Во время своего пребывания в Италии Карл Брюллов написал один из самых загадочных портретов. «Всадница» вызвала множество споров о том, кого на самом деле изобразил художник – свою возлюбленную графиню Ю. Самойлову или же ее воспитанниц Джованину и Амацилию.



Картину Брюллову заказала его возлюбленная, графиня Юлия Павловна Самойлова – одна из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Граф Ю. Литта – второй муж ее бабушки, графини Е. Скавронской, – оставил ей огромное состояние. Из-за развода, скандальной репутации и дерзкого поведения в беседе с императором Самойловой пришлось покинуть Россию и переехать в Италию. Там она жила на широкую ногу, покупала виллы и дворцы, устраивала приемы. У нее собирался весь цвет итальянского общества: композиторы, художники, артисты, дипломаты. Частыми гостями графини были Верди, Россини, Беллини, Пачини.



Для своих вилл Самойлова часто заказывала скульптуры и картины. Одной из них стал парадный портрет, выполненный Брюлловым. Коллекция графини пользовалась в Италии большой популярностью: нередко ценители искусства специально приезжали в Милан ради того, чтоб увидеть ее собрание картин и скульптур.



К. Брюллов написал «Всадницу» в 1832 г., тогда же картина экспонировалась на выставке в Милане. «Всадница» имела большой успех в Италии. В газетах писали: «Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».



Разногласия по поводу того, кто же был изображен на портрете, породил сам художник. Самойловой в 1832 г. было около 30 лет, а изображенная на портрете девушка выглядит значительно моложе. Но она не похожа и на юных воспитанниц графини, изображенных на других портретах того времени, в частности, на портрете Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, созданном в 1834 г.



40 лет картина находилась в собрании Самойловой. Незадолго до смерти, полностью разорившись, графиня была вынуждена ее продать. В 1893 г. «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи как портрет графини Ю. Самойловой. Долгое время считалось, что именно она изображена в образе всадницы. Однако позже искусствоведам все же удалось доказать, что на картине – не сама графиня, а ее воспитанницы Джованина и Амацилия, и что именно эта работа упоминается в личных записях художника под названием «Жованин на лошади». В пользу этой версии служит и портретное сходство изображенной на других картинах Юлии Самойловой и ее воспитанниц.



Брюллов писал портреты графини Самойловой неоднократно, и на всех картинах чувствуется его теплое отношение к позирующей. А. Бенуа писал: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели...».



Джованина и Амацилия были приемными дочерьми Самойловой, хотя официально они удочерены не были. Есть версия, что Джованина – это племянница второго мужа Самойловой, оперного певца Перри, рожденная вне брака. По другой версии, обе девочки были дочерьми композитора Пачини. Своих детей у графини не было, и она взяла на воспитание Джованину и Амацилию.

Тайны жизни и гибели древнего города: за что боги покарали Помпеи

Карл Павлович Брюллов - один из известных русских мастеров живописи. Акварелист, приверженец академизма 19 столетия. В 1822 году послан с миссией в Италию, цель поездки - сбор финансовой помощи Общества поощрения художников. Мастер создал творение под названием «Всадница». Изображён портрет Амалиции Пачини, Джованины - подопечных графини Самойловой. Интересующиеся тем, кто написал картину «Всадница», нередко встречают другую интерпретацию названия - «Амазонка». Сочинение увидело свет в 1832-м.

История картины «Всадница»

Создать творение просила Ю. Самойлова. Художника знали как близкого друга красавицы. Фамилия возлюбленной заметна на полотне (обратившим внимание на собачий ошейник). Предположительно, знакомство молодых людей произошло в Италии. Юлия заказала исполнителю портрет подопечных. Амалиция (младшая девочка) - дочка композитора Джузеппе Пачини. Интересный факт: ранее оперное произведение данного музыкального автора «Последний день Помпеи» сподвигла Карла к сотворению одноимённой работы.

