Публикация романа Тургенева в «Современнике» в 1856 году, переломную эпоху российской истории, стала значительным событием в литературной жизни. Писателя, давшего литературе выражение «лишний человек», всегда волновала эта тема. Не стал исключением и «Рудин».

История написания

В первой половине пятидесятых годов Тургенев работает над несколькими произведениями, в том числе и над романом «Рудин». Изначально произведение планировалось как повесть. Но автор стремился к более полному охвату социальной действительности, по сравнению с предыдущими сочинениями. Судя по переписке писателя, первый вариант романа не удовлетворил его.

После ознакомления с первой частью произведения корреспонденты Ивана Сергеевича указали ему на растянутость повествования, ненужные подробности, недостаточную выпуклость главных героев, которых заслоняют второстепенные персонажи. Для Тургенева это был своего рода экзамен на звание писателя. Он писал Боткину, что хотел бы оправдать надежды, которые тот на него возлагает и сообщил, что составил подробный план произведения, продумал до мелочей все лица.

«Посмотрим, - пишет Тургенев, - что даст последняя попытка?» Первый вариант «Рудина» Тургенев закончил за семь недель. Такое быстрое завершение произведения свидетельствовало о больших предварительных размышлениях автора и опыте работы над более ранними сочинениями. Таким образом, «Рудин» стал тем произведением, где автор изобразил принципы действительности, которые войдут в литературу как принципы «тургеневского романа».

Художественные средства

В первых двух главах автор в общих чертах обрисовывает среду, в которой раскрывается образ главного персонажа. Тургенев, при помощи контраста, эмоционально подготавливает его появление. В салоне Ласунской ожидают приезд барона и философа, но вместо него приезжает никому неизвестный Рудин. Одет он «посредственно», - общество разочаровано.

Барон в романе так и не появился. Его образ был необходим для сопоставления: автор принизил героя, чтобы подчеркнуть необыкновенную личность. Увидев вначале незначительного человека, общество видит затем человека одухотворенного, чувствующего прекрасное. Такое впечатление создается не только реакцией общества. Характеристику Рудина Тургенев также передает через детали портрета - лицо неправильное, но умное; глаза быстрые; «прекрасное выражение» лица, когда он слушает Шуберта; чудная летняя ночь воодушевляет его.

Через речевую характеристику автор передает представление о передовом человеке, погруженному в мир философских идей и ищущему в них смысл существования. Для того чтобы полнее раскрыть этот образ, автор уделяет внимание не столько содержанию его речей, сколько тому, как герой владеет «музыкой красноречия». В романе Тургенева «Рудин», в кратком содержании также можно заметить, что автор показывает главного героя, как вдохновенного оратора, с тихим и сосредоточенным голосом, «самый звук» которого увеличивает обаяние.

Обед в поместье Ласунской

Краткое содержание «Рудина» начинается с описания тихого летнего утра. Молодая вдова Александра Липина живет в собственном имении, которым управляет ее брат Сергей Волынцев. Александра Павловна славится не только своей красотой, но и добротой. Однажды утром она едет в соседнюю деревню к больной крестьянке, которой носит лекарства. Возвращаясь обратно, встречает брата и Константина Пандалевского, который приехал пригласить их к обеду. Он хорош собой, обаятелен и умеет ладить с дамами.

Договорившись с Липиной о визите, Константин возвращается в поместье Ласунской, где живет в приживалах. По пути ему встречается учитель Басистов. Мимолетная встреча не обошлась без ссоры. Некрасивый молодой человек, но с прекрасным образованием, он занимается воспитанием сыновей Ласунской, и терпеть не может пустышку и приживалу Пандалевского.

Дарья Ласунская, женщина умная, но недобрая, четверть века назад слыла первой красавицей Москвы. Лето проводит с детьми в деревне. Ласунскую в светском обществе недолюбливают за высокомерность. К обеду в ее доме собираются домочадцы и гости, в числе их и сосед Африкан Семенович, старый ворчун. С появлением Липиной и ее брата все собираются в саду, так как ждут важного гостя из столицы. Но вместо него приехал Дмитрий Рудин, который извиняется за барона и объясняет его отсутствие срочным вызовом в Петербург.

Знакомство с Рудиным

Никто из присутствующих с Рудиным знаком не был. Одетый весьма скромно, он производил впечатление человека посредственного. Продолжая краткое содержание «Рудина», необходимо отметить, что хозяйке сразу понравились ум и сдержанность красивого молодого человека. Дмитрий поставил на место наглого старика Африкана Пигасова. Гость рассуждал так умно, что учитель слушал гостя с открытым ртом, а семнадцатилетняя дочь хозяйки Наталья смотрела на него и восхищенно вздыхала.

Утром хозяйка дома пригласила гостя к себе в кабинет, где рассказала ему о здешнем обществе. Она уважительно отзывалась о Михаиле Лежневе, человеке умном и интересном. К великому ее сожалению, сторонящемуся людей. Но Рудин, как оказалось, был с ним знаком. Вскоре лакей доложил Ласунской о визите Лежнева, который приехал решить межевой вопрос.

Лежнев, небрежно одетый, тридцатипятилетний мужчина с невыразительным лицом, решив спор по поводу межи, холодно раскланялся и уехал. Гостя Дарьи Михайловны Лежнев узнал, но радости от встречи с Рудиным не проявил. Дмитрий пояснил, что учился с Михаилом Михайловичем в университете, но после учебы их пути разошлись. Ласунская занимается делами, а Дмитрий выходит на террасу, где встречает дочь хозяйки.

Подробности жизни Дмитрия

Наталья вышла прогуляться по саду, и Рудин присоединяется к ней. Они оживленно беседуют, Дмитрий признается, что ему нечем заняться в городе, и он планирует провести в деревне лето и осень. К обеду приезжает Волынский, который давно влюблен в Наталью. Сергею Павловичу не понравилось, как смотрит девушка на Рудина. С тяжелым сердцем он возвращается домой, где застает Лежнева, беседующего с его сестрой.

