Оформление зала: (см. Приложение «Оформление зала»)
· фотографии детей в театральных костюмах,
· на заднике – имитация занавеса и 2 театральные маски.
Оборудование:
· театральные костюмы для героев,
· лотки с товарами для торговцев,
· ширма для Фомы и Ерёмы,
· деревянные ложки,
· билеты для зрителей и участников (см. Приложение «Билеты»),
· театральные программки (для каждой команды),
· 5 коробок с реквизитом к спектаклям,
· 5 кроссвордов (см. Приложение «Кроссворд»),
· палочка,
Видео:
· Интернет ресурсы
· Отрывки из мультфильма «Приключения Буратино». Авторы сценария: Н. Эрдман, Л. Толстая. Композитор: А. Лепин. Режиссер: М. Ботов.
· Отрывки из мультфильма «Царевна лягушка». Автор сценария и режиссер: Ю. Елисеев.
· Отрывки из балета «Лебединое озеро». Сценарий: И. Гликман, А. Дудко, К. Сергеев. Режиссер: А. Тубеншляк.
· Отрывок из телеспектакля «Огниво» (Телепередача «В гостях у сказки»). Сценарий и постановка: В. Обогрелов.
· Д/ф «Русский народный театр». 1 серия. Год выпуска : 1975. Режиссер-постановщик : Леонид Купершмидт.
Музыка:
· Алексей Рыбников - Бу-ра-ти-но
· Алексей Рыбников - Шарманка. Титры
· Алексей Рыбников - Явление Золотого ключика
· Фонограмма к песне «Ой, калина. Ой, малина»
· Фонограмма к песне «Заиграй, жалейка»
· Григорий Гладков - Песня о картинах.
· Музыка с диска «Одинокий пастух» (для проведения заданий)
Программа сопровождается показом презентации (прилагается).
Дети разделены на 3 команды, сидят за столами. Для участия в конкурсах будут приглашаться родители детей и гости.
Познавательно-игровая программа "Как хорошо, что есть театр!"
Ход мероприятия.
Учитель. А любите ли Вы играть?
Сегодня мы посетим чудесную страну, полную тайн и волшебства, где могут играть как взрослые, так и дети. А как называется эта страна, вы узнаете, собрав пазлы.
Дети собирают пазлы на тему "Театр": здание театра, фрагменты спектаклей, зрительный зал.
Какие изображения у вас получились? (ответы участников)
Какое слово объединяет эти изображения? (Театр.)
Наша программа называется – «Как хорошо, что есть театр!»
Выходят 2 ученика.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Учитель. О театре и его тайнах можно говорить бесконечно. А что бы вы хотели узнать о театре? (Ответы детей.)
Учитель. Конечно, сегодня мы сможем найти ответы лишь на некоторые ваши вопросы. Театр называют храмом искусства. А почему? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашей программы.
Помогут раскрыть некоторые тайны театра герои сказки "Золотой ключик".
Появляются Арлекин и Сверчок.
Арлекин . Всем известна эта сказка
И знаком её герой.
Знает каждый, без подсказки
Всё про ключик золотой:
Что в каморке папы Карло
Там, за дверью потайной,
Спрятан был чудесный театр.
Поспешу туда….
Сверчок. Постой….
Вдруг не знает кто-то в зале
Про театр ничего
И хотят, чтоб рассказали
Мы сегодня про него.
Арлекин. А знаете ли вы, что слово "театр" в переводе с греческого языка - место для зрелищ, зрелище. Театр – это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Истоки современного театра как искусства можно найти еще в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, а также в массовых народных обрядах. (Видеоролик.)
Сверчок. Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. (Видеоролик.)
Сверчок. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. Считается, что первыми артистами на Руси были торговцы на ярмарках.
Выходят лотошники, расхваливают свой товар.
1. Тары – бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад –
Разбирайте нарасхват!
Подходи, дружок Вавила!
Заворачивай, Гаврила!
Заворачивай, Матрёна!
Набивай карман, Ерёма!
2: Ай да пирог! Этот пирог
Сам Иванушка пёк!
Сколь горячий – губки жжёт,
Одно масло – к ручкам льнёт!
С сахарным примесом,
С полпуда весом.
3.Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход,
Подходи, честной народ!
