Описание картины В. Цыплакова «Мороз и солнце». Прекрасная русская природа вне зависимости от времени года. Хорошие весенние пейзажи, прони­занные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивые поля летом, рас­кинувшиеся под высоким голубым небом, укра­шенные россыпью ярких полевых цветов. Богатые и праздничные осенние пейзажи: щедро разбрасы­вающие золото и медь, рубины и янтарь леса, по­крытые теплой платиной вызревшей пшеницы по­ля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе… Но особенно поэтичной и привлекательной художни­ки, писатели и поэты находили для себя мороз­ную русскую зиму. На картине В. Цыплакова изображен трогатель­ный и живописный зимний пейзаж. Полотно изоб­ражает яркий, солнечный морозный день необъят­ные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж орга­нично включает в себя и бревенчатую стенку избуш­ки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошад­ка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощуще­ние, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается раду­жно в солнечных лучах - на душе поневоле стано­вится легко и весело! Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изобра­женного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой дере­веньки. Справа полого вздымается покрытый сне­гом холм, поросший низкими елочками. На зад­нем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с гу­стым зимним лесом. Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает си­яние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттен­ки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противо­поставляется небо - практически однотонное, пас­тельно-голубое, оно кажется прозрачным и необы­кновенно высоким. Выгодно контрастируют с голубым и синим раз­нообразные теплые и насыщенные оттенки корич­невого и рыжеватого, с помощью которых худож­ник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Мно­го светлого золота и ярких желтых пятен - бли­ков солнца - на снегу и строениях. Несколько яр­ких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки… Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье! Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихо­творения: Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня… Данное произведение Цыплакова является неос­поримым доказательством красоты и величия рус­ской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ве­тер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: «Мороз и сол­нце; день чудесный!»

Виктор Григорьевич Цыплаков был доверенным человеком советского времени, который был удостоен звания народного художника, которому даже разрешили рисовать похороны Сталина. Помимо портретов вождей и героев пролетариата, знатных людей РСФСР, крестьянско-селянский мотивов, художник рисовал также и в иных тематиках, для примера: "Пляж. Крым. Судак", "Ворота усадьбы Воронцовой-Дашковой" и т.д. Его "Мороз и солнце" действительно изображает «день чудесный» зимней поры. Правда прямой линии между Пушкинским «Зимним утром» и этой картиной Цыплакова проводить не стоит, ведь вся их схожесть заключается в погожем зимнем дне.

Картина представляет собой интересный симбиоз творческого, художественного восприятия исключительной красоты зимнего погожего дня и, в то же время, любимого советской властью возвеличивания прогресса индустриальной и технической мысли по всей территории союза. Потрясающая игра белыми полутонами делает чрезвычайно реалистичными ватное одеяло облаков, пушистые шапки снега на домах, сугробы рассыпчатого снега и его комья вдоль пробитой дороги. Колона гужевого транспорта с санями могла бы отлично вписаться в образы прошлых эпох, но добротные дома, мощная линия электропередачи выступают уверенными свидетелями того, что в этот населенный пункт уже пришел научно-технический прогресс, что «светлое будущее» вот-вот наступит. Поражает детализация прорисовки и цветового насыщения сложных деталей картины: стройных берез, лохматого куста, капитальных строений…

От всей картины просто веет чистотой и свежестью, даже немного сбитый и грязноватый снег на дороге не нарушает этого впечатления. На картине нет никакой обветшалости и безделья: люди куда-то едут по делам, вероятно что-то везут, дома стоят вроде бы без дела, но они построены очень хорошо, по электросети бежит ток, тропинки уже пробиты и протоптаны, хотя видно, что снег недавний, девственно чистый. Картина несомненно имеет свою художественную ценность и заслуживает того, чтобы на нее смотрели ценители, люди. В отличие от большинства представителей современного искусства, Цыплаков рисовал не для утонченных ценителей и капризных критиков, он рисовал для людей, народа, последователей, будущих поколений, может еще для славы. Эта неиспорченность творения чувствуется и работает действенной аттракцией картины.

