Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство. Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы сабсолютизмом, появилось во второй половине XVIII" века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И.В. Гете, Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных "Путешествиях", которые вошли в моду после романа Стерна "Сентиментальное путешествие", давшего название этому литературному направлению.

В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году "Письма русского путешественника", следом за ними появились "Путешествие по Крыму и Бессарабии" П. Сумарокова (1800), "Путешествие в полуденную Россию". В. Измайлова и "Другое путешествие в Малороссию" Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, чтоавтор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом. Но, кроме такой "лирической" направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом.

Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, "маленького" человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии "третьего сословия", тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия - писатели-разночинцы.

Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей "поселянин" замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. "Для "маленького" человека - как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки". Некрасов Н.А.Полн. собр. соч. и писем. М., 1950. Т. 9. С. 296.

Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н.С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести "Зара" предпослал ей эпиграф из Библии: "И у меня сердце есть, яко же у вас".

Наряду с описанием "жизни сердца" писатели-сентименталисты уделяли большое внимание вопросам просвещения. При этом "учительская" воспитательная функция литературы признавалась важнейшей.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его "Бедную Лизу", "Записки путешественника", "Юлию" и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали "искры страстного человеколюбия" и "сладкая чувствительность", его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания. Герои Карамзина - люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина "Наталья, дочь боярская" сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести "Сиерра-Морена" лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Так, повесть о печальной судьбе героини "Бедной Лизы" начинается описанием мрачного осеннего пейзажа, вид которого как бы вторит последующей драматической истории любви крестьянской девушки. Автор, от лица которого ведется рассказ, проходит по развалинам монастыря "в мрачные дни осени горевать вместе с природой". Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою и в темных переходах келий. "Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен". Природа, или "натура", как чаще называл ее Карамзин, не только участвует в переживаниях людей, она питает их чувства. В повести "Сиерра-Морена" романтический пейзаж вдохновляет владелицу замка Эльвиру: "Сильные ветры волновали и крутили воздух, багряные молнии вились на черном небе, или бледная луна над седыми облаками всходила - Эльвира любила ужасы натуры: они возвеличивали, восхищали, питали ее душу". Тургенев И.С.Полн. собр. соч. и писем. В 20 т. М., 1960-1968. Т. 14. С. 81.

Авторы сентиментальных повестей отношениям, основанным на расчете, стремились противопоставить иные, бескорыстные чувства. В повести Львова подчеркивается лишенная каких-либо корыстных побуждений любовь героини, которая признается: "Только чем уж он не дарил меня - и серебром, и золотом, и бисером, и лентами; но я ничего не брала, одна любовь его мне только нужна была".

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу -а через нее и в жизнь - новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе. Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых "споров о языке", захвативших русских литераторов в начале XIX века.

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии общественная жизнь в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события - крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу - таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.

В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Н. М. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу - в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. "Слезы, проливаемые читателями, - писал Карамзин, - текут всегда от любви к добру и питают его".

На этой почве зарождается литература сентиментализма.

Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.

Основные особенности сентиментализма как литературного направления :

1) Изображение природы.

2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).

3) Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тематика сентиментализма - любовная.

Основные черты сентиментализма:

  • Уход от прямолинейности
  • Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
  • Культ чувства
  • Культ природы
  • Возрождение собственной чистоты
  • Утверждение богатого духовного мира низких сословий

Основные жанры сентиментализма:

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

Особенности русского сентиментализма:

  • Сильная дидактическая установка
  • Просветительский характер
  • Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

Представители сентиментализма:

  • Лоренс Стен Ричардсон - Англия
  • Жан Жак Руссо - Франция
  • М.Н. Муравьев - Россия
  • Н.М. Карамзин - Россия
  • В.В. Капнист - Россия
  • Н.А. Львов - Россия

