Биография

Кир Булычёв (наст. имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934 - 5 сентября 2003) - один из известнейших советских писателей-фантастов.

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году - докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. Первый рассказ - «Маунг Джо будет жить» - опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» - псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен. Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей. Сценарист. Экранизировано более двадцати произведений. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». После вручения Государственной премии и был раскрыт псевдоним, ожидаемое увольнение не состоялось. Лауреат премии фантастики «Аэлита-97». Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище. В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи»

Кир Булычёв (Игорь Всеволодович Можейко)- известный советский писатель, сценарист, востоковед. Псевдоним взял с девичьей фамилии матери, Булычёвой Марии Михайловны и имени жены Киры. Свое настоящее имя Игорь Всеволодович сохранял скрытым до 1982 года.

18 октября 1934 г. родился Можейко в городе Москва. После школы, поступил в Московский государственный институт им. Мориса Тореза. Учебу окончил в 1957 г. , два года проработал в Бирме (государстве в Юго-Восточной Азии) переводчиком и корреспондентом АПН (Агентство Политических новостей). В родную Москву вернулся в 1959 г. и сразу поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР(Академии Наук СССР).

Является автором статьей для познавательных журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году Можейко завершил обучение в аспирантуре, и с 1963 года начал работать в Институте востоковедения, с уклоном на историю Бирмы. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Паганское государство (XI-XIII века)» которая была защищена в 1965 году. А в 1981 году защитил уже докторскую диссертацию на тему «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Игорь Всеволодович был достаточно известен в научном сообществе, особенно работами по истории Юго-Восточной Азии, так как уделил этому много своего времени. В 1961 году вышел в свет его первый рассказ - «Маунг Джо будет жить». Уже с 1965 года начал писать фантастику, первый фантастический труд - рассказ «Долг гостеприимства», издан как «перевод рассказа бирманского писателя Маун СейнДжи». Издано несколько десятков книг, и опубликовано сотни произведений. Занимался переводом на русский фантастических трудов американских писателей.

Можейко был также и сценаристом, более двадцати произведений было экранизировано. Является автором сценария к фильму «Через тернии к звёздам» и мультфильму «Тайна третьей планеты», за это был награжден Государственной премией СССР в 1982 году, после чего и был раскрыт его псевдоним. 31 мая 1997 г. в городе Екатеринбург получил награду в области фантастики «Аэлита-97».

На протяжении долгих лет тяжело болел, умер 5 сентября 2003 года, ему было 68 лет. Похоронен писатель на Миусском кладбище в Москве.

В 2004 году был награжден посмертно премией в области фантастической литературы им. Аркадия и Бориса Стругацких. Она присуждается за лучшее фантастическое произведение года, под фантастическим стоит понимать произведение, в котором писатель использует элементы невероятного, невозможного, сказочного. Кир Булычёв награжден в номинации «Критика и публицистика», за рассказ «Падчерица эпохи».

Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко) - советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист и учёный-историк, известный также произведениями других жанров (приключенческой, биографической, научно-популярной и научно-художественной литературы), один из ведущих и самых плодовитых авторов советской НФ 1960-2000-х гг. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Родился 18 октября 1934 года в Москве.
В 1957 году окончил Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме переводчиком на строительстве. В 1959, вернувшись из Бирмы, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Тогда же начал писать для журнала «Вокруг света» научно-популярные очерки, в связи с чем много ездил по стране.
С середины 1960-х - научный сотрудник Института востоковедения АН; автор многих монографий, научно-популярных и научно-художественных книг; доктор исторических наук. Печататься начал с 1960 г.
В 1965 г. Булычев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)» и стал работать востоковедом по специальности «История Бирмы». В научном мире он известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Первые НФ публикации - рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» (1965; напечатан как переводной, автором указан «бирманский прозаик Маун Сейн Джи») и подборка рассказов - «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 века Алисы Селезнёвой, с которой дебютировал в научной фантастике Булычев, принесли автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборник - «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990); ряд произведений экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Булычёва) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов.
Начатая свежо и талантливо - Булычёв умело заполнил долго пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то же время нравственно-«педагогической» науной фантастики для детей и подростков, - серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая пополняться новыми повестями по инерции; а кардинальные изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг. превратили образ «пионерки» коммунистического близкого будущего в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века - издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное коммерческое чутьё Булычева, ближе всех в советской НФ (исключая - по иным причинам - А. и Б. Стругацких) подошедшего к статусу автора-«бестселлериста».

Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Булычёв впечатляюще продемонстрировал ранними рассказами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединёнными в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972); выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантастическими событиями, часто поданными как умная пародия на штампы научно-фантастической литературы, - от «рутинных» высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания - в рассказе «Поступили в продажу золотые рыбки» (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия - в повести «Марсианское зелье» (1971); последняя экранизирована.
Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние рассказы - а впоследствии и объёмные повести - о жителях Великого Гусляра не принесли нового качества, была утеряна пародийная лёгкость, а на фоне политического «застоя» 1970-80-х гг. мягкий и вполне «безопасный» юмор Булычёва иногда начинал раздражать своей благостностью; несколько «осмелел» писатель только в конце 1980-х - повесть «Перпендикулярный мир» (1989) и другие «постперестроечные гуслярские» истории. Поздние произведения цикла составили сборники - «Великий Гусляр» (1987), «Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе» (1989), «Марсианское зелье. Самая полная летопись Великого Гусляра» (1990).

Разностороннее НФ творчество Булычёва не сводится к указанным сериалам. Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник «Люди как люди» (1975), определивший «экологическую нишу» Булычёва в отечественной НФ: камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров, юмор, ёмкий лаконичный язык интеллигентной «городской прозы»; другие произведения короткой формы составили сборники - «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990).
В ряде рассказов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в «Короне профессора Козарина» (1973), искусственного зрения - в рассказе «Глаз» (1978); в повести «Умение кидать мяч» (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована.

Ряд более традиционных «космических» повестей и рассказов Булычёва объединён одним героем - космическим медиком Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш. (На «Сегеже» писатель путешествовал как корреспондент журнала «Вокруг света» в 1967 г. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва - «Снегурочка» (1973), а также повести - «Великий Дух и беглецы» (1972) и «Закон для дракона» (1975). К циклу примыкает редкий в творчестве Булычёва роман «Последняя война» (1970) - одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете, куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция.
Из других произведений, связанных с освоением космоса, выделяются: психологическая новелла «О некрасивом биоформе» (1974), герой которой претерпевает полную биологическую трансформацию организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете; рассказы «Мир странный, но добрый» (1967; др. «Так начинаются наводнения») и «Хоккей Толи Гусева» (1972), в которых действие развертывается на планетах с необычными физическими, климатическими и экологическими явлениями. Повесть «Перевал» (1980), ставшая первой частью романа «Посёлок» (1988), - увлекательная «робинзонада» потомков потерпевших кораблекрушение на другой планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть «Подземелье ведьм» (1987), соединяющая элементы «космической оперы» и «героической фэнтези» и посвященная приключениям агента Земли на неблагополучной планете; с нею сюжетно связан роман «Агент КФ» (1984, 1986).