Стою на краю,
Чуть недаром отдаю:
За загадки и шутки
За песни, прибаутки!
Учитель. Как вы думаете, почему торговцев считали первыми актерами на Руси? (ответы участников)
Сверчок. В 11 веке на Руси появились бродячие актёры – скоморохи (в переводе с греческого "игрец, смехотворец"), которые исполняли сценки, героические песни, танцы, цирковые номера. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий.
Арлекин. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. В это же время появился первый кукольный театр, в котором исполнялись сказки, былины, шутки, небылицы.
Выносят ширму, выходят два мальчика, изображающие кукол.
Фома и Ерёма: Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба:
Фома да Ерёма.
Ф.: Людей посмотреть
Е.: Себя показать
Ф. и Е.: Да небылиц вам рассказать.
Ф. Вы послушайте, ребята,
Чепуху вам будем петь.
На дубу коза пасётся,
В бане парится медведь.
Припев: Здорово, здорово
У ворот Егорова,
А у наших, у ворот,
Всё идёт наоборот.
Е. Сидит ёжик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
Припев.
Ф. По реке плывёт корова,
Обогнала пароход.
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребёт.
Припев.
Е .Черти вилами поели
Из баранины уху,
Не пора ли, в самом деле,
Нам закончить чепуху.
Припев.
Выходят 2 ученика.
1 ученик. По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам.
2 ученик. Придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Декорации и костюмы были выполнены русскими умельцами.30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра.
Учитель. А вы знаете, что театры бывают драматические, кукольные, музыкальные. (Показать фрагменты из разных спектаклей).
Драматические - это театры, в которых актёры - люди.
Кукольные – это театры, в которых артисты – куклы.
Музыкальные – это театры, в которых звучит много музыки (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Каким театром руководил Карабас-Барабас? Почему?
Сверчок. Поспешим теперь в театр, чудесную страну, полную тайн и волшебства. А вот и хозяева театра.
Появляются Буратино, Мальвина, Пьеро. Танец "Буратино"(А. Рыбников, Ю. Энтин)
Буратино. Был я очень непоседлив,
Я везде свой нос совал.
За холстом в каморке Карло
Чудо - театр отыскал.
Пьеро. Он открыл театр папе,
И себе, и всем друзьям,
Это значит - мне и вам!
Мальвина. И в театре новоселье,
Пусть царит вокруг веселье.
Смех и радость для детей!
Дружно жить всем веселей!
Буратино. Ребята, помните, как я вместо того, чтобы пойти в школу, попал на представление в театр Карабаса-Барабаса, продав свою чудесную "Азбуку"? Давайте посмотрим, как всё было (отрывок из мультфильма).
Буратино. А кто знает, что нужно купить, чтобы попасть в театр? (Билеты.)
А где можно купить билеты? (В кассе.)
Как называют человека, который продаёт билеты? (Кассир.)
А кто проверяет билеты при входе в театр? (Контролёр или билетёр)
Пьеро. Билетёр проверил билеты, и мы попадаем в фойе театра. Фойе – это помещение в театре, в котором зрители могут отдохнуть перед спектаклем или во время антракта. Здесь можно познакомиться с фотографиями артистов театра, приобрести театральную программку. У вас на столах лежат театральные программки. О чём может рассказать театральная программка?
1 задание. Рассмотрите театральные программки. О чём они вам рассказали? (Ответы детей.)
Звенит первый звонок.
Мальвина. Прозвенел первый звонок – вас приглашают в зрительный зал. Где же ваши места? На одних билетах написано: партер, на других – амфитеатр, балкон.
Давайте осмотрим зрительный зал: внизу, посредине, – ряды стульев и кресел. Эти места называются партером , что в переводе с французского языка означает «на земле». По бокам партера, внизу, расположены ложи , что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается четыре или, если ложа большая, шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром , он обычно находится на одной высоте со сценой. Вот заполнены ряды бельэтажа, которые находятся выше бенуара, а места еще выше называются балконом , и там тоже уже расположилась публика в ожидании представления.
Мальвина. Звенит второй звонок. Давайте вспомним правила поведения в театре.
7 учеников читают правила.
Ты в театр взял билет,
В первый раз, однажды,
Что тут можно, а что нет,
Помнить должен каждый.
Для того, чтоб смог ты в срок
Занять место в зале,
Раз-два-три звонит звонок,
Чтоб не опоздали.
Так что знай наверняка,
Взрослый или кроха –
После третьего звонка
В зал врываться плохо.
Если в зале ешь поп-корн,
Запивая "Колой",
То позоришь ты при том
И себя и школу.
Взял с собой ты телефон –
Тут не место спорам -
Быть он должен отключен,
Не мешать актерам.
Вот спектакль завершен,
Не спеши на выход –
Вышла труппа на поклон,
Им скажи "Спасибо".
Если правила вот эти
Будешь строго выполнять,
То театры все на свете
Можешь смело посещать!
Мальвина. Итак, все заняли свои места, и взоры зрителей обращены к сцене, которая закрыта занавесом.
3 ученик. А вы знаете, что занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу, в конце представления - снова поднимался из пола.
Занавес может быть как поднимающимся, так и раздвигающимся. Ему отводится немаловажная роль в спектакле.
Занавес – это, прежде всего, вступление, увертюра к спектаклю, его символ.
Но многие современные театры работают без занавеса.
Пьеро. Ребята, а вы знаете, кто принимает участие в рождении спектакля?
Буратино. Спектакль (от латинского зрелище) – произведение театрального искусства. В создании спектакля участвует большой театральный коллектив : актёры, художник-декоратор, композитор, костюмеры, гримёры и другие под руководством режиссёра-постановщика.
Песня "Театр" (муз. Г. Гладкова, сл. Ф. Резника). Танец с зонтиками.
Кто какую роль играет,
Каждый должен знать актёр.
Роли всем распределяет,
Ставит пьесу режиссёр.
Он на сцене самый главный,
Пусть не видим мы его.
Без него никто в театре
Не сыграет ничего.
Видишь город тына сцене
А потом зелёный лес,
То вдруг бал в далёкой Вене,
То дворец в Стране Чудес.
Знает каждый в зале зритель –
Никаких тут нет чудес,
Это сделал оформитель,
Он на эти штуки спец.
Кто для вас весь день на сцене:
То он нищий, то король.
Грим с костюмом только сменит,
И гляди – другая роль.
Он для зрителя играет
Так сложилось с давних пор.
И, конечно, каждый знает,
Что зовётся он – актёр.
Мальвина. Давайте заглянем за кулисы. Для того, чтобы спектакль получился зрелищным, необходимо построить декорации, подобрать бутафорию , придумать и создать костюмы, грим для актёров. Как много новых слов!
4 ученик. Мальвина, ничего сложного. Декорация (от латинского, украшение) - оформление сцены для определённого спектакля.
Бутафория – предметы, которые употребляют в театральных постановках вместо настоящих: части костюмов, оружие, мебель, посуда, еда и другое.
Грим – искусство изменения внешности актёра с помощью красок, наклеек, парика для того, чтобы актёр соответствовал своей роли.
Учитель. Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В театре Дягилева эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.
Ребята, вам предстоит сейчас самим побывать в роли художника-декоратора и выполнить макет декорации к спектаклю.
2 задание.
Наклейте аппликацию и отгадайте, к какому спектаклю эта декорация (каждая команда получает набор деталей для аппликации и планшет).
1 набор к сказке "Кошкин дом".
2 набор к сказке "Маугли".
3 набор к сказке "Свинопас".
5 набор к сказке «Теремок»
Учитель. Перед каждым спектаклем нужно подготовить реквизит: костюмы, бутафорию и т. д.
Задание 3. Каждая команда получает набор предметов – реквизит к спектаклю. Нужно определить, для какого спектакля подготовлен данный набор.
1 набор к спектаклю "Винни – Пух" (колокольчик с привязанным хвостом; горшочек, на котором написано "мёд"; воздушный шарик , вывеска с надписью "Посторонним В.").
2 набор к спектаклю "Аленький цветочек" (аленький цветочек; туалет; макет парусника; перстень).
3 набор к спектаклю "Старик Хоттабыч" (бутылка; борода; учебник "География"; коврик).