Картина создавалась на вилле (окрестности Милана). Работа показывалась в миланской галерее Брера. Полотно мгновенно получило массу рецензий, позитивных и негативных. Газетные издания Италии называли Карла непревзойдённым мастером кисти. Сравнение проводили с Рубенсом, Ван Дейком. Критики отмечали: лицо наездницы безжизненно, просто без эмоций застыло. Описание работы заключалось в следующем: главная героиня чересчур вольготно восседает верхом. Нивелируется ощущение скорости, представление динамики.

Четыре десятилетия работа была частью собрания графини. Юлия была богата, покупала и продавала дома, поместья, произведения искусства. Но к концу жизни ситуация изменилась. Незадолго до смертного часа (1872-й), Юлия, уже разорённая, продала работу парижским ценителям искусства. Судьба привела творение Брюллов Карла — «Всадницу» в Петербург. В 1874-м сообщено письмом Третьякову: картина продаётся. Третьяков опоздал с приобретением, однако в 1893-м желаемое пополнило собрание.

Согласно немалому количеству предположений, полотно изображает графиню Самойлову. Специалисты опровергли предположение. Написана иная представительница прекрасного пола. Репродукция картины «Всадница» Брюллова размещена Государственным Русским санкт-петербургским музеем. Работа продолжает получать множество откликов.

Описание картины «Всадница» Брюллова

Центральная фигура - Джованина, заправляющая великолепным скакуном. Красавица самоуверенная. Это заметно в позиции: сидит, держа спину прямо, подняв голову, пусть даже лошадь гарцует. Джованина возвратилась с прогулки, что выдаёт небольшой румянец, тронувший щёки. Выражение лица немного отрешённая. Одежда красавицы модная: светло-голубые тона, тёмно-зеленая вуаль, развеваемая ветром.

Полотно пронизана динамикой: конь вздыбился, собака бежит навстречу. Амалиция на балконе. Девчушка услышала конный топот. Лицо девчушки выражает одновременно восхищение и опасение. Малышка заворожена юной наездницей, сестра обожаема. Амалиция одета невычурно: кружевные панталоны, домашнее платье розового цвета. Настоящее чувство восхищения, по-детски непосредственное, придаёт некоторой мягкости портрету надменной красавицы.

Сколько животных на картине «Всадница»? 3 - 2 собаки и конь. Фон полотна - тенистый парк. Деревца колышутся от значительного ветра. Небеса затягиваются грозовыми тучами. Карл, как немалое количество творцов, использовал классическую форму формирования парадного портрета - треугольную. Подход характерен для работ Рубенса, Тициана, Веласкеса, Ван Дейка. Силуэт наездницы и лошади образует треугольник. Но художник нарушает традиционный подход: появляется новая фигура. Необычное дополнение - лохматая собака. Присутствие животного создаёт впечатление: перед героями картины пространство. Тогда конный портрет не обходился без присутствия всадника как венценосной особы. Карл нарушил постулат. Молоденькая воспитанница его любимой восседает в царственной позе на вороном коне.

Картина переполнена радостью от встречи после небольшого по времени отсутствия. От созерцания работы великого художника перехватывает дыхание. Зритель попадает в радостную атмосферу. Карл профессионально представил атмосферу, бывшую тогда в поместье любимой женщины, графини Юлии Самойловой.

Полотно Карла небезосновательно выбрано образцом портретной живописи 19 столетия. Автор картины «Всадница на коне» создал безупречные пропорции. Зрителям представлено непревзойдённое единение красок, детали проработаны. Посетители галереи могут в полной мере насладиться искусством, пронесённым сквозь годы.

Категория

Публикации раздела Традиции

Русские амазонки

О браз бесстрашных амазонок оставил след в истории моды: так назвали женские костюмы для верховой езды. Первые ансамбли появились во второй половине XVII века. Вспоминаем, как русские дамы начали носить жакеты и камзолы, какого покроя шили юбки для езды верхом и какие мелочи для безупречного образа нужны были наезднице .

