Генри Дэвид Торо - родился 12 июля 1817 года в Конкорде, штат Массачусетс, США. Американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист. Автор книг - «Уолден, или Жизнь в лесу», «Высшие законы», «Дневники. Прогулки» и др. Умер 6 мая 1862 года в Конкорде, Массачусетс, США.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Торо Генри Дэвид

  • Меняются не вещи, меняемся мы.
  • Люди становятся орудиями своих орудий.
  • Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!
  • Для нас важнее говорить, чем быть услышанными.
  • Мечты - это краеугольные камни нашего характера.
  • Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров.
  • Мы начинаем знать, лишь когда забываем все, чему нас учили.
  • В наше время существуют профессора философии, но не философы.
  • Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
  • Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.
  • Ничто не пахнет так отвратительно, как подпорченная праведность.
  • За любовь нет другой платы, кроме возможности любить еще сильнее.
  • Я никогда не встречал партнера столь общительного, как одиночество.
  • Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
  • Одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних.
  • Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!
  • Не будем недооценивать значения факта: когда-нибудь на нем распустится цветок истины.
  • Пока я дружу с временами года, я не представляю, чтобы жизнь могла стать мне в тягость.
  • Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!
  • Главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое.
  • Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна.
  • Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?
  • И Бог тоже одинок, а вот дьявол, тот отнюдь не одинок, он постоянно вращается в обществе, и имя ему легион.
  • Возможности человека не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту мы не можем - человек еще так мало дерзал.
  • Мы должны читать лучшее, что есть в литературе, а не повторять без конца ее азы и не сидеть всю жизнь в приготовительном классе.
  • Куда бы человек ни пошел, где бы ни спрятался, люди обязательно найдут его, навяжут ему свои повадки, а по возможности и общество.
  • Не стремись непременно развиться, подвергнуться множеству влияний - всё это суета. В смирении, как во тьме, ярче светит небесный свет.
  • И вера, и опыт говорят мне об одном и том же: поддерживать свое существование на земле - это не тягостный труд, а развлечение, если мы живем просто и мудро.
  • Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой, где бы он не находился.
  • Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
  • Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.
  • Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь.
  • Большинство предметов роскоши и так называемых жизненных удобств не только не являются необходимыми, но и определенно служат препятствиями к развитию человечества.
  • Если человек не идет в ногу со своими товарищами, то это, возможно, потому, что он прислушивается к другому барабану. Позвольте ему следовать за той музыкой, которая ему слышна.
  • Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание.

«Стереотипное, но неосознанное отчаяние скрывается
даже в том, что человечество называет играми и увеселениями.
В них нет настоящего удовольствия»

Генри Торо

«Недостаточно быть занятым. Вопрос в том: чем же Вы заняты?»

Генри Торо.

Американский писатель, мыслитель.

За исключением 4-х лет учёбы в Гарвардском университете, всю жизнь провёл в своём родном городке Конкорде, предпочитая изучать уголки внутреннего мира человека, а не дальние края…

«Генри Дэвид Торо окончил Гарвардский колледж в 1837 году в возрасте 20 лет, и вскоре после этого он стал школьным учителем. Он бросил преподавательскую деятельность через несколько лет в основном из-за разочарования в традиционной системе обучения, которая, как он считал, больше препятствует обучению, чем способствует ему».

Алан Роу, Креативное мышление, М., «НТ Пресс», 2007 г., с. 85.

В 1845 году он поселился в бревенчатой хижине, построенной собственными руками на берегу Уолденского озера неподалеку от г. Конкорда, где провёл более двух лет в полном одиночестве. В 1854 году он написал об этом книгу: Уолден, или Жизнь в лесу / Walden, or Life in the Woods, где подробно рассказал о своём ежедневном быте, при случае иронизируя над стереотипами городских жителей…

Более важным, чем потребление вещей Генри Торо считал необходимость: «...что-то сделать, или, вернее, чем-то быть». Генри Торо, Уолден, или жизнь в лесу, М., Изд-во АН СССР, 1962 г., с. 18.

Книга стала одним из самых читаемых произведений американской литературы и явно оказала влияние на произведения Л.Н. Толстого и Э. Хемингуэя.