Краткое содержание «Рудина» продолжается историей жизни главного героя. По просьбе Липиной, Михаил Михайлович рассказывает о Рудине. Родился Дмитрий в небогатой дворянской семье. Матери с трудом удалось его выучить, так как отец Дмитрия рано умер. После университета Рудин уехал за границу. Матери писал редко и практически не навещал. Так она и умерла, держа в руке портрет единственного сына. За границей Дмитрий жил с какой-то барыней, которую потом бросил. Именно тогда между Рудиным и Лежневым произошла ссора, после которой они перестали общаться.

Рассказ Лежнева

Прошло два месяца. Рудин живет у Ласунской в доме, где становится значимой фигурой и дает советы по ведению хозяйства. Дарья Михайловна его выслушивает, но поступает по-своему. Басистов перед Рудиным преклоняется, но тот не обращает на него никакого внимания. С Натальей ведет долгие беседы, дает книги и статьи, в которых она ничего не понимает. Но это не важно, потому как Рудину нравится быть наставником наивной особы.

Александра Павловна восхищается Дмитрием, хоть и не понимает его. Ее брата, Сергея Михайловича, Рудин нахваливает и называет рыцарем. С Лежневым у гостя по-прежнему натянутые отношения. Однажды, когда Александра Павловна в очередной раз нахваливает гостя, Лежнев не выдерживает и называет Дмитрия «пустым человеком». Собственно, этим заявлением он раскрывает тему романа Тургенева «Рудин», автора которого всегда интересовала проблема «лишнего человека».

В подтверждение Лежнев рассказывает об их давней ссоре. Будучи студентами, они дружили. Михаил влюбился в одну особу и рассказал об этом Дмитрию. Тот взял в оборот обоих возлюбленных и стал руководить практически каждым их шагом. Он советовал, что делать, как и что писать, назначал место свиданий и, в конце концов, заставил Лежнева рассказать о своих чувствах отцу девушки. Это вылилось в большой скандал, после которого встречаться влюбленным запретили.

Лежнев об этом не жалеет, так как барышня вышла замуж и счастлива. Но простить Рудина, который «живет чужими чувствами», а сам «холоден, как лед», Лежнев не в силах. И, кроме того, в данный момент Михаила тревожит судьба Натальи, увлеченной Дмитрием.

Признание Рудина

Между Натальей и Дмитрием происходит разговор, в котором Рудин хвалит ее избранника, имея в виду Сергея Волынцева. Но Наталья все отрицает и признается Рудину в любви. Волынцев оказался случайным свидетелем этой сцены. После обеда Дмитрий шепчет Наталье, что хочет с ней встретиться вечером. Во время свидания он раскрывает ей свои чувства. Свидетелем их разговора становится Пандалевский.

Сергей Павлович грустит дома за книгой и Липина сильно встревожена, так как для его деятельной натуры это не характерно. Неожиданно приезжает Дмитрий и объявляет Сергею, что их с Натальей чувства взаимны, и протягивает в знак дружбы Волынцеву руку. Сергей отказывается ее пожать, он негодует и считает этот поступок верхом наглости.

После отъезда Рудина, Александра Павловна посылает за Лежневым, которому с трудом удается успокоить Сергея. В доме Ласунской также тревожно, хозяйка холодна с гостем. Наталья подавлена и бледна, вечером она посылает Рудину записку с просьбой о встрече.

Рудин ждет девушку у пруда, где Наталья назначила встречу. Она приходит и рассказывает, что Ласунской все известно о них, так как Пандалевский слышал их разговор. Дарья Михайловна уверяла дочь, что Рудин просто развлекается, но серьезных намерений у него нет. Скорее мать согласится увидеть дочь мертвой, чем замужем за этим никчемным человеком.

Дмитрий советует Наталье смириться с обстоятельствами. От его слов девушка приходит в ужас - она скорее согласиться жить с ним невенчанной, чем откажется от него. Вне себя от гнева, Наталья бежит в свою комнату, где падает без чувств. Рудин осознает, что его чувства вряд ли так же сильны, и он не стоит этой девушки. Он стоит в задумчивости у пруда, в это время его замечает Лежнев, и тотчас едет к Волынцеву.

Сергей Павлович сообщает Михаилу, что намерен стреляться с обидчиком. Но тут входит лакей с письмом от Рудина, в котором тот сообщает об отъезде и желает Волынцеву счастья. Лежнев отправляется на половину Липиной, рассказывает о своих чувствах и делает ей предложение. Александра Павловна его принимает.

Отъезд Дмитрия

Тургенев подчеркнул благородство героя, принявшего решение об отъезде. Рудин написал всем письма и объявил, что уезжает. С ним холодно прощаются. Учитель вызвался проводить Дмитрия до станции и в момент прощания разрыдался. Рудин тоже всплакнул, но не от горечи разлуки, а о своей неудачной судьбе.

Наталья в это время читает письмо Рудина, в котором тот признается, что не оценил глубину ее чувства, желает ей счастья и прощается навсегда. Девушка окончательно убеждается, что Рудин ее не любит, и обещает матери не упоминать впредь его имя.

Письмо из Москвы

Прошло два года. Липина вышла замуж за Михаила, у них растет сын. Вечер, в ожидании мужа, она коротает со стариком Пигасовым. Приезжает Лежнев с учителем, который привез Липиной письмо из Москвы от брата. Сергей Павлович сообщает, что сделал Наталье предложение, которое она приняла.

Речь заходит о Рудине. Лежнев, к удивлению многих, отзывается о нем тепло и говорит, что отдает должное уму Дмитрия и берет свои слова, о бесполезности его существования, обратно. Называть его бесполезным несправедливо, так как Рудин зажигает сердца молодых людей стремлением к совершенствованию и знаниям.

Тем временем Дмитрий появляется на станции одной южной губернии и спрашивает лошадей до Пензы. Ему отвечают, что только до Тамбова. И постаревший, осунувшийся Рудин, говорит, что ему все равно, - поедет в Тамбов.

Эпилог

Лежнев и Рудин, герои романа Тургенева, встречаются случайно через несколько лет в городе, куда Михаил приехал по делам. Они вместе обедают, Лежнев рассказывает об общих знакомых: старик Пигасов женился; Пандалевский, при содействии Дарьи Михайловны, пристроился на высокую должность. Поседевший Рудин интересуется Натальей. Но Лежнев ничего не рассказывает о ней, просто говорит, что у нее все хорошо.

Рудин, в свою очередь, рассказывает о себе. За эти годы он брался за всякие дела, но нигде не имел успеха. Работал секретарем, занимался сельским хозяйством, был преподавателем в гимназии. Но ни дома, ни семьи так и не завел, - остался вечным скитальцем. Лежнев пишет вечером жене письмо, в котором рассказывает о Рудине, называя его «беднягой».

26 июня 1848 года в Париже, на одной из баррикад, когда перед наступающими войсками разбегаются последние защитники, Дмитрий Рудин поднимается во весь рост с красным знаменем в руках. Пуля поразила его в самое сердце.

Ненужный человек

Роман «Рудин» занимает особое место в работе Тургенева над проблемой «лишнего человека». В лице героя автор обобщил свои размышления и наблюдения над типом человека, который в последние годы стал объектом внимания многих писателей. С одной стороны, автор подчеркивает положительные черты людей, внесших вклад в освободительное движение, с другой - Тургенев подчеркивает их слабости.

В лице этого героя «лишний человек» выступил в социально значимой разновидности, в этом и заключалась идея Тургенева. Рудин - не скучающий аристократ, который задыхается в светском обществе. Но он и не рвет с ним окончательно. Дмитрий не принадлежит к обеспеченной дворянской семье. Он пробует свои силы и в преподавании, и в науке, но нигде не находит удовлетворения. В конце концов, умный и образованный человек, считает себя ненужным.

Жизнь Рудина подчинена идее, ради которой Дмитрий пренебрегает благами и которую горячо пропагандирует. Однако, все попытки осуществить ее, хотя бы частично, заканчиваются полной неудачей, так как не имеют под собой твердой, объективной почвы. Жизнь бьет Дмитрия, он падает духом, но не в силах смириться с реальностью. И в нем вновь вспыхивает любовь к истине.

Значимость романа

Краткий обзор романа Тургенева «Рудин» показал, что устами Лежнева автор дает оценку своему герою, называя его «инвалидом мысли». Вероятно, это самое верное определение. Так как ограничение общественных связей только дворянским кружком, жизнь вне практической деятельности, а постоянная привычка заменять дело словом, - все это накладывало отпечаток на духовный облик дворянской интеллигенции.

Тургенев отобразил все мелочное и позерское, что проступало в главном герое, в откровенно-ироничном тоне. Это сделало Рудина слабым и жалким. Дав многогранное изображение человека 40-х, автор так и не смог ответить на вопрос, который его волновал: где кроются причины слабости и противоречий прогрессивного дворянства? Лежнев в романе дает оценку Рудину, утверждая, что нет в нем «натуры, крови нет». По мнению автора, это не вина героя, - причины следует искать в обществе.

В конце произведения Лежнев призывает дворянскую интеллигенцию духовно объединиться перед лицом новых поколений. Его призыв звучит, как выпад против революционной демократии. Анализ произведения Тургенева «Рудин» показал, что истинным героем романа является не либерал-помещик Лежнев, а мечтатель Рудин. Основным идейным содержанием роман Тургенева был принят прогрессивно настроенной общественностью как произведение, которое помогает в борьбе за преобразование России.

В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается ос­мыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. А самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема «лишнего человека». Но увидена она теперь по-новому: «лишний человек» оказы­вается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк, ореолом пророческой исключительности ок­ружены идеи и сами человеческие качества героя. Броса­ется в глаза облагораживающее воздействие речей Рудина на окружающих людей. Но очень скоро становится замет­но, что ему не чужды рисовка, тщеславие и кокетство. Потом будет прямо сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а затем сразу же зазвучит тема человеческой ущербности героя. Выясняется, что он не способен любить, сделать счастливым другого человека, страдать обычными человеческими муками, не способен к настойчивым уси­лиям, к повседневному труду, к творческим радостям и свершениям. И чем дальше, тем отчетливее вырисовывает­ся взаимная внутренняя связь этих различных свойств. Очевидно, что пророческий пафос Рудина и вообще все качества, составляющие его исключительность, неотдели­мы от его слабостей и недостатков. Характер Рудина пред­стает своеобразной загадкой русской общественной жизни - явлением удивительным и странным, ускользаю­щим от любых окончательных суждений о нем.

Однако в эпилоге романа способ и масштаб изображе­ния героя резко меняются. Все мелкое, тривиальное, это мистическое в Рудине отходит на второй план, как нечто несущественное. Открывается глубинная - подвижничес­кая - сущность его жизненной позиции: перед читате­лем - трагический герой, который стремится служить ис­тине и добру. Но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современ­ной ему России. Герой вновь и вновь терпит неизбежные в его положении неудачи, но не хочет и не может приспо­собиться или отступить.

В эпилоге удостоверено общенациональное, а в конце концов и общечеловеческое значение рудинских исканий и рудинской судьбы. В образе Рудина соединяются приме­ты общественно-психологических типов, ранее Тургене­вым противопоставлявшихся. Узнаваемые черты «лишнего человека» переплетаются с чертами пылкого романтика-энтузиаста, сливаются характерные свойства дворянина и разночинца, и, наконец, все это сложное сочетание вклю­чает в себя ассоциации, ведущие к образам народных правдоискателей - странников и юродивых из «Записок охотника».

По мере приближения романа к финалу фигура Рудина все определеннее становится воплощением родовых черт русской интеллигенции в целом и все определеннее ут­верждается мысль о высшем назначении лучших ее пред­ставителей. Тургенев понимает и признает, что их воздей­ствие на основную массу людей, на окружающие обстоятельства несоразмерно их высокой цели. С узко­практической точки зрения их жизнь может считаться даже бесплодной. Но значение русской интеллигенции Тургенев видит в другом: для него важна ее способность выдвинуть высокие, общезначимые идеалы, способность утвердить эти идеалы ценой героического самопожертвования.

Работу над «Рудиным» Иван Сергеевич Тургенев начал в 1855.

Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал способность убеждать и просвещать людей, разносторонний ум и широкую образованность, а под «натурой» - твердость воли, острое чутье к потребностям общественной жизни. Но по ходу работы такое название перестало удовлетворять Тургенева, так как по отношению к Рудину оно зазвучало иронически: «натуры» в нем вышло мало, не хватало воли к практическому делу, хотя «гениальность» в нем была.

На рукописи авторская пометка: «Рудин. Начат 5 июня 1855 года, в воскресенье, в Спасском, и кончен 24 июля 1856 года, в воскресение, там же, в 7 недель. Напечатан с большими прибавлениями в январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год».

Под «большими прибавлениями» Тургенев подразумевает свои переработки отдельных глав романа и дописывание новых при подготовке «Рудина» к печати, когда после чтения романа в редакционном кружке (а состоялось оно в первые же дни приезда писателя в Петербург в октябре 1855 года) у друзей Тургенева возникли пожелания, чтобы он отчетливее оттенил фигуру главного героя.

Дружеские советы помогли многое уяснить Тургеневу. Его постоянная готовность проверять себя сказывалась, в частности, в том, что он редко отдавал печатать свои произведения, не выслушав мнение тех, кому доверял.

Прежде всего он стал перерабатывать страницы, посвященные юношеским годам Лежнева и Рудина, а затем эпилог романа. Время от времени он прочитывал Некрасову главы и страницы, написанные заново, и встречал горячее одобрение с его стороны. Сообщая о работе Тургенева над эпилогом, Некрасов в одном из писем предрекал, что «выйдет замечательная вещь. Здесь первый раз Тургенев явится самим собою... Это человек, способный дать нам идеалы, насколько они возможны в русской жизни».

Появление романа в печати вызвало много толков и споров в литературных кругах и среди читателей.

Критик «Отечественных записок» рассматривал Рудина лишь как бледную копию предшествующих героев русской литературы - Онегина, Печорина, Бельтова. Но ему возражал Чернышевский в «Современнике», отмечая, что Тургенев сумел показать в образе Рудина человека новой эпохи общественного развития. Сопоставив Рудина с Бельтовым и Печориным, Чернышевский подчеркнул, что «это люди различных эпох, различных натур, - люди, составляющие совершенный контраст один другому».

После выхода романа в печать Некрасов выразил уверенность, что для Тургенева «начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

В письме к Тургеневу Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о жизненности изображения типа Рудина и отметил, что роман «возбуждает много мелких вопросов и раскрывает глубокие тайны духовной природы человека».

Говоря о признании романа в среде народнической интеллигенции, нельзя обойти слова В.Н. Фигнер: «Мне кажется, весь роман взят прямо из жизни, а Рудин - чистейший продукт нашей русской действительности, не пародия, не насмешка, а настоящая трагедия, которая совсем не умерла, которая ещё живет, ещё продолжается...». «Во всяком образованном человеке нашего времени сидит частица Дмитрия Рудина», - писал Степняк-Кравчинский.

Главный герой романа во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения, который получил хорошее философское образование за границей.

Характер Рудина раскрывается в слове. Это гениальный оратор. «Рудин владел едва ли не высшей тайной - тайной красноречия. Он умел, ударяя по одним струнам сердец, заставлять смутно звенеть и дрожать все другие». В своих философских речах о смысле жизни, о высоком назначении человека Рудин просто неотразим. Человек не может, не должен подчинять свою жизнь только практическим целям, заботам о существовании, утверждает он. Без стремления отыскать «общие начала в частных явлениях» жизни, без веры в силу разума нет ни науки, ни просвещения, ни прогресса, а «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?».

Просвещение, наука, смысл жизни - вот о чем говорит Рудин так увлеченно, вдохновенно и поэтично. Он рассказывает легенду о птице, залетевшей на огонь и опять скрывшейся в темноту. Казалось бы, человек, подобно этой птице, появляется из небытия и, прожив короткую жизнь, исчезает в безвестности. Да, «наша жизнь быстра и ничтожна; но все великое совершается через людей».

Его высказывания вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Силу воздействия Рудина на слушателей, убеждение словом, ощущают все. И каждый восхищается Рудиным за его «необыкновенный ум». Не признает достоинств Рудина лишь Пигасов - от обиды за свое поражение в споре.

Но в первом же разговоре Рудина с Натальей раскрывается одно из главных противоречий его характера. Ведь только накануне он так вдохновенно говорил о будущем, о смысле жизни, о назначении человека, и вдруг предстает усталым человеком, не верящим ни в свои силы, ни в сочувствие людей. Правда, достаточно одного возражения удивленной Натальи - и Рудин корит себя за малодушие и вновь проповедует необходимость делать дело. Но автор уже заронил в душу читателя сомнение в том, что слова Рудина согласуются с делом, а намерения - с поступками.

Противоречивый характер своего героя писатель подвергает серьезному испытанию - любви. Это чувство у Тургенева является то светлым, то трагичным и разрушительным, но всегда это сила, обнажающая душу, истинную натуру человека. Вот тут-то и обнаруживается настоящий характер Рудина. Хотя речи Рудина полны энтузиазма, годы отвлеченной философской работы иссушили в нем живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания.

Первое возникшее на его пути препятствие - отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека - приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» - Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев, открыто, прямолинейно. Рудин красноречив - Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самом себе - Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает - Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.

Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада. Может быть, он-то и есть истинный герой романа? Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, носители высоких идеалов, хранители культуры, служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала. В русской жизни ему суждено остаться странником.

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду...».

Роман «Рудин» был написан в 1855 г. Главного героя книги можно отнести к типу лишних людей, которые не могут найти своего места в жизни. Конечно, невозможно вместить все тонкости взаимоотношений в краткое содержание. Тургенева роман «Рудин» особо не прославил, но для автора это произведение было очень важным, ведь это был его первый литературный опыт. Книга состоит из 12 глав и эпилога.

Глава 1

Тем, кто не читал роман «Рудин», краткое содержание по главам, точнее, частям, позволит составить максимально полное представление о произведении.

Действие начинается в салоне у Дарьи Михайловны Ласунской - помещицы. У нее большой дом, состояние. Когда-то давно она была известной светской львицей. По старой привычке она все еще организует салон. В день, с которого начинается повествование, у Дарьи Михайловны собралось общество. Гости ожидают барона. Он обещал ознакомить собравшихся со своими научными открытиями.

В романе «Рудин» краткое содержание произведения насыщено описаниями основных действующих лиц. Почти все они собрались в тот день у помещицы:


Глава 2

В ожидании барона проходит много времени, Ласунская занимает гостей разговорами, встреча идет своим чередом. Пигасов критикует женский пол, Басистов развлекает детей и т. д. Однако в назначенное время философ и ученый не появляется. Люди, собравшиеся у помещицы, несколько расстроены. В это время лакей объявляет, что прибыл некий Дмитрий Николаевич Рудин.

Глава 3

В романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается, автор описывает только внешность главного героя. Вошедший человек был очень высок, с неправильным, но выразительным лицом. Одежда на нем была не новая и не по размеру. Тонкий голос не соответствовал его широкой груди. Рудин представился приятелем барона, которого все ждали, извинился за него, что тот не смог посетить лично.

Вначале разговор не идет, гости чувствуют себя скованно. Ласунская расспрашивает вновь прибывшего о его занятиях, образе жизни. Беседа начинает касаться статьи, и тут оживляется Пигасов, он начинает нападать на «высокие материи» и «умствования». Завязывается спор между ним и Рудиным. Последний вскоре находит слабые места в убеждениях Пигасова и ловко на них указывает. Общество с интересом следит за беседой. Все гости просто очарованы эрудицией и логичностью мышления Рудина. Его просят рассказать о своей студенческой жизни, но тот вдруг оказывается плохим рассказчиком, его описания бледны, а шутки не смешны. В скором времени он переходит к общим рассуждениям.

Все гости в восторге, кроме Пигасова, он обижен и уходит до того, как заканчивается встреча. Дарья Михайловна размышляет, как вывести «приобретение» в свет. Она уговаривает Рудина остаться ночевать. Все остальные гости расходятся по домам, т. к. живут неподалеку. Но никто не может заснуть, так взбудоражены их умы речами Дмитрия Николаевича.

Глава 4

Утром Ласунская зовет Рудина к себе в кабинет, чтобы откушать чаю. Она решила, что тот станет «изюминкой» в ее салоне.

За чаем они обсуждают преимущества и недостатки окружения Дарьи Михайловны. Выясняется, что Рудин знаком с некоторыми, например, с ее соседом Лежневым Михайло Михайлычем.

В это же время лакей докладывает о его приезде. Однако при встрече ни Рудин, ни Лежнев не проявляют добрых приятельских чувств, общаются они весьма холодно. После отъезда соседа Дмитрий Николаевич говорит, что тот пытается скрыть отсутствие талантов.

После чая Рудин спускается в сад и встречает там Наталью, дочь Ласунской.

Глава 5

Автор весьма подробно описывает наружность и внутренний мир Натальи в романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается. Девушка была очень хороша собой, и даже чуть крупноватые черты лица не портили общего приятного впечатления. У нее было домашнее образование, она много читала. Мать пыталась следить за образованием и вкусами дочери, но на самом деле была не в курсе истинных увлечений. Вообще они мало понимали друг друга.

Рудин начинает разговаривать с Натальей, долго и горячо проповедует необходимость труда, утверждает, что каждый должен быть занят делом, позорит лень и малодушие современных людей. Эти речи потрясают девушку.

Однако такая заинтересованность не нравится Волынцеву, т. к. он неравнодушен к дочери хозяйки поместья. Он отправляется к своей сестре и застает там Лежнева. Михайло Михайлыч начинает вспоминать студенческую юность. Тогда они много общались с Рудиным. Липиной не понравились многие эпизоды, рассказанные Лежневым. Тот решил прекратить и пообещал рассказать что-нибудь еще в другой раз.

Глава 6

Рудин живет у Ласунской 2 месяца. За это время она ужасно к нему привыкает, во многом с ним советуется, кроме управления хозяйством. Дарья Михайловна в восторге от своего гостя и считает, что он превзойдет всех столичных острословов. Она привыкла к кругу изысканных и умных людей. Рудин, на ее взгляд, как раз из этой категории.

Однако не все разделяют эмоции хозяйки: Пигасов стал появляться гораздо реже, Пандалевскому кажется, что Рудина слишком много, он давит, Волынский ревнует к Наталье.

Басистов же, напротив, жадно слушает речи Дмитрия Николаевича, едва ли не преклоняется перед ним. Однако Рудин практически не замечает учителя.

Впечатление, производимое героем, очень часто в произведении подчеркивает Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, дает полное представление об отношении к главному лицу.

За это время любимец дома дважды пытался уехать, но занимал деньги у хозяев и оставался.

Чаще других его собеседницей становится Наталья. Слова Рудина западают ей в душу, она с жадностью ловит каждое слово и проникается его идеями. У нее появляются новые мысли и ощущения, она поверяет свои тайны гостю.

В беседах Рудин касается различных тем, в том числе и любви. Он утверждает, что в настоящее время нет сильных и страстных натур, способных испытывать всю глубину чувств. Девушка долго размышляет над его словами, а потом начинает рыдать.

Липина, в свою очередь, пытается выяснить, что же представляет собой Рудин. Она долго изматывает Лежнева вопросами и просьбами рассказать подробнее. Тот дает весьма нелестную характеристику герою, рассказывает, как они рассорились. По словам Михайло Михайловича - нехороший человек Рудин. Содержание романа, даже краткое, описывает этот момент. Дмитрий Николаевич любит играть роль оракула, говорить воспламеняющие речи, пожить за счет других, однако сам он не очень разбирается в том, что говорит, эрудиция его поверхностна. Лежнев считает основным недостатком то, что, разжигая огонь в других, Дмитрий сам остается холоден и не задумывается, какие последствия могут постичь впечатлительных молодых людей, которым запали в душу идеи оратора.