Камзол, сертук и амазонка

Георг Христоф Гроот. Великая княгиня Екатерина Алексеевна в охотничьем костюме. 1740-е. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Карл Брюллов. Императрица Александра Фёдоровна и ее дочь Мария Николаевна на прогулке в Петергофе. 1837. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С одной стороны, костюм для верховой езды должен был соответствовать моде, с другой - быть функциональным и удобным. Женщины нашли выход: они стали заимствовать элементы мужского костюма : кафтаны, камзолы и шляпы-треуголки. Кафтан - одежда длиной до колен, сильно приталенная, с длинными рукавами и широкими манжетами с отворотами. Камзол - похожего кроя, но обычно без рукавов. Правда, вместо коротких мужских штанов женщины надевали длинные пышные юбки. В коллекции Оружейной палаты хранится маскарадный костюм Екатерины I 1720-х годов. Такие часто носили на верховых прогулках. Он дает представление о том, как могла выглядеть всадница: кафтан и юбка из голубого бархата, белый, с пестрой вышивкой шелковый камзол, шляпа со страусиными перьями и перчатки.

В 1780-х годах в моду вошли рединготы. В России их называли «сюртуками» или «сертуками». Само название происходит от английского riding coat - костюм для верховой езды. Рединготы, похожие на платья или длинные жакеты, шили в строгом «мужском» стиле - с лацканами и манжетами, без вышивки и пышной отделки. Как и в остальной Европе, рединготы у нас вошли в повседневную жизнь. Их надевали не только для верховой езды, но и для пеших прогулок, визитов. При российском дворе они даже играли роль полупраздничных нарядов.

Екатерина Великая ввела такую форму одежды как мундирное платье . Начиная с ее правления и вплоть до 1917 года женщины императорской семьи несли шефство над воинскими подразделениями. В дни полковых праздников они надевали специальные платья, напоминавшие военную форму, - в цвет формы подшефного полка. Эти дамские мундиры шили по принципу костюмов для верховой езды.

На рубеже XVIII–XIX веков женская мода сильно изменилась. Из гардеробов временно исчезли жесткие корсеты и пышные юбки. Длинный редингот с завышенной талией поверх легкого платья - такой простой и удобной была одежда для конных прогулок в начале века. Однако позже дамы вновь вернулись к силуэту «тонкая талия - пышная юбка». К середине века сформировался костюм-амазонка - сложный ансамбль со множеством деталей. Главным его элементом была широкая юбка особого покроя.

Говоря об амазонках, нельзя не упомянуть Амазонскую роту. Ее собрал князь Потемкин, чтобы торжественно встретить Екатерину II во время ее поездки в Тавриду весной 1787 года. Отряд состоял из 100 «амазонок» - жен и дочерей балаклавских греков. По воспоминаниям их «предводительницы» - Елены Сардановой - дамы были одеты «в юпки из малиноваго бархата, обшитые золотым галуном и золотою бахрамой, курточки зеленаго бархата, обшитые также золотым галуном; но головах тюрбаны из белой дымки, вышитые золотом и блестками, с белыми строусовыми перьями» . Красный и зеленый были цветами Преображенского полка.

Как выглядела амазонка, зависело от модных тенденций и цели выезда. Для прогулок на природе надевали костюмы попроще, для выезда в Летнем саду Петербурга или в Петровском парке Москвы - элегантные наряды, на охоту - более строгий вариант. От роскошных бархата и шелка модницы постепенно отказывались в пользу более практичных и износостойких - сукна и шерсти. Если в первой половине века цвета костюмов для верховой езды еще бывали яркими, то во второй цветовая гамма потемнела. Дамы предпочитали черные, темно-синие, серые, зеленые, коричневые оттенки; летом допускались светлые.

Жакет до седла и юбка «с коленом»

Обычно жакет шили не длинный: до юбки или до седла. Более длинные модели отличались особым сложным кроем, ведь они должны были не морщиться и не мяться при езде. Сзади жакет соединялся с юбкой при помощи крючков и петель: так во время езды юбка не сдвигалась и блузка не выбивалась из-под нее. Всадница должна была выглядеть безупречно! В холодное время года поверх жакета надевали дождевик или пальто в том же стиле.

Юбки шили с учетом езды боком, в дамском седле, с двумя луками и стременем с левой стороны. Поэтому правая сторона юбки была длиннее левой - она закрывала ноги и ниспадала еще ниже. Даже в 1830-х, когда дамы носили платья, открывая щиколотки, амазонки должны были полностью прятать ноги. Конечно, ездить в такой длинной юбке было опасно. Однако нередко одеяния свешивались до самой земли. Только к самому концу XIX века из-под них наконец показались носки обуви.

