Оформление зала: (см. Приложение «Оформление зала»)

· театральные афиши,

· фотографии детей в театральных костюмах,

· на заднике – имитация занавеса и 2 театральные маски.

Оборудование:

· театральные костюмы для героев,

· лотки с товарами для торговцев,

· ширма для Фомы и Ерёмы,

· деревянные ложки,

· билеты для зрителей и участников (см. Приложение «Билеты»),

· театральные программки (для каждой команды),

· 5 коробок с реквизитом к спектаклям,

· 5 кроссвордов (см. Приложение «Кроссворд»),

· палочка,

Видео:

· Интернет ресурсы

· Отрывки из мультфильма «Приключения Буратино». Авторы сценария: Н. Эрдман, Л. Толстая. Композитор: А. Лепин. Режиссер: М. Ботов.

· Отрывки из мультфильма «Царевна лягушка». Автор сценария и режиссер: Ю. Елисеев.

· Отрывки из балета «Лебединое озеро». Сценарий: И. Гликман, А. Дудко, К. Сергеев. Режиссер: А. Тубеншляк.

· Отрывок из телеспектакля «Огниво» (Телепередача «В гостях у сказки»). Сценарий и постановка: В. Обогрелов.

· Д/ф «Русский народный театр». 1 серия. Год выпуска : 1975. Режиссер-постановщик : Леонид Купершмидт.

Музыка:

· Алексей Рыбников - Бу-ра-ти-но

· Алексей Рыбников - Шарманка. Титры

· Алексей Рыбников - Явление Золотого ключика

· Народные частушки

· Фонограмма к песне «Ой, калина. Ой, малина»

· Фонограмма к песне «Заиграй, жалейка»

· Григорий Гладков - Песня о картинах.

· Музыка с диска «Одинокий пастух» (для проведения заданий)

Программа сопровождается показом презентации (прилагается).

Дети разделены на 3 команды, сидят за столами. Для участия в конкурсах будут приглашаться родители детей и гости.

Познавательно-игровая программа "Как хорошо, что есть театр!"

Ход мероприятия.

Учитель. А любите ли Вы играть?

Сегодня мы посетим чудесную страну, полную тайн и волшебства, где могут играть как взрослые, так и дети. А как называется эта страна, вы узнаете, собрав пазлы.

Дети собирают пазлы на тему "Театр": здание театра, фрагменты спектаклей, зрительный зал.

Какие изображения у вас получились? (ответы участников)

Какое слово объединяет эти изображения? (Театр.)

Наша программа называется – «Как хорошо, что есть театр!»

Выходят 2 ученика.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно.

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Учитель. О театре и его тайнах можно говорить бесконечно. А что бы вы хотели узнать о театре? (Ответы детей.)

Учитель. Конечно, сегодня мы сможем найти ответы лишь на некоторые ваши вопросы. Театр называют храмом искусства. А почему? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашей программы.

Помогут раскрыть некоторые тайны театра герои сказки "Золотой ключик".

Появляются Арлекин и Сверчок.

Арлекин . Всем известна эта сказка

И знаком её герой.

Знает каждый, без подсказки

Всё про ключик золотой:

Что в каморке папы Карло

Там, за дверью потайной,

Спрятан был чудесный театр.

Поспешу туда….

Сверчок. Постой….

Вдруг не знает кто-то в зале

Про театр ничего

И хотят, чтоб рассказали

Мы сегодня про него.

Арлекин. А знаете ли вы, что слово "театр" в переводе с греческого языка - место для зрелищ, зрелище. Театр – это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Истоки современного театра как искусства можно найти еще в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, а также в массовых народных обрядах. (Видеоролик.)

Сверчок. Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. (Видеоролик.)

Сверчок. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Считается, что первыми артистами на Руси были торговцы на ярмарках.

Выходят лотошники, расхваливают свой товар.

1. Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбирайте нарасхват!

Подходи, дружок Вавила!

Заворачивай, Гаврила!

Заворачивай, Матрёна!

Набивай карман, Ерёма!

2: Ай да пирог! Этот пирог

Сам Иванушка пёк!

Сколь горячий – губки жжёт,

Одно масло – к ручкам льнёт!

С сахарным примесом,

С полпуда весом.

3.Платки, гребешки,

Расписные петушки!

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

Стою на краю,

Чуть недаром отдаю:

За загадки и шутки

За песни, прибаутки!

Учитель. Как вы думаете, почему торговцев считали первыми актерами на Руси? (ответы участников)

Сверчок. В 11 веке на Руси появились бродячие актёры – скоморохи (в переводе с греческого "игрец, смехотворец"), которые исполняли сценки, героические песни, танцы, цирковые номера. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий.

Арлекин. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. В это же время появился первый кукольный театр, в котором исполнялись сказки, былины, шутки, небылицы.

Выносят ширму, выходят два мальчика, изображающие кукол.

Фома и Ерёма: Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба:

Фома да Ерёма.

Ф.: Людей посмотреть

Е.: Себя показать

Ф. и Е.: Да небылиц вам рассказать.

Ф. Вы послушайте, ребята,

Чепуху вам будем петь.

На дубу коза пасётся,

В бане парится медведь.

Припев: Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших, у ворот,

Всё идёт наоборот.

Е. Сидит ёжик на сосне –

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

Припев.

Ф. По реке плывёт корова,

Обогнала пароход.

На рогах сидит ворона

И соломинкой гребёт.

Припев.

Е .Черти вилами поели

Из баранины уху,

Не пора ли, в самом деле,

Нам закончить чепуху.

Припев.

Выходят 2 ученика.

1 ученик. По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам.

2 ученик. Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Декорации и костюмы были выполнены русскими умельцами.30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра.

Учитель. А вы знаете, что театры бывают драматические, кукольные, музыкальные. (Показать фрагменты из разных спектаклей).

Драматические - это театры, в которых актёры - люди.

Кукольные – это театры, в которых артисты – куклы.

Музыкальные – это театры, в которых звучит много музыки (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Каким театром руководил Карабас-Барабас? Почему?

Сверчок. Поспешим теперь в театр, чудесную страну, полную тайн и волшебства. А вот и хозяева театра.

Появляются Буратино, Мальвина, Пьеро. Танец "Буратино"(А. Рыбников, Ю. Энтин)

Буратино. Был я очень непоседлив,

Я везде свой нос совал.

За холстом в каморке Карло

Чудо - театр отыскал.

Пьеро. Он открыл театр папе,

И себе, и всем друзьям,

Это значит - мне и вам!

Мальвина. И в театре новоселье,

Пусть царит вокруг веселье.

Смех и радость для детей!

Дружно жить всем веселей!

Буратино. Ребята, помните, как я вместо того, чтобы пойти в школу, попал на представление в театр Карабаса-Барабаса, продав свою чудесную "Азбуку"? Давайте посмотрим, как всё было (отрывок из мультфильма).

Буратино. А кто знает, что нужно купить, чтобы попасть в театр? (Билеты.)

А где можно купить билеты? (В кассе.)

Как называют человека, который продаёт билеты? (Кассир.)

А кто проверяет билеты при входе в театр? (Контролёр или билетёр)

Пьеро. Билетёр проверил билеты, и мы попадаем в фойе театра. Фойе – это помещение в театре, в котором зрители могут отдохнуть перед спектаклем или во время антракта. Здесь можно познакомиться с фотографиями артистов театра, приобрести театральную программку. У вас на столах лежат театральные программки. О чём может рассказать театральная программка?

1 задание. Рассмотрите театральные программки. О чём они вам рассказали? (Ответы детей.)

Звенит первый звонок.

Мальвина. Прозвенел первый звонок – вас приглашают в зрительный зал. Где же ваши места? На одних билетах написано: партер, на других – амфитеатр, балкон.

Давайте осмотрим зрительный зал: внизу, посредине, – ряды стульев и кресел. Эти места называются партером , что в переводе с французского языка означает «на земле». По бокам партера, внизу, расположены ложи , что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается четыре или, если ложа большая, шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром , он обычно находится на одной высоте со сценой. Вот заполнены ряды бельэтажа, которые находятся выше бенуара, а места еще выше называются балконом , и там тоже уже расположилась публика в ожидании представления.

Мальвина. Звенит второй звонок. Давайте вспомним правила поведения в театре.

