижины Торо снова жил у Эмерсона. В 1846 г. возник замысел произведения, которое наряду с «Уолденом» принесло ему мировую известность - эссе «О долге гражданского неповиновения».

Однажды, на один день приехав в город в сапожную мастерскую, Торо был пойман полицией, поскольку не уплатил подушный налог. Оказавшись перед выбором, сесть в тюрьму или заплатить, отшельник предпочел первое, тем самым выражая протест по отношению к военным действиям США в Мексике, после чего провел в камере сутки, где у него и созрела мысль написать эссе. Опубликованное в 1849 г., оно произвело большое впечатление на Ганди и Л.Н. Толстого , Л. М. Кинга. Торо являлся аболиционистом, защищал права негритянского населения, проповедуя ненасильственное сопротивление злу как метод борьбы с неравноправием. ОН входил в бостонский «Кружок Паркера», который существовал в 50-ых гг. и объединял под своей эгидой всех, кто ратовал за необходимость освобождения негров. Одним из направлений деятельности Торо была также защита охраны окружающей среды; будучи натуралистом, он входил в число первых, кто в его стране поддержал дарвинскую теорию эволюции.

Перед смертью Торо испытывал тяжелые страдания, вызванные туберкулезом, но продолжал работать над сочинениями, подготавливая их к публикации. Скончался он в родном городе 6 мая 1862 г.


Генри Дэвид Торо - родился 12 июля 1817 года в Конкорде, штат Массачусетс, США. Американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист. Автор книг - «Уолден, или Жизнь в лесу», «Высшие законы», «Дневники. Прогулки» и др. Умер 6 мая 1862 года в Конкорде, Массачусетс, США.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Торо Генри Дэвид

  • Меняются не вещи, меняемся мы.
  • Люди становятся орудиями своих орудий.
  • Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!
  • Для нас важнее говорить, чем быть услышанными.
  • Мечты - это краеугольные камни нашего характера.
  • Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров.
  • Мы начинаем знать, лишь когда забываем все, чему нас учили.
  • В наше время существуют профессора философии, но не философы.
  • Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
  • Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.
  • Ничто не пахнет так отвратительно, как подпорченная праведность.
  • За любовь нет другой платы, кроме возможности любить еще сильнее.
  • Я никогда не встречал партнера столь общительного, как одиночество.
  • Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
  • Одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних.
  • Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!
  • Не будем недооценивать значения факта: когда-нибудь на нем распустится цветок истины.
  • Пока я дружу с временами года, я не представляю, чтобы жизнь могла стать мне в тягость.
  • Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!
  • Главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое.
  • Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна.
  • Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?
  • И Бог тоже одинок, а вот дьявол, тот отнюдь не одинок, он постоянно вращается в обществе, и имя ему легион.
  • Возможности человека не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту мы не можем - человек еще так мало дерзал.
  • Мы должны читать лучшее, что есть в литературе, а не повторять без конца ее азы и не сидеть всю жизнь в приготовительном классе.
  • Куда бы человек ни пошел, где бы ни спрятался, люди обязательно найдут его, навяжут ему свои повадки, а по возможности и общество.
  • Не стремись непременно развиться, подвергнуться множеству влияний - всё это суета. В смирении, как во тьме, ярче светит небесный свет.
  • И вера, и опыт говорят мне об одном и том же: поддерживать свое существование на земле - это не тягостный труд, а развлечение, если мы живем просто и мудро.
  • Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой, где бы он не находился.
  • Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
  • Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.
  • Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь.
  • Большинство предметов роскоши и так называемых жизненных удобств не только не являются необходимыми, но и определенно служат препятствиями к развитию человечества.
  • Если человек не идет в ногу со своими товарищами, то это, возможно, потому, что он прислушивается к другому барабану. Позвольте ему следовать за той музыкой, которая ему слышна.
  • Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание.