Татьяна Ларина росла в провинции, в российской глубинке. О ее образовании Пушкин не говорит ничего, но учитывая, что она все-таки умеет читать и писать по-французски, можно предположить, что ее образованием занималась какая-нибудь мадмуазель, которая и пристрастила юную барышню к французским романам.

Отец не очень интересовался тем, что читает его дочь, считая чтение баловством. А мать сама когда-то была увлечена подобной литературой. не особо напрягали воспитательно-образовательным процессом. В таких условиях она росла сама по себе, на лоне природы, как дикий цветок, изредка поливаемый дождем и согреваемый солнечными лучами.

Татьяна была нелюдимой. Она не играла в куклы, не интересовалась рукоделием. Наряду с чтением романов, она любила слушать сказки няни, страшные рассказы о потусторонней силе, в существование которой она верила.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Таким образом, ее воспитание носило романтический характер, далекий от реальной действительности. После отъезда , когда Татьяна в первый раз побывала в его доме, она стала приходить сюда читать. Перед юной барышней открылся иной мир. Это не только был мир человека, которого она любила. Пред ней, предстало иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь, более реальный, чем тот, который был представлен в ее романах.

Чтенью предалася Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

В тот вечер, когда она пришла в имение Онегина второй раз, мать собрала семейный совет, чтобы решить вопрос о замужестве Татьяны. Вот и уже вышла замуж за улана, а Татьяна продолжает отказывать потенциальным женихам.

Решение отправиться в Москву, не мешало продолжить посещение имения. И это чтение тоже внесло свою лепту в образование Татьяны.

Преображение Татьяны, произошедшее с ней в течение двух лет после замужества, остаются для читателя за кадром. На это упущение обращает внимание П.А. Катенин: «Сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным». Справедливость этого замечания Пушкин и сам осознавал, но, тем не менее, он ничем не дополнил эту главу, не написал новой, которая объяснила бы столь неожиданное превращение дикого (не будем говорить – гадкого), утенка в царевну-лебедя. Можно предположить, что начав читать иные книги в доме Онегина, Татьяна продолжила свое самообразование и самосовершенствование, выйдя замуж. Глядя на кузин, она и сама осознавала, что немного не такая. В чем-то Татьяна стремилась подражать им, что-то и они подсказывали ей: прически, фасоны нарядов.

Выйдя замуж, многое она узнала из бесед с собственным мужем, который был человеком образованным и начитанным. Не все получали образование «чему-нибудь и как-нибудь», подобно Онегину. Генерал не мог быть человеком полуобразованным. Он наверняка подсказывал жене, какие книги ей следует читать.

Чувство такта, умение держаться, она приобрела, общаясь с близкими родственниками и знакомыми генерала, бывая в свете. Манеру одеваться сдержанно и со вкусом, ей подсказывали собственная интуиция и собственный вкус.

Появляясь с женой в свете, князь гордился ею. И он имел на то право, потому что в той Татьяне, которую люди видели перед собой, была и доля его труда.

Татьяна Ларина - героиня романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Ее образ - один из самых противоречивых в русской литературе. Поступки Татьяны вызывают противоречивую оценку. Вот уже около двух столетий читателей волнует следующий вопрос: почему Татьяна отказывает Онегину?

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

«Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина стал первым русским реалистическим романом, в нем отразился современный автору миру. Пушкин отделил автора от героя, сделав его отдельным персонажем, близко знакомым с главным героем. Существует мнение, что у персонажей романа есть реальные прототипы. Исследователи творчества Пушкина называют разные имена. Но, скорее всего, это лишь собирательные образы современных автору людей.

Одинокая девочка

На протяжении романа Татьяна из наивной девушки превращается в уверенную в себе женщину. В юности она не находит понимания в своей семье. Окружающие не одобряют ее чрезмерного увлечения чтением, робкого характера, застенчивости и пугливости, предпочитая Татьяне ее веселую и легкомысленную сестру Ольгу. Провинциальное общество, главной заботой которого является быт и собственное благосостояние, а любимым досугом - сплетни, не привлекает девушку. Татьяна замыкается в себе. Ей очень одиноко. Единственным человеком, к которому Таня действительно привязана, является ее старая няня. Нянины сказки и рассказы о старине волнуют Танино воображение.

Влюбленная девушка

Девушка много читает о любви. Разумеется, она мечтает испытать те же чувства, как и герои ее любимых романов. Но в сельской глуши, где живут Ларины, Татьяна не видит идеала, которым можно увлечься. Но вот появляется Евгений Онегин. Как он не похож на тех, с кем ей доводилось встречаться ранее! Онегин умен, учтив, внешне приятен. И Татьяна наконец находит свой идеал. Все чувства, до сих пор глубоко спрятанные в душе, чувства, навеянные французскими романами, захлестывают Татьяну. Она влюбляется. Ничего удивительного в том, что девушка немедленно пишет о своих чувствах почти незнакомому мужчине, нет. Живущая в мире книг, она идеализирует реальный мир.

В реальность Татьяну возвращает Онегин. Он, пресыщенный любовью светских львиц, бесконечно тронут любовью наивной девушки. И Евгений не хочет ее обманывать, поступая очень благородно, сразу честно объяснившись с ней. Но Татьяна чувствует себя обманутой в своих надеждах. Ей больно и обидно. Из характеристики Онегина и Татьяны становится очевидным, насколько по-разному они переживают данную ситуацию. Онегин спокоен, он уверен в своей правоте. А сердце Татьяны разбито.

Гордая княгиня

После отъезда Онегина Татьяну выдают замуж. Ее муж очень богат и знатен, пользуется уважением в обществе. К тому же влюблен в нее. Проходят годы, Татьяна меняется. От ее прежней застенчивости и пугливости не остается и следа. Она научилась держать себя в обществе, соответствовать высокому положению мужа.

И вот, появляется Евгений Онегин. Характеристики Онегина и Татьяны, которую дают им литературные критики, говорят о том, как одинаково они воспринимают эту встречу. Оба в смятении. В сердце женщины ожили девичьи мечты. Она до сих пор не забыла Евгения. А он увлекается ей теперь, когда Татьяна стала такой прекрасной, блистательной и недоступной. Ее внешняя холодность лишь разжигает его страсть. Онегин решается на признание. По какой причине Татьяна отказала Онегину? Она полна решимости оставаться верной женой, она не верит в искренность чувств Евгения и не желает становиться игрушкой его временной прихоти. Женщина честно признается, что не в силах разлюбить его, но это в их отношениях ничего не изменит.

Немало литературных деятелей неоднократно дискутировали: почему Татьяна, любя Онегина, отказывает ему?

Версия В. Г. Белинского

Один из самых известных русских критиков В. Г. Белинский уверял, что в последней главе романа Татьяна уже безнадежно испорчена светским обществом. Милая, тихая девушка, так полюбившаяся читателям, исчезла. Появилась светская дама, которая холодно отреагировала на встречу с некогда любимым человеком. Как произошло, что робкая провинциальная девочка стала такой гордой и полной собственного достоинства? Как ей удалось затмить признанную красавицу, блистательную княгиню Нину Воронскую?

И, главное, почему Татьяна отказывает Онегину? В. Г. Белинский довольно просто отвечает на этот вопрос. Татьяна стала другой: теперь она считается с мнением света и страшится запятнать свою репутацию. Она приспособилась к законам высшего общества и живет, следуя им. Да, Татьяна в финале вновь признается Евгению в любви. Но нельзя забывать, что это уже объяснение не неопытной девочки, а замужней дамы, которая дала супругу клятву верности. Татьяна не испытывает любви к мужу, но питает к нему глубокое уважение. Выходит, вся ее жизнь - обман. Критик сурово осудил Татьяну. Но она была лишь заложницей своего времени. Ее ум и благородство не позволили ей пойти по пути Анны Карениной.

Версия Ф. М. Достоевского

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский тоже не остался в стороне от дискуссии на тему: почему Татьяна отказывает Онегину. Он, в свою очередь, считает, что подобная ситуация произошла потому, что Татьяна стала мудрее. Достоевский не сомневался: Татьяну высший свет вовсе не испортил, в душе она не изменилась. Выходит, роль светской львицы причиняет ей лишь страдание. Но в таком случае почему она не желает оставить супруга и высокомерную столицу, сбежав вместе с возлюбленным, который наконец-то ответил ей взаимностью? Почему Татьяна отказывает Онегину? Татьяна осознает, что ее бегство и измена превратят почтенную жизнь генерала в немыслимый позор и кошмар, наполненный сплетнями и пересудами. Достоевский не считает героиню слабой и бесхарактерной. Ей понадобилось немало душевных сил, чтобы отказаться от своего счастья. Итак, права ли Татьяна, отказав Онегину в любви? Достоевский отвечает на этот вопрос утвердительно.

История несбывшейся любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина не может оставить читателя равнодушным. И еще долго литературные критики будут спорить о том, почему у этого романа такой печальный финал.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Анализ 7 главы В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. Шла, шла. И вдруг перед собою С холма господский видит дом, Селенье, рощу под холмом И сад над светлою рекою. Она глядит – и сердце в ней Забилось чаще и сильней.

3 слайд

Описание слайда:

Татьяна в доме Онегина Татьяна взором умиленным Вокруг себя на всё глядит, И всё ей кажется бесценным, Всё душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой, И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром, И вид в окно сквозь сумрак лунный, И этот бледный полусвет, И лорда Байрона портрет, И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом.

4 слайд

Описание слайда:

«Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир, в его душу!» А.Л. Слонимский

5 слайд

Описание слайда:

Татьяна в доме Онегина Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете: Но показался выбор их ей странен. Почему выбор книг, которые читал Онегин для Татьяны странный?

6 слайд

Описание слайда:

Татьяна в доме Онегина Провинциальная барышня, Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами. Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины ХVIII века. В этих романах действовали герои благородные, добродетельные, верные законам долга и чести, способные совершить подвиг самопожертвования. В пылком воображении Татьяны все они «В единый образ облеклись,// В одном Онегине слились» (3 , 1Х) .

7 слайд

Описание слайда:

Татьяна в доме Онегина В библиотеке Онегина, Татьяна находит совсем иные книги, о которых не подозревала. Это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей-романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других – произведения, В которых отразился век И современный человек Изображён довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящем в действии пустом. (7 , ХХ11)

8 слайд

Описание слайда:

Татьяна в доме Онегина Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаённый душевный мир, как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу. Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на «заповедную территорию», получить доступ к тайнам души своего избранника.

9 слайд

Описание слайда:

Чем отличались книги Онегина от тех, которые читала сама Татьяна? В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные; герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Неудивительно, что Татьяне «открылся мир иной» - трагически-противоречивый душевный строй современного человека. Открылся ей отчасти и характер самого Онегина. Ведь с особым вниманием читает она страницы, где встречаются на полях его замечания, «черты его карандаша» и где «Онегина душа / Себя невольно выражает / То кратким слово, то крестом, / То вопросительным крючком» (7, ХХIII). Татьяна начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями литературы новейшей.

10 слайд

Описание слайда:

Что поняла Татьяна, читая книги Онегина? И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее – слава Богу - Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он? (7, XXIV)

Главный символ сна Татьяны - хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к шалашу:

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом все глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко... [Пушкин, 1995: 103].

Из контекста мы узнаем, что «шалаш» - вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома - Онегин - что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет «шайкой домовых». Хижина - убогий домик, избушка, лачуга Онегина.

Домовой - «дух-хранитель и обидчик дома» [Даль, 1998: I, 466]. Действительно, большинство выбранных Пушкиным животных для изображения демонов имеет определенное отношение к культу русского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новой избы закапывали голову петуха (ср.: «другой с петушьей головой»), чтобы задобрить домового. Кошка и коза («ведьма с козьей бородой» и «полукот») - животные, которые имеют шерсть, - символ достатка и плодородия. Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой сердился, а без кошки не обходилось ни одно новоселье [см. Афанасьев, 1995: II, 105 - 119]. Таково значение слов «хижина» и «домовой» в контексте сюжета сна Татьяны. Обратимся к их символическому значению.

Первое значение определено макроконтекстом произведения: хижина - дом самой Татьяны, а домовые - гости на ее именинах. Названия некоторых демонов-гостей Онегина имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Так, некто с «петушьей головой» ассоциируется с Петушковым. Или, например, в карле с хвостиком легко узнать Харликову («карла» зашифровано в фамилии гостьи путем перестановки букв). Череп на гусиной шее в красном колпаке напоминает мосье Трике, ночевавшего в фуфайке и старом колпаке. Пушкин сначала называет Онегина «гостем» и только потом «хозяином». Сходно описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. Во сне Татьяны:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ [Пушкин, 1995: 104],

на именинах:

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога... [Пушкин, 1995: 108]

Второе значение символов «дом» и «домовые» наиболее важно для раскрытия значения сна: «хижина» - Онегин, «домовые» - реалии его внутреннего мира.

Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для нее душу - Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила ее гадать на святки.

Семантическое соотношение «дом - человек» является источником символизации не только многочисленных деталей дома, но и действий героев, их положения в пространстве. Хижина Онегина - зашифрованный в системе символов сложный психологический портрет главного героя. Вот детали этого необычного портрета:

1. Управление домовыми - властность Онегина. Если «домовые» - реалии внутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя:

Он знак подаст - и все хлопочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется - все хохочут;

Нахмурит брови - все молчат [Пушкин, 1995: 105].

Эта же мысль и в эпиграфе к «Евгению Онегину»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может, мнимого» [Пушкин, 1995: 6].

2. Смотреть на дверь изнутри дома - избегать самого себя. («Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит»). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. Так, перед дуэлью:

…в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом [Пушкин, 1995: 121].

  • 3. Смотреть в дверную щель хижины снаружи - пытаться понять внутренний мир Онегина. Согласно сюжету, Татьяна сначала «глядит тихонько в щелку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.
  • 4. Проникнуть в дом - стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своем сне уже влюбленный Онегин видит тот же сюжет:

…сельский дом - и у окна

Сидит она... и все она! [Пушкин, 1995: 184]

Появление в хижине Ленского, Ольги и эпизод убийства, по-видимому, символизируют тяжкое переживание Онегиным своей вины, муки совести: Оставил он свое селенье,

...где окровавленная тень

Ему являлась каждый день [Пушкин, 1995: 171].

Образ убитого Ленского будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

  • 5. Исчезновение домовых - избавление от прежних пороков. Шайка домовых сначала «смутилась», т.е. встревожилась, а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне изменила внутренний мир героя, избавив его от «демонов».
  • 6. Разрушение дома - болезнь Онегина. В финале сна «хижина шатнулась». В VIII главе влюбленный Онегин действительно заболеет:

Бледнеть Онегин начинает...

Онегин сохнет - и едва ль

Уж не чахоткою страдает [Пушкин, 1995: 179].

Однако можно предположить, что шатающаяся хижина символизирует не столько болезнь как физиологическое явление, сколько огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман. В символике дома снова прослеживается тема смерти Ленского. Потухший «светильник» - смерть:

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных [Пушкин, 1995: 105].

Это модификация огня как символа души [см. Афанасьев, 1995: III, 199].

Танцующая в присядку мельница - место смерти Ленского. Действительно, дуэль Онегина и Ленского состоялась за мельницей.

Итак, сон Татьяны можно разбить на две части:

  • 1. события в лесу до появления хижины Онегина;
  • 2. события в хижине.

В первой части опорные символы имеют два значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство душ, где ее проводник-медведь подводит к самой главной душе - Онегину. Второе значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в светском обществе, но брак для нее окажется несчастьем. Как мы видим, первая часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна - события в хижине - посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе. Семантическое соотношение «дом - человек» является источником символизации многочисленных деталей дома, а также действий героев - Онегина, Татьяны, демонов и др. В результате мы многое узнаем о характере главного героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того, открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление от «демонов», муки совести и болезнь, физическая и нравственная. Тема смерти Ленского характерна и для второй половины сна: мы узнаем о месте дуэли [см. Резчикова, 2001].

Как мы видим, во сне Татьяны большую роль играют не только одушевленные образы - медведь, домовые, Онегин - но и явления природы, элементы пейзажа. Это побуждает нас обратиться к рассмотрению пейзажных зарисовок в романе и определить их символическое значение в общем контексте.

Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, то в Петербурге, долго ухаживал, преодолевал трудности и, наконец, женился на красивейшей женщине - Наталье Гончаровой.

Калейдоскоп личных событий отражен и в произведении Пушкина. Его герои тоже проживают свои жизни на страницах романа, взрослеют, теряют детскую наивность и натыкаются на суровые шипы реальности. Написание романа совпало с основными жизненными вехами жизни Пушкина, он взрослел и мужал, развивался вместе со своими героями - Евгением и Татьяной. Именно эти две фигуры, кроме самого автора, занимают на протяжении романа читательское внимание и вызывают интерес.