В 1849 году он написал эссе: Гражданское неповиновение / Civil Disobedience, где высказал «принцип неучастия» - идею индивидуального ненасильственного (!) сопротивления общественному злу. Позже это эссе оказало влияние на деятельность М. Ганди и Мартина Лютера Кинга .

«Торо - один из самых оригинальных умов, встреченных мною за годы странствий. Судите сами: он не имел точной профессии, не был женат, любил одиночество, не посещал церковь, ни разу не голосовал, отказывался платить любые налоги (за что отсидел один день в тюрьме (Точнее - он просидел только один день, поскольку налоги всё же уплатила его сестра – Прим. И.Л. Викентьева), не пил вина, не ел мяса и никогда не пробовал курить. Прожив два с лишним года отшельником в лесу, ни единожды не пользовался ни ружьём, ни капканом... Постоянно вёл дневник (спустя годы, уже после смерти Торо было издано около двадцати томов ежедневных записей). При этом любил и умел писать письма. Вот характерная цитата из его письма от 14 июля 1845 года (берег Уолденского пруда, близ Конкорда): «Дорогой мой! Бывает так, что я не могу пожертвовать прелестью мгновения ради какой бы то ни было работы - умственной или физической... Иногда... я с восхода до полудня просиживаю у своего залитого солнцем порога, среди сосен, орешника и сумаха, в блаженной задумчивости, в ничем и никем не нарушаемом одиночестве. А птицы поют вокруг или бесшумно скользят сквозь мою хижину, пока солнце, заглянув в западное окно, или отдалённый стук колес на дороге не напомнят мне об утраченном времени». И дальше следует очень важная мысль, которой делится Торо: «Дорогой мой, - нет сомнений, что моим согражданам всё это показалось бы абсолютной праздностью, но если бы моими судьями стали цветы или птицы, им не в чем было меня упрекнуть».

Якимчук Н.А., Курёхин, Пикассо и др., СПб, «Петрополис», 2010 г., с. 58-59.

Но: «Уолденский эксперимент Торо потерпел крах как экономическое предприятие потому, что возврат к примитивному натуральному хозяйству и достижение тотальной независимости оказались невыполнимыми вещами. Показательно, что Торо начал свой опыт обособленной от цивилизации жизни с того, что одолжил у знакомых топор, фактически, своим любительским ведением хозяйства он никогда не смог бы по-настоящему обеспечить себя и даже попросту прокормить. Однако это и не было для него реальной проблемой, ибо домашний очаг и материнская забота находились всего на расстоянии пешей прогулки ».

Ханс-Дитер Клумпьян, Хельмут Клумпьян, Торо, Челябинск, «Урал LTD», 1999 г., с. 118.

Генри Торо был последователем идей Жан-Жака Руссо о необходимости «возвращения к природе»; кроме этого он учился и у

Американский писатель и философ, мыслитель и натуралист – Генри Дэвид Торо родился 12 июля 1817 г. в Конкорде (штат Массачусетс).

В 15 лет поступил в Гарвардский университет, где изучал древние и современные языки, историю. О высшем образовании высказывался безо всякого уважения, многое постигал посредством самообразования.

В 1837 г. Торо окончил Гарвардский университет, защитил дипломную работу по теме «Коммерческий дух», но диплом получать отказался, так как за его оформление требовалось заплатить 5 долларов пошлины. Несмотря на отсутствие этого важного документа, он вернулся в Конкорд и стал учителем в городской школе. Через год молодой учёный лишился работы, резко выступив против телесных наказаний.

В Соединённых Штатах был экономический кризис, другого места работы оказалось не найти, и Генри с братом Джоном открыли частную школу с углублённым изучением естествознания. Телесные наказания были там запрещены, что определило хорошую посещаемость.

С 1837 г. философ начал вести дневник и вёл записи до конца жизни (дневники Торо изданы в 14 томах). Тогда же он познакомился с Элен Сьюэл, дочерью священника. В 1839 г. сделал ей предложение, но получил отказ, продиктованный, несомненно, родителями девушки. До конца жизни Торо оставался холостяком.