7 учеников читают правила.

Ты в театр взял билет,

В первый раз, однажды,

Что тут можно, а что нет,

Помнить должен каждый.

Для того, чтоб смог ты в срок

Занять место в зале,

Раз-два-три звонит звонок,

Чтоб не опоздали.

Так что знай наверняка,

Взрослый или кроха –

После третьего звонка

В зал врываться плохо.

Если в зале ешь поп-корн,

Запивая "Колой",

То позоришь ты при том

И себя и школу.

Взял с собой ты телефон –

Тут не место спорам -

Быть он должен отключен,

Не мешать актерам.

Вот спектакль завершен,

Не спеши на выход –

Вышла труппа на поклон,

Им скажи "Спасибо".

Если правила вот эти

Будешь строго выполнять,

То театры все на свете

Можешь смело посещать!

Мальвина. Итак, все заняли свои места, и взоры зрителей обращены к сцене, которая закрыта занавесом.

3 ученик. А вы знаете, что занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу, в конце представления - снова поднимался из пола.

Занавес может быть как поднимающимся, так и раздвигающимся. Ему отводится немаловажная роль в спектакле.

Занавес – это, прежде всего, вступление, увертюра к спектаклю, его символ.
Но многие современные театры работают без занавеса.

Пьеро. Ребята, а вы знаете, кто принимает участие в рождении спектакля?

Буратино. Спектакль (от латинского зрелище) – произведение театрального искусства. В создании спектакля участвует большой театральный коллектив : актёры, художник-декоратор, композитор, костюмеры, гримёры и другие под руководством режиссёра-постановщика.

Песня "Театр" (муз. Г. Гладкова, сл. Ф. Резника). Танец с зонтиками.

Кто какую роль играет,

Каждый должен знать актёр.

Роли всем распределяет,

Ставит пьесу режиссёр.

Он на сцене самый главный,

Пусть не видим мы его.

Без него никто в театре

Не сыграет ничего.

Видишь город тына сцене

А потом зелёный лес,

То вдруг бал в далёкой Вене,

То дворец в Стране Чудес.

Знает каждый в зале зритель –

Никаких тут нет чудес,

Это сделал оформитель,

Он на эти штуки спец.

Кто для вас весь день на сцене:

То он нищий, то король.

Грим с костюмом только сменит,

И гляди – другая роль.

Он для зрителя играет

Так сложилось с давних пор.

И, конечно, каждый знает,

Что зовётся он – актёр.

Мальвина. Давайте заглянем за кулисы. Для того, чтобы спектакль получился зрелищным, необходимо построить декорации, подобрать бутафорию , придумать и создать костюмы, грим для актёров. Как много новых слов!

4 ученик. Мальвина, ничего сложного. Декорация (от латинского, украшение) - оформление сцены для определённого спектакля.

Бутафория – предметы, которые употребляют в театральных постановках вместо настоящих: части костюмов, оружие, мебель, посуда, еда и другое.

Грим – искусство изменения внешности актёра с помощью красок, наклеек, парика для того, чтобы актёр соответствовал своей роли.

Учитель. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В театре Дягилева эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

Ребята, вам предстоит сейчас самим побывать в роли художника-декоратора и выполнить макет декорации к спектаклю.

2 задание.

Наклейте аппликацию и отгадайте, к какому спектаклю эта декорация (каждая команда получает набор деталей для аппликации и планшет).

1 набор к сказке "Кошкин дом".

2 набор к сказке "Маугли".

3 набор к сказке "Свинопас".

5 набор к сказке «Теремок»

Учитель. Перед каждым спектаклем нужно подготовить реквизит: костюмы, бутафорию и т. д.

Задание 3. Каждая команда получает набор предметов – реквизит к спектаклю. Нужно определить, для какого спектакля подготовлен данный набор.

1 набор к спектаклю "Винни – Пух" (колокольчик с привязанным хвостом; горшочек, на котором написано "мёд"; воздушный шарик , вывеска с надписью "Посторонним В.").

2 набор к спектаклю "Аленький цветочек" (аленький цветочек; туалет; макет парусника; перстень).

3 набор к спектаклю "Старик Хоттабыч" (бутылка; борода; учебник "География"; коврик).

