Основные черты философии и эстетики модернизма:

1) идеалистическая установка по отношению к реальности – сознание признается первичным;

2) стремление создавать в произведениях собственную новую реальность, а не описывать существующую;

3) в произведениях, как правило, воссоздаются не объекты реальной действительности, а те образы, которые были уже созданы в мировой культуре, с целью их более глубокого осмысления;

4) основной категорией модернизма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления «окультуренных» объектов, локализованных в текстах-предшественниках;

5) сверхценной для модернизма является идея построения текста как «путешествия» по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологическим характером;

6) технически усложненная манера письма.

РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Течения, направления, школы

Русского модернизма конца XIX – начала XX

Предсимволизм

Символизм

Поэтические школы 10-х гг.

И. Анненский

ранний К. Бальмонт

Старший символизм

символизм

футуризм

Московская школа

Петербургская школа

А.Белый А. Блок

С. Соловьев

М. Кузмин

Н. Гумилев

А.Ахматова О.Мандель-штам

В. Брюсов

К.Бальмонт

Д. Мережковский

З.Гиппиус Ф. Сологуб

Д. Бурлюк,

Н. Бурлюк,

Е.Гуро, В. Маяковский, В. Хлебников

И. Северянин

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Типология

Русского реализма конца XIX – начала XX

Классический

«Естественный»

Философско-психологический

Героико-романтический

Экспрессионистический

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Литература:

1. Соколов А.Г

2. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

3. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

4. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

5. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

6. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

Тема 3. Специфика реализма рубежа 19-20 веков

1.Типология реализма: классический реализм, филcофско-психологический реализм, «естественный» реализм, экспрессионистический реализм, соцреализм. Неонатурализм.

2. Особенности поэтики.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) –направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение во второй половине ХIХ века, проявляющее себя и в последующие эпохи культурного развития.

Основные черты философии и эстетики реализма:

1) мировоззренческие основы - идеи материализма и позитивизма;

2) стремление к объективному изображению жизни, что достигается путем следования принципам а) социального; б) исторического; в) психологического детерминизма (обусловленности) образов;

3) народность;

4) историзм;

5) попытка представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным;

6) стремление познать законы действительности для того, чтобы изменить ее к лучшему;

7) понимание искусства как средства познания человеком самого себя и окружающей действительности;

8) отсутствие запретных тем, т.к. основные требования к искусству - достоверность, точность, правдивость.

9) герой – обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исторической эпохи, определенного социального круга.

* Некоторые теоретики литературы отрицают существование реализма как литературного направления, полагая, что с конца 18 до середины 20 века в искусстве бытовал романтизм, в рамках которого выделяются три стадии: собственно романтизм, поздний романтизм (то, что традиционно называют реализмом) и постромантизм (традиционно – модернизм).

Особенности русского реализма конца XIX – начала XX века:

1) переходный характер (Если во второй половине XIX века реализм был центральным направлением в искусстве, то на рубеже веков с ним начинает соперничать модернизм, значительно влияя на него.);

2) неоднородность (Практически каждый из авторов-реалистов по-своему понимает реализм, выражая свои представления о нем через обращение к традициям романтизма (М. Горький, В. Короленко), экспрессионизма (Л. Андреев), импрессионизма (А.П. Чехов) и др.);

3) предпочтение отдается малым эпическим формам (Жанр романа – центральный для реалистической прозы второй половины XIX века - практически вытесняется жанрами рассказа, повести.);

4) тяготение реалистических произведений эпического жанра к лиризму;

5) стремление к созданию символических образов.

Типы русского реализма конца XIX – начала XX века

Классический

«Естественный» реализм

Философско-психологичес-кий реализм

Героико-романтический реализм

Экспрессионистический реализм

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

А.И. Куприн,

В.В. Вересаев

И.А. Бунин

А.М. Горький,

А.И. Серафимович

Л. Андреев

Каждый отдельный человек представляет собой целый мир, поэтому познание закономерностей бытия представляется возможным только через постижение мира отдельной человеческой личности.