Социально-исторические основы русского романтизма

Но основным источником русского романтизма была не литература, а жизнь. Романтизм как общеевропейское явление был связан с огромными потрясениями, вызванными революционным переходом от одной общественной формации к другой - от феодализма к капитализму. Но в России указанная общая закономерность проявляется своеобразно, отражая национальные особенности исторического и литературного процесса. Если в Западной Европе романтизм возникает после буржуазно-демократической революции как своеобразное выражение неудовлетворенности ее результатами со стороны различных социальных слоев, то в России романтическое направление зарождается в тот исторический период, когда ст.рана только еще двигалась навстречу революционному столкновению новых, капиталистических по своей сущности начал с феодально-крепостнической системой. Этим было обусловлено своеобразие в соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций в русском романтизме по сравнению с западноевропейским. На Западе романтизм, по словам К. Маркса, возникает как «первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение». Маркс считает естественным, что при этих условиях все виделось «в средневековом, романтическом свете». Отсюда значительное развитие в западноевропейских литературах реакционно-романтических течений с их утверждением обособленной личности, «разочарованного» героя, средневековой старины, иллюзорного сверхчувственного мира и т. д. Прогрессивным романтикам приходилось вести борьбу с подобными течениями.

Русский романтизм, порожденный надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, стал в основном выражением новых, антифеодальных, освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении. Этим определялось прогрессивное значение для русской литературы романтического направления в целом на раннем этапе его формирования. Однако и русский романтизм не был свободен от глубоких внутренних противоречий, которые с течением времени обнаруживались все более отчетливо. Романтизм отразил переходное, неустойчивое состояние общественно-политического уклада, назревание глубоких перемен во всех областях жизни. В идейной атмосфере эпохи чувствуются новые веяния, зарождаются новые идеи. Но ясности еще нет, старое сопротивляется новому, новое смешивается со старым. Все это и сообщает раннему русскому романтизму его идейно-художественное своеобразие. Стремясь понять главное в романтизме, М. Горький определяет его как «сложное и всегда более или менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи, но его основная нота - ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

Романтизм (фр. romantisme , от средневекового фр. romant , роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic , превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Яркая и содержательная характеристика романтизма была дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гёте, опубликованной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сравнения романтической эпохи с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение можно соотнести с отрочеством человеческого рода. И это соотношение, конечно, многозначительно. «Каждый человек, - пишет Тургенев, - в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он становится центром окружающего мира; он (сам не сознавая своего добродушного эгоизма) не предается ничему; он все заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает; он романтик, - романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него - не он для них».

Тургенев полагает, что романтическая эпоха началась в Германии в период «Бури и натиска» и что «Фауст» явился ее наиболее значительным художественным выражением. «Фауст, - пишет он, - с начала до конца трагедии заботится об одном себе. Последним словом всего земного для Гёте (так же как и для Канта и Фихте) было человеческое я... Для Фауста не существует общество, не существует человеческий род; он весь погружается в себя; он от одного себя ждет спасения. С этой точки зрения трагедия Гёте является нам самым решительным, самым резким выражением романтизма, хотя это имя вошло в моду гораздо позже»

Входя в антитезу «классицизм - романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание “правил”, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р. Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Байрона, А. де Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» - А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», - З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Дж. Байрона, К. Брентано, Э.Т.А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф. Купер, А. де Виньи, В. Гюго), основоположником которого считается В. Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья , а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

В начале XVIII в Европе зарождается совершенно новое литературное направление, которое, прежде всего, акцентирует внимание на чувствах и эмоциях человека. Лишь в конце века оно доходит до России, но, к сожалению, здесь находит отклик у небольшого числа писателей… Всё это про сентиментализм 18 века, и если вас интересует данная тема, то продолжайте чтение.

Начнем с определения данного литературного направления, определившего новые принципы освещения образа и характера личности. Что же такое «сентиментализм» в литературе и искусстве? Произошел термин от французского слова «sentiment», что значит «чувство». Означает он направление в культуре, где художники слова, ноты и кисти делают акцент эмоциях и чувствах героев. Временные рамки периода: для Европы — 20-е годы XVIII — 80-е годы XVIII; Для России ‑ это конец XVIII века — начало XIX века.

Для сентиментализма конкретно в литературе характерно следующее определение: это литературное течение, пришедшее после классицизма, в котором главенствует культ души.

История сентиментализма началась в Англии. Именно там были написаны первые поэмы Джеймса Томсона (1700 ‑ 1748 гг.). Его произведения «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», которые позже объединились в один сборник, описывали простую сельскую жизнь. Тихие, умиротворенные будни, невероятные пейзажи и увлекательные моменты из жизни крестьян ‑ всё это открывается перед читателями. Главная задумка автора ‑ показать, насколько хороша жизнь вдали от всей суеты и неразберихи города.

Спустя некоторое время уже другой английский поэт, Томас Грей (1716 ‑ 1771), тоже старался заинтересовать читателя пейзажными поэмами. Чтобы не быть похожим на Томсона, он добавил бедных, грустных и меланхоличных героев, которым должны сопереживать люди.

Но не все поэты и писатели так любили природу. Сэмюел Ричарсон (1689 ‑ 1761 гг.) был первым представителем символизма, который описывал лишь жизнь и чувства своих героев. Никаких пейзажей!

Две любимые темы для Англии ‑ любовь и природу ‑ соединил в своем произведении «Сентиментальное путешествие» Лоренс Стерн (1713 ‑ 1768 гг.).

Затем сентиментализм «перекочевал» во Францию. Главными представителями стали Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778 гг.). Напряженная интрига любовных перепитий в произведениях «Манон Леско» и «Юлия, или Новая Элоиза» заставили всех француженок зачитываться этими трогательными и чувственными романами.

На этом период сентиментализма в Европе заканчивается. Далее он начинается в России, но об этом мы расскажем попозже.

Отличия от классицизма и романтизма

Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?

Отличия сентиментализма от романтизма:

  • Во-первых, во главе сентиментализма стоят чувства, а во главе романтизма выпрямилась во весь рост личность человека;
  • Во-вторых, сентиментальный герой противопоставляется городу и пагубному влиянию цивилизации, а романтический — обществу;
  • И, в-третьих, герой сентиментализма добр и прост, любовь занимает в его жизни главную роль, а герой романтизма меланхоличен и хмур, его любовь зачастую не спасает, наоборот, повергает в бесповоротное отчаяние.

Отличия сентиментализма от классицизма:

  • Для классицизма характерны наличие «говорящих фамилий», взаимосвязь времени и места, отказ от неразумного, деление на «положительных» и «отрицательных» героев. В то время как сентиментализм «воспевает» любовь к природе, естественность, доверие к человеку. Персонажи не столь однозначны, их образы трактуются двояко. Исчезают строгие каноны (нет единства места и времени, нет выбора в пользу долга или наказания за неправильный выбор). Сентиментальный герой ищет хорошее в каждом, и его не заковывают в шаблон в виде ярлыка вместо имени;
  • Классицизм также характеризуется своей прямолинейностью, идеологической направленностью: в выборе между долгом и чувством подобает выбрать первое. В сентиментализме наоборот: только простые и искренние эмоции являются критерием оценки внутреннего мира человека.
  • Если в классицизме главные герои были знатными или даже имели божественное происхождение, но в сентиментализме на первый план выходят представители бедных сословий: мещане, крестьяне, честные труженики.

Основные черты

К основным чертам сентиментализма принято относить:

  • Главное – духовность, доброта и искренность;
  • Большое внимание уделяется природе, она меняется в унисон душевному состоянию персонажа;
  • Интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам;
  • Отсутствие прямолинейности и чёткой направленности;
  • Субъективный взгляд на мир;
  • Низший слой населения=богатый внутренний мир;
  • Идеализация деревни, критика цивилизации и города;
  • Трагическая любовная история находится в центре внимания автора;
  • Стилистика произведений явно изобилует эмоциональными репликами, сетованиями и даже спекуляциями на чувствительности читателя.