Несмотря на явный оттенок советских лейтмотивов в картине, она представляет собой яркий образец устойчивости весомой доли индивидуальности художественного творчества под любым прессингом сильных мира сего. Нормальному человеку невозможно жить в определенном обществе и быть полностью от него независимым, безразличным к нему. "Мороз и солнце" это прекрасная русская картина двадцатого века.

Виктор Цыплаков - художник, творивший в жанре реализма. Он создавал разнообразные портреты, писал городские пейзажи, обращался к религиозной теме, написал несколько жанровых картин, показывающих революционное время. Однако, лучшей его работой, принёсшей ему известность и затмившей значение других работ в творчестве художника, стал зимний этюд «Мороз и солнце».

Жанр пейзажа был максимально органичен сознанию художника. Наверное, так произошло, потому что Цыплаков родился в глухой деревне Бурминки Рязанской области, единственной достопримечательностью которой можно было считать прекрасную русскую природу вокруг с ее широтой полей и лугов, дремучими непроходимыми лесами и бурными реками.

В картине «Мороз и солнце», написанной в 1952 году, художник как раз и постарался максимально правдоподобно передать красоту родных мест в зимнее время. Название к работе автор позаимствовал из первых строк стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Пейзаж, который рисовал словами поэт в своем произведении, совпадал в сознании художника с картинами воспоминаний родных мест и складывался в единый образ.

Зритель видит суровую русскую зиму. Вся земля накрыта толстым снежным одеялом, которое ярко блестит на солнце. Сильный блеск выдает присутствие крепких морозов. Кажется, что стоит прислушаться лишь на минуту, и сможешь услышать отчетливый скрип снега под ногами.

Цыплаков использовал лишь холодные оттенки. Небеса светлы, почти белоснежны, а снег так чист, что имеет синеватый оттенок. Одним единственным выделяющимся пятном на полотне является лошадь, тащащая телегу по почти непроходимой дороге. Видно, что животному тяжело, но такова его жизнь и работа, лошадка привыкла и смирно тянет сани вперед, высоко поднимая копыта и чувствуя шлепки хлыста на своей шкуре.

Над телегой возвышается покрытая пушистым снегом береза. Она тоже написана полутонами: светло-розовым, серым, светло-голубым. Кажется, что природа встречает того, кто въехал в деревню. Скоро приехавших порадует и солнце: оно только начало разогреваться. Понятно, что грядущий день будет теплым.

Слева можно заметить несколько домов. Их крыши покрыты снегом, а дворы не чищены. Создается впечатление, что снегопад шел всю ночь, а на картине показано весьма раннее утро, и хозяева еще не успели освободить свое жилища от излишнего снега.

Художник подметил на картине один интересный момент. Хотя в целом изображенная деревня производит впечатление забытого Богом места, в котором все еще властвует старина, электрические столбы здесь уже поставлены. Изменения, происходившие в стране, добрались и до таких глухих деревенек в пару домов.

Однако, стоит заметить, что Цыплаков назвал свою работу «Мороз и солнце», то есть он старался обратить взгляд зрителя на русскую природу, которая прекрасная в любом, пусть и самом непритязательном на первый взгляд месте, и в любое, даже самое суровое, время года.

1. Создание определенного лирического настроения

2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:

а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Коровина, Герасимова и других)

б) Сообщение сведений о жизни и творчестве художника В.Г. Цыплакова учащимся-экскурсоводом

3. Обращение к репродукции картины Цыплакова "Мороз и солнце":

а) Беседа по картине. Общее восприятие

б) Нахождение учащимися изобразительно-выразительных средств из четверостиший русских поэтов о зиме

в) Лексическая работа описания снега, деревьев, неба, деревни учащимися

г) Зачитывание школьниками вариантов вступления

д) Словесное описание картины

е) Впечатление о картине

4. Подведение итогов:

а) Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит с помощью красок?

б) Удался ли замысел В.Г. Цыплакова?

5. Обращение к памятке сочинения-описания: "Как читать картину"

Домашнее задание: написание сочинения-описания по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПО КАРТИНЕ ЦЫПЛАКОВА «МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

В 9 КЛАССЕ

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда

Стретельникова С.Г.