4 набор к спектаклю "Дюймовочка" (горшочек с тюльпаном, скорлупа грецкого ореха с лепестком цветка, лист водяной лилии с привязанной к нему бабочкой).
5 набор к спектаклю «Сказка о царе Салтане» (бочонок, лук, стрела, белка, золотые орешки, венец Царевны - лебедь, шмель)
Звенит третий звонок.
Буратино . Спектакль начинается. На сцене появляются актёры.
Древней Греции ремесло актера было одним из самых престижных. Имена знаменитых актеров были известны всей Греции, а зрителям на их спектаклях зачастую не хватало места. В те времена лица актеров, одетых в одинаковые просторные белые плащи, закрывали маски, изображавшие в трагических спектаклях горе, а в комических – радость. В распоряжении актера оставался только голос, которым и следовало выразить все эмоции, передать напряженный ход действия.
Первым профессиональным русским актёром считается Фёдор Григорьевич Волков ().
Учитель . Известный режиссёр -Данченко сказал: "Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и всё же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актёр – царь сцены".
Учитель. Артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Но главная тайна театра – превращения.
Давайте поиграем в игру "Наши ладошки превращаются в цветочек".
Помните сказку Г.- Х. Андерсена "Дюймовочка"? Колдунья дала женщине волшебное зёрнышко, из которого вырос прекрасный цветок, похожий на тюльпан, лепестки, которого были плотно сжаты. Покажите с помощью рук момент появления цветка (ладони сложены вместе и опущены вниз, медленно поднять сжатые ладони на уровень груди). Женщина поцеловала цветок, сделайте также. Лепестки цветка медленно раскрылись, покажите, как. И, о чудо, в чашечке цветка оказалась маленькая девочка Дюймовочка, покажите удивление и радость. Улыбнитесь ей и подарите свою любовь. А теперь наши ручки превратились в ласточку, которая унесет Дюймовочку к прекрасному Эльфу.
Игра "Превращение предмета".
От каждой команды приглашается по одному человеку и даётся задание: "превратить" мячик, стул, палочку в любой предмет (изобразить с помощью мимики и жестов), а зрители должны угадать, в какой предмет превратился мячик.
Учитель. Артисты должны понимать друг друга, работать сообща. Слаженная работа актёров зависит от режиссёра.
5 ученик. Режиссёр - в переводе с латинского языка, управляю – управляющий актёрами, раздающий роли. Главная задача режиссёра – это поставить данный ему спектакль. От таланта режиссёра зависит успех спектакля, фильма. Во время учёбы перед будущими режиссёрами ставят трудные творческие задачи.
Театр – экспромт. От каждой команды приглашается по 2 человека и 2 родителя. Выбирается режиссёр, распределяются роли (жребий). Даётся 2 минуты для подготовки.
Ночь. Завывает Ветер . Раскачиваются Деревья . Между ними пробирается Похититель , он ищет конюшню, где спит Конь …вот и конюшня. Конь спит, ему что-то снится, он перебирает копытами, тоненько ржёт. Недалеко пристроился Воробей , он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице спит Пёс… Деревья шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в конюшню. Вот он уводит Коня. Воробей тревожно зачирикал. Пёс заливается лаем. Из дома выбегает Хозяин . Похититель убегает в лес. Хозяин ведёт Коня в стойло. Пёс радостно лает и прыгает около Хозяина . Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер, завывая, летает между деревьями. Хозяин гладит Коня , кормит его сеном. Хозяин уходит в дом. Пёс ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей . Стоя, засыпает Конь . Всё успокаивается. Занавес.
Учитель. Пока спектакль готовится, мы с вами поиграем, а заодно подготовимся к встрече актёров. Актеры должны быть очень внимательными.
Игра на внимание "Дружные ребята".
Дети шагают на месте с речёвкой: "Вместе весело шагаем и друзей изображаем!" Учитель называет героя сказки, дети должны выполнить определённое движение: "Буратино" – приставить руки к носу, подразнить; "Мальвина" – руками схватиться за голову, покачать головой; "Пьеро" – голова опущена, руки болтаются внизу.
Игра "Рыбка". Я превращу руки в аквариум с рыбкой. Если рыбка плавает в воде, вы сидите спокойно, а как только она вынырнет, нужно громко хлопнуть в ладоши. И у нас получились аплодисменты. Вот так нужно приветствовать всех артистов, режиссёров, оформителей, суфлёров, всех театральных работников, которые дарят нам это чудо – театр.
6 ученик. АПЛОДИСМЕНТЫ (от латинского – рукоплещу), рукоплескания в знак одобрения, приветствия. Еще в Древнем Риме существовала целая система аплодисментов, выражавших разные отношения к спектаклю. Позднее аплодисменты сохранились преимущественно как знак одобрения удачному номеру, или как знак приветствия актера в момент его выхода. В России аплодисменты вошли в обиход с конца 18 века.
Выходит группа ребят и показывает мини-спектакль. Аплодисменты.
Учитель. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
Отгадайте кроссворд.
1. Кого на Руси считали первыми артистами? (Торговцы.)
2. Человек, который управляет спектаклем. (Режиссёр.)
3. Человек, который исполняет в спектакле какую-нибудь роль. (Актёр.)
4. Предметы, которые используют в спектакле вместо настоящих. (Бутафория.)
5. Бродячие актёры. (Скоморохи.)
Прочитайте слово, которое у вас получилось (театр).
Учитель. Театр учит трудиться и побеждать. Мы с вами сегодня поговорили лишь о некоторых театральных тайнах, на себе испытали, что значит быть актёром. Мы, конечно же, на наших занятиях продолжим этот разговор.
· Как вы думаете, почему театр называют храмом искусств? (ответы участников и зрителей)
Хочется верить, что посещая театр - храм искусства - вы будете помнить о правилах поведения в театре и с уважением относиться к труду работников театра.
Дети читают поздравление ко Дню театра.
Какое чудо - оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.
Они поют, горюют, размышляют...
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их - театр, не балаган.
Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров -
Мы всех за волшебство благодарим!
Выходят Буратино, Мальвина, Пьеро, Сверчок и Арлекин.
Буратино. Любить театр - волшебный сон,
Вам куклы от души желают!
Мальвина. На представленья приглашают,
И их не раз для вас сыграют!
Пьеро. Вас ждут приятные моменты!
Ну, а сейчас - аплодисменты
Сверчок и Арлекин. Артистам и родителям,
А также чудо - зрителям!
Занавес.
Литература.
1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составитель, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
2. Коблова О. Художник и зрелище. Начальная школа. 2005. № 1
3. Михайлова в зрители. Начальная школа. 1995. № 3, 4, 39, 43.
4. Михайлова поиграем. Начальная школа. 1995. №3.
5. Резник песни о театре и правил поведения в театре.
6. Чурилова и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
7. Интернет ресурсы.
Как хорошо, что есть театр!Воспитывать у детей интерес к театральному искусству, уточнять и расширять знания детей о театральных профессиях;
Совершенствовать у детей пантомимические навыки, воображение, исполнительское мастерство в театральных этюдах и играх;
Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться, поощрять желание быть непохожими на других;
Прививать детям чувство дружбы, товарищества, партнёрства;
Предварительная работа:
- Цикл познавательных занятий: «Пермь театральная» ;
- Цикл занятий: «Театральные профессии» ;
- Цикл музыкальных занятий: «Сказка в музыке» (П.И.Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ) ;
- Развитие речи. Обыгрывание мини-сценок на развитие интонационно-выразительной речи; Театральные игры с пиктограммами;
- Цикл-занятий по танцевальной ритмике. «Постановка сюжетно-игрового танца «Бабка Ёжка» ;
- Лепка. «Пальчиковый театр» ;
- Конструирование. Изготовление декораций для русской народной сказки «Привередница» (театр би-ба-бо) ;
- Ручной труд. Изготовление кукол марионеток.
- Аппликация. «Украшаем театральный занавес» ;
- Рисование. Оформление персонажей театра би-ба-бо к сказке «Привередница» ;
- Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;
- Досуг «Приглашаем к нам в театр»
- Театр-подушки. Показ сказки детей подготовительной группы для малышей «Теремок» . Отв. воспитатель Бондаренко О.А.
- Показ сказки детей подготовительной группы для детей и взрослых «Привередница» . Отв. воспитатель Вертипрахова М.И., муз. рук-ль Пермякова И.В.