Жанры, представляющие это литературное направление:

  • Элегия ‑ жанр поэзии, характеризующийся печальным настроением автора и грустной темой;
  • Роман ‑ развернутое повествование о каком-либо событии или жизни героя;
  • Эпистолярный жанр ‑ произведения в форме писем;
  • Мемуары ‑ произведение, где автор рассказывает о событиях, в которых участвовал лично, или о своей жизни в целом;
  • Дневник – личные записи с впечатлениями от происходящего за конкретный промежуток времени;
  • Путешествия ‑ путевой дневник с личными впечатлениями о новых местах и знакомствах.

Принято выделять два противоположных направления в рамках сентиментализма:

  • Дворянский сентиментализм сначала рассматривает моральную сторону жизни, а затем социальную. На первое место выдвигаются духовные качества;
  • Революционный сентиментализм в основном сконцентрирован на идее социального равенства. В качестве героя мы видим мещанина или крестьянина, пострадавшего от бездушного и циничного представителя высшего сословия.

Особенности сентиментализма в литературе:

  • Подробное описание природы;
  • Зачатки психологизма;
  • Эмоционально насыщенный стиль автора
  • Приобретает популярность тема социального неравенства
  • Подробно рассматривается тема смерти.

Признаки сентиментализма:

  • Повествование ведется о душе и чувствах героя;
  • Доминирование внутреннего мира, «человеческой природы» над условностями лицемерного общества;
  • Трагедия сильной, но неразделенной любви;
  • Отказ от рационального взгляда на мир.

Конечно, основная тема всех произведений ‑ любовная. Но, например, в произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) ключевой темой является народ и его жизнь. В драме Шиллера «Коварство и любовь» автор высказывается против произвола властей и сословных предрассудков. То есть, тематика направления может быть, самой что ни на есть, серьезной.

В отличие от представителей других литературных течений, писатели-сентименталисты «включались» в жизнь своих героев. Они отрицали принцип «объективного» дискурса.

Суть сентиментализма заключается в том, чтобы показать обычную повседневную жизнь людей и их искренние чувства. Все это происходит на фоне природы, которая дополняет картину событий. Главная задача автора ‑ заставить читателей прочувствовать все эмоции вместе с героями и сопереживать им.

Особенности сентиментализма в живописи

О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.

Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.

Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).

Представители

  1. Джеймс Томсон (1700 ‑ 1748 гг.) ‑ шотландский драматург и поэт;
  2. Эдуард Юнг (1683 ‑ 1765 гг.) ‑ английский поэт, основатель «кладбищенской поэзии»;
  3. Томас Грей (1716 ‑ 1771 гг.) ‑ английский поэт, литературовед;
  4. Лоренс Стерн (1713 — 1768 гг.) ‑ английский писатель;
  5. Сэмюел Ричардсон (1689 ‑ 1761 гг.) ‑ английский писатель и поэт;
  6. Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778) ‑ французский поэт, писатель, композитор;
  7. Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) ‑ французский поэт.

Примеры произведений

  1. Сборник «Времена года» Джеймса Томсона (1730 г.);
  2. «Сельское кладбище» (1751 г.) и ода «К весне» Томаса Грея;
  3. «Памела» (1740 г.), «Кларисса Гарло» (1748 г.) и «Сэр Чарльз Грандинсон» (1754 г.) Сэмюела Ричардсона;
  4. «Тристрама Шенди» (1757 ‑ 1768 г.) и «Сентиментальное путешествие» (1768 г.) Лоренса Стерна;
  5. «Манон Леско» (1731 г.), «Клевеленд» и «Жизнь Марианны» Аббата Прево;
  6. «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо (1761 г.).