Глава 7

Рудин же добивается расположения Натальи. Сначала он говорит, что идеальная пара для нее - Волынцев, что он очень достойный человек, а для него самого уже не существует любви. Свидетелем этой беседы становится штабс-ротмистр. Увиденная сцена неприятна ему.

Вечером того же дня Рудин объясняется в любви Наталье и добивается ответного признания. Этот разговор подслушивает Пандалевский и решает рассказать обо всем хозяйке.

Таков пересказ 7 части романа «Рудин», краткое содержание которого представлено вашему вниманию.

Глава 8

Волынцев в унынии запирается у себя. Его сестра посылает за Лежневым, чтобы посоветоваться, как быть с братом.

Неожиданно приезжает Рудин, чтобы сообщить, что он любит Наталью, а она - его. Волынцев недоумевает, к чему все это и считает такое объявление откровенной наглостью. Рудин пытается объяснить свое появление вежливостью, желанием быть честным. Однако, приехав домой, он винит себя в опрометчивости и мальчишестве.

Вечером Наталья передает ему записку, в которой назначает свидание.

Глава 9

Придя в назначенное место, Рудин увидел опечаленную Наталью. Девушка сообщила, что матери все известно, и та против их брака. Что теперь будет делать избранник, ведь Дарья Михайловна больше и слышать о Рудине не хочет?

Тот, в свою очередь, спрашивает у Натальи, что она собирается предпринять. Оба в замешательстве. Наконец Рудин предлагает покориться судьбе, чтобы насильно не разлучать любимую с семьей. Тем более что он небогат и вряд ли сможет содержать жену.

Наталья считает такой поступок малодушным и горько разочаровывается в своем избраннике. Они ссорятся. Рудин считает, что он ничтожен перед девушкой.

Внутренние переживания героя передает с помощью природы Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, пестрит красочными описаниями природы.

Глава 10

Волынцев решает вызвать Рудина на дуэль, но тут приходит письмо от последнего. Это многословное объяснение того, что автор не намерен оправдываться и уведомление об отъезде.

Глава 11

Рудин зашел в кабинет Дарьи Михайловны и известил ее о том, что вынужден уехать, якобы из-за плохих вестей из его деревни. Внезапное решение удивило всех в доме, Басистов был откровенно расстроен. Рудин оставил длинное письмо к Наталье, которое она прочла и расплакалась. Однако никому она не показывала своих чувств. Жизнь в поместье вернулась в прежнее русло.

Как показывает Тургенев, Рудин при отъезде чувствует себя прескверно.

Глава 12

Прошло 2 года. Липина вышла за Лежнева, у них родился ребенок. Наталья согласилась выйти за Волынцева. Речь зашла о Рудине, о нем мало что слышно.

Как изображает Тургенев, Рудин почти совсем исчез из жизни этого общества.

В тот же день виновник переполоха едет по проселочной дороге. Однако на станции не оказывается лошадей. Но можно уехать в другую сторону. Рудин соглашается.

Эпилог

Роман «Рудин», краткое содержание которого дает лишь сжатое представление о страданиях героя, заканчивается эпилогом.

Спустя несколько лет в гостинице встречаются Рудин и Лежнев. Оба здесь проездом и должны в скором времени уехать каждый в свою сторону. Они решают вместе пообедать. Рудин начинает рассказывать о себе. Он сменил уже много мест работы: был домашним секретарем, мелиоратором, учителем. Однако чем бы он ни занимался, его везде подстерегала неудача. Ему даже начало казаться, что его преследует злой рок, несчастливая судьба.

Лежнев не утешает товарища, но и не критикует. Может быть, говорит он, Рудин исполняет свое высшее назначение - разжигать в сердцах страсть, бороться за истину, убеждать в ней других.

Роман «Рудин» заканчивается трагически. 26 июля 1848 г в Париже, когда восстание «национальных мастерских» было почти подавлено, войска брали одну из последних баррикад. Защитники ее, чувствующие скорое поражение и потерявшие мужество, разбегались. Вдруг на вершине показался высокий седой человек со знаменем в руках. Мгновением позже он упал лицом вниз: пуля прошла сквозь сердце.

«Поляка убили!» - прокричал кто-то. Этим поляком и был Дмитрий Рудин. Краткое описание его гибели дает автор.

вошел в кружок натуральной школы и написал физиологический очерк в стихах «Помещик», а затем перешел к прозе. К этому времени им уже написаны рассказы «Андрей Колосов», «Бретёр», «Дневник лишнего человека». Именно Тургеневу принадлежит термин «лишний человек». Были написаны рассказы «Записки охотника», в которых Тургенев страстно выступает против крепостного права. Почему же Тургенев обратился к этому новому для себя жанру? Обычно, роман как жанр появляется в кризисной, переломной эпохе, когда важна не только и не столько единственная человеческая судьба, но когда важна судьба самой эпохи, страны, когда важно определить, куда же движется сама история. Середина 50-х годов - кризисное время для России: Россия оказалась втянута в Крымскую войну, которую она проиграла самым позорным образом (рис. 4).

Рис. 4. Двадцатый пехотный полк в сражении при Инкермане (Д. Роуландс) ()

Мы лишились Севастополя, Черноморского флота. В какой-то момент под дулами вражеских орудий оказался сам Петербург. Таким образом заканчивалось тридцатилетнее царствование Николая І (рис. 5).