Работа с родителями:
- Активно привлекать родителей к участию в театральной жизни группы;
- Привлечь родителей к изготовлению костюмов сказочных театральных героев;
- Семейный конкурс: «Кукла для театра своими руками» ;
- Конкурс творческих семейных работ «Что за прелесть эти сказки» .
Как хорошо, что есть театр!
Зал оформлен в форме театральной гостиной. Есть небольшая сцена с занавесом и декорациями. В зал входят, воспитатель и дети, приветствуют гостей.
1-й ребёнок. (Обращается к воспитателю.) Вы обещали, что мы будем
играть, а мы пришли в музыкальный зал.
Воспитатель. Да, ребята, конечно, мы будем играть, но это будет особенная
игра, и называется она «Театр» , у нас есть сцена, зрители (показывает на гостей)
2-й ребёнок. Знаем, мы были в театре.
3-й ребёнок. А я знаю, что в театре играют актёры.
Муз. рук-ль. А кто такие актёры? А что они делают? Дети. Они играют в
спектаклях различные роли.
Муз. рук-ль. А какие театральные профессии вы ещё знаете?
Дети. Костюмер - художник по костюмам,
Режиссёр, человек, который ставит спектакли.
Гримёр - он гримирует актёров для роли.
Осветитель, электротехник, который освещает сцену и т.д.
Муз. рук-ль. Сегодня в страну театра поможет нам открыть дверь Золотая
(Показывает детям маску, рассматривает её с ребятами) .
Звучит волшебная музыка, воспитатель надевает маску.
Золотая маска. Я, вас приветствую друзья!
Золотая маска я!
В страну театра я вам открою дверь
Страны на свете лучше, чем театра нет!
Ведь я в театр давно уже играю.
Прошу присесть я вас друзья,
И занавес открою я! (Открывает занавес под музыку.)
В моей стране всё ново, интересно!
Но и конечно неизвестно?
Золотая маска. Сегодня в нашей театральной гостиной на сцене в декорации
использована маска. Вам нравится эта картина? (Да)
Ребята, как вы думаете, откуда она появилась?
(Ребята высказывают, свои предположения)
Ребята, я открою вам секрет, эту картину создал
наш художник-оформитель Попова Надежда Федоровна.
Муз. рук-ль. Ребята, а зачем актёру нужна маска?
Дети. Маска помогает актёру скрыть своё лицо. С помощью маски можно
превратиться в другого человека и сыграть его роль.
Золотая маска. В стране театра живут удивительно добрые и талантливые
жители. Они умеют играть, представлять, перевоплощаться, двигаться
красиво, любят музыку и стихи. Эти люди - актёры.
Золотая маска. Актерскому мастерству надо учиться, и для этого есть
учебные заведения. У нас в Перми - это Институт Культуры.
Обращает внимание детей на фотоснимок на экране.
В этом Институте готовят артистов, режиссёров, музыкантов,
дирижёров, художников оформителей....
Муз. рук-ль. Мы с вами тоже учимся быть артистами в детском саду, играем
сценки, ставим спектакли, у нас есть театр песни, шумовой
музыкальный театр, мы знаем, что такое мимика (выражение лица) .
Просит детей удивиться, испугаться, обрадоваться.
Что такое жесты? (движение тела)
Золотая маска. Вот у меня в руках веер. Веер тоже может играть в руках
актёра. Смотрите, с его помощью можно показать (Показывает)
волнение, недовольство, лукавство, спокойствие.
Золотая маска предлагает попробовать детям показать....
В конце сценки гости аплодируют.
Золотая маска. А теперь расскажите, как вы играете в «театр» в детском
саду. Дети. У нас в группе есть разные виды театра..., мы
показываем сценки..., играем сказки..., учимся управлять куклами,
на музыкальных занятиях показываем театр песен.
Дети предлагают посмотреть гостям слайд-шоу: «Мы играем в театр» .
Золотая маска. А вы можете для меня и для гостей что-нибудь показать?
Дети рассказывают гостям, как они создавали театр песни «Паровозик» и предлагают посмотреть об этом фильм.
Театр-песни «Паровозик» .
муз. и сл. И. Русских
Дети исполняют песню, на фоне видеоролик с детьми «Играем в театр» .