Русский сентиментализм

Сентиментализм в России появился приблизительно в 1780 ‑ 1790 годы. Это явление приобрело популярность благодаря переводу различных западных произведений, среди которых были «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, притча- повесть «Поль и Виржини» Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьера, «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и романы Сэмюела Ричардсона.

«Письма русского путешественника» — именно с этого произведения Николая Михайловича Карамзина (1766 — 1826 гг.) начался период сентиментализма в русской литературе. Но затем была написана повесть, которая стала самой значимой за всю историю существования этого течения. Речь идёт о « » (1792 г.) Карамзина. В этом произведении чувствуются все эмоции, сокровенные движения души героев. Читатель сопереживает им на протяжении всей книги. Успех «Бедной Лизы» вдохновил русских писателей на создание похожих произведений, но менее успешных (например, «Несчастная Маргарита» и «История бедной Марьи» Гавриила Петровича Каменева (1773 ‑ 1803 гг.)).

К сентиментализму мы также может отнести ранее творчество Василия Андреевича Жуковского (1783 ‑ 1852), а именно его балладу « ». Позже им же была написана повесть «Марьина роща» в стиле Карамзина.

Александр Радищев ‑ самый неоднозначный сентименталист. О его принадлежности к этому течению спорят до сих пор. В пользу его причастности к направлению говорят жанр и стилистика произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор часто использовал восклицания и слезливые лирические отступления. Например, рефреном со страниц раздавался возглас: «О, жестокосердный помещик!».

1820 год называют концом сентиментализма в нашей стране и зарождением нового направления ‑ романтизма.

К своеобразию именно русского сентиментализма относится то, что каждое произведение старалось научить читателя чему-то. Оно выполняло функцию наставника. В рамках направления зародился настоящий психологизм, чего не было ранее. Эту эпоху ещё можно назвать «веком исключительного чтения», так как только духовная литература могла направить человека на истинный путь и помочь ему разобраться в своем внутреннем мире.

Типы героев

Все сентименталисты изображали обычных людей, а не «граждан». Перед нами всегда предстает тонкая, искренняя, естественная натура, которая не стесняется показать свои реальные чувства. Автор всегда рассматривает её со стороны внутреннего мира, проверяя его на прочность испытанием любовью. Он никогда не помещает её в какие-нибудь рамки, а дает ей развиваться и расти духовно.

Главным смыслом любого сентиментального произведения был и будет только человек.

Особенность языка

Простой, понятный и эмоционально окрашенный язык ‑ вот основа стилистики сентиментализма. Для нее также характерны объемные лирические отступления с обращениями и восклицаниями автора, где он обозначает свою позицию и мораль произведения. Практически в каждом тексте используются восклицательные знаки, уменьшительно-ласкательные формы слов, просторечия, экспрессивная лексика. Таким образом, что литературный язык на этом этапе сближается с языком народа, делая чтение доступным для более широкой аудитории. Для нашей страны это означало, что искусство слова выходит на новый уровень. Признание получает светская проза, написанная легко и художественно, а не тяжеловесные и безвкусные труды подражателей, переводчиков или фанатиков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Класс: 10

Зачёт № 1 «Русская литература первой половины 19 века

    Россия в первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины 19 века. Национальное самоопределение русской литературы. т/л реализм и его становление
Исторические события:
    1801г. – закончилась эпоха дворцовых переворотов
(Александр Первый стал императором) Направления:
    Классицизм
    Сентиментализм

    Романтизм
    Реализм
    А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Творческий путь.