Обычно юбки создавали из более плотного материала, чем жакеты. В подол вшивали утяжелители, например песок или охотничью дробь, а с внутренней стороны - специальные петли, в которые всадница продевала ноги. Это гарантировало, что юбка не будет задираться. Амазонку нередко носили и во время пеших прогулок. Придерживать тяжелую длинную юбку рукой было неудобно. Поэтому ее подбирали повыше и закрепляли пуговицами, петлями и «пажами» - специальными зажимами, которые крепились к поясам.

С годами крой юбок менялся. Самый старинный и самый простой - закрытая «обычная». Она же и самая небезопасная из-за большого количества ткани, в которой можно было запутаться, падая или прыгая с лошади. В 1880-х появилась новая разновидность - юбка «с коленом»: такой крой позволял уменьшить количество ткани и сохранить силуэт. Полуоткрытую юбку шили с вырезом под правым коленом. А самой удобной и одновременно самой дерзкой с точки зрения общественной морали была юбка-фартук, которая появилась в последней трети XIX века. Сшитая из одного или двух полотнищ ткани, она выглядела традиционно, когда дама сидела верхом. Однако на самом деле это был фартук, открывающий ноги сзади. Такое одеяние носили с удлиненным жакетом и бриджами или панталонами.

Впрочем, штаны надевали и под обычные юбки. Без них было не обойтись, когда в 1870-х дамы начали отказываться от нижних юбок. Панталоны под амазонку надевали более длинные, со штрипками внизу, чтобы удержать их на месте. Облегающие бриджи немного заходили за колено. И то и другое шили обычно из той же ткани, или хотя бы того же цвета, что и саму амазонку.

Аксессуары к костюму для верховой езды

Владимир Гау. Великая княжна Екатерина Михайловна. 1847. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Журнал «Модный свет». №11. 1886

Костюм для верховой езды был сложным ансамблем из множества предметов одежды и аксессуаров. Это была настоящая экипировка наездницы - в наряде было продумано абсолютно все. Замшевые или кожаные перчатки, изящный хлыст с фигурной рукоятью, съемные воротники и манжеты, носовые платки и галстуки, запонки и карманные часы...

С амазонкой обычно носили сапоги - высокие или укороченные. Для неформальной поездки можно было надеть высокие ботинки с гамашами или крагами. Популярным материалом для обуви была лакированная кожа. До 1880-х штиблеты надевали того же цвета, что и юбку. И штиблеты, и ботинки носили исключительно в сочетании с длинными панталонами. Шпоры на дамской обуви тоже были, но колесики делались гладкими, чтобы не порвать юбку.

Белье под костюм для верховой езды всадницы надевали обычное: сорочку, корсет, нижние юбки. В эпоху, когда тонкая талия была одной из главных деталей женской красоты, для езды верхом дамы все-таки старались не утягиваться слишком туго. Ближе к концу века в обиход вошли облегченные спортивные корсеты, более легкие и гибкие. Под жакеты надевали или блузку, или небольшую вставку-шемизетку - по принципу манишки; в ансамбль мог входить и жилет.

Волосы убирали в простую гладкую прическу, чтобы они не растрепались при езде. Выбор головного убора зависел от моды и обстоятельств. Это могла быть широкополая соломенная шляпа или фетровая шляпка. Одним из самых элегантных вариантов стал черный шелковый цилиндр наподобие мужского. Отделка соломенных и фетровых шляпок всегда была сдержанной. Например, репсовые ленты, перья или длинные, до пояса, шарфы, которые эффектно развевались при быстрой езде. Головной убор закрепляли - сначала с помощью тесьмы, а позднее резинки. Это давало возможность не придерживать его рукой. А для защиты лица от пыли и солнца к шляпам крепили вуали.

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры.

«Всадница» - одно из известнейших полотен написанное в Италии в 1832 году. Брюллов смог передать в данном портрете всю красоту и мощь молодости воспитанницы графини Самойловой – Джованины Паччини.

