Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.


На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями , а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

Использование музыкотерапии в режимных моментах

Режимные моменты.

Для чего используется.

Результат воздействия.

Возрастная группа.

Предлагаемый музыкальный репертуар.

Утро.

Приём детей.

Утренняя гимнастика.

Используется для создания эмоционального фона.

Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости.

Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздей-ствует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми.

Музыка является активным действенным средством эмоциональ-ной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние.

Младшая группа.

Средняя группа.

Старшая группа.

Подготовит. группа.

Средняя гр

Старшая гр.

Подготов. гр.

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

М.И.Глинка «Вальс фантазия».

П.И.Чайковский «Апрель»,

Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик».

Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда»,

И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

Музыкальное сопровождение музык — ым руководителем.

Аудио кассеты ритмической музыки.

Прогулка.

(в теплое время года).

Наблюдения, в процессе тру-довой деятель-ности, после игр большой подвижности

Задает определенный жизненный ритм, оказы-вает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональ-ный отклик при наблюде-ниях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки.

Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка.

Все возрастные группы.

Наблюдения: С.В.Рахманинов «Итальянская полька»,

В.Агафонников. «Сани с колокольчиками».

Труд детей : Р.н.п. «Ах вы, сени…», И.Штраус. Полька «Трик – трак».

Расслабление : Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегу-рочка», песни, пляски птиц.

Сон.

(засыпание и пробуждение)

Используется для эмо-ционального расслабле-ния нервной системы и мышц ребенка. Спокой-ная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Нормализуется артери-альное давление, стимулируется дыхание.

Ясельная гр.

Младшие группы.

Старшие группы.

Колыбельные: «Тише. Тише»

«Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».

Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

Индивидуальная музыкотерапия.

Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактив-ности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способнос-тей при индивидуальной деятельности.

Нормализация эмоцио-нального состояния, снятие физического и эмоционального напря-жения, повышение творческой работоспо-собности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность.

Все возрастные группы.

Средняя гр.

Старшая гр.

Подготов. гр.

А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс», А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки».

П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор, Л.В.Бетховен. «Сурок», Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегуро-ка», сцена таяния Снегурочки.

Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»), К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия», Р.Щедрин. Юмореска.


Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности.

Виды

деятельности.

Для чего используется.

Результат воздействия.

Возрастная группа.

Используемый музыкальный репертуар.

Музыкальные занятия.

Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения.

Младшая группа.

Средняя группа.

Старшая группа.

Подготовит. группа.

А.К.Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…»

М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка».

П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька»

Физкультурные занятия.

Метод релаксации – используется для расслабления детей и восстановления дыхания.

Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния.

Все возрастные группы.

И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель»,А.Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

ИЗО.

Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определен-ного психологическо-го и эмоционального настроя, ассоциатив-ных связей.

Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества.

Все возрастные группы.

Русские народные мелодии,

Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.)

Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа.

Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств.

Средняя группа.

Старший дошкольный возраст.

Шопен. Ноктюрн №1,2.,П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей».

В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов , которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

Это сообщение было написано Суббота, Сентябрь 28th, 2013 в 17:05 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Музыкотерапия

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -мы находим описание того, каким образоммузыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, чтоспособность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитиемузыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителяспециального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,«конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.Основная часть. Восприятие музыки.

3.Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств ипереживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения.

1.«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.«Вождение за нос»

Ритмические упражнения.

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитиии тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,котораявходит в программу«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаемследующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,«В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностныеотношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильныйвыдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.«Не доеная корова »-снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.«Сытая лошадь»-расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,вызывая различные эмоции.

Например:

1.Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.Упражнение,формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Колесова Ирина Васильевна

музыкальный руководитель

Марина Балясова
Конспект занятия по музыкотерапии

Занятие по музыкотерапии

Цель : Помочь ребенку познать себя, свои возможности.

Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать снятию детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки .

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке , различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи : Развивать творческое воображение, навык самостоятельно находить выразительные позы и движения. Проводить профилактик поведенческих нарушений с помощью музыкальных игр . Создавать оптимистическое настроение.

Дети под тихую музык заходят в зал . Встают в круг и поднимают рyки (пальцы вместе) .

С добрым yтром солнце, мы тебе рады!

С добрым yтром небо, мы тебе рады!

Мы давно проснулись и за рyки взялись!

(дети медленно опускают рyки, затем берутся за рyки.

Мyз рyк., (поочерёдно смотрит на каждого ребёнка и поет)

И Леша здесь (дети повторяют, тоже поют)

И Лера здесь – (дети повторяют) и. т. д.

Все здесь (дети повторяют)

Поднялись на носочки, держась за руки, и присели на палас, согнув ноги в коленях! Теперь давайте немного поиграем. Выбирается водящий, он встает спиной к детям. Сзади к нем подходит выбранный педагогом ребёнок. Гладя водящего по спине, плечам, он поет :

Это я, знай меня!-

водящий должен гадать имя поющего ребёнка. Игра повторяется два, три раза с другими детьми.