Даты

Период

Произведения

Направление

1.Детство 1799-1811
2.Царскосельскийлицей 1811-1817 «Воспоминания в Царском селе», «Певец», «Пирующие студенты» ученичество
3. Петербург 1817-1820 Ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила»
4. Южная ссылка 1820-1824 «Погасло дневное светило…», поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник». романтизм
5. Михайловскоезаточение 1824-1826 «К морю», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Борис Годунов» реализм
6. После ссылки 1826-1830 «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Я вас любил» реализм

7. Болдинская осень 1830 года

1830 «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» Реализм
8. В Петербурге 1831-1833 «Осень», поэма «Медный всадник» Реализм

9. Последние годы жизни

1834-1837 «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» реализм

Черты произведений Пушкина:

    Гармония

    Красота

    Гуманизм

    Свободолюбивый пафос

    Естественность

    Активное отношение к жизни.

    Основные мотивы лирики А.С.Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.

А. Пушкин ода «Вольность» (1817)

Уже само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодёжи по спискам. В первых строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона гибельно для государства. В условиях самодержавной России эти идеи Пушкина приобретали глубоко революционный смысл, потому что поэт осуждал тиранию верховной власти и грозил ей неминуемым возмездием.

А. Пушкин «К Чаадаеву» (1818). Вольнолюбие с особой силой в петербургский период проявилось в стихотворении «К Чаадаеву», которое написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема, не теряя интимного характера, наполняется глубоким общественным содержанием. Радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит ещё желанье…», «Мы ждём с томленьем упованья…», «Напишут наши имена!»). Их дружба питалась высокими гражданскими чувствами и мыслями о свободе народа, стонущего под игом самовластья. Стихотворение начинается с грустной ноты: упоение жизнью, её радости, её надежды оказались всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Так было с Чаадаевым. Пушкин поддерживает в своём друге уверенность в конечной победе свободолюбивых идей, в том, что мечты о славе (а он считал Чаадаева человеком государственного ума) не напрасны. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнёт власти роковой». Порыв к свободе, нетерпеливое ожидание её торжества выражают могучее вольнолюбие поэта. Вот почему столь повелительно и призывно («Товарищ, верь…») обращение Пушкина к другу, столь убежденна его речь, полная пророческого предсказания: «И на обломках самовластья Напишут наши имена!» А. Пушкин «К морю» (1824). Одним из первых программных лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю». Пушкин прощался в нём с югом, с морем, с романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы. Море для него – символ свободы, символ безбрежней вольной стихии, родственной его духу. Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону («своенравные порывы»), только своей прихоти. Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его – «грустным», «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека («Моей души предел желанный!») или охватившая его сильная страсть («Могучей страстью очарован, у берегов остался я…»). А. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825). Это стихотворение – шедевр лирики Пушкина (романс на музыку М.И.Глинкой). Обращено к Анне Петровне Керн (1800-1879), племяннице П.А.Осиповой (1781-1859), помещицы села Тригорское, соседки Пушкина по селу Михайловскому Псковской губернии. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественной проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. Ясно и то, что поэт стремился нарисовать совершенный образ женской красоты. А. Пушкин «Арион» (1827). В основу стихотворения легла широко известная легенда о древнегреческом певце Арионе, плывшем на корабле по морю. Корабельщики задумали его убить, чтобы завладеть принадлежащим ему имуществом. Арион попросил у них позволения спеть перед смертью песню. Потом он выбросился в море. Зачарованный его пением, дельфин вынес его на берег. Пушкин изменил легенду, согласно которой Арион и корабельщики – враги. В его стихотворении между пловцами и певцом нет вражды. В легенде и пловцы и Арион остаются живы. У Пушкина спасся только певец. Однако внешний план совмещается с иносказательным. Пушкин придал мифологическому сюжету вполне современное звучание. Стихотворение было написано 16 июля 1827 года, то есть спустя три дня после годовщины (13 июля 1826 года) казни декабристов. Пушкин вновь вспомнил о своей вольнолюбивой молодости. Таким образом, Пушкин остался верен и вольнолюбивым идеалам молодости, и своим представлениям о могуществе поэтического слова («Пророк»). Но теперь он глубже понимал современность и все яснее чувствовал трагедию передового человека в деспотической стране. Своё собственное положение Пушкин тоже рассматривает в свете этой трагедии. А. Пушкин «Осень» (1833). Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. В одноимённом стихотворении он посвятил ей чудесные строки. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. «Октябрь уж наступил» - это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определённую пору осени – октябрь. Далее картина осени развёртывается, обрастая живописными и точными деталями. Предметные образы («Последние листы с нагих своих ветвей», «дорога промерзает», «Журча, ещё бежит за мельницу ручей») соседствует с метафорическими («роща отряхает», «дохнул осенний хлад»). Пушкин нашёл подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». А. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). Это стихотворении восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царём и великосветскими кругами, о недостижимом счастье свободы, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем – сознание выполненного долга перед народом. Кто же даёт поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он – голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему «К нему не зарастёт народная тропа…». Поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…». Слово свобода включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. «Милость к падшим» - это прежде всего о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес – это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова хвала, обида и клевета – временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт завещал «равнодушно» отнестись к хуле и хвале, ибо был убеждён в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.
    Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.
Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников. Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности. Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним. Жизнелюбие - вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии...” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою: На холмах Грузии лежит ночная мгла Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою... Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина - отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу - декабристу И. Пущину: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный. Твой колокольчик огласил... Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” - это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой - как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя: Дни поздней осени бранят обыкновенно. Но мне она мила, читатель дорогой,- Красою тихою, блистающей смиренно... Или: Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить... Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским - солнечным, оптимистическим. Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством: ...Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.., “Разлука” Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки: Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились, и падали цари... “Была пора...” Не изменилось главное - верность своей четкой и ясной жизненной позиции. В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его - сама жизнь... Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать... “Элегия” ??? Напишите сочинение-миниатюру «Каков лирический герой А.С.Пушкина?»
    РР Анализ лирического произведения поэта.