Цели: 1.обучать словесному описанию картины, умению ее «читать»,

2. развивать связную речь учащихся, используя сложносочиненные предложения и изобразительно-выразительные средства, развивать умение ярко и образно выражать свои мысли и чувства, способствовать обогащению словарного запаса подростков,

3. воспитывать любовь к искусству и родной природе, к зиме как чудесному времени года, развивать чувство прекрасного.

Методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Стихотворения, лексическая работа, cообщения учащихся,

Работа с отрывками из текстов художественных произведений.

Оборудование: репродукция картины Цыплакова «Мороз и солнце», портрет

Художника Цыплакова, презентация «Зима в изображении поэтов и

Материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи на

Доске.

Ход урока:

1. Орг. момент. – Наведите порядок на столах. Перед вами должны находиться учебник (с репродукцией картины), тетрадь с вашими наработками, выписками и памятка «Как «читать» картину», к которой мы обратимся по ходу урока.

  1. Сообщение темы и цели. Наша тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Цыплакова В.Г. «Мороз и солнце».

Я хочу видеть вас думающими, глубоко чувствующими, эмоциональными, сопереживающими.

3. Вступительное слово учителя.

Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. Ценность изобразительного искусства (живописи) состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность, эстетическое содержание.

Обращение к эпиграфу: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев.

Талант художника состоит в умении передать «чувство» природы, уловить жизнь, настроение природы, которое проникает в художника, задевает его неуловимые душевные струны. Сегодня мы постараемся убедиться в этом.

4. Создание лирической атмосферы, настроя (на зимнюю тему).

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года - зиме. Сказочную русскую зиму любят все: и взрослые, и дети. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, сугробы, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Ее воспевают художники на своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи поэты. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – очень красивое время года. И сегодня мы еще раз в этом убедимся. А помогут нам в этом художники, поэты и писатели.

Итак, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее.

На экран с помощью мультимедийного проектора проецируется слайд «Картины русских художников о зиме».

Зиму на своих полотнах изображали Саврасов, Крымов, Соломатин, Грабарь, Пластов, Цыплаков, Коровин, Герасимов и многие другие художники.

  1. Далее проецируется портрет художника В.Г. Цыплакова с краткими сведениями о его биографии.

Ученица делает сообщение о жизни и творчестве художника.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт (1936 г.) Многие педагоги оказали на художника большое влияние. Но главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана.

Свой творческий путь Виктор Григорьевич начал в трудное для страны время, шла Великая Отечественная война. (Его дипломная работа в 1942 г. – картина «Чапаев»). Затем выпускник на 2 года был оставлен при институте для совершенствования мастерства.

Цыплаков очень любил творчество Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, изображали зиму. Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней.

Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен "Весенний день"(1943). В 1945 г. Цыплаков пишет свою знаменитую картину «Горький на Волге», где русский писатель изображен в великом раздумье.

Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом. Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей".

В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.

Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты и портреты близких людей.

Цыплаков много лет посвятил преподавательской работе с молодежью в Суриковском. Он является Народным художником РСФСР, членом-корреспондентом Академии художеств, Лауреатом Государственной премии СССР.

Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным.

Давайте обратимся к репродукции картины Цыплакова «Мороз и солнце».

6. Беседа по картине: (1 этап – целостный охват произведения: непосредственное

Впечатление от рассматривания картины в целом).

Картина называется «Мороз и солнце». Рассмотрите репродукцию этой картины.

Не возникает ли у вас желания продолжить ее название стихотворными строками А.С. Пушкина?

Выразительное чтение стих-ия «Зимнее утро».

Какие мысли и чувства вызывает у вас картина? Какое настроение?

(чувство радости, восторг, приподнятое настроение, бодрость)

О чем хотел сказать нам своей картиной художник?

О чем хотел «заставить» задуматься?

(как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, не нужно терять надежды на лучшее, стараться получать от природы заряд бодрости, утешение от тревог, вдохновение, творческие силы).

Уч-ль: - мы с вами выяснили общее впечатление от картины.

Цыплаков пишет полнокровно, смело, с лихим размахом. Он с восхищением передает розовый свет на снегу, прослеживает движение бегущих теней по земле, любуется яркими и светлыми красками. Его пейзаж написан горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью этюдного восприятия веет от всех картин художника, вобравших в себя вечную красоту земли.

2-й этап – осмысленное рассматривание деталей картины с их пояснениями.

Беседа по вопросам:

Какова же основная мысль картины? Как вы думаете, что хотел запечатлеть художник на своей картине?

(Прекрасный зимний солнечный день. Великолепный зимний пейзаж после снегопада).

Что более всего выражено на картине?

(бескрайняя русская степь с ее просторами).

Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы? Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?

(Окраина сельской местности, которая наиболее близка природе, в отличие от города. Бескрайны степные просторы, «Есть разгуляться где на воле…». Земля покрыта великолепным белоснежным ковром. Прекрасны в своем наряде опушенные инеем деревья, напоминающие каких-то зверюшек, необычных существ. Все это похоже на зимнюю сказку, в которую так и хочется «войти»).

А теперь давайте обратимся к лирическим зарисовкам художников пера – поэтов. Посмотрим, как поэты описывают зиму.

Слайды с поэтическими строками – зарисовками зимы.

Зачитывание четверостиший с последующей лексической работой.

Какими приемами пользуются поэты, так ярко и красочно описывая зиму? С помощью чего они очеловечивают ее?

(изобразительно-выразительными средствами: олицетворениями, метафорами, эпитетами, сравнениями).

Давайте назовем и выпишем из каждого четверостишия изобразительно -выразительные средства, чтобы вы потом могли их использовать в ваших сочинениях.

Найдите изобразительно- выразительные средства:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!

П. Вяземский. (Метафора: молодка, раскрасавица-душа,

лебедка, матушка-зима и обращения).

Зимняя песенка

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое. (О лицетворения: «зима» пришла, замела,

Днем с детьми на коньках все катается, катается, рассыпается, пишет, стучится).

Ночью в снежных огоньках рассыпается. Э питеты: зима серебристая, белый снег,

В окнах пишет узор льдом- иголочкой поле чистое, снежные огоньки, свежая

И стучится к нам во двор свежей елочкой. елочка.

Г. Галина М етафоры: рассыпается в снежных

Огоньках, пишет льдом-иголочкой,

Первый зимний снежок стучится елочкой).

Белым пухом летит;

Первый легкий мороз (Эпитеты : зимний, белый, легкий.

Веселит и бодрит. Олицетворение: мороз веселит, бодрит)

А.С. Пушкин

Вьюга снежная, пурга, (Олицетворение: напряди, взбей, пурга.

Напряди нам пряжи, Метафора: пряжа, пух (снег.

Взбей пушистые снега, Эпитеты: снежная, пушистые, лебяжий).

Словно пух лебяжий…

С. Маршак

На пушистых ветках Эпитеты: на пушистых ветках,

Снежною каймой снежною каймой, белой бахромой.

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

Первый снег. Метафоры: мир из серебра, огней,

Серебро, огни и блестки, - блесток. В жемчугах горят березки.

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

В.Я. Брюсов

Опишите снег, деревья, небо, домики. (Одновременно проводится словарно-лексическая работа. На доске и в тетрадях выписываются интересные словосочетания,)

(Сначала ребята зачитывают свои описания)

Вы получили задание обратиться к текстам художест. лит-ры. Какие описания вы нашли и выписали у различных писателей? Зачитайте.

Ребята зачитывают.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э. Грабарь).

«Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно сверкает на земле, отражая солнце. Серебром сияют в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов и железные крыщи, искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» - думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.)»

«земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». (К.Г. Паустовский.)

Опишите человека в санях. Какое у него настроение? Почему его рука поднята вверх?

Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы придать светлое, радостное настроение?

(белый, голубой, синеватый, синий, сиреневый, серый и оттенки этих цветов).

Удалось ли художнику выразить и донести до нас, зрителей идею картины?

Что (чего) очень хочется, глядя на нее? Почему?

(Хочется, чтобы быстрее наступила настоящая русская зима, с морозами и снегом. Чтобы погулять по белоснежному ковру, подышать свежим морозным воздухом. Покататься на коньках, лыжах или санках, полепить снежную бабу, поиграть в снежки. И, конечно, встретить самые любимые зимние праздники: Новый год и Рождество.)

Как называют зиму наш народ, писатели и поэты?

(С нежностью и любовью: Зимушка-зима, чародейка-зима, волшебница-зима).

2-й вариант сочинения - «Вид из окна».

Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Возможное начало:

«Я проснулся(лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку…»

Некоторым из вас было дано опред. задание: написать, что вы увидели, выглянув в окно). Зачитывают 2 чел-ка.

Например: «Я подбежала к окошку и застыла от изумления. Хороводы снежинок кружились в воздухе, сверкали и искрились на крышах домов, проводах. А привычная улица стала совершенно другой, покрытой сплошным белоснежным ковром. Иней своими причудливыми кружевами украсил ветви деревьев. Кажется, что сам Дед Мороз бродил здесь ночью, прикасаясь к ним своим волшебным посохом. И появились незнакомые сказочные существа. Неподвижные странные белые фигурки расселись по пням, сучкам и кустарникам. Тут вылез из сугроба маленький гном в огромной пушистой шапке. А там необычные звериные фигурки. Такое ощущение, что с минуты на минуту прилетит в свои чертоги Снежная Королева. Настолько красиво и необычно вокруг, как в сказке!»

7. Подведение итогов.

Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит (с помощью красок)?

(Он показывает внешнюю красоту, преображение природы и мира. Но этим хочет сказать нам, что под воздействием белоснежного наряда земли, деревьев и ослепительной палитры человеческие мысли, помыслы и чувства становятся и должны стать такими же чистыми и светлыми. Люди становятся добрее и милосерднее, молодеют душой.)

Каждому из вас дана памятка «Как писать сочинение по картине», которую вы можете использовать в качестве плана при написании сочинения.

ПАМЯТКА

СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ

1 . Вступление. Сведения о художнике.

2. Описание картины (ее содержание).

Название картины. Почему она так названа? (Очень часто название говорит нам

о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).

Кто изображен на картине (или что изображено?)

В какие годы, в какое время года и суток происходит событие? Какие детали на это указывают? Где происходит действие? (описание обстановки, природы).

Кто или что занимает на картине центральное место? Опишите главного героя (портрет, позу, одежду).

Есть ли еще действующие лица?

3 . Заключение. Что хотел художник сказать своей картиной? (идея). Какие мысли и чувства выражены им?

Какое впечатление произвела на вас картина? Выразите свое отношение к ней.

Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине «Мороз и солнце»

Цыплакова В.Г.


Цыплаков - Мороз и солнце

Виктор Цыплаков один из знаменитых русских художников прошлого столетия. Его картина "Мороз и солнце" признана шедевром, она наполнена теплом и добром, не смотря на то, что на ней изображена холодная пора года. Зима - это волшебное время, когда вся природа замирает когда снег окутывает деревья и дороги, и атмосфера наполняется волшебством. На картине мы видим лошадку, она спокойно и плавно везет своего хозяина.

На картине изображен небольшой кусок деревенской улицы, все вокруг белое, видны сугробы снега и небольшая дорога. Очень красивый и сказочный вид. Можно предположить, что на картине изображен один из самых холодных периодов зимы. По дороге идет лошадь, а сзади ею управляет человек, который сидит в санях. Чувствуется колорит настоящей русской деревни.

Так же, видны окраины домов, они все разные, один больше, другой чуть меньше, но их объединяет то, что укрыты снегом. Чем дольше смотришь на картину, тем сильнее ощущаешь себя там, в окружении такой замечательной природы. Не маловажными являются и деревья, они отлично дополняют картину. Небо художник изобразил в синих тонах, от этого создается впечатление, что это море, которое не имеет конца. Эта работа веет спокойствием и уравновешенностью, тут нет ничего лишнего, чтобы могло отвлекать глаз зрителя. Картина дает возможность представить себя в деревне ощутить тепло печи в доме, художник дает возможность нашему воображению работать.

Картина наполнена спокойными тонами, которые не бросаются в глаза, цветовая гамма подобрана таким образом, что есть ощущение реальности. Благодаря стараниям художника, точно передана атмосфера зимней деревни. Даже человека, далекого от такой тематики данная работа не оставит равнодушным. Природа и ее составляющие стали основной темой работ Виктора Цыплакова.