В середине 1980-х гг. за Булычёвым закрепилась репутация добротного мастера коммерческих научно-фантастических сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре), не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями обращением к «политике», но и не снижающего наработанного литературного уровня.

В девяностые годы прошлого века писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить тематику своих произведений, и эти попытки представляются заслуживающими внимания читателей и критиков. В повести «Смерть этажом ниже» (1989) рассказывается о катастрофе секретного химического завода в сибирском городе и о попытках местных властей скрыть информацию о тысячах жертв; сборник Булычёва - «Апология» (1990) - включает различные по уровню и тематике рассказы, напр., «Встреча под Ровно» (1990) - история тайной встречи Гитлера со Сталиным, причём оба диктатора оказываются на поверку инопланетянами, жестокими «воспитателями» земной цивилизации.

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева: повести «Меч генерала Бандулы» (1968) и романе «На днях землетрясение в Лигоне» (1980). Перу Булычева принадлежат также многочисленные переводы английской и американской научной фантастики и ряд сценариев фильмов в этом же жанре и в жанре «современной сказки» - «Через тернии - к звёздам» (в соавторстве с Р. Викторовым); опубликован в двух частях: «Дочь космоса» (1980) и «Ангелы космоса» (1981); «Комета» (в соавторстве с Р. Викторовым), «Слезы капали» (в соавторстве с А. Володиным и Г. Данелия; поставлен в 1982 г.), «Поляна сказок» (поставлен в 1988 г.) и другие.

Под псевдонимом Ю. Михайловский Булычёв сделал перевод повести Хайнлайна «Если это будет продолжаться...», а как Александр Ге был сделан перевод рассказа Саймака «Денежное дерево» для журнала «Искатель».

Начиная с 1989 г. К. Булычёв пишет большой роман «Река Хронос», который перерастает в цикл «Хронос», состоящий уже из нескольких романов.

На рубеже веков Булычёв продолжает писать как произведения с уже известными героями (циклы Алиса, Гусляр, Театр теней), так и другие произведения (в т. ч. циклы ИнтерГпол, Веревкин). В этот период талант писателя раскрывается в полной мере, он пишет детективы (цикл Лидия Берестова), стихи, пьесы, разноплановые повести и рассказы.

По произведениям Кира Булычёва сняты художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, выпущены диафильмы. Его произведения переведены на многие языки мира и народов бывшего СССР.

18 октября 1934 года родился известный советский писатель-фантаст, драматург и сценарист Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко). История семьи писателя могла стать сюжетом для увлекательной книги.

Отец писателя, Всеволод Николаевич Можейко, был из белорусско-литовских шляхтичей Можейко. После Октябрьской революции, когда ему едва исполнилось15 лет, он ушёл из дома и скрыв своё дворянское происхождение устроился учеником на завод. В 1922 году, в возрасте 17 лет, приехал в Петроград, где работал слесарем и учился на рабфаке. После поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году. В дальнейшем отец Игоря Всеволодовича занимал видные посты в советском государстве.

Мать тоже была из интеллигентной семьи и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. Ее отец, полковник Михаил Булычёв, был преподавателем фехтования Первого Кадетского корпуса.

После революции бывшая институтка стала сиротой. В 1921 году, когда ей было 16 лет, умерла приемная мать Марии Михайловны. Девочка зарабатывала на жизнь выступая спарринг-партнером на кортах во времена НЭПа, была работницей на фабрике Хаммера, работала шофером, закончила автодорожный институт. А затем поступила в Академию им. Ворошилова, после окончания которой в 1933 году получила звание военного инженера 3-го ранга и была распределена на должность коменданта Шлиссельбургской крепости, в которой в тогда размещался склад боеприпасов. Но после рождения сына Мария Михайловна ушла с военной службы.

Перед Отечественной войной родители будущего писателя развелись и мать повторно вышла замуж за крупного учёного в области фотографической технологии, доктора химических наук Якова Исааковича Бокиника, который был родом из Одессы. В новой семье родилась младшая сестра будущего фантаста Наталья. Но спокойную жизнь новой семьи прервала война. Отчим Игоря Всеволодовича пошел на фронт и погиб в Курляндии за 2 дня до Победы, 7 мая 1945 года. А мать писателя во время войны занимала должность начальника авиадесантной школы в г. Чистополь.

Жена, писателя, Кира Алексеевна Сошинская, архитектор по образованию. Она тоже писала фантастические произведения, а еще неплохо рисовала и была иллюстратором книг своего мужа. В 1960 году у пары родилась дочь Алиса, названая родителями в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». А затем имя дочери, Кир Булычев «подарил» и героине своих произведений – Алисе Селезневой.

Моим именем папа назвал свою героиню, вспоминала позже Алиса Всеволодовна. - Оно запоминающееся, так как встречается нечасто. А Селезнева - девичья фамилия моей бабушки. Отец любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей.

Начав писать фантастику Игорь Всеволодович придумал себе псевдоним, поскольку опасался, что руководство Института востоковедения (где он в то время работал) может уволить его за это «несерьезное» занятие. Большинство своих книг писатель подписывал псевдонимом «Кирилл Булычёв», который был образован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Через некоторое время имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.». А затем была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Ссвое настоящее имя писатель скрывал до 1982 года.

Все раскрылось, когда мне вручили за мои фантастические труды Государственную премию, и об этом сообщалось в «Правде», - рассказывал в интервью Игорь Всеволодович о том, как было раскрыто его «инкогнито». - Тут парторги засуетились, забегали - в институте ЧП: как так, научный сотрудник и такой несерьезной писаниной занимается. Пошли к директору, а тогда нашим руководителем был Примаков, нынешний премьер-министр. Он спрашивает у завотделом: «Он план выполняет?» «Выполняет...» «Ну и пусть дальше работает!»

Кратко о статье: Бытописатель Алисы Селезнёвой и Великого Гусляра не только оставил богатейшее фантастическое наследие, но и прожил три жизни. О Булычёве - ученом, писателе и кинематографисте рассказывает Андрей Щербак-Жуков.