План анализа лирического произведения:

1.Творческая история

2.Тема и жанр

3.Центральный образ или система образов

4.Особенности поэтической речи

5.Образные средства

6.Композиция

8.Эстетическое содержание, вызванное стихотворением.

(1833). Пушкина постоянно интересовала личность Петра 1, великого преобразователя России. Он понимал, что Петровская эпоха – крутой поворот в истории его страны. Как могучий художник он всегда тяготел к изображению переломных эпох или исторических и социальных катастроф. Поэма «Медный всадник» - грандиозное философское раздумье писателя о поступательном ходе истории. Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развёртывается сюжет «петербургской повести». Возвышенный пафос сменяется печальным рассказом. К чему же привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюблённого в Парашу. Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, в них много для Пушкина личного, автобиографического. Но они не сбываются. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несёт гибель Параше и бедному люду. Послепетровское время для Пушкина лишено преобразовательной энергии, свойственной грозному строителю могучего самодержавного государства. Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Своё личное горе Евгений пытается объяснить социальными причинами. Но ему противостоит уже не Пётр-преобразователь, а тот самый самодержавный порядок, который олицетворён в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»). Евгений чувствет на себе мощь деспотизма Петра. И он отважно бросает ему вызов. Но стихийный бунт отчаявшегося одиночки лишён смысла. Поэтому Евгений бесславно гибнет, уничтоженный, раздавленный нравственно, с помутившимся рассудком. Пушкин выразительно изображает торжество самодержавной власти:

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,

Простёрши руку в вышине,

За ним несётся Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы не обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжёлым топотом скакал.

Величие Петра – зодчего нового государства – остаётся для Пушкина непоколебимым. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. И в этом – одно из противоречий истории. Современная Пушкину действительность не давала возможности разрешить конфликт между государственными интересами и мечтами отдельной личности. Личность всегда терпела поражение, когда её нужды и заботы приходили в столкновение с самовластьем. Гармония между личностью и государством не могла быть достигнута на почве несправедливого общественного строя. ??? Возможна ли гармония между личностью и государством в настоящее время? Обоснуйте свой ответ.