Татьяну можно смело считать любимой героиней поэта. Именно ее образ наполняет весь роман непередаваемым ароматом осязаемой женственности. Если бы не Татьяна, мы бы не услышали ни неторопливой речи ее няни, ни «Песни девушек», которую Пушкин ввел для того, чтобы ее лукавство, озорство и веселье оттенили и подчеркнули смущение и смятение самой Татьяны.

На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами Татьяны. Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания, народные приметы, когда «жеманный кот» накликивает мурлыканием гостей в дом, а при виде падающей звезды нужно непременно загадать желание, или, наконец, поэзия русских святок.

Образ Татьяны столь многогранен, что Пушкин максимально наполнил его яркими красками и цветовыми оттенками. Кроме того, ей же поручена важная миссия. Именно Татьяна должна разгадать, что в конечном итоге представляет собой Онегин. Правда, она не может быть беспристрастной. Она его любит. Но, как ни бережна она по отношению к любимому человеку, правдивость ее души делает нелицеприятный для Онегина вывод:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Это очень резкое замечание позволяет понять, что Татьяна выросла духовно, исполняя порученное ей автором. Это уже не замкнутая в своем достаточно ограниченном мире девушка-подросток, перед нами цельная личность. Личность сформировавшаяся, способная к анализу и обобщениям.

Но это взросление неправильно истолковано окружением: «Как быть? Татьяна не дитя...», и дело клонится к решению возможно быстрее «пристроить» старшую дочку, выдать замуж любыми усилиями. Что же героиня? Какие действия она предпримет? К удивлению читателя, Татьяна безвольно подчиняется. Окружающая среда оказалась сильнее, предрассудки одержали верх над движениями мысли.

Татьяну Ларину везут в Москву, «на ярмарку невест», с единственной целью - найти подходящего мужа. Прощание с деревней тягостное и многотрудное. Сердце сжимается перед отъездом, с тоской она говорит:

Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая свобода;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует...
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?

Дурные предчувствия не обманули Татьяну. Свое знание дальнейшей печальной ее судьбы Пушкин передает читателю характером описания московского света, куда ее привезли.

Как и в главе, посвященной провинциальным дворянам - соседям и гостям Лариных, так и при оценке московского света, Пушкин сатиричен. Сначала Таню везут «по родственным обедам» - и ни в ком из родни «не видно перемены». Потом вывозят на балы, «привозят и в собранье» - всюду ее окружает пошлая толпа глупцов, лгунов, пустых и жадных до сплетен, до обедов, до развлечений.

Что переживает Татьяна в Москве?
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

И так каждый день: гости, выезды, встречи. На все это Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь...

Она всем чужая, непонятная и непонимающая. Но перст судьбы сделал свой выбор. «Толстый генерал» выбрал себе жену. Будущее определено. Жесткая в вопросах брака мораль христианства не оставляет иллюзий на изменения. Муж - как религия, один на всю жизнь и непреложен, как истина.

Москва - последний свидетель той деревенской девушки, которую мы видели в начале романа. Течение жизни меняется, из Москвы начнется путь, который приведет Таню к пьедесталу, сделает княгиней, почитаемой, богатой, знаменитой.

«Свет» изменит Татьяну. Она примет его условности, откажется от одних правил и примет другие:

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!

Москва станет в судьбе Татьяны Лариной поворотным моментом. Был закончен небольшой, но важный период - взросление и становление личности. Встреча с Онегиным - первый серьезный жизненный опыт; знакомство с теми умственными интересами, которые волновали Онегина, чтение его книг, явились первым важным этапом в нравственном развитии Татьяны. Москва ввела ее в свет, кардинально изменила мировосприятие. Будучи в этом городе, Татьяна еще могла рассуждать о выборе, ждать Евгения или не ждать, соглашаться на замужество или нет. Вся дальнейшая жизнь, принимая во внимание особенности личности Лариной, уже не предоставит ей такого шанса:

Но я другому отдана
И буду век ему верна!

Татьяна Ларина повторит типичную для того времени женскую судьбу - безответная любовь, брак не по воле сердца, а навязанный. Любовь, данная ей судьбой, не смогла изменить течения событий, привычного для эпохи века минувшего. Татьяна не смогла устоять против света и покорилась. И путь в это покорение начался в тот момент, когда она безропотно поехала в Москву, чтобы занять место на полке среди такого же товара, как она, безликого и обезличенного.