Глядя на картину сразу бросается в глаза мощь лощеного черного красивейшего коня. Видно, что конь с характером и именно это подчеркивает некую невинность девушки, которая его укротила. Видно, что конь ей поддался и с крепкой надежностью держит ее в седле. Девушка ловко справляется с его норовом и тормозит его не дав сделать рывок, и тушит его темперамент.

Рядом на балконе стоит маленькая и весьма красивая девочка. У нее красивые локоны и большие выразительные глаза, одета она в нежное платьице. Она услышавшая цокот копыт скакуна, вышла посмотреть на него и на свою сестру. На ее лице виден восторг от молодой и красивой всадницы, которая так лихо справляется со строптивым конем. Сама же всадница одета в красивое бело-голубое платье, которое ей так к лицу. Именно изображение этой девочки смягчает всю картину. Она не дает быть ей слишком надменной.

Вглядываясь дольше, можно увидеть большого и лохматого пса рядом с конем. Этот пес не случайно написан на этом полотне. Именно он придает картине трехмерное пространство, а не просто плоскость. На заднем фоне можно увидеть красивый и богатый дом, который наверняка принадлежит девушкам. Этот дом украшен арками и колонами. Скорее всего, они принадлежат дворянской семье. Так же художник четко передал настроение самой погоды. Если всмотреться в изображенные деревья и небо, можно увидеть надвижение грозы, а может даже и бури.

Брюллов использует необычное сочетание цветов в данной картине. Он умело сочетает красные оттенки с коричневыми и практически черные – с нежно-голубыми и белыми.

Картина передает один из самых ярких и запоминающихся моментов из жизни молодых красавиц. Полотно полно эмоций, которые передаются зрителю.

Сочинение описание картины Всадница Брюллова

Центром картины являются люди и животные. На красивом вороном жеребце, по-женски восседает не менее прекрасная всадница. Видно, что она отлично владеет приёмами верховой езды. Лошадь резко остановили, натянув поводья. Поэтому, она встала на дыбы, но наездница сидит в седле, как вкопанная. Несмотря на то, что седло женское и в нём труднее держать равновесие, чем в мужском, да ещё и в шикарном белом шёлковом платье.

У коня два копыта с правой стороны, переднее и заднее, как - будто в белом носочке. На дворе поздний вечер, поэтому, чёрная лошадь и белая юбка платья ярко контрастируют друг с другом. На руках у дамы надеты светлые перчатки. Её модный туалет дополняет роскошная темно-зелёная шляпа с вуалью, которая всё ещё продолжает лететь по ветру. Тёмно-русые волосы собраны в модную причёску в виде локонов. Они обрамляют её прекрасное лицо. Дама не улыбается, она молчаливо и сосредоточено подъезжает к крыльцу дома. Она - образец утончённых манер и выдержки.

Услышав ржание лошади, из дома выбегает маленькая черноволосая девочка в сопровождении небольшой охотничьей собаки. Судя по длинному носу и длинным лапам, это борзая. У неё на шее коричневый ошейник с блестящей брошкой или пряжкой. Девочка одета в светло-розовое платье, такого же цвета штанишки с оборками. Наряд дополнен белыми чулочками и зелёными туфельками, застёгнутыми крест - на - крест на ножке. Девочка обращается к всаднице с вопросом или восклицанием. Левой рукой она держится за перила крыльца, а правая рука вытянута в направлении всадницы. Собака повернула голову к девочке.

Вторая собака коричневого цвета изображена рядом с разгорячённой лошадью. Возможно, это просто дворняжка. Но судя по тому, что на ней надет ошейник красно-коричневого цвета, это не простая дворовая собака. Может быть, она сопровождала всадницу на прогулке. Пасть у неё открыта. Она или собирается лаять, или тяжело дышит.

Возможно, всадница, наоборот, собирается на прогулку. Она резко натянула поводья, конь встал на дыбы. Собака сопровождает их громким лаем. Но всадница даже реагирует на её выпад. Воспитание и выдержка не позволяют дурных манер, особенно в присутствии девочки.