Человек, проживший три жизни

Фантастика Кира Булычева

Именно случайности, большей частью невероятные, правят нашей жизнью.

Кир Булычев

Фотография А. Щербака-Жукова

Всего три с небольшим года назад, 5 сентября 2003, не стало Игоря Всеволодовича Можейко - удивительного человека, известного четырем поколениям любителей фантастики под именем Кир Булычев... Есть знаменитая суфийская притча о том, как несколько слепцов ощупывали слона, а потом спорили, какой он из себя. Один описал хобот, другой ухо, третий ногу, но никто так и не представил себе животное целиком. Кир Булычев был таким же элефантом российской фантастической и научно-популярной литературы. Он и сам-то был человеком немаленьким - часто повторял, комментируя внутриписательские дрязги: «У нас, крупных мужчин, комплексов быть не должно!» И работал, работал, не оглядываясь на созданное уже.

Творчество Кира Булычева потрясает своими объемами. Кто-то знает его детские истории о приключениях Алисы Селезневой, кто-то - юмористические рассказы о жителях города Великий Гусляр, кто-то - «взрослые» произведения, написанные в традициях классической НФ, кто-то - «забойные» приключенческие подростковые повести об Андрее Брюсе или Коре Орват, кто-то - научно-популярные книги о пиратах Индийского океана и правителях Средневековья... Чтобы все это издать в одном собрании, потребуется с полсотни томов. Кажется, для того, чтобы все это написать, мало одной жизни. А ведь Игорь Всеволодович Можейко, действительно, жил параллельно три жизни...

Жизнь первая

Родился будущий ученый и писатель 18 октября 1934 года в Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов. Так началась его первая жизнь - та, в которой он был Игорем Можейко. В столице в основном прошли его детство и юность, за исключением года, проведенного во время войны в Чистополе, - уже в 1942 его семья вернулась в Москву, одними из первых эвакуированных.

Друзья детства вспоминали, что Игорь Можейко уже в те годы был выдумщиком и заводилой. Они ходили в походы, создали общество Кто Во Что Горазд - сокращенно КоВЧеГ, писали стихи, создавали рукописные журналы. После школы Игорь Можейко поступил в Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Поступил не по собственному желанию - по «комсомольской разнарядке». Стране были нужны переводчики, хочешь получить высшее образование - учи языки. В институте Игорь Можейко активно писал стихи - строка об этом есть в книге его соученика Андрея Сергеева «Альбом для марок», в 1996 году получившей престижную Букеровскую премию: «Самый ранний приятель в ИН-ЯЗе - Игорь Можейко. Легкий человек, кое-какие стихи...». В год окончания вуза он женился на студентке Архитектурного института Кире Алексеевне Сошинской, ставшей его спутницей на всю жизнь и одним из его художников-иллюстраторов.

Женатым в те годы сравнительно просто было выехать за рубеж - есть гарантии, что не останется. И Игорь Всеволодович был направлен в Бирму, где советские специалисты помогали на строительстве Технологического института. Здесь он был и переводчиком, и завхозом, а потом и корреспондентом Агентства печати «Новости» и журнала «Вокруг света».

Влюбившись в загадочную восточную страну, Можейко занялся исследованием ее истории и культуры и по возвращении в Москву поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР, которую закончил в 1962 году. А в 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (11-13 века)».

Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для «Вокруг света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ «Маунг Джо будет жить», подписанный еще настоящим именем.

Однако уже в 1965 году его повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезневой - подборка веселых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далеком тогда еще 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой.

О появлении псевдонима Игорь Всеволодович рассказывал так:

«Я к этому времени уже заканчивал аспирантуру и представил себе, как приду в институт, когда это будет напечатано, и мне скажут: «Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание и еще пишете фантастику!». Мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом. А так как времени на это не было, то я взял имя своей жены (Кира), фамилию мамы (Булычева), составил из этого такое вот механическое образование и подписал произведение: «Кир Булычёв». И подпись эта - она как бы оторвалась от меня и уже звучала, существовала сама по себе. И менять ее мне как-то было уже неудобно - перед этим Киром Булычевым. Вот так он и остался».

Остается только добавить, что не все редактора с пониманием отнеслись к этой конструкции, поэтому в ранних публикациях появились вариации «Кир. Булычев» (с точкой-сокращением) и «Кирилл Булычев».

Вот так началась его вторая жизнь - жизнь популярного писателя Кира Булычева.

Жизнь вторая

В самых первых своих рассказах Кир Булычев нашел ту неповторимую, ту уникальную интонацию, которая всегда отличала его от других писателей. В те годы все писали о будущем - о том, какие героические будут люди, какие невероятные подвиги и открытия они совершат, какие удивительные приключения выпадут на их долю... Все это есть и в первых произведениях Кира Булычева, но отличие в том, что ему важны не подвиги, открытия и приключения, а эти самые люди, которые, несмотря на невероятность мира и груз событий, остаются простыми, добрыми - человечными! Не зря одна из первых его книг называлась «Люди как люди». В повести «Половина жизни» обыкновенная земная женщина, попавшая в плен к злобным инопланетянам, отдает жизнь в борьбе за свободу негуманоидных существ. А герой рассказа «О некрасивом биоформе», внешность которого радикально изменена для работы на далекой планете, трогательно боится, что его в таком виде увидит возлюбленная...

Темы произведений подсказывала сама жизнь. Из адресной книги 19 века Кир Булычев выписал имена персонажей, которыми заселил небольшой городок Великий Гусляр, отличающийся от других среднерусских населенных пунктов только тем, что уж больно часто здесь происходят чудеса. Вот история создания одного рассказа из Гуслярского цикла:

«В «Искателе» - приложении к журналу «Вокруг света» - случилась беда. Тиражом в триста тысяч экземпляров была напечатана обложка, а рассказ, к которому на обложке была иллюстрация, зарубила цензура. Рассказ был какой-то переводной, и почему он вылетел, сейчас уже не важно. Главное, что существовала обложка, и если делать новую, то все лишатся премии, и у всех будет масса неприятностей. И тут у кого-то родилась светлая идея - взять и написать рассказ по существующей обложке. А на ней был изображен стул, на стуле - банка; в банке - динозавр... Кончилось тем, что рассказов было всего два или три, поэтому конкурс у меня был небольшой. Как-то лень всем стало: пошутили и разошлись. Но я написал и поставил, таким образом, редакцию «Искателя» в положение, когда они вынуждены были этот рассказ напечатать - или иначе они лишались премии».

Так появился рассказ «Когда вымерли динозавры?», который потом переиздавался не менее шести раз.