4 набор к спектаклю "Дюймовочка" (горшочек с тюльпаном, скорлупа грецкого ореха с лепестком цветка, лист водяной лилии с привязанной к нему бабочкой).

5 набор к спектаклю «Сказка о царе Салтане» (бочонок, лук, стрела, белка, золотые орешки, венец Царевны - лебедь, шмель)

Звенит третий звонок.

Буратино . Спектакль начинается. На сцене появляются актёры.

Древней Греции ремесло актера было одним из самых престижных. Имена знаменитых актеров были известны всей Греции, а зрителям на их спектаклях зачастую не хватало места. В те времена лица актеров, одетых в одинаковые просторные белые плащи, закрывали маски, изображавшие в трагических спектаклях горе, а в комических – радость. В распоряжении актера оставался только голос, которым и следовало выразить все эмоции, передать напряженный ход действия.

Первым профессиональным русским актёром считается Фёдор Григорьевич Волков ().

Учитель . Известный режиссёр -Данченко сказал: "Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и всё же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актёр – царь сцены".

Учитель. Артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Но главная тайна театра – превращения.

Давайте поиграем в игру "Наши ладошки превращаются в цветочек".

Помните сказку Г.- Х. Андерсена "Дюймовочка"? Колдунья дала женщине волшебное зёрнышко, из которого вырос прекрасный цветок, похожий на тюльпан, лепестки, которого были плотно сжаты. Покажите с помощью рук момент появления цветка (ладони сложены вместе и опущены вниз, медленно поднять сжатые ладони на уровень груди). Женщина поцеловала цветок, сделайте также. Лепестки цветка медленно раскрылись, покажите, как. И, о чудо, в чашечке цветка оказалась маленькая девочка Дюймовочка, покажите удивление и радость. Улыбнитесь ей и подарите свою любовь. А теперь наши ручки превратились в ласточку, которая унесет Дюймовочку к прекрасному Эльфу.

Игра "Превращение предмета".

От каждой команды приглашается по одному человеку и даётся задание: "превратить" мячик, стул, палочку в любой предмет (изобразить с помощью мимики и жестов), а зрители должны угадать, в какой предмет превратился мячик.

Учитель. Артисты должны понимать друг друга, работать сообща. Слаженная работа актёров зависит от режиссёра.

5 ученик. Режиссёр - в переводе с латинского языка, управляю – управляющий актёрами, раздающий роли. Главная задача режиссёра – это поставить данный ему спектакль. От таланта режиссёра зависит успех спектакля, фильма. Во время учёбы перед будущими режиссёрами ставят трудные творческие задачи.

Театр – экспромт. От каждой команды приглашается по 2 человека и 2 родителя. Выбирается режиссёр, распределяются роли (жребий). Даётся 2 минуты для подготовки.

Ночь. Завывает Ветер . Раскачиваются Деревья . Между ними пробирается Похититель , он ищет конюшню, где спит Конь …вот и конюшня. Конь спит, ему что-то снится, он перебирает копытами, тоненько ржёт. Недалеко пристроился Воробей , он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице спит Пёс… Деревья шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в конюшню. Вот он уводит Коня. Воробей тревожно зачирикал. Пёс заливается лаем. Из дома выбегает Хозяин . Похититель убегает в лес. Хозяин ведёт Коня в стойло. Пёс радостно лает и прыгает около Хозяина . Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер, завывая, летает между деревьями. Хозяин гладит Коня , кормит его сеном. Хозяин уходит в дом. Пёс ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей . Стоя, засыпает Конь . Всё успокаивается. Занавес.

Учитель. Пока спектакль готовится, мы с вами поиграем, а заодно подготовимся к встрече актёров. Актеры должны быть очень внимательными.

Игра на внимание "Дружные ребята".

Дети шагают на месте с речёвкой: "Вместе весело шагаем и друзей изображаем!" Учитель называет героя сказки, дети должны выполнить определённое движение: "Буратино" – приставить руки к носу, подразнить; "Мальвина" – руками схватиться за голову, покачать головой; "Пьеро" – голова опущена, руки болтаются внизу.

Игра "Рыбка". Я превращу руки в аквариум с рыбкой. Если рыбка плавает в воде, вы сидите спокойно, а как только она вынырнет, нужно громко хлопнуть в ладоши. И у нас получились аплодисменты. Вот так нужно приветствовать всех артистов, режиссёров, оформителей, суфлёров, всех театральных работников, которые дарят нам это чудо – театр.

6 ученик. АПЛОДИСМЕНТЫ (от латинского – рукоплещу), рукоплескания в знак одобрения, приветствия. Еще в Древнем Риме существовала целая система аплодисментов, выражавших разные отношения к спектаклю. Позднее аплодисменты сохранились преимущественно как знак одобрения удачному номеру, или как знак приветствия актера в момент его выхода. В России аплодисменты вошли в обиход с конца 18 века.

Выходит группа ребят и показывает мини-спектакль. Аплодисменты.

Учитель. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Отгадайте кроссворд.

1. Кого на Руси считали первыми артистами? (Торговцы.)

2. Человек, который управляет спектаклем. (Режиссёр.)

3. Человек, который исполняет в спектакле какую-нибудь роль. (Актёр.)

4. Предметы, которые используют в спектакле вместо настоящих. (Бутафория.)

5. Бродячие актёры. (Скоморохи.)

Прочитайте слово, которое у вас получилось (театр).

Учитель. Театр учит трудиться и побеждать. Мы с вами сегодня поговорили лишь о некоторых театральных тайнах, на себе испытали, что значит быть актёром. Мы, конечно же, на наших занятиях продолжим этот разговор.

· Как вы думаете, почему театр называют храмом искусств? (ответы участников и зрителей)

Хочется верить, что посещая театр - храм искусства - вы будете помнить о правилах поведения в театре и с уважением относиться к труду работников театра.

Дети читают поздравление ко Дню театра.

Какое чудо - оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют...
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их - театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров -
Мы всех за волшебство благодарим!

Выходят Буратино, Мальвина, Пьеро, Сверчок и Арлекин.

Буратино. Любить театр - волшебный сон,

Вам куклы от души желают!

Мальвина. На представленья приглашают,

И их не раз для вас сыграют!

Пьеро. Вас ждут приятные моменты!

Ну, а сейчас - аплодисменты

Сверчок и Арлекин. Артистам и родителям,

А также чудо - зрителям!

Занавес.

Литература.

1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

2. Коблова О. Художник и зрелище. Начальная школа. 2005. № 1

3. Михайлова в зрители. Начальная школа. 1995. № 3, 4, 39, 43.

4. Михайлова поиграем. Начальная школа. 1995. №3.

5. Резник песни о театре и правил поведения в театре.

6. Чурилова и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

7. Интернет ресурсы.

Как хорошо, что есть театр!

Воспитывать у детей интерес к театральному искусству, уточнять и расширять знания детей о театральных профессиях;

Совершенствовать у детей пантомимические навыки, воображение, исполнительское мастерство в театральных этюдах и играх;

Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться, поощрять желание быть непохожими на других;

Прививать детям чувство дружбы, товарищества, партнёрства;

Предварительная работа:

  • Цикл познавательных занятий: «Пермь театральная» ;
  • Цикл занятий: «Театральные профессии» ;
  • Цикл музыкальных занятий: «Сказка в музыке» (П.И.Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ) ;
  • Развитие речи. Обыгрывание мини-сценок на развитие интонационно-выразительной речи; Театральные игры с пиктограммами;
  • Цикл-занятий по танцевальной ритмике. «Постановка сюжетно-игрового танца «Бабка Ёжка» ;
  • Лепка. «Пальчиковый театр» ;
  • Конструирование. Изготовление декораций для русской народной сказки «Привередница» (театр би-ба-бо) ;
  • Ручной труд. Изготовление кукол марионеток.
  • Аппликация. «Украшаем театральный занавес» ;
  • Рисование. Оформление персонажей театра би-ба-бо к сказке «Привередница» ;
  • Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;
  • Досуг «Приглашаем к нам в театр»
  • Театр-подушки. Показ сказки детей подготовительной группы для малышей «Теремок» . Отв. воспитатель Бондаренко О.А.
  • Показ сказки детей подготовительной группы для детей и взрослых «Привередница» . Отв. воспитатель Вертипрахова М.И., муз. рук-ль Пермякова И.В.