Действие картины происходит на фоне крыльца богатого поместья. Об этом свидетельствуют массивная арка с резной лепниной и сад. На заднем фоне видно небо в тучах, наклоненные ветви деревьев. В проёме арки видно что-то розовое - штора или это отсвет огня от горевшего камина.

Описание 3

Брюллов Карл Павлович – всемирно известный русский художник XIX века. Многие из его работ поистине являются признанными шедеврами, и одним из таких является динамичная «Всадница», которую мастер написал в Италии, где прожил несколько лет.

Главными персонажами полотна предстают две юные сестры, воспитанницы графини Ю. Самойловой. Центральное место занимает красивая старшая сестра Джованина Паччини, всеми силами пытающаяся остановить могучего разгоряченного бурого коня, натянув поводья. Ее навык, всадницы прекрасно наблюдается – Джованина безупречно сидит в седле и с первых секунд видно, что для нее это былое дело, ее опыт и смелость позволяют управлять конем, даже находясь в роскошном длинном в пол платье – амазонке цвета неба с кружевным воротником. На кудрявых волосах находится красивая черная шляпа с вуалью, которая развевается от скачки кони. Ее взгляд абсолютно спокойный, видно, что она отлично контролирует ситуацию. Лишь на щеках автор добавил небольшого румянца, который подчеркивает робость изящного женского пола.

Вороному коню, горячему по своей крови, приходиться подчиниться приказу своей наездницы и остановиться. При этом он проявляет истинную свою мощь, становясь на дыбы, а его ноздри раздуваются от большого потока воздуха. Возле коня автор нарисовал охотничью собаку, которая все не может отдышаться от конной прогулки. Видимо рысь скакуна была настолько быстра, что пес всеми силами пытался не отставать от своей хозяйки и теперь не может прийти в чувства и восстановить дыхание.

Позади, на балконе, мы видим совсем юную девочку – Амацилию, сестру грозной наездницы. Ее юный возраст отлично подчеркивает милое розовое платьице и детские панталоны с кружевами. Во взгляде девочки видно восхищение моментом, когда смелая старшая сестра овладевает конем и заставляет его остановиться на дыбы. Она гордится ею, а улыбка на устах передает нам всю радость по приезду сестры в родной дом. Благодаря такому образу, Брюллов хочет передать нам, что младшая очень любит свою сестру.

Мощный конь, динамичные движения сестер и ветер, который качает верхушки деревьев будто оживляют картину. Автору удалось сделать данным застывший момент поистине реалистичным.

4, 5, 8 класс

Описание настроения картины Всадница


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рыбак. Финляндия Маковского В.Е.

    Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.

В здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, в зале № 9, находится картина, не заметить которую трудно. Надпись под ней гласит: К. П. Брюллов, «Всадница». Она впечатляет размерами: наездница на великолепной лошади изображена в натуральную величину.

Еще больше поражает излучаемая полотном радость бытия и высочайшее живописное мастерство, с которым передана красота остановленного мгновения.

Великий Карл

Портреты его кисти хотели иметь богатейшие семьи Европы и России, колоссальная картина «Последний день Помпеи» впечатлила и западноевропейскую, и русскую публику. Великолепным достижением была названа и «Всадница». Брюллов Карл Павлович (1799-1852) стал одним из первых русских живописцев, получивших европейское признание. Ему был заказан автопортрет для галереи Уффици, а такие заказы получали художники, заслужившие славу подлинных мастеров.

Творивший в академическом стиле, Брюллов во время жизни в Италии проникся классическими образами великой живописи Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Природный дар и огромное трудолюбие сделали его великолепным рисовальщиком и виртуозным мастером цвета. Эти качества великого живописца были использованы для создания романтических образов, наделенных ярким сиянием абсолютной красоты. Картина Брюллова «Всадница» - жемчужина из целого итальянского ожерелья таких образов.

Итальянская красота с русской душой

Под южным небом Апеннинского полуострова художник провел один из самых счастливых и плодотворных периодов жизни. Пенсия, назначенная за успешное окончание Академии художеств, позволила Карлу Павловичу прожить в Италии 12 лет - с 1823 по 1835 год. Все произведения этого времени, в том числе и картина Брюллова «Всадница», пронизаны сильными эмоциями и душевным волнением молодости. Здесь он получил настоящее признание критиков и зрителей.