Книги Кира Булычева выходили одна за другой, а в конце семидесятых годов фантастикой всерьез заинтересовались кинематографисты. Так началась третья жизнь Кира Булычева - жизнь кинодраматурга, по сценариям которого снято больше всего фантастических фильмов.

Это интересно
  • Самой любимой экранизацией своего произведения Кир Булычев называл небольшую короткометражку «Золотые рыбки», снятую Александром Майоровым. Впечатления, полученные на съемочной площадке этой картины, отразились в рассказе «Петушок».
  • В московском парке «Дружба», что возле метро «Речной вокзал», поклонниками творчества Кира Булычева и телесериала «Гостья из будущего» из рябин посажена целая Аллея имени Алисы Селезневой.
  • Художник-постановщик мультфильма «Тайна третьей планеты» Наталья Орлова живет в том же подъезде, что жил Кир Булычев. Именно с него она нарисовала капитана Зеленого, а Алису - со своей дочери, сейчас актрисы театра и кино Екатерины Семеновой.
  • Игорь Всеволодович Можейко был заядлым коллекционером. В разные годы он собирал старинные военные головные уборы, монеты, ордена и другие знаки различия. Его книгу «Награды» специалисты считают лучшей в этой области. И. В. Можейко состоял членом Президентского совета по наградам.

Жизнь третья

Первыми соавторами Кира Булычева в кино оказались такие маститые режиссеры, как автор мультфильмов о Чебурашке и крокодиле Гене Роман Качанов, постановщик популярной фантастической кинодилогии «Москва - Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» Ричард Викторов и ведущий российский комедиограф Георгий Данелия. Результатом их совместного творчества стали фильмы «Тайна третьей планеты», «Через тернии к звездам» и «Слёзы капали». За два первых Кир Булычев получил Государственную премию. Официальное правительственное сообщение об этом событии раскрыло инкогнито, сообщив, что «Кир Булычев - псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко».

Дело в том, что первая и вторая жизнь к этому времени не прекратились, а продолжались параллельно. Под своим родным именем Игорь Можейко выпустил целый ряд научно-популярных книг, среди которых - «7 и 37 чудес», «Пираты, рейдеры, корсары», «1185 год». В 1981 году он защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В это самое время все страна засматривалась самым ярким российским фантастическим фильмом «Через тернии к звездам», а юные читатели с нетерпением ждали очередного номера газеты «Пионерская правда», где печатались повести об Алисе Селезневой...

В 1990 году вышел фильм «Подземелье ведьм», снятый по одноименной повести 1987 года. Действие происходит на планете Эвур, где дикие племена коварством и хитростью уничтожают станцию землян. Идея и повести, и фильма в том, что развитое общество, руководствующееся гуманизмом и либерализмом, может оказаться бессильным против дикого сообщества, руководствующегося интересами клана. Агенту Космофлота Андрею Брюсу, роль которого играл специально накачавший мускулы Сергей Жигунов, приходится взять в руки меч и отказаться от всех интеллигентских принципов, чтобы спасти оставшихся в живых землян, а вместе с ними и зачатки гуманизма на планете. А через 12 лет, в 2002 году в российский прокат вышла картина Алексея Балабанова «Война», основная идея которой ровно в том же! Но между этими двумя фильмами - две чеченские войны! И второй был основан на страшных событиях последних лет, а первый - рожден писательской фантазией. Но чем объяснить то, что Дмитрий Певцов, игравший вождя дикарей Октина-Хаша, и выглядит, и ведет себя абсолютно как чеченский полевой командир из телехроники гораздо более поздних времен? Только прозрением писателя и режиссера!

Кроме киносценариев, Кир Булычев писал и пьесы. «Осечка-67» была поставлена на Ленинградском телевидении, а «Товарищ Д.» - в Московском театре «Лаборатория».

Посмертное

За несколько месяцев до смерти Кира Булычева состоялась запись телепередачи «Линия жизни» с его участием. Первый раз ее показали через месяц после съемок, а второй, - изменив сетку канала «Культура», - в день его ухода. С экрана Игорь Всеволодович просто рассказывал о своей жизни, о чем-то шутил, о чем-то вместе с залом размышлял, но через несколько месяцев, увы, эта видеозапись прозвучала как своеобразное подведение итогов. Среди множества интересных вопросов, заданных писателю, был и такой: «Что из написанного вы сами считаете самым важным, что вам самому больше всего дорого?» Вопрос прозвучал буднично, и Игорь Всеволодович так же буднично, почти не задумываясь, ответил, что есть у него дело, если не всей жизни, то по крайней мере последнего десятилетия, но он его, по всей вероятности, не закончит... Он говорил о большом книжном проекте «Река Хронос». Фантастический прием помог Киру Булычеву представить историю России в 20 веке как историю одной семьи, - герои цикла Андрей и Лидочка Берестовы получили от пана Теодора необычный артефакт, который позволяет прыгать вперед во времени, иногда даже попадая в его альтернативные варианты.

К огромному сожалению читателей, Кир Булычев оказался прав - цикл остался незаконченным, хотя работа над ним продолжалась до последних дней. В мае Кир Булычев съездил в Крым и значительно отредактировал первые три романа цикла: «Наследник», «Штурм Дюльбера» и «Возвращение из Трапезунда», действие которых происходит с 1913 по 1917 год. Увы, Игорь Всеволодович чуть-чуть не успел увидеть книжного издания романа «Дом в Лондоне» - это самый последний по хронологии роман цикла, действие которого происходит уже в начале 21 века. А между ними «Заповедник для академиков» (1934-39 годы), «Младенец Фрей» (1992), «Усни, красавица» и «Таких не убивают» (тоже девяностые годы). В архивах Кира Булычева была найдена почти законченная рукопись «Покушения» - четвертой части, действие которой происходит в 1918 году... Ах, как же та ситуация перекликается с событиями времен распада Советского Союза!

Много нового открывает читателю ненумерованное собрание сочинений Кира Булычева, выходящее в «Эксмо» в рамках серии «Отцы-основатели. Русское пространство». Здесь много забытых произведений, публиковавшихся всего один раз, но от этого не менее интересных.

В архиве Игоря Всеволодовича Можейко сохранился листок с планом последнего романа из цикла «Река Хронос» - снова фантастического. В нем герои расстаются, Андрей переносится в будущее, а Лидочка отстает. Потом они встречаются снова - у Андрея новая семья. Герои понимают, что не могут жить врозь - Лидочка переносится в будущее, а Андрей ее «догоняет». Теперь они снова ровесники, но уже довольно пожилые люди. Они вновь куда-то переносятся, где их ждет пан Теодор, но попадают в неустойчивое «ответвление» и гибнут вместе с этим миром. А Теодор ждет их в параллельном мире, чтобы сделать молодыми...