Единственное, чего больше всего хотелось Торо – это творить, но к 28 годам у него не было: ни денег, ни положения и Торо пустился в свое знаменитое предприятие. Философ строит хижину на берегу Уолденского озера неподалеку от Конкорда и 4 июля 1845 г. в День Независимости Америки, он поселяется в ней, чтобы зажить правильной жизнью и осуществить принципы упрощения и независимости на практике. Жил Торо в полном одиночестве в бревенчатой хижине, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Но, полной автономности не получилось: мать Генри регулярно приходила забирать бельё в стирку. Уолденское затворничество длилось два года и два месяца.

Летом 1846 г. отшельник отправился в город, чтобы забрать из починки сапоги. Его поймала полиция, обвинила в неуплате подушного налога, поставила выбор: плати или садись в тюрьму. Торо сел в тюрьму. Он находился за решёткой одни сутки и замыслил там эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849), которое оказало влияние на Л. Н. Толстого, М. Ганди и М. Л. Кинга.

Торо покинул озеро, осознав, что в силах жить так, как ему хочется. Принадлежащему семье магазину и обязанностям землемера он уделял ровно столько времени, сколько требовалось, чтобы материально поддержать родителей и сестру и обеспечить себе самую скромную жизнь. Торо не хотел расходовать жизнь на приобретение вещей и старался свести к минимуму «стяжательские» траты.

Эксперимент Торо привел к созданию великой книги: «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854), в которой отвергаются и осмеиваются ценности общества, а скуке и бессмысленному существованию противопоставлены простые радости. Генри Торо получил известность как серьёзный философ. Книга стала самым читаемым произведением американской классической литературы и оказала влияние на таких разных писателей, как Лев Толстой, У. Йейтс и Хемингуэй.

Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров. В качестве средства борьбы он предлагал индивидуальное ненасильственное сопротивление общественному злу. Кроме того, Торо был натуралистом и выступал за охрану природы. Он стал одним из первых в США приверженцев теории эволюции Ч. Р. Дарвина.

Торо был тяжело болен туберкулёзом. В последние месяцы он готовил к печати свои произведения. Младшая сестра София и друзья преданно ухаживали за ним. Умиравшего философа спросили: «Готовы ли вы к переходу в мир иной?» Он ответил так: «Невозможно одновременно думать о двух мирах.»

Он был третьим ребенком в семье маленького бизнесмена по имени Джон Торо и его жены Синтии Данбар Торо. В 1828 году родители отправили его в Академию Конкорда, а в 1837 году он закончил Гарвардский университет .

Дружба с Ральфом Эмерсоном

Жизнь в лесу

Вернувшись в Конкорд, Торо снова присоединился к делу своей семьи - производству карандашей с использованием для грифелей обожжённой смеси графита с глиной. К началу 1845 года он чувствовал себя более беспокойным, чем когда-либо, пока не решил заняться идеей однокурсника из Гарварда, который когда-то обустроил свою хижину, где можно было читать и размышлять. Весной Торо выбрал в качестве места для проживания Уолденский Пруд , небольшое ледниковое озеро, расположенное в 3 км (2 мили) к югу от Конкорда на земле, принадлежащей Эмерсону.

В период своего пребывания в Уолдоне Торо провел ночь в тюрьме: вечером одного из дней в июле 1846 года он встретил сборщика налогов Сэма Стейплса, и тот попросил его заплатить подоходный налог, который Торо не платил в течение нескольких лет. Торо отказался, и Стейплс арестовал его. На следующее утро некто (возможно, тетя Мария) заплатил налог вместо Торо.

Дальнейшая жизнь

Однажды ночью он понял, что он не может поддержать правительство, которое поддержало рабство и ведет империалистическую войну против Мексики. Его защита частной жизни, индивидуальная совесть против целесообразности большинства нашли выражение в его самом известном эссе «Гражданское неповиновение», которое впервые было опубликовано в мае 1849 года под названием «Сопротивление гражданскому правительству». Эссе не было оценено ни его современниками, ни читателями вплоть до 20 века, когда оно нашло аудиторию в лице

Поэтом, мыслителем, историком, гражданским активистом и борцом за отмену рабства. Он являлся ярким представителем философско-литературного течения, называемого трансцендентализмом. Это движение зародилось в середине XIX века в США в среде прогрессивной интеллигенции.