С реализмом связаны наивысшие достижения в русском искусстве, поэтому необходимо продолжать его традиции. Главная цель реалиста рубежа веков – помочь человеку, утратившему ориентацию в изменившемся мире, поддержать его.

Наиболее яркая реализация идеи «человек есть вселенная». Хочешь познать мир – познай человека. Основа: философия антропокосмизма

Идеологическая ангажированность и политическая тенденциозность литературы; приоритетным становится не индивидуальное, а коллективное начало, при создании образа во главу угла ставится фактор социальной обусловленности.

Реалистические образы должны быть такими яркими, впечатляющими, чтобы читатель испытывал эмоциональное потрясение.

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

3. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

5. Соколов А.Г . История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.

6. История русской литературы: в 10 Т. – М.; Л., 1954. Т. 10.

7. История русской литературы: в 3 Т. – М., 1964. Т.3.

8. История русской литературы: в 4 Т. – Л., 1984. Т. 4.

9. П.С. Гуревич . Культурология. – М., 1998.

10. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

11. Бялый Г.А. Русский реализм к. 19 в. – Л., 1973.

12. Келдыш В.А. Русский реализм н.20 в. – М., 1975.

Тема 4. Судьбы реализма в творчестве В. Вересаева, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева

1. «Естественный реализм» В. Вересаева и А. Куприна. Художественная летописность Вересаева и экстенсивный способ письма Куприна.

2. М. Горький: мифологии реальности.

3. Экспрессионистическая парадигма в творчестве Л. Андреева.

В.В. Вересаев

Специфика мировосприятия, обусловленная крахом народнических идеалов. Текст как «художественная летопись жизни интеллигенции» порубежного периода. Тематика и проблематика: тема интеллигенции, крестьянская тема, тема миссии искусства. Поздний Вересаев: художественное литературоведение.

А.И. Куприн

Экстенсивный способ познания бытия. Специфика поиска и обретения героя. Особенности сюжетосложения: реабилитация авантюрно-приключенческого элемента. Достоевский и Ницше в художественном сознании писателя. Стихийный элемент в прозе Куприна. Тематика и проблематика. Натуралистический компонент в художественной системе писателя.

«Гранатовый браслет»

Жанр: повесть

Тема: история любви мелкого чиновника Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной

Проблема: поиск ответа на вопрос «Что есть истинная любовь? Чего она требует от человека?»

Стиль: реалистический с выраженными элементами романтизма

Концепция любви в повести

Концепция

Суть концепции

Примеры из текста

Любовь в представлении Желткова

Любовь есть рыцарское служение Прекрасной Даме. Это чувство не требует ответа, ни на чем не настаивает. Любовь предполагает полное самоотречение, поскольку значение для влюбленного имеет только счастье и покой любимого существа. Страдания, причиняемые любовью, принимаются как благо, так как истинная любовь, пусть даже безответная, есть высшее счастье, которое может быть послано человеку.

Например, письмо княгине Вере в день ее именин, прощальное письмо.

Любовь в пред­ставле­нии

князя Василия

Любовь в жизни современного человека – чувство несколько комичное: ему место скорее в старинных романах, нежели в ре­альности, где пылкая страсть зачастую пре­вращается в забавный анекдот. Самый ло­гичный путь развития чувства любви – это перерастание его в чувство дружбы. Однако эта уверенность несколько колеблется после встречи с Желтковым.

Например, альбом князя Василия, где помещены иллюстрированные полу­анекдотические истории любовных увлечений, ге­роями которых являются люди его ближайшего круга (Вера, Людмила и др.)

Любовь в представлении

Веры

Истинная любовь еще не коснулась ее. Сама не испытав этого чувства, она довольствуется спокойными, ровными, скорее дружескими, нежели любовными, отношениями, установившимися между ней и князем Василием. Смерть Желткова демонстрирует ей силу истинной любви, выполняя его последнюю волю, она испытывает своеобразный катарсис – очищение через страдание. Тем самым она вплотную приближается к пониманию подлинной сути любви.

Например, финальные сцены повести: посещение квартиры Желткова после его смерти и прощание с ним, чувства и мысли, вызванные музыкой Бетховена, ощущение, что жить по-прежнему они с князем Василием больше не смогут.

Любовь в пред­ставле­нии

Анны

Главное в жизни – получение максимума впечатлений и удовольствий. Любовь в ре­альности наиболее удачно реализуется в форме легкого флирта, не заставляющего никого страдать, приносящего лишь радость и развлечения.

Например, сцены с Ва­сючком, идея подарка для Веры – старинный молит­венник, переделанный в дамскую записную книжку.

Любовь в представлении генерала Аносова

Истории о любви, рассказанные старым генералом, как нельзя ярче подтверждают концепцию любви, носителем которой в повести является Желтков: истинная любовь требует от человека самопожертвования, самоотречения. Он первым понимает, что жизненный путь Веры пересекла та самая «любовь, о которой мечтают все женщины, но на которую больше не способны мужчины». Выхолащивание сути любовного чувства, с точки зрения генерала Аносова, приведет к катастрофическим для человечества последствиям.

Например, сцена вечерней прогулки после именин Веры – воспоминания генерала Аносова (истории о любви).

А.М. Горький

«Медиумическая» роль личности Горького в русской культурной жизни рубежа веков. Специфика романтической парадигмы в его раннем творчестве: эпигонство или неомифологизация (трансформация мифологии Ветхого Завета и переосмысление мифологии Ницше). Анархические и систематизаторские тенденции в художественном мышлении. Проза раннего Горького. Роман «Мать» - «Евангелие от Максима»?

Дооктябрьское творчество А.М. Горького (1868-1936): пьеса «На дне»

Жанрово-содержательные особенности пьесы –


Похожая информация.


Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Возникновение реализма

В 30-х годах XIX в. значительное распространение в литературе и искусстве приобретает реализм. Развитие реализма в первую очередь связано с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Пушкина и Гоголя в России, Гейне и Бюхнера в Германии. Реализм развивается первоначально в недрах романтизма и несет на себе печать последнего; не только Пушкин и Гейне, но и Бальзак переживают в юности сильное увлечение романтической литературой. Однако в отличие от романтического искусства реализм отказывается от идеализации действительности и связанного с ней преобладания фантастического элемента, а также от повышенного интереса к субъективной стороне человека. В реализме преобладает тенденция к изображению широкого социального фона, на котором протекает жизнь героев ("Человеческая комедия" Бальзака, "Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя и т. д.). Глубиной понимания социальной жизни художники-реалисты иногда превосходят философов и социологов своего времени.

Этапы развития реализма XIX века

Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением.

Правда, это одновременно означает, что литературный процесс этого периода несводим только в реалистической системе. И в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателей-романтиков. Таким образом, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.

Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах», о том, что Мериме, Бальзак и Флобер в равной мере отвечали на основные исторические вопросы, которые им подсказывала эпоха, и в то же время их произведения отличаются и различным содержанием и своеобразием формы.

В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

Литература 1830 – 1840-х годов питалась во многом утверждениями о привлекательности самого века. Любовь к XIX веку разделяли, например, Стендаль и Бальзак, не перестававшие удивляться его динамизму, многообразию и неисчерпаемо энергии. Отсюда и герои первого этапа реализма – деятельные, с изобретательным умом, не боявшиеся столкновения с неблагоприятными обстоятельствами. Эти герои во многом были связаны с героической эпохой Наполеона, хотя воспринимали двуликость его, вырабатывали стратегию своего личного и общественного поведения. Скотт и его историзмом вдохновляет героев Стендаля на поиски своего места с жизни и истории путем ошибок и заблуждений. Шекспир заставляет Бальзака сказать о романе «Отец Горио» словами великого англичанина «Все – правда» и увидеть в судьбе современного буржуа отголоски суровой судьбы короля Лира.

Реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». С подобным упреком трудно не согласиться. Действительно, романтическая традиция весьма ощутимо представлена в творческих системах Бальзака, Стендаля, Мериме. Не случайно Сент-Бев называл Стендаля «последним гусаром романтизма». Черты романтизма обнаруживаются

– в культе экзотики (новеллы Мериме типа «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго» и др.);

– в пристрастии писателей к изображению ярких индивидуальностей и исключительных по своей силе страстей (роман Стендаля «Красное и черное или новелла «Ванина Ванини»);

– в пристрастии к авантюрным сюжетам и использованию элементов фантастики (роман Бальзака «Шагреневая кожа» или новелла Мериме «Венера Ильская»);

– в стремлении четко разделить героев на отрицательных и положительных – носителей авторских идеалов (романы Диккенса).

Таким образом, между реализмом первого периода и романтизмом существует сложная «родственная» связь, проявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования и т.п.).

В отечественной историко-литературной науке «революционные события 1848 года и последовавшие за ними важные изменения в социально-политической и культурной жизни буржуазного общества» принято считать тем, что делит «реализм зарубежных стран XIX века на два этапа – реализм первой и второй половины XIX века» («История зарубежной литературы XIX века / Под ред Елизаровой М.Е. – М., 1964). В 1848 году народные выступления превратились в серию революций, прокатившихся по всей Европе (Франция, Италия, Германия, Австрия и др.). Эти революции, а также беспорядки в Бельгии и Англии проходили по «французскому образцу», как демократические протесты против классово-привилегированного и не отвечающего потребностям времени правления, а также под лозунгами социальных и демократических реформ. В целом 1848 год ознаменовал единый огромный переворот в Европе. Правда, в результате его повсюду к власти пришли умеренные либералы или консерваторы, кое-где даже установилась более жестокая авторитарная власть.

Это вызвало всеобщее разочарование в результатах революций, и, как следствие этого, пессимистические настроения. Многие представители интеллигенции разочаровались в массовых движениях, активных выступлениях народа на классовой основе и перенесли свои основные усилия в частный мир личности и личностных отношений. Тем самым общий интерес был направлен на отдельную личность, важную саму по себе, и лишь во вторую очередь – на взаимоотношения ее с другими личностями и окружающим миром.

Вторая половина XIX века традиционно считается «триумфом реализма». К этому времени реализм в полный голос заявляет о себе в литературе не только Франции и Англии, но и ряда других стран – Германии (поздний Гейне, Раабе, Шторм, Фонтане), России («натуральная школа», Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский), и т.п.

В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, спрессованно- интенсивно передающих глобальные сдвиги времени, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности. В романе Теккерея «Ньюкомбы» акцентируется специфика «человековедения» в реализме этого периода – необходимость понимания и аналитического воспроизведения разнонаправленных тонких душевных движений и непрямолинейных, не всегда проявленных социальных связей: «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств. Хотя последние, как и должно в реалистической литературе «не исчезают», но их взаимодействие с характером приобретает иное качество, связанное с тем, что обстоятельства перестают быть самостоятельными, они все более и более характерологизируются; их социологическая функция теперь более имплицитна, чем это было у того же Бальзака или Стендаля.

Из-за изменившейся концепции личности и «человекоцентризма» всей художественной системы (причем «человек – центр» вовсе не обязательно был положительным героем, побеждающим социальные обстоятельства или гибнущим – морально или физически – в борьбе с ними) может создаться впечатление, будто писатели второй половины века отказались от основного принципа реалистической литературы: диалектического понимания и изображения взаимосвязей характера и обстоятельств и следования принципу социально – психологического детерминизма. Тем более, что у некоторых наиболее ярких реалистов этого времени – Флобера, Дж. Элиот, Троллота – в том случае, когда говорится об окружающем героя мира, появляется термин «среда», нередко воспринимаемый более статично, чем понятие «обстоятельства».

Анализ произведений Флобера и Дж. Элиот убеждает в том, что эта «застолбленность» среды нужна художникам прежде всего для того, чтобы описание окружающей героя обстановки было более пластичным. Среда нередко повествовательно существует во внутреннем мире героя и через него, приобретая иной характер обобщения: не плакатно-социологизированный, а психологизированный. Это создает атмосферу большей объективности воспроизводимого. Во всяком случае с точки зрения читателя, который больше доверяет такому объективированному повествованию об эпохе, так как воспринимает героя произведения близким себе человеком, таким же, как он сам.

Писатели указанного периода нисколько не забывают еще об одной эстетической обстановке критического реализма – объективности воспроизводимого. Как известно, Бальзак был настолько озабочен этой объективностью, что искал способы сближения литературного знания (понимания) и научного. Эта идея пришлась по душе многим реалистам второй половины века. К примеру, Элиот и Флобер много размышляли об использовании литературой научных, а значит, как им казалось, объективных приемов анализа. Особенно много об этом думал Флобер, который понимал объективность как синоним бесстрастности и беспристрастности. Однако это было веяние всего реализма эпохи. Тем более, что творчество реалистов второй половины XIX века пришлось на период взлета в развитии естественных наук и расцвета экспериментаторства.

В истории науки это был важный период. Бурно развивалась биология (в 1859 году была опубликована книга Ч.Дарвина «Происхождение видов»), физиология, происходило становление психологии как науки. Широкое распространение получила философия позитивизма О. Конта, сыгравшая позднее важную роль в развитии натуралистической эстетики и художественной практики. Именно в эти годы предпринимаются попытки создать систему психологического понимания человека.

Однако, и на этом этапе развития литературы характер героя не мыслится писателем вне социального анализа, хотя последний приобретает несколько иную эстетическую сущность, отличную от той, которая была свойственная Бальзаку и Стендалю. Безусловно, что в романах Флобера. Элиот, Фонтане и некоторых других бросается в глаза «новый уровень изображения внутреннего мира человека, качественно новое мастерство психологического анализа, заключающееся в глубочайшем раскрытии сложности и непредвиденности человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой деятельности» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990).

Очевидно, что писатели этой эпохи резко изменили направление творчества и повели литературу (и роман в частности) в сторону углубленного психологизма, а в формуле «социально-психологический детерминизм» социальное и психологическое как бы поменялось местами. Именно в этом направлении сконцентрированы основные достижения литературы: писатели начали не просто рисовать сложный внутренний мир литературного героя, а воспроизводить хорошо отлаженную, продуманную психологическую «модель характера», в ней и в ее функционировании художественно соединяя психолого-аналитическое и социально-аналитическое. Писатели обновили и оживили принцип психологической детали, ввели диалог с глубоким психологическим подтекстом, нашли повествовательные приемы для передачи «переходных», противоречивых духовных движений, которые ранее были недоступны литературе.

Это вовсе не означает, что реалистическая литература отказалась от социального анализа: социальная основа воспроизводимой реальности и реконструируемого характера не исчезла, хотя и не довлела над характером и обстоятельствами. Именно благодаря писателям второй половины XIX века литература стала находить непрямые способы социального анализа, в этом смысле продолжив серию открытий, сделанных писателями предшествующих периодов.

Флобер, Элиот, братья Гонкуры и др. «научили» литературу выходить на социальное и то, что свойственно эпохе, характеризует ее социальные, политические, исторические и нравственные начала, через обыденное и повседневное существование ординарного человека. Социальная типизация у писателей второй половины века – типизация «массовидности, повторяемости» (История всемирной литературы. Т.7. – М.,1990). Она не столь ярка и очевидна, как у представителей классического критического реализма 1830 – 1840 -х годов и чаще всего проявляется через «параболу психологизма», когда погружение во внутренний мир персонажа позволяет в конечном счете погрузиться в эпоху, в историческое время, каким его видит писатель. Эмоции, чувства, настроения носят не надвременной, а конкретно-исторический характер, хотя аналитическому воспроизведению подвергается прежде всего обыденное повседневное существование, а не мир титанических страстей. При этом писателями нередко даже абсолютизировались серость и убогость жизни, тривиальность материала, негероичность времени и персонажа. Именно поэтому, с одной стороны, это был период антиромантический, с другой – период тяги к романтическому. Такой парадокс, например, характерен для Флобера, Гонкуров, Бодлера.

Есть и еще один важные момент, связанный с абсолютизацией несовершенства человеческой природы и рабской подчиненности обстоятельствам: нередко писатели воспринимали негативные явления эпохи как данность, как нечто непреодолимое, а то и трагически роковое. Поэтому в творчестве реалистов второй половины XIX века так сложно выражено положительное начало: проблема будущего их интересует мало, они находятся «здесь и сейчас», в своем времени, осмысливая его предельно нелицеприятно, как эпоху, если и достойную анализа, то критического.

Как уже отмечалось ранее, критический реализм является литературным направлением мирового масштаба. Примечательное чертой реализма становится также то, что он имеет длительную историю. В конце XIX и в XX веках всемирную известность получило творчество таких писателей как Р.Роллан, Д.Голусорси, Б.Шоу, Э.М.Ремарк, Т.Драйзер и другие. Реализм продолжает свое существование вплоть до настоящего времени, оставаясь важнейшей формой мировой демократической культуры.

Долгое время в литературоведении господствовало утверждение, что в конце XIX столетия русский реализм переживал глубокий кризис, период упадка, под знаком которого развивалась реалистическая литература начала нового века вплоть до возникновения нового творческого метода — социалистического реализма.

Однако состояние самой литературы противится данному утверждению. Кризис буржуазной культуры, резко проявившийся в конце века в мировом масштабе, нельзя механически отождествлять с развитием искусства и литературы.

Русская культура этого времени имела свои негативные стороны, но они не были всеобъемлющими. Отечественная литература, всегда связанная в своих вершинных явлениях с прогрессивной общественной мыслью, не изменила этому и в 1890—1900-е гг., ознаменованные взлетом социального протеста.

Рост рабочего движения, показавшего появление революционного пролетариата, возникновение социал-демократической партии, крестьянские волнения, всероссийский размах студенческих выступлений, участившиеся выражения протеста прогрессивной интеллигенции, одним из которых была демонстрация у Казанского собора в Петербурге в 1901 г., — все это говорило о решительном переломе общественных настроений во всех слоях русского общества.

Возникла новая революционная ситуация. Пассивность и пессимизм 80-х гг. были преодолены. Все были охвачены ожиданием решительных перемен.

Говорить о кризисе реализма в пору расцвета чеховского дарования, появления талантливой плеяды молодых писателей-демократов (М. Горького, В. Вересаева, И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича и др.), в пору выступления Льва Толстого с романом «Воскресение» — невозможно. В 1890—1900-е гг. литература переживала не кризис, а период интенсивных творческих поисков.

Реализм видоизменялся (менялась проблематика литературы и ее художественные принципы), но не терял своей силы и своей значимости. Не иссяк и его критический пафос, достигший в «Воскресении» своей предельной мощи. Толстой дал в своем романе всесторонний анализ русской жизни, ее общественных институтов, ее морали, ее «добродетели» и всюду обнаружил социальную несправедливость, лицемерие и ложь.

Г. А. Бялый справедливо писал: «Обличающая сила русского критического реализма в конце XIX века, в годы непосредственной подготовки первой революции, достигла такой степени, что не только крупные события в жизни людей, но и мельчайшие бытовые факты стали выступать как симптомы совершенного неблагополучия общественных порядков».

Не успела еще «уложиться» жизнь после реформы 1861 г., а уже становилось ясно, что капитализму в лице пролетариата начинает противостоять сильный противник и что социальные и экономические противоречия в развитии страны все более усложняются. Россия стояла на пороге новых сложных перемен и потрясений.

Новые герои, показ того, как рушится старое мировоззрение, как происходит ломка устоявшихся традиций, основ семьи, взаимоотношений отцов и детей — все это говорило о коренном изменении проблемы «человек и среда». Герой начинает противостоять ей, и это явление уже не единично. Тот, кто не замечал этих явлений, кто не преодолел позитивистской детерминированности своих персонажей, терял внимание читателей.

Русская литература отобразила и острое недовольство жизнью, и надежду на ее преобразование, и волевое напряжение, зреющее в народных массах. Юный М. Волошин писал матери 16 (29) мая 1901 г., что будущий историк русской революции «будет отыскивать ее причины, симптомы и веянья и в Толстом, и в Горьком, и в пьесах Чехова, как историки французской революции видят их в Руссо и Вольтере, и Бомарше».