С одной стороны жаль, что этот роман не был написан, а с другой - даже хорошо. Пусть герои останутся живыми. Так же, как живым в нашей памяти навсегда останется сам Кир Булычев.

Основные повести и романы Кира Булычева

Алиса Селезнева

  • «Девочка, с которой ничего не случится» (1965)
  • «Ржавый фельдмаршал» («Остров ржавого генерала», «Остров ржавого лейтенанта», 1968-91)
  • «Путешествие Алисы» (1974)
  • «День рождения Алисы» (1974)
  • «Миллион приключений» (1976)
  • «Сто лет тому вперед» (1978)
  • «Пленники астероида» (1984)
  • «Заповедник сказок» (1985)
  • «Козлик Иван Иванович» (1985)
  • «Лиловый шар» (1983)
  • «Гай-до» (1986)
  • «Узники «Ямагири-мару» (1987)
  • «Конец Атлантиды» (1987)
  • «Город без памяти» (1988)
  • «Подземная лодка» (1989)
  • «Война с лилипутами» (1990)
  • «Алиса и крестоносцы» (1993)
  • «Золотой медвежонок» (1993)
  • «Опасные сказки» (1997)
  • «Дети динозавров» (1995)
  • «Излучатель доброты» (1996)
  • «Сыщик Алиса» (1996)
  • «Гость в кувшине» (1996)
  • «Привидений не бывает» (1996)
  • «Планета для тиранов» (1997)
  • «Алиса и чудовище» (1999)
  • «Вампир Полумракс» (2001)
  • «Звездный пес» (2001)

«Река Хронос»

  • «Наследник» (1992-2003)
  • «Штурм Дюльбера» (1992-2003)
  • «Возвращение из Трапезунда» (1992-2003)
  • «Покушение» (незакончено, 2005)
  • «Заповедник для академиков» (1992)
  • «Младенец Фрей» (1993)
  • «Усни, красавица» (1994)
  • «Купидон через сорок лет» (1998)
  • «Таких не убивают» (1998)
  • «Дом в Лондоне» (2003)

Доктор Павлыш

  • «Последняя война» (1970)
  • «Великий дух и беглецы» (1972)
  • «Половина жизни» (1973)
  • «Закон для дракона» (1975)
  • «Белое платье для Золушки» (1980)
  • «Тринадцать лет пути» (1983)
  • «Поселок» (1988)

Агент космофлота Андрей Брюс

  • «Агент КФ» (1984)
  • «Подземелье ведьм» (1987)

Агент Галактической полиции Кора Орват

  • «Покушение на Тесея» (1994)
  • «В куриной шкуре» (1994)
  • «Предсказатель прошлого» (1994)
  • «Последние драконы» (1994)
  • «Исчезновение профессора Лу Фу» (1994)
  • «Детский остров» (1995)
  • «На полпути с обрыва» (1995)
  • «Зеркало зла» (1996)

Город Великий Гусляр

  • «Марсианское зелье» (1971-76)
  • «Нужна свободная планета» («Прискорбный скиталец», 1977)
  • «Глубокоуважаемый микроб» (1979-89)
  • «Перпендикулярный мир» (1989)

«Театр теней»

  • «Вид на битву с высоты» (1998)
  • «Старый год» (1998)
  • «Операция «Гадюка» (2000)

Город Веревкин

  • «Лишний Близнец» (1997)
  • «В когтях страсти» (1998)
  • «Чума на ваше поле!» (1999)
  • «Гений и злодейство» (2000)

«Землетрясение в Лигоне»

  • «На днях землетрясение в Лигоне» (1980)
  • «Голые люди» (1996)

Внесерийные романы и повести для взрослых:

  • «Умение кидать мяч» (1973)
  • «Журавль в руках» (1976)
  • «Похищение чародея» (1978)
  • «Царицын ключ» (1981)
  • «Чужая память» (1981)
  • «Смерть этажом ниже» (1989)
  • «Город наверху» (1986-89)
  • «Витийствующий дьявол» (1989)
  • «Любимец» (1991)
  • «Тайна Урулгана» (1991)
  • «Мамонт» (1992)
  • «Осечка-67» (1995)
  • «Золушка на рынке» (1999)
  • «Ваня+Даша=Любовь» (2001)

Внесерийные романы и повести для детей и подростков

  • «Меч генерала Бандулы» (1968)
  • «Звездолет в лесу» (1979)
  • «Два билета в Индию» (1981)
  • «Геркулес и Гидра» (1982)
  • «Черный саквояж» (1983)
  • «Фотография пришельца» (1985)
  • «Речной доктор» (1988)
  • «Инопланетяне» (1992)
  • «Детки в клетке» (1994)
  • «Кровавая шапочка, или Сказка после сказки» (1994)
  • «Синдбад-мореход» (2000)
  • «Наездники» (2001)
  • «Убежище» (2003)
  • «Другое детство» (2004)

Внеклассное занятие по литературному чтению с презентацией, 4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса. Кир Булычёв. Миллион приключений


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Кир Булычёв. Миллион приключений». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето». Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Предварительная работа: принести книги Кира Булычёва, подготовить рассказ или презентацию о своём интересном увлечении или хобби – коллекционировании.
Цель: знакомство с творчеством Кира Булычёва и его произведением «Миллион приключений».
Задачи:
- уточнить знания детей о творчестве Кира Булычёва;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- прививать любовь к чтению в целом;
- совершенствовать культуру младшего школьника.

Ход мероприятия

Учитель: Чтобы узнать о каком писателе сегодня пойдёт речь, предлагаю Вам разгадать следующие загадки. Если Вы дадите правильные ответы на все загадки, то сможете прочитать надпись на доске.
Примечание: Отгадывая загадки, учитель по порядку открывает буквы в надписи на доске.
Примерные загадки:
1.Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга).
Учитель открывает букву К.
2.Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя).
Учитель открывает букву И.
3. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след. (Ручка).
Учитель открывает букву Р.
4.Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в... (Библиотеку).
Учитель открывает букву Б.
5. Понимает каждый школьник,
Чтоб чертить, нужен … (Угольник).
Учитель открывает букву У.
6. Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка).
Учитель открывает букву Л.
7. Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквы все важны,
Эту букву знаешь ты. (Буква ы).
Учитель открывает букву Ы.
8. Ходит весь век, а не человек? (Часы).
Учитель открывает букву Ч.
9. Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках - это … (Ёжик).
Учитель открывает букву Ё.
10. Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без... (Воды).
Учитель открывает букву В.
На доске открывается надпись: Кир Булычёв.


Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с творчеством Кира Булычёва. Как Вы думаете это его настоящее имя или псевдоним? И почему Вы так считаете?

Учитель: Мы с Вами уже знаем, что такое псевдоним. Предлагаю вспомнить.

Учитель: Верно, псевдоним в переводе с греческого языка - ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Назовите писателей, у которых были псевдонимы.
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Верно. Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определённые группы, в основе которых лежит принцип их образования.
Вот некоторые группы:
1. Шуточный псевдоним , цель которого произвести комический эффект на читателей. Например, М. М. Зощенко - Назар Синебрюхов, Семён Курочкин и другие.
2. Псевдоним, связанный с географическими объектами , чаще всего с местом рождения или жительства. Он может служить добавлением к настоящей фамилии. Например, Д. Н. Мамин - Сибиряк (настоящее - Д. Н. Мамин). В раннем детстве его семья переехала в Сибирь, в которую он сразу и навсегда влюбился, отсюда и псевдоним - Сибиряк.
3. Псевдонимы, которые являются подлинными фамилиями других авторов . Вениамин Каверин . Настоящая фамилия - Зильбер Вениамин Александрович. Псевдоним «Каверин» взят от гусара, приятеля молодого Пушкина.
4. Псевдоним, образованный от фамилии близкого родственника. Такие псевдонимы имеют: Ахматова, Гарин-Михайловский, Гоголь, Маяковский, Плещеев и Кир Булычёв.
5. Можно выделить псевдонимы, образованные из имени или фамилии матери автора. Кир Булычёв.
Учитель: Таким образом, псевдоним Кир Булычёв относится сразу к двум группам и представляет интерес. Настоящее имя - Можейко Игорь Всеволодович. Псевдоним образован из имени жены писателя Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери, Марии Михайловны Булычёвой. Изначально псевдонимом Игоря Всеволодовича был «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв, хотя очень многие люди почему-то обращались к фантасту «Кир Кириллович».
Учитель: Как вы думаете, а нужны ли писателям псевдонимы? В чём причина того, что писатель берёт псевдоним?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Хорошо. Узнать о причинах некоторых известных и знакомых нам писателей поможет презентация.

Примерный текст:
Льюис Кэрролл - Чарлз Латуидж Доджон, знаменитый автор «Алисы в Стране Чудес», английский писатель, был математиком, фотографом, логиком, изобретателем. Псевдоним выбран не случайно: писатель перевёл своё имя - Чарлз Латуидж – на латинский, получилось «Каролюс Людовикус», что по-английски звучит как Кэрролл Льюис. Затем поменял слова местами. О том, чтобы серьёзному учёному публиковать сказки под собственной фамилией, не могло быть и речи. Настоящая фамилия писателя частично «проявилась» в сказочном персонаже - неуклюжей, но остроумной и находчивой птице Додо, в которой сказочник изобразил самого себя.
Настоящее имя Марка Твена Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, американский писатель. Для псевдонима он взял слова, которые произносят при измерении глубин реки, «мерка - две» (mark - twen). «Мерка - две» - это глубина, достаточная для прохода судов, и эти слова часто слышал молодой Клеменс, работая машинистом на пароходе.

Марк Твен - американский писатель (1835 - 1910 г. г.)

Анна Ахматова - Анна Андреевна Горенко, русская поэтесса, обязана своим литературным псевдонимом бабушке, которая вела свой род от татарского хана Ахмата. Фамилия бабушки Ахматова и стала литературным именем юной поэтессы.
Игорь Всеволодович Можейко или Кир Булычёв , вплоть до 1982 года скрывал своё настоящее имя, считая, что руководство Института, где он работал, посчитает его занятие несерьёзным и уволит своего сотрудника.


Учитель: А хотели бы вы присвоить себе псевдоним? Если да, то какой? И почему? Нарисуйте эмблему со своим псевдонимом.
(Далее следует работа в парах и ответы детей).
Примечание: Детям будет лучше выполнять это задание, работая именно в парах. Если ребёнку тяжело придумать псевдоним, то сосед может помочь ему, подсказать, задавая наводящие вопросы и т. д.
Учитель: Кир Булычёв – это не единственный псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Оказывается у него их было много. Вот некоторые из них:
Игорь Можейко
Игорь Всеволодович Всеволодов
Ю. Лесорубник
Сейн Джи Майн
Николай Ложкин
Лев Христофорович Минц
Юрий Митин
Свен Томас Пуркинэ
Б. Тишинский
С. Фан
и другие.
Учитель: Узнать об Игоре Всеволодовиче Можейко, его семье и творчестве, сможем, посмотрев презентацию.

Игорь Всеволодович Можейко (1934 - 2003 г. г.)

(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Учитель: Советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист, лауреат Государственной премии. Игорь Всеволодович Можейко родился в 1934 году в Москве в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой. Во втором браке матери есть сестра - Наталья. В 1957 г. окончил Московский педагогический институт иностранных языков. Познакомился со своей будущей женой Кирой в студенческие годы в общей компании. Им обоим было тогда чуть больше двадцати лет. Игорь Всеволодович и Кира Алексеевна прожили вместе всю жизнь - свыше сорока лет. А тогда, в далёком 1957 году они, поженившись, уехали на год в Бирму , где в то время велось большое строительство.


Учитель: Кир Булычёв работал переводчиком и корреспондентом по специальности - востоковед.
Востоковедение - совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Будучи в Бирме недолго, семья вернулась в Москву. В 1959 году Кир Булычёв поступил в аспирантуру Института востоковедения. В 1960 году рождается дочь Алиса. После рождения дочери, семья снова отправляется в Бирму во второй раз, оставив маленькую дочку у бабушки. Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. С 1963 года Кир Булычёв работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. Писал научно-популярные очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня», потому что много ездил по стране. Кир Булычев очень много путешествовал и по миру.


Учитель: Побывал он в Китае, на Филиппинах, в странах Европы... Особенно запоминающейся была поездка в Индию в качестве переводчика с известным режиссером Александром Згуриди - первым ведущим телепередачи «В мире животных». Кир Булычёв был учёным-востоковедом, автором многих монографий, доктором исторических наук, имеет научные труды по истории Юго-Восточной Азии. Он действительно много путешествовал - объездил практически весь мир. Домой привозил необычные скульптурки, украшения, бирманские лаковые шкатулки. Очень тонкая, изящная работа местных мастеров.