Вариант 2

Картина «Мороз и солнце» полностью соответствует стихотворению А.С. Пушкина. Ведь художник написал эту картину на основе стихотворения этого всем известного русского поэта.

На картине изображена настоящая русская зима, с огромными сугробами снега. Сильный мороз и окутанная снежным покровом деревня, передают всю сущность русской зимы.

Снег искриться в лучах солнца, это подтверждает, что на улице сильный мороз. Кроме этого тепло одетые люди и медленно передвигающиеся лошади. Всё это говорит о том, что зима очень холодная и снежная.

Но от этого становиться как то радостно и тепло на душе, ведь это настоящая красавица зима. Картина не навевает грустных мыслей, а наоборот передает всю красоту и особенность отечественных зимних пейзажей, и уклад жизни людей в русских деревнях.

По человеку в санях видно, что он хочет скорее добраться домой, чтобы зайти в дом и погреться возле печи. Лошадь тоже старается быстрее преодолеть расстояние к дому, чтобы быстрее согреться в своем стойле и поскорее получить свою порцию пищи.

На санях едет один человек, а за ним еще видна лошадь с санями. Высокие сугробы, спящие дома укутанные снегом, деревья в снежном покрове и все вокруг белым бело.

Люди в санях видимо едут из леса. Скорее всего, ездили за дровами. На заднем плане картины хорошо виден лес. Картина передает радостное настроение и зимнюю стужу русской зимы.

Все вокруг засыпано снегом дома, деревья и дорога. Сугробы очень высокие, белоснежный снег переливается в розовых оттенках солнца. А высоко над головой чистое голубое небо.

Этот пейзаж передает зимнее настроение. Долго рассматривая картину, чувствуешь свежесть морозного воздуха. И полностью попадаешь в царство, где господствует суровая красавица зима.

Картина полностью передает сущность зимней деревни в прошлом. Единственное что мешает окунуться с головой в прошлое. Это линии электропередач, которые идут вдоль домов. Глядя на них чувствуешь себя в настоящем, но с минимальной долей прогресса и цивилизации.

Эта очень душевная и радостная картина, написана художником с присущим ему мастерством и душевностью. Благодаря чему это полотно остаётся известным и узнаваемым долгое время.

Много поколений видело эту картину и еще многие увидят. Благодаря искренности и точности воплощения на холсте настоящей русской зимы. Эта картина имеет много поклонников.

И настоящие ценители искусства не остаются равнодушными при просмотре этого волшебного зимнего пейзажа.

Описание картины Мороз и солнце Цыплакова

Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.

Когда я смотрю на одну из его творений «Мороз и солнце» то создается такое впечатлении, что я нахожусь там, на пути у лошадей на той плохо очищенной от снега дороге. Она, почему то имеет розовый оттенок, наверное, из-за красного солнца предвещающего еще больший мороз. Вокруг пышные кучи снега волшебно лежат неровными буграми, укрыв как будто одеялом всю деревню. Деревья, крыши, тропинки – все укрыто белоснежным покрывалом, а на горизонте сливается в одно целое с небом. Создается такое впечатление, что совсем недавно была метель, а теперь утихла. Погода спокойная, но морозная и люди управляющие лошадьми спешат попасть домой в теплоту, не желая, долго находится на свежем воздухе.

Небольшой, старенький домик с маленькими окнами и тишиной за стеклом чем-то похож на помещичий.
Тихая живописная деревня как будто спит среди белого дня. И только две лошади, впряжены в сани, бегут по заснеженному пути, скорее всего из леса. По обочине гордо растут могучие деревья, притрушены снегом, а по тому, как наклонены их верхушки, можно понять, что ветер еще не полностью утих и слегка подувает.

Яркий свет от солнца, еще одно доказательство большого мороза присущего лютой зиме. Но, не смотря на холод, от картины веет радостью, праздником и весельем. Отдельной красоты додают тени голубого оттенка падающие на заснеженную землю от домов и деревьев, а где-то вдали виднеется темная полоса лесного массива.

Тяжело оторвать глаза и перевести дух от такой красоты. Автор до такой степени реалистично написал на картине игру света с переливами розового, голубого и синего тонов, что ее с легкостью можно спутать с фотографией.