Работа с родителями:

  • Активно привлекать родителей к участию в театральной жизни группы;
  • Привлечь родителей к изготовлению костюмов сказочных театральных героев;
  • Семейный конкурс: «Кукла для театра своими руками» ;
  • Конкурс творческих семейных работ «Что за прелесть эти сказки» .

Как хорошо, что есть театр!

Зал оформлен в форме театральной гостиной. Есть небольшая сцена с занавесом и декорациями. В зал входят, воспитатель и дети, приветствуют гостей.

1-й ребёнок. (Обращается к воспитателю.) Вы обещали, что мы будем

играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, ребята, конечно, мы будем играть, но это будет особенная

игра, и называется она «Театр» , у нас есть сцена, зрители (показывает на гостей)

2-й ребёнок. Знаем, мы были в театре.

3-й ребёнок. А я знаю, что в театре играют актёры.

Муз. рук-ль. А кто такие актёры? А что они делают? Дети. Они играют в

спектаклях различные роли.

Муз. рук-ль. А какие театральные профессии вы ещё знаете?

Дети. Костюмер - художник по костюмам,

Режиссёр, человек, который ставит спектакли.

Гримёр - он гримирует актёров для роли.

Осветитель, электротехник, который освещает сцену и т.д.

Муз. рук-ль. Сегодня в страну театра поможет нам открыть дверь Золотая

(Показывает детям маску, рассматривает её с ребятами) .

Звучит волшебная музыка, воспитатель надевает маску.

Золотая маска. Я, вас приветствую друзья!

Золотая маска я!

В страну театра я вам открою дверь

Страны на свете лучше, чем театра нет!

Ведь я в театр давно уже играю.

Прошу присесть я вас друзья,

И занавес открою я! (Открывает занавес под музыку.)

В моей стране всё ново, интересно!

Но и конечно неизвестно?

Золотая маска. Сегодня в нашей театральной гостиной на сцене в декорации

использована маска. Вам нравится эта картина? (Да)

Ребята, как вы думаете, откуда она появилась?

(Ребята высказывают, свои предположения)

Ребята, я открою вам секрет, эту картину создал

наш художник-оформитель Попова Надежда Федоровна.

Муз. рук-ль. Ребята, а зачем актёру нужна маска?

Дети. Маска помогает актёру скрыть своё лицо. С помощью маски можно

превратиться в другого человека и сыграть его роль.

Золотая маска. В стране театра живут удивительно добрые и талантливые

жители. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться

красиво, любят музыку и стихи. Эти люди - актёры.

Золотая маска. Актерскому мастерству надо учиться, и для этого есть

учебные заведения. У нас в Перми - это Институт Культуры.

Обращает внимание детей на фотоснимок на экране.

В этом Институте готовят артистов, режиссёров, музыкантов,

дирижёров, художников оформителей....

Муз. рук-ль. Мы с вами тоже учимся быть артистами в детском саду, играем

сценки, ставим спектакли, у нас есть театр песни, шумовой

музыкальный театр, мы знаем, что такое мимика (выражение лица) .

Просит детей удивиться, испугаться, обрадоваться.

Что такое жесты? (движение тела)

Золотая маска. Вот у меня в руках веер. Веер тоже может играть в руках

актёра. Смотрите, с его помощью можно показать (Показывает)

волнение, недовольство, лукавство, спокойствие.

Золотая маска предлагает попробовать детям показать....

В конце сценки гости аплодируют.

Золотая маска. А теперь расскажите, как вы играете в «театр» в детском

саду. Дети. У нас в группе есть разные виды театра..., мы

показываем сценки..., играем сказки..., учимся управлять куклами,

на музыкальных занятиях показываем театр песен.

Дети предлагают посмотреть гостям слайд-шоу: «Мы играем в театр» .

Золотая маска. А вы можете для меня и для гостей что-нибудь показать?

Дети рассказывают гостям, как они создавали театр песни «Паровозик» и предлагают посмотреть об этом фильм.

Театр-песни «Паровозик» .

муз. и сл. И. Русских

Дети исполняют песню, на фоне видеоролик с детьми «Играем в театр» .