Бирманские лаковые шкатулки

Учитель: В Институте востоковедения он работал до конца своих дней. А фантастику начал писать в свободное от работы время - в 32 года. Хоть он и издавал свои произведения исключительно под псевдонимом, Киром Булычёвым его никто не называл. В семье, друзья, коллеги всегда обращались к нему по имени. Фантастику начал писать в 1965 году. Первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв». Своё настоящее имя писателю удалось сохранить в тайне до 1982 года, когда за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты» он был награждён Государственной премией. Учёный и фантаст в одном лице - сочетание необычное… Киру Булычёву многое было интересно. Он хорошо знал историю и современное положение в Бирме, куда дважды ездил в командировки и прожил там, в общей сложности более двух лет.


Учитель: При этом Кир Булычёв испытывал потребность писать фантастику. Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки. Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным и мрачным. Человек понял, что может раскрыть многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человечество овладеет всеми силами природы. Так и возникла в литературе научная фантастика, дающая толчок мысли и простор фантазии человека. Первые такие произведения принадлежат перу замечательного французского писателя прошлого века Жюля Верна . По его следам пошли другие. Книги советских писателей-фантастов полны веры в человека, в его светлое будущее, веры в победу справедливости и счастья.

Жюль Верн (1828 – 1905 г. г.) - французский географ и писатель

Учитель: Посмотрите у Вас в руках книги Кира Булычёва. Как Вы думаете, ребята, что привлекает в них читателей? Почему не остывает к ним интерес?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Верно, привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, мечты, переживания. Ведь главный герой фантастической литературы - это наш, земной человек. Человек, от которого зависит будущее. Среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе - жительнице XXI века. С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием "Девочка с Земли", получивший широкую известность и популярность в 80-90 годы прошлого века. Самые первые фантастические произведения были опубликованы в 1965 году - это были сказки про Алису и рассказ «Когда вымерли динозавры». Спасая номер в журнале «Искатель», в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, Кир Булычёв поспорил, что напишет за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться...


Учитель: Игорь Всеволодович и Кира Алексеевна назвали свою дочь в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Так как имя было запоминающееся, и встречалось в тот момент не так нечасто. Прообразом Алисы Селезнёвой - главной героини произведений Булычёва - стала дочь писателя-фантаста. А фамилия Селезнёва была девичьей фамилией тёщи Кира Булычёва, матери жены. Кир Булычёв любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей. Любимый читателями персонаж из историй про Гусляр профессор Лев Христофорович Минц очень похож на известного этнографа Льва Мироновича Минца, друга Кира Булычёва. Герой Булычёва - космический медик Павлыш, прототипом которого является корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш.


Учитель: Российскую фантастику, литературу и науку невозможно представить без Кира Булычёва. Он был остроумным и оптимистичным человеком. Писал ночами, лёжа на полу. В это время суток ему работалось хорошо - можно было сосредоточиться. Днём его отвлекали бесконечные телефонные звонки. Кир Булычёв любил смотреть спортивные передачи, особенно футбол. В юности любил ходить в походы. Жена - Кира Алексеевна Сошинская - писательница-фантастка, художница, иллюстратор многих его книг, переводчица, архитектор по образованию. Дочь - Алиса Лютомская (Можейко) - архитектор.


Учитель: Помимо литературного творчества у Кира Булычёва был целый «веер интересов» . Ребята, а у Вас есть интересные увлечения или хобби? Какие? Расскажите о них?
(Далее следуют рассказы детей, возможно с презентациями).

Коллекция минералов 3 А класса

Коллекция кристаллов 3 А класса

Учитель: Как видим, многие из нас что-нибудь собирают: наклейки, открытки, магнитики, модельки автомобилей и так далее. Эти предметы являются одними из наиболее распространённых коллекционируемых вещей. Но бывают памятные вещи, которые являются гораздо более странными. Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).

Коллекция кукол Барби

Коллекция утюгов

Учитель: У Кира Булычёва таким интересным увлечением была фалеристика . Кто из Вас знает, что это такое?
(Далее следуют ответы детей).
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Фалеристика - имеет два значения: 1. Научная дисциплина, занимающаяся изучением истории орденов, медалей и других знаков отличия. 2. Коллекционирование нагрудных знаков, значков, сувенирных, юбилейных жетонов и т.п.
У Кира Булычёва была большая коллекция служебных знаков . Он проявлял большой интерес к истории. Кроме служебных знаков, он коллекционировал сначала старинные пистолеты , потом - сабли, военные головные уборы : каски, треуголки и т. д.

Старинный пистолет

В коллекции Кира Булычёва был, например, багор венецианского гондольера периода XIX века огромная палка с крюком на конце, «инкрустированная» экзотическими монетками, которые доставались владельцу. Все они прибивались маленькими латунными гвоздиками.


Причём коллекции он собирал не все одновременно. Когда прежнее увлечение вытеснялось новым, коллекция продавалась, начиналось создание следующей. Его коллекции были не очень большими и ценными. Кир Булычёв больше собирал не атрибутику, а информацию о ней. Затем он писал об этом книги. Считал себя большим знатоком фалеристики. Популярна книга Кира Булычёва «Беседы о фалеристике» (1990 год) по истории фалеристики и наградных систем, где доступно говорится о зарождении, истории и традициях награждений и знаков отличия.


Учитель: Кир Булычёв человек сделал большой вклад в развитие российской фантастики и науки. Если говорить о творчестве Кира Булычёва, то следует отметить, что общее количество изданных произведений, публиковавшихся под настоящим именем, исчисляется сотнями. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр. Чего только не придумал за свою жизнь этот фантастический писатель!
Популярные циклы: о самой необычной девочке 80-х Алисе Селезнёвой - «Приключения Алисы», о вымышленном городе «Великий Гусляр», о бесстрашном и благородном «Докторе Павлыше», о суперагенте Андрее Брюсе.
Произведения Кира Булычёва разных жанров: приключенческая, биографическая, научно-популярная и научно-художественная литература. Таким образом, талант писателя раскрылся в полной мере, он писал и детективы, и стихи, и пьесы, и разноплановые повести и рассказы. Его произведения переведены на многие языки мира.
Вот некоторые произведения Кира Булычева: «Котёл» (1992 г.), «Золушка на рынке» (1999 г.), «Сто лет тому вперёд», «Алиса и её друзья в лабиринтах истории» и многие другие. Помимо создания собственных произведений, Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов.


Кроме того, Кир Булычёв является одним из первых создателей литературных сериалов . Книги каждого цикла писались много лет, причём, не всегда сквозной герой был главным, порой он играл эпизодическую роль. Над самым долгим и многотомным циклом об Алисе Селезнёвой писатель работал всю свою жизнь.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним произведением Кира Булычёва - «Миллион приключений» . Это детский научно-фантастический роман из цикла «Приключения Алисы». Роман был написан в 1976 году. В полном варианте впервые опубликован в 1982 году. Роман переведён на чешский, польский, узбекский, молдавский, монгольский языки.