Золотая маска. Ребята, в вашем фильме мне очень понравилась кукла
Баба-Яга. Кто изготовил вам эту куклу?
Дети рассказывают, историю создания куклы, показывают её.
Муз. рук-ль. Ребята, как можно назвать мастера, который создаёт
театральные куклы?
Дети. Кукольник.
Золотая маска. (Берёт в руки театральный словарь) . Ребята, сегодня вы
попробуете себя в некоторых театральных профессиях. Мы
откроем в зале две театральные мастерские:
В первой будут работать художники декораторы. Если мы
откроем театральный словарь и найдём там слово декорация, то
видим: «Декорация - художественное оформление театральной
Значит, наши художники-декораторы будут оформлять на сцене
сказочную полянку для Бабы-Яги.
Во второй мастерской будут работать драматург и режиссёр с
артистами.
Золотая маска рассуждает с детьми, что будет делать драматург и режиссёр с артистами (Драматург придумывает реплики артистам, а режиссёр обговаривает с артистами как это сыграть.
Примерные варианты реплик артистов:
Дети по очереди, каждый по-своему с разной интонацией зовут Бабу-Ягу.
- Кто в домике живёт?
- Выходи, поиграй с нами.
- Бабка-Ёжка, выгляни в окошко! Баба-Яга: Кто меня звал? Кто мой покой нарушил? Дети: (каждый отвечает по-своему) .
- Бабулечка-Ягулечка, не сердись, не злись.
- Тебе одной, наверное, скучно?
Золотая маска: Выходи скорей гулять,
Будем петь и танцевать!
Ритмический танец «Бабка-Ежка»
муз. и сл. Т. Морозовой
Танцевальная композиция Т. Суворовой («Танцевальная ритмика» выпуск 5)
Зрители аплодируют артистам после выступления.
Муз. рук-ль. Ребята, как вы думаете, в каком театре может выступать
наша Баба-Яга? Дети. В театре кукол.
Золотая маска. Внимательно посмотрите на фотографии театров города
Перми и покажите нам Пермский театр кукол.
Дети показывают и рассказывают о театре.
Муз. рук-ль. Где находится театр кукол?
Золотая маска. Наше небольшое путешествие в страну «Театр» подошло
к концу. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете
взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется,
чтобы вы всегда оставались добрыми, интересными,
талантливыми и любили Театр. Что вы скажете всем на
прощанье?
Муз. рук-ль. Как хорошо, что есть Театр!
Всегда он есть и с нами будет!
Кто посмотрел хоть раз спектакль,
Тот никогда уж не забудет!
Дети прощаются с гостями и покидают зал.
УРОКИ ТЕАТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Большакова А. И.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2»
г.Стерлитамак
Россия
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки,
И с ними светлый мир добра!
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал добрым и радостным.
Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Одним из оптимальных способов, на мой взгляд, является театральное искусство. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.
Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.
Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в школьных праздниках.
Уроки театра в начальной школе проводятся по программе. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.
Задачей уроков театра является воспитание у младших школьников способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений, уметь воссоздавать в воображении и уяснять смысл отдельных эпизодов, уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи действия в условиях вымысла, помогает придать импровизации определенную завершенность. В этих условиях больше всего оправдывают себя игры-драматизации, составленные по народным сказкам, рассказам, басням и стихам.
Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встает необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений, действий персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова роли, что. Почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене. На этой основе у них формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения.
Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать.
В зависимости от содержания, цели и задач используются следующие типы уроков: урок-рассказ, урок-упражнение, урок-игра, урок-работа над спектаклем, который делится на урок-обсуждение сценария, урок-пробу на роль, урок-репетицию. Также используются комбинированные уроки.
ВЫВОДЫ
1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.
2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
5.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
6.В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом,они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.
7.Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.
8.Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.
Театр!
Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй….
Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно. Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.
В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других -тех, кто на сцене, - он может понять себя, окружающих, весь мир.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белянская Л.Б.сост. Хочу на сцену. Симферополь. 1997.
2. Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». М., 1984.
3. Сорокина С. Ф. Программа: «Театр, творчество, дети». М., 1995.
4. Стуль М.Воспитание искусством: в театр всей семьёй.Челябинск.1986.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?. М.,2001.