Самое известное произведение Генри Дэвида Торо - "Уолден", которое представляет собой размышление на тему отказа от благ современной цивилизации и простого образа жизни в естественном природном окружении. Другая заметная книга писателя называется "Гражданское неповиновение" (в оригинальной версии - "Сопротивление властям"). В ней автор отстаивает право личности на неподчинение несправедливому государству.

В общей сложности книги, статьи, эссе и поэтические произведения Генри Дэвида Торо составляют более 20 томов. В его литературном стиле переплетаются наблюдения за природой, личный опыт, острая риторика, символизм и типично американское внимание к практическим деталям. Иногда Генри Дэвида Торо называют анархистом, хотя писатель призывал не к отмене, а к улучшению государственной власти.

Ранние годы и образование

Литератор и философ родился в городе Конкорде в штате Массачусетс в 1817 году. Дом, в котором Генри Дэвид Торо появился на свет, сохранился и в настоящее время превращён в музей. Отец писателя владел небольшой фабрикой по производству карандашей. Торо получал образование в Гарвардском колледже с 1833 по 1837 год. Он изучал риторику, классическую литературу, философию и математику. В соответствии с легендой, после окончания колледжа писатель отказался заплатить пять долларов за диплом. Объяснение этого поступка стало одной из знаменитых фраз Генри Дэвида Торо: "Пусть каждая овца хранит свою собственную шкуру". Писатель намекнул на существовавшую в те времена традицию использования пергамента для изготовления дипломов.

Возвращение в Конкорд

Торо не интересовали доступные для выпускников колледжей профессии, связанные с юриспруденцией, церковью, бизнесом и медициной. После возвращения из Гарварда в родной город он попробовал работать школьным учителем, однако уволился через несколько недель из-за нежелания применять к детям общепринятые в ту эпоху телесные наказания.

В Конкорде произошла судьбоносная встреча, открывшая новую страницу в биографии Генри Дэвида Торо. Писатель через общего друга познакомился с знаменитым протестантским священником, поэтом и приверженцем философии трансцендентализма. Этот выдающийся духовный лидер выступал с лекциями и проповедями по всей территории Соединённых Штатов. Он стал наставником Торо.

Первые публикации

Благодаря Эмерсону писатель познакомился с такими прогрессивными мыслителями того времени, как поэт Эллери Ченнинг, журналистка Маргарет Фуллер, просветитель Бронсон Олкот и романист В тогдашней Америке главным печатным изданием, посвящённым философии трансцендентализма, являлся ежеквартальный журнал The Dial. Обязанности редактора в нём исполняла Маргарет Фуллер. Эмерсон вдохновил Торо заняться написанием эссе и поэм для этого журнала. Основная идея философии трансцендентализма заключалась в том, что человек достигает духовного совершенства не при помощи религиозной доктрины, а путём единения с природой и внутреннего интуитивного прозрения.

В течение трёх лет Торо работал в качестве домашнего учителя детей Эмерсона, а также выполнял обязанности его секретаря и садовника. Одновременно писатель завязывал знакомства с журналистами и издателями, которые могли помочь с опубликованием его сочинений. Именно в тот период Торо встретил Хораса Грили, ставшего впоследствии его литературным агентом. Затем писатель вернулся в свой родной Конкорд для того, чтобы совмещать творческую деятельность с работой на семейной фабрике по производству карандашей. Будучи разносторонне одарённым человеком, он сумел внести усовершенствования в технологию изготовления графитовых стержней и увеличить доходность предприятия.

Уединение

Книгу "Жизнь в лесу" Генри Дэвид Торо создал во время двухлетнего добровольного отшельничества в маленькой хижине, расположенной на берегу Уолденского пруда. Проникнувшись идеями трансцендентализма, он решил поставить эксперимент по самостоятельному существованию человека в полной изоляции от общества.

Писатель построил хижину своими руками. Он обеспечивал себя всем необходимым без посторонней помощи, занимаясь рыбной ловлей и огородничеством. Торо не просто искал уединения для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на литературном труде. Своим экспериментом он стремился продемонстрировать преимущества жизни в гармонии с природой.