Учитель: "Миллион приключений" - третье произведение про девочку из будущего, Алису Селезнёву. Первая книга - "Путешествие Алисы" - яркая, но слишком детская, повествование в ней ведётся от лица отца Алисы. Вторая - "Сто лет тому вперед" - тяжеловесна по содержанию. Третья - "Миллион приключений" - писателю удаётся на славу. Именно здесь самая удачная форма повествования. Четвёртая книга - "Заповедник сказок".


Учитель: Книга "Миллион приключений" до сих пор, в отличие от первых двух, не подверглась экранизации. В конце 1980-х Кир Булычёв написал сценарий для телевизионного фильма, но, к сожалению, он так и не был снят. В этом фильме один из главных героев, отчаянный романтик и любитель приключений Павел Гераскин, должен был исполнить песню, слова к которой также написал Булычёв.
(Далее следует работа по книге с прочитыванием некоторых моментов).
Примерный текст:
Произведение состоит из четырёх частей-повестей, мало связанных между собой. На самом деле, "Миллион приключений" состоит как бы из трёх с половиной частей. Какие рассказы входят в первую часть? Первая часть – это несколько рассказов. Где происходит действие? Действие происходит на московской станции юных биологов. Увлекательные исследования и подвиги питекантропа Геракла, только разжигают аппетит. На какой планете оказываются Алиса и её друзья? Они летят в настоящую экспедицию, на загадочную планету Пенелопа. Где их ждёт первая остановка? В городе туристов Жангле, где весьма странный субъект по имени Фуукс забросит Пашку и Алису в настоящий средневековый мир. Что ждёт героев в третьей части? В третьей части юные биологи разбивают лагерь в джунглях планеты Пенелопа. Однако, помимо захватывающих открытий, им придется столкнуться с коварством галактического преступника. Какого старого друга встречает Алиса? В четвёртой части Алиса принимает предложение своего старого друга, космоархелога Рррр "заехать в гости, отведать скррулей". Неугомонный Пашка не может простить ей отказа взять его с собой.
Примечание: Так как произведение объёмное, можно дать некоторое время для самостоятельного чтения по выбору и желанию детей.


Выводы по произведению: Фантастическая повесть знакомит нас с научными открытиями, гипотезами, идеями, воплощение которых - дело будущего. Герои повести, юные биологи, совершают путешествия на другие планеты. Алиса Селезнёва и её друзья попадают в удивительные приключения. Алиса добрая и весёлая - она совершает много необыкновенных поступков и помогает людям. Захватывающий сюжет прекрасно передан через богатый, но лёгкий язык Кира Булычева. Книга читается на одном дыхании.
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить картинки – иллюстрации к этому произведению. А если кто пожелает, тот может сам выступить в качестве художника и нарисовать что-то своё. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).



(Далее на доске создаётся выставка творческих детских работ).
Примечание: Если время позволяет, то с комментарием и обсуждением выполненных работ, особенно тех, кто сам нарисовал иллюстрации к произведению.
Учитель: Ребята, представляете, когда я была примерно такого же возраста, как вы, книги Кира Булычёва читала вся страна, а фильмы, снятые по мотивам его произведений, были самыми популярными телесериалами для детей и подростков. Подробно об этом узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
По произведениям Кира Булычёва сняты многие художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, а также выпущены диафильмы.

Кадр из фильма "Шанс", 1984 год

И всё это несмотря на то, что отношения у писателя с кинематографом складывались весьма противоречиво. Лишь десять лет продолжалось творческое содружество сценариста Кира Булычёва с кино. Первый и последний фильм писателя были созданы на Киностудии имени Горького. Первый опыт работы в кино - "Через тернии к звездам" (режиссер Р. Викторов, 1980 г.) - оказался очень удачным и перспективным. Фильм был хорошо принят зрителями, получил международные призы и был удостоен Государственной премии . В наше время, учитывая популярность фильма, проведена техническая реставрация, после которой фильм на качественно новом техническом уровне вновь радует зрителей. Последней работой Кира Булычева в кино стал фильм - "Подземелье ведьм" (режиссер Ю. Мороз, 1990 г.).
Кир Булычев как актёр снимался в двух фильмах - "Родимое пятно" по своему рассказу.

Кадр из фильма "Родимое пятно"

И в эпизодической роли в фильме "Хоккеисты" . (Мосфильм, 1964, режиссер Р. Гольдин).

Кадр из фильма "Хоккеисты"

Кроме того, он был автором сценария и ведущим в документальном фильме "Свидание с "Кометой" . Более двадцати произведений Кира Булычёва были экранизированы. По повести «Сто лет тому вперёд» (1977 г.) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» - один из самых популярных детских фильмов середины 1980-х. Именно Алиса Селезнёва стала героиней популярного фильма "Гостья из будущего".
В 1982 году Кир Булычёв стал лауреатом Государственной премии за фильм "Через тернии к звёздам" и мультфильм "Тайна третьей планеты" . Кроме того, он стал лауреатом премии фантастики «Аэлита-97».
Примечание: Полный перечень художественных кинофильмов, короткометражных, телевизионных, мультипликационных, документальных фильмов и фильмов-спектаклей в приложении.
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Кир Булычёв - удивительный человек, сочетавший в себе огромную эрудицию, разностороннюю одарённость, художественное воображение, искренность, доброжелательность и поразительную скромность. В настоящее время, книга «Миллион приключений» является образцом старой, правильной и доброй фантастики.
Кир Булычёв говорил, что: «Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, но только ещё лучше». Всю свою жизнь он стремился к этому.
Благодарю Вас за занятие!

Приложение
Художественные кинофильмы
Бросок, или Всё началось в субботу
Комета
Лиловый шар
Подземелье ведьм
Похищение чародея
Слёзы капали
Через тернии к звездам
Шанс
Короткометражные фильмы
Альтернатива
В одной знакомой улице
Золотые рыбки
Районные соревнования по домино
Родимое пятно
Эксперимент-200
Телевизионные фильмы и фильмы-спектакли
Выбор
Гостья из будущего
Миллион приключений. Остров ржавого генерала
Можно попросить Нину?
Осечка
Поляна сказок
Похищение чародея
Снегурочка
Умение кидать мяч
Мультипликационные фильмы
Два билета в Индию
Кладезь мудрости
Копилка
Перевал
Тайна третьей планеты
Узники "Ямагири-мару"
Чудеса в Гусляре
Яблоня
Документальные фильмы
Свидание с "Кометой"

Конспект итогового урока с презентацией. Литературное чтение по теме "Что за прелесть эти сказки!",