Рис. 5. Император Николай І ()

Теперь стало всем очевидно: стране необходимы реформы. Но кто будет проводить эти реформы? Тургенев, как замечают критики, всегда отличался необычайной чуткостью к социальным вопросам. Он часто ставил перед обществом такие вопросы, которые оно только начинало осознавать. И в первом же романе, «Рудин», он ставит вопрос: откуда придут реформаторы? Откуда взять честных, мужественных, образованных, решительных героев-реформаторов? Ведь в России на протяжении многих десятилетий отсутствовала не только политическая, но и общественная жизнь: журналы подвергались беспощадной цензуре. И вот Тургеневу приходит в голову идея своеобразного эксперимента: героем эпохи, может быть, окажется лишний человек, который нам известен по литературе предыдущей эпохи, такой, как Онегин (рис. 6),

Рис. 6. Образ Евгения Онегина (Л. Тимошенко. Ил. к роману «Евгений Онегин») ()

как Печорин (рис. 7)

Рис. 7. Печорин (П. Боклевский. Ил. к роману «Герой нашего времени»).

как герой романа Герцена «Кто виноват?» Владимир Бельтов (рис. 8)

Рис. 8. Бельтов и Любовь Александровна (Ил. к роману «Кто виноват?») ()

«Лишний человек» - это интеллигент, интеллектуал, дворянин, образованный, умный, честный человек, который остро ощущает все несправедливости жизни. Это и есть положительный герой-деятель.

Как видим, сам роман назван по имени главного героя, но любопытна композиция тургеневского романа: в первых двух главах мы главного героя не увидим. Первая глава посвящена российской деревне. Молодая женщина, в белом кисейном платье, с кружевным зонтиком, очаровательная Сашенька Липина идет в деревню, чтобы оказать помощь крестьянам. Деревня как будто вымерла. С одной стороны, это понятно: лето - самая пора сельской страды. Но впечатление безотрадное: полуразвалившиеся избы, тишина. Сашенька заходит в избу и видит там несчастную умирающую старуху, которой помочь уже ничем нельзя. И если в деревню она шла в радостном и светлом настроении, то, когда возвращается, грустнеет и мрачнеет. Читатель должен понять: русская деревня доведена до крайности. Еще один важный момент романа: произведение будет об интеллигенции, а страна - крестьянская. Огромная, несчастная, крестьянская страна. Можно ли в ней вообще что-нибудь сделать?

Рис. 9. Наброски портретов Пандалевского и Басистова с выписками их характеристики из романа «Рудин» ()

Прежде всего, мы видим некого Пандалевского, который то ли шпион, то ли домашний конфидент в имении богатой петербургской и московской барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Она считает себя демократкой, которая хочет жить в деревне по-прежнему интеллектуальной жизнью, поэтому устраивает у себя что-то вроде светского салона. Пандалевский - один из постоянных посетителей этого салона.

Затем мы видим Басистова. Кстати, это первый в русской литературе подробный портрет разночинца. Это домашний учитель младших детей Ласунской. У него крупный нос, крупные губы, маленькие глаза, внешность и манеры отнюдь не дворянские. При этом он человек умный, честный, глубоко порядочный. Пока он еще не определился, ему только 22 года, он окончил курсы в университете и служит домашним учителем, хотя понятно, что ему хотелось бы жить совершенно другой, более осмысленной жизнью.

Дальше мы видим, как постепенно в салоне собираются гости. Еще один примечательный персонаж - Пигасов, некий Мефистофель сельского разлива. Бедный, озлобленный, но достаточно умный дворянин, который постоянно шутит. Его шутки то острые, то туповатые, но главным объектом этих шуток являются женщины.

Кроме того в салон Дарьи Михайловны постоянно приходит Волынцев. Человек умный, честный, серьезный, может быть, немого недалекий. Он брат Сашеньки Липиной. Ходит он к Дарье Михайловне потому, что влюблен в ее старшую дочь Наталью.

Наконец, мы видим Наталью Ласунскую и понимаем, что это одна из главных героинь романа. В ней есть что-то настоящее, чистое, честное, серьезное. Мы видим, что человек этот не совсем обыкновенный. Ей 17 лет. Обычно, дворянские барышни в этом возрасте уже заканчивали образование и начинали выезжать в свет, а Наталья читает серьезные книги, например, историю крестовых походов. Но девушка не удовлетворена своей жизнью, она хочет чего-то большего.

Таким образом, автор подает экспозицию романа. И только после двух глав описания других персонажей Тургенев показывает главного героя, особенным образом выделив его появление: входит швейцар и объявляет: «Дмитрий Николаевич Рудин». Тургенев сразу же дает портрет героя, причем психологический. Это второй психологический портрет в русской литературе, первый мы найдем в романе Лермонтова «Герой нашего времени», где тщательно описан Печорин. Вслед за чертами облика идет психологический комментарий, вывод из которого читатель должен сделать сам. Рудин высок ростом, широкоплеч, у него густая шевелюра, смуглый цвет лица, у него руки велики и красны, хотя прекрасные темно-синие глаза блестят каким-то жидким блеском, его одежда немного узка ему. Из этого можно сделать вывод, что облику Рудина не хватает гармоничности. Рудин сразу же начинает говорить, и говорит он прекрасно, вдохновенно (рис. 10).

Рис. 10. Рудин у Ласунских (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Далее Тургенев подробно рассказывает, какое впечатление произвели речи Рудина на окружающих. Дарья Михайловна в восторге и безумно рада появлению такой жар-птицы. Пандалевский недоволен, поскольку его место хочет занять другой. В восторге и Басистов, он не спит всю ночь, пишет другу вдохновенное письмо, он наконец-то понял, как следует жить. Не спит и Наталья, потому что влюблена. Но интересно то, что мы не видим, что именно говорит Рудин, и это не случайно. Тургенев не мог впрямую написать речь своего героя. Во-первых, еще существовала цензура, а во-вторых, ему и не нужно писать эти речи, достаточно несколько слов, брошенных вскользь. Конечно же, Рудин говорил о неких общих законах, которыми должна следовать жизнь, о прогрессах, об истории и проч. В облике Рудина есть еще одна важная для оценки героя черта: тонковатый голос. С одной стороны, эта черта показывает дисгармоничность облика Рудина. С другой стороны, Тургенев подарил герою черты собственного облика: рост Тургенева был 1 м 92 см, а голос при этом несколько высоковат, над чем часто посмеивались друзья. Делая героя близким к себе внешне, Тургенев намекает на некую внутреннюю близость.

