Живописец, литограф. Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился в семье небогатого купца. Учился в частном пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес проявлял к портрету.

В 1807 Венецианов поступил на службу в Петербурге. Одновременно серьезно занялся живописью: брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал старых мастеров в Эрмитаже.
За «Автопортрет» (1811, ГРМ) получил первое академическое звание «назначенного», за «Портрет К.И. Головачевского, инспектора Академии художеств» (1812, ГРМ) признан академиком.

Помимо портретной живописи, успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался к литографии, в то время только что изобретенной.Венецианов был одним из членов легальной организации декабристского Союза Благоденствия - Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения, целью которого было распространение грамотности в простом народе.

В 1818 Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в своем тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи новые художественные устремления.
После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу. Ученики мастера, в ряде случаев крепостные, жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку от Общества поощрения художников. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужие оригиналы или специальные таблицы с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к более сложным.

В период двадцатилетнего существования школы нарастали материальные затруднения, и Венецианов безуспешно изыскивал средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей.

Умер Венецианов внезапно, от несчастного случая в дороге - опрокинувшиеся на крутом повороте сани нанесли ему смертельный удар.

Но поскольку большая часть поста не повторяет содержания предыдущего, то я позволил себе предложить Вашему вниманию этот материал.


Автопортрет, 1811 г., Государственная Третьяковская галерея

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П. Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей, которых мальчик боялся. Однажды его за это чуть не выгнали из пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов, имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу «Любопытный художник и ремесленник».


Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать.

О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению - портрету матери А.Л. Венециановой (1801).


Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме». Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.

Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии.



Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками,1811,ГРМ


Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера. На средства общества Венецианов открыл школу, где обучал рисованию одаренных детей. Эта школа находилась на окраине Петербурга. Воспитанников учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из ее стен вышли многие известные художники - Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовский. Ученики Венецианова стали называться «венециановской школой».

В эти годы дом Венецианова становится своеобразным литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской культуры - К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму, была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный Брюлловым.

В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.
Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».
В 1820-1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее - там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине - снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны - это результат тонких наблюдений художника на натуре.




Картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт - Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движения создает сидящая слева крестьянская женщина. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.


Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза: «неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового, профессионального и прекрасного мастера.


Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел.


На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.


Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы », «Жница », «Утро помещицы ».







Жница



Утро помещицы, 1823г, ГРМ


«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное, близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо, чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такие сравнение всегда имели место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.
Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности.
Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Интерьер вообще является одной из особенностей в картинах Венецианова. Не является исключением и картина «Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах.
В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова - выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола. Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты.
Жанр венецианских картин не является изощренным, сюжеты не поражают своей новизной. И все - таки автору удается найти что-то необычное даже в обыденных ситуациях - например, в выдаче льна крестьянам.


Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает на двадцатые - тридцатые годы. Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».




На пашне. Весна. Первая половина 1820-х, ГТГ



На жатве. Лето. Середина 1820-х, ГТГ


Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», - писал журнал «Отечественные записки».


Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.



Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ


Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Другая по характеру «Девушка с бураком» - энергичен поворот головы молодой красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное пятно платка подчеркивает темпераментность лица. С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение одухотворенного мыслью лица говорите большом жизненном опыте, душевной силе.




Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ



Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки.




Захарка, 1825, ГТГ


Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой.


В 1823-26 годы Венециановым была написана картина "Спящий пастушок". Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью. Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает себя мастером создания перспективы. На картине глаза маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что он позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.





Спящий пастушок. 1823-1826,ГРМ


На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов - картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.
Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.


«Жнецы» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора - Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору - великому художнику показать основную идею картины - мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.




Жнецы. Вторая половина 1820-х,ГРМ


Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник.
На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.


Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».


Купальщицы. 1829, ГРМ


«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур - одной в рост, другой - присевшей и изображенной со спины, - пишет Э.В. Кузнецова. - Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами. Купальщицы Венецианова - это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».

В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года художник слег и сам.

Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в рот влили. Дня через два-три я глядь - ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу - да как же, раз по пяти и по шести в день... Устал…»
К счастью, все обошлось. В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин - «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, пестроту и декоративность по сравнению с прежними вещами.



Гадание на картах. 1842. ГРМ



Крестьянка за вышивкой


В заключение приведу еще несколько картин художника.



Девушка в платке, Русский музей




Вот-те и батькин обед. 1824, ГТГ




Девушка с крынкой




Крестьянская девушка с серпом во ржи, ГРМ




Мальчик одевающий лапти


Хочется также показать несколько чисто портретных иллюстраций Венецианова



Портрет Фонвизина





Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка II. А. Чичерина. Ок. 1810. Пастель





Портрет Марфы Афанасьевны Венециановой, урожденной Азарьевой 1780-1831, жены художника, Государственный Русский музей




Портрет В.П. Кочубея


Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года.


Сообщение получилось очень большим, но в нем не удалось полностью рассказать о творчестве замечательного русского живописца А.Г. Венецианова. Многие иллюстрации его работ не попали сюда, да это было бы и невозможно сделать. Кто заинтересовался его творчеством смогут найти материал о художнике и его творчестве как в Интернете, так и в библиотеках. Желаю им успехов.

При подготовке материала были использованы следующие материалы:

Введение

Замечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов, вначале самоучка и позже - ученик Боровиковского, стал одним из первых портретистов простого русского человека. Его первая картина "Гумно" (1822-1823) ошеломила Петербург избранной темой.

Этим полотном было положено начало целому направлению в живописи, яркими представителями которого стали Крамской, Репин, Суриков, Перов, Васнецов, Шишкин.

Алексей Гаврилович не только создал целую галерею портретов русского человека ("Утро помещицы", "Спящий пастушок", "Вот-те и батькин обед", "Жнецы", "Крестьянка с васильками" и т.д.), но стал организатором художественной школы для низших сословий - крестьян, ремесленников, мещан и создал свою, "Венециановскую школу".

Цель реферата - проанализировать творческий путь русского живописца А.Г. Венецианова.

Краткая биография А.Г. Венецианова

Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования. После окончания пансиона служил чертежником. В 1801 написал портрет матери, показав, что обладает несомненным творческим опытом и стремлением передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека.

В 1802 приехал в Петербург и дал объявление в газете о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. В 1803 - 1806, по мнению одних исследователей, находился в Москве, по мнению других, в Петербурге учился у В.Л. Боровиковского, что более вероятно, если судить по изменившейся живописной манере В. В 1807 В. Был принят на службу в Канцелярию директора почт Д.П. Трощинского, в свободное время изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 В. Попытался издавать журн. Карикатур, но издание было уничтожено цензурой: гнев вызвал лист «Вельможа», где Венецианов изобразил уродливое существо, почивающее на ложе, в то время когда его приемная полна просителей: вдова с ребенком, инвалид с медалями, и др. В 1811 В. За представленные в Академию художеств «Автопортрет» и «Портрет К.И. Головачевского с учениками» стал академиком. В Отечественную войну 1812 В. Был в числе авторов летучих листков, народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства. В 1815 Венецианов женился, через четыре года вышел в отставку, поселился в небольшом имении, где много и счастливо работал.

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 23.03.2018 11:31 Просмотров: 647

Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.

Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать . В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре . За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.

А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.
Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.
Молодой художник окончил жизнь самоубийством.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея

Биография Венецианова

Венецианов Алексей Гаврилович. Годы жизни: 1780г. - 1847г.

Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ - "Портрет матери, А. Л. Венециановой" (1802, ГРМ).

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. В 1811 году "Автопортрет" (ГТГ) доставил автору первое академическое звание назначенного, а "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" (ГРМ) - звание академика.

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной. В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить вТверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей. Умер Венецианов внезапно, от несчастного случая в дороге - опрокинувшиеся на крутом поворота сани нанесли ему смертельный удар.

Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. Искусство. 1978