На первый план в реалистической литературе начала века выдвигается просыпающееся гражданское сознание людей, жажда активности, социального и морального обновления общества. В. И. Ленин писал, что в 70-е гг. «масса еще спала. Только в начале 90-х годов началось ее пробуждение, и вместе с тем начался новый и более славный период в истории всей русской демократии».

Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию. Примечательно суждение А. С. Суворина, который, не являясь сторонником прогрессивных взглядов, тем не менее с большим интересом следил за творчеством Горького 90-х гг.: «Бывало прочтешь вещь Горького и чувствуешь, что тебя поднимает со стула, что прежняя дремотность невозможна, что что-то нужно делать! И это нужно делать в его сочинениях — было нужно».

Менялась ощутимо тональность литературы. Широко известны слова Горького о том, что настала пора героического. Сам он выступает как революционный романтик, как певец героического начала в жизни. Ощущение нового тонуса жизни было свойственно и другим современникам. Можно привести немало свидетельств тому, что читатели ждали от писателей призыва к бодрости и борьбе, а издатели, уловившие эти настроения, хотели содействовать появлению таких призывов.

Вот одно из таких свидетельств. Начинающий писатель Н. М. Катаев сообщает 8 февраля 1904 г. товарищу Горького по издательству «Знание» К. П. Пятницкому, что издатель Орехов отказался опубликовать том его пьес и рассказов: издатель ставит своей задачей печатать книжки «героического содержания», а в произведениях Катаева нет даже «бодрого тона».

Русская литература отразила начавшийся в 90-е гг. процесс распрямления угнетенной ранее личности, обнаруживая его и в пробуждении сознания рабочих, и в стихийном протесте против старого миропорядка, и в анархическом неприятии действительности, как у горьковских босяков.

Процесс распрямления был сложным и охватывал не только «низы» общества. Литература многообразно освещала это явление, показывая, какие неожиданные формы порою оно принимает. В этом плане недостаточно понятым оказался Чехов, стремившийся показать, с каким трудом — «по капле» — преодолевает человек раба в себе.

Обычно сцена возвращения Лопахина с торгов с известием, что вишневый сад теперь принадлежит ему, трактовалась в духе упоения новоявленного хозяина своей материальной силой. Но у Чехова за этим стоит и другое.

Лопахин покупает имение, где господа драли его бесправных родичей, где сам он провел безрадостное детство, где до сих пор раболепно служит его родственник Фирс. Лопахин упоен, но не столько своей выгодной покупкой, сколько сознанием, что он, потомок крепостных, бывший босоногий мальчишка, становится выше тех, кто претендовал ранее на полное обезличивание своих «рабов». Лопахин упоен сознанием своей уравненности с барами, что отделяет его поколение от первых скупщиков лесов и имений разорявшегося дворянства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

критический реализм художественный герцен

Ги де Мопассан (1850-1993): он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Ромен Роллан (1866-1944): смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер (1821-1880): Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ.

Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.

Стендаль (1783-1842): Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

Чарлз Диккенс (1812--1870): произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в. Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса.

Произведения: «Николас Никкльби», «Приключения Мартина Чезльвитта», «Тяжелые времена», «Рождественские рассказы», «Домби и сын», «Лавка древностей».

Уильям Теккерей (1811-1863): Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом. отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.

Произведения: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Карьера Барри Линдона», «Кольцо и роза».

Пушкин А.С. (1799-1837): родоначальник русского реализма. У Пушкина господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров.

Произведения: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Повести Белкина».

Гоголь Н.В. (1809-1852): мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

Произведения: «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

Лермонтов М.Ю. (1814-1841): резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности. Поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека: соединение черт раннего реализма и зрелого романтизма в органическое единство.

Произведения: «Герой нашего времени», «Демон», «Фаталист».

Тургенев И.С. (1818-1883): Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности. Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.

Произведения: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Достоевский Ф.М. (1821-1881): По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Главная особенность: создание философской основы с детективом - везде есть убийство.

Произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».