Следующая игра будет нас называться песенкой. Называется она – Хлопаем, качаемся, бегаем! А моя песенка подскажет вам, какие движения надо выполнять. Проводится игра на мотив песенки - (Нам не страшен серый волк)

Нy кa все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп (дети хлопают)

Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру, (бегут на носочках)

Мы летим, летим, летим, мы летим, мы летим! (бегут на носочках и машут рyками)

Последняя наша игра – с музыкальными инструментами . Я раздам вам инстрyменты, а вы встаньте друг от друга на расстоянии. Игра называется - Поймай мой взгляд! нас с вами должен получиться оркестр. А вот когда ком вступать со своим инструментом, покажет мой взгляд. Старайтесь внимательно следить за моими глазами : на кого я взгляну, тот и начнет играть свою партию. И так по очереди, пока нас не получится оркестр. Наше занятие подходит к концу , Вспомните, где мы с вами сегодня побывали? (Дети вспоминают.) Вам понравилось? (Ответы детей) . Вот и хорошо, до свидания, дети! (Пpопевает).

Дети попевают звукоряд из пяти нот вниз от (ля) . До-сви-да-ни-я!

Под спокойную музык выходят из зала .

Музыкотерапия

К сведению родителей и всех интересующихся, музыкотерапия, как метод лечения применялся ещё со времени древних племён, которые использовали различные музыкальные инструменты в соединении с движением, танцем и вокалом. Они сохраняли свой лечебный ритуал как тайное магическое лекарство. Сегодня музыкотерапия является одним из методов психотерапии, основанном на восприятии музыки на эмоциональном уровне.

Достоинства музыкотерапии очевидны: ее легко и просто применить, она абсолютно безвредна, развивает творческие способности у детей и взрослых. Музыкотерапия для детей играет огромную роль в развитии их творческих способностей, памяти и, конечно же, слуха.

Психоневролог В.М. Бехтерев первым в нашей стране провёл исследования на влияние музыки на детский организм. Он определил, что колыбельные и классическая музыка не только способна развивать детей, но и способна оказывать лечебные свойства. Так, в институте педиатрии РАМН провели исследования. Новорожденным, страдавшим от нехватки кислорода во время беременности и родах, в течение года давали слушать классическую музыку. Эти дети справились с неврологическими нарушениями гораздо лучше, чем те которые не участвовали в эксперименте.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

    звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

    духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

    музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

    струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

    вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

    для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Полезная музыка

Какая музыка полезна для младенческого слуха? Всё зависит от психологического состояния ребёнка.

Детям беспокойным и легковозбудимым подойдут «анданте» и «адажио», композиции в медленном темпе. Это могут быть произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Вивальди «Зима» из «Времён года», вторые части сонат, колыбельные.

Для детей угнетённых, которые плохо сосут или неритмично дышат, наоборот подойдут более ритмичные мелодии, в темпе «аллегро модерато» или просто «аллегро». Такими произведениями являются «Весна» Вивальди «Времена года», вальсы Чайковского из его балетов, маршевые мелодии.

Важно начинать как можно раньше. Уже с рождения следует ознакомить кроху с интересным царством звуков: игрушечный барабан, гитара или обыкновенные вилки, ложки стаканы, стеклянные палочки, непременно, заинтересуют малыша и вызовут неподдельный интерес к музыке.

При помощи музыки родители могут регулировать настроение ребёнка. Когда он слишком спокоен, растормошить с помощью активной музыки, когда чересчур возбуждён, поставить ему расслабляющую мелодию.

Здесь стоит отметить, что мелодия со словами имеет большее влияние на детей, чем композиция без слов.

Достоинствами музыкотерапии являются:

    Абсолютная безвредность;

    Легкость и простота применения;

    Возможность контроля;

    Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

Мамам на заметку!

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

Музыка для свободной деятельности детей

Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Детские песни

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю. Энтин, М. Минков)

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Музыка для пробуждения после утреннего и дневного сна

Боккерини Л. »Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

Моцарт В. »Сонаты»

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

Сенс-санс К. «Аквариум»

Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Музыка для релаксации

Альбиони Т. «Адажио»

Бетховен Л. »Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Римский-Корсаков Н. «Море»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Чайковский П. И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

В настоящее время родители имеют широкий выбор средств по музыкотерапии: это могут быть диски и кассеты с традиционной классической музыкой или с аранжировкой, сделанной специально для новорожденных. В такие аранжировки добавляют звуки колокольчиков. Что лучше подойдёт вашему крохе, должны решать родители, понаблюдав за реакцией малыша. Продаются также записи с классическими мелодиями на фоне шума природы. CD-диски называются «Малыш у моря», «Малыш в лесу» и так далее. Очень приятное релакс-лекарство, которое поможет малышу не только расслабится, снять нервное напряжение, но и будет развивать слух у ребенка .

Дорогие мамы, слушайте классическую музыку вместе с ребёнком, ведь приятное времяпровождение детей и родителей способствует налаживанию более тесной психологической связи!