Кто же такой Рудин? Он не просто болтун-говорун, это оратор, мыслитель, философ, он выходец из философских кружков, человек серьезный, глубоко образованный, человек слова. Но способен ли он на какие-то действия? Все, что происходит в третьей главе, дает нам ясное представление о том, что случится дальше. Разумеется, Наталья отчаянно и безоглядно влюбится в Рудина идеологической любовью, т. е. не в самого Рудина, а в его слова. Конечно, Рудину льстит это чувство молодой, чистой, неопытной девушки, но он сам не отдает себе отчет в том, действительно ли он влюблен и нужна ли ему эта любовь. В какой-то момент он вызывает Наталью на откровенный разговор, и она объясняется ему в любви сама (рис. 11).

Рис. 11. Наталья и Рудин (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Рудин счастлив, но его снова накрывает рефлексия, он вновь размышляет над тем, действительно ли он счастлив, то ли это, что ему нужно и т. д. Таким образом, мы видим, что в самый ответственный момент жизни герой не способен ни на какие естественные поступки, он должен все обдумать, а в этом коренится некая опасность.

Разговор Рудина и Натальи подслушивает домашний шпион Пандалевский, и, таким образом, разражается грандиозный скандал. Дарья Михайловна говорит, что скорее умрет, чем выдаст замуж дочь за Рудина, а Наталья отвечает, что сама скорее умрет, если выйдет за кого-нибудь другого. На последней встрече Натальи и Рудина девушка озвучивает все чувства и мысли, и мы видим, что ради любви она готова на многое. Но Рудин сомневается и предлагает покориться. Наталья разочарована таким расхождением слов и дел, и герои расстаются.

Итак, Тургенев поставил эксперимент: способен ли на серьезные действия, способен ли стать героем деятель, пришедший из среды философских кружков 30-х гг. Но эксперимент дал отрицательный результат. Рудин способен только красиво говорить, действовать он не способен вообще.

Дальше роман приобретает несколько другой оборот: проходит два года, и некоторые из героев романа собираются вместе. Они вспоминают Рудина, и Басистов иронизирует: «Рудин - гениальная натура!» Ему возражает Лежнев: «Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура... В том-то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет...»

Но в тоже время героя оправдывают. Лежнев - персонаж, который когда-то учился вместе с Рудиным, который осуждал его за актерство, позерство, неумеренные амбиции, за то, что он живет недостаточно морально чисто: любит жить за чужой счет и не беспокоится об этом. Теперь вдруг этот Лежнев говорит, что рудины нужны, потому что такие не дают обществу заснуть. В условиях, когда в обществе ничего нельзя сделать, пусть хотя бы звучат разумные и честные речи.

Итак, это первый эпилог. Затем следует эпилог второй. Поздний вечер, осень, суровый холодный ветер, и постаревший Лежнев встречает Рудина на постоялом дворе. Рудин выглядит почти нищим и стыдится подойти к Лежневу. Но Лежнев рад встрече, и тогда растроганный Рудин рассказывает о том, что с ним произошло за последние пять лет. Рудин пытался действовать, но ему это не удалось трижды.

Первая попытка была связана с тем, что нашелся некий меценат, владелец сельских угодий и крепостных крестьян и любитель науки, который пригласил Рудина к себе для проведения преобразований, необходимых для сельской жизни. Но прожил Рудин здесь недолго. Достаточно было одной оскорбительной сцены, чтобы Рудин бросил это хлебное место.

Вторая попытка действовать - это попытка устроить бизнес. Но понятно, что одинокому и порядочному Рудину это не удается. Его обманывают подрядчики, и на этом он теряет остатки своего капитала.

Последнее его приключение показывает героя немного с другой стороны. Он устраивается учителем в гимназию, дети в восторге от его лекций, но возникает стена, которая обычно возникает перед теми, кто пытается действовать всерьез. Сначала ему предъявляют претензии его коллеги, которым кажется, что лекции Рудина слишком яркие и опасные, затем происходит скандал с начальством гимназии, и, наконец, тяжелое объяснение в полиции. И вот Рудин сослан под надзор полиции в свою деревню, которой скорее всего, нет.

Лежнев говорит Рудину, что с его талантом он мог бы жить безбедно и беспечально, но он предпочел честную и суровую бедность, а это знак высокой души. Лежнев говорит Рудину и о том, что тот всегда может найти прибежище помощь и защиту у него в имении. Друзья расстаются, и следы Рудина теряются.

Третий эпилог говорит о том, что произошло еще через несколько лет. Это 1848 год, Франция, баррикады, большинство защитников последней баррикады уже бежало, правительственные войска готовятся к последнему штурму (рис. 12).

Рис. 12. Революция 1848 г. (Альфонс де Ламартин) ()

И в этот момент на вершину баррикады поднимается тощая, нескладная фигура. Человек одной рукой размахивает знаменем, а другой рукой держит старую, затупившуюся саблю. Раздается выстрел, человек падает. Этим человеком был Дмитрий Рудин. Когда-то Рудин признавался Наталье, что, может быть, погибнет за то, во что толком не верит. Тем не менее, он погибает героически. Герой не только оправдан, но и возвеличен.

И вот мы видим, что герой, представитель дворянской интеллигенции, не способен возглавить реформы в России. За десятилетия бесплодной и глухой борьбы такие герои привыкли только говорить - действовать им не давали. В то же время эти люди важны для определенного этапа развития страны: они не давали стране заснуть. Таким образом, эксперимент дает результат отрицательный, но очень важный для понимания общественной обстановки в России.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал licey.net ().
  2. Интернет-портал Russkay-literatura.ru ().
  3. Библиотека ().

Домашнее задание

  1. Проанализируйте роман «Рудин», определите новшества Тургенева.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Рудина, Онегина, Печорина, Бельтова. Сопоставьте сходные и различные черты.
  3. * Напишите сочинение-размышление на тему: «Рудины в современном мире».