В следующий раз в Италию художник вернулся незадолго до смерти. В творчестве последнего этапа жизни сохранялась романтическая приподнятость, но все чаще дополняемая меланхолией и усталостью. Идеалу же одухотворенной женской красоты, который ярко выражен в работе «Всадница», Брюллов Карл Павлович остался верен до последнего часа.

Персонажи

Многие настоящие шедевры после рождения живут своей жизнью, часто меняя данное автором название. Картина Брюллова «Всадница» - из их числа. Выставленную в 1832 году работу художник обозначил как «Жованин на лошади». Джиованна Пачини и её младшая сестра Амацилия - сироты, судьбу которых обсуждало одно время все римское светское общество. Неожиданно их удочерила хорошая знакомая Брюллова - русская графиня Юлия Павловна Самойлова. Карл Павлович запечатлел Джиованну и на другом знаменитом полотне - блестящем парадном портрете, где она изображена вместе с приемной матерью и её арапкой.

Юлия Самойлова сама была для Брюллова любимой моделью, музой и настоящим другом. Он нашел в ней свой идеал внешней красоты и обаяния, не лишённый глубокого внутреннего содержания, и облик Самойловой он использовал в трагических образах гибнущей Помпеи.

Сюжет

Юная красавица подъехала на великолепной вороной лошади к дому. Чудесное животное еще не остыло после скачки по тенистому парку, виднеющемуся на фоне. Взбудораженный облик лошади, разгоряченность недавней скачкой, явственно слышимое фырканье и переступание копытами - всё это великолепно передает Брюллов. «Всадница» полна движения, в котором задействованы и выбежавшая навстречу девочка с изящной собачкой-левреткой, и пес, который вертится у лошадиных ног.

Двойной портрет двух знакомых ему людей создает художник Брюллов, «Всадница» полна физического ощущения волнения и радости жизни. И все-таки мы видим утонченное произведение, созданное по академическим рецептам. На фоне очень оживленного детского лица, выражающего полный восторг, лицо и поза наездницы чуть сдержанны и отстраненны, прекрасная вуаль изысканно замерла в воздухе, вечернее небо излучает таинственный свет, а антураж немного театрален.

Жанр

По всем признакам перед нами парадный портрет: большой размер, тщательно написанная одежда с изысканными переливами ткани, классическая красота и достоинство главной героини. Человек на лошади обычно всегда монументален, но как неожиданно подходит к жанру большого портрета Брюллов! «Всадница» насыщена и лирикой, и поэзией.

Портретное сходство и характерность несомненны, но как непосредственна в своей радости младшая сестра, как все-таки много сдерживаемых чувств в лице наездницы! Портрет-картина - так можно назвать «Всадницу».

Главная героиня кажется изысканной и утонченной, но тонкая рука в белой перчатке уверенно держит поводья - могучая сила и животная энергия лошади не выходят из-под контроля. Укрощение буйства нежной красотой - один из самых популярных символов эпохи романтизма.

Восхищает еще один аспект мастерства, который демонстрирует Брюллов. «Всадница» - выдающееся произведение внимательного и точного в деталях художника-анималиста. Как великолепно написаны животные! Собаки изображены с любовью настоящего знатока, незабываемы мощная мускулатура лошади под тонкой переливающейся кожей и её дикий, яростный глаз.

Настоящий романтик

И у него были недруги. Брюллова называли салонным художником, интересным только невзыскательной и пресыщенной публике, ведь у него всего так много - света, цвета, фактур. Да, у любого другого модели и сюжеты, использованные мастером, превратились бы в убожество и безвкусицу. Но он - гений, он - Брюллов! «Всадница», описание которой в виде текста представляет собой типичный заказной портрет для капризного богача с минимумом глубины и максимумом красивых тканей и породистых животных, у Карла Петровича - вдохновенный гимн детству и юности, красоте и здоровью, наполненности и счастью жизни.