Золотая маска. Ребята, в вашем фильме мне очень понравилась кукла

Баба-Яга. Кто изготовил вам эту куклу?

Дети рассказывают, историю создания куклы, показывают её.

Муз. рук-ль. Ребята, как можно назвать мастера, который создаёт

театральные куклы?

Дети. Кукольник.

Золотая маска. (Берёт в руки театральный словарь) . Ребята, сегодня вы

попробуете себя в некоторых театральных профессиях. Мы

откроем в зале две театральные мастерские:

В первой будут работать художники декораторы. Если мы

откроем театральный словарь и найдём там слово декорация, то

видим: «Декорация - художественное оформление театральной

Значит, наши художники-декораторы будут оформлять на сцене

сказочную полянку для Бабы-Яги.

Во второй мастерской будут работать драматург и режиссёр с

артистами.

Золотая маска рассуждает с детьми, что будет делать драматург и режиссёр с артистами (Драматург придумывает реплики артистам, а режиссёр обговаривает с артистами как это сыграть.

Примерные варианты реплик артистов:

Дети по очереди, каждый по-своему с разной интонацией зовут Бабу-Ягу.

  1. Кто в домике живёт?
  2. Выходи, поиграй с нами.
  3. Бабка-Ёжка, выгляни в окошко! Баба-Яга: Кто меня звал? Кто мой покой нарушил? Дети: (каждый отвечает по-своему) .
  4. Бабулечка-Ягулечка, не сердись, не злись.
  5. Тебе одной, наверное, скучно?

Золотая маска: Выходи скорей гулять,

Будем петь и танцевать!

Ритмический танец «Бабка-Ежка»

муз. и сл. Т. Морозовой

Танцевальная композиция Т. Суворовой («Танцевальная ритмика» выпуск 5)

Зрители аплодируют артистам после выступления.

Муз. рук-ль. Ребята, как вы думаете, в каком театре может выступать

наша Баба-Яга? Дети. В театре кукол.

Золотая маска. Внимательно посмотрите на фотографии театров города

Перми и покажите нам Пермский театр кукол.

Дети показывают и рассказывают о театре.

Муз. рук-ль. Где находится театр кукол?

Золотая маска. Наше небольшое путешествие в страну «Театр» подошло

к концу. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете

взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется,

чтобы вы всегда оставались добрыми, интересными,

талантливыми и любили Театр. Что вы скажете всем на

прощанье?

Муз. рук-ль. Как хорошо, что есть Театр!

Всегда он есть и с нами будет!

Кто посмотрел хоть раз спектакль,

Тот никогда уж не забудет!

Дети прощаются с гостями и покидают зал.

УРОКИ ТЕАТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Большакова А. И.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 2»

г.Стерлитамак

Россия

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно - жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки,

И с ними светлый мир добра!

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал добрым и радостным.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, на мой взгляд, является театральное искусство. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.

Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в школьных праздниках.

Уроки театра в начальной школе проводятся по программе. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.

Задачей уроков театра является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений, уметь воссоздавать в воображении и уяснять смысл отдельных эпизодов, уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи действия в условиях вымысла, помогает придать импровизации определенную завершенность. В этих условиях больше всего оправдывают себя игры-драматизации, составленные по народным сказкам, рассказам, басням и стихам.

Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встает необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений, действий персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова роли, что. Почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене. На этой основе у них формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения.

Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать.

В зависимости от содержания, цели и задач используются следующие типы уроков: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-игра, урок-работа над спектаклем, который делится на урок-обсуждение сценария, урок-пробу на роль, урок-репетицию. Также используются комбинированные уроки.

ВЫВОДЫ

1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

5.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

6.В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом,они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.

7.Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.

8.Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.

Театр!

Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй….

Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно. Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.

В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других -тех, кто на сцене, - он может понять себя, окружающих, весь мир.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белянская Л.Б.сост. Хочу на сцену. Симферополь. 1997.

2. Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». М., 1984.

3. Сорокина С. Ф. Программа: «Театр, творчество, дети». М., 1995.

4. Стуль М.Воспитание искусством: в театр всей семьёй.Челябинск.1986.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?. М.,2001.