Борьба с государственной властью

В период отшельничества в лесу писатель совершил первый акт Встретившись с местным финансовым инспектором, он отказался заплатить налоги, накопившиеся за последние шесть лет. Торо аргументировал это решение своим несогласием с политикой правительства Соединённых Штатов, в частности, с легальным рабовладением. Писатель заявил, что гражданин не обязан платить налоги аморальному государству. В результате данной акции протеста Торо провёл ночь в тюрьме. Его выпустили на свободу после того, как задолженность по налогам была выплачена родственниками писателя. Через три года после этого инцидента увидела свет одна из самых значимых книг Генри Дэвида Торо "Гражданское неповиновение", в которой он подробно объяснил свою идею сопротивления государственной власти.

Издание книги "Жизнь в лесу"

Покинув хижину на берегу пруда, автор в течение нескольких лет пересматривал и дорабатывал рукопись, содержащую рассказ об этом необычном эксперименте. Произведение представляет собой смесь мемуаров и духовных размышлений. Книга Генри Дэвида Торо "Жизнь в лесу" была впервые опубликована в 1854 году. Произведение не вызвало особого восхищения у современников, но литературные критики последующих поколений причислили его к классике.

Политическая активность

Писатель был яростным противником рабства. Он принимал участие в работе так называемой "Подпольной железной дороги". Под этим кодовым обозначением скрывалась тайная организация, оказывавшая помощь беглым рабам. Входившие в её состав активисты переправляли негров из США в Канаду, несмотря на закон, запрещавший содействие освобождению невольников. В соответствии с этим правилом, чернокожих ловили и возвращали хозяевам, даже если им удавалось добраться до территории северных штатов, отменивших рабство. За невыполнение данного предписания государственные чиновники и частные лица могли быть наказаны тюремным заключением и штрафом. Торо неоднократно подвергал этот закон жёсткой критике.

Писатель открыто выступил в защиту Джона Брауна, попытавшегося организовать вооружённое восстание рабов в Западной Вирджинии, и приговорённого за это к повешению. В своих публичных речах он сравнивал казнь лидера неудавшегося бунта с распятием Иисуса Христа.

Восхищение героизмом Джона Брауна свидетельствовало о том, что писатель являлся сторонником не только пассивного сопротивления несправедливой государственной власти, но и активной борьбы с применением насилия, если этого требовали обстоятельства. Доказательством того, что Торо не придерживался пацифистских взглядов, служат его слова: "Да не будет мир провозглашён ржавчиной на наших мечах или нашей неспособностью вытащить их из ножен".

Поздний период

На протяжении всей жизни неуклонно возрастал интерес писателя к естествознанию. Он жадно читал книги по ботанике, а также рассказы о путешествиях и экспедициях. Торо изучал природу Конкорда и тщательно фиксировал результаты своих наблюдений за созреванием плодов растений, миграцией птиц и изменениями уровня воды в Уолденском пруду. Его дневники, посвящённые естествознанию, поражают своим объёмом. Они содержат несколько миллионов слов, написанных автором в процессе многолетних наблюдений за природой, окружающей его родной город. Торо никогда не покидал американский континент, но прочитал практически все существовавшие в то время описания путешествий в разные части света. Он стремился удовлетворить своё бесконечное любопытство, связанное с народами, культурами, религиями и природными условиями других стран. Одна из известных цитат Генри Дэвида Торо звучит следующим образом: "Живи дома как путешественник".

Смерть

На протяжении многих лет писатель страдал от туберкулёза. Однажды во время ночной прогулки он попал под проливной дождь и заболел бронхитом. С этого момента его состояние здоровья стало постепенно ухудшаться. В конечном итоге Торо оказался прикован к постели. Осознавая безнадёжность своего положения, писатель посвятил последние годы пересмотру и редактированию неопубликованных работ. На вопрос о том, удалось ли ему примириться с Богом в конце жизненного пути, Торо ответил: "Я не помню, чтобы мы когда-либо ссорились". Писатель скончался в мае 1862 года в возрасте 44 лет. Он был похоронен